Скачать ноты

Опера в трех действиях на либретто самого композитора, основанное на одноименной драме Георга Бюхнера.

Действующие лица:

ВОЦЦЕК, солдат (баритон)
МАРИ, его возлюбленная (сопрано)
МАЛЬЧИК,...Читать дальше
Опера в трех действиях на либретто самого композитора, основанное на одноименной драме Георга Бюхнера.

Действующие лица:

ВОЦЦЕК, солдат (баритон)
МАРИ, его возлюбленная (сопрано)
МАЛЬЧИК, их ребенок (сопрано (мальчиковое))
АНДРЕС, друг Воццека (тенор)
МАРГРЕТ, соседка (контральто)
КАПИТАН (тенор)
ДОКТОР (бас)
ТАМБУРМАЖОР (тенор)
ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ ПОДМАСТЕРЬЯ (баритон и бас)
ДУРАЧОК (тенор)

Действие оперы происходит в Германии в 1836 году.
Первое исполнение: Берлин, 14 декабря 1925 года.


ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Воццек бреет своего капитана, денщиком которого он является. Капитан тем временем сурово выговаривает ему за его безнравственное, как он считает, поведение: он знает о связи Воццека с Мари и об их незаконном ребенке. (Партия капитана написана для очень высокого тенора). Поначалу Воццек отвечает бестолково и рассеянно: `Jawohl, Herr Hauptmann` (`Конечно, господин капитан`), а под конец очень сбивчиво и бессвязно жалуется на свою бедность (`Wir arme Leut`!` - `Мы, бедный люд`).

Сцена 2. Широкое поле на окраине города. Воццек вдвоем со своим армейским приятелем Андресом; на опушке леса они рубят дерево. Неожиданно на Воццека нападает суеверный страх: разбегающиеся в траве ежи в лучах заходящего солнца кажутся ему катящимися по полю человеческими головами, а лучи солнца зловещим огнем, взметающимся от земли к небу. Охваченный ужасом, он бежит к своей Мари.

Сцена 3. У себя в комнате Мари, возлюбленная Воццека, играет с малышом, их сынишкой. Она видит, как по улице торжественным маршем проходит рота солдат, и восхищается тамбурмажором; она мечтает о встрече с ним. Соседка Маргрет язвительно намекает на ее увлечение красавцем тамбурмажором. Мари резко захлопывает окно и укладывает спать ребенка. При этом она поет своему малышу колыбельную песенку. Неожиданно появляется Воццек; он все еще охвачен суеверным страхом. Мари с испугом слушает его рассказ о загадочных видениях, которые, как он думает, он видел. Он предчувствует что-то страшное.

Сцена 4. На следующий день Воццека в своем кабинете обследует полковой доктор. (Чтобы заработать немного денег, Воццек соглашается стать подопытным объектом в экспериментах доктора). Этот доктор - психиатр-дилетант, если не сказать садист. Он внушает Воццеку мысль, что тот на грани помешательства и что он должен употреблять только определенную пищу (одни бобы). К концу сцены доктор тешит себя надеждой, что прославится, благодаря тем экспериментам, которые он проделывает с бедным Воццеком.

Сцена 5. Мари на улице встречает тамбурмажора, уверенного в себе и хвастливого. Она очень увлечена этим импозантным малым. Мари приглашает его к себе. Он соглашается. И вот они уже направляются в ее комнату.

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Мари с восторгом рассматривает серьги, которые подарил ей тамбурмажор. Входит Воццек. Он замечает новые серьги, и его охватывает подозрение. Однако Воццек все еще расстроен по поводу других вещей. Он огорчен, что у малыша, который сейчас заснул, легкая лихорадка. Воццек рассеянно отдает Мари заработанные им на медицинских экспериментах деньги и уходит из дома. Оставшись одна, Мари корит себя за то, что ведет себя аморально - поддалась соблазну и флиртует с тамбурмажором.

