Авторский концерт в Доме архитектора. 17 апреля 2013 г. Москва
nitsshe
(19.04.2013 18:55)
Сам ещё не пойму, что мне тут более по нутру: музыка или арфистка. Но обращение композитора к столь удивительному инструменту очень похвально. Вспомнилась фраза из Гайдая: `Так зачем же ты арфу из окна выбросил!?`. Однозначно, это неприкосновенное и бесценное творение рук человеческих. Если бы позволяли условия и средства, просто поставил бы его в отдельной комнате и предавался бы неге и забвению.
victormain
(20.04.2013 06:40)
Наташа просто восхитительна. Пьеса тоже.
Andrew_Popoff
(20.04.2013 14:48)
Спасибо, друзья!
Aelina
(20.04.2013 15:05)
Ни один музыкальный инструмент не производит более сильного впечатления чем арфа , наделенная божественной интуицией...
Музыка необыкновенно , ностальгически проникновенна и красива...
Автору - моё неизменное восхищение и спасибо .
ЧУДО !
Andrew_Popoff
(20.04.2013 15:58)
Aelina писал(а):
Ни один музыкальный инструмент не производит более сильного впечатления чем арфа , наделенная божественной
Спасибо, Элина! Ваши комментарии драгоценны!
patlayenko
(20.04.2013 17:27)
Трудную коллега поставил перед собой задачу - в течении, без малого,пяти минут арфового тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
Andrew_Popoff
(20.04.2013 21:53)
patlayenko писал(а):
Трудную коллега поставил перед собой задачу - в течении, без малого,пяти минут арфового тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
Спасибо, Эдуард Николаевич!
sir Grey
(20.04.2013 21:58)
victormain писал(а):
Наташа просто восхитительна. Пьеса тоже.
Ее совсем не видно! Под этим серым узким покрывалом....
А рядом сам автор подсел? Якобы ноты перелистывать?
sir Grey
(20.04.2013 21:59)
patlayenko писал(а):
Трудную коллега поставил перед собой задачу - в течении, без малого,пяти минут арфового тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
Ужасно интересно!
Почему это трудно играть на арфе 5 минут без педали?
И что там педаль делает? Всегда хотел узнать.
abyrvalg
(20.04.2013 22:18)
sir Grey писал(а):
Ужасно интересно!
Почему это трудно играть на арфе 5 минут без педали?
И что там педаль делает? Всегда хотел узнать.
Как я понимаю, арфа инструмент диатонический и чтобы играть `диезы` или `бемоли` нужно применять педали на арфе. А можно обойтись без педали, но за счет энгармонических замен, но это вопрос уже мастерства арфиста (или арфистки).
precipitato
(20.04.2013 22:20)
abyrvalg писал(а):
А можно обойтись без педали, но за счет энгармонических замен, но это вопрос уже мастерства арфиста (или арфистки).
Нельзя.
sir Grey
(20.04.2013 22:23)
precipitato писал(а):
Нельзя.
Значит в этой вещи все без диейзов и бемолей?
sir Grey
(20.04.2013 22:24)
А тональность не указана. Нет, типа, тональности?
abyrvalg
(20.04.2013 22:26)
precipitato писал(а):
Нельзя.
Вы правы, неточно просто сказал. Можно только несколько упростить педализацию за счет замены, но не заменить.
Andrew_Popoff
(20.04.2013 22:36)
sir Grey писал(а):
А тональность не указана. Нет, типа, тональности?
Тут модальная основа, а не тональная. То есть, любая ступень диатоники может становиться устоем в тот или иной момент. При ключе семь бемолей. Условно говоря, ля-бемоль минор или до-бемоль мажор.
На арфе семь педалей. Каждая педаль имеет три положения - повышает струну на полутон, нейтральное положение и понижает на полутон. То есть, три позиции превращают, скажем (педаль До) все до-бемоли в до-бекары и в до-диезы. Композитору надо помнить, что на арфе невозможно взять интервал вроде фа-бекар - фа диез. И что более трех педалей сразу лучше не менять.
Здесь есть другие мои арфовые пьесы и ансамбли, где педализация очень сложная. Скажем, `Вальс-соната` или Paradox II. Самая сложная пьеса, с точки зрения педализации, которая мне известна - Canzona triste Корндорфа. Там арфистка временами выделывает такую чечетку, что Фред Астер отдыхает.
Andrew_Popoff
(20.04.2013 22:36)
abyrvalg писал(а):
Вы правы, неточно просто сказал. Можно только несколько упростить педализацию за счет замены, но не заменить.
Упростить педализацию нельзя. Она и так пишется с учетом максимального удобства.
abyrvalg
(20.04.2013 22:43)
Andrew_Popoff писал(а):
Упростить педализацию нельзя. Она и так пишется с учетом максимального удобства.
У меня вопрос, а могут ли арфисты самостоятельно изменять свою партию в виду сложности произведения?
Andrew_Popoff
(20.04.2013 22:46)
abyrvalg писал(а):
У меня вопрос, а могут ли арфисты самостоятельно изменять свою партию в виду сложности произведения?
Э... ну кагбэ для профессионального музыканта это дурной тон. :)
Для детей, бывает, адаптируют в ДМШ.
victormain
(20.04.2013 22:52)
sir Grey писал(а):
Ее совсем не видно! Под этим серым узким покрывалом....
А рядом сам автор подсел? Якобы ноты перелистывать?
