Всегда боготворил Чайковского. Особенно в молодости. Но вот, перечитывая переписку с фон Мекк, дошел до поры `Орлеанской девы`, которую с юности же и не слушал (а когда-то имел диски с оперой). П.И. как будто доволен... Решил освежить впечатление. .......... Но разве можно сейчас это слушать? Как вытерпеть эти три часа? Примерно то же впечатление я получил, попытавшись недавно читать (для больного человека) прозу Гюго. Хочу спросить: кто-нибудь из заядлых слушателей может ЭТО слушать с удовольствием и `для души` (для дела - другое). Для ясности: могу б/м слушать только 4 оперы П.И.: `Онегина`, `Пиковую`, `Черевички` и, с некоторым напряжением, `Иоланту`. Кто больше?
Прочитал статью пианиста Хотеева на http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=919.0 и пришел в некоторое замешательство. Оказывается, многие из фортепианных произведений ПИЧ его издателями и исполнителями были искажены вплоть до полного изменения авторского замысла в угоду коммерческому успеху и слушателю-обывателю. Особенно озадачило то, что произошло с 3-м фортепианным концертом. Но самое для меня удивительное, что некоторые участники этого форума всерьёз считают, что если бы, например, не Зилоти, то и 1-й концерт постигла та же `участь`, что и перечисленные Вами, дорогой Мюзикус, произведения (признаться по совести, мне они тоже как-то не очень...), а то и ещё хуже. И если бы его (ПИЧ) не `останавливали`, то неизвестно, `что бы он ещё наваял`. Не смею надеяться, дорогой Мюзикус, но очень хочется чтобы по этому поводу высказались именно Вы!
Прочитал статью пианиста Хотеева на http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=919.0 и пришел в некоторое замешательство.
Дорогой julio, боюсь Вас разочаровать, но мне трудно ответить Вам чем-то толковым. Я не слышал исполнения концертов ПИЧ Хотеевым и просто не могу об этом судить, хотя статья Х. очень интересная, а автор заслуживает всяческого уважения. Могу только сказать, что разного рода изменения и текста, и трактовок (у множества авторов, не только в случае с ПИЧ) - вещь довольно обычная, к сожалению, а иногда и к счастью. Известно, что существуют разные редакции всех концертов ПИЧ, порой сильно различающиеся. В частности, в отличие от одночастной редакции 3-го концерта, существует его 3-частная редакция, которая сейчас многим известна. Исполнения тоже ведь бывают крайне различны, в том числе `всем известного` 1-го концерта. Это и классичное исполнение Э.Г.Гилельса, и лихорадочные записи того же концерта В.Горовицем (особенно с тестем Тосканини), и очень неординароное, рефлексивное исп. 1-го концерта С.Т.Рихтером с Караяном (совершенно непохожее на его же игру с отечественными дирижерами), и необычайно азартное исполнение концерта Мартой Аргерих и т.д., и т.д. На мое ухо эти различия в манере трактовки произведения порой гораздо более существенны, чем даже изменения текста произведения, о которых идет речь в статье Хотеева. Се ля ви.
Уважаемый julio, насчет 3-го концерта трудно что либо советовать. Исполнений мало,тем более 3-частного варианта. Запись Хотеева как-то не очень впечатляет, хотя чувствуется, что исполнитель очень хотел соответствовать `букве`. Начало 1-й части несообразно затянуто, а в финале он почему-то так колотит, что просто непонятно - зачем это? Не гвозди ведь забивать... Другая запись поживее, поестественнее. Но в 1-й части ни тот, ни другой не приближаются к уровню Плетнева и, тем более, Гилельса. Что касается единственной в Архиве записи `Анданте и финала`, то она ничего особенного не добавляет к сказанному. И странно, что финал в этой записи идет впепреди анденте. Лошадь позади телеги... Вообще же музыка замечательная, какое богатство оставил Петр Ильич! Редко играют и 2-й концерт. Там одна вторая часть чего стоит! Лирический перл, тройной концерт, почти камерный... И еще, если говорить о `забытых` вещах П.И., то обязательно послушайте Фантазию-концерт для ф-но с орк. Там есть совершенно грандиозная каденция (слушать с Плетневым!). Да и вообще вещь очень оригинальная, особенно во второй части, `Контрасты`, там такие `монтажные` эффекты...
Да, именно так!!! Концерт-Фантазию слушал именно с Плетнёвым - просто здорово. А 3-й тоже больше всего люблю с Гилельсом. Однако, к очень большому сожалению он не играл продолжения (оп.79). А концерт-то потрясающий, и никак не могу понять, почему почти не исполняется. Сегодня очень долго рылся и нашёл ещё одну трёхчастную версию с Блохом и Горенштейном на `Яндекс-музыке`, правда качество неважнецкое.
а в финале он почему-то так колотит, что просто непонятно - зачем это? Не гвозди ведь забивать...
Точное описание выступления Плетнёва!
Я его смотрел так давно, что сейчас даже не вспомню, когда это было - по-видимому, не позднее 1986 года. Сперва Михаил Васильевич вяло и с отрешённым выражением на лице `поглаживал` клавиши рояля, а затем `понеслось` именно то, о чём Вы здесь рассказали.
Вы что-то напутали. В этом смысле я говорил вовсе не о Плетневе, а о Хотееве.
Нет, путаницы с моей стороны никакой не было. Возможно, Хотеев копировал манеры Плетнёва.
Кстати сказать, это не единственный случай подражания одного музыканта другому.
Такая дуболомная манера, как у него в финале, это явно не о Плетневе.
