Скачать ноты

Спектакль Московского музыкального театра АМАДЕЙ `Девочка со спичками` по опере В. Ребикова `Ёлка` и пьесам из фортепианного цикла П. Чайковского `Времена года`. Видеоверсия: Япония, Maebashi - Tokyo, Январь 2007. Девочка - Екатерина Артемова. Мать - Елена Околышева. Принц - Александр Каминский. Соло на рояле - Юлия Лев. Постановка Олега Митрофанова.



nikolay (03.06.2019 06:58)
aesaf писал(а):
Андрей, вполне возможно, что Ребиков допускал
исполнение оперы под рояль в домашних условиях. Как, кстати, и Даргомыжский - своего
`Каменного гостя`, им так и не оркестрованного (правда, не по доброй воле автора).
И вот тут я сразу перехожу к следующему пункту. Возможно, я не точно выразился, но я
разумеется не думал утверждать, что `Ёлка` - ПЕРВАЯ русская опера `не про царей-богатырей`
вообще. (Каковыми ещё до всякого `Онегина` стали обе оперы того же Даргомыжского,
`Женитьба` Мусоргского или его же `Сорочинская` - начатая, правда, уже после `Онегина`, -
или `Майская ночь` Р-К и т.п.) Я утверждал, что это - первая русская опера про нищую
девочку (А НЕ про царей-богатырей). Новая ступень в освоении темы не только
психологической (как все упомянутые выше небогатырские оперы и прежде всего - `Онегин`),
но уже - темы сострадания к маленькому человеку. Такой темы в русских операх доселе не
было. В литературе и живописи - сколько угодно, а в операх - нет. (Наибольшее к ней
приближение, наверное, - Мельник Даргомыжского. Но он, в общем-то, человек не такой уж
маленький, а - как известно про всех оперных мельников - изначально немного кулак и
немного плут, горько пострадавший за свою наивность и недалёкость.)
А пропо - насчёт `Онегина`. Долгое последнее время у меня были проблемы с этой оперой.
Прежде всего из-за её чрезмерной `оперности`, мелодраматичности и `гнусного либретто
Чайковского` (Набоков). И только вчера эти проблемы для меня во многом разрешила
неожиданно очень понравившаяся мне новая постановка в Мариинке
(https://www.youtube.com/watch?v=J2G6WZ0VCP0). Почти идеальная в музыкальном отношении,
прекрасная - в певческом и актёрском, и очень сильная - в режиссёрском. (Пример, КАК можно
хорошо поставить оперу, уходя от штампов, если ты понимаешь музыку и тебе есть, что
сказать.) Так вот: там показано, что вся история в `Онегине` - по сути драмы совсем ещё
молодых людей, которые совершают ошибки из-за своей неопытности. И настоящая драма там
только одна: убийство друга `из-за гусака` (с). А все дальнейшие страдания Онегина -
следствие этой, мягко говоря, ошибки. (И дело не в том, что в конце концов чужая жена не
дала, - а печально, что не удалось вернуться к жизни и к настоящим чувствам уже из-за
целых двух уже прежних ошибок.)
...И всё равно: весь конец финального дуэта (сочинённого явно по лекалам финала из
`Кармен`!) остаётся для меня по-прежнему крупным драматургическим просчётом Чайковского.
Хотя во многом и вынужденным, так как средства тогдашней оперы не умели подсказывать
других выходов. К чему я делаю такие долгие отступления? А к тому, что Ребиков, как мне
кажется, этот другой выход нашёл. Чайковскому не удалось завершить своего `Онегина` на
уровне самим же им и поднятой планки `лирических сцен`, а Ребиков пошёл гораздо дальше: не
только в выборе темы, но и в её решении. А кто ещё был у нас в то время, кого можно с ним
в этом сопоставить? Никто.
Ну, по моему мнению, конечно.
Обожаю Аиду-Тоску-Флейту-Электру-Норму-Кольцо-... А
про что там поют мне до лампочки. Либретто забываю раньше, чем успеваю прочесть. Знаю
только что всех убили.

nikolay (03.06.2019 07:27)
nikolay писал(а):
Обожаю Аиду-Тоску-Флейту-Электру-Норму-Кольцо-...
А про что там поют мне до лампочки. Либретто забываю раньше, чем успеваю прочесть. Знаю
только что всех убили.
Современные постановки, современные исполнители (с айфоном в
кармане, знакомые с диско-рок-панк-металл-пепси-....) наиболее точно доносят до нас ТУ-ИХ
МУЗЫКУ со всякими там смыслами. Хочешь побольше узнать про Бородино - посмотри
реконструкцию Бородинского сражения.