1) видно; 2) сам автор; 3) про арфу куча инфы в Нете, гляньте хоть Вики. У эраровской арфы 7 педалей (конструкция Эрара - окончательно современная, хотя педали были придуманы на 100 лет раньше), соответственно ступеням диатонического звукоряда. У каждой педали 3 позиции, зарубки внизу, идущие внутрь корпуса. По ним носком ступни исполнитель перемещает педаль в нужную позицию До бемоль, До бекар или До диез; и так по каждой ступени ионийского Сes в отдельности. Можно отстраивать довольно прихотливые лады. Главное понимать, что настройка эта дублируется по всему диапазону арфы; то есть, не может быть одновременно До и До#, последний заменяется звуком Ре бемоль. Но этим мы `теряем` Ре бекар, и так далее. Наука нехитрая и даже забавная. Партия арфы часто выглядит диковато: вперемежку диезы, бемоли и бекары безо всякой логики ладовой орфографии. Мне один раз случилось этого избегнуть; при настройке арфы в `черноклавишную` пентатонику я не стал перемежать диезы с бемолями, обратил на это внимание в предисловии к партитуре и никаких проблем или замечаний у исполнителя не возникло.
abyrvalg
(20.04.2013 23:02)
У меня еще один вопрос, но относительно фортепиано. В некоторых произведениях (в частности, у Равеля я видел) указана нота соль-диез в субконтроктаве, но ведь у фортепиано субконтроктава начинается с ля. Для чего это нужно было писать, разве были такие фортепиано?
Romy_Van_Geyten
(20.04.2013 23:05)
abyrvalg писал(а):
Для чего это нужно было писать, разве были такие фортепиано?
Бёзендорфер.
abyrvalg
(20.04.2013 23:08)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Бёзендорфер.
А если нет в концертном зале таких безендорферов, чего делать?
Romy_Van_Geyten
(20.04.2013 23:09)
abyrvalg писал(а):
А если нет в концертном зале таких безендорферов, чего делать?
Значит не свезло)
Andrew_Popoff
(20.04.2013 23:16)
abyrvalg писал(а):
но ведь у фортепиано субконтроктава начинается с ля. Для чего это нужно было писать, разве были такие фортепиано?
Есть фортепиано с расширенным диапазоном - до фа субконтроктавы. В московской консерватории несколько таких роялей, я сам на одном играл. При этом, чтобы не сбивать с толку пианиста, в обычном состоянии дополнительные клавиши прикрыты черной крышечкой, которая, в случае надобности, снимается.
abyrvalg
(20.04.2013 23:29)
Andrew_Popoff писал(а):
Есть фортепиано с расширенным диапазоном - до фа субконтроктавы.
Спасибо большое за ответ! Сколько живу, а этого не знал.
andrej3
(20.04.2013 23:34)
Красивая музыка.
Andrew_Popoff
(20.04.2013 23:52)
andrej3 писал(а):
Красивая музыка.
Спасибо!
meister
(21.04.2013 00:45)
abyrvalg писал(а):
Спасибо большое за ответ! Сколько живу, а этого не знал.
В принципе удлинить диапазон фортепиано в субконтроктаве можно, но каково это будет настройщикам, для которых даже нота ля в этой октаве очень мутная по интонации?!...
abcz
(21.04.2013 01:51)
meister писал(а):
В принципе удлинить диапазон фортепиано в субконтроктаве можно, но каково это будет настройщикам, для которых даже нота ля в этой октаве очень мутная по интонации?!...
настраивать по октавному обертону
meister
(21.04.2013 02:53)
abcz писал(а):
настраивать по октавному обертону
Да, именно так. Но вокруг субконтроктавной струны образуется немалое количество побочных шумов, которые в значительной степени затеняют этот обертон и осложняют точную настройку.
abcz
(21.04.2013 02:59)
meister писал(а):
Да, именно так. Но вокруг субконтроктавной струны образуется немалое количество побочных шумов, которые в значительной степени затеняют этот обертон и осложняют точную настройку.
я имел в виду: проложить полоской фильца или клиньями по половине струн с-к-октавы и выстраивать унисоны (с обертонами) в контроктаве. Нормально слышно.
meister
(21.04.2013 03:09)
abcz писал(а):
я имел в виду: проложить полоской фильца или клиньями по половине струн с-к-октавы и выстраивать унисоны (с обертонами) в контроктаве. Нормально слышно.
Ваша информация очень занятная-) Самое удивительное, что ни в одной книге по настройке мне не доводилось читать ничего подобного! Это, наверное, изобретение недавних лет.
victormain
(21.04.2013 04:01)
Andrew_Popoff писал(а):
Есть фортепиано с расширенным диапазоном - до фа субконтроктавы. В московской консерватории несколько таких роялей, я сам на одном играл...
О, буду знать, где нужно исполнять мою Застольную. У меня там в басах хрюкают эти ноты. Пока играли только октавой выше. Не тот цимес.
victormain
(21.04.2013 04:03)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Бёзендорфер.
В минском зале союзе композиторов такой же Petroff раньше стоял.
abcz
(21.04.2013 07:32)
meister писал(а):
Ваша информация очень занятная-) Самое удивительное, что ни в одной книге по настройке мне не доводилось читать ничего подобного! Это, наверное, изобретение недавних лет.
вот не знаю. Я вычитал (кажется) у Порвенкова, он, впрочем, последнее время активно продвигает для этих целей какой-то `стробобас`. Не знаю, с чем его едят.
patlayenko
(21.04.2013 12:03)
sir Grey писал(а):
И что там педаль делает? Всегда хотел узнать.
По настройке арфа инструмент диатонический,как и тромбон.
Педали позволяют перестраивать арфу в любую тональность так же,как кулиса на тромбоне; даже во время игры.
