Скачать ноты
Moderato - Allegro quasi polacca - Andante mosso - Allegro

2007, Зондерборг (Дания)
      (86)  


alexa_minsk (18.04.2015 11:35)
концерт нетрадиционной свободной формы с широким использованием русской мелодики (именно
поэтому он не нравится многим почитателям классических фортепианных концертов), вполне `в
русле` стиля русского композитора Римского-Корсакова.
Превосходное сочинение.

abcz (18.04.2015 11:50)
alexa_minsk писал(а):
концерт нетрадиционной свободной формы с
широким использованием русской мелодики (именно поэтому он не нравится многим почитателям
классических фортепианных концертов), вполне `в русле` стиля русского композитора
Римского-Корсакова.
а мне казалось - (не нравится) потому что довольно-таки
бестолков...
(в первом ПИЧа Веснянка на ура проходит который год)

alexa_minsk (18.04.2015 11:52)
abcz писал(а):
а мне казалось - (не нравится) потому что
довольно-таки бестолков...
каждый имеет право на собственное мнение. Я тоже.

abcz (18.04.2015 11:55)
alexa_minsk писал(а):
каждый имеет право на собственное мнение. Я
тоже.
да, конечно

musikus (18.04.2015 12:02)
alexa_minsk писал(а):
концерт нетрадиционной свободной формы с
широком использованием русской мелодики (именно поэтому он не нравится многим почитателям
классических фортепианных концертов), вполне `в русле` стиля русского композитора
Римского-Корсакова.
Прелестная музыка. Очень люблю ее еще со времени рихтеровской
программы 50-х г.г. `Русский форт. концерт` (Чайковский, Р.-Корсаков - Глазунов). Совсем
необязательно пуристски мерять этот концерт (или `неконцерт`) традиционной европейской
формой. Достаточно того, что это чудесная музыка, просто музыка.

abcz (18.04.2015 12:25)
musikus писал(а):
Прелестная музыка. Очень люблю ее еще со времени
рихтеровской программы 50-х г.г. `Русский форт. концерт` (Чайковский, Р.-Корсаков -
Глазунов). Совсем необязательно пуристски мерять этот концерт (или `неконцерт`)
традиционной европейской формой. Достаточно того, что это чудесная музыка, просто
музыка.
да, очень мило, даже хорошо. Просто, разваливается всё, расползается.
Невозможно рыхло: не могу себе представить, как это можно сыграть - как бить в подушку.

musikus (18.04.2015 12:33)
abcz писал(а):
Просто, разваливается всё, расползается. Невозможно
рыхло
Стало быть, Вы-то уж знаете как надо было. Николай Андреич завидует...

abcz (18.04.2015 12:43)
musikus писал(а):
Стало быть, Вы-то уж знаете как надо было. Николай
Андреич завидует...
я не знаю. Просто, разваливается всё: возникает ощущение полного
бессилия, слабости. Ну невозможно же играть. Такое ощущение проигрыша до боя. Ясно, эти -
профессионалы, номер отрабатывают, что там...

alexa_minsk (18.04.2015 13:04)
musikus писал(а):
Достаточно того, что это чудесная музыка, просто
музыка.
у меня такое же мнение. Это музыка, русская музыка, которую мне хочется
слушать многократно.
Что такое `разваливается`, `рыхло` и пр. - не понимаю и не хочу вникать в смысл таких
профессиональных оценок.

abcz (18.04.2015 13:14)
alexa_minsk писал(а):
у меня такое же мнение. Это музыка, русская
музыка, которую мне хочется слушать многократно.
Что такое `разваливается`, `рыхло` и пр. - не понимаю и не хочу вникать в смысл таких
профессиональных оценок.
это не очень-то и профессиональная оценка. Ощущение формы.
Есть такая технология у литераторов - `поток сознания`. Ну течёт и течёт. Может быть даже
интересно и здорово, при соответствующем материале. А тут у НА материал XIX века, а
технология - XX (не думаю, впрочем, что он это умышленно, просто, пытался писать оперу на
рояле, но не вышло).

alexa_minsk (18.04.2015 13:18)
abcz писал(а):
это не очень профессиональная оценка. Ощущение
формы.
с формы (в этом концерте не принципиально, соответствует ли она традиционной
европейской) я здесь и начал. Цитирую 1-й коментарий: `концерт нетрадиционной свободной
формы...`.
Полагаю, что эта тема здесь исчерпана, мнения `противоположных` (но дружественных) сторон
изложены внятно.
(.)

abcz (18.04.2015 15:16)
alexa_minsk писал(а):
с формы (в этом концерте не принципиально,
соответствует ли она традиционной европейской) я здесь и начал. Цитирую 1-й коментарий:
`концерт нетрадиционной свободной формы...`.
Полагаю, что эта тема здесь исчерпана, мнения `противоположных` (но дружественных) сторон
изложены внятно.
(.)
и опять: дело не в нетрадиционности, дело в том, что она разваливается.

musikus (18.04.2015 16:23)
abcz писал(а):
ощущение полного бессилия, слабости. Ну невозможно же
играть. эти - профессионалы, номер отрабатывают, что там...
Бессилие - это у кого?

