ФОРУМ



steinberg(15.01.2019 13:56)
Недавно прочёл `Большую книгу музыки Аль-Фараби`. Это источник (10в.) по истории музыки
раннего средневековья. Частичный перевод выполнен в интереснейшей диссертации Даукеевой
С.А. `Концепция музыкальной науки Абу Насра Мухаммада ал-Фараби в трактате Большая книга
музыки`. Сделал для себя некоторые заметки, и в свободной компиляции повесил их у себя в
ФБ и ВК. Подумал, что может и здесь им место. При чтении меня не покидало чувство, что
имею дело с текстом современника. Странно, что в то время люди задавали себе те же
вопросы, что и мы теперь. Например, что важнее сочинение музыки или исполнение. Неизвестно
прогрессирует ли искусство, но музыковедение, кажется никуда не ушло (с тех пор) от
некоторых вопросов.

О МУЗЫКАЛЬНОЙ НАУКЕ.
Рассмотрев труды древних, я обнаружил во всех них неполноту частей искусства и
погрешности во многом из того, что в них написано. Для разъяснения большей части
теоретической науки употреблялись неясные выражения.
Стало понятно, что большинство древних, к-рым приписывалось мастерство в этой науке, не
обладали натренированным слухом. Так Птолемей упомянул в своей книге о музыке, что не
воспринимает большинство созвучий и если захочет проверить их, прикажет музыканту испытать
их для него. Фемистий, известный своим мастерством в философии, один из учеников
Аристотеля, высказался таким образом: «Я знаю, что звук называемый просламбаномен созвучен
тому, к-рый называется меса (речь идёт об интервале октава- Б.Ш.), хотя я не воспринимаю
их созвучности из-за недостаточной натренированности в этой области». Фемистий сообщает,
что он не ощущает их созвучности, несмотря на то, что теоретически знает о ней и это не
умаляет его заслуг в теории.

О ТАНЦЕ И МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
(В число мусикийских наук включались пение, поэтическая речь и танец. Роль танца в этом
триумвирате со временем ослабевает. Этот факт находит у Аль Фараби весьма любопытное
объяснение. Мелодия и слово остаются двумя неразделимыми полюсами. Одно является областью
предельного стремления, образцом для другого. Неразрывность слово-мелодической связи
очевидно коррелировала и с голосоподражательным идеалом инструментального звучания. Для
обозначения музыкального звука Аль-Фараби заимствует понятие из области филологии – харф
(Халил-ибн-Ахмад VIII в.). Харф – это мера поэтической стопы в арабском стихосложении,
иногда (отнюдь не как правило) совпадающая со слогом. – БШ)
Наиболее недостаточно искусство пляски, ведь при движении плечами, конечностями и
головами возникает только движение. А движение предшествует любому удару и акценту.
Акцент, удар, толчок, столкновение являются окончанием движения. В пляске как будто ищется
приведение в движение и ударение, однако движение достигает предела, не встретив
ударяемого инструмента, и прерывается, без акцента или удара.
А что касается удов, танбуров, мизафов, рабабов, мизмаров и подобных им инструментов, то
возникающие на них движения, которые предшествуют акценту и удару, подобны движениям
пляски. Их звуки подобны звукам хлопанья, но они превосходят их протянутостью голосов,
несмотря на то, что они всё равно несовершенны по отношению к звукам человеческого голоса.