Вот три диатонические тональности:ДО-бемоль мажор,
ДО-мажор и ДО-диез мажор. Три позиции педали.А педалей всего семь.
Подробнее - в учебнике по инструментоведению.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:18)
victormain писал(а):
В минском зале союзе композиторов такой же Petroff раньше стоял.
Было такое мнение, что Petrof - не фамилия, у шутка, поскольку пишется с одним f, что противоестественно, но зато в ракоходе что получается, сами видите. Дальше, на этом petroF`е нижняя - Фа, но на Бёзендорфере - аж До. Только вот этот несчастный Бёзе... купила Ямаха, и не уверен, что Бёзе ещё выпускают.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:18)
victormain писал(а):
В минском зале союзе композиторов такой же Petroff раньше стоял.
Было такое мнение, что Petrof - не фамилия, а шутка, поскольку пишется с одним f, что противоестественно, но зато в ракоходе что получается, сами видите. Дальше, на этом petroF`е нижняя - Фа, но на Бёзендорфере - аж До. Только вот этот несчастный Бёзе... купила Ямаха, и не уверен, что Бёзе ещё выпускают.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:21)
victormain писал(а):
О, буду знать, где нужно исполнять мою Застольную. У меня там в басах хрюкают эти ноты. Пока играли только октавой выше. Не тот цимес.
О да, Витя, подтверждаю, субконтр - это колорит! Я уже не раз говорил, что рискнул написать сочинение (Этюды) для этого инструмента, ну и дурак, потому что пока не удаётся, а без низа совершенно не то звучание (везде есть оссиа, которые и играются).
abyrvalg
(21.04.2013 12:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
а без низа совершенно не то звучание (везде есть оссиа, которые и играются).
Скажите, а какие есть для фортепиано произведения со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и некоторых других? Звучание хочется услышать более отчетливо.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:37)
abcz писал(а):
настраивать по октавному обертону
Или я туплю слухом, или это Ля просто никто и не пытается настраивать. То же предлагается делать с субконтр, кому нужен там не то что чистый строй, а вообще строй? Тогда давайте ластру настраивать или там-там.. .
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:46)
Andrew_Popoff писал(а):
дополнительные клавиши прикрыты черной крышечкой
Крышечка - великое изобретение. Не раз играл концерты на роялях таких, но без крышечки. Если случайно посмотрел налево, то всё, уже ничего не понимаешь - в какой ты октаве находишься? Жуть. Всего-то три клавиши, но эффект!
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:51)
victormain писал(а):
настройка эта дублируется
В моде кельтская арфа, бепедальная, в начале настраивайте и играйте уж до конца в таком вот - но любом, то есть неоктавном, строе. Я для такой арфы = Тани Вымятниной написал 1/4-тонную вещь, никак не могу добраться исполнить. Но репетиции у нас были, весьма интересно, мне кажется, звучит. На эраровской тоже при желании можно в начале ключом настроить что угодно, конечно.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 12:56)
sir Grey писал(а):
А рядом сам автор подсел?
Автором арфовой музыки может быть только мужчина, потому что кто тогда будет арфу таскать? Мне вот доверила арфу Ольга Эрдели, а я ее (арфу) уронил, представляете? поскользнулся на паркете где-то в Колонном зале. Тяжелая она (арфа!).
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 13:04)
abyrvalg писал(а):
Скажите, а какие есть для фортепиано произведения со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и некоторых других? Звучание хочется услышать более отчетливо.
Так а как же услышать, когда на таких `пере-роялях` не играют? Про Бузони я не в курсе, у Равеля сложнее: я помню два случая, когда Равель написал Ля вместо Соль-диеза, ну, и играют это ужасающе фальшиво звучащее Ля. Просто, вероятно, имеется в виду, что вот если бы был подходящий инструмент, надо бы было бы сыграть, чтоб не было фальшиво, Соль-диез. Но у автора-то написана наглая фальшь в виде Ля.
childcomposer
(21.04.2013 13:14)
abyrvalg писал(а):
Скажите, а какие есть для фортепиано произведения со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и некоторых других?
Еще один пример: П.И. Чайковский, 3-й фортепианный концерт, 1-я часть. См. страницу 73 партитуры, 2 такта до буквы R. Ля-бемоль субконтроктавы.
abyrvalg
(21.04.2013 13:15)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Про Бузони я не в курсе,
У Бузони в его форт. концерте есть ля-бемоль. Но звучит вроде как ля.
abcz
(21.04.2013 13:22)
abyrvalg писал(а):
Звучание хочется услышать более отчетливо.
не получится. Струны слишком короткие и жёсткие.
Основная гармоника поглощается обертонами и получается довольно грязная пачка звуков вместо определённого тона
abyrvalg
(21.04.2013 13:25)
abcz писал(а):
не получится. Струны слишком короткие и жёсткие.
Основная гармоника поглощается обертонами и получается довольно грязная пачка звуков вместо определённого тона
Уже начал подозревать. Получается такой жирный звук.
abcz
(21.04.2013 13:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Или я туплю слухом, или это Ля просто никто и не пытается настраивать. То же предлагается делать с субконтр, кому нужен там не то что чистый строй, а вообще строй?
пытаются. Дело более-менее безнадёжное (как и пара верхних нот, кстати), но неизбежное: чем точнее выстроены нижние звуки, тем чище обертоновый фон в педальной игре. Если их оставить `так`, даже хорошо отстроенный в остальном инструмент будет `плыть`, дрейфовать как бы (по звуку, не по строю).
