ФОРУМ



musikus(25.09.2018 01:30)
Ночью по `Орфею` звучала `Сцена у ручья` из 6-й ЛвБ. Играли так, будто это камерный
оркестр пенсионеров. И все вроде правильно, но до чего же тоще, безвкусно! Весь свет, весь
воздух, вся спокойная сила бетховенского шедевра, куда-то пропали и остался один голимый
туберкулез. И я подумал: это ведь, наверняка кто-то из доблестных аутентистов выдал. Вроде
Норрингтона. Я не поленился, вошел в расписание `Орфея` и смотрю - точно! Он! Сэр РОджер,
ети его!


musikus(25.09.2018 16:16)
musikus писал(а):
И я подумал: это ведь, наверняка кто-то из
доблестных аутентистов выдал.
Случай № 2. Объявили 8-ю Бетховена... И я просто не
узнал свою любимую симфонию ЛвБ. Какая-то мякина... Играл некий Мартин Хазельбек.


Maxilena(25.09.2018 20:41)
musikus писал(а):
точно! Он! Сэр РОджер, ети его!
Ух ты, надо ж
так достать Музикуса!


RodionAndreevich(25.09.2018 20:56)
musikus писал(а):
И я подумал: это ведь, наверняка кто-то из
доблестных аутентистов выдал. Вроде Норрингтона. Я не поленился, вошел в расписание
`Орфея` и смотрю - точно! Он! Сэр РОджер, ети его!
То, что делает с оркестровым
звуком Норрингтон, даже другие аутентисты в последнее время критикуют. Этот случай - вовсе
даже не традиция в исполнительстве, а один из ее представителей, который своей `визитной
карточкой` считает абсолютно (т. е. совсем) безвибратную игру, доказывая всем ее
историческую ценность (что, естественно, неправда, и никакой `аутентист`, кроме
Норрингтона, такое не практикует). Если послушать большинство работ Норрингтона на предмет
качества, а не самопровозглашенной псевдоисторической `оригинальности`, то налицо довольно
посредственная интерпретация нотного текста, и с точки зрения аутентизма, очевидно, не в
меньшей степени. Вспоминаю его `Шотландскую` Мендельсона - уже первый небрежно сыгранный
оркестровый аккорд напрочь отбивает желание слушать дальше( Конечно, многое из написанного
- мое впечатление, но оно уже совпадает с Вашим, а значит, имеет место)


abyrvalg(25.09.2018 21:08)
musikus писал(а):
Случай № 2. Объявили 8-ю Бетховена... И я просто не
узнал свою любимую симфонию ЛвБ. Какая-то мякина... Играл некий Мартин Хазельбек.
Это
из той же серии, что и игра Шопена на исторических фортепиано. Слушать невозможно.


RodionAndreevich(25.09.2018 21:26)
abyrvalg писал(а):
Это из той же серии, что и игра Шопена на
исторических фортепиано. Слушать невозможно.
Только на Ваш вкус и, вероятно, не во
всех исполнениях.


RodionAndreevich(25.09.2018 21:31)
Вообще тенденция списывать плохое исполнение аутентиста на принадлежность его к этому
течению нехорошая и неправильная. От нее нужно срочно отходить, даже если эта идея кажется
привлекательной.


Opus88(25.09.2018 22:44)
RodionAndreevich писал(а):
Вообще тенденция списывать плохое
исполнение аутентиста на принадлежность его к этому течению нехорошая и неправильная. От
нее нужно срочно отходить, даже если эта идея кажется привлекательной.
Но всё же
существует сильная тенденция, что значительное число аутентистов `аутентирует` в силу
того, что не в состоянии быть конкурентоспособными с современными
инструментами/традициями.


RodionAndreevich(25.09.2018 22:59)
Opus88 писал(а):
Но всё же существует сильная тенденция, что
значительное число аутентистов `аутентирует` в силу того, что не в состоянии быть
конкурентоспособными с современными инструментами/традициями.
По поводу Шопена это
для многих еще действительно спорный вопрос. Не стоит забывать также, что многие
`барочники` со временем берутся исполнять классический и романтический репертуар,
естественно, в исторической манере, но удается им это не всегда очень хорошо.
Конкурентоспособность? Ситуация на сегодняшний день, надо уже признать, ярко демонстрирует
победу аутентизма по меньшей мере в барочном и добарочном репертуаре.
Неконкурентоспособными оказались как раз современные `традиции` и инструменты. Это уже
очевидно и вполне объективно. По поводу инструментов, кстати: на сегодняшний день
более-менее крупный современный симфонический оркестр с наибольшей долей вероятности
пригласит для исполнения барочной программы дирижера-аутентиста.


Opus88(25.09.2018 23:52)
RodionAndreevich писал(а):
-- Конкурентоспособность? Ситуация на
сегодняшний день, надо уже признать, ярко демонстрирует победу аутентизма по меньшей мере
в барочном и добарочном репертуаре.

--Неконкурентоспособными оказались как раз современные `традиции` и инструменты. Это уже
очевидно и вполне объективно.

-- По поводу инструментов, кстати: на сегодняшний день более-менее крупный современный
симфонический оркестр с наибольшей долей вероятности пригласит для исполнения барочной
программы дирижера-аутентиста.
-- Не уверен, не со мной во всяком случае.
Послушав вживую один раз барочный фагот/басун, больше желание не возникает.

-- ?? Да как же `объективно`??
(Я вот для себя недавно открыл Баха на маримбе - потрясающе (!), особенно кстати сольное
для скрипок и виолончелей. А аутентизм предлагает `консервацию` как в музее, плюс
`диктатуру` `особо понимающих`)

-- О каких инструментах идёт речь? О дирижерской палочке? ))

И как раз же здесь будет ситуация `Трёх И` (HIP), а не аутентизма. Да, очень разумно
знать традиции, чтоб исполнять интереснее для современников.
А так, забавно представить, что скажут тому дирижёру духовики в ответ на предложение
играть на исторических духовых!

Опять же, помните ответ Ростроповича про `аутентизм` со ссылкой на Шостаковича?


musikus(26.09.2018 00:40)
RodionAndreevich писал(а):
То, что делает с оркестровым звуком
Норрингтон
Да, но дело не только в этом астеническом звуке, дело вообще в трактовке
музыки - и далеко не только барокко. Послушайте как Норрингтон играет 5-ю симфонию
Чайковского! Право за такое хочется хорошенько набить сэру морду, потому,что он,
фактически, намеренно издевается над великой русской музыкой (равной которой в `великой
Британии` никогда не было и уж определенно не будет!).


musikus(26.09.2018 00:44)
Maxilena писал(а):
Ух ты, надо ж так достать Музикуса!
Меня
достать не трудно. Я малорослый.


RodionAndreevich(26.09.2018 00:52)
Opus88 писал(а):
-- Не уверен, не со мной во всяком случае.
Послушав вживую один раз барочный фагот/басун, больше желание не возникает.

-- ?? Да как же `объективно`??
(Я вот для себя недавно открыл Баха на маримбе - потрясающе (!), особенно кстати сольное
для скрипок и виолончелей. А аутентизм предлагает `консервацию` как в музее, плюс
`диктатуру` `особо понимающих`)

-- О каких инструментах идёт речь? О дирижерской палочке? ))

И как раз же здесь будет ситуация `Трёх И` (HIP), а не аутентизма. Да, очень разумно
знать традиции, чтоб исполнять интереснее для современников.
А так, забавно представить, что скажут тому дирижёру духовики в ответ на предложение
играть на исторических духовых!

Опять же, помните ответ Ростроповича про `аутентизм` со ссылкой на Шостаковича?
-- Я
имею в виду общую тенденцию. Всё меньше барокко играется в современной исполнительской
традиции.

-- То же самое - подразумеваю `всеобщее` признание HIP как наиболее привлекательного
варианта исполнения early music.

-- Современный оркестр играет на современных инструментах, но фразировка, аффектация,
штрихи, темпы, артикуляция и всё остальное - как было бы в аутентичном оркестре.
Руководствуясь трактатами об исполнительстве прошлых эпох. Таких записей сейчас очень
много.

Помню про Шостаковича, только лично для меня это не сильно убедительно - в барочной трубе
тоже просверлили отверстия для более чистой интонации и удобной игры. Если валторна, не
издающая киксов, будет иметь, например, несколько иной тембр, уже по-иному звуча в
оркестровой фактуре, Шостаковичу бы это, вероятно, понравилось меньше, чем качественно
сыгранная партия современной нам и ему валторны. Не стоит забывать, что Бах, например,
будучи, как известно, гением, использовал `фальшь` tromba naturale как особый, связанный с
текстом вокальной партии эффект в своих кантатах.


