1. «Край ты мой заброшенный...» – знакомый русский пейзаж
2. «Поёт зима...» – картина русской природы, предчувствие потрясений и перемен
3. «В том краю...» – мрачное предчувствие главного героя,...Читать дальше
Скачать ноты
Георгий Свиридов - Поэма памяти Сергея Есенина для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра в 10 частях, слова С.А. Есенина (1955-1956)
1. «Край ты мой заброшенный...» – знакомый русский пейзаж
2. «Поёт зима...» – картина русской природы, предчувствие потрясений и перемен 3. «В том краю...» – мрачное предчувствие главного героя,...Читать дальше
1. «Край ты мой заброшенный...» – знакомый русский пейзаж
2. «Поёт зима...» – картина русской природы, предчувствие потрясений и перемен 3. «В том краю...» – мрачное предчувствие главного героя, образ скованной Руси, пророчество гибели от безысходности 4. «Молотьба» – картина радостной, полнокровной деревенской жизни 5. «Ночь под Ивана Купала» – таинственный рассказ, проникнутый атмосферой ночи, древнего праздника, с закличкой Купалы. Преддверие поворотного момента – рождения Поэта 6. «Ночь под Ивана Купала (продолжение)» – чудо рождения Поэта. Рассказ-легенда, былина о матушке и полнокровная радость жизни 7. «1919» – образ гражданской войны в частушках и причитаниях 8. «Крестьянские ребята» – частушка, основанная на простейших попевках 9. «Я последний поэт деревни...» – предсмертный монолог Поэта 10. «Небо – как колокол...» – хоровой финал, колокол, гимн Х Свернуть
Владимир Федосеев
(дирижер)
,
Максим Пастер
(тенор), Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского (Москва)
, Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова
|
||
А исполнение-то просто фантастическое. Трактовка Федосеева заметно отличается от
классической светлановской с Масленниковым. И это впечатления отнюдь не испортило. Оно его
усилило. Рекомендую встряхнуть душу этой записью, и всякая суета отодвинется `в зоревую
гать`.
Край ты мой пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
2.Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
3.В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты.
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
4.Молотьба
Вышел зараня дед
На гумно молотить:
«Выходи-ка, сосед,
Старику подсобить».
Положили гурьбой
Золотые снопы.
На гумне вперебой
Зазвенели цепы.
И ворочает дед
Немолоченый край:
«Постучи-ка, сосед,
Выбивай каравай».
И под сильной рукой
Вылетает зерно.
Тут и солод с мукой,
И на свадьбу вино.
За тяжелой сохой
Эта доля дана.
Тучен колос сухой —
Будет брага хмельна.
5.Ночь под Ивана Купала
За рекой горят огни,
Погорают мох и пни.
Ой, купало, ой, купало,
Погорают мох и пни.
Плачет леший у сосны —
Жалко летошней весны.
Ой, купало, ой, купало,
Жалко летошней весны.
Ой да у наших у ворот
Пляшет девок хоровод.
Ой, купало, ой, купало,
Пляшет девок хоровод.
6.Ночь под Ивана Купала(продолжение)
Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.
7.1919...
8.Крестьянские ребята
Ах, рыбки мои,
Мелки косточки!
Вы, крестьянские ребята,
Подросточки.
Ни ногатой вас не взять,
Ни резанами,
Вы гольем пошли гулять
С партизанами.
Красной Армии штыки
В поле светятся.
Здесь отец с сынком
Могут встретиться.
Офицерка,
Да голубчика
Прикокошили
Вчера в Губчека
Веселись, душа
Молодецкая.
Нынче наша власть,
Власть советская.
За один удел
Бьется эта рать.
9. Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
10.Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюся песней я
Смерти твоей.
Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.
переписывать сюда всем известные тексты?
тексты?
Во-вторых,запись не очень качественная и слова понятны с трудом!Поэтому я и добавил стихи
сюда!
сильных у Свиридова!
уничтожал БЧайковского, было очень. Даже сам от себя не ожидал такой чувствительности.
совершенно не жалко. А когда уничтожал БЧайковского, было очень. Даже сам от себя не
ожидал такой чувствительности.
нас, не помню кто уже.
Много зла от радости в убийцах...
получается.)))
совершенно не жалко.
Некоторые (хотя объективнее сказать - `многие`) его создания - в том числе и обсуждаемая в
этой теме `Поэма памяти Есенина` стали крупнейшими событиями музыкальной жизни при своем
появлении и живут активной жизнью уже более полувека, регулярно исполняются, влияют на
вновь создаваемую музыку, и, рискну предположить, будут и дальше исполняться и точно так
же влиять на будущую музыку. В чем здесь повод для жалости ? - для композитора такая
судьба - уверен - счастье.
тексты!
и слова понятны с трудом!
дисков они обычно воспроизводятся, не говоря уж просто о книгах.
композитора похвалами ноги обтирают. Не в существо его творчества смотрят, а поливают
патокой.
похвалами ноги обтирают. Не в существо его творчества смотрят, а поливают патокой.
Вас понимаю, мне тоже, но, думаю, каждый реагирует на искусство так как может - за это же
нельзя винить, уж лучше так, чем вообще никак.
может
посмотреть как сделано.