sir Grey (03.06.2019 10:22)
nikolay писал(а):
Не могу вспомнить у кого притча про философа,
которого клопы загрызли? Ильф и Петров?
Ламврокакис /.../В 1756 году был найден в
постели, заеденный клопами.

nikolay (03.06.2019 10:35)
sir Grey писал(а):
Ламврокакис /.../В 1756 году был найден в постели,
заеденный клопами.
Никто, кроме человека, на клопов не жалуется, но ведь зачем-то они
нужны! Создатель не мог ошибиться.

oriani (03.06.2019 11:12)
nikolay писал(а):
Никто, кроме человека, на клопов не жалуется, но
ведь зачем-то они нужны!
``Знай, я пришел помешать тебе спать... Знай, я пришел
помочь тебе встать...``

Интересно, что клопы и звёзды появляются одновременно... тут есть над чем подумать...
даа...

ditlinda (03.06.2019 11:58)
oriani писал(а):
``Знай, я пришел помешать тебе спать... Знай, я
пришел помочь тебе встать...``

Интересно, что клопы и звёзды появляются одновременно... тут есть над чем подумать...
даа...
А еще интересно подумать почему у нас `какое спаньё без клопа`, а у
американцев `и пусть клопы тебя не кусают`...;)

balaklava (03.06.2019 13:44)
ditlinda писал(а):
А еще интересно подумать почему у нас `какое
спаньё без клопа`, а у американцев `и пусть клопы тебя не кусают`...;)
Интересно и
то, что вместе с конями, апельсинами и цивилизацией в Америку были так же экспортированы и
клопы... Наверное в обмен на колорадского жука.

mkaplya (03.06.2019 17:54)
Клопы, камары и другие кровососущие, все для нашего пробуждения

sergei_sergunin (03.06.2019 23:33)
nikolay писал(а):
Никто, кроме человека, на клопов не жалуется, но
ведь зачем-то они нужны! Создатель не мог ошибиться.
Да как-же без клопов - то?
Без них вся жизнь - сплошная рутина.

sir Grey (04.06.2019 09:28)
nikolay писал(а):
Никто, кроме человека, на клопов не жалуется, но
ведь зачем-то они нужны! Создатель не мог ошибиться.
Бог, когда создавал человека,
подумал: `Я клопов уберу, они лишние, а вместо них сделаю человека`. Создал человека, а
тут дьявол его отвлек, поэтому клопов убрать он забыл. А потом Маяковский написал пьесу.

nikolay (04.06.2019 11:00)
sir Grey писал(а):
Бог, когда создавал человека, подумал: `Я клопов
уберу, они лишние, а вместо них сделаю человека`. Создал человека, а тут дьявол его
отвлек, поэтому клопов убрать он забыл. А потом Маяковский написал пьесу.
Да ...`он
забыл`, а мы по образу и подобию, мы слишком многого требуем от человеков.

aesaf (05.06.2019 07:15)
Volovikelena писал(а):
Так походя врезали Чайковскому, а Ребиков
пошел дальше. Почему заключительный дуэт Кармен и Хосе - обязательно лекало для Онегина и
Татьяны? Форма удобная, жанр дуэта-поединка куда старше `Кармен`. А лирико-психологическая
канва дуэта в `Травиате` завязана не менее крепко. Виолетту с Жермоном тоже в лекала
записывать? И Аиду с Радамесом?
Ну, Лена, врезал не столько я, сколько Набоков. Но я
с ним согласен: все стихи в `Онегине`, что не Пушкина, ужасны. Как сивуха после (а ещё
хуже - вместо) благородного вина. Да и вообще: `ах, великое произведение, ах, великого
Чайковского, ах, не трогайте руками` - не мой подход. В этой опере, с моей точки зрения,
есть места гениальные, а есть банальные, переходящие просто в вульгарные. (Самый конец -
уж точно.) Я говорю, конечно, не о музыке, а о драматургии.

Далее - ты спрашиваешь: `Почему заключительный дуэт Кармен и Хосе - обязательно лекало
для Онегина и Татьяны? Форма удобная, жанр дуэта-поединка куда старше `Кармен`.` - Жанр
дуэта-поединка, м.б., куда и старше, да вот что-то не припомню я оперы прежде `Кармен`,
которая бы таким дуэтом заканчивалась. Если я ошибаюсь - назови навскидку хотя бы
одну-две. (И чтобы именно поединок, а не слияние в экстазе, как в `Аиде`.) Гениальная
находка Бизе, которую захотел адоптировать и Чайковский. Почему именно её? А потому что
любил он эту оперу настолько, что она `переночевала` у него сразу в нескольких сочинениях.
Начиная от ГП Скрипичного концерта - и как раз тема из того самого Duo final (`Mais moi,
Carmen, je t`aime encore, / Carmen, helas! moi, je t`adore!`). Кончая хором мальчиков,
играющих в солдатики, в `Пиковой даме`. Ну и - посредине - `наш русский` вариант Duo final
в `Онегине`. Где никто никого не убивает, но дама всё равно сильно разочаровывает
настойчивого кавалера.

