ФОРУМ

Форум » Личные форумы пользователей » musikus » Другой Чайковский


musikus(29.11.2012 18:30)
Всегда боготворил Чайковского. Особенно в молодости. Но вот, перечитывая переписку с фон
Мекк, дошел до поры `Орлеанской девы`, которую с юности же и не слушал (а когда-то имел
диски с оперой). П.И. как будто доволен... Решил освежить впечатление. .......... Но разве
можно сейчас это слушать? Как вытерпеть эти три часа? Примерно то же впечатление я
получил, попытавшись недавно читать (для больного человека) прозу Гюго. Хочу спросить:
кто-нибудь из заядлых слушателей может ЭТО слушать с удовольствием и `для души` (для дела
- другое). Для ясности: могу б/м слушать только 4 оперы П.И.: `Онегина`, `Пиковую`,
`Черевички` и, с некоторым напряжением, `Иоланту`. Кто больше?


julio(10.12.2012 00:02)
Прочитал статью пианиста Хотеева на http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=919.0 и
пришел в некоторое замешательство. Оказывается, многие из фортепианных произведений ПИЧ
его издателями и исполнителями были искажены вплоть до полного изменения авторского
замысла в угоду коммерческому успеху и слушателю-обывателю. Особенно озадачило то, что
произошло с 3-м фортепианным концертом. Но самое для меня удивительное, что некоторые
участники этого форума всерьёз считают, что если бы, например, не Зилоти, то и 1-й концерт
постигла та же `участь`, что и перечисленные Вами, дорогой Мюзикус, произведения
(признаться по совести, мне они тоже как-то не очень...), а то и ещё хуже. И если бы его
(ПИЧ) не `останавливали`, то неизвестно, `что бы он ещё наваял`. Не смею надеяться,
дорогой Мюзикус, но очень хочется чтобы по этому поводу высказались именно Вы!


musikus(10.12.2012 01:41)
julio писал(а):
Прочитал статью пианиста Хотеева на
http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=919.0 и пришел в некоторое
замешательство.
Дорогой julio, боюсь Вас разочаровать, но мне трудно ответить Вам
чем-то толковым. Я не слышал исполнения концертов ПИЧ Хотеевым и просто не могу об этом
судить, хотя статья Х. очень интересная, а автор заслуживает всяческого уважения. Могу
только сказать, что разного рода изменения и текста, и трактовок (у множества авторов, не
только в случае с ПИЧ) - вещь довольно обычная, к сожалению, а иногда и к счастью.
Известно, что существуют разные редакции всех концертов ПИЧ, порой сильно различающиеся. В
частности, в отличие от одночастной редакции 3-го концерта, существует его 3-частная
редакция, которая сейчас многим известна. Исполнения тоже ведь бывают крайне различны, в
том числе `всем известного` 1-го концерта. Это и классичное исполнение Э.Г.Гилельса, и
лихорадочные записи того же концерта В.Горовицем (особенно с тестем Тосканини), и очень
неординароное, рефлексивное исп. 1-го концерта С.Т.Рихтером с Караяном (совершенно
непохожее на его же игру с отечественными дирижерами), и необычайно азартное исполнение
концерта Мартой Аргерих и т.д., и т.д. На мое ухо эти различия в манере трактовки
произведения порой гораздо более существенны, чем даже изменения текста произведения, о
которых идет речь в статье Хотеева. Се ля ви.


musikus(10.12.2012 18:52)
Уважаемый julio, насчет 3-го концерта трудно что либо советовать. Исполнений мало,тем
более 3-частного варианта. Запись Хотеева как-то не очень впечатляет, хотя чувствуется,
что исполнитель очень хотел соответствовать `букве`. Начало 1-й части несообразно
затянуто, а в финале он почему-то так колотит, что просто непонятно - зачем это? Не гвозди
ведь забивать... Другая запись поживее, поестественнее. Но в 1-й части ни тот, ни другой
не приближаются к уровню Плетнева и, тем более, Гилельса. Что касается единственной в
Архиве записи `Анданте и финала`, то она ничего особенного не добавляет к сказанному. И
странно, что финал в этой записи идет впепреди анденте. Лошадь позади телеги... Вообще же
музыка замечательная, какое богатство оставил Петр Ильич! Редко играют и 2-й концерт.
Там одна вторая часть чего стоит! Лирический перл, тройной концерт, почти камерный... И
еще, если говорить о `забытых` вещах П.И., то обязательно послушайте Фантазию-концерт для
ф-но с орк. Там есть совершенно грандиозная каденция (слушать с Плетневым!). Да и вообще
вещь очень оригинальная, особенно во второй части, `Контрасты`, там такие `монтажные`
эффекты...