Сцена 2. На улице капитан встречает доктора, который пугает его, говоря ему, что он плохо выглядит. `В один прекрасный день вас может парализовать`, - черство говорит доктор капитану. Но вот доктор замечает более подходящую мишень для своих садистских издевательств. Это бедный Воццек. Пользуясь случаем, доктор и капитан с издевкой говорят ему об измене Мари. И доктор сообщает Воццеку, что тот тоже болен.

Сцена 3. Улица перед домом Мари. Пасмурный день. Встретив Мари, Воццек обращается с нею очень грубо. Он пытается добиться у нее признания в измене; он даже замахивается на нее кулаком, но она останавливает его возгласом: `Лучше нож в моем теле, чем чья-либо рука на мне`. И когда она убегает, Воццек продолжает бормотать ее слова: `Лучше нож...`

Сцена 4. Двор возле пивного трактира. Поздний вечер. Посетители горланят песни, все уже изрядно подвыпили. Танцуют солдаты, парни, служанки, девушки. Пришедший сюда Воццек замечает Мари, она танцует с тамбурмажором. Воццек готов напасть на него. Но музыка прекращается, вместе с ней и танец. Какой-то солдат затягивает пьяным голосом песню. Городской дурачок заводит разговор с Воццеком: `Я чую кровь...` - произносит он. Снова звучит музыка, снова все начинают танцевать. Воццек видит танцующих Мари и тамбурмажора, слышит их полные страсти возгласы. Его взор словно застилает кровавый туман.

Сцена 5. Ночь в казарме. Воццек стонет во сне; его мучают кошмарные сны. Андрес просыпается и слышит, как тот говорит о кровавом ноже. В казарму с шумом вваливается пьяный тамбурмажор; он хвалится своими победами. Воццек, совершенно лишившийся рассудка из-за ревности, нападает на него. Но Тамбурмажор - здоровенный детина, и ему удается поколотить Воццека. Избив его, тамбурмажор удаляется. Другие солдаты бессердечно реагируют на то, что произошло, и продолжают спать, повернувшись на другую сторону.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Эта сцена целиком посвящена Мари. Она одна со своим малышом; ее мучает раскаяние. Она читает Библию - сначала историю о женщине, уличенной в прелюбодеянии, а затем историю Марии Магдалины. Она молит Бога о прощении.

Сцена 2 переносит нас к пруду в лесу за городом, где Воццек идет с Мари. Он просит ее сесть рядом с ним, целует ее; они откровенно говорят о любви. Затем он что-то таинственно шепчет про себя. Наступает долгое молчание. Вдруг Мари замечает, что луна красная. `Как окровавленная сталь`, - произносит Воццек, и выхватывает свой нож. Мари пытается убежать. Но он вонзает нож ей прямо в грудь и, когда она умирает, сам скрывается.

Сцена 3. Он прибегает в трактир. Здесь он пытается забыться. Полупьяный, он поет как помешанный, танцует с Маргрет, соседкой Мари. Неожиданно она замечает кровь на его руке и в испуге кричит. Вся толпа собирается вокруг Воццека и видит кровь. Но Воццек стремительно убегает.

Сцена 4. Он возвращается на место убийства. Он должен замести следы убийства - подальше упрятать нож. Он ищет его, так как бросил его где-то здесь, и когда его находит, то выбрасывает в пруд. Но потом он пугается, что там, куда тот упал, его смогут найти. Он лезет в воду, чтобы достать его, заходит все глубже и внезапно тонет. Доктор и капитан, проходящие неподалеку, слышат шум. Капитан порывается броситься на помощь, но доктор удерживает его, и они покидают это злосчастное ночное место.

Сцена 5. Яркое солнечное утро следующего дня. У дома Мари играют дети, верхом на палочках, как на лошадках. Среди них малыш Мари. Появляется другая группа детей. У них новость. Один из них кричит малышу: `Эй, твоя мать померла!` Но малыш не слышит - он увлечен игрой. Все спешат посмотреть на труп, а малыш продолжает скакать на `лошадке`. `Хоп-хоп! Хоп-хоп!` - весело кричит он.