aesaf (05.06.2019 07:22)
Volovikelena писал(а):
Странный конец в 6 картине. Там экосез должен
заканчиваться.
Насколько я помню, все эти варианты с экоссезами `опциональны` и
сделаны были ПИЧ для большой сцены. Если я ошибаюсь - поправь. Но я помню точно, что в
старой доброй постановке Станиславского. шедшей в театре его имени все наши с тобой
детские-юные годы, Экоссезов не было. (Чем завершалась у них 6-я картина - увы, уже не
помню. Но могу спросить при случае у М.В.Юровского, который дирижировал этот спектакль раз
100500.) Более того: не было этих ужасных хоров из 1-й картины. Худшее место в опере, я
считаю. Откровенно картонно-бутафорское, лишнее, затягивающее действие, чудовищно
фальшивое по своему посылу. Этакие идиллические грёзы о крепостничестве, о которых у
Пушкина нет даже и намёка. У Станиславского `за сценой` проходило только начало протяжной
песни, замирало вдали - и тут уже вступала Татьяна (`Как я люблю под звуки эти...`).

Mikhail_Kollontay (05.06.2019 07:28)
aesaf писал(а):
не было этих ужасных хоров из 1-й картины. Худшее
место в опере, я считаю. Откровенно картонно-бутафорское, лишнее, затягивающее действие,
чудовищно фальшивое по своему посылу
У ПИ вообще с русским фольклором `на Вы`, ничего
дальше пьяненьких мужичков, чаще всего, нету (замечание А.Бузовкина).

Mikhail_Kollontay (05.06.2019 07:35)
aesaf писал(а):
Ну, Лена, врезал не столько я, сколько Набоков. Но я
с ним согласен: все стихи в `Онегине`, что не Пушкина, ужасны. Как сивуха после (а ещё
хуже - вместо) благородного вина. Да и вообще: `ах, великое произведение, ах, великого
Чайковского, ах, не трогайте руками` - не мой подход. В этой опере, с моей точки зрения,
есть места гениальные, а есть банальные, переходящие просто в вульгарные. (Самый конец -
уж точно.) Я говорю, конечно, не о музыке, а о драматургии.

Далее - ты спрашиваешь: `Почему заключительный дуэт Кармен и Хосе - обязательно лекало
для Онегина и Татьяны? Форма удобная, жанр дуэта-поединка куда старше `Кармен`.` - Жанр
дуэта-поединка, м.б., куда и старше, да вот что-то не припомню я оперы прежде `Кармен`,
которая бы таким дуэтом заканчивалась. Если я ошибаюсь - назови навскидку хотя бы
одну-две. (И чтобы именно поединок, а не слияние в экстазе, как в `Аиде`.) Гениальная
находка Бизе, которую захотел адоптировать и Чайковский. Почему именно её? А потому что
любил он эту оперу настолько, что она `переночевала` у него сразу в нескольких сочинениях.
Начиная от ГП Скрипичного концерта - и как раз тема из того самого Duo final (`Mais moi,
Carmen, je t`aime encore, / Carmen, helas! moi, je t`adore!`). Кончая хором мальчиков,
играющих в солдатики, в `Пиковой даме`. Ну и - посредине - `наш русский` вариант Duo final
в `Онегине`. Где никто никого не убивает, но дама всё равно сильно разочаровывает
настойчивого кавалера.
Ну она же понимает, что Женя чисто ситуативно, а так она ему
незачем. Высморкался бы и забыл. Таня ж не дура уж никак.

Я отношусь к опере очень специфически, так случайно вышло: я много лет потратил на
изучение партитуры как ОРКЕСТРОВОЙ ПАРТИТУРЫ, как способа мышления в таком оркестре, в
котором нет ничего, кроме чистого функционала. В этом смысле ни Пиковая Дама, ни 5-я,
скажем, симфонии тут не тянут, везде какие-то технические потуги на куда-то. В Онегине все
строго стерильно, чем у меня вызывает восхищение.