Между прочим, интересный эффект, но, скажем, Бетховена мне бы не хотелось слышать на таком инструменте. А вот романтики - очень ничего так.
childcomposer
(21.04.2013 13:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...Равель написал Ля вместо Соль#, и играют ... ужасающе фальшивое Ля. Вероятно,имеется в виду, что если бы был подходящий инструмент, надо было бы сыграть нефальшивое Соль#.
Думаю, что к данному случаю можно применить шахматный термин `цугцванг` - вынужденный ход, т.е. когда противника вынуждают сделать заведомо проигрышный ход. Можно было бы написать исследование о композиторских цугцвангах, когда автор, воюя с ограниченностью диапазона или возможностей инструментов, бывает вынужден писать не то, что хочется.
P.S. Пишут `Пожалуйста, сократите цитату до 200 символов` - иногда приходится поломать голову, как сократить!
abcz
(21.04.2013 13:39)
abyrvalg писал(а):
Уже начал подозревать. Получается такой жирный звук.
какая-то не та ассоциация...
Не то чтобы он жирный. Массивный, скорей.
abyrvalg
(21.04.2013 13:56)
abcz писал(а):
какая-то не та ассоциация...
Не то чтобы он жирный. Массивный, скорей.
ля субконтроктавы с оттяжкой в храп.
abcz
(21.04.2013 14:22)
abyrvalg писал(а):
ля субконтроктавы с оттяжкой в храп.
Странные ассоциации какие-то
как играть. Можно так долбануть, что покажется взрывом Малыша, а можно так прикоснуться, что услышите тень тени.
Aelina
(21.04.2013 14:33)
abcz писал(а):
услышите тень тени.
красиво сказали :) записываю в блокнотик ...
abyrvalg
(21.04.2013 14:46)
abcz писал(а):
Странные ассоциации какие-то
как играть. Можно так долбануть, что покажется взрывом Малыша, а можно так прикоснуться, что услышите тень тени.
Ну что же вы хотите, чтоб у всех одинаковые ассоциации были? Или профессиональные музыканты не приемлют другое мнение, кроме как свои.
meister
(21.04.2013 15:45)
abcz писал(а):
вот не знаю. Я вычитал (кажется) у Порвенкова, он, впрочем, последнее время активно продвигает для этих целей какой-то `стробобас`. Не знаю, с чем его едят.
С Порвенковым я немного знаком лично (в 1995 году даже ездил к нему в посёлок Правдинский, где находилась фортепианная фирма `Заря`, теперь уж, наверное, закрытая, как многое в России). Он мне рассказывал о своём изобретении - новом способе выстраивания темперированной гаммы, защищённым авторским патентом.
andrej3
(21.04.2013 16:12)
abyrvalg писал(а):
Или профессиональные музыканты не приемлют другое мнение, кроме как свои.
Многие не приемлют, и считают себя истиной в последней инстанции.
Mikhail_Kollontay
(21.04.2013 17:42)
abcz писал(а):
романтики - очень ничего так
Да-да, в монстрах с субконтроктавой именно в гармониках все и дело, звук на педали (и даже не только) получается густой, как мёдом мазаный.
abcz
(21.04.2013 20:22)
abyrvalg писал(а):
Ну что же вы хотите, чтоб у всех одинаковые ассоциации были? Или профессиональные музыканты не приемлют другое мнение, кроме как свои.
да мне по барабану, в общем. Просто, такой физиологизм...
abcz
(21.04.2013 20:23)
meister писал(а):
Он мне рассказывал о своём изобретении - новом способе выстраивания темперированной гаммы, защищённым авторским патентом.
терц-секст. Я даже пробовал.
Romy_Van_Geyten
(21.04.2013 20:30)
abcz писал(а):
терц-секст. Я даже пробовал.
а в чём там суть? можно вкратце?
abcz
(21.04.2013 21:29)
Romy_Van_Geyten писал(а):
а в чём там суть? можно вкратце?
подробностей я уже не помню (лет 15 точно прошло; там поправочные коэффициенты, всякие мелочи...), суть в том, что между большими терцией и секстой биения равны и, отстраивая кварту мы всегда имеем способ надёжного контроля её величины, причём, отстраивая, скажем, ля-ре, совершенно не обязательно точно отстраивать фа, потому что биения будут равны всё равно. Ну, и свой план темперации, опирающийся на этот способ контроля. Забыл. А книжки под рукой нет.
sir Grey
(21.04.2013 21:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
...Мне вот доверила арфу Ольга Эрдели, а я ее (арфу) уронил, представляете? поскользнулся на паркете где-то в Колонном зале. Тяжелая она (арфа!).
- Ну зачем тебе именно Эрдели? Возьми хоть Веру Дулову вместо Эрдели....
abyrvalg
(21.04.2013 22:04)
abcz писал(а):
Забыл. А книжки под рукой нет.
Слушайте, а, часом, вы не книгу Порвенкова имеете в виду? Он как раз писал об этих нюансах. Она у меня есть, интересная очень книга, только что о ней вспомнил.
abcz
(21.04.2013 22:08)
abyrvalg писал(а):
Слушайте, а, часом, вы не книгу Порвенкова имеете в виду? Он как раз писал об этих нюансах. Она у меня есть, интересная очень книга, только что о ней вспомнил.
её. У меня тоже есть. Но надо искать. Т.е., вообще-то не надо.