О СОЧИНЕНИИ МУЗЫКИ.
Мелодиям часто сопутствуют случайные явления, присущие телам ( в том числе музыкальным
инструментам – БШ). Иногда затрудняются сочинить мелодию, не имея при себе инструментов
или прочих вещей. Так, например, рассказывают об одном золотых дел мастере, который,
говорят, красиво пел, но мог петь только сидя за своим инструментом и работая. Более
восприимчив тот, воображение которого рисует в его душе мелодии так, что он не нуждается в
опоре на слышимое. Мелодии блуждают в его сознании, тогда, когда он пожелает. Эта форма
сочинения отличается превосходством. Часто она достигает того, что музыкант, сочиняя,
совершенно не нуждается в опоре на слышимое, или она требуется незначительно, лишь в
некоторых случаях. Так, об Ибн Сурейдже из Мекки рассказывают, что во время сочинения он
надевал одежду, к которой привязывал колокольчики, близкие по звучанию его голосу. Затем
напевал сочинённую им мелодию, двигая плечами и телом в нужном ритме так, что когда
длительность звуков, которые он напевал, соответствовала длительности производимых им
движений, завершалось сочинение задуманной им мелодии, и после этого он пел её.
Форму, при которой человек ещё не способен осмысливать возникшие у него образы,
правильнее называть природной способностью. А ту, при которой он достигает способности
осмысливать то, что он представляет, правильнее называть искусством. Нет нужды разъяснять
расхождение их сущностей. Поэтому часто они не присутствуют у одного и того же человека.
А что касается того, какое из двух искусств сочинение или исполнение главенствует над
другим, то в этом вопросе существуют сомнения. Понятно, что если сочинения мелодии
требуется ради исполнения, то исполнение главенствует над созданием мелодии. Однако что
препятствует конечной целью считать сочинение, так, чтобы форма исполнения существовала в
качестве инструмента для сочинения мелодии, а форма создания возглавляла форму исполнения?

О БЛАГОЗВУЧИЯХ
Совершенные благозвучия подобны обычной пище, а менее совершенные редким блюдам - равным
образом в мелодиях, и на инструментах.
Что касается людей, восприятие которых благозвучного и неблагозвучного следует считать
естественным для человека, то это жители стран, расположенных выше пятнадцатого и около
сорок пятого градусов северной широты. И особенно население территории, входящей в
арабскую империю, с 1200 г. до н.э. (финикийская цивилизация) и далее, вплоть до
сорокового года в правлении Александра (Македонского 356-323 до н.э.). А также те, кто
отклоняется к востоку и западу от этих регионов. К ним примыкают жители византийской
империи. И действительно, это народы, жизнь, образ действий и пропитание которых являются
естественными. А что касается проживающих за пределами этих регионов к югу, как, например,
нефы и суданцы, и к северу, как кочевые тюркские племена на востоке и многие славянские
племена на западе, то они явно отходят от того, что является естественным для человека в
большинстве случаев, и особенно те из них, кто углубился на север.

О ДЕЛЕНИИ КВАРТЫ.
(Самые малые интервалы внутри кварты можно получить делением её на три неравные части,
при этом пропорции, выражающие интервалы, будут представлены сравнительно небольшими
числами. –БШ)
Кварту можно разделить на множество интервалов посредством разнообразного деления. Затем
виды приставляются друг к другу, и он охватывает, таким образом, совокупность малых
благозвучных интервалов. Деление кварты больше чем на три становится подобным излишеству.
А что касается тех, кто полагает, что в природе этого интервала или в природе самих
вопросов необходимо, чтобы было три, не меньше и не больше, то они не правы, ибо интервал
может быть поделён и на большее число, и на меньшее. Однако предпочтительнее деление на
три части, так как оно осуществляется лёгким достижением чисел и дает число, которое легче
запомнить.
(Речь идет о восьми видах тетрахорда. Структура тетрахордов выражена через условное
обозначение октавы числом 144.
1. 24/144-24/144-12/144,
2. 24/144-18/144-18/144,
3. 30/144-18/144-12/144,
4. 36/144-12/144-12/144,
5. 44/144-8/144-8/144,
6. 48/144-6/144-6/144,
7. 42/144-9/144-9/144,
8. 20/144-20/144-20/144.)
Тетрахорд, в котором один из интервалов не является больше совокупности двух других
называется `твёрдый тетрахорд` и тетрахорд `усиленный`, а тот, у которого один из
интервалов больше совокупности двух других, называется `мягким`.