RodionAndreevich(26.09.2018 00:58)
musikus писал(а):
Да, но дело не только в этом астеническом звуке,
дело вообще в трактовке музыки - и далеко не только барокко. Послушайте как Норрингтон
играет 5-ю симфонию Чайковского! Право за такое хочется хорошенько набить сэру морду,
потому,что он, фактически, намеренно издевается над великой русской музыкой (равной
которой в `великой Британии` никогда не было и уж определенно не будет!).
Я про это
же. Просто взял слишком конкретно. В самих идеях исторически информированного
исполнительства нет вот ничего, что предписывало бы исполнять Чайковского или Бетховена
таким образом. А когда за дело берутся весьма некомпетентные приверженцы данного течения,
которые в действительности не проводят и малой части необходимой для хорошего аутентичного
исполнения работы - получается то, что получается.


RodionAndreevich(26.09.2018 01:03)
RodionAndreevich писал(а):
-- Современный оркестр играет на
современных инструментах, но фразировка, аффектация, штрихи, темпы, артикуляция и всё
остальное - как было бы в аутентичном оркестре. Руководствуясь трактатами об
исполнительстве прошлых эпох. Таких записей сейчас очень
много.
https://www.youtube.com/watch?v=dmS7nuxueiw
https://www.youtube.com/watch?v=l3O2K-LyJ9o
https://www.youtube.com/watch?v=_Ki-LIEwfaM&t=338s
https://www.youtube.com/watch?v=3EPk6zOaLH0&t=1631s
https://www.youtube.com/watch?v=xr9KmgDFwMc
https://www.youtube.com/watch?v=xzMIQqQ64KM


Opus88(26.09.2018 03:31)
RodionAndreevich писал(а):
-- Я имею в виду общую тенденцию. Всё
меньше барокко играется в современной исполнительской традиции.

-- То же самое - подразумеваю `всеобщее` признание HIP как наиболее привлекательного
варианта исполнения early music.

-- Современный оркестр играет на современных инструментах, но фразировка, аффектация,
штрихи, темпы, артикуляция и всё остальное - как было бы в аутентичном оркестре.
Руководствуясь трактатами об исполнительстве прошлых эпох. Таких записей сейчас очень
много.

Помню про Шостаковича, только лично для меня это не сильно убедительно - в барочной трубе
тоже просверлили отверстия для более чистой интонации и удобной игры. Если валторна, не
издающая киксов, будет иметь, например, несколько иной тембр, уже по-иному звуча в
оркестровой фактуре, Шостаковичу бы это, вероятно, понравилось меньше, чем качественно
сыгранная партия современной нам и ему валторны. Не стоит забывать, что Бах, например,
будучи, как известно, гением, использовал `фальшь` tromba naturale как особый, связанный с
текстом вокальной партии эффект в своих кантатах.
ИИИ/HIP и аутентизм - всё же
значительная разница (а Вы как-то очень смешиваете).
Аутентизм - же всё, как `тогда` со всеми перегибами.
Говоря о гении И.С. Баха, уверен по Искусству Фуги, что ему было тесно с инструментальной
ограниченностью, да и людской (в хорах, к примеру). Он создавал универсальную гармонию) и
мне совершенно непонятно, чем хуже для исполнения современные инструменты.

Более того, исполнить Баха как `Баха` может каждый малохольный аутентист. А воь, к
примеру, как Сибелиуса - не каждый )


Opus88(26.09.2018 03:50)
RodionAndreevich писал(а):
...
Помню про Шостаковича, только лично для меня это не сильно убедительно - в барочной трубе
тоже просверлили отверстия для более чистой интонации и удобной игры. Если валторна, не
издающая киксов, будет иметь, например, несколько иной тембр, уже по-иному звуча в
оркестровой фактуре, Шостаковичу бы это, вероятно, понравилось меньше, чем качественно
сыгранная партия современной нам и ему валторны. Не стоит забывать, что Бах, например,
будучи, как известно, гением, использовал `фальшь` tromba naturale как особый, связанный с
текстом вокальной партии эффект в своих кантатах.
А вот тут, пожалуйста, поподробнее!

Какие дырки нужно/можно просверлить, чтоб натуральная валторна играла более удобно и не
киксовала?
Сколько нужно дырок для хроматизма?))

А на основании чего Вы считаете что для преодоления киксов необходимо менять тембр?
Это в каких аутентистических пособиях написано?
Шостакович бы просто писал для некиксующих валторн более совершенные партии (то есть
мировая музыкальная культура реально обеднела).
Он не мог, как Бетховен сказать `какое мне дело до ваших жалких инструментов`.

Бах, уверен, был бы очень рад современным инструментам и вместо фальши использовал бы
более драматические диссонансы.


RodionAndreevich(26.09.2018 07:50)
Opus88 писал(а):
ИИИ/HIP и аутентизм - всё же значительная разница (а
Вы как-то очень смешиваете).
Аутентизм - же всё, как `тогда` со всеми перегибами.
Аутентизма как такового в
принципе нет. Это слово довольно условно, и сами HIP-музыканты его не сильно любят, давно
говорят `аутентизм`, подразумевая при этом именно HIP, тут можете поверить) В связи с этим
у меня к Вам два вопроса: 1) Каких исполнителей Вы отнесете к HIP, а каких - к
`аутентизму`? 2) Какие перегибы?


RodionAndreevich(26.09.2018 07:53)
Opus88 писал(а):
- и мне совершенно непонятно, чем хуже для
исполнения современные инструменты.

- Более того, исполнить Баха как `Баха` может каждый малохольный аутентист. А воь, к
примеру, как Сибелиуса - не каждый )
- Для них Бах бы написал другую музыку. Они
имеют другие тембральные характеристики, по-иному звучат вместе и т. д.

- С этим я согласился выше. Поэтому и результаты бывают так себе.


RodionAndreevich(26.09.2018 08:00)
Opus88 писал(а):
А вот тут, пожалуйста, поподробнее!

Какие дырки нужно/можно просверлить, чтоб натуральная валторна играла более удобно и не
киксовала?
Сколько нужно дырок для хроматизма?))

А на основании чего Вы считаете что для преодоления киксов необходимо менять тембр?
Это в каких аутентистических пособиях написано?
Шостакович бы просто писал для некиксующих валторн более совершенные партии (то есть
мировая музыкальная культура реально обеднела).
Он не мог, как Бетховен сказать `какое мне дело до ваших жалких инструментов`.

Бах, уверен, был бы очень рад современным инструментам и вместо фальши использовал бы
более драматические диссонансы.
Тогда почему `валторну` без киксов до сих пор не
используют? Такая существует? Говоря о смене тембра, я имел в виду, что тембр барочных
медных инструментов отличается от современных. И дело не только в вентилях и клапанах.
Барочная труба имела более узкую мензуру, на forte вместе с валторнами и литаврами
пробивалась в более тихом ансамбле сильно. И само forte по качеству другое.

Бах, может, был бы рад, но и музыку написал бы другую. А музыка, как известно, искусство
не прогрессивное.


Opus88(26.09.2018 12:11)
RodionAndreevich писал(а):
Аутентизма как такового в принципе нет.
Это слово довольно условно, и сами HIP-музыканты его не сильно любят, давно говорят
`аутентизм`, подразумевая при этом именно HIP, тут можете поверить) В связи с этим у меня
к Вам два вопроса: 1) Каких исполнителей Вы отнесете к HIP, а каких - к `аутентизму`? 2)
Какие перегибы?
Как уже нет `аутентизма`?
А кто ниже писал про `победу аутентизма` и дирижёров? )

1) По мне весьма чёткая разница. В ИИИ - ключевое слово `информированное`, то есть
разумное применение того, что сейчас думают.
Аутентисты же - это перформанс и шоу, чтоб всё как `тогда`, включая инструменты.

2) Оттуда и перегибы - выгоняют людей, не желающих приобретать `аутентичные` инструменты,
печальные духовые, итд итп, и в целом музыка страдает. Не совершенствование, а
квазиимитация.


Opus88(26.09.2018 12:19)
RodionAndreevich писал(а):
- Для них Бах бы написал другую музыку.
Они имеют другие тембральные характеристики, по-иному звучат вместе и т. д.
Что- то
было бы другим в Искусстве Фуги? Для каких там инструментов?
Или в Музыкальном Приношении, что-то можно было поменять, добавить в шестиголосном
ричеркаре?