julio(10.12.2012 19:48)
Да, именно так!!! Концерт-Фантазию слушал именно с Плетнёвым - просто здорово. А 3-й тоже
больше всего люблю с Гилельсом. Однако, к очень большому сожалению он не играл
продолжения (оп.79). А концерт-то потрясающий, и никак не могу понять, почему почти не
исполняется. Сегодня очень долго рылся и нашёл ещё одну трёхчастную версию с Блохом и
Горенштейном на `Яндекс-музыке`, правда качество неважнецкое.


meister(09.01.2013 05:21)
musikus писал(а):
а в финале он почему-то так колотит, что просто
непонятно - зачем это? Не гвозди ведь забивать...
Точное описание выступления
Плетнёва!
Я его смотрел так давно, что сейчас даже не вспомню, когда это было - по-видимому, не
позднее 1986 года. Сперва Михаил Васильевич вяло и с отрешённым выражением на лице
`поглаживал` клавиши рояля, а затем `понеслось` именно то, о чём Вы здесь рассказали.


musikus(09.01.2013 20:24)
meister писал(а):
Сперва Михаил Васильевич вяло `поглаживал` клавиши
рояля, а затем `понеслось` именно то, о чём Вы здесь рассказали.
Вы что-то напутали.
В этом смысле я говорил вовсе не о Плетневе, а о Хотееве.


meister(10.01.2013 02:23)
musikus писал(а):
Вы что-то напутали. В этом смысле я говорил вовсе
не о Плетневе, а о Хотееве.
Нет, путаницы с моей стороны никакой не было. Возможно,
Хотеев копировал манеры Плетнёва.
Кстати сказать, это не единственный случай подражания одного музыканта другому.


musikus(10.01.2013 12:20)
meister писал(а):
Возможно, Хотеев копировал манеры Плетнёва.
Кстати сказать, это не единственный случай подражания одного музыканта
другому.
Во всяком случае я говорил только о Хотееве. Такая дуболомная манера, как у
него в финале, это явно не о Плетневе.


meister(10.01.2013 15:00)
musikus писал(а):
Такая дуболомная манера, как у него в финале, это
явно не о Плетневе.
По-видимому, Плетнёв тоньше, но при просмотре его фортепианных
выступлений у меня возникало ощущение, то ли этот человек запредельно погружен в самого
себя, то ли в какой-то степени презирает публику. Возможно, более вероятно второе.


musikus(10.01.2013 15:38)
meister писал(а):
этот человек запредельно погружен в самого себя, то
ли в какой-то степени презирает публику.
Странно как-то Вас все время уводит в
сторону. Я - о том, что Хотеев грубо и безвкусно молотит в финале 3-го концерта ПИЧ, а Вы
- о том, что Плетнев презирает публику. В огороде бузина...


Maxilena(10.01.2013 16:23)
meister писал(а):
то ли этот человек запредельно погружен в самого
себя, то ли в какой-то степени презирает публику. Возможно, более вероятно
второе.
Знающие люди уже писали здесь, что по молодости Плетнев казался смурным, а,
достигнув успеха, стал казаться высокомерным... Да разве это имеет значение?? Когда
человек достигает ТАКИХ высот пианизма, по мне - пусть презирает хоть собственную матушку.


