ФОРУМ



musikus(08.09.2013 14:54)
В аннотации `биография` о Рихтере вот что: `Святослав Теофилович Рихтер (нем. Richter; 7
(20) марта 1915, Житомир — 1 августа 1997, Москва) — советский и российский пианист,
культурный и общественный деятель, один из крупнейших музыкантов XX века.

Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал сочинения от музыки барокко до
композиторов XX века, нередко он исполнял целые циклы произведений, как, например, «Хорошо
темперированный клавир» Баха. Заметное место в его творчестве занимали сочинения Гайдна,
Шуберта, Шопена, Шумана, Листа и Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим
совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля`.
Ну что ж, очень мило. Особенно информативно последнее предложение.


Mikhail_Kollontay(08.09.2013 14:55)
musikus писал(а):
общественный деятель
Про день милиции никак
кто-то вспомнил.


nprivarskaya(08.09.2013 18:28)
Рихтер жил, жив и будет жить!!!


abyrvalg(08.09.2013 18:47)
nprivarskaya писал(а):
Рихтер жил, жив и будет жить!!!
А ведь
через два года будем отмечать столетие Рихтера.


rdvl(08.09.2013 19:26)
nprivarskaya писал(а):
Рихтер жил, жив и будет
жить!!!
Оптимистично. Присоединяюсь с надеждой.


musikus(31.12.2013 14:46)
В рамках ТВ передачи `Абсолютный слух` есть воспоминания Веры Ивановны Прохоровой о
Рихтере. Всё, в общем, известно, но все равно очень трогательно. Кто не видел -
рекомендую.


musikus(04.10.2016 00:15)
Опять о Рихтере, уж извините. Есть повод. К столетию СТР «Мелодия» выпустила собрание
записей из 50 дисков. Я цельный год, как кот около миски с горячим супом, кружил вокруг
этой белой коробки с золотыми буквами и жевал сомнения – надо ли? Согласно статусу верного
рихтерианца, вроде бы тут и неприлично было мне колебаться, но сомнения шевелились: мол,
около двух сотен рихтеровских дисков уже есть (CD+винил), будут сплошные дубли, да и
удовольствие это недешевое (пока размышлял, оно достигло 17 тысяч). В магазине дали
краткую распечатку, которая не очень помогала определиться. Однако, что-то все же
толкнуло, и я приволок этот короб домой…И вот, други, не первую уже неделю я слушаю эти
записи, погрузившись в ЧУДО.
…Эти фонограммы, отреставрированные и выпущенные «Мелодией», в основном – живые записи
конкретных концертных программ (с указанием точной даты), распределенные по годам – с 1949
по 1985. То есть это – панорама становления и эволюции великого музыканта, включая буйные
ранние годы (которые я у Рихтера обожаю!), годы его мировой славы 60-70-х годов и –
относительно поздний период, когда сам СТР говорил: «Ну, что, для семидесятилетнего
пианиста – неплохо…». Особый смысл, особый оттенок подборке этих исполнений, придает то,
что это записи «домашних», прежде всего московских, концертов в БЗК (на многих из которых
я был, начиная с 1958 года), выступлений перед своей аудиторией, что для СТР всегда было
важно, ибо аудитория эта – настолько же благодарна, насколько и не проста…
Говорить здесь детально обо всех записях, об этой музыкальной Вселенной, в которой жил
Рихтер, невозможно, да и не нужно. Я уже употребил слово «чудо», но иначе тут и не
скажешь, когда слушаешь, например, до мажорную сонату Гайдна (Hob. XVI-50) или первую
новеллету Шумана, ибо они у Рихтера в каждой фразе говорят совершенно современным языком,
в котором важны не стилевые признаки венской классики или эпохи романтизма, а - как тут
лучше сказать-то?! – логика правды или, если угодно, правда логики. Здесь для меня много
от тайн театрального воплощения. Невольно вспоминаешь Станиславского с его «Не верю!».
Многие пианисты (да и не только) играют «выразительно», «с чувством». Но ведь им не веришь
– они только изображают что-то… Совершенно потрясают рихтеровские импрессионисты.
«Отражения в воде» у него ведь не столько живопись, световые блики, хотя и они тоже,
сколько – человек, человек… Совершенно потрясает рихтеровская тишина, паузы. Уникальны
«Зеркала» Равеля (концерт от октября 65 года!). Особенно три первые пьесы и «Долина
звонов» – пример полного подчинения феноменальной, невообразимой техники (в том числе
психологической – в «Печальных птицах»!) задачам художественной выразительности.
Биомеханика полностью растворяется в звукописи.
А ведь еще рихтеровские Бах, Бетховен, Шуберт, Прокофьев…
И последнее – повторов-то в этой подборке записей практически и нет! Большинство
фонограмм не публиковалось.