Я уже писал, очень сильно хочется написать оперу `Евгений Онегин`, много есть либреттных
и даже музыкальных мыслей, но уж очень ломает опять года три убить в пустоту, как уже с
оперой у меня было.

nikolay (05.06.2019 07:56)
Как то раз прочитал переводы песен Битлз.... Лучше бы я этого не делал

Volovikelena (05.06.2019 17:52)
aesaf писал(а):
Насколько я помню, все эти варианты с экоссезами
`опциональны` и сделаны были ПИЧ для большой сцены. Если я ошибаюсь - поправь. Но я помню
точно, что в старой доброй постановке Станиславского. шедшей в театре его имени все наши с
тобой детские-юные годы, Экоссезов не было. (Чем завершалась у них 6-я картина - увы, уже
не помню. Но могу спросить при случае у М.В.Юровского, который дирижировал этот спектакль
раз 100500.) Более того: не было этих ужасных хоров из 1-й картины. Худшее место в опере,
я считаю. Откровенно картонно-бутафорское, лишнее, затягивающее действие, чудовищно
фальшивое по своему посылу. Этакие идиллические грёзы о крепостничестве, о которых у
Пушкина нет даже и намёка. У Станиславского `за сценой` проходило только начало протяжной
песни, замирало вдали - и тут уже вступала Татьяна (`Как я люблю под звуки
эти...`).
На счет экосеза посмотрела в клавире. Он появился во второй редакции, а для
первого консерваторского варианта было вот это короткое заключение в си бемоль миноре.
Дуэт Аиды и Радамеса я имела в виду из 3 действия, а не последний.
А народные несни в хоровом исполнении - это ведь еще Глинкинская традиция, с Сусанина
начиная: хоровая интродукция за сценой а`сареllа,свадебный хор подружек. А за ним
потянулась `Русалка` - там аж три песни крестьян подряд - протяжная, хороводная, плясовая.
И Чайковский туда же. Как раз не удивительно.

aesaf (06.06.2019 03:14)
Volovikelena писал(а):
На счет экосеза посмотрела в клавире. Он
появился во второй редакции, а для первого консерваторского варианта было вот это короткое
заключение в си бемоль миноре.
Дуэт Аиды и Радамеса я имела в виду из 3 действия, а не последний.
А народные несни в хоровом исполнении - это ведь еще Глинкинская традиция, с Сусанина
начиная: хоровая интродукция за сценой а`сареllа,свадебный хор подружек. А за ним
потянулась `Русалка` - там аж три песни крестьян подряд - протяжная, хороводная, плясовая.
И Чайковский туда же. Как раз не удивительно.
А какой, Лена, у тебя клавир, где 1-я
редакция? Хорошо бы его найти в виде ПДФ. А то те клавир и партитура, что мне удалось
скачать, все 2-й редакции.

Если дуэт Аиды и Радамеса не финальный, мы его тут вообще не можем рассматривать. Меня
сейчас интересует только завершение оперы, отвечающее одновременно 2-м условиям: 1). Duo
final и 2). как ты сама выразилась, `дуэт-поединок`. Поставив оба этих фильтра, получим
лишь 2 результата: 1). `Кармен` и 2). `Онегин`. Quod erat demonstrandum.

В ЖзЦ Глинки `народные` (якобы) хоры в начале оперы - чисто античная традиция Пролога,
`явившаяся нам в ощущениях` на русский лад: пресловутый стиль ампир а-ля рюсс николаевской
эпохи в духе идейной триады ПСН. Там даже и тема `мужская` (= 1-я тема фуги) типично
строгостильная. 2-я тема (`женская`) лишь отдалённо напоминает народную - как раз для
придания искомого русского колорита.
Чайковский в ЕО идёт, конечно же, вслед за Даргомыжским (`Русалка`), где эти хоры - а).
действительно на народные темы (подлинные смоленско-днепровские мелодии) и б).
действительно бытовые. У Даргомыжского эти хоры звучат гораздо натуральнее, чем у ПИЧ, но
драматургически там всё та же самая проблема: ненужное затягивание действия. Генеральная
проблема этой оперы: сюжет, тяготеющий к камерности, искусственно раздуваемый до `большой
оперы` - с хорами, балетами, `чудными картинками и большими буквами`. (Притом, что много
прекрасной музыки, а все лучшие сцены оттуда - драматическо-бытовые.) ПИЧ в ЕО эту
проблему как раз во многом решает в пользу камерности и дискретности `сцен` - но, увы, не
везде. В ЕО довольно много мест, где инерция пресловутой `оперности` всё портит. А
идеально было бы создать на этот сюжет `сцены` вроде чеховской `Чайки`. Об этих
проблемах-компромиссах в ЕО можно говорить много...

Mikhail_Kollontay (06.06.2019 05:32)
aesaf писал(а):
А какой, Лена, у тебя клавир, где 1-я редакция?
Хорошо бы его найти в виде ПДФ. А то те клавир и партитура, что мне удалось скачать, все
2-й редакции.

