ФОРУМ



musikus(03.04.2011 10:24)
Одна из самых печальных реалий – незавершенные шедевры. Реквием Моцарта, Девятая Брукнера,
«Турандот» Пуччини…
…Браманте не завершил собор св. Петра. На его эскизах возвышается величественная
арка-свод, лишь намечающая гигантские объемы и начатки стел, только обозначающие
гениальную конструкцию, пластическую идею будущего сооружения.
Охватывает волнение, когда думаешь о том как бы завершил Малер свою Десятую. Деррик Кук
не Микельанджело…
…Адажио из Десятой – музыка очищения. Человек Малера – сам Малер – в этом адажио
воссозданный, абсолютно лишен суетных условностей обыденного. Он живет высшими духовными
посылами, и когда повседневность заставляет его переключаться на обыденное, благородство и
самопожертвование – его естественная норма. Сталкиваясь с низким, низменным, этот Человек
Малера не презирает, но – п о н и м а е т. Это сознание приходит к нему как понимание
сущности Гриновского Несбывшегося.
Много общего с поздним Штраусом. Но у Р.Ш. главная краска – жертвенная радость и
просветление, у Малера же – горькая ясность.


antidote(30.04.2011 22:49)
Есть какая-то высшая правда в незавершенных произведениях. Они обречены стать откровением
(конечно, для этого мало просто забросить работу). Во внезапно обрывающемся `Искусство
фуги` содержится уже нечто большее, чем если бы это была просто фуга. В последующей тишине
- всё. Фуга замолкла, мы не слышим звуков. Но мы знаем - она е с т ь. Возможно, в такие
моменты и открывается подлинная суть музыки.
Более того, сама идея незаконченности вполне может быть позитивной. Незаконченность порой
в большей степени способна отвечать замыслу произведения, нежели его завершенность и
самодостаточность.
На ум приходит образ Вавилонской башни - великого, но незавершенного строительства. И в
этом великом, но незавершенном - истина о человеке, который - полубог, но никогда не бог.


musikus(01.05.2011 00:30)
Не знаю... Разве есть высшая справедливость в том, что творцу просто не хватило вульгарных
физических сил, чтобы завершить дело, когда еще достает энергии творческой и прозведение
вполне созрело в сознании. Это - трагедия! (Как много случаев, когда художник, одержимый
творческой идеей, осознает близость конца и умоляет провидение дать ему хотя бы еще
какое-то, пусть небольшое, время!). И следовало бы различать две коллизии незавершенных
дел. Первая из них - та, о которой уже сказано выше, а вторая та, когда вещь И НЕ
СЛЕДОВАЛО `ЗАВЕРШАТЬ`. Есть масса примеров, особенно в среде художников (живописцев),
когда работу, сделанную быстро, на вдохновении, начинают потом `доводить до ума` ,
`шлифовать` и тем самым засушивают, губят. Вот это, да, тот самый случай, когда
`незавершенное` - совершенно. Но это не случай Реквиема Моцарта или Десятой Малера. (А
`вавилонская башня` ведь не образ `незавершенного шедевра`, а всего лишь притча о пестрой
толпе, пытающейся действовать сообща, но не имеющей при этом общего языка...).


STOLEG(01.05.2011 13:10)
Необходимо честно,глядя пристально и прямо себе в глаза,признать,что Реквием Моцарта не
удался,хотя начало впечатляет.
`Кто в этом виноват?`-спросят меня,и Я откровенно признаюсь-:`Не знаю,друзья мои...Не
знаю!`
Но уверен,что Бах прекрасно бы `оформил`и `раздул` до приличия этот начальный мотивчик.


musikus(01.05.2011 13:57)
STOLEG писал(а): Реквием Моцарта не удался

Бедный Моцарт, какже он теперь будет жить... Надо найти виновных. Непременно.


STOLEG(01.05.2011 14:06)
На меня это дело `шить` не надо.
Возможно меня тогда ещё на свете не было.


Wolferlia(05.06.2011 17:00)
А вот интересно, действительно ли собирался Шуберт закончить свою си минорную симфонию
(вроде бы были найдены менуэт и финал к ней)?


nikandrev(05.06.2011 20:47)
Wolferlia писал(а):
А вот интересно, действительно ли собирался
Шуберт закончить свою си минорную симфонию (вроде бы были найдены менуэт и финал к
ней)?

Нет. Были сделаны наброски 3 части, и не менуэта, кстати, а скерцо. Но Шуберт сам
отказался от этой затеи, а не не успел дописать симфонию, как многие считают (ведь после
`Неоконченной` он написал ещё громадную 9-ю симфонию). Просто композитор пришёл к выводу,
что в этой симфонии не нужны дополнительные части - она получилась абсолютно завершённой и
цельной.


MargarMast(05.06.2011 20:48)
А вот и Николай - ну как прошёл экзамен?


nikandrev(05.06.2011 20:51)
Здрассте, Елена!) Спасибо, очень даже неплохо, преподаватель была довольна, получил я свою
`пятёрку`. Но сейчас не об этом. Я вот хотел Вас спросить (не в тему получается, но уж
ладно): Вы, когда слушали Прокофьева 7-ю симфонию и не согласились с моим прочтением - Вы
чьё исполнение слушали? (лучше ответьте прямо в ту тему, чтобы не мешать всё в единую
кучу)