Х Свернуть

Режиссер и сценограф - Дмитрий Черняков, Дирижер - Теодор Курентзис, Художник по свету - Глеб Фильштинский, Художники по костюмам - Елена Зайцева, Дмитрий Черняков Воццек - Георг Нигль, Мари - Марди Байерс, Тамбурмажор - Роман Муравицкий, Андрес - Фредрик Аксельберг, Капитан - Максим Пастер, Доктор - Петр Мигунов Маргрет - Ксения Вязникова, Первый подмастерье - Валерий Гильманов, Второй подмастерье - Николай Казанский, Сумасшедший - Леонид Виленский (Бомштейн). Запись с телеканала MEZZO 24



Mick_M (22.03.2012 03:33)
Москвичи, наверное, видели живьем. Да не все еще москвичи!

Andrew_Popoff (22.03.2012 03:49)
Mick_M писал(а):
Москвичи, наверное, видели живьем. Да не все еще
москвичи!
Я видел. Живьем. Курентзис молодец, вся музыкальная часть сделана
превосходно. Постановка очень интересная, но есть некоторые сомнения относительно
сценографии. Если бы `Воццек` шел во всех шести музыкальных театрах Москвы, это было бы
здорово. Но предыдущая российская постановка была в 1926 году в Питере. А непуганная
московская публика, привыкшая ходить на теноров, конечно не совсем была к этому готова.
Думаю, более традиционная постановка не так сильно отпугнула бы ее. После премьеры дали,
кажется всего 2-3 спектакля. В фойе, когда закончился спектакль, какая-то пожилая дама
схватила меня за руку и возмущенно выкрикнула: я думала, что иду на оперу, а тут...
(непечатно далее)

victormain (22.03.2012 03:54)
Мне кажется, что вся идея сценографии хороша. А с нюансами её использования, работы с ней,
можно кое-где и не соглашаться, конечно. Я имею в виду плановость, конечно. Но это всё так
индивидуально...

Andrew_Popoff (22.03.2012 03:59)
victormain писал(а):
Мне кажется, что вся идея сценографии хороша. А
с нюансами её использования, работы с ней, можно кое-где и не соглашаться, конечно. Я имею
в виду плановость, конечно. Но это всё так индивидуально...
Да, я согласен. Я говорил
о том, что все же надо учитывать дремучесть публики, которая ходит в БТ. Среди тех, кто
сидел в зале, человек сто, наверное знали, кто такой Берг и про что опера, но основная
масса состояла из офисного планктона и престарелых лемешисток с козловистками.

Mick_M (22.03.2012 04:11)
Andrew_Popoff писал(а):
Если бы `Воццек` шел во всех шести
музыкальных театрах Москвы, это было бы здорово.
А непуганная московская публика, привыкшая ходить на теноров, конечно не совсем была к
этому готова.
Не видел живьем, а ТВ это что-то совсем другое. Но, тем не менее,
думаю, что это не совсем так. Если бы `непуганная публика` пришла на `Норму` и ей показали
бы такое (непечатное слово упомянутой Вами дамы), да, - можно было бы говорить о том, что
в 5 театрах `как у Беллини`, а в 6-м - `как у Вареза`. Но человек, идущий на Берга,
все-таки понимает, что ему там не будут приятно `белькантировать`. На мой (телезрительский
взгляд) там все одно другому соответствует. Я видел четырех `Воццеком` (двух живьем и двух
на видео) - этот меня убеждает больше других.

victormain (22.03.2012 04:12)
Andrew_Popoff писал(а):
Среди тех, кто сидел в зале, человек сто,
наверное знали, кто такой Берг и про что опера, но основная масса состояла из офисного
планктона и престарелых лемешисток с козловистками.
Супер! Мечта просто.

Andrew_Popoff (22.03.2012 04:23)
Mick_M писал(а):
Но человек, идущий на Берга, все-таки понимает, что
ему там не будут приятно `белькантировать`.
Я тоже так думал, но убедился, что был
неправ. Нормальная живая публика была на `Детях Розенталя`. Я думаю потому, что премьере
предшествовала грязная кампания прессухи против Сорокина, особенно мерзко и грязно
бушевали сурковские нашисты. И на спектакли ходили только нормальные и думающие люди,
читавшие Сорокина и слышавшие разную музыку. И благодаря этому ДР давались приличное
количество раз в течение нескольких сезонов. `Воццека` же пиарили как нечто
благопристойное и заманчивое, и тем сослужили дурную службу спектаклю.