Если дуэт Аиды и Радамеса не финальный, мы его тут вообще не можем рассматривать. Меня
сейчас интересует только завершение оперы, отвечающее одновременно 2-м условиям: 1). Duo
final и 2). как ты сама выразилась, `дуэт-поединок`. Поставив оба этих фильтра, получим
лишь 2 результата: 1). `Кармен` и 2). `Онегин`. Quod erat demonstrandum.

В ЖзЦ Глинки `народные` (якобы) хоры в начале оперы - чисто античная традиция Пролога,
`явившаяся нам в ощущениях` на русский лад: пресловутый стиль ампир а-ля рюсс николаевской
эпохи в духе идейной триады ПСН. Там даже и тема `мужская` (= 1-я тема фуги) типично
строгостильная. 2-я тема (`женская`) лишь отдалённо напоминает народную - как раз для
придания искомого русского колорита.
Чайковский в ЕО идёт, конечно же, вслед за Даргомыжским (`Русалка`), где эти хоры - а).
действительно на народные темы (подлинные смоленско-днепровские мелодии) и б).
действительно бытовые. У Даргомыжского эти хоры звучат гораздо натуральнее, чем у ПИЧ, но
драматургически там всё та же самая проблема: ненужное затягивание действия. Генеральная
проблема этой оперы: сюжет, тяготеющий к камерности, искусственно раздуваемый до `большой
оперы` - с хорами, балетами, `чудными картинками и большими буквами`. (Притом, что много
прекрасной музыки, а все лучшие сцены оттуда - драматическо-бытовые.) ПИЧ в ЕО эту
проблему как раз во многом решает в пользу камерности и дискретности `сцен` - но, увы, не
везде. В ЕО довольно много мест, где инерция пресловутой `оперности` всё портит. А
идеально было бы создать на этот сюжет `сцены` вроде чеховской `Чайки`. Об этих
проблемах-компромиссах в ЕО можно говорить много...
Я бы сказал, что в `Русалке`
(которую, как я слышал, автор терпеть не мог) народные хоры оправданы оглушительным
контрастом появления мистического голоса с песней `По камушкам`, об которую как об лезвие
разрезается вообще вся плоть оперы. У Чайковского вообще никакого оправдания безобразию не
вижу. Даргомыжский дорожку к народной музыке самостоятельно и непросто мостил, все у него
индивидуально, и в удачах, и в неудачах, потому что брел по нюху, вслепую, а ПИ валял как
Дюбюк в исподнем, о чем я тут уже писал (то есть о ругательствах Балакирева в его адрес по
сему поводу). Когда `Рузалка`, по моей же инициативе, готовилась к постановке в ГАБТе в
конце 90-х, я думал, как обойтись без хоров, сделать `лайт-версию`. Не получается, совсем
не получается! Причем и в театре смотрели на возможночть сокращений изначально
скептически. Там не убрать. Скорее, тут чувствуется некий реликт того, что под русской
оперой понималось 10-20 годами раньше, Верстовский, Варламов и .д. Но у них, конечно,
этого такого кроверазлива, как в `Русалке`, и быть еще не могло. Русалка на переломе эпох,
если не сказать эр. Еще вот как далеко до Лулу, но плоть и дух оперы вдруг обнаружили
зияние, пустоту, куда АС и ринулся, а на дне предлежал разбитый и убитый 20й век. И очень
жаль, что не знаю `оригинала` - французской оперы его времени, уж наверно, что оттуда
почерпнута масса существенного, еще не известно, понятого ли французами самими. Случайном
мной замеченная точная цитата из `Фауста` Гуно тому может быть доказательством (в
К.Госте).

nikolay (06.06.2019 07:33)
aesaf писал(а):
А какой, Лена, у тебя клавир, где 1-я редакция?
Хорошо бы его найти в виде ПДФ. А то те клавир и партитура, что мне удалось скачать, все
2-й редакции.

Если дуэт Аиды и Радамеса не финальный, мы его тут вообще не можем рассматривать. Меня
сейчас интересует только завершение оперы, отвечающее одновременно 2-м условиям: 1). Duo
final и 2). как ты сама выразилась, `дуэт-поединок`. Поставив оба этих фильтра, получим
лишь 2 результата: 1). `Кармен` и 2). `Онегин`. Quod erat demonstrandum.