О ЦЕЛИ МУЗЫКИ.
Под развлечениями подразумевается полнота покоя и отдыха и возвращение к тому, в чём
человек возрождается к серьёзным действиям. Посредством развлечений может достигаться
истинная цель, когда она подразумеваема, а определение этой цели возможно по степени
человеческих достоинств, когда они достигнуты. Все человеческие действия направлены к
достижению предельного счастья, чтобы человека не постигало бы недовольство, усталость или
напряжение, и этим они более подобны покою, и действиям, присутствующим в развлечениях.
Поэтому широкая публика считала трудные вещи несчастьями, а покой и развлечение счастьем,
так как их воздействия подражали или напоминали подлинное счастье. Считалось также, что
они и являются предельной целью, и люди направляли все свои действия к этим вещам и
стремились к их совершенствованию посредством увеличения, усиления и продления, и они
становились ложными, бесполезными для человека. Тот же, кто обладал способностью сочинять
мелодии, обратился к сочинению одних только этих образцов, и поскольку не было известно,
что в большинстве случаев в мелодиях всё обстоит иначе, считалось что искомая цель всех
этих мелодий - эта цель (т.е. развлечение – БШ). Поэтому они едва ли не отвергались теми,
кто стремился к воображению смысла поэтических речей в музыке, и последовало множество
законоположений, запрещающих их.
Поскольку мелодии, которые используются в настоящее время в наших странах, едва ли не
отвергаются добрыми людьми, а то, что принимается в действительности, принимается лишь
постольку, поскольку они используются широкой публикой, наше разъяснение особой цели всех
мелодий и того, как они входят в человечество, стало нуждаться в пространных рассуждениях.


steinberg(29.03.2019 22:43)
В воскресенье 31 марта, в 18-00, в Московском доме композиторов состоится Юбилейный вечер
композитора Валерия Котова. Камерный концерт к 70-летию композитора. Исполнители: лауреаты
международных конкурсов Лукас Генюшас (фортепиано); струнный квартет Московского
государственного института музыки им. А.Г.Шнитке – дирижёр Константин Хватынец.
В ПРОГРАММЕ:

1) RICERCARE NUZIALE
СВАДЕБНЫЙ РИЧЕРКАР (13`)
(2019)
parte I?(coro solenne — Гимн Солнцу)
parte II? (gagliarda)
parte III? (passa mezzo nuovo)
parte IV? Francesco Petrarca SONETTO 245
parte V? Fr.Petrarca SONETTO 245
(русский текст Ольги Седаковой)

parte VI? Amoroso (Лаванда)
parte VII? Scherzino (Наука верховой езды)
(перевод Ольги Седаковой)
Мария Акинфина (флейта),
Владимир Гапонцев (гитара),
Елисей Дрегалин (ударные)
Даниил Екимовский (фортепиано),
Валерия Николаева (фортепиано);

Екатерина Терентьева (сопрано).

Валентина Дементьева (1я скрипка),
Андрей Шкирко (альт),
Анна Боброва (виолончель),

2) ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА (5`6`)
Эвфорион-скерцо (4`3`)
(1971)
Валерия Николаева (фортепиано);

Рождественская прелюдия №3 (1`3`)
(1990)
Даниил Екимовский (фортепиано),

3) CONCERTO GROSSO (15`05`)
(1991)

Мария Акинфина (флейта),
Дина Павлишина (фортепиано);
Валентина Дементьева (скрипка),
Анна Боброва (виолончель),
-------------------------------------------------
4) ПУТЕШЕСТВИЕ (28`)

Путешествие Настеньки по Землям
по мотивам Сказа о Ясном Соколе
Девять сказов для двух роялей и струнного квартета
соч. 74 2018 год