kollontay_(19.06.2011 16:49)
Поскольку я сам только что параксальным образом закончил симфонию с подзаголовком
`Неоконченная`, то размышлялось и на эту тему. Вопиющим примером НЕубедительнрой
законченности, мне кажется, является Си бемоль мажорная ф-ная соната Шуберта. После этаких
1 и 2 частей, при всей замечательности последующего, ни 3, ни 4 части не приносят ничего
существенного в коллизию Жизнь-Смерть (простите это безумно примитивное упрощение функций
и семантики 1 и 2 частей). Не случайно, наверное, в большой До мажорной симфонии,
собственно говоря, нет медленной части и вовсе. А в си минорной, возможно, Шуберт ощутил
содержательную проблему так остро, что и продолжать не стал. Если вернуться чуть назад, к
В.Моцарту или Й.Гайдну, то ведь у них да, жанровый финал, перед ним танцевальная пьеса
(менуэт), перед менуэтом - ну себе ария. Тоже не какого-то особенного свойства, хотя,
конечно, не всегда это просто труляля. Следующим номером программы стал Бетховен, который
как-то еще мог удержать на своих плечам все более набрякающую глыбу медленной части. Хотя
и Бетховен не стал ничего прибавлять к последней сонате, и `хорош` бы был, если б
прибавил. Но на нем дело и кончилось. Ни Шуман, ни Мендельсон таких задач уже не могли
перед собой ставить и прометеями себя не ощущали, а Брамс и Брукнер остоят уже слишком
далеко от времени, когда каша симфонического цикла начала загустевать.


kollontay_(19.06.2011 16:51)
Интереснее вопрос, почему вот Сибелиус не дописал до 9-й? Может, кто-то знает причины? Его
творчество в целом выглядит странно оборванным. Айвз тоже взял и прекратил, как будто
внутри встрепенулась, спела и уснула. Я сам просто не знаю, с чего бы.


musikus(19.06.2011 17:44)
Я ведь писал о ВЫНУЖДЕННО, ТРАГИЧЕСКИ незаконченных творениях. Что касается Сибелиуса,
Айвза, то, конечно, тайна сия велика есть, особенно в случае с Сибелиусом, но что ж
гадать... Были, знать, какие-то причины чисто личного свойства, чтобы прекратить работу
задолго до физического ухода. Конечно, особенно грустно по поводу Сибелиуса (но почему
именно `до девятой`? Причем здесь эта нумерология?). Вся история искусства показывает, что
у подлинных творцов именно ПОЗДНИЕ произведения часто становятся абсолютными шедеврами
(хотя применительно к биологическому возрасту понятие `позднее` не всегда подходит, дело в
интенсивности проживания жизни, когда, как у Моцарта или Шуберта - год за три). Достаточно
вспомнить многих: Моцарта, Бетховена, Шуберта, Вагнера,Верди, Пуччини, Чайковского,
Рахманинова, Р.Штрауса...


kollontay_(19.06.2011 18:19)
musicus, про 9-ю Сибелиуса я пошутил, хотя и невесело вышло. Опять, как раньше бывало,
думаю, что ряд незаконченных сочинений у Вас немного разного рода. Шуберт, видимо, имел
возможность закончить прочие части? 10-я Малера, не знаю, имеющаяся 2-я часть мне
непонятна и не на уровне 1-й части. несколько загадочны текстовые записи Малера,
касающиеся его жены на рукописи, хотя я видел это очень давно, может, что и путаю. Кук
вряд ли правомочно закончил такое сочинение. К слову скажу. что мне предлагали завершить
6-й концерт Прокофьева, соблазн был, а материала там, наверное, ненамного меньше, чем в
случае Малера. Так что примеривая к собственному опыту, думаю, что редакция не вполне
добросовестна. Есть же, уж не помню чья, и `10-я Бетховена`. Но я опять уполз с темы. Суть
имысли в том, что не знаю, предназначал ли внутренне Малер эту мега-часть для пополнения
чем-то еще. Эскизы эскизами, но то, что я сказал про 2-ю часть и то, что понмю и прочих
набросков, не кажется убедительным. А неудачи у Малера, на мой взгляд, случались. Можно ли
приписать Моцарту Реквием - тоже уж очень непонятно. Я сам этим вопросом не занимался, но,
скажем, от Лакримозы, кажется, только и есть, что оркестровое вступление, а все прочее -
личное творчество секретаря, понятно, зачем случившееся. Тогда уж скорее бы в этом списке
я назвал мессу до минор, просто вот не дописанную до конца, хотя она там чем дальше, тем
лучше. Не помню, что там автора отвлекло от работы. `Турандот` очень жалко, что сил не
хватило у Пуччини, согласен, но и то, что есть, убийственно сильно. Обоих последних
авторов роднит активное масонство, кстати сказать. А вообще-то незаконченного у авторов
вообще очень много, скажем, если пойти в архив Алябьева, то там больше, наверное,
незаконченного, чем законченного. А что и закончено, все равно не особо и играют. Ну что
сделать.


musikus(19.06.2011 19:06)
О Шуберте я ничего не говорил. Си минорная симфония, на мой вкус, вещь абсолютно
самодостаточная, и, слава богу, что ничем не была продолжена. А 10-ю Малер уж наверное
хотел бы завершить более, чем в одночастном виде, были ведь наброски. Хотя адажио само по
себе вещь совершенно цельная. Это не то, что наброски Скрябина к `Предварительному
действу`, `реализованные` Немтиным с вольным приращением кусков сонат и проч. Что до
реконструкций, то редакции и Кука, и Баршая по-своему интересны (особенно пятая часть,
равновеликая первой по крайней мере по объему), хотя, разумеется, редакции эти не `тянут`
до адажио (которое тоже ведь имеет разные редакции, например - Кшенека). Кстати, если
сравнить редакции Кука и Баршая, то во всех частях очень много общего, и если бы не было
авторских набросков, то это обстоятельство было просто необъяснимым. Вообще, конечно, это
вечная проблема - пытаться угадать - что там еще хотел сделать гений. И дело это
безнадежное (вспомним еще один пример - попытку Самале и Маццуки дописать финал к 9-й
симфонии Брукнера).






Наши контакты