ФОРУМ

Форум » Личные форумы пользователей » MargarMast » Классическая и `народная` музыка - непрерывный спектр?


MargarMast(31.03.2011 06:29)
Вопрос к форумчанам - есть ли чёткий водораздел между классической и `народной` музыкой?
Например, аранжировка классических произведений для народных инструментов - это
классическая музыка? А если в этой классической музыке `Во поле берёзонька стояла`?
Собственно, на эту тему меня натолкнуло именно прослушивание `сюиты для оркестра русских
народных инструментов` Георгия Шендерёва - совершенно прелестная вещь. Это какая музыка -
классическая или народная - кто мне объяснит? Сюита по форме - классическая, но для
русских народных инструментов - значит народная. `Народная`, конечно же, не в смысле, что
она написана в недрах народа народными самородками, а по духу. Ну, конечно же, сюита -
народная. Но при этом - в классической форме. А Свиридов - ведь он же исконно народный
композитор - потому так близок нашим душам. Далее. Почему на сайте можно помещать
народные песни в обработке, а не оригинальные? Вот ансамбль Покровского был настолько
профессиональным, что его можно считать `классически народным`. И, как я уже и упоминала -
их `Слово о полку Игореве` - это шедевр. Почему церковные песнопения Х-ХV вв. мы помещаем
на сайте Классической музыки, а распев `Слова` - литературно-музыкальный памятник - нет?

Поскольку Василий упорно прячется в моей личной почте - вот его очередное письмо,
по-моему, вполне по существу дела:
`Иногда хочется что-то разобрать подробно. Например, имеют ли право не этот архив
обработки русских песен? Пока я найду место, где могу выложить для Вас подробные и
непростые соображения, попробуйте одну смешную иллюстрацию к таким соображениям.
http://intranet.geokhi.ru/interd/ пойти по ссылке «музыкальное восприятие», на открывшейся
странице пойти на «весёлые примеры». Выбрать ссылку «Пример 2». Для этого примера обычным
образом скачать музыкальную иллюстрацию – файл duet.mp3. Там как раз есть «Степь, да степь
кругом» безо всякой обработки (скучно) и с некоторой хитрой обработкой, характерной для
классики. Веселее. А потом дам знать, куда и как помещу подробные соображения. И
объяснение, что такое –я слушаю музыку в толпе. Василий.`

Я, правда, не слышала исполнения `Степь, да степь кругом`, о котором говорил Василий - но
для меня эта песня в оригинале никогда не была скучной. Она была только невыносимо
грустной. Но не скучной.