Дирижёр Константин Хватынец
Лукас Генюшас (фортепиано),
Анна Генюшене (фортепиано);
Валентина Дементьева (1я скрипка),
Софья Шевчук (2я скрипка),
Андрей Шкирко (альт),
Анна Боброва (виолончель).


steinberg(31.03.2019 11:30)
Я не знаю как залить это в архив, нашёл в контакте вот здесь E:musicart, немного ниже на
стр. песни в обр. Комитаса. Очень нравится исполнение (камерный хор `Hover`). Кому
интересно. ...Вот эти `обратные задержания` в секунду в народном пении (везде: у русских,
сербов, армян..., о них Кастальский упоминал, только не называл так), это что-то вроде
обратной перспективы?


steinberg(01.04.2019 18:06)
Вчера состоялся авторский концерт Валерия Котова в союзе композиторов. Во 2 отделении была
премьера `Путешествия`. Вещь сложная, необыкновенно интересная и достойная самых высоких
оценок. Исполнители мастерски собрали её за минимум репетиций и прозвучала она ярко и
эмоционально. С чем автора искренне поздравляю!!!


steinberg(23.05.2019 14:31)
Сегодня 19 лет со дня смерти Елены Растворовой, музыканта, хорового дирижёра. Созданный ей
Московский Новый хор был уникальным для своего времени исполнительским проектом. Им
удалось впервые сделать то, что до них в России не делал никто. Главным образом это две
вещи. Они были первыми исполнителями сочинений современной хоровой музыки. До Растворовой
хоровики за это просто не брались, во всяком случае в таком масштабе. И второе. Они были
первыми исполнителями малым, почти ансамблевым составом музыки Свиридова, Шведова,
Рахманинова, Танеева. В некотором смысле они совершили переворот (в том числе в
представлении самих авторов, Свиридова например), в области возможностей малого хорового
состава. Московский Новый хор просуществовал 9 лет, ведя всё это время борьбу за
существование и распался вскоре после смерти Елены Растворвой. Никому кроме Растворовой и
немногих единомышленников, её дело было не нужно. Хору так и не удалось стать бюджетным,
зарабатывать деньги приходилось собственными силами (они ведь были профессиональным
коллективом, а профессионалам надо платить). Растворова скончалась от инсульта 23 мая 2000
г. в нищете, больная и истощённая.


Mikhail_Kollontay(23.05.2019 15:20)
steinberg писал(а):
Сегодня 19 лет со дня смерти Елены Растворовой,
музыканта, хорового дирижёра. Созданный ей Московский Новый хор был уникальным для своего
времени исполнительским проектом. Им удалось впервые сделать то, что до них в России не
делал никто. Главным образом это две вещи. Они были первыми исполнителями сочинений
современной хоровой музыки. До Растворовой хоровики за это просто не брались, во всяком
случае в таком масштабе. И второе. Они были первыми исполнителями малым, почти ансамблевым
составом музыки Свиридова, Шведова, Рахманинова, Танеева. В некотором смысле они совершили
переворот (в том числе в представлении самих авторов, Свиридова например), в области
возможностей малого хорового состава. Московский Новый хор просуществовал 9 лет, ведя всё
это время борьбу за существование и распался вскоре после смерти Елены Растворвой. Никому
кроме Растворовой и немногих единомышленников, её дело было не нужно. Хору так и не
удалось стать бюджетным, зарабатывать деньги приходилось собственными силами (они ведь
были профессиональным коллективом, а профессионалам надо платить). Растворова скончалась
от инсульта 23 мая 2000 г. в нищете, больная и истощённая.
Про нищету не знал. С
Еленой Леонидовной я пересекался еще и по церковной части: сначала она просто пела в хоре
(видимо, да, вопрос средств к существованию тоже был актуален) в нашем храм на Пресне, а
потом - правда, недолго - руководила церковным хором в б.Андреевском монастыре, причем
настоятель
подсылал ее ко мне за какими-то консультациями. Не знаю, почему надолго Растворова там
не задержалась. Два моих сочинения она исполняла, два хора ор.19е и реквием, причем еще и
выступала в роли дирижера-ассистента. А сейчас я пытаюсь нормально записать реквием, но,
похоже, никто не возьмется... Вечная память! я литию как мог спел тут с утра.