Рихтер, Оборин (последнего я слышал вживе с этим концертом)не похожи были на
импотентов, равно как и сам НАРК. Играли музыку, а не отрабатывали номер, тем более
насильно. Вы, похоже, кого-то с кем-то путаете. Не?

kosyakman (18.04.2015 16:29)
Классная музыка, ничего не разваливается. Скрепы же есть!

abcz (18.04.2015 16:57)
musikus писал(а):
Бессилие - это у кого?
Рихтер, Оборин (последнего я слышал вживе с этим концертом)не похожи были на
импотентов, равно как и сам НАРК. Играли музыку, а не отрабатывали номер, тем более
насильно. Вы, похоже, кого-то с кем-то путаете. Не?
бессилие - у меня. Они - да,
играли. Но и у них разваливается. Незадача...
Написано так, вот в чём дело.

Opus88 (18.04.2015 17:38)
Замечательная музыка!
Огромное спасибо! (за загрузку и положительные отзывы)

А что до формы - каждый волен ограничивать себя сам :)
(или не ограничивать); форма - лишь малая часть содержания...

LAKE (18.04.2015 17:39)
Шедевр. Удиывительно фортепианная фактура, красивое звучание. Мастер писал, великолепный
мастер! Естественная красота жизни.
Уважаемый abcz просто не готов пока к восприятию такой музыки. У него оценочное
восприятие воспитано иначе. Нельзя эту музыку оценивать с применением, скажем, сонатного
аллегро в качестве эталона.

SmirnovPierre (18.04.2015 18:13)
На мой дилетантский взгляд прекрасная музыка и исполнение.

abcz (18.04.2015 18:22)
LAKE писал(а):
Нельзя эту музыку оценивать с применением, скажем,
сонатного аллегро в качестве эталона.
тогда можно, я оценю с применением (в качестве
эталона) куплетно-вариационной?

LAKE (18.04.2015 18:35)
abcz писал(а):
тогда можно, я оценю с применением (в качестве
эталона) куплетно-вариационной?
А Вам зачем? В Вашем восприятии тут всё
разваливается).
Тем, для кого этот концерт звучит как цельное произведение, логика формы которого
строится на естественности рождения каждого последующего эпизода концерта из предыдущего,
логичной преемственности крупных смысловых разделов, что в целом формирует стройный и
прекрасный музыкальный рассказ, совершенно всё равно, какую именно модель Вы примените для
обоснования Вашего впечатления о развале в Вашем восприятии формы этого произведения.

abcz (18.04.2015 18:42)
LAKE писал(а):
А Вам зачем?
это был намёк

musikus (18.04.2015 22:17)
abcz писал(а):
Но и у них разваливается. Незадача...
Чё-то долго
разваливается... 130 лет уж минуло.

LAKE (18.04.2015 22:28)
musikus писал(а):
Чё-то долго разваливается... 130 лет уж
минуло.
:)
Крепко построено. Умели...

abcz (18.04.2015 22:58)
musikus писал(а):
Чё-то долго разваливается... 130 лет уж
минуло.
увы: что написано пером...

Opus88 (18.04.2015 23:00)
abcz писал(а):
увы: что написано пером...
...аршином общим не
измерить...

musikus (18.04.2015 23:27)
abcz писал(а):
увы: что написано пером...
Мало ли какую чушь
можно навалять пером. Но ведь чушь не будут играть 130 лет подряд...

abcz (18.04.2015 23:29)
musikus писал(а):
Мало ли какую чушь можно навалять пером. Но ведь
чушь не будут играть 130 лет подряд...
почему? Сколько угодно играют и поют. И не
только 130.

abcz (18.04.2015 23:33)
musikus писал(а):
Мало ли какую чушь можно навалять пером. Но ведь
чушь не будут играть 130 лет подряд...
кроме того, я ведь не говорил, что это чушь.
Концерты Рахманинова тоже разваливаются, но весьма хороши. Конечно, НА здесь ни в какое
сравнение с ним не идёт, но и не чушь, конечно. Просто, не ахти что такое.

LAKE (19.04.2015 00:11)
abcz писал(а):
кроме того, я ведь не говорил, что это чушь. Концерты
Рахманинова тоже разваливаются, но весьма хороши. ...
Особенно у него хороши
развалины Концерта №3 для фортепиано с симфоническим оркестром, которые при умелом
экскурсоводе могут произвести впечатление посильнее руин, скажем, Второго концерта для
фортепиано и симфонического оркестра. А вот Четвертый...тут буквально наблюдается разруха
в `пьяной квартире`. Делать там фактически нечего. ну, если только пустые пивные бутылки
ногами по полу попинать, а так...хлам один, но ... все по делу.. весьма.

musikus (19.04.2015 00:38)
abcz писал(а):
почему? Сколько угодно играют и поют. И не только
130.
Хорошо бы примерчики. Пжлст.