1962(31.03.2011 12:52)
Я хочу ответить на Ваш вопрос фольк-оперой `Северный сказ` композитора Татьяны
Смирновой,которая была поставлена силами народной кафедры Гнесинского института и имела
огромный успех на фестивале `Московская осень` 1989г.Потом прошла ещё 3 раза и не
поддержанная из-за костности мышления и представления,что фольклор должен быть более
простым и доходчивым, пока больше не ставилась.Нет у нас фольк-оперного театра в том
понимании как мы представляем себе оперу.Фольк -опера или опера-действо `Северный сказ`(в
архиве можно послушать,хотя качество исполнения должен быть значительно лучше)это первая
полноценная опера этого направления с оркестром,солистами,хором,драматургией-и всё это
народными средствами:голосами,инструментами.Автор не прибегает к прямому цитированию,все
интонации авторские с симфоническим развитием!Здесь,как нельзя лучше переплетается
классика и народное искусство,которые должны всегда быть связанны между собой энергетикой
многих поколений.Сейчас часто идёт подмена народного искусства псевдо.Многие народники
говорят,что надо петь как бабушки пели,записывая их пение в фольклорных экспедициях.Но те
же 80-90 летние в молодости пели более округло,а молодёжь хотят заставить петь,как бабушки
поют -открытым нарочито звуком!Русское народное искусство имеет гораздо шире рамки,чем его
сейчас представляют,и должно развиваться,показывая что силы народа ещё есть.Нельзя
зацикливаться на аутентизме,а развивая это направление через свои авторские интонации,а не
только обробатывая их.Это и делает композитор Татьяна Смирнова,создав ещё много сочинений
в русле народном и выпустив в свет первую авторскую `Русскую школу игры на фортепиано`,где
из 500 народных напевов были выбраны наиболее характерные и созданы фортепианные пьесы и
ансамбли с разными народными:домра,балалайка и т.д.инструментами.Там же много и чисто
авторских пьес(всё это в `Архиве есть`Т.К.этот учебник озвучен. Дети должны с детства
прежде всего впитывать культуру своего народа через семью и школу наряду с всемирной
классикой.Что и делают почти все народы от японцев до евреев и турок.Только русские дети в
муз.школах учатся на западной классике,гордо называя себя западниками.Родители детей
своих в муз.школы сейчас неохотно пускают с чисто прогматичных соображений-профессия
музыканта не кормит,или классика скучная и уже джаз, современная эстрада вошли в
учебные программы.Только,чтобы привлечь учеников.Идёт тотальное разрушение классики
основыдуховного мира человека! Японцев никто не считает фашистами за их 99% состав
населения на Японских островах.Благодаря этому они достигли такого уровня развития и
культуры. Это факт.Музыка,народ и политика всегда взаимосвязаны.


MargarMast(01.04.2011 06:08)
1962 писал(а):
Я хочу ответить на Ваш вопрос фольк-оперой `Северный
сказ` композитора Татьяны Смирновой,которая была поставлена силами народной кафедры
Гнесинского института и имела огромный успех на фестивале `Московская осень` 1989г.

Спасибо большое, уважаемый 1962, за Ваш интересный пост. С удовольствием начну
знакомство с музыкой Татьяны Смирновой именно с этой оперы.


MargarMast(02.04.2011 23:42)
Вот очередное письмо Василия, который почему-то пользуется моей не-цензурирующей (но
вполне цензурной) личной почтой для помещения своих постов. Ну, ладно, эта форма
присутствия на форуме, хоть и своеобразная, но вполне приемлемая.

`Уважаемая MargarMast, у меня «скучно» и «веселее» не по поводу этой песни, а про именно
то исполнение, которое воспроизводится в указанном файле. Исполнение компьютерное, только
мелодия без намеков на человеческую интонацию. Поэтому скучно. Конечно, слушая, Вы можете
вспоминать девочку с ее понятной реакцией на эту песню. Но это не имеет отношения к файлу,
в котором не музыка, а схема музыки. Что такое голая тема, что такое ее обработка
средствами полифонии. Я внимательно слежу, как решается вопрос – непрерывный спектр или
нет. Вопрос сложный. Опять лабиринт терминов и отсутствие таковых. 1962 дал прекрасную
иллюстрацию этих сложностей и неизвестные широкой публике факты. Я предлагаю добавить в
разбор этого вопроса такую трудно уловимую материю, как интонация. Многое прояснится. Уже
в посте 1962 указано на различие интонации деревенских девушек и бабушек. Ощущение
интонации можно получить на материале от Пономаревой Валентины в этом архиве. «Однозвучно
гремит колокольчик». Не совсем интонация русского романса. Капелька цыганской интонации.
Но в интонацию входит довольно заметная вокализация текста (когда певица захдчет, она
выдаст ещё ту вокализацию). Очень спокойный русский оркестр с долей солирующей балалайки.
При этом и певица, и балалайка делают одинаковые подъемы мелодии в коде. Это важно, это
живописные средства. «Ямщик, не гони лошадей». Другой голос той же певицы. Другая
сценическая речь с резкими акцентами. Почти не вокализовано, почти мелодекламация. И по
контрасту – скрипка. Не классическая, с большим количеством цыганский импровизаций (от
improve with small details). И вдруг еще контрастней – резкое завывание голосом. После
такой интонации мелодекламация в финале приобретает совсем иную окраску, интонацию же. Я
вижу разрыв даже в таком узеньком спектральном пространстве двух романсов. Что же до
«Степь, да степь кругом», как ее нормально исполняют, то маленькая девочка и взрослый
мужчина могут и должны слышать разные интонации. Девочке грустно до слёз. А мужчина слышит
мужчину – мужественную, даже героическую личность. Это же ямщик, герой по трудной и
опасной должности. Недаром в ушедшем русском языке был специальный термин для обозначения
«мужества преодолевать опасные дали» - удаль. Удаль молодецкая – для купцов. А ямщик это
еще более серьезная должность. Государева почта. И если в пути доводится помирать, то
думать надо не о себе, а о продолжении исполнения своих обязанностей через товарищество.
Недаром песня написана в трагическом и героическом мажоре. Василий.`