Mick_M (22.03.2012 04:39)
Andrew_Popoff писал(а):
Нормальная живая публика была на `Детях
Розенталя`.премьере предшествовала грязная кампания прессухи против Сорокина, Воццека` же
пиарили как нечто благопристойное и заманчивое
Ну, наверное... Мне трудно судить. Но
ведь в конечном итоге это все - проблемы `внутри Садового кольца`. Естественно, этот
контекст важен и многое объясняет. Но ведь и на Таганке тех лет, когда ее прессовали не
хуже, чем Сорокина сейчас, тоже сидела не только нормальная живая публика, но и бабы из
комиссионок. Беда, видимо, в том, что кто-то придумал, что `поэт в России больше, чем
поэт`. Но это уже другая тема...

victormain (22.03.2012 04:49)
Mick_M писал(а):
Беда, видимо, в том, что кто-то придумал, что `поэт
в России больше, чем поэт`. Но это уже другая тема...
Не просто беда, а трагедия с
элементами неприличия.

Mikhail_Kollontay (22.03.2012 06:47)
Andrew_Popoff писал(а):
я думала, что иду на оперу, а тут...
(непечатно далее)
Берг (в частности) не въехал понять, что формат театра (в России,
во всяком случае) не соответствует запросу автора. Надо строить другие здания, создавать
принципиально другие труппы, иная публика, всё иное. Если честно, то и Монтеверди мало что
есть обсудить с Верди. Вагнер это понял и сумел чего-то, пусть локально, добиться.

MargarMast (22.03.2012 07:25)
Mick_M писал(а):
Но ведь и на Таганке тех лет, когда ее прессовали не
хуже, чем Сорокина сейчас, тоже сидела не только нормальная живая публика, но и бабы из
комиссионок.
А что, Сорокин действительно - такой же `луч в тёмном царстве`, каким
была Таганка тогда? Неужто ж? И их действительно можно вот так вот сравнить? Странные
времена пошли.

MargarMast (22.03.2012 07:28)
`луч света`

BogolubovAL (22.03.2012 08:03)
Вот удивительная черта Большого театра в последнее время ставить спектакли никак! Либо
очень плохо, либо никак. Все на угоду публике, иногда возникает такое ощущение, что ты
дебил - тебе так все явно показывают, за тебя все разжевывают и проглатывают. Призываю,
посмотрите постановку Воццека Венской оперы, дирижер непревзойденный Клаудио Аббадо.
Такого сочетания актерской игры, вокального исполнительства и блестящей режиссуры не часто
увидишь.

victormain (22.03.2012 08:12)
BogolubovAL писал(а):
иногда возникает такое ощущение, что ты дебил -
тебе так все явно показывают...Призываю, посмотрите постановку Воццека Венской
оперы...
Так вроде никто не мешает и с Аббадо посмотреть, они рядом выложены. Правда
тоже всё довольно явно показывают.

victormain (22.03.2012 08:15)
MargarMast писал(а):
А что, Сорокин действительно - такой же `луч в
тёмном царстве`, каким была Таганка тогда? Неужто ж? И их действительно можно вот так
вот сравнить?
Речь идёт, Алёна, не о том, что на сцене, а о тех, кто в зале.

MargarMast (22.03.2012 08:44)
victormain писал(а):
Речь идёт, Алёна, не о том, что на сцене, а о
тех, кто в зале.
Ох, Виктор, давно не была в России, но могу себе представить. Была
сколько-то лет назад в Маяковке - уже тогда в перерыве хотелось смотреть только на книжные
киоски, а не на публику. Печально.