В ЖзЦ Глинки `народные` (якобы) хоры в начале оперы - чисто античная традиция Пролога,
`явившаяся нам в ощущениях` на русский лад: пресловутый стиль ампир а-ля рюсс николаевской
эпохи в духе идейной триады ПСН. Там даже и тема `мужская` (= 1-я тема фуги) типично
строгостильная. 2-я тема (`женская`) лишь отдалённо напоминает народную - как раз для
придания искомого русского колорита.
Чайковский в ЕО идёт, конечно же, вслед за Даргомыжским (`Русалка`), где эти хоры - а).
действительно на народные темы (подлинные смоленско-днепровские мелодии) и б).
действительно бытовые. У Даргомыжского эти хоры звучат гораздо натуральнее, чем у ПИЧ, но
драматургически там всё та же самая проблема: ненужное затягивание действия. Генеральная
проблема этой оперы: сюжет, тяготеющий к камерности, искусственно раздуваемый до `большой
оперы` - с хорами, балетами, `чудными картинками и большими буквами`. (Притом, что много
прекрасной музыки, а все лучшие сцены оттуда - драматическо-бытовые.) ПИЧ в ЕО эту
проблему как раз во многом решает в пользу камерности и дискретности `сцен` - но, увы, не
везде. В ЕО довольно много мест, где инерция пресловутой `оперности` всё портит. А
идеально было бы создать на этот сюжет `сцены` вроде чеховской `Чайки`. Об этих
проблемах-компромиссах в ЕО можно говорить много...
Вот Ваша критика --- он... всегда
заменяет АВТОРСКУЮ СУТЬ (выделено мной)... у него про все свои... --- Несбыточный (пока
что) идеал любого режопера - вообще сократить всю музыку. --- И чтоб концепция непременно
победила музыку.--- На самом же деле `а не замахнуться ли НАМ на Петра Ильича нашего...
Чайковского ?!` Реконструкция?

Volovikelena (06.06.2019 13:54)
aesaf писал(а):
А какой, Лена, у тебя клавир, где 1-я редакция?
Хорошо бы его найти в виде ПДФ. А то те клавир и партитура, что мне удалось скачать, все
2-й редакции.

Если дуэт Аиды и Радамеса не финальный, мы его тут вообще не можем рассматривать. Меня
сейчас интересует только завершение оперы, отвечающее одновременно 2-м условиям: 1). Duo
final и 2). как ты сама выразилась, `дуэт-поединок`. Поставив оба этих фильтра, получим
лишь 2 результата: 1). `Кармен` и 2). `Онегин`. Quod erat demonstrandum.

В ЖзЦ Глинки `народные` (якобы) хоры в начале оперы - чисто античная традиция Пролога,
`явившаяся нам в ощущениях` на русский лад: пресловутый стиль ампир а-ля рюсс николаевской
эпохи в духе идейной триады ПСН. Там даже и тема `мужская` (= 1-я тема фуги) типично
строгостильная. 2-я тема (`женская`) лишь отдалённо напоминает народную - как раз для
придания искомого русского колорита.
Чайковский в ЕО идёт, конечно же, вслед за Даргомыжским (`Русалка`), где эти хоры - а).
действительно на народные темы (подлинные смоленско-днепровские мелодии) и б).
действительно бытовые. У Даргомыжского эти хоры звучат гораздо натуральнее, чем у ПИЧ, но
драматургически там всё та же самая проблема: ненужное затягивание действия. Генеральная
проблема этой оперы: сюжет, тяготеющий к камерности, искусственно раздуваемый до `большой
оперы` - с хорами, балетами, `чудными картинками и большими буквами`. (Притом, что много
прекрасной музыки, а все лучшие сцены оттуда - драматическо-бытовые.) ПИЧ в ЕО эту
проблему как раз во многом решает в пользу камерности и дискретности `сцен` - но, увы, не
везде. В ЕО довольно много мест, где инерция пресловутой `оперности` всё портит. А
идеально было бы создать на этот сюжет `сцены` вроде чеховской `Чайки`. Об этих
проблемах-компромиссах в ЕО можно говорить много...
Дома клавир новый. А в училище,
кажется, нет одинаковых. Но в последнем - самом новеньком - есть сноска по поводу экосеза
для второй редакции.

aesaf (07.06.2019 03:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну она же понимает, что Женя чисто
ситуативно, а так она ему незачем. Высморкался бы и забыл. Таня ж не дура уж
никак.
Согласен. Тут явное зощенковское: `Один ленинградский инженер очень любил свою
жену. То есть, вообще говоря, он относился к ней довольно равнодушно, но, когда она его
бросила, он почувствовал к ней пылкую любовь. Это иной раз бывает у мужчин`.