Romy_Van_Geyten
(21.04.2013 23:00)
abcz писал(а):
суть в том, что между большими терцией и секстой биения равны и, отстраивая кварту мы всегда имеем способ надёжного контроля её величины, причём, отстраивая, скажем
Спасибо. Любопытно, я пришёл почти к тому же самому эмпирическим путём, когда начал заниматься настройкой. Т.е. я рассматривал сексты и терциии как контрольные интервалы позволяющие точнее сбалансировать темперацию... Вот что значит книжек не читать!.. Там оказывается уже всё написано и даже запатентовано))
abcz
(21.04.2013 23:48)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Вот что значит книжек не читать!.. Там оказывается уже всё написано и даже запатентовано))
господи, чего там только не написано! Я как-то книжечку двух новосибирцев прикупил, так там расписано сколько биений в каждом шаге темперации и каким множеством интервалов и аккордов контролировать. Голова с котёл нужна, чтоб всё это запомнить...
Ой мне...
meister
(22.04.2013 04:39)
abcz писал(а):
терц-секст. Я даже пробовал.
Точно, терц-секст.
Сейчас с распространением электронных тюнеров надобность в изучении подобной методики отпадает. Да и сам Валерий Григорьевич продемонстрировал мне работу электронного тюнера `Корг`; тогда в 1995 году этот аппарат стоил немалых денег, но технический прогресс не стоит на месте: аппаратура совершенствуется и становится доступной по цене.
Этот `Корг` я всё-таки приобрёл, но в прошлом году (как говорится, лучше поздно, чем никогда). Подробнее об этом аппарате я рассказал в своём клубе здесь:
http://clubs.ya.ru/4611686018427465153/replies.xml?item_no=97
abcz
(22.04.2013 08:32)
meister писал(а):
Точно, терц-секст.
Сейчас с распространением электронных тюнеров надобность в изучении подобной методики отпадает.
Вы думаете?
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
abcz
(22.04.2013 08:41)
т.е., представляю, конечно, только смысла не вижу
Romy_Van_Geyten
(22.04.2013 16:02)
abcz писал(а):
Вы думаете?
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
беруши в уши и фсё пойдёт как по маслу))
abcz
(22.04.2013 19:12)
Romy_Van_Geyten писал(а):
беруши в уши и фсё пойдёт как по маслу))
а сверху ушанку - и наступит полное благорастворение воздусей
meister
(22.04.2013 20:15)
abcz писал(а):
Вы думаете?
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
`Элементарно, Ватсон!`
В тюнере 3-диодный датчик (`Низко`, `Точно`, `Высоко`) и возможность работать с различными пределами точности. При совпадении звучания струны с эталонной частотой автоматически включается зелёный светодиод (`Точно`). Соседние струны хора настраиваются, разумеется, на слух.
Для работы с роялем можно всю эталонную шкалу настроить, имея в виду, что ля первой октавы соответствует не 440, но 442 Гц. (2 лишних герца добавляются на релаксацию струн).
abyrvalg
(22.04.2013 20:21)
meister писал(а):
Для работы с роялем можно всю эталонную шкалу настроить, имея в виду, что ля первой октавы соответствует не 440, но 442 Гц. (2 лишних герца добавляются на релаксацию струн).
В последнее время какая-то чехарда со строем. Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто уже в нем не играет.
abcz
(22.04.2013 20:49)
meister писал(а):
`Элементарно, Ватсон!`
В тюнере 3-диодный датчик (`Низко`, `Точно`,
ну...
Пусть.
abcz
(22.04.2013 20:50)
abyrvalg писал(а):
В последнее время какая-то чехарда со строем. Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто уже в нем не играет.
`раньше` - это когда?
meister
(22.04.2013 22:46)
abyrvalg писал(а):
Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто уже в нем не играет.
Правильное наблюдение!
Рискну в данном контексте высказать следующее предположение...
По моим наблюдениям, большинство духовых инструментов имеют тенденцию к завышению строя. Вот и адаптируют стандарт под них.
Другое направление по оптимизации музыкального строя - создание различных компенсирующих приспособлений, в частности, недавно в Россию пришли из Германии бочонки-зум для кларнетов, помогающие реально бороться за точную интонацию инструмента. Как следует из названия, бочонок-зум позволяет плавно удлинять мензуру инструмента, что автоматически корректирует строй.
paraklit
(23.04.2013 02:03)
abyrvalg писал(а):
В последнее время какая-то чехарда со строем. Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто уже в нем не играет.
Практически отменили. Извините, встреваю. Мне худрук филармонии Шендрик говорил: приезжают музыканты из Европы и просят: рояль, пожалуйста, настраивайте ля - 444!
paraklit
(23.04.2013 02:03)
... А музыка - хорошая. С удовольствием послушал.
Andrew_Popoff
(23.04.2013 02:18)
paraklit писал(а):
... А музыка - хорошая. С удовольствием послушал.
Спасибо, Владимир!
samlev
(23.04.2013 09:30)
Замечательная музыка, чудесное исполнение. Что-то есть в этой пьесе очень умиротворенное и утишительное. Спасибо!
samlev
(23.04.2013 09:30)
samlev писал(а):
Замечательная музыка, чудесное исполнение. Что-то есть в этой пьесе очень умиротворенное и утишительное. Спасибо!
Разумеется, утешительное. Прошу прощения.
evc
(23.04.2013 09:36)
samlev писал(а):
Разумеется, утешительное. Прошу прощения.
вначале мне захотелось исправить Вашу опечатку, но потом мелькнула мысль, а что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т. е. проникнутое тишиной, а не в значении чувств (утешить).
samlev
(23.04.2013 11:38)
evc1 писал(а):
вначале мне захотелось исправить Вашу опечатку, но потом мелькнула мысль, а что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т. е. проникнутое тишиной, а не в значении чувств (утешить).
Я тоже шел этим путем. Но затем верность школьной выучке взяла верх.