steinberg(01.07.2019 21:28)
Ищу Ноты!!! Гийом де Машо изд. Музыка. 80-е года. В той же серии выходил Дюфаи `Ансамбли`
сост. В.Мартынов. Составитель Г. де Машо, возможно Мартынов тоже. Очень нужно срочно.


steinberg(01.07.2019 23:07)
victormain писал(а):
Странно, но эта ссылка почему-то не отзывается.
Но гуглится очень просто: ноты Гийом де Машо Мартынов.
Сборник называется по-дурацки, `Ансамбли для различных инструментальных
составов`.
Уже нашёл и скачал. Благодарю!


steinberg(12.11.2019 13:03)
У Андрея ВОлконского есть сочинение Мугам для тара и клавесина. Кто-нибудь знает его? Я
нашёл здесь 2 файла с этим названием, но нет никакой дополнительной информации и я не
понимаю целиком здесь пьеса или нет.
http://mp3mn.com/?id=XIv47ATd6Amne1L1soqLPC00Q7SYDX8GoE6tyr9tSfo&name=Andrej_Volkonskij_-
_Mugam
ТО что здесь звучит очень интересно!


steinberg(27.11.2019 01:41)
Попалась книжка Э. Алексеева, `Проблемы формирования лада` (на примерах якутского
фольклора). Автор называет следующие жанры якутского народного пения: песни-стоны;
`заспинные песни` (монотонное пение, притупляющее боль); мэнэрик ырыата (sic,
специфическое нервное расстройство, сопровождающееся пением, своего рода кликушество);
прощальное предсмертное пение людей, прежде не певших; пение во сне или в полузабытьи.
Кто-нибудь знает о таком?)


steinberg(21.01.2020 03:31)
Есть ли здесь знающие музыку грузинского композитора Иосифа Кечакмадзе? Ищу его ноты.
Вдруг есть у кого-то, мне всё равно что, хочу посмотреть. Слышал только хоровые его вещи,
на мой взгляд не на что не похожие.
Нашёл вот исполнение Экзерсиса.
https://www.youtube.com/watch?v=bo6U5eonLm8
И вот хорал
https://www.youtube.com/watch?v=bsSDgFgMm7k
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=OH1tOEcvnDw
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=4hTHCVe10xU
вот
https://www.youtube.com/watch?v=AquxRD0Ul1Q
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=HR2aj87pbhI

https://www.youtube.com/watch?v=yRQ3Kq45Oe0

https://www.youtube.com/watch?v=CjgaX-yE2cw

Здесь Экзерсис лучше записан.
https://www.youtube.com/watch?v=ygi6JEDLIFI


steinberg(21.01.2020 19:22)
steinberg писал(а):
Есть ли здесь знающие музыку грузинского
композитора Иосифа Кечакмадзе? Ищу его ноты. Вдруг есть у кого-то, мне всё равно что, хочу
посмотреть. Слышал только хоровые его вещи, на мой взгляд не на что не похожие.
Нашёл вот исполнение Экзерсиса.
https://www.youtube.com/watch?v=bo6U5eonLm8
И вот хорал
https://www.youtube.com/watch?v=bsSDgFgMm7k
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=OH1tOEcvnDw
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=4hTHCVe10xU
вот
https://www.youtube.com/watch?v=AquxRD0Ul1Q
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=HR2aj87pbhI

https://www.youtube.com/watch?v=yRQ3Kq45Oe0

https://www.youtube.com/watch?v=CjgaX-yE2cw

Здесь Экзерсис лучше записан.
https://www.youtube.com/watch?v=ygi6JEDLIFI
Нет, я конечно понимаю, что решение
принято. Но вот Кечакмадзе. Его имени вообще в архиве нет. Нашёл только видео на ю-тубе.
Ну я могу сконвертить в мп_3, наверно выборочно и сделаю. Но там половина исполнений с
экзаменов. Какой смысл это просто слушать, не видя? Дальше, этот хор Янгулашвили. Не
видеть как они создают это в момент исполнения - значит приблизительно не услышать эту
музыку вообще. Ладно когда играют просто ноты, плюс-минус с листа. Очень жаль и увы.