Opus88(26.09.2018 12:25)
RodionAndreevich писал(а):
Тогда почему `валторну` без киксов до сих
пор не используют? Такая существует? Говоря о смене тембра, я имел в виду, что тембр
барочных медных инструментов отличается от современных. И дело не только в вентилях и
клапанах. Барочная труба имела более узкую мензуру, на forte вместе с валторнами и
литаврами пробивалась в более тихом ансамбле сильно. И само forte по качеству другое.

Бах, может, был бы рад, но и музыку написал бы другую. А музыка, как известно, искусство
не прогрессивное.
В киксах, как и везде - два фактора - люди и инструмент. На плохом
инструментн - и виртуозу сложно. А сам инструмент не играет (кстати, думаю уже вполне
технически решаемо).

И по поводу киксов - я ни разу (!) в еашем местном профессиональном оркестре киксов
духовых не слышал. А в местном любительском - с первых звуков валторн - печаль
кромешная...

То есть инструменты сейчас есть. С кадрами сложнее, но они тоже есть.

Да, тембр аэрофонов определяется в основном мензурой. Именно поэтому вместо того чтобы
печально дудеть на имитациях - можно сделать современный инструмент с необходимым тембром,
на котором удобно виртуозно играть. Но, понятно, нужны ресурсы, а аутентисты предпочитают
жалкие малохольные копии. Чтоб ` ну вроде как тогда`, для глаз публики, доя шоу. А музыка
страдает. Перегибы!


Maxilena(26.09.2018 16:51)
musikus писал(а):
Да, но дело не только в этом астеническом звуке,
дело вообще в трактовке музыки - и далеко не только барокко. Послушайте как Норрингтон
играет 5-ю симфонию Чайковского! Право за такое хочется хорошенько набить сэру морду,
потому,что он, фактически, намеренно издевается над великой русской музыкой (равной
которой в `великой Британии` никогда не было и уж определенно не будет!).
Как это? А
Пёрселл? Гендель? Бриттен?
Ага, Вы скажете, что все они ногтя Петра Ильича не стОят, а Гендель вообще немец)))

А у сэра просто своя трактовка.

Русофил.


Maxilena(26.09.2018 16:52)
musikus писал(а):
Меня достать не трудно. Я малорослый.
О,
Музикус прибедняется)))

Вы Самый Рослый. Во всех смыслах!


tagantsev(26.09.2018 17:02)
Maxilena писал(а):
Как это? А Пёрселл? Гендель? Бриттен?
Ага, Вы скажете, что все они ногтя Петра Ильича не стОят, а Гендель вообще немец)))

А у сэра просто своя трактовка.

Русофил.
А Бёрд, а Морли, а Доуленд, а Булл, а Гиббонс, а Таллис


RodionAndreevich(26.09.2018 17:13)
Opus88 писал(а):
Как уже нет `аутентизма`?
А кто ниже писал про `победу аутентизма` и дирижёров? )

1) По мне весьма чёткая разница. В ИИИ - ключевое слово `информированное`, то есть
разумное применение того, что сейчас думают.
Аутентисты же - это перформанс и шоу, чтоб всё как `тогда`, включая инструменты.

2) Оттуда и перегибы - выгоняют людей, не желающих приобретать `аутентичные` инструменты,
печальные духовые, итд итп, и в целом музыка страдает. Не совершенствование, а
квазиимитация.
Я выше написал, что это одно и то же. Я регулярно беру уроки на ФИСИИ
МГК (клавесин) и местные преподаватели, учившиеся в Европе, разницу на практике (!) не
видят. Она может существовать только на идейном уровне. Вы, кстати, так и не ответили по
поводу исполнителей: все те ссылки, которые я указал - эти дирижеры играют барокко и с
современным и со старинным оркестром. Первое - скорее в некотором роде компромисс и
`имитация` второго. Второе - еще более стильный случай первого. В этом и есть HIP, ничего
другого это течение не подразумевает и старинные инструменты не отвергает. Когда-то, до
Арнонкура-Леонхардта, существовало понятие `играть стильно`. Только делать этого не умели.
Потом появился `аутентизм`, воплотивший на практике советы старинных трактатов, утраченные
искусства вроде continuo и орнаментации арии da capo. Чтобы стилистика исполнения
максимально органично сочеталась с инструментарием, потому одно тесно связано с другим,
стали играть на жильных струнах, клавесинах и т. д. Да тот же Арнонкур в каждой своей
книге писал, что НЕ стремится к идеальной исторической точности, а использует старинный
гобой и скрипку, потому что они сочетаются между собой в один характерный тембр, так хотел
Бах. Те же мысли относятся и к Вашему комментарию по поводу `Искусства фуги` и муз.
приношения - не звучат они плохо на теплом звучании жильных струн, аккомпанемент клавесина
или импрессионистически-матовом звучании барочной флейты. Это музыкальная характеристика
эпохи, ее акустическая атмосфера и присущая ей особая красота. Нет здесь никаких
`музейных` задач. Только творческие.


Opus88(26.09.2018 18:17)
RodionAndreevich писал(а):
-- Вы, кстати, так и не ответили по поводу
исполнителей:

-- все те ссылки, которые я указал - эти дирижеры играют барокко и с современным и со
старинным оркестром. Первое - скорее в некотором роде компромисс и `имитация` второго.
Второе - еще более стильный случай первого.

-- а использует старинный гобой и скрипку, потому что они сочетаются между собой в один
характерный тембр, так хотел Бах.

Те же мысли относятся и к Вашему комментарию по поводу `Искусства фуги` и муз. приношения
- не звучат они плохо на теплом звучании жильных струн, аккомпанемент клавесина или
импрессионистически-матовом звучании барочной флейты. Это музыкальная характеристика
эпохи, ее акустическая атмосфера и присущая ей особая красота. Нет здесь никаких
`музейных` задач. Только творческие.
Ответил. Заморачиваться со старинными
инстументами, особенно духовыми, именно для `стиля`, а не для музыки - это для меня
`аутентизм`. Очень вредная (как всё больше выясняется из нашего диалога) форма
исполнительства (ИМХО, конечно).
Я рассказывал как меня потрясла на одном из студенческих конкурсов клавесинистая игра на
рояле, на том же самом Стейнвее, на котором играли все, и который до исполнения участник
даже не пробовал (исполнение было не очень, но звук(!!). После этого я еще раз убедился
для себя, что использовать современные инструменты, может, и труднее, но много
конструктивнее, чем просто `стильно` играть на, как правило, красиво раскрашенном,
клавесине (который я лично с его характерным звуком плектра, минимальной громкостью и
ограниченной динамикой, слушать не очень люблю).


Вот именно.
Первое (ИИИ) - взять лучшее и играть лучше.
Второе (аутентизм) - `стиль`, как Вы тонко подметили, `шоу`, не в музыке главное.

-- Потрясающе от имени Баха так высказываться, очень аутентично!
Озадачиться так серьёзно, как примитивный вариант гобоя сочетается скрипкой, вместо того
чтобы найти комбинацию струн для современной скрипки и тростинок и мензуры гобоя, чтобы
сейчас сочеталось - лучше чем есть и чем `тогда`!
На мой взгляд - огромная разница!


RodionAndreevich(26.09.2018 18:46)
Opus88 писал(а):
--Ответил. Заморачиваться со старинными
инстументами, особенно духовыми, именно для `стиля`, а не для музыки - это для меня
`аутентизм`. Очень вредная (как всё больше выясняется из нашего диалога) форма
исполнительства (ИМХО, конечно).

--Я рассказывал как меня потрясла на одном из студенческих конкурсов клавесинистая игра
на рояле, на том же самом Стейнвее, на котором играли все, и который до исполнения
участник даже не пробовал (исполнение было не очень, но звук(!!). После этого я еще раз
убедился для себя, что использовать современные инструменты, может, и труднее, но много
конструктивнее, чем просто `стильно` играть на, как правило, красиво раскрашенном,
клавесине (который я лично с его характерным звуком плектра, минимальной громкостью и
ограниченной динамикой, слушать не очень люблю).

-- Потрясающе от имени Баха так высказываться, очень аутентично!
Озадачиться так серьёзно, как примитивный вариант гобоя сочетается скрипкой, вместо того
чтобы найти комбинацию струн для современной скрипки и тростинок и мензуры гобоя, чтобы
сейчас сочеталось - лучше чем есть и чем `тогда`!
На мой взгляд - огромная разница!
--Я имел в виду имена) То есть один и тот же
дирижер, сначала играющий барокко с современным оркестром, выстраивая звучание, как в
старинном, затем просто играющий с аутентичным ансамблем то же самое - в первом случае -
ИИИ, а во втором - уже аутентист?