Andrew_Popoff
(23.04.2013 12:52)
samlev писал(а):
Замечательная музыка, чудесное исполнение. Что-то есть в этой пьесе очень умиротворенное и утишительное. Спасибо!
Спасибо, Лев!
Andrew_Popoff
(23.04.2013 12:53)
evc1 писал(а):
вначале мне захотелось исправить Вашу опечатку, но потом мелькнула мысль, а что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т. е. проникнутое тишиной, а не в значении чувств
композитора к столь удивительному инструменту очень похвально. Вспомнилась фраза из
Гайдая: `Так зачем же ты арфу из окна выбросил!?`. Однозначно, это неприкосновенное и
бесценное творение рук человеческих. Если бы позволяли условия и средства, просто поставил
бы его в отдельной комнате и предавался бы неге и забвению.
наделенная божественной интуицией...
Музыка необыкновенно , ностальгически проникновенна и красива...
Автору - моё неизменное восхищение и спасибо .
ЧУДО !
сильного впечатления чем арфа , наделенная божественной
комментарии драгоценны!
тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
течении, без малого,пяти минут арфового тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
совсем не видно! Под этим серым узким покрывалом....
А рядом сам автор подсел? Якобы ноты перелистывать?
течении, без малого,пяти минут арфового тембра,не применять педали.
И это удалось. Мне понравилось.
Почему это трудно играть на арфе 5 минут без педали?
И что там педаль делает? Всегда хотел узнать.
Почему это трудно играть на арфе 5 минут без педали?
И что там педаль делает? Всегда хотел узнать.
диатонический и чтобы играть `диезы` или `бемоли` нужно применять педали на арфе. А можно
обойтись без педали, но за счет энгармонических замен, но это вопрос уже мастерства
арфиста (или арфистки).
энгармонических замен, но это вопрос уже мастерства арфиста (или арфистки).
и бемолей?
Можно только несколько упростить педализацию за счет замены, но не заменить.
тональности?
может становиться устоем в тот или иной момент. При ключе семь бемолей. Условно говоря,
ля-бемоль минор или до-бемоль мажор.
На арфе семь педалей. Каждая педаль имеет три положения - повышает струну на полутон,
нейтральное положение и понижает на полутон. То есть, три позиции превращают, скажем
(педаль До) все до-бемоли в до-бекары и в до-диезы. Композитору надо помнить, что на арфе
невозможно взять интервал вроде фа-бекар - фа диез. И что более трех педалей сразу лучше
не менять.
Здесь есть другие мои арфовые пьесы и ансамбли, где педализация очень сложная. Скажем,
`Вальс-соната` или Paradox II. Самая сложная пьеса, с точки зрения педализации, которая
мне известна - Canzona triste Корндорфа. Там арфистка временами выделывает такую чечетку,
что Фред Астер отдыхает.
несколько упростить педализацию за счет замены, но не заменить.
нельзя. Она и так пишется с учетом максимального удобства.
пишется с учетом максимального удобства.
самостоятельно изменять свою партию в виду сложности произведения?
изменять свою партию в виду сложности произведения?
профессионального музыканта это дурной тон. :)
Для детей, бывает, адаптируют в ДМШ.
покрывалом....
А рядом сам автор подсел? Якобы ноты перелистывать?
арфу куча инфы в Нете, гляньте хоть Вики. У эраровской арфы 7 педалей (конструкция Эрара -
окончательно современная, хотя педали были придуманы на 100 лет раньше), соответственно
ступеням диатонического звукоряда. У каждой педали 3 позиции, зарубки внизу, идущие внутрь
корпуса. По ним носком ступни исполнитель перемещает педаль в нужную позицию До бемоль, До
бекар или До диез; и так по каждой ступени ионийского Сes в отдельности. Можно отстраивать
довольно прихотливые лады. Главное понимать, что настройка эта дублируется по всему
диапазону арфы; то есть, не может быть одновременно До и До#, последний заменяется звуком
Ре бемоль. Но этим мы `теряем` Ре бекар, и так далее. Наука нехитрая и даже забавная.
Партия арфы часто выглядит диковато: вперемежку диезы, бемоли и бекары безо всякой логики
ладовой орфографии. Мне один раз случилось этого избегнуть; при настройке арфы в
`черноклавишную` пентатонику я не стал перемежать диезы с бемолями, обратил на это
внимание в предисловии к партитуре и никаких проблем или замечаний у исполнителя не
возникло.
частности, у Равеля я видел) указана нота соль-диез в субконтроктаве, но ведь у фортепиано
субконтроктава начинается с ля. Для чего это нужно было писать, разве были такие
фортепиано?
фортепиано?
зале таких безендорферов, чего делать?
чего делать?
ля. Для чего это нужно было писать, разве были такие фортепиано?
расширенным диапазоном - до фа субконтроктавы. В московской консерватории несколько таких
роялей, я сам на одном играл. При этом, чтобы не сбивать с толку пианиста, в обычном
состоянии дополнительные клавиши прикрыты черной крышечкой, которая, в случае надобности,
снимается.
фа субконтроктавы.
знал.
будет настройщикам, для которых даже нота ля в этой октаве очень мутная по интонации?!...
субконтроктаве можно, но каково это будет настройщикам, для которых даже нота ля в этой
октаве очень мутная по интонации?!...
Но вокруг субконтроктавной струны образуется немалое количество побочных шумов, которые в
значительной степени затеняют этот обертон и осложняют точную настройку.
образуется немалое количество побочных шумов, которые в значительной степени затеняют этот
обертон и осложняют точную настройку.
клиньями по половине струн с-к-октавы и выстраивать унисоны (с обертонами) в контроктаве.