Zoltan(21.01.2020 22:34)
steinberg писал(а):
Нет, я конечно понимаю, что решение принято. Но
вот Кечакмадзе. Его имени вообще в архиве нет. Нашёл только видео на ю-тубе. Ну я могу
сконвертить в мп_3, наверно выборочно и сделаю. Но там половина исполнений с экзаменов.
Какой смысл это просто слушать, не видя? Дальше, этот хор Янгулашвили. Не видеть как они
создают это в момент исполнения - значит приблизительно не услышать эту музыку вообще.
Ладно когда играют просто ноты, плюс-минус с листа. Очень жаль и увы.
Опять таки -
завтра будут исполнять мое произведение с элементами театра. Произведение минут на 8, не
опера)
Так вот - произведения типа `перформанс` можно выставлять с ютуба?


weina(27.01.2020 22:26)
steinberg писал(а):
Есть ли здесь знающие музыку грузинского
композитора Иосифа Кечакмадзе? Ищу его ноты. Вдруг есть у кого-то, мне всё равно что, хочу
посмотреть. Слышал только хоровые его вещи, на мой взгляд не на что не похожие.
Нашёл вот исполнение Экзерсиса.
https://www.youtube.com/watch?v=bo6U5eonLm8
И вот хорал
https://www.youtube.com/watch?v=bsSDgFgMm7k
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=OH1tOEcvnDw
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=4hTHCVe10xU
вот
https://www.youtube.com/watch?v=AquxRD0Ul1Q
и вот
https://www.youtube.com/watch?v=HR2aj87pbhI

https://www.youtube.com/watch?v=yRQ3Kq45Oe0

https://www.youtube.com/watch?v=CjgaX-yE2cw

Здесь Экзерсис лучше записан.
https://www.youtube.com/watch?v=ygi6JEDLIFI
`Экзерсис` (по последней ссылке) - это
нечто поразительное по оригинальности. А всего лишь `упражнение`...
Хор демонстрирует заоблачный уровень мастерства, просто высший пилотаж!
`Хорал` (2-я ссылка) тоже очень впечатляет.


steinberg(27.01.2020 23:01)
weina писал(а):
`Экзерсис` (по последней ссылке) - это нечто
поразительное по оригинальности. А всего лишь `упражнение`...
Хор демонстрирует заоблачный уровень мастерства, просто высший пилотаж!
`Хорал` (2-я ссылка) тоже очень впечатляет.
Хор - особый разговор! Я нигде не видел,
чтобы профессионалы пели с такими лицами. Их-то пронять трудно.) ...Этот Янгулашвили сам
сдружился со мной в ФБ (наверно через хоровые связи) и я долго не понимал и не знал, кто
это, у него стр. на грузинском, я по-переводил, там какая-то политика, ну я рукой и
махнул.) Узнал и ахнул!!!


steinberg(18.03.2020 02:43)
Эфиопская пасхальная служба. Приходилось слышать много такого, но здесь особенно
`выстреливает`. Снято-записано красиво и, кажется музредактор с хорошим вкусом поработал.
Правильные куски выбраны.
https://www.youtube.com/watch?v=C0-D3BbDhAM&fbclid=IwAR026rEnzCS5hU5rCD5SeasXva9q4sp35IX5u
Dru9jUywpwf198CpX4uXI4
с 3 минуты и потом на 13.