Mick_M (22.03.2012 18:52)
MargarMast писал(а):
А что, Сорокин действительно - такой же `луч в
тёмном царстве`, каким была Таганка тогда? Неужто ж? И их действительно можно вот так
вот сравнить?
Не знаю. Контекст, естественно, можно сравнивать, а касаемо таланта,
дарования и всего в этом роде - так, вообще, лучше никого ни с кем не сравнивать. А речь в
моем посте, как Вы заметили. шла об историческом контексте, а не о сравнении С. с
Таганкой. Хотя я не был в России с 1993 года...

MargarMast (22.03.2012 21:52)
Mick_M писал(а):
Не знаю. Контекст, естественно, можно сравнивать, а
касаемо таланта, дарования и всего в этом роде - так, вообще, лучше никого ни с кем не
сравнивать.
Насчёт сравнения таланта и дарования - не поняла. Это происходит
постоянно, и часто просто бессознательно. Почему-то обычно люди тянутся к наиболее
одарённым и предпочитают не иметь дело с посредственностью. Во всяком случае, у меня это
именно так. Я обожаю талантливых людей. Ну и, конечно, чтобы они при этом не были
подонками.

BogolubovAL (22.03.2012 22:13)
victormain писал(а):
Так вроде никто не мешает и с Аббадо посмотреть,
они рядом выложены. Правда тоже всё довольно явно показывают.
В исполнении Аббадо
есть тонкость.

BogolubovAL (22.03.2012 22:13)
victormain писал(а):
Так вроде никто не мешает и с Аббадо посмотреть,
они рядом выложены. Правда тоже всё довольно явно показывают.
В исполнении Аббадо
есть тонкость.

Mick_M (22.03.2012 22:19)
MargarMast писал(а):
Насчёт сравнения таланта и дарования - не
поняла. Это происходит постоянно, и часто просто бессознательно.
Алена! Я сравнивал
исторический контекст! Все! В талантах и гениях я ничего не понимаю. Это по части
PR-специалистов.

Andrew_Popoff (22.03.2012 22:19)
MargarMast писал(а):
А что, Сорокин действительно - такой же `луч в
тёмном царстве`, каким была Таганка тогда? Неужто ж? И их действительно можно вот так
вот сравнить? Странные времена пошли.
Нет, просто писатель. Мне у него далеко не все
нравится, но есть замечательные вещи. Нет, Елена, сейчас не Советский союз, поэты давно
уже не носители истины, аналогов той Таганки нет и не будет. Да и не надо, искусство
должно заниматься своими проблемами, а не социальными.

Andrew_Popoff (22.03.2012 22:21)
MargarMast писал(а):
Ох, Виктор, давно не была в России, но могу себе
представить. Была сколько-то лет назад в Маяковке - уже тогда в перерыве хотелось
смотреть только на книжные киоски, а не на публику. Печально.
Вы ж уехали, мы сирые
остались. :) Но сейчас уже появились нормальные лица, Россия, она не пойми из чего
рождает, а потом сама и губит. Старая история.

samlev (10.09.2013 06:55)
ЗдОрово! И музыкально, и сценически. И поют, и двигаются и играют. Просто не верится, что
это Большого постановка.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 09:34)
samlev писал(а):
ЗдОрово! И музыкально, и сценически. И поют, и
двигаются и играют. Просто не верится, что это Большого постановка.
Мне рассказывал
народ из оркестра, как они были насторожены и напуганы необычностью материала, и как потом
в охотку пошлО. Может, дело в дирижёре, не знаю. Но к нему отнеслись с радостным
уважением, а заодно и к себе: смогли же! Так понимаю, что многие в театре прошли через
такие чувства.

precipitato (10.09.2013 15:52)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне рассказывал народ из оркестра, как
они были насторожены и напуганы необычностью материала, и как потом в охотку
пошлО
Поразительный народ у нас в оркестрах сидит - пугаются музыки без малого
столетней давности.

art15 (10.09.2013 16:19)
precipitato писал(а):
Поразительный народ у нас в оркестрах сидит -
пугаются музыки без малого столетней давности.
Почему? Стереотипное мышление?
Замшелый консерватизм или издержки музыкального воспитания?

precipitato (10.09.2013 16:35)
art15 писал(а):
Почему? Стереотипное мышление? Замшелый консерватизм
или издержки музыкального воспитания?
Думаю, что прежде всего - последнее. Не у всех,
конечно. Думаю, что прекрасный виолончелист, приятель Андрея и исполнитель его и Ройтмана
- вряд ли был напуган. С неприятием именно этим оркестром современной музыки я тоже
сталкивался. Это поразительно - в главном театре страны. Воццек давно идет по миру в
провинциальных театрах, годами, никто не пугается.