serbar(04.10.2016 00:34)
musikus писал(а):
Опять о Рихтере, уж извините. Есть повод. К
столетию СТР «Мелодия» выпустила собрание записей из 50 дисков.
Лежит здесь:
http://rutracker.works/forum/viewtopic.php?t=5245010

А профессору - спасибо за наводку!


Osobnyak(04.10.2016 01:07)
serbar писал(а):
Лежит здесь:
http://rutracker.works/forum/viewtopic.php?t=5245010

А профессору - спасибо за наводку!
Я, её, собственно, добавил в Архив. Да,
большинство записей там `новые`.


serbar(04.10.2016 01:33)
Osobnyak писал(а):
Я, её, собственно, добавил в Архив.
Наш
пострел везде поспел :-))))


Osobnyak(04.10.2016 03:15)
serbar писал(а):
Наш пострел везде поспел :-))))
Ну, я тут
подключился...


musikus(24.03.2017 14:47)
Очередная свара, которая тут намедни состоялась, была посвящена как бы С.Т.Рихтеру, хотя в
действительности она – не о Рихтере, а о тех, кто его знает или уже не желает знать, о
тех, кто слушает да не слышит. А в сущности – о фанатизме реальном или мнимом.
Мои оппоненты (сужу и по лайкам) отводят мне, в сущности, роль фанатика, который с порога
отвергает любых пианистов, измеряя их исключительно шкалой Рихтера. Это – нонсенс. Любой
фанат – существо ущербное и, в сущности, психически не вполне здоровое. А я слишком люблю
не только настоящую музыку, но и вообще Искусство, чтобы быть фанатиком (загляните в мой
кабинет, там не только Рихтер). Тем не менее, это относится и к СТР, которого я, начиная с
50-х г.г., множество раз слышал в живых концертах, которым восхищаюсь и которого –
действительно – ставлю (по совокупности целого комплекса признаков) выше любого другого
пианиста из тех, кого мне, так или иначе, доводилось слышать. НО ЭТО НЕ МЕШАЕТ МНЕ
ДОСТАТОЧНО ТРЕЗВО, КАК Я УВЕРЕН, СРАВНИВАТЬ.
И поэтому, понятно, что есть (целый) ряд случаев когда я могу предпочесть исполнению
Рихтера какое-то другое или поставить игру СТР в общий ряд. (Я думаю, что не раз
упоминавшийся здесь замечательный, преданный знаток творчества СТР Юрий Бохонов, тот
самый, что из Киева, и, смею сказать, мой друг, меня поймет, ибо и он не фанатик, а
настоящий Любитель Музыки).
Так вот некая конкретика. Я немного пройдусь по композиторам, чтобы мое отношение к СТР
было более понятным.
Бах. Р. замечательно играл Баха, включая ХТК или ре минорный концерт, но наравне с ним
есть целый ряд имен, в том числе специалистов по Баху, к игре которых исполнение Рихтера
добавляет не слишком много (Гульд здесь вообще за скобками, и не потому, что лучший, а
потому, что экстраординарный – вне качественных оценок).
Моцарт и Шопен. Известно, что Р. сам признавал известные проблемы с Моцартом. Лично меня
это не удивляет. Пушкин говорил, что поэзия должна быть глуповатой. Что-то подобное у Р. с
Моцартом. Р. был слишком умен, рефлексивен для М. Здесь нужно другое мироощущение,
подобное тому, что, скажем у Д.Липатти. Нужно играть М. так, как Рихтер играл, скажем,
скерцо из B-dur-ной сонаты Шуберта. Но это был частный случай, тогда как для Моцарта,
взятого в целом, нужен иной общий – моцартовский! – контекст, далекий от аналитичности
(которую Р. и сам, как известно, отвергал, но…). Обобщая, можно сказать, что и с Шопеном
у Рихтера было примерно то же самое. Шопена он играл гениально, но ТАКОЙ Шопен «мало кому
нужен» (одна дама, постоянно встречавшаяся мне в БЗК, говорила мне, что «после Шопена
музыка закончилась». О как! Надо понимать, КАКОЙ Ш.) ей был нужен.
Бетховена Рихтер играл как никто, но это относится, прежде всего, к сонатам, к таким
вещам как Диабелли-вариации или багатели. Но даже в изумительных исполнениях Рихтером
сонат (в целом никем не превзойденных) есть вещи, которые мне не очень по душе. Так,
тяжеловесно акцентированное аллегро мольто в 31-сонате мне всегда казалось странным, мне
трудно это слушать… Хаммер-клавир мне тоже бывает более интересным послушать у других
исполнителей… Два концерта он, опять же, играл замечательно, но вполне сопоставимо со
многими другими исполнениями.
Или, скажем, Скрябин. Рихтер гениально, именно гениально играл 6-ю сонату, потрясающе
делал 5-ю, этюды соч. 8, но в целом он, думаю, не скрябинист, тут нужна особая
«задвинутость», а СТ был личностью сугубо дневной…
Ну… примеров много. Я уж не говорю о том, что если слушать музыку достаточно широко,
непредвзято, то даже самые любимые и бесспорные шедевры исполнения постепенно отходят на
второй план и уступают место другим реализациям. Например, 1-й концерт Листа мне сейчас
интереснее у Аргерих, чем у Рихтера. Концерт Грига – у Микельанджели, чем у него же.
Раннюю запись концерта Шумана с Гилельсом я предпочту рихтеровской и т.д. Тем более,
конечно, речи не идет о позднем Рихтере, когда уже чисто физически он не мог играть
(иногда – «хулиганить») как в лучшие свои времена. Это надо понимать, а не позориться
ловлей у великого, но уже старого, артиста блох как это делают некоторые наши форумчане.
Итак, господа, никаких обвинений в фанатизме и «культе личности» я не принимаю.