kosyakman (19.04.2015 00:39)
Я вообще не понимаю, как можно говорить, что здесь что-то разваливается. Это же напротив -
фундамент. Тут вся эта мелодика будет жить и держать нас с вами еще кучу лет. Ну бросайте
уже курить траву на голодный желудок :)

abcz (19.04.2015 00:54)
LAKE писал(а):
Особенно у него хороши развалины Концерта
№3
хороши, да.

musikus (19.04.2015 00:55)
abcz писал(а):
Концерты Рахманинова тоже разваливаются, но весьма
хороши.
Это перл. И логически, и оценочно. Мои поздравления. В цитатник! Чуть что,
будем теперь рубить: `Всё, вообще всё нахрен разваливается!`... А по ситуации будем
добавлять либо `скверно`, либо `но весьма хорошо`. И ничем не рискуешь. А что? Анализ,
понимаешь, дискурс...

abcz (19.04.2015 00:59)
musikus писал(а):
Хорошо бы примерчики. Пжлст.
50% репертуарных
оперных спектаклей содержат хорошо если по паре стоящих номеров, всё же остальное -
обычная халтура. Это самый очевидный и для Вас пример.
Конкретных же имён не назову: просто не помню. Зачем?

abcz (19.04.2015 01:01)
musikus писал(а):
Это перл. И логически, и оценочно. Мои
поздравления. В цитатник! Чуть что, будем теперь рубить: `Всё, вообще всё нахрен
разваливается!`... А по ситуации будем добавлять либо `скверно`, либо `но весьма хорошо`.
И ничем не рискуешь. А что? Анализ, понимаешь, дискурс...
так ведь белыми нитками
шиты многие места. Уж как пианистам с дирижёрами изощряться приходится иной раз.
Впрочем, я не против, в цитатник, так в цитатник.
Что до анализа... А как?

abcz (19.04.2015 01:11)
kosyakman писал(а):
Я вообще не понимаю, как можно говорить, что
здесь что-то разваливается. Это же напротив - фундамент. Тут вся эта мелодика будет жить и
держать нас с вами еще кучу лет. Ну бросайте уже курить траву на голодный желудок
:)
мелодика здесь абстрактная. Конструктивная очень. Оно бы и хорошо (ремесленно
отлично сделано: и по интонационному отбору, и на композиционном уровне всё собрано
железной рукой, сразу видно, например, откуда у Игоря Фёдоровича это - и железная рука, и
работа с интонацией (интересно, что интонационно Весна сделана очень сходными вещами), но
Весна - очень неравновесная, стремительная, динамичная вещь, а здесь статика; для каждого
движения - усилие непомерное), но мертво. Брюллов. Гениально декорированный гипс.

Romy_Van_Geyten (19.04.2015 01:38)
abcz писал(а):
гипс.
Да, скучновато. Костерок на плазменной
панели. Без дыма, жара и во все стороны опасно брызгающих искр. Комфортабельно.

abcz (19.04.2015 01:46)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Да, скучновато. Костерок на плазменной
панели. Без дыма, жара и во все стороны опасно брызгающих искр.
Комфортабельно.
Комфортабельно!
Вот. То слово. Если оставаться в моменте звучания, если не дёргаться - ничего и не
развалится, и всё будет замечательно.
Это ведь кредо минимализма. Молодец НА.

Opus88 (19.04.2015 01:49)
Romy_Van_Geyten писал(а):
Да, скучновато. Костерок на плазменной
панели.
.
А тут уже зависит от слушателя. Каждому по-своему.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 07:39)
abcz писал(а):
если
Не могу удержаться - помню Олега Маршева
хорошим, добротным студентом, радостно видеть его записи, то, в какого орла он вырос.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 07:55)
abcz писал(а):
Брюллов.
Насчет Брюллова есть о чем поспорить, но
трудно, ибо нигде не найдешь чего надо. Я о том, что в КБ умер супер-жанрист и
суперкарикатурист. (Мнение не мое, одного хорошего художника.) Существует лист карикатур
Брюлова на Глинку, который я не могу найти в инете. Лучших портретов Глинки не существует!
причем и нельзя понять Глинку, не зная этих шаржей. Там была история: МИ чем-то Брюллова
уел, вроде того, что в музыке на смыслишь, а туда же с мнениями, тот разозлился, сел и
мгновенно это самое (А Глинка, кажется, с Н.Кукольником вместе сочинял этот свой вок.цикл
`Прощание с СПб` - они вместе и одновременно работали над музыкой и словами!). В чьих же
это воспоминаниях-то, тьфу ты не могу сообразить. И воспоминания-то очень редкие, но
где-то они тут есть. Вообще, отвлекаясь, про Глинку почему-то совсем не всё есть, что
надо, ни этих загадочных двухголосных фуг, поздних, нет, ни его феерических непотребных
воспоминаний о И.Э.Колмакове. То есть всё там было пламя, жизнь и сплошное да,
непотребство. Ник.Андр, конечно уж, совсем другой человек был, думаю, коммуну, в которой
жил в молодости, запроклял и стал растить бороду. Соревнуясь с Балакиревым в этих делах
насмерть. Но сквозь бороду свою много чего наухмылял, что с одной стороны проросло, да,
конечно, в модернизм, но другую-то сторону мы, может, еще и недокумекали. Иной раз смотрю
на его ф-ные пьесы и думаю, что же он написал, сказать, может, чего хотел? вспоминая
некстати старый анекдот. Никогда и никто их не играет, кстати.