--Это как раз Ваше очень личное мнение. Игра на клавесине и рояле сильно отличается, как
и тембр инструментов. Многое из того, что делается на клавесине (и является просто
напросто стильным) на рояле не звучит. Приходится отказываться от этого. Минимальная
громкость - громче не = лучше.

--Серьезно озадачились скорее Вы) Я также могу спросить: не лучше ли просто использовать
барочные инструменты, чем подделывать под них современные? `Аутентизм` и так часто
критикуют за то, что это просто `подражание` тому, что было. В предложенном Вами варианте
это уже какое-то двойное подражание.


musikus(26.09.2018 19:00)
tagantsev писал(а):
А Бёрд, а Морли, а Доуленд, а Булл, а Гиббонс, а
Таллис
Вам, герр профессор, лишь бы возразить. А - а - а - а - а... Помните старую
притчу? Ну ту, где крыса пеняет львице, что та рожает всего раз в два года, и не десяток
каждый квартал, как она, крыса, а всего лишь одного детеныша. На что львица ответила:
`Зато я рождаю льва!`.


tagantsev(26.09.2018 19:23)
musikus писал(а):
Вам, герр профессор, лишь бы возразить. А - а - а -
а - а... Помните старую притчу? Ну ту, где крыса пеняет львице, что та рожает всего раз в
два года, и не десяток каждый квартал, как она, крыса, а всего лишь одного детеныша. На
что львица ответила: `Зато я рождаю льва!`.
А если без А-а-а-а-а, то может в `великой
Британии` все-таки жили композиторы (ну хотя бы, до появления на свет великой русской
музыки).
Да и кроме того, я ведь не возражал, а просто продолжил Варварин список. Чего только не
сделаешь для поддержки прекрасного пола.


musikus(26.09.2018 19:30)
Maxilena писал(а):
Как это? А Пёрселл? Гендель? Бриттен?
Ага, Вы скажете, что все они ногтя Петра Ильича не стОят, а Гендель вообще немец)))

А у сэра просто своя трактовка.

Русофил.
Ну да, Пёрселл. Один за всех. Гендель, живя в Англии, не стал же писать
английскую музыку. Как и Стравинский, где только ни жил и какие только паспорта ни имел, а
остался русским композитором. Гоголь писал МД в Швейцарии, Франции, Италии... Ну и т.д.
Что до этого самого сэра, то, конечно, `трактовка`, что же еще? И что меняется от того,
что мы безвкусицу, неспособность понять авторский текст, культурный контекст произведения
(а, может быть и умысел) мы будем называть `своей трактовкой`? Это как пресловутое `он так
видит`. Какую бы глупость и бездарность человек ни проявил, можно сказать - `он так
видит`. И усё.


musikus(26.09.2018 19:47)
tagantsev писал(а):
может в `великой Британии` все-таки жили
композиторы (ну хотя бы, до появления на свет великой русской музыки).
Да жили, жили.
Я, к примеру, очень люблю вёрджиналистов. Главное же, считаю, что исконно английские
композиторы определенно имеют свое лицо, свой, именно а н г л и й с к и й характер.
Очень типичен в этом смысле не названный здесь почему-то Элгар, не говоря уже о Бриттене.
И в этом своя особая прелесть английской классики (Гендель в этом смысле - совершенно не
английский композитор). Но при том при всем Англия, конечно, лишь во втором ряду
европейских музыкальных стран. Спорить на эту тему - бессмысленно.


Opus88(26.09.2018 19:58)
RodionAndreevich писал(а):
--Я имел в виду имена) То есть один и тот
же дирижер, сначала играющий барокко с современным оркестром, выстраивая звучание, как в
старинном, затем просто играющий с аутентичным ансамблем то же самое - в первом случае -
ИИИ, а во втором - уже аутентист?

--Это как раз Ваше очень личное мнение. Игра на клавесине и рояле сильно отличается, как
и тембр инструментов. Многое из того, что делается на клавесине (и является просто
напросто стильным) на рояле не звучит. Приходится отказываться от этого. Минимальная
громкость - громче не = лучше.

--Серьезно озадачились скорее Вы) Я также могу спросить: не лучше ли просто использовать
барочные инструменты, чем подделывать под них современные? `Аутентизм` и так часто
критикуют за то, что это просто `подражание` тому, что было. В предложенном Вами варианте
это уже какое-то двойное подражание.
-- Да. Сегодня один может героически спасать
детей, а завтра взять и навредить старушке.

-- Конечно, всё мной написанное - моё личное мнение (я ж не от имени народа пишу), и
более того музыкального игнорамуса. Диалога ради, рождения истины )
Громкость всё же важна, тише вируоз может сыграть, а громче уже нет. На записях часто
клавесин `вытягивают`, и не очень естественно получается - треск плектра, шумы.

-- А зачем делать барочные, и по этой логике `добарочные`, `раннеклассические`,
`позднеклассические` (не начинаете чувствовать чуточку абсурдно), а добавьте ещё разные
традиции (и соответственно инструменты в разных странах и даже регионах) - узамучиться
просто аутентизмом.
Ведь хороший инструмент, духовой особенно, сделать - требует очень много времени! И
проще, конечно, сказать - мол вот копия той дудки, что нашли археологи ) Мол она такая
несовершенная вся своим аутентизмом, но какой тембр, как раз, какой нужен, как и хотел
композитор ХХХ (а тот ХХХ, как Шостакович, может и совсем не считал этот инструмент самым
подходящим, писал для того, что есть).

Есть современные инструменты, и на них много разумнее добиваться нужного звука (если
нужно), и обсуждалось `если нужно`. И откуда ж двойное подражание? Речь шла об одном -
`правильном на данный момент` звуке. А на каждый `данный момент`, сколько авторитетных
английских учёных и пламенных аутентистов - столько и мнений )


tagantsev(26.09.2018 20:01)
musikus писал(а):
Да жили, жили. Я, к примеру, очень люблю
вёрджиналистов. Главное же, считаю, что исконно английские композиторы определенно имеют
свое лицо, свой, именно а н г л и й с к и й характер. Очень типичен в этом смысле не
названный здесь почему-то Элгар, не говоря уже о Бриттене. И в этом своя особая прелесть
английской классики (Гендель в этом смысле - совершенно не английский композитор). Но при
том при всем Англия, конечно, лишь во втором ряду европейских музыкальных стран. Спорить
на эту тему - бессмысленно.
Элгара забыл упомянуть, Бриттена указала в своем списке
Варвара. То что Гендель по своей сути не английский композитор, ту и спору нет.
А ведь на туманном Альбионе еще жили такие парни как Маккартни и Ленон!


Aelina(26.09.2018 20:07)
По ссылке muzikoamanto, знакомящей с проектом Йоса ван Вельдховена `Весь И.С.Бах` - я
посмотрела уже с десяток-другой видео-треков. Кантаты, звучащие в Валлонской церкви
Амстердама - яркий образчик аутентичного направления в исполнительстве. Старинные
инструменты, немногочисленный вокальный состав - (к примеру: в ВWV99 и BWV 100 -
двенадцать человек, BWV106 - восемь, в BWV 32 и BWV 42 - всего четыре), но какой
ошеломительный результат!!! Какое объемное, сочное, наполненное до краев звучание! Какая
подходящая для такого камерного ансамбля обстановка и акустика помещения! Каждый голос на
вес золота, за каждой партией удобно проследить и `просмаковать` каждую музыкальную фразу.

Но месса соль минор(12 вокалистов) и пассионы (18 взрослых и 6 мальчиков) - прозвучали
для меня не убедительно. А если вспомнить убийственно- психотронные хоры Рихтера, то
разница безмерна.

P/S Контратенор Тим Мид (в BWV 6 и оратории `Страсти по Матфею`) - не оправдал моих
ожиданий:)


RodionAndreevich(26.09.2018 20:33)
Opus88 писал(а):
Громкость всё же важна, тише вируоз может сыграть, а
громче уже нет. На записях часто клавесин `вытягивают`, и не очень естественно получается
- треск плектра, шумы.
На самом деле он не настолько уж и тихий. Конечно, разные
бывают, зависит от акустики. `Вытягивать` его - лишнее по-моему. Звук дребезжания плектра
о струну при его возвращении после атаки можно нейтрализовать, особенно в кантилене с
помощью overlegato. В быстрой музыке это бывает и вовсе не слышно - звук струны не
успевает гаснуть. Последний аккорд может не `щелкать`, если отпустить клавишу плавно - но
это уже не обязательно. По поводу остального - видимо, придется остановиться на том, что у
нас с Вами просто несколько разные представления о музыкальной эстетике)


musikus(26.09.2018 20:35)
tagantsev писал(а):
А ведь на туманном Альбионе еще жили такие парни
как Маккартни и Ленон!
Это да. Битлы - феноменальное явление.