Maxilena(24.03.2017 17:48)
musikus писал(а):
Итак, господа, никаких обвинений в фанатизме и
«культе личности» я не принимаю.
О! Разве важно, чтО думают оппоненты? Важно то, что
думают со-ратники))) Никто из здравомыслящих не примет Вас за фанатика, стОит только
почитать несколько ваших постов. Думаю, что и оппоненты прекрасно знают Вам цену. Свежий
пример - сэр Грэй Неподражаемый. А повыпендриваться все здоровы.

Относительно Рихтера -Вы просто мои мысли прочитали, я третий день сижу думаю о его
наследии. Скажу проще, потому что знаю неизмеримо меньше. Аппассионата, Второй Шопена,
Второй Брамса у Рихтера - из разряда Н и к т о Н и к о г д а. О многих ли это можно
сказать?


musikus(24.03.2017 21:48)
Вы верный друг, Леночка!


musikus(26.03.2017 19:19)
Юрий Бохонов создал свой рихтеровский сайт, в котором сейчас есть обновленная страница
всех доступных на данный момент текстов и интервью С.Т.Р., включая аудиозаписи
радиопередач с его участием. Он, в частности говорит о 2-м Рахманинова, 17-й ЛвБ, Сонате
Листа и 5-й Скрябина. Интересующиеся могут зайти:
https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/


OlGavA(26.03.2017 19:32)
musikus писал(а):
Юрий Бохонов создал свой рихтеровский сайт, в
котором сейчас есть обновленная страница всех доступных на данный момент текстов и
интервью С.Т.Р., включая аудиозаписи радиопередач с его участием. Он, в частности говорит
о 2-м Рахманинова, 17-й ЛвБ, Сонате Листа и 5-й Скрябина. Интересующиеся могут зайти:
https://www.svrichter.com/documents/richter-quotes/
СПАСИБО!!!


art15(28.03.2017 23:22)
musikus писал(а):
Очередная свара, которая тут намедни состоялась,
была посвящена как бы С.Т.Рихтеру ... Бах ... Моцарт и Шопен...
Особо бы отметил и
наиболее ценны для меня некоторые прокофьевские вещи, 6 соната - немыслимое исполнение,
единственное исполнение, как мне кажется, где раскрыт замысел композитора, никто и рядом
не пробегал, 1 концерт, миниатюры и др.






classic-online@bk.ru