Andreewa(10.01.2013 16:36)
Maxilena писал(а):
Когда человек достигает ТАКИХ высот пианизма, по
мне - пусть презирает хоть собственную матушку.
Ну про матушку Вы все же загнули.
Хотя правы относительно высот)))).


alexshmurak(10.01.2013 16:37)
Maxilena писал(а):
пусть презирает хоть собственную матушку.
с
матушкой у него прекрасные отношения)


Maxilena(10.01.2013 16:37)
Andreewa писал(а):
Ну про матушку Вы все же загнули. Хотя правы
относительно высот)))).
Это для пущей образности:)


Maxilena(10.01.2013 16:38)
alexshmurak писал(а):
с матушкой у него прекрасные отношения)
Я
рада)


meister(10.01.2013 18:57)
musikus писал(а):
В огороде бузина...
Можно и презирать публику,
и `молотить` - но чуть изящнее, чем Хотеев (одно другого не исключает). Более того,
Плетнёв играл начало концерта как-то легковесно - скороговоркой.
Вполне возможно, что от той записи уже остались только `рожки да ножки`.


kejfulla(29.01.2013 21:17)
И причём здесь Плетнёв?! Вот так, не глядя, не думая, увели разговор от заданной темы. А
жаль...


abyrvalg(29.03.2013 11:43)
musikus писал(а):
Но вот, перечитывая переписку с фон Мекк, дошел до
поры `Орлеанской девы`, .......... Но разве можно сейчас это слушать? Как вытерпеть эти
три часа?
А я всегда полагал, что `Орлеанская дева` одна из лучших его опер. Особенно
1 и 2 действия всегда запоем слушал, затаив дыхание. А вот `Мазепу` совершенно не могу
слушать, чересчур мрачновата для меня. Так же избегаю и `Чародейку`: какой-то несуразно
душераздирающий финал.


musikus(29.03.2013 18:11)
abyrvalg писал(а):
А я всегда полагал, что `Орлеанская дева` одна из
лучших его опер.
Ну, стал-быть, дело вкуса.


abyrvalg(29.03.2013 18:17)
musikus писал(а):
Ну, стал-быть, дело вкуса.
Несомненно!


balaklava(16.04.2013 14:35)
Эволюция творчества Петра Ильича Чайковская очень неровная и не поддаётся никакой
закономерности: гениальные порывы вдохновения чередуются с откровенно-скучноватой рутиной.
Даже в рамках одного произведения. К примеру, 1 концерт для фортепиано с оркестром.
Начинается почему-то с финала(как бы с конца), потом идёт скукота, во время которой можно
сбегать в буфет-ничего не потеряешь. Потом постепенно обороты набираются(к мастеру опять
приходит вдохновение), чтобы уже вылиться в грандиозный(хотя и сладковато-пафосный)
окончательный финал... И это самый популярный за последние сто с лишним лет концерт?!
Чайковского сравнивают с большим ребёнком-вполне справедливо. Но, это не только
непосредственность и чистота восприятия, но это и неоправданное упрямство, и капризы...
Впрочем, гению всё простительно. Просто ненадо удивлятся, что среди драгоценных россыпей
брилиантов встречаются и стекляшки...


Mikhail_Kollontay(16.04.2013 14:50)
balaklava писал(а):
среди драгоценных россыпей брилиантов встречаются
и стекляшки
Про стеклышки я не думаю, просто человек неврастеник, сносит его в
истерику иной раз, за это и любим его, может быть.


precipitato(16.04.2013 14:58)
balaklava писал(а):
Начинается Потом постепенно чтобы уже
вылиться
Извините, но Ваше описание происходящего в этом концерте для меня, например,
совершенно неубедительно.


Mikhail_Kollontay(16.04.2013 15:04)
precipitato писал(а):
Извините, но Ваше описание происходящего в этом
концерте для меня, например, совершенно неубедительно.
Мне тоже, странно, что именно
об этом жутком, пропитанном кровью и спермой сочинении такое написали. Для меня там
пострашнее, чем Алоизиюс Бертран у Равеля, вместе с Виселицей и несколько декоративной
нечистью. Тут всё, может, и лживо, но правдиво даже своей лживостью.


musikus(16.04.2013 17:58)
balaklava писал(а):
Эволюция творчества Петра Ильича Чайковская очень
неровная и не поддаётся никакой закономерности: гениальные порывы вдохновения чередуются с
откровенно-скучноватой рутиной.
Не надо ли Вам регулярно вставлять в свои посты
оговорку ИМХО? Кстати, хорошо бы привести пример рутины в 1-м концерте Чайковского.


balaklava(17.04.2013 09:49)
precipitato писал(а):
Извините, но Ваше описание происходящего в этом
концерте для меня, например, совершенно неубедительно.
Помилуйте, я не Стасов, чтобы
убеждать и агитировать. Это всего лишь импульс той части меня, которая постоянно во всём
сомневается. Другая половина боготворит этот концерт...банальное раздвоение личности
которое(ИМХО!)есть у всех...