steinberg(28.03.2020 02:29)
Помимо внешних достоинств (здесь запредельная техника)
https://www.youtube.com/watch?v=0k4u9YwHrsc&feature=emb_logo ещё и внятно композиционно
(что-то вроде центона).


steinberg(19.04.2020 20:01)
Памяти А.К. Вустина.
Несколько лет назад я начал собирать материалы, имеющие отношение к хормейстеру Елене
Растворовой и встречался с Александром Кузьмичём Вустиным, несколько сочинений к-рого она
исполнила. Вместо диктофона я поставил камеру с целью сделать запись исключительно для
себя. Но разговор, точнее монолог Вустина, получился очень живым и содержательным. Он
говорит здесь обо всём, что интересовало в музыке его самого - о языке музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=B4XgoB2qv4s&feature=youtu.be


Andrew_Popoff(19.04.2020 20:21)
steinberg писал(а):
Памяти А.К. Вустина.
Несколько лет назад я начал собирать материалы, имеющие отношение к хормейстеру Елене
Растворовой и встречался с Александром Кузьмичём Вустиным, несколько сочинений к-рого она
исполнила. Вместо диктофона я поставил камеру с целью сделать запись исключительно для
себя. Но разговор, точнее монолог Вустина, получился очень живым и содержательным. Он
говорит здесь обо всём, что интересовало в музыке его самого - о языке музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=B4XgoB2qv4s&feature=youtu.be
Я считаю, это надо
добавить в раздел `Фильмы о композиторах`.


steinberg(05.05.2020 21:27)
Какое троестрочие!
https://clck.ru/NJWzN


steinberg(16.05.2020 21:42)
Ровно 8 лет назад ушёл из жизни выдающийся музыкант и педагог, основатель Детского хора
`Весна` и одноимённой школы Александр Сергеевич Пономарёв.
Нью-Йоркская месса Подгайца в его исполнении.
https://www.youtube.com/watch?v=JY-apKi1Za0


steinberg(23.05.2020 23:42)
Сегодня 20 лет со дня смерти хормейстера Елены Растворовой. Помним!


Mikhail_Kollontay(23.05.2020 23:46)
steinberg писал(а):
Сегодня 20 лет со дня смерти хормейстера Елены
Растворовой. Помним!
Да, литию спел по Елене Леонидовне, много чего всегда с большими
чувствами вспоминается.


steinberg(24.05.2020 23:22)
Я здесь вспоминал как-то эту книжку Алексеева, теперь нашёл её в инете. Совершенно
уникальная вещь касательно лада и ладообразования. Очень интересные на мой взгляд открытия
автора на якутском материале, пересекающиеся с совр. композицией, по-моему.
http://eduard.alekseyev.org/pfl/index.html
По ссылке книга открывается видеопредисловием автора.


steinberg(25.05.2020 14:57)
Лев Аннинский в книге Шестидесятники и мы сравнивает два фильма: Застава Ильича Хуциева и
Я шагаю по Москве Данелия. В обоих город это персонаж. Только у Данелия - весёлая
прогулка, а у Хуциева - стояние перед пропастью. Не приходило в голову, что то же (с
прогулкой и пропастями) в Картинках с выставки Мусоргского. Имея ввиду - пропасти это
картинки Гартмана.


Mikhail_Kollontay(25.05.2020 15:29)
steinberg писал(а):
Лев Аннинский в книге Шестидесятники и мы
сравнивает два фильма: Застава Ильича Хуциева и Я шагаю по Москве Данелия. В обоих город
это персонаж. Только у Данелия - весёлая прогулка, а у Хуциева - стояние перед пропастью.
Не приходило в голову, что то же (с прогулкой и пропастями) в Картинках с выставки
Мусоргского. Имея ввиду - пропасти это картинки Гартмана.
Я не художник, судить не
имею прав, но ощущения у меня от картинок Гартмана жути адовой. Есть фото весело
смеющегося вразвалку на диване Гартмана на фоне декорированного черепа, совсем уж в
открытую, но вот не могу найти в интернете. Есть только в фильме, который японцы сняли. И,
по-моему, МП туда же. Только в таких вот как бы внешне скромных формах.