Но вообще - вспоминаю годы назад Буцко, который увлекся Римским. Почему? А потому, что
невозможно постоянно висеть на одной интуиции, как у Мусоргского! Надо и технологично тоже
научиться писать! Об этом примерно я вчера тут где-то что-то.

Кто в контакте с Юрием Марковичем, Вы их поддержите, потому что плох.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 08:14)
LAKE писал(а):
развалины Концерта №3
Ой, Третий, это да,
катастрофа. Вот тут точно, автор что-то хотел сказать, но у него если ре минор, то
включаются какие-то схемы коловращения, из которых выйти невозможно (см 1-ю сонату). Мне
кажется, что НАДО БЫЛО написать новый концерт. Надо - но не хочется и всё тут. И
тематический материал замечательный, но никак. Даже цитаты из `Каменного гостя` не
помогают. Вполне возможно, что ошибаюсь, но всё это мне жутко напоминает собственные муки
с моим 1-м фп концертом. Вот надо и надо, но ты не можешь и точка. А рецепт простой был,
надо было сразу странспонировать в до-диез минор, и концерт бы блестяще получился, жаль, я
не смог этого СВ подсказать. Не шучу, это бы изменило его ощущение клавиатуры даже. И
увело бы от стереотипа Totentanz.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 08:47)
Opus88 писал(а):
...аршином общим не измерить...
Золотой век,
люди мыслили верстами и аршинами. Я вот застал, у дедушки в сарае оборудована небольшая
мастерская, в углу стоит аршин, и на нем вершки нанесены. В терах он не понимал. А у меня
в нотонаборной программе всё в инчах. Никак метрическая система не прививается, ну хоть
вот што.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 08:51)
musikus писал(а):
Чё-то долго разваливается... 130 лет уж
минуло.
Это да. Когда-то плохо сделать плохо еще и умели. Нам популярно объяснял по
истории искусств Олег Сергеевич Семенов: чем старше стул, тем больше он не ломается. То
есть стулья средних веков вообще непонятно как и сломать. А стул 70-х годов 20 века и
ломать не надо, он и сам может.

musikus (19.04.2015 10:29)
abcz писал(а):
так ведь белыми нитками шиты многие места. Уж как
пианистам с дирижёрами изощряться приходится
Ой, не говорите! Как они мучаются с
этими неумехами, разными там моцартами, бетховенами, рахманиновыми, не говоря уже о
римских и корсаковых!

abcz (19.04.2015 14:33)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Не могу удержаться - помню Олега Маршева
хорошим, добротным студентом, радостно видеть его записи, то, в какого орла он
вырос.
сыграно, безусловно, весьма прилично. Тут не придерёшься )

Maxilena (19.04.2015 14:35)
abcz писал(а):
А тут у НА материал XIX века, а технология - XX (не
думаю, впрочем, что он это умышленно, просто, пытался писать оперу на рояле, но не
вышло).
Совершенно точно сказано. И слушать тяжко неимоверно, несмотря на то, что
очень красивая музыка и сыграно прелестно. Все время тыр-тыр-тыр, когда петь-то начнут?
Недоопера. Ощущние точно такое, как при отказе от курения. Ломка - не ломка,
незнаючтотакое.

abcz (19.04.2015 14:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Насчет Брюллова есть о чем
поспорить,
да, у него иногда сильно прорывается жизнь.
Но ведь редко.

abcz (19.04.2015 14:37)
musikus писал(а):
Ой, не говорите! Как они мучаются с этими
неумехами, разными там моцартами, бетховенами, рахманиновыми, не говоря уже о римских и
корсаковых!
зачем преувеличивать? Пороки в форме первых 2-х случались разве что в
юности, у Рахманинова безупречные малые формы, Римский безусловно велик в опере и
оркестре.
Но и на старуху бывает проруха.

abcz (19.04.2015 14:39)
Maxilena писал(а):
Совершенно точно сказано. И слушать тяжко
неимоверно, несмотря на то, что очень красивая музыка и сыграно прелестно. Все время
тыр-тыр-тыр, когда петь-то начнут? Недоопера. Ощущние точно такое, как при отказе от
курения. Ломка - не ломка, незнаючтотакое.
тесно. Клаустрофобия.