Интересной мне показалась Ваша мысль:

`я много лет потратил на изучение партитуры как ОРКЕСТРОВОЙ ПАРТИТУРЫ, как способа
мышления в таком оркестре, в котором нет ничего, кроме чистого функционала. (...) В
Онегине все строго стерильно, чем у меня вызывает восхищение.`

Да, с этой стороны я ещё не осмысливал эту партитуру. Хотя и там есть сильные
`характеристические` решения: одни струнные в начале вступления к 1-й картине и в начале
2-й картины (однозначно - лучшей в опере) - в общем, лейттембр Татьяны; выразительные соло
духовых в сцене письма (валторна, соответствующие инструменты с темброво-регистровыми
перекрасками в `Пастух играет...` и т.п.); выразительные краски в сцене дуэли (следующая
по силе воздействия картина).

`В этом смысле ни Пиковая Дама, ни 5-я, скажем, симфонии тут не тянут, везде какие-то
технические потуги на куда-то.`

А вот не согласный я. `Пиковая дама`, `Щелкунчик`, 6-я симфония (да и 4-я!) - всё это
партитуры на грани фантастики. Весь будущий Малер и экспрессионисты уже там.

`Я уже писал, очень сильно хочется написать оперу `Евгений Онегин`, много есть либреттных
и даже музыкальных мыслей, но уж очень ломает опять года три убить в пустоту, как уже с
оперой у меня было.`

А почему бы и не? Хуже будет, если не написать и потом жалеть, что ничего нет, чем
написать и жалеть, что сразу не поставили. Уверен, что не пропадёт Ваш скорбный труд!
Только назвать надо её как-то немного иначе, чтобы `не ломиться`, а подчеркнуть тот аспект
/ идею, который / которую Вы `любите` в своей опере. Лично я бы очень приветствовал это
начинание!

aesaf (07.06.2019 03:49)
Mikhail_Kollontay писал(а):
в `Русалке` (которую, как я слышал, автор
терпеть не мог)
Откуда сведения? Лично мне доводилось читать, что автор, наоборот,
получил все свои сердечные болезни оттого, что опера быстро сошла со сцены, её презирали
`высокие ценители` и тогдашние бирюковы с садых-заде.

`в `Русалке` (...) народные хоры оправданы оглушительным контрастом появления
мистического голоса с песней `По камушкам`, об которую как об лезвие разрезается вообще
вся плоть оперы.`

Это да. Но данный момент - именно что перелом в Финале (!) 2-го действия. Переломы в
финалах - очень и очень `оперный` приём.

`Когда `Рузалка`, по моей же инициативе, готовилась к постановке в ГАБТе в конце 90-х, я
думал, как обойтись без хоров, сделать `лайт-версию`. Не получается, совсем не получается!
(...) Там не убрать.`

Лично я бы из 1-го действия удалил всё интермеццо с хорами - пусть Наташа и Князь
продолжают свой `дуэт-поединок` (с) (Лена Воловик), как это собственно и есть у Пушкина.
Из 2-го - весь балет. В 3-м - сильно купировал бы 1-ю картину (убрать всю линию с
`субреткой а-ля рюсс`), а в 4-м - опускал бы занавес после слов `Откуда ты, прелестное
дитя...` (`на этом рукопись обрывается`).

`Даргомыжский дорожку к народной музыке самостоятельно и непросто мостил, все у него
индивидуально, и в удачах, и в неудачах, потому что брел по нюху, вслепую`

Согласен. Но и он в этой опере многое делал по лекалам - именно что большой французской
оперы. И почему-то совершенно не замечал, что перед ним как раз `анти-большой` сюжет и
материал. В `Каменном госте` он наконец это понял до конца. Творческая биография - одно
сплошное движение вверх. Не каждому дано.

`Русалка на переломе эпох, если не сказать эр. Еще вот как далеко до Лулу, но плоть и дух
оперы вдруг обнаружили зияние, пустоту, куда АС и ринулся, а на дне предлежал разбитый и
убитый 20й век.`

Согласен. Так к ней и отношусь.

`У Чайковского вообще никакого оправдания безобразию не вижу.`

В смысле `народной музыки` - увы, да. (Да и в `Пиковой` все эти `Ах ты, светик
Машенька...` ни к селу, ни к городу.) В остальном же - тоже шёл на ощупь. Как раз многие
проблемы `Русалки` он в ЕО решил. А где-то - продолжал оставаться в тисках `оперности`,
т.к. музыкальный опыт того времени других решений ему не подсказывал. Мусоргского он
всерьёз не воспринимал, а Дебюсси ещё пешком под стол ходил. Единственная опера, реально
перепахавшая ПИЧ, - `Кармен` Бизе. А после неё - `Сельская честь` Масканьи и `Фальстаф`
Верди. Но последнее - без следов в его собственном творчестве. (Зато `Фальстаф` появился у
Верди в результате перепахатости `Каменным гостем` Даргомыжского: факт общеизвестный.)