Opus88(26.09.2018 21:29)
RodionAndreevich писал(а):
На самом деле он не настолько уж и тихий.
Конечно, разные бывают, зависит от акустики. `Вытягивать` его - лишнее по-моему. Звук
дребезжания плектра о струну при его возвращении после атаки можно нейтрализовать,
особенно в кантилене с помощью overlegato. В быстрой музыке это бывает и вовсе не слышно -
звук струны не успевает гаснуть. Последний аккорд может не `щелкать`, если отпустить
клавишу плавно - но это уже не обязательно. По поводу остального - видимо, придется
остановиться на том, что у нас с Вами просто несколько разные представления о музыкальной
эстетике)
Что Вы, нет у меня никаких представлений у музыкальной эстетике, я музыку
просто слушаю ) И с точки зрения акустики и торжества прогресса однозначно предпочитаю
современные духовые.

А звук, когда плектр зацепляет и отпускает струну как оптимизировать?


RodionAndreevich(26.09.2018 21:48)
Opus88 писал(а):
А звук, когда плектр зацепляет и отпускает струну
как оптимизировать?
А этот звук и не слышен. Во всяком случае, слышен не сильнее, чем
щипок струны на арфе, лютне или гитаре. Тот характерный клавесинный призвук - это процесс
возвращения плектра под струну после щипка. Дело в том, что он не цепляет ее еще раз при
движении вниз, но самым кончиком все равно задевает, издавая при этом характерное легкое
клацанье-щелканье. Идеальной игрой медленной кантиленной музыки считается максимально
долгое прожатие плектра (ощущение `перышка`), чтобы а) инструмент резонировал, не звучал
плоско и сдавленно б) чтобы прожать клавишу именно в нужный момент - очень тонкая агогика,
без нее звучит банально и музыка невыразительно `капает` сама по себе. Этот прием
используется в идеале и в подвижных темпах, хотя атака, конечно, может быть и более
сильной-быстрой, если требуется. Отпускание клавиши можно производить тоже осмысленно -
тогда чисто технически плектр вернется под струну абсолютно бесшумно, но вместо этого на
практике чаще используют наслоение легатных нот - на фоне звучащей, не заглушенной
демпфером струны шумное возвращение плектра другой струны почти не ощутимо.


Opus88(26.09.2018 22:12)
RodionAndreevich писал(а):
А этот звук и не слышен. Во всяком случае,
слышен не сильнее, чем щипок струны на арфе, лютне или гитаре. Тот характерный клавесинный
призвук - это процесс возвращения плектра под струну после щипка. Дело в том, что он не
цепляет ее еще раз при движении вниз, но самым кончиком все равно задевает, издавая при
этом характерное легкое клацанье-щелканье. Идеальной игрой медленной кантиленной музыки
считается максимально долгое прожатие плектра (ощущение `перышка`), чтобы а) инструмент
резонировал, не звучал плоско и сдавленно б) чтобы прожать клавишу именно в нужный момент
- очень тонкая агогика, без нее звучит банально и музыка невыразительно `капает` сама по
себе. Этот прием используется в идеале и в подвижных темпах, хотя атака, конечно, может
быть и более сильной-быстрой, если требуется. Отпускание клавиши можно производить тоже
осмысленно - тогда чисто технически плектр вернется под струну абсолютно бесшумно, но
вместо этого на практике чаще используют наслоение легатных нот - на фоне звучащей, не
заглушенной демпфером струны шумное возвращение плектра другой струны почти не
ощутимо.
Очень интересно, спасибо.
Буду знать.


tagantsev(27.09.2018 02:16)
musikus писал(а):
Это да. Битлы - феноменальное явление.
Знаете,
мне не понятна одна странность. Как? на общем фоне того , что тогда творили в этом жанре,
образовались эти Битлы. Я помню, что в 60-70-ые Битлов сравнивали с Ролинг Стоунс,
полагая, что музыканты одного уровня. Ну, как можно сравнивать ж... с пальцем! Я помню,
когда я был студентом подбирал на гитаре аккорды в их песням. Оказалось, что можно
обойтись блатным квадратом, но чего-то не хватало. Однако, когда я увидел первый раз ноты,
я был поражен богатством гармонии их песен. Можно было ничего не петь, уже было хорошо. А
когда еще сверху добавлялась мелодия ... Мелодисты они были гениальные?, например: The
fool on the Hill, She is leaving home, Michelle, Yesterday, Golden Slumber, Here There And
Everywhere, др. Этого уже хватило бы , что бы остаться на века.
Или Martha My Dear, When I`m Sixty Four, Eleanor Rigby, Let it be


Mikhail_Kollontay(27.09.2018 03:26)
RodionAndreevich писал(а):
А этот звук и не слышен. Во всяком случае,
слышен не сильнее, чем щипок струны на арфе, лютне или гитаре. Тот характерный клавесинный
призвук - это процесс возвращения плектра под струну после щипка. Дело в том, что он не
цепляет ее еще раз при движении вниз, но самым кончиком все равно задевает, издавая при
этом характерное легкое клацанье-щелканье. Идеальной игрой медленной кантиленной музыки
считается максимально долгое прожатие плектра (ощущение `перышка`), чтобы а) инструмент
резонировал, не звучал плоско и сдавленно б) чтобы прожать клавишу именно в нужный момент
- очень тонкая агогика, без нее звучит банально и музыка невыразительно `капает` сама по
себе. Этот прием используется в идеале и в подвижных темпах, хотя атака, конечно, может
быть и более сильной-быстрой, если требуется. Отпускание клавиши можно производить тоже
осмысленно - тогда чисто технически плектр вернется под струну абсолютно бесшумно, но
вместо этого на практике чаще используют наслоение легатных нот - на фоне звучащей, не
заглушенной демпфером струны шумное возвращение плектра другой струны почти не
ощутимо.
Так можно договориться до того, что шлепки возвращающихся молоточков рояля
не слышны. А от них просто голова болит, когда играешь.


musikus(27.09.2018 16:44)
tagantsev писал(а):
Знаете, мне не понятна одна странность. Как? на
общем фоне того , что тогда творили в этом жанре, образовались эти Битлы.
У меня тоже
своя история с битлами. Когда дочке было 14-15, она целыми днями жила в наушниках, а я
крутил пальцем у виска – нечего, мол, глохнуть от этой «хрени» (о которой сам я не имел
никакого представления), когда есть классика. И, наконец, чтобы мотивированно рзвенчать
этих самых The Beatles, я решил сам их послушать, собрать контры… И вот с возрастающим
недоумением слушал, слушал… Слушал НЕДЕЛИ ДВЕ и, наконец, признался: да, это – ДА!... А
потом, наезжая за бугор, тратил все свои шиши на «родные» диски и постепенно собрал
практически всё, что нужно, включая авторские сборники и характерные автономные альбомы
постбитловского времени. И даже рассказывал об этом своим студентам, показывая примеры и
рассуждая на эту тему… Вот небольшой срез с этих рассуждений.
ОБ АВТОРСТВЕ. Не оригинально думаю, что мелодии рождались, прежде всего, у
Маккартни, тогда как за Ленноном были примущественно эффекты композиционного строения,
фактура, ритмика, энергетика композиций и, конечно, сценическое поведение группы. Но
поразительно, что после распада битлов ни тот, ни другой - даже в первом приближении - не
смогли выйти на тот уровень музыки, который был ими достигнут в лучшие времена.
Сотворчество того и другого образовывало как бы взрывчатую смесь, дававшую особый эффект –
как при сближении двух полушарий атомной бомбы…
В музыке Битлз я бы выделил неколько стилевых слоев:
Первый слой – традиционные РОК-Н-РОЛЛЫ, как дань времени, дань популярным
молодежным тенденциям, энергетике. Но это – наименее авторский, наименее оригинальный,
хотя и значительный слой…
Второй, и очень важный, слой в творчестве Битлз - ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА. Порой очень
простая по фактуре, но – масса шедевров. Обычно фактура таких песен – скромная, как бы
интимная, как гитарный аккомпанемент в «Джулии». И см. «Мишель», «Girl», «Yesterday»…
Третий слой - СТУДИЙНЫЕ КОМПОЗИЦИИ – вещи, наиболее сложные по фактуре, с широким,
иногда озорным подходом к композиции, тембро-ритмической фактуре, инструментарию. В
основе этого – фонограммы с магнитофонными эффектами, аппликациями, как бы со случайно
зафиксированными шумами, разговорами, шумом толпы... Как начинается, к примеру, «Сержант
Пеппер» или «Революция 9» из «Белого альбома».
Четвертый слой – ПРИМЕНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ – симфонического оркестра,
классических сольных инструментов или их имитации, классических ансамблей. Взять хотя бы
замечательную «Элеанор Ригби», совершенно камерную, в сопровождении струнного квартета.
Или вот превосходная песня «You-ve got to hide your love away» с диска «Хелп!» с
выразительным звучанием флейты. Или вот совершенно замечательная в этом плане Dear
Prudens, нанизанная на остинатный повтор гитары, который проходит через всю песню и
повисает в виде соло тогда, когда пение еще не начинается и когда уже заканчивается. Или –
«Because»: гармонически терпкое групповое пение под аккомпанемент как бы клавесина и
гитар. Характерен обрывающийся неразрешенный каданс, за который ИСБ своих сыночков
попросту пришиб бы…
Вообще же феномен битлов, мне кажется, как раз и объясняется обращением (возможно
даже - неосознанным) к классическим средствам, к тому в музыке, что несет КРАСОТУ. Хотя,
конечно, сам факт появления, где-то в Ливерпуле, четырех, в сущности необученных, ребят,
превратившихся в известную всему миру The Beatles, как был загадкой, так ею и остался.
Извините, я заболтался.