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 14:43)
abcz писал(а):
да, у него иногда сильно прорывается жизнь.
Но ведь редко.
Лет 20 тому была выставка в Москве, бродили мы с женой, бродили, и
как-то невыбродилось ничего особенно, но я в живописи не разбираюсь, лучше помолчу. Потом,
мы, видимо, лучшего, зрелого Брюллова не знаем, его работ, уже сделанных в Италии, куда он
вернулся. Знаю, что там есть его персональный музей, есть редчайший портрет Лермонтова,
который у нас даже лермонтисты не знают.

Maxilena (19.04.2015 14:51)
abcz писал(а):
зачем преувеличивать? Пороки в форме первых 2-х
случались разве что в юности, у Рахманинова безупречные малые формы, Римский безусловно
велик в опере и оркестре.
Но и на старуху бывает проруха.
Вообще придется мне, верно, сгруппироваться и
залезть под плинтус. Потому что бить будут долго и с применением ядерного оружия. Дело в
том, что я точно так же, как Вы недавно сказали, отношусь к рахманиновским концертам.
Особенно к Первому и Второму. Я люблю эти концерты СВР, да, не без этого, но люблю на
килотонны меньше, чем другие (любимые) фортепианные концерты. А это кое-что, потому что
вообще считаю фортепианный концерт венцом творения. Они (Первый и Второй СВР) - руины.
Ооооой... Побежала под плинтус.

abcz (19.04.2015 15:03)
Maxilena писал(а):
Я люблю эти концерты СВР, да, не без этого, но
люблю на килотонны меньше, чем другие (любимые) фортепианные концерты. А это кое-что,
потому что вообще считаю фортепианный концерт венцом творения. Они (Первый и Второй СВР) -
руины. Ооооой... Побежала под плинтус.
к Рахманинову я вообще трепетно отношусь и
готов ему прощать и плохую форму, и салон. И концерты его - лучшее в концертной
литературе, на мой вкус. Ну, лоскутное одеяло, понятно, но ведь материал какой...

Maxilena (19.04.2015 15:10)
abcz писал(а):
к Рахманинову я вообще трепетно отношусь и готов ему
прощать и плохую форму, и салон. И концерты его - лучшее в концертной литературе, на мой
вкус. Ну, лоскутное одеяло, понятно, но ведь материал какой...
К нему все трепетно
относятся. И я тоже. Но вот первые два концерта всегда слушаю со смешанными ощущениями. Не
могу сказать относительно концертной литературы, однако тяжелы мне эти концерты. Вот
Третий - нет, принимаю полностью)))

musikus (19.04.2015 16:28)
abcz писал(а):
Пороки в форме первых 2-х
Вы исходите из каких-то
мифических, а, скорее, анекдотических композиционных `норм концерта`, как если бы они, эти
нормы, были заранее - кем? - заданы. И коим канонам концерты СВР, якобы, `не
соответствуют` (я уж не говорю о том, что существуют позднейшие авторские редакции
концертов, так что говорить о `ранних` формах просто бессмысленно и странно). 1-й концерт
(в позднейшей редакции) - шедевр чистого юношеского чувства, и в этом смысле он нисколько
не уступает остальным концертам, особенно 4-му, хотя и последний великолепен. Говорить о
`несовершенстве` формы 2-го вообще абсурдно (речь не о его всемирной `шлягерности`, хотя и
это много, а совсем о другом). Мало найдется в мировой музыке сочинений, которые - именно
своей формой, композицией! - были бы так полно и однозначно обусловлены чисто
концептуально, так прямо отображали бы с л у ч и в ш е е с я с автором. Не поленитесь, и
еще раз - включенно! - послушайте адажио, постарайтесь услышать этот перелом к возрождению
лирического героя. Напыщенно говорю, но уж так. Что до 3-го концерта, то, что ж, он и у
меня самый любимый, это немудрено. Впрочем, и духоподъемность 4-го мне близка. Он
нисколько не выпадает из этого ЦИКЛА.

abcz (19.04.2015 16:38)
musikus писал(а):
Вы исходите
`пороки первых 2-х` - это Моцарта
и Бетховена, а не концертов

musikus (19.04.2015 17:09)
abcz писал(а):
`пороки первых 2-х` - это Моцарта и Бетховена, а не
концертов
Еще круче.

abcz (19.04.2015 17:14)
musikus писал(а):
Еще круче.
Ваш текст:
`Как они мучаются с этими неумехами, разными там моцартами, бетховенами, рахманиновыми,
не говоря уже о римских и корсаковых!`

мой:
`зачем преувеличивать? Пороки в форме первых 2-х случались разве что в юности,`

musikus (19.04.2015 17:17)
abcz писал(а):
Ваш текст:
`Как они мучаются с этими неумехами, разными там моцартами, бетховенами, рахманиновыми,
не говоря уже о римских и корсаковых!`