Нормально слышно.
по половине струн с-к-октавы и выстраивать унисоны (с обертонами) в контроктаве. Нормально
слышно.
настройке мне не доводилось читать ничего подобного! Это, наверное, изобретение недавних
лет.
фа субконтроктавы. В московской консерватории несколько таких роялей, я сам на одном
играл...
хрюкают эти ноты. Пока играли только октавой выше. Не тот цимес.
композиторов такой же Petroff раньше стоял.
удивительное, что ни в одной книге по настройке мне не доводилось читать ничего подобного!
Это, наверное, изобретение недавних лет.
Порвенкова, он, впрочем, последнее время активно продвигает для этих целей какой-то
`стробобас`. Не знаю, с чем его едят.
узнать.
Педали позволяют перестраивать арфу в любую тональность так же,как кулиса на тромбоне;
даже во время игры.
Вот три диатонические тональности:ДО-бемоль мажор,
ДО-мажор и ДО-диез мажор. Три позиции педали.А педалей всего семь.
Подробнее - в учебнике по инструментоведению.
Petroff раньше стоял.
пишется с одним f, что противоестественно, но зато в ракоходе что получается, сами видите.
Дальше, на этом petroF`е нижняя - Фа, но на Бёзендорфере - аж До. Только вот этот
несчастный Бёзе... купила Ямаха, и не уверен, что Бёзе ещё выпускают.
Petroff раньше стоял.
пишется с одним f, что противоестественно, но зато в ракоходе что получается, сами видите.
Дальше, на этом petroF`е нижняя - Фа, но на Бёзендорфере - аж До. Только вот этот
несчастный Бёзе... купила Ямаха, и не уверен, что Бёзе ещё выпускают.
Застольную. У меня там в басах хрюкают эти ноты. Пока играли только октавой выше. Не тот
цимес.
рискнул написать сочинение (Этюды) для этого инструмента, ну и дурак, потому что пока не
удаётся, а без низа совершенно не то звучание (везде есть оссиа, которые и играются).
(везде есть оссиа, которые и играются).
произведения со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и
некоторых других? Звучание хочется услышать более отчетливо.
слухом, или это Ля просто никто и не пытается настраивать. То же предлагается делать с
субконтр, кому нужен там не то что чистый строй, а вообще строй? Тогда давайте ластру
настраивать или там-там.. .
крышечкой
без крышечки. Если случайно посмотрел налево, то всё, уже ничего не понимаешь - в какой ты
октаве находишься? Жуть. Всего-то три клавиши, но эффект!
арфа, бепедальная, в начале настраивайте и играйте уж до конца в таком вот - но любом, то
есть неоктавном, строе. Я для такой арфы = Тани Вымятниной написал 1/4-тонную вещь, никак
не могу добраться исполнить. Но репетиции у нас были, весьма интересно, мне кажется,
звучит. На эраровской тоже при желании можно в начале ключом настроить что угодно,
конечно.
музыки может быть только мужчина, потому что кто тогда будет арфу таскать? Мне вот
доверила арфу Ольга Эрдели, а я ее (арфу) уронил, представляете? поскользнулся на паркете
где-то в Колонном зале. Тяжелая она (арфа!).
со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и некоторых
других? Звучание хочется услышать более отчетливо.
таких `пере-роялях` не играют? Про Бузони я не в курсе, у Равеля сложнее: я помню два
случая, когда Равель написал Ля вместо Соль-диеза, ну, и играют это ужасающе фальшиво
звучащее Ля. Просто, вероятно, имеется в виду, что вот если бы был подходящий инструмент,
надо бы было бы сыграть, чтоб не было фальшиво, Соль-диез. Но у автора-то написана наглая
фальшь в виде Ля.
со звуком ниже ля субконтроктавы, помимо того, что есть у Равеля, Бузони и некоторых
других?
страницу 73 партитуры, 2 такта до буквы R. Ля-бемоль субконтроктавы.
его форт. концерте есть ля-бемоль. Но звучит вроде как ля.
получится. Струны слишком короткие и жёсткие.
Основная гармоника поглощается обертонами и получается довольно грязная пачка звуков
вместо определённого тона
Основная гармоника поглощается обертонами и получается довольно грязная пачка звуков
вместо определённого тона
никто и не пытается настраивать. То же предлагается делать с субконтр, кому нужен там не
то что чистый строй, а вообще строй?
пара верхних нот, кстати), но неизбежное: чем точнее выстроены нижние звуки, тем чище
обертоновый фон в педальной игре. Если их оставить `так`, даже хорошо отстроенный в
остальном инструмент будет `плыть`, дрейфовать как бы (по звуку, не по строю).
Между прочим, интересный эффект, но, скажем, Бетховена мне бы не хотелось слышать на
таком инструменте. А вот романтики - очень ничего так.
играют ... ужасающе фальшивое Ля. Вероятно,имеется в виду, что если бы был подходящий
инструмент, надо было бы сыграть нефальшивое Соль#.
применить шахматный термин `цугцванг` - вынужденный ход, т.е. когда противника вынуждают
сделать заведомо проигрышный ход. Можно было бы написать исследование о композиторских
цугцвангах, когда автор, воюя с ограниченностью диапазона или возможностей инструментов,
бывает вынужден писать не то, что хочется.
P.S. Пишут `Пожалуйста, сократите цитату до 200 символов` - иногда приходится поломать
голову, как сократить!
звук.
Не то чтобы он жирный. Массивный, скорей.
Не то чтобы он жирный. Массивный, скорей.