Andrew_Popoff (10.09.2013 16:45)
precipitato писал(а):
Думаю, что прежде всего - последнее. Не у всех,
конечно. Думаю, что прекрасный виолончелист, приятель Андрея и исполнитель его и Ройтмана
- вряд ли был напуган.
Там ситуация была анекдотическая. Максима сначала не поставили
на `Воццека`, но когда Курентзис стал репетировать, там маленький бунт случился, такие
разборки пошли - что там ММ с пенопластами! - пришлось менять состав виолончелей, Максима
включили. Он в восторге от музыки, дело на лад пошло. Кстати, оркестр на премьере очень
хорош был, я там был.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 18:24)
precipitato писал(а):
Поразительный народ у нас в оркестрах сидит -
пугаются музыки без малого столетней давности.
Специфика спецобъекта, каким был (я
так понял) ГАБТ в пору моего с ним бурного общения. Конечно, и позднее, в пору Воццека,
всё было на тех же местах.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 18:27)
precipitato писал(а):
пугаются
Однако оборотная сторона -
огромный интерес в новому, это, видимо, было у Корндорфа, когда он работал с Лазаревым, и
у меня (Две песни и пляска царя Давида). Репетировали безумно, целый месяц, бесплатно и с
неподдельным интересом, и прекрасно играли, тут есть запись, правда, плохая по качеству.

precipitato (10.09.2013 18:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Однако оборотная сторона - огромный
интерес в новому
Миша, это давно было, сейчас я такого не заметил у них.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 18:59)
precipitato писал(а):
Миша, это давно было, сейчас я такого не
заметил у них.
Конечно, накушались. Я о 1995 году и еще чуть позже. Тогда - бесплатно
и с жадностью, виоль д`амур, верхний до диез у валторны (по письму), всё было как надо,
просили написать что-то ещё, написал `Пир`, играли и т.д.

victormain (10.09.2013 19:39)
precipitato писал(а):
Поразительный народ у нас в оркестрах сидит -
пугаются музыки без малого столетней давности.
А пианисты? Большинство скептически
улыбается на всё, что дальше Прокофьева, а если б разрешили - и без него бы обошлись,
закончив на Дебюсси, а ещё лучше - на балладах и скерцо.

abyrvalg (10.09.2013 19:53)
victormain писал(а):
А пианисты? Большинство скептически улыбается на
всё, что дальше Прокофьева, а если б разрешили - и без него бы обошлись, закончив на
Дебюсси, а ещё лучше - на балладах и скерцо.
Здесь я полностью согласен. Я вообще бы
издал закон о запрете на исполнение Шопена, Шумана, Бетховена на ближайшие десять лет,
пока не переиграют весь 20-й век.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 20:02)
abyrvalg писал(а):
закон о запрете
У меня простое предложение:
запретить исполнение на каждом следующем Чайковском 1-2 статистически чаще других
представленных сочинения.

abyrvalg (10.09.2013 20:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
У меня простое предложение: запретить
исполнение на каждом следующем Чайковском 1-2 статистически чаще других представленных
сочинения.
И играть на каждом следующем Чайковском 1-й концерт Бориса Чайковского.

Mikhail_Kollontay (10.09.2013 21:00)
abyrvalg писал(а):
И играть на каждом следующем Чайковском 1-й
концерт Бориса Чайковского.
Борис Александрович возражал (у меня была такая идея, с
ним обсуждали). Так что как же.



 
     
Наши контакты