мой:
`зачем преувеличивать? Пороки в форме первых 2-х случались разве что в юности,`
Не
имеет значения

abcz (19.04.2015 17:20)
musikus писал(а):
Не имеет значения
да, конечно

OlgaKz (19.04.2015 17:41)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... зрелого Брюллова ... есть редчайший
портрет Лермонтова, который у нас даже лермонтисты не знают.
Поэт с юных лет был
знаком с преданным учеником Брюллова М.Е.Меликовым (1818 – 1896). В Академии художеств под
наставничеством Брюллова М.Е. Меликов учился с 1837г, до этого года жил в Москве. С
Е.А.Арсеньевой в дружеских отношениях находился дядя М.Е. Меликова – герой Бородинского
сражения П.М. Меликов. «Заметки и воспоминания художника-живописца» М.Е. Меликова ценны
тем, что в них представлен яркий портрет Лермонтова: «В детстве наружность обращала на
себя большое внимание: приземистый, маленький ростом с большой головой и бледным лицом, он
обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня
загадкой. Глаза эти, с очень умными, черными ресницами ... производили чарующее
впечатление.... Во время вспышек гнева они были ужасны. Я никогда не в состоянии был
написать портрета Лермонтова ... и, по моему мнению, один только К.П.Брюллов совладал бы с
такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь в
глаза)» . Однако внешность Лермонтова не произвела впечатления на К.П. Брюллова, хотя
обычно в гостиных петербургского света художник присматривался, оценивал окружающее. Из
воспоминаний ученика К.П. Брюллова М.Железнова стали известны детали встречи поэта и
художника: «Одна петербургская дама, узнав, что Брюллов очень интересовался видеть Л.,
вздумала сделать ему удовольствие, познакомить его с Михаилом Юрьевичем у себя за обедом.
Первое свидание этих двух знаменитостей было последним. Физиономия поэта произвела на
Брюллова глубокое неприятное впечатление, которое осталось на всю жизнь и, временами,
довольно часто мешало ему восхищаться стихотворениями Л».
Личная встреча Лермонтова с Брюлловым могла произойти и в салоне Карамзиных, о чем можно
судить по воспоминаниям В.А. Соллогуба: «У них каждый вечер собирался кружок, состоявший
из цвета тогдашнего литературного и художественного мира. Глинка, Брюллов, Даргомыжский,
словом, что носило известное в России имя в искусстве, прилежно посещало этот радушный,
милый, высокоэстетический дом». В этих же воспоминаниях приводится эпизод о том, как
Лермонтов читал в гостиной Карамзиных свои стихотворения. Известны отзывы Брюллова на
лирику Лермонтова, в которой художник находил отклики своим мыслям и переживаниям.

Брюллов не выполнил портрет Лермонтова, портрет, который мог бы занять достойное место во
всей портретной галерее художника.

(Из ст. Поташова К. А. М.Ю. Лермонтов и К.П. Брюллов: жизненные и творческие связи //
Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 276-279.)

Сам К.П.Брюллов, по свидетельству овременников, признавался: `Физиономия Лермонтова
заслоняет мне его талант. Я, как художник, всегда прилежно следил за проявлением
способностей в чертах лица человека; но в Леронтове я ничего не нашел` (В кн.: Корнилова
А.В. Карл Брюллов в Петербурге. Л., 1976, стр. 123)

Mikhail_Kollontay (19.04.2015 18:09)
OlgaKz писал(а):
в чертах лица
Очень интересно. Но,
опубликованным, портрет Лермонтова кисти Брюллова, вполне полноценный, я видел. Книга
редкая, она касается именно итальянского собрания, конечно, не могу вспомнить название и
автора. Проблема в том, что автор - не профессионал, а просто столкнулся с музеем и
написал книгу. Поэтому книга могла просто не попасть в поле внимания исследователей.
Кажется, нет атрибуции, что именно Лермонтов изображён, но там даже некая доказательная
работа по этому поводу, помнится, есть. Издана, думаю, ближе к конце 1980х. Я ее обнаружил
в библиотеке ДТК Руза и даже утаскивал у них в Москву на время, не помню уж зачем. Помню,
что показывал портрет Андрею Головину, если нужно еще подтверждение. хотя вспомнит ли он?

OlgaKz (19.04.2015 19:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
- Книга редкая... не могу вспомнить
название и автора. Проблема в том, что автор - не профессионал, а просто столкнулся с
музеем и написал книгу.
- Кажется, нет атрибуции, что именно Лермонтов изображён, но там даже некая доказательная
работа по этому поводу, помнится, есть.
- показывал портрет Андрею Головину, если нужно еще подтверждение.
- Конечно,
хотелось бы знать и автора, и название - не всякому автору следует доверять. Тем более что
автор - не профессионал. Для меня это лишний повод усомниться в достоверности написанного.
- Пока атрибуция не проведена, говорить о том, что это портрет Лермонтова, несерьезно.
Да и как писался портрет? Брюллов жил в Италии с 1849 по 1852 год, когда Михаила Юрьевича
давно не было в живых. По памяти? По наброскам? Но последние он не делал, как
свидетельствуют современники.
- При всем моем уважении к Андрею Головину, его суждения недостаточно для атрибуции
портрета - там нужна очень серьезная доказательная база.