MargarMast(02.04.2011 23:52)
MargarMast писал(а):
маленькая девочка и взрослый мужчина могут и
должны слышать разные интонации. Девочке грустно до слёз. А мужчина слышит мужчину –
мужественную, даже героическую личность. Это же ямщик, герой по трудной и опасной
должности. Недаром в ушедшем русском языке был специальный термин для обозначения
«мужества преодолевать опасные дали» - удаль. Удаль молодецкая – для купцов. А ямщик это
еще более серьезная должность. Государева почта. И если в пути доводится помирать, то
думать надо не о себе, а о продолжении исполнения своих обязанностей через товарищество.
Недаром песня написана в трагическом и героическом мажоре. Василий.`


Дорогой Василий, всё очень интересно, очень люблю Пономарёву, вообще неравнодушна к
`русским цыганам`. Hо никак не могу согласиться с тем, что ямщик в `Степи` думает о своей
государственной службе. Всё-таки человек перед смертью вспоминает самое своё дорогое - и
уж служба тут как бы сбоку припёка. Конечно же, думает он о своей горячо любимой жене,
причём думает о её счастье. И потому слёзы-то песня эта может вызвать не у маленькой
девочки, а у вполне взрослой женщины (в том числе, у меня), потому что эта последняя
забота о любимом человеке в смертный час - удивительный гимн истинной любви, которая, увы,
умирает вместе с ямщиком.


Vasily_ru(03.04.2011 13:42)
Уважаемая MargarMast, я, кажется, понял одну из причин непреодолимого стремления прятаться
в Вашей системе персональных сообщений. Мы люди эмоциональные. И творческие.
Следовательно, генерируем быстрые новые мысли. А они всегда несовершенны по форме из-за
быстроты генерации и новизны. Бог бы с ней, с формой. Но она не всегда позволяет понять,
что мы хотели сказать. Я ляпнул, что ямщик – не хухры-мухры, а государев служащий,
сурьезный человек. Я ведь ни слова не сказал, что он, помирая, думает о службе. Он думает
о том, что сказано в тексте песни. Об этом сказали Вы. И сами себе резонно возразили. Да,
взрослая женщина услышит там заботу о своей предстоящей судьбе. С вытекающими. Мне вот
что важно. О чем я сейчас. Не для публикации, а для Вас. Когда Вы, хозяйка форума,
публикуете мою неудачную по форме мысль, когда ее благосклонно критикуете и выводите на
простор общедоступной мысли, тогда Вы берете ответственность на себя. За моё нетерпеливое
высказывание, за свою реакцию, за своё решение опубликовать. А я ни при чем. Мне хорошо.
Значит, я беззастенчиво эксплуатирую Вас как модератора. Теперь меня не обидит никакое
глупое замечание. Поскольку оно адресовано не мне, а Вам.
Похоже, что я принес свои извинения.
Теперь о деле. Однажды по радио я поймал информацию, что В. Пономарёва, уйдя их Ромэн,
нашла в джазовом пении совершенно новые голосовые краски. Дикие. Превосходящие Имму Сумак.
Услышал образцы, восхитился. А дальше – тишина. Я не пойму, что происходит в «Ямщик, не
гони лошадей». Это вопль В. П., сдобренный электроникой? Или чистая электроника? Но это
что-то про это. Помогите разобраться. Василий.