Romy_Van_Geyten(27.09.2018 16:58)
tagantsev писал(а):
Мелодисты они были гениальные?, например: The
fool on the Hill, She is leaving home, Michelle, Yesterday, Golden Slumber, Here There And
Everywhere, др. Этого уже хватило бы , что бы остаться на века.
Или Martha My Dear, When I`m Sixty Four, Eleanor Rigby, Let it be
Я бы в этот ряд
ещё Blackbird добавил. Мало того, что песня просто прекрасна, но она ещё и удивительно
трогательна.)

https://youtu.be/9l5L34VqzlU


musikus(27.09.2018 17:01)
Opus88 писал(а):
мне совершенно непонятно, чем хуже для исполнения
современные инструменты.
Вы не понимаете, Владимир Владимирович. Испортили Вас там. в
Канадии. Ехать, к примеру, из Москвы до Санкт-Петербурга на телеге, запряженной парой
гнедых, да по екатерининскому тракту, да не на пресловутом самолете за один час, а пару
недель (или сколько там?), с ночлегами, крестьянскими клопами - гораздо естественнее,
гораздо романтичнее. А воздух какой! Пахнет не голимым керосином, а натуральным навозом.


Maxilena(27.09.2018 18:10)
musikus писал(а):
Извините, я заболтался.
Ой, вот про `Queen` бы
столько же поболтали... А еще про `Пинк Флойд` и `Лед Зеппелин`... А?


musikus(27.09.2018 19:12)
Maxilena писал(а):
Ой, вот про `Queen` бы столько же поболтали... А
еще про `Пинк Флойд` и `Лед Зеппелин`... А?
Увы, Леночка, не готов и готов не буду...
Из Пинков знаю только `Стену` с одной, особенно выразительной, песней, которую все знают.
Вообще у них, PF, я бы сказал, широкое, симфоническое мышление. Ребята настоящие. От тех,
дочерних, времен держу дома хороший двойной альбом PF, но не более того. Что касается
`Queen`, то в свое время с восхищением слушал и смотрел Фредди Меркьюри в паре с Кабалье,
слышал, конечно, `Богемскую рапсодию`, но никогда не увлекался этой музыкой. Отчасти
потому, что я не умею наполовину - или целиком, до доступного мне лично предела, либо
никак. А Лед Зеппелин вообще не знаю.


Maxilena(27.09.2018 19:24)
musikus писал(а):
Увы, Леночка, не готов и готов не буду... Из Пинков
знаю только `Стену` с одной, особенно выразительной, песней, которую все знают. Вообще у
них, PF, я бы сказал, широкое, симфоническое мышление. Ребята настоящие. От тех, дочерних,
времен держу дома хороший двойной альбом PF, но не более того. Что касается `Queen`, то в
свое время с восхищением слушал и смотрел Фредди Меркьюри в паре с Кабалье, слышал,
конечно, `Богемскую рапсодию`, но никогда не увлекался этой музыкой. Отчасти потому, что я
не умею наполовину - или целиком, до доступного мне лично предела, либо никак. А Лед
Зеппелин вообще не знаю.
О, у Вас все впереди! `Стена`, кстати, самый слабый их
альбом, альбом Уотерса. А настоящий бриллиант - Дэвид Гилмор. Цеппелины тоже - сила!

Все равно спасибо. Рапсодия - Богемная))))

И еще, личное мнение. Перед `Пинками` битлы - дети. А Фредди сродни Моцарту. И пусть меня
едят с маслом.


tagantsev(27.09.2018 20:48)
Maxilena писал(а):
О, у Вас все впереди! `Стена`, кстати, самый
слабый их альбом, альбом Уотерса. А настоящий бриллиант - Дэвид Гилмор. Цеппелины тоже -
сила!

Все равно спасибо. Рапсодия - Богемная))))

И еще, личное мнение. Перед `Пинками` битлы - дети. А Фредди сродни Моцарту. И пусть меня
едят с маслом.
Варвара, считай, что я тебя уже съел (даже без масла).


Osobnyak(27.09.2018 20:55)
Maxilena писал(а):
О, у Вас все впереди! `Стена`, кстати, самый
слабый их альбом, альбом Уотерса. А настоящий бриллиант - Дэвид Гилмор. Цеппелины тоже -
сила!

Все равно спасибо. Рапсодия - Богемная))))

И еще, личное мнение. Перед `Пинками` битлы - дети. А Фредди сродни Моцарту. И пусть меня
едят с маслом.
И все они дети - перед Deep Purple. Вот уж кто монстры были!!! Играли
как Бог на душу положит - и всё получалось.


serbar(27.09.2018 21:00)
Osobnyak писал(а):
..Deep Purple.... Играли как Бог на душу положит -
и всё получалось.
Один консу по классу скрипки закончил, другой в церкви на органе
лабал...


tagantsev(27.09.2018 21:07)
musikus писал(а):
У меня тоже своя история с битлами. Когда дочке
было 14-15, она целыми днями жила в наушниках, а я крутил пальцем у виска – нечего, мол,
глохнуть от этой «хрени» (о которой сам я не имел никакого представления), когда есть
классика. И, наконец, чтобы мотивированно рзвенчать этих самых The Beatles, я решил сам
их послушать, собрать контры… И вот с возрастающим недоумением слушал, слушал… Слушал
НЕДЕЛИ ДВЕ и, наконец, признался: да, это – ДА!... А потом, наезжая за бугор, тратил все
свои шиши на «родные» диски и постепенно собрал практически всё, что нужно, включая
авторские сборники и характерные автономные альбомы постбитловского времени. И даже
рассказывал об этом своим студентам, показывая примеры и рассуждая на эту тему… Вот
небольшой срез с этих рассуждений.
ОБ АВТОРСТВЕ. Не оригинально думаю, что мелодии рождались, прежде всего, у
Маккартни, тогда как за Ленноном были примущественно эффекты композиционного строения,
фактура, ритмика, энергетика композиций и, конечно, сценическое поведение группы. Но
поразительно, что после распада битлов ни тот, ни другой - даже в первом приближении - не
смогли выйти на тот уровень музыки, который был ими достигнут в лучшие времена.
Сотворчество того и другого образовывало как бы взрывчатую смесь, дававшую особый эффект –
как при сближении двух полушарий атомной бомбы…
В музыке Битлз я бы выделил неколько стилевых слоев:
Первый слой – традиционные РОК-Н-РОЛЛЫ, как дань времени, дань популярным
молодежным тенденциям, энергетике. Но это – наименее авторский, наименее оригинальный,
хотя и значительный слой…
Второй, и очень важный, слой в творчестве Битлз - ПЕСЕННАЯ ЛИРИКА. Порой очень
простая по фактуре, но – масса шедевров. Обычно фактура таких песен – скромная, как бы
интимная, как гитарный аккомпанемент в «Джулии». И см. «Мишель», «Girl», «Yesterday»…
Третий слой - СТУДИЙНЫЕ КОМПОЗИЦИИ – вещи, наиболее сложные по фактуре, с широким,
иногда озорным подходом к композиции, тембро-ритмической фактуре, инструментарию. В
основе этого – фонограммы с магнитофонными эффектами, аппликациями, как бы со случайно
зафиксированными шумами, разговорами, шумом толпы... Как начинается, к примеру, «Сержант
Пеппер» или «Революция 9» из «Белого альбома».
Четвертый слой – ПРИМЕНЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ СРЕДСТВ – симфонического оркестра,
классических сольных инструментов или их имитации, классических ансамблей. Взять хотя бы
замечательную «Элеанор Ригби», совершенно камерную, в сопровождении струнного квартета.
Или вот превосходная песня «You-ve got to hide your love away» с диска «Хелп!» с
выразительным звучанием флейты. Или вот совершенно замечательная в этом плане Dear
Prudens, нанизанная на остинатный повтор гитары, который проходит через всю песню и
повисает в виде соло тогда, когда пение еще не начинается и когда уже заканчивается. Или –
«Because»: гармонически терпкое групповое пение под аккомпанемент как бы клавесина и
гитар. Характерен обрывающийся неразрешенный каданс, за который ИСБ своих сыночков
попросту пришиб бы…
Вообще же феномен битлов, мне кажется, как раз и объясняется обращением (возможно
даже - неосознанным) к классическим средствам, к тому в музыке, что несет КРАСОТУ. Хотя,
конечно, сам факт появления, где-то в Ливерпуле, четырех, в сущности необученных, ребят,
превратившихся в известную всему миру The Beatles, как был загадкой, так ею и остался.
Извините, я заболтался.
Вы у меня с языка сорвали мысль о том, что распад
Битлс сильно снизил уровень. Аналогию с критической массой, я трактовал так. Битлс - этот
случай, когда 2 х 2 = 5.