По-видимому, Плетнёв тоньше, но при просмотре его фортепианных выступлений у меня возникало ощущение, то ли этот человек запредельно погружен в самого себя, то ли в какой-то степени презирает публику. Возможно, более вероятно второе.
этот человек запредельно погружен в самого себя, то ли в какой-то степени презирает публику.
Странно как-то Вас все время уводит в сторону. Я - о том, что Хотеев грубо и безвкусно молотит в финале 3-го концерта ПИЧ, а Вы - о том, что Плетнев презирает публику. В огороде бузина...
то ли этот человек запредельно погружен в самого себя, то ли в какой-то степени презирает публику. Возможно, более вероятно второе.
Знающие люди уже писали здесь, что по молодости Плетнев казался смурным, а, достигнув успеха, стал казаться высокомерным... Да разве это имеет значение?? Когда человек достигает ТАКИХ высот пианизма, по мне - пусть презирает хоть собственную матушку.
Можно и презирать публику, и `молотить` - но чуть изящнее, чем Хотеев (одно другого не исключает). Более того, Плетнёв играл начало концерта как-то легковесно - скороговоркой.
Вполне возможно, что от той записи уже остались только `рожки да ножки`.
Но вот, перечитывая переписку с фон Мекк, дошел до поры `Орлеанской девы`, .......... Но разве можно сейчас это слушать? Как вытерпеть эти три часа?
А я всегда полагал, что `Орлеанская дева` одна из лучших его опер. Особенно 1 и 2 действия всегда запоем слушал, затаив дыхание. А вот `Мазепу` совершенно не могу слушать, чересчур мрачновата для меня. Так же избегаю и `Чародейку`: какой-то несуразно душераздирающий финал.
Эволюция творчества Петра Ильича Чайковская очень неровная и не поддаётся никакой закономерности: гениальные порывы вдохновения чередуются с откровенно-скучноватой рутиной. Даже в рамках одного произведения. К примеру, 1 концерт для фортепиано с оркестром. Начинается почему-то с финала(как бы с конца), потом идёт скукота, во время которой можно сбегать в буфет-ничего не потеряешь. Потом постепенно обороты набираются(к мастеру опять приходит вдохновение), чтобы уже вылиться в грандиозный(хотя и сладковато-пафосный) окончательный финал... И это самый популярный за последние сто с лишним лет концерт?! Чайковского сравнивают с большим ребёнком-вполне справедливо. Но, это не только непосредственность и чистота восприятия, но это и неоправданное упрямство, и капризы... Впрочем, гению всё простительно. Просто ненадо удивлятся, что среди драгоценных россыпей брилиантов встречаются и стекляшки...
Извините, но Ваше описание происходящего в этом концерте для меня, например, совершенно неубедительно.
Мне тоже, странно, что именно об этом жутком, пропитанном кровью и спермой сочинении такое написали. Для меня там пострашнее, чем Алоизиюс Бертран у Равеля, вместе с Виселицей и несколько декоративной нечистью. Тут всё, может, и лживо, но правдиво даже своей лживостью.
Эволюция творчества Петра Ильича Чайковская очень неровная и не поддаётся никакой закономерности: гениальные порывы вдохновения чередуются с откровенно-скучноватой рутиной.
Не надо ли Вам регулярно вставлять в свои посты оговорку ИМХО? Кстати, хорошо бы привести пример рутины в 1-м концерте Чайковского.
Извините, но Ваше описание происходящего в этом концерте для меня, например, совершенно неубедительно.
Помилуйте, я не Стасов, чтобы убеждать и агитировать. Это всего лишь импульс той части меня, которая постоянно во всём сомневается. Другая половина боготворит этот концерт...банальное раздвоение личности которое(ИМХО!)есть у всех...
Про стеклышки я не думаю, просто человек неврастеник, сносит его в истерику иной раз, за это и любим его, может быть.
Если бы Пётр Ильич был само совершенство, вряд ли бы он был так любим. Всё, разумеется, стремится к совершенству, не догадываясь при этом, что это стремление к его идеалу, т.е. смерти...
Не надо ли Вам регулярно вставлять в свои посты оговорку ИМХО?...
О, как бы я хотел поменять балаклаву на ИМХО,тогда бы отпала необходимость оговаривания. К тому же, если фраза звучит без кавычек и ссылок на авторство, то кому же она может принадлежать, как не тому, кто её произносит? Но не мне бороться с утвердившимся этикетом,а посему, вынужден подчиниться и в дальнейшем вставлять это ИМХО, которое(ИМХО)терпеть не могу.
Дык , и у Донцовой можно встретить живой небанальный юмор :)
В жизни `Королева литературной жвачки` намного интересней. Прекрасный человек. Хотя это не имеет никакого отношения к Петру Ильичу Чайковскому и его творчеству))).
неужели таки догадалась? Ну, тогда поздравляю ещё раз )
Bleen, а я вот ни о чем не догадываюсь....Все говорят то закавыристо , то заумно , то загадочно , текст каждого коммента нужно читать между строк либо в розовых очках.....которые я недавно имела счастье потерять........
Мекк, дошел до поры `Орлеанской девы`, которую с юности же и не слушал (а когда-то имел
диски с оперой). П.И. как будто доволен... Решил освежить впечатление. .......... Но разве
можно сейчас это слушать? Как вытерпеть эти три часа? Примерно то же впечатление я
получил, попытавшись недавно читать (для больного человека) прозу Гюго. Хочу спросить:
кто-нибудь из заядлых слушателей может ЭТО слушать с удовольствием и `для души` (для дела
- другое). Для ясности: могу б/м слушать только 4 оперы П.И.: `Онегина`, `Пиковую`,
`Черевички` и, с некоторым напряжением, `Иоланту`. Кто больше?