MargarMast(04.04.2011 03:55)
Vasily_ru писал(а):
Теперь о деле. Однажды по радио я поймал
информацию, что В. Пономарёва, уйдя их Ромэн, нашла в джазовом пении совершенно новые
голосовые краски. Дикие. Превосходящие Имму Сумак. Услышал образцы, восхитился. А дальше –
тишина. Я не пойму, что происходит в «Ямщик, не гони лошадей». Это вопль В. П., сдобренный
электроникой? Или чистая электроника? Но это что-то про это. Помогите разобраться.
Василий.


Ну что Вы, Василий, какие могут быть извинения за какую-либо высказанную мысль. Просто
мне показалось, что Ваши замечания могут быть интересны другим - вот я их и помещаю на
форуме, со своими собственными комментариями. Насчёт новых открытий Пономарёвой в области
джаза ничего не знаю - я и не слежу так за ней. Вообще, большинство моих впечатлений о
российской эстраде - с давних времён. Я только поняла, что сейчас есть тенденция всё
`осовременивать` и переозвучивать - не знаю, связано ли это действительно с отсутствием
ярких идей и новых течений в `смутные времена`, но меня удивляет это поголовное опошление
мировой классики новыми постановками. Я не слышала этого клипа Пономарёвой - может быть,
она подпала под влияние современных веяний? Вообще, я думаю, что всё это - признаки
нестабильности обществ как в России, так и на Западе - и, если не разразится какой-нибудь
настоящий катаклизм, всё это должно устаканится, и классика вернётся в классику, а наряду
с этим появится что-то новое и неожиданное. Я очень на это надеюсь. И тогда `Ямщик, не
гони лошадей` будет петься под гитару без всяких джазовых прибамбасов, а в `Аиде` Верди
Радамес не будет исполнять арию, сидя на унитазе (эта постановка, по словам Галины
Вишневской, была сотворена в Барселоне).


MargarMast(08.06.2011 05:43)
А вот скажите мне - чем эта песня отличается от какой-нибудь старинной шотландской баллады
или кельтского напева, которые, несомненно, передавали бы по какой-нибудь радиостанции
классической музыки?

http://www.youtube.com/watch?v=JQkL4lE8FEU&feature=related


Robkamow(14.08.2011 21:20)
MargarMast писал(а):
А если в этой классической музыке `Во поле
берёзонька стояла`? Собственно, на эту тему меня натолкнуло именно прослушивание `сюиты
для оркестра русских народных инструментов` Георгия Шендерёва - совершенно прелестная
вещь. Это какая музыка - классическая или народная - кто мне объяснит? Сюита по форме -
классическая, но для русских народных инструментов - значит народная. `Народная`, конечно
же, не в смысле, что она написана в недрах народа народными самородками, а по
духу.
Сразу натолкнуло на мысль о финале 4й симфонии Чайковского.
Там как раз звучит `во поле берёза стояла`, сама эта тема народная, но завёрнута в
классическую форму, так сказать Чайковским она была Академизирована что ли...
А по духу(мне так кажется)любая народная мелодия звучащая в симфоническом оркестре, на
рояле или на скрипке на любом академическом инструменте, уже является не совсем
народной...
Дело в том что у народных инструментов, таких как баян домра балалайка и проч.не такая
большая история как например у академических инструментов и можно сказать появились они на
руси...
Тот самый дух народной музыки о котором Вы говорили возможно более тонко почувствовать в
исполнении народного оркестра или отдельных народных инструментов.
Так же нельзя забывать, что классические композиторы зачастую берут народную музыку как
цитаты






Наши контакты