Кстати, среди них была еще одна серая мышка - Харрисон. Писал в одиночку и редко, но
метко (Here comes the Sun или Something - это его песни)


serbar(27.09.2018 21:10)
tagantsev писал(а):
Кстати, среди них была еще одна серая мышка -
Харрисон. Писал в одиночку и редко, но метко (Here comes the Sun или Something - это его
песни)
а на гитаре играть так и не научился... печалька.(((( Впрочем как и Старр -
стучать.


serbar(27.09.2018 21:15)
tagantsev писал(а):
Вы у меня с языка сорвали мысль о том, что распад
Битлс сильно снизил уровень.
зато повысил разнообразность... Bad Company, David
Bowie, Roxy Music, Genesys, ELP and so, so, so on...


Maxilena(27.09.2018 21:31)
Osobnyak писал(а):
И все они дети - перед Deep Purple. Вот уж кто
монстры были!!! Играли как Бог на душу положит - и всё получалось.
`Парплов` тоже
люблю. Но `Пинки` - НЫ надо!


Maxilena(27.09.2018 21:32)
tagantsev писал(а):
Варвара, считай, что я тебя уже съел (даже без
масла).
Приятного аппетита. Клизьму поставить?


serbar(27.09.2018 21:36)
Osobnyak писал(а):
Играли как Бог на душу положит...
Бог и
Бетховен...
https://www.youtube.com/watch?v=vodWKgp71os


serbar(27.09.2018 21:40)
Maxilena писал(а):
`Парплов` тоже люблю. Но `Пинки` - НЫ
надо!
просто они РАЗНЫЕ... Не надо спорить кто лучше... Как и про классиков. Хотя
энти тоже уже патриархи.


serbar(27.09.2018 21:48)
Maxilena писал(а):
Но `Пинки` - НЫ надо!
да уж!
https://www.youtube.com/watch?v=VTRlYcEyyNY


Maxilena(27.09.2018 21:59)
serbar писал(а):
да уж!
https://www.youtube.com/watch?v=VTRlYcEyyNY
Ой, ну это вообще шедевр, особенно
классическая 17-минутная версия!


serbar(27.09.2018 22:02)
Maxilena писал(а):
Ой, ну это вообще шедевр, особенно классическая
17-минутная версия!
Вааще-то старые рокеры - они самые аутентисты. Можно ведь и на
синтезаторе сыграть - нет всё струны рвут, барабаны ломают и в дудки дуют...

да и классика у них в почёте:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=wqgQ7IYhvRg


musikus(27.09.2018 22:10)
tagantsev писал(а):
Вы у меня с языка сорвали мысль о том, что распад
Битлс сильно снизил уровень. Аналогию с критической массой, я трактовал так. Битлс - этот
случай, когда 2 х 2 = 5.

Кстати, среди них была еще одна серая мышка - Харрисон. Писал в одиночку и редко, но
метко (Here comes the Sun или Something - это его песни)
Уровень на просто снизился,
а - рухнул, качественно изменился, переродился, притом мгновенно. Был большой соблазн
наконец-то увидеть по-отдельности, `в чистом виде` Л. и М. и, по возможности, вылущить из
их совместных песен составляющую того и другого. Специально достал личные, по возможности
ранние (после распада группы) диски Леннона и Маккартни: `Live in New-York Citi` первого и
`RAM` второго (ну где он с бараном). Но ничего не получилось! Никаких следов того, что
было когда-то у The Beatles! Поразительно! Куда всё делось?! Что до Харрисона, то он был
классным гитаристом, кое-что писал для группы... Его вклад ощущается по `индийской`
инкрустации в песни, которая порой звучит даже в песнях двух главных авторов. Кстати, есть
статистика - кто сколько песен битлов написал. У Л. и М. практически паритет. У Леннона
песни на две больше.


serbar(27.09.2018 22:29)
musikus писал(а):
Уровень на просто снизился, а - рухнул, качественно
изменился, переродился, притом мгновенно.
Профессор! Послушайте такой Led Zeppelin...
Неаутентично, но всё-таки...

https://www.youtube.com/watch?v=dR5GN2aPsyY


Maxilena(27.09.2018 22:34)
serbar писал(а):
Профессор! Послушайте такой Led Zeppelin...
Неаутентично, но всё-таки...

https://www.youtube.com/watch?v=dR5GN2aPsyY
Юрий Константинович, как я поняла,
говорит конкретно о `Битлз` после того, как они разбежались. А композиция Лед Зеппелин,
которую Вы указали - тоже, между прочим, шедевр, но только в их собственном исполнении, с
их маниакально-депрессивным шизовокалом))) Вообще психоделики так называемые - это нечто.
По сю пору ничего настолько потрясающего не было создано.


serbar(27.09.2018 22:49)
Maxilena писал(а):
Юрий Константинович, как я поняла, говорит
конкретно о `Битлз` после того, как они разбежались.
Во всём ихние женсчины
виноваты... Очкарик заполитизировался, а красавчик... скурился. но иногда у него
получалось вполне себе.


serbar(27.09.2018 22:51)
Maxilena писал(а):
По сю пору ничего настолько потрясающего не было
создано.
а никто и не пытается... или пашут старое, или синтезируют.


serbar(27.09.2018 22:54)
musikus писал(а):
Его вклад ощущается по `индийской` инкрустации в
песни, которая порой звучит даже в песнях двух главных авторов.
Пол:`Харрисон -
парень ничего себе, но иногда его заносит.`


musikus(27.09.2018 23:05)
serbar писал(а):
Послушайте такой Led Zeppelin...
Я, конечно,
дико извиняюсь но если это `шедевр`... На мой взгляд это - нечто вялое, в худшем смысле
сентиментальное, квазимелодическое, эпигонское изделие в духе нижесреднего кино для
американских домохозяек. Где здесь мниакально-депрессивный шизовокал и, заодно -
психоделика, ума не приложу. `Маьякально-депрессивный шизовокал`, хоть и патологичен, но
все-таки предполагает некую энергию выражения, некую экспрессию, а здесь - нечто
кисейно-кисельное. Сказал бы еще хуже, но не хочу никого обижать. Еще раз пардон.


musikus(27.09.2018 23:09)
serbar писал(а):
Пол:`Харрисон - парень ничего себе, но иногда его
заносит.`
Да, судя по его увлечению Индией, парень был с некоторым прибабахом.
Главное - какое отношение Индия имеет к битлам с их чисто англо-американской молодежной
эстетикой?


