Скачать ноты

Санкт-Петербург, Капелла, 10.07.2013. Фестиваль `Музыка Большого Эрмитажа`. Один из двух обликов португальского композитора и пианиста. Мариу Лажинья на этот раз выступает не в качестве композитора, сочиняющего классическую музыку, и не в качестве интерпретатора произведений Шопена и Баха, а как постоянный партнер джазовой певицы Марии Жоао, музыку для которой он начал сочинять еще в 90-е годы.



VittorioCrivelli (11.07.2013 23:23)
Краткая информация о Марии Жоао:
Мария Жоао - уникальная португальская певица, известная своими вокальным и
импровизационным талантами. Она считается джазовой певицей, однако в своем творчестве она
свободно совмещает фолк, этнику, современный джаз, электронику, авангард, симфоническую
музыку и другие стили и жанры. Ее главный музыкальный партнер – португальский пианист
Мариу Лажинья, однако Мария успела поработать с такими разными музыкантами, как Бобби
Макферрин, Карлос Бика, Аки Такасе, Жильберто Жил, Чарли Мариано, Трилок Гурту, что уже
само по себе говорит об универсальности ее таланта.
Мария родилась в Лиссабоне в 1956 г. от отца-португальца и матери родом из Мозамбика. В
молодости Мария занималась чем угодно, только не музыкой, в частности — профессионально
тренировалась в восточных единоборствах (каратэ и айкидо), а также работала в Лиссабонском
управлении спорта в качестве тренера по плаванию для детей с задержками в развитии. Мария
даже и не слушала музыку, пока случайно не наткнулась на записи американской вокалистки
Джони Митчелл, которые ей очень понравились. А тут ещё и закрылась школа плавания, где
коллега частенько подначивала Марию, что с её громким голосом ей надо стать певицей, и
один приятель действительно пригласил Марию петь в свою рок-группу. Правда, терпения Марии
хватило всего на месяц работы в роке, который показался ей слишком монотонным. Затем (это
случилось в 1982 г) её привели на прослушивание в джазовую школу, которую открывал
старейший в Лиссабоне джазовый клуб, Hot Clube de Lisboa. До этого Мария Жуан слушала джаз
только один раз в жизни, на фестивале в городке Кашкайш, недалеко от Лиссабона. Правда, на
этом маленьком фестивале выступали тогда такие гиганты, как Майлс Дэйвис, Кит Джарретт,
Жан-Люк Понти и Нэнси Уилсон, так что впечатления были сильные. Для прослушивания в школу
Мария выбрала бразильскую песенку, но выяснилось, что аккомпаниаторы на экзаменах этой
песенки не знают, и пришлось ей сымпровизировать с этим ансамблем американский джазовый
стандарт. Марию тут же взяли в школу, потому что в «Хот-Клабе» отчаянно не хватало
вокалисток, которые способны были бы импровизировать.
Так началась одна из самых ярких карьер в португальской музыке. После первых записей и
телевизионных выступлений в середине 80-х молодая певица дебютировала на широкой сцене
того самого фестиваля в Кашкайше, затем впервые выступила за границей, в испанском
Сан-Себастьяне, а вскоре уже гастролировала по Германии, где её ждал первый серьёзный
успех. И именно в Германии Мария Жуан встретила живущую в Мюнхене японскую фри-джазовую
пианистку Аки Такасэ, которая впервые свела молодую португальскую певицу с пути
подражательства американским джазовым дивам, раскрыв ей широкие горизонты самых разных
направлений импровизационной музыки. В 90-е годы сложился уникальный собственный стиль
Марии Жуан, в который вошли и европейские, и американские, и африканские влияния. Особенно
широко имя Жуан стало известно благодаря сотрудничеству с группой великого джаз-рокового
клавишника Джо Завинула, The Zawinul Syndicate, а затем — с известным португальским
пианистом Марио Лажинья, с которым Мария записала множество весьма интересных альбомов. В
2000-е Мария Жуан преимущественно выступала с собственным ансамблем, но музыка, которую
писал для неё Лажинья в 90-е годы, регулярно звучала в её концертных программах даже
тогда; эмоциональным пиком её концертных программ чаще всего становилась весёлая и яркая
песенка Лажиньи «Saris e Capulanas» с их совместного альбома 1998 г. «Cor».
Мария Жуан продолжает сотрудничество и со множеством других музыкантов по всей Европе; в
частности, самая свежая её запись — «A Different Porgy, Another Bess», современное
прочтение материала «народной оперы» Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» — сделана в 2011 году
с Брюссельским джаз-оркестром при участии бельгийского певца Давида Линкса. 



 
     
Наши контакты