Mikhail_Kollontay (07.06.2019 04:24)
aesaf писал(а):
Согласен. Тут явное зощенковское: `Один ленинградский
инженер очень любил свою жену. То есть, вообще говоря, он относился к ней довольно
равнодушно, но, когда она его бросила, он почувствовал к ней пылкую любовь. Это иной раз
бывает у мужчин`.

Интересной мне показалась Ваша мысль:

`я много лет потратил на изучение партитуры как ОРКЕСТРОВОЙ ПАРТИТУРЫ, как способа
мышления в таком оркестре, в котором нет ничего, кроме чистого функционала. (...) В
Онегине все строго стерильно, чем у меня вызывает восхищение.`

Да, с этой стороны я ещё не осмысливал эту партитуру. Хотя и там есть сильные
`характеристические` решения: одни струнные в начале вступления к 1-й картине и в начале
2-й картины (однозначно - лучшей в опере) - в общем, лейттембр Татьяны; выразительные соло
духовых в сцене письма (валторна, соответствующие инструменты с темброво-регистровыми
перекрасками в `Пастух играет...` и т.п.); выразительные краски в сцене дуэли (следующая
по силе воздействия картина).

`В этом смысле ни Пиковая Дама, ни 5-я, скажем, симфонии тут не тянут, везде какие-то
технические потуги на куда-то.`

А вот не согласный я. `Пиковая дама`, `Щелкунчик`, 6-я симфония (да и 4-я!) - всё это
партитуры на грани фантастики. Весь будущий Малер и экспрессионисты уже там.

`Я уже писал, очень сильно хочется написать оперу `Евгений Онегин`, много есть либреттных
и даже музыкальных мыслей, но уж очень ломает опять года три убить в пустоту, как уже с
оперой у меня было.`

А почему бы и не? Хуже будет, если не написать и потом жалеть, что ничего нет, чем
написать и жалеть, что сразу не поставили. Уверен, что не пропадёт Ваш скорбный труд!
Только назвать надо её как-то немного иначе, чтобы `не ломиться`, а подчеркнуть тот аспект
/ идею, который / которую Вы `любите` в своей опере. Лично я бы очень приветствовал это
начинание!
Я ведь насчет оркестра ЕО в том только смысле, что партитуру, на первый
взгляд, такую любой бы прилично обученный студент написал. А в более поздних партитурах
есть, ну как сказать, искусство, что ли. Скажем, в 1 картине ПД мальчик отдает команды,
как там валторны, довольно низкие, запиханы в средину струнных. Уже штукарство, от
изобилия фантазии, неврастения. Не получается поточнее обзываться.

Насчет моей оперы, в том и беда, что у меня есть опыт, то есть опера, на которую ушло 4
года работы и беготни, ничем не кончившихся, но еще хуже то, что 3 года назад - через 20
лет - ее пару раз сыграли. При том, что я, послушав, своей работой остался доволен
процентов на 90, и при совершенно гениальных певцах, всё это было совершенно же не нужно и
художественно бессмысленно. Поэтому тут призадумаешься, бывши уже бит. С симфониями не
лучше, но было счастье в виде заработанных денег - встал за пульт и записал (хотя пока и
не всё). Собрать так же певцов и хор - дело нереальное. Хоры уж особенно. Я потрясен как
раз тем, что в Мариинке хор все выучил, и безупречно пели, просто фантастика. Но там народ
подневольный - сказано сделано. - Ну посмотрим, пока решения нет. У меня стало мало сил -
последние полгода из-за безумной педагогической нагрузки вообще почти не могу сочинять.
Вот вчера закончил вещину на Батюшкова, две страницы сопрано с роялем, на которые ушло две
недели.

precipitato (07.06.2019 16:53)
aesaf писал(а):
`Я уже писал, очень сильно хочется написать оперу
`Евгений Онегин`, много есть либреттных и даже музыкальных мыслей, но уж очень ломает
опять года три убить в пустоту, как уже с оперой у меня было.`

А почему бы и не? Хуже будет, если не написать и потом жалеть, что ничего нет, чем
написать и жалеть, что сразу не поставили. Уверен, что не пропадёт Ваш скорбный труд!
Только назвать надо её как-то немного иначе, чтобы `не ломиться`, а подчеркнуть тот аспект
/ идею, который / которую Вы `любите` в своей опере. Лично я бы очень приветствовал это
начинание!
Плетнев когда-то сделал транскрипцию ЕО для балета, назвал - Татьяна
Ларина.

aesaf (13.12.2019 00:03)
precipitato писал(а):
Плетнев когда-то сделал транскрипцию ЕО для
балета, назвал - Татьяна Ларина.
Он, я вообще смотрю, большой транскрибист. :)



 
     
Наши контакты