Буду весьма признательна, если Вы дадите подробную библиографическую ссылку на книгу, где
приводятся упоминаемые Вами сведения. Заранее благодарю.

Twist7 (20.04.2015 04:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
... Знаю, что там есть его персональный
музей, есть редчайший портрет Лермонтова, который у нас даже лермонтисты не знают.
В
каком городе ? (Если не секрет...)

Mikhail_Kollontay (20.04.2015 04:52)
Twist7 писал(а):
В каком городе
Я еще раз: не помню ничего,
книгу в руках держал ~в конце 80-х, не запомнил ни названия, ни автора (помнится, что там
два автора?). Вот где Брюллов жил в Италии, когда туда приехал? его комнаты и
преобразованы в музей, там же и хранилище. В музее немало чего есть. Книга так страниц в
200 размером, обычного формата, там много цветных иллюстраций. Глянцевая твердая обложка с
картинкой, кажется, так. Чтоб найти, надо ехать в ДТК `Руза`, искать в библиотеке, при том
условии, что она вообще сохранилась с тех пор, известно какие ветры там дули в прошедшие
годы, а я очень давно в Рузе не был, вероятно, с начала 90-х, так что не знаю, сохранилась
ли. Возможно, получится набрести в каких-то систематических каталогах. Опять-таки:
перестроечные годы, комплектовались ли библиотеки нужным образом, даже центральные? Всё
сложно.

Mikhail_Kollontay (20.04.2015 05:02)
OlgaKz писал(а):
усомниться
Сомневаться, конечно, можно и нужно.
Как я могу быть авторитетом в вопросах искусства и в вопросах собственной памяти?

victormain (20.04.2015 05:57)
abcz писал(а):
зачем преувеличивать? Пороки в форме первых 2-х
случались разве что в юности....
Но 1-е части в обоих непорочны, согласитесь. Дальше
- да.

OlgaKz (20.04.2015 10:14)
Twist7 писал(а):
В каком городе ? (Если не секрет...)
Последние
годы Брюллов постоянно жил в Риме (переехал туда в 1850 году) в семье Анжело Титтони,
который до самой смерти ухаживал за художником. Большинство последних работ Брюллова до
сих пор являются собственностью этой семьи. Незадолго до смерти врачи, надеясь облегчить
состояние больного, отправили художника на воды в местечко Марчьяно неподалеку от Рима,
где он вскоре скончался. Похоронен в Риме.
Наверное, поиски музея Брюллова надо начать именно с Рима. Возможно, семья Титтони
выставляет их.

Mikhail_Kollontay (20.04.2015 13:17)
OlgaKz писал(а):
семья Титтони
Смутнейше в голове так: нет, не
Рим, а чуть ли не сельская местность, да, некая семья хранит и свято чтит уже много
поколений, и музей там, в общем - притом в нём много чего брюлловского есть. И никакая
нога русских туда не ступала никогда, только вот случайные туристы обнаружили, так что вся
эта книжка что-то вроде вопля восторга по такому поводу.

abcz (20.04.2015 17:11)
victormain писал(а):
Но 1-е части в обоих непорочны, согласитесь.
Дальше - да.
ну да. Пока идёт на запале, на вдохновении-интуиции-слухе - безупречно,
как только начинается работа - начинает пробуксовывать...

ahol (20.04.2015 17:47)
Господа!

Вы вот тут всё забавляетесь, затеяв безответственный спор о качестве концерта, и тем
самым спровоцировали меня в условиях весеннего недомогания на его прослушивание.

Ну что можно сказать апостериори? Истина всегда там, где сходятся полярности, а сходятся
они только в одновременном их принятии. Да, этой музыке не откажешь в добротности и
благородстве, как и не откажешь ей в том, что не услышав её, ничего не потеряешь — об этой
музыке, имхо, не скажешь, что она больше, чем сумма составляющих её звуков. Но тогда она
становится вполне достойной предтечей минимализма а-ля рюс, в котором, как известно,
музыка исполняется `не для того, чтобы её слушали, а для того, чтобы на неё не обращали ни
малейшего внимания`, и в этом качестве она способна объединить оппонентов там, где
по-другому `в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань`. Хотя и от самих попыток
создания путём споров таких экипажей красота абсурда жизни только расцветает.

Короче, как ни крути — всё замечательно!

musikus (20.04.2015 19:25)
ahol писал(а):
не услышав её, ничего не потеряешь
Вы и не
услышали. А могли бы даже и найти, сиречь - выиграть. Промолчав.

alexa_minsk (20.04.2015 19:28)
ahol писал(а):
...спровоцировали меня в условиях весеннего
недомогания...
ранее ничего не знал о таком крупном музыковеде по имени `ahol`. И
сейчас не знаю ничего.

ahol (20.04.2015 20:13)
musikus писал(а):
Вы и не услышали. А могли бы даже и найти, сиречь -
выиграть. Промолчав.
Скорее всего, Вы правы. Но, к сожалению, я не всеяден ((.