ассоциации какие-то
как играть. Можно так долбануть, что покажется взрывом Малыша, а можно так прикоснуться,
что услышите тень тени.
в блокнотик ...
как играть. Можно так долбануть, что покажется взрывом Малыша, а можно так прикоснуться,
что услышите тень тени.
Или профессиональные музыканты не приемлют другое мнение, кроме как свои.
впрочем, последнее время активно продвигает для этих целей какой-то `стробобас`. Не знаю,
с чем его едят.
посёлок Правдинский, где находилась фортепианная фирма `Заря`, теперь уж, наверное,
закрытая, как многое в России). Он мне рассказывал о своём изобретении - новом способе
выстраивания темперированной гаммы, защищённым авторским патентом.
мнение, кроме как свои.
инстанции.
субконтроктавой именно в гармониках все и дело, звук на педали (и даже не только)
получается густой, как мёдом мазаный.
ассоциации были? Или профессиональные музыканты не приемлют другое мнение, кроме как
свои.
способе выстраивания темперированной гаммы, защищённым авторским
патентом.
можно вкратце?
вкратце?
коэффициенты, всякие мелочи...), суть в том, что между большими терцией и секстой биения
равны и, отстраивая кварту мы всегда имеем способ надёжного контроля её величины, причём,
отстраивая, скажем, ля-ре, совершенно не обязательно точно отстраивать фа, потому что
биения будут равны всё равно. Ну, и свой план темперации, опирающийся на этот способ
контроля. Забыл. А книжки под рукой нет.
я ее (арфу) уронил, представляете? поскользнулся на паркете где-то в Колонном зале.
Тяжелая она (арфа!).
Эрдели....
часом, вы не книгу Порвенкова имеете в виду? Он как раз писал об этих нюансах. Она у меня
есть, интересная очень книга, только что о ней вспомнил.
в виду? Он как раз писал об этих нюансах. Она у меня есть, интересная очень книга, только
что о ней вспомнил.
биения равны и, отстраивая кварту мы всегда имеем способ надёжного контроля её величины,
причём, отстраивая, скажем
эмпирическим путём, когда начал заниматься настройкой. Т.е. я рассматривал сексты и
терциии как контрольные интервалы позволяющие точнее сбалансировать темперацию... Вот что
значит книжек не читать!.. Там оказывается уже всё написано и даже запатентовано))
оказывается уже всё написано и даже запатентовано))
написано! Я как-то книжечку двух новосибирцев прикупил, так там расписано сколько биений в
каждом шаге темперации и каким множеством интервалов и аккордов контролировать. Голова с
котёл нужна, чтоб всё это запомнить...
Ой мне...
Сейчас с распространением электронных тюнеров надобность в изучении подобной методики
отпадает. Да и сам Валерий Григорьевич продемонстрировал мне работу электронного тюнера
`Корг`; тогда в 1995 году этот аппарат стоил немалых денег, но технический прогресс не
стоит на месте: аппаратура совершенствуется и становится доступной по цене.
Этот `Корг` я всё-таки приобрёл, но в прошлом году (как говорится, лучше поздно, чем
никогда). Подробнее об этом аппарате я рассказал в своём клубе здесь:
http://clubs.ya.ru/4611686018427465153/replies.xml?item_no=97
Сейчас с распространением электронных тюнеров надобность в изучении подобной методики
отпадает.
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
фсё пойдёт как по маслу))
маслу))
Не представляю, как можно настроить рояль по тюнеру, честно говоря.
Ватсон!`
В тюнере 3-диодный датчик (`Низко`, `Точно`, `Высоко`) и возможность работать с
различными пределами точности. При совпадении звучания струны с эталонной частотой
автоматически включается зелёный светодиод (`Точно`). Соседние струны хора настраиваются,
разумеется, на слух.
Для работы с роялем можно всю эталонную шкалу настроить, имея в виду, что ля первой
октавы соответствует не 440, но 442 Гц. (2 лишних герца добавляются на релаксацию струн).
настроить, имея в виду, что ля первой октавы соответствует не 440, но 442 Гц. (2 лишних
герца добавляются на релаксацию струн).
Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто
уже в нем не играет.
В тюнере 3-диодный датчик (`Низко`, `Точно`,
Пусть.
Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто
уже в нем не играет.
уже в нем не играет.
Рискну в данном контексте высказать следующее предположение...
По моим наблюдениям, большинство духовых инструментов имеют тенденцию к завышению строя.
Вот и адаптируют стандарт под них.
Другое направление по оптимизации музыкального строя - создание различных компенсирующих
приспособлений, в частности, недавно в Россию пришли из Германии бочонки-зум для
кларнетов, помогающие реально бороться за точную интонацию инструмента. Как следует из
названия, бочонок-зум позволяет плавно удлинять мензуру инструмента, что автоматически
корректирует строй.
Раньше серьезнее относились к этому делу. Стандарт в 440 вроде никто не отменял, но никто
уже в нем не играет.
Шендрик говорил: приезжают музыканты из Европы и просят: рояль, пожалуйста, настраивайте
ля - 444!
послушал.
утишительное. Спасибо!
есть в этой пьесе очень умиротворенное и утишительное. Спасибо!
утешительное. Прошу прощения.
прощения.
что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т. е. проникнутое тишиной,
а не в значении чувств (утешить).
потом мелькнула мысль, а что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т.
е. проникнутое тишиной, а не в значении чувств (утешить).
затем верность школьной выучке взяла верх.
есть в этой пьесе очень умиротворенное и утишительное. Спасибо!
потом мелькнула мысль, а что, вполне интересное может быть определение: `утИшительное`, т.
е. проникнутое тишиной, а не в значении чувств