Aelina(17.04.2013 09:57)
balaklava писал(а):
раздвоение личности которое(ИМХО!)есть у
всех...
У меня так растроение....( как в одном из банальных романов Шелдона ) :)))))


balaklava(17.04.2013 10:01)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Про стеклышки я не думаю, просто человек
неврастеник, сносит его в истерику иной раз, за это и любим его, может быть.
Если бы
Пётр Ильич был само совершенство, вряд ли бы он был так любим. Всё, разумеется, стремится
к совершенству, не догадываясь при этом, что это стремление к его идеалу, т.е. смерти...


Mikhail_Kollontay(17.04.2013 10:06)
balaklava писал(а):
не догадываясь при этом, что это стремление к его
идеалу, т.е. смерти
С оговоркой, что некоторые идеалом считают Жизнь вечную. Вечный -
конечно, слово неизбежно неверное, несовершенство в том числе и языка.


balaklava(17.04.2013 10:19)
musikus писал(а):
Не надо ли Вам регулярно вставлять в свои посты
оговорку ИМХО?...
О, как бы я хотел поменять балаклаву на ИМХО,тогда бы отпала
необходимость оговаривания. К тому же, если фраза звучит без кавычек и ссылок на
авторство, то кому же она может принадлежать, как не тому, кто её произносит? Но не мне
бороться с утвердившимся этикетом,а посему, вынужден подчиниться и в дальнейшем вставлять
это ИМХО, которое(ИМХО)терпеть не могу.


balaklava(17.04.2013 10:21)
Aelina писал(а):
У меня так растроение....( как в одном из банальных
романов Шелдона ) :)))))
Однако, как такая, далеко не банальная мысль могла попасть в
банальный роман?


Aelina(17.04.2013 10:23)
balaklava писал(а):
Однако, как такая, далеко не банальная мысль
могла попасть в банальный роман?
Дык , и у Донцовой можно встретить живой небанальный
юмор :)


balaklava(17.04.2013 10:38)
Aelina писал(а):
Дык , и у Донцовой можно встретить живой небанальный
юмор :)
В жизни `Королева литературной жвачки` намного интересней. Прекрасный
человек. Хотя это не имеет никакого отношения к Петру Ильичу Чайковскому и его
творчеству))).


Aelina(17.04.2013 10:41)
balaklava писал(а):
Хотя это не имеет никакого отношения к Петру
Ильичу Чайковскому и его творчеству))).
Извините...


oriani(17.04.2013 10:51)
balaklava писал(а):
Всё, разумеется, стремится к совершенству, не
догадываясь при этом, что это стремление к его идеалу, т.е. смерти...
а Вам как
удалось догадаться?


balaklava(17.04.2013 11:33)
oriani писал(а):
а Вам как удалось догадаться?
Это не догадка, а
плод каждодневных размышлений.


oriani(17.04.2013 12:37)
balaklava писал(а):
Это не догадка, а плод каждодневных
размышлений.
судя по предыдущим репликам, Вы единственный представитель человечества,
обладающий способностью размышлять. Поздравляю. )


balaklava(17.04.2013 17:36)
oriani писал(а):
судя по предыдущим репликам, Вы единственный
представитель человечества, обладающий способностью размышлять...
А как Вы
догадались?


oriani(17.04.2013 20:53)
balaklava писал(а):
А как Вы догадались?
неужели таки
догадалась? Ну, тогда поздравляю ещё раз )


Aelina(18.04.2013 09:44)
oriani писал(а):
неужели таки догадалась? Ну, тогда поздравляю ещё
раз )
Bleen, а я вот ни о чем не догадываюсь....Все говорят то закавыристо , то
заумно , то загадочно , текст каждого коммента нужно читать между строк либо в розовых
очках.....которые я недавно имела счастье потерять........


oriani(18.04.2013 12:15)
Aelina писал(а):
Bleen, а я вот ни о чем не догадываюсь....Все
говорят то закавыристо , то заумно , то загадочно , текст каждого коммента нужно читать
между строк
Элина, не грустите. На самом деле я тоже ни о чём не догадываюсь, только
делаю вид...






Наши контакты