Что до рекомендации промолчать, то её, в принципе, можно адресовать здесь каждому.

ahol (20.04.2015 20:15)
alexa_minsk писал(а):
ранее ничего не знал о таком крупном музыковеде
по имени `ahol`. И сейчас не знаю ничего.
Уважаю ироничных людей.

LAKE (20.04.2015 21:51)
ahol писал(а):
... Истина всегда там, где сходятся полярности, а
сходятся они только в одновременном их принятии....
Как это ужасно, когда удаляют
пост, содержащий истину. Мой варварски удаленый пост состоял из одного только слова,
выражавшего истину, возникшую при `одновременном принятии полярностей`. Теперь даже и не
знаю, как выразить истину. Ну, хорошо, дело Ваше.
Ну, давайте оставим хотя бы слово `отитьплюха`. Можно?

LAKE (20.04.2015 21:52)
ahol писал(а):
Уважаю ироничных людей.
Напрасно.

Valery2 (20.04.2015 22:36)
А я этот концерт очень люблю, `виноват` Рихтер. И чего спорить о форме, всяк творец свою
выдумает (на радость зоилам будущих веков, хаха). Но подумать только - из
одной-единственной фразы музыкальной столько всего!!
Не то чтоб я категорически стоял на этом, но ведь Римский, не особо любя фортепиано,
умудрился сочинить самый что ни на есть наирусский концерт для ф.п. с оркестром (ну
Аренский ещё постарался, однако ж у него короткая Фантазия)

alexa_minsk (20.04.2015 22:47)
Valery2 писал(а):
... Римский, не особо любя фортепиано, умудрился
сочинить самый что ни на есть наирусский концерт для ф.п. с оркестром...
хорошо,
точно сказано (т.е. написано): `из одной-единственной фразы..`. Пожалуй, именно это в
концерте меня и восхищает.
А то: `форма-неформа`, `рыхло-комфортно`... (и т.п.)
РУССКИЙ фортепианный концерт! И всё.
Кто любит - слушает, кому не нравится - и не надо слушать..

Valery2 (20.04.2015 23:06)
Сразу после прослушивания. У Маршева действительно некоторый непорядок с формой, в моём
наивном понимании. Распадается, на отдельные очень красивые кусочки. Недоброжелателям
концерта рекомендую, конечно, Рихтера. Можно Жукова.

LAKE (20.04.2015 23:22)
Valery2 писал(а):
.... У Маршева действительно некоторый непорядок с
формой, в моём наивном понимании. ...
Эпидемиологический порог преодолён. Вот не все
вирусы пока обезврежены. Мутируют. `Хворь` с композитора перекинули на исполнителя.

Twist7 (21.04.2015 00:15)
OlgaKz писал(а):
Последние годы Брюллов постоянно жил в Риме
(переехал туда в 1850 году) в семье Анжело Титтони, который до самой смерти ухаживал за
художником. Большинство последних работ Брюллова до сих пор являются собственностью этой
семьи. Незадолго до смерти врачи, надеясь облегчить состояние больного, отправили
художника на воды в местечко Марчьяно неподалеку от Рима, где он вскоре скончался.
Похоронен в Риме.
Наверное, поиски музея Брюллова надо начать именно с Рима. Возможно, семья Титтони
выставляет их.
Спасибо !!!

victormain (21.04.2015 00:54)
abcz писал(а):
ну да. Пока идёт на запале, на
вдохновении-интуиции-слухе - безупречно, как только начинается работа - начинает
пробуксовывать...
Я думаю, это ощущение знакомо всем композиторам после Бетховена и
до Веберна. А уж сейчас-то...

musikus (21.04.2015 01:14)
ahol писал(а):
- к сожалению, я не всеяден
- Что до рекомендации промолчать, то её, в принципе, можно адресовать здесь
каждому.
- Есть `всеядность` и всеядность. Первая - от широты интересов (Рихтер
говорил: `Я - существо всеядное, мне многого хочется`), вторая - от неразборчивости, от
несформированности вкуса. Так что Ваша `невсеядность` - достоинство...

abcz (21.04.2015 03:14)
victormain писал(а):
Я думаю, это ощущение знакомо всем композиторам
после Бетховена и до Веберна. А уж сейчас-то...
ощущение - это фактор самооценки,
самоопределения. Он совсем не прямо связан с результатом. Мне кажется, здесь есть (опять
же, - романтическое, от Бетховена до Веберна) нутряное такое (может даже подсознательное)
презрение к ремеслу. Хочется на вдохновении, драйве, кураже. И получаются комом и первый
блин, и последний, и какой угодно. Вроде бы и вкусно, а колёр не тот.

Mikhail_Kollontay (21.04.2015 07:16)
victormain писал(а):
Я думаю, это ощущение знакомо всем композиторам
после Бетховена и до Веберна. А уж сейчас-то...
Это вот если ездить с закреплённым
рулем, такие результаты, да.



 
     
Наши контакты