serbar(27.09.2018 23:11)
musikus писал(а):
Я, конечно, дико извиняюсь но если это `шедевр`...
На мой взгляд это - нечто вялое, в худшем смысле сентиментальное, квазимелодическое,
эпигонское изделие в духе нижесреднего кино для американских домохозяек. Где здесь
мниакально-депрессивный шизовокал и, заодно - психоделика, ума не приложу.
`Маьякально-депрессивный шизовокал`, хоть и патологичен, но все-таки предполагает некую
энергию выражения, некую экспрессию, а здесь - нечто кисейно-кисельное. Сказал бы еще
хуже, но не хочу никого обижать. Еще раз пардон.
Вокал туточки
https://www.youtube.com/watch?v=xbhCPt6PZIU


abcz(27.09.2018 23:16)
musikus писал(а):
Да, судя по его увлечению Индией, парень был с
некоторым прибабахом. Главное - какое отношение Индия имеет к битлам с их чисто
англо-американской молодежной эстетикой?
идеология хиппи сильно связана с
мистицизмом, особенно восточным. И особенно индийским. Махатмы, бродячие странники,
буддистские колёса, даосские воскурения. Всё смешалось в англо-американской молодёжной
эстетике того времени.


musikus(27.09.2018 23:29)
abcz писал(а):
идеология хиппи сильно связана с мистицизмом, особенно
восточным. И особенно индийским.
Искусство битлов в целом - очень здоровое,
позитивное,далекое от мистицизма и пр., несмотря на психоделические шалости `Земляничных
полян` и пр. Индийские инкрустации Харрисона в музыке битлов - как телеге пятое колесо.


serbar(27.09.2018 23:29)
musikus писал(а):
Да, судя по его увлечению Индией, парень был с
некоторым прибабахом. Главное - какое отношение Индия имеет к битлам с их чисто
англо-американской молодежной эстетикой?
Индия к Битлз... как, впрочем и ко всем
рокерам...
А вот они к ней относились с пиететом, хотя потом разочаровывались (`Я улетел от Махариши
с дурным ощущением. Знаете, кажется, мои расставания всегда не так приятны, как мне бы
хотелось» — Джон Леннон (`Sexy Sadie`)).
А Харрисон остался верен (2 Концерта для Бангладеш, организованных Джорджем Харрисоном и
Рави Шанкаром и проведённых 1 августа 1971 года на Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке.)


serbar(27.09.2018 23:31)
abcz писал(а):
идеология хиппи сильно связана с мистицизмом, особенно
восточным. И особенно индийским. Махатмы, бродячие странники, буддистские колёса, даосские
воскурения. Всё смешалось в англо-американской молодёжной эстетике того времени.
не
только хиппи.


musikus(27.09.2018 23:33)
serbar писал(а):
Вокал туточки
https://www.youtube.com/watch?v=xbhCPt6PZIU
Хрен редьки не слаще.Экспрессии конечно,
прибавилось, но в какую цельность? Видео в ютюбе старательно нам подсказывает гомосечную
интерпретацию этой `Лестницы в небо`. Ну что ж, тем отвратительнее.


musikus(27.09.2018 23:36)
serbar писал(а):
Индия к Битлз... как, впрочем и ко всем рокерам...
А вот они к ней относились с пиететом, хотя потом разочаровывались (`Я улетел от Махариши
с дурным ощущением. Знаете, кажется, мои расставания всегда не так приятны, как мне бы
хотелось» — Джон Леннон (`Sexy Sadie`)).
А Харрисон остался верен (2 Концерта для Бангладеш, организованных Джорджем Харрисоном и
Рави Шанкаром и проведённых 1 августа 1971 года на Мэдисон-сквер-гарден в
Нью-Йорке.)
Я не хочу дискутировать на эту тему. Мне не интересно всё это. Музыка
битлов, оставшаяся нам, мне очень нравится. Музыка как таковая. И всё.


serbar(27.09.2018 23:40)
musikus писал(а):
Видео в ютюбе старательно нам подсказывает
гомосечную интерпретацию этой `Лестницы в небо`.
с какого перепуга?! Вы, профессор,
чтой-то совсем не туда...


musikus(27.09.2018 23:54)
serbar писал(а):
с какого перепуга?! Вы, профессор, чтой-то совсем не
туда...
Ну чё зря восклицать-то? Посмотрите...


abcz(27.09.2018 23:59)
musikus писал(а):
Искусство битлов в целом - очень здоровое,
позитивное,далекое от мистицизма и пр., несмотря на психоделические шалости `Земляничных
полян` и пр. Индийские инкрустации Харрисона в музыке битлов - как телеге пятое
колесо.
лишнее или нет, оно есть, что ж теперь поделаешь.


Opus88(28.09.2018 00:01)
abcz писал(а):
лишнее или нет, оно есть, что ж теперь
поделаешь.
Как что?

Лишнее - отбросить.
Прекрасное - преумножить!


abcz(28.09.2018 00:01)
serbar писал(а):
не только хиппи.
не только, конечно, 60-70-е на
Западе - расцвет неорелигиозности, и восточная доля этого расцвета - львиная.


Opus88(28.09.2018 00:02)
И прервался от Сибелиуса на Deep P...
Неа...


abcz(28.09.2018 00:03)
Opus88 писал(а):
Как что?

Лишнее - отбросить.
Прекрасное - преумножить!
таки преумножить?


Opus88(28.09.2018 00:04)
abcz писал(а):
таки преумножить?
Если удастся, конечно, а так
хоть воспеть в веках.


abcz(28.09.2018 00:05)
Opus88 писал(а):
Если удастся, конечно, а так хоть воспеть в
веках.
ок. Воспойте.


Opus88(28.09.2018 00:12)
abcz писал(а):
ок. Воспойте.
OK


Opus88(28.09.2018 00:18)
musikus писал(а):
Вы не понимаете, Владимир Владимирович. Испортили
Вас там. в Канадии. Ехать, к примеру, из Москвы до Санкт-Петербурга на телеге, запряженной
парой гнедых, да по екатерининскому тракту, да не на пресловутом самолете за один час, а
пару недель (или сколько там?), с ночлегами, крестьянскими клопами - гораздо естественнее,
гораздо романтичнее. А воздух какой! Пахнет не голимым керосином, а натуральным
навозом.
Пытаясь возвратиться к теме `аутентизма` - он же как раз `западный` по сути
и форме феномен.
Вот ссылки в диалоге на `просвещенные Европы`.
А в Сибири, думаю, такие аутентизмы не выживут.

Да и там где я - там несколько километров на север - меннониты. Реальный аутентизм. Живут
без электричества, как образ жизни (продукты у них замечательные, натурально натуральные к
слову). В сравнении с ними в париках которые аутентируют кроме улыбки ничего не вызывают
(каждой зверушки - свои погремушки, как говаривают знаюшие в этих вопросах толк немцы).


abcz(28.09.2018 02:41)
Opus88 писал(а):
А в Сибири, думаю, такие аутентизмы не
выживут.
почему? Новосибирский Insula magica лет тридцать уже живёт и здравствует.
Очень приличный и вполне аутентичный коллектив.


Opus88(28.09.2018 02:58)
abcz писал(а):
почему? Новосибирский Insula magica лет тридцать уже
живёт и здравствует. Очень приличный и вполне аутентичный коллектив.
Тепличные
культурные условия значит )
(Опять же, если есть возможность/ресурсы тешиться - то не самое плохое хобби))


abcz(28.09.2018 08:11)
Opus88 писал(а):
Тепличные культурные условия значит )
(Опять же, если есть возможность/ресурсы тешиться - то не самое плохое хобби))
они,
конечно, профессионалы


Opus88(28.09.2018 09:29)
abcz писал(а):
они, конечно, профессионалы
Ощутимо!

`Rich collection of exact copies of early instruments, historical costumes, and unique
musical materials is made up by the musicians of the group.`


Maxilena(28.09.2018 16:47)
musikus писал(а):
Я, конечно, дико извиняюсь но если это `шедевр`...
На мой взгляд это - нечто вялое, в худшем смысле сентиментальное, квазимелодическое,
эпигонское изделие в духе нижесреднего кино для американских домохозяек. Где здесь
мниакально-депрессивный шизовокал и, заодно - психоделика, ума не приложу.
`Маьякально-депрессивный шизовокал`, хоть и патологичен, но все-таки предполагает некую
энергию выражения, некую экспрессию, а здесь - нечто кисейно-кисельное. Сказал бы еще
хуже, но не хочу никого обижать. Еще раз пардон.
Мне это исполнени тоже не по вкусу,
я люблю ихнее собственное, Цеппелиновское. Однако, если и оно Вам не нравится, что ж...
Вообще-то это одна из их лучших композиций.






classic-online@bk.ru