Фото у меня есть в книге, японцами же изданной, но оно очень маленькое, выйдет на фото
плохо.


steinberg(25.05.2020 16:06)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я не художник, судить не имею прав, но
ощущения у меня от картинок Гартмана жути адовой. Есть фото весело смеющегося вразвалку на
диване Гартмана на фоне декорированного черепа, совсем уж в открытую, но вот не могу найти
в интернете. Есть только в фильме, который японцы сняли. И, по-моему, МП туда же. Только в
таких вот как бы внешне скромных формах.

Фото у меня есть в книге, японцами же изданной, но оно очень маленькое, выйдет на фото
плохо.
Фото с черепом помню. А Гартман загадочный г-н. Этот `псевдорусский стиль`
к-рый с ним связывают, в сущности чудовищно бесвкусная вещь (с Казанским вокзалом в Москве
во главе). Но это стиль. Самого Гартмана, я так понимаю никто толком не видел и не знает.
Что там за этой личиной у него разглядел Мусоргский, тоже, вероятно надо знать что-то
больше, чем его вещи. Остаётся Мусоргский с его крестами, буквами `пэй` (в нач. и конечном
написании) вместо ключей и прочей симметрией, по ним о Гартмане только и можно судить.
Понятно, что глядя на оставшиеся картинки мы и доли того воздействия испытать не можем,
к-рое `вылилось` у МПМ в Картинках. Т.е. у Мусоргского Гартман Мусоргского, думаю так.


steinberg(25.05.2020 16:38)
steinberg писал(а):
`псевдорусский стиль` к-рый с ним связывают, в
сущности чудовищно бесвкусная вещь
Пожалуй возьму эти слова обратно. Именно ради
`сущности` здесь надо смотреть не архитектуру, а бижутерию и дизайн. Примерно так как
Хамдамов.


Mikhail_Kollontay(25.05.2020 16:50)
steinberg писал(а):
Фото с черепом помню. А Гартман загадочный г-н.
Этот `псевдорусский стиль` к-рый с ним связывают, в сущности чудовищно бесвкусная вещь (с
Казанским вокзалом в Москве во главе). Но это стиль. Самого Гартмана, я так понимаю никто
толком не видел и не знает. Что там за этой личиной у него разглядел Мусоргский, тоже,
вероятно надо знать что-то больше, чем его вещи. Остаётся Мусоргский с его крестами,
буквами `пэй` (в нач. и конечном написании) вместо ключей и прочей симметрией, по ним о
Гартмане только и можно судить. Понятно, что глядя на оставшиеся картинки мы и доли того
воздействия испытать не можем, к-рое `вылилось` у МПМ в Картинках. Т.е. у Мусоргского
Гартман Мусоргского, думаю так.
Вообще связанное с Мусоргским, мне иногда кажется,
набор какой-то дезинформации. Про буквы да, и кто там знает что еще. Еще какие-то значки
при буквах, говорят.


steinberg(25.05.2020 17:16)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вообще связанное с Мусоргским, мне иногда
кажется, набор какой-то дезинформации. Про буквы да, и кто там знает что еще. Еще какие-то
значки при буквах, говорят.
Про значки не знаю, про буквы тоже не настаиваю, что
вижу, о том и говорю. Можно точечки позади басовой пэй считать `соф пасук`, знак окончания
предложения в библ. тексте. Т.е. перед нами в басу новое предложение (стих) начинающийся с
пэй, а в верхней строчке та же пэй в конечном написании. Не исключаю, что это всё игра со
стороны Мусоргского (с чем только?)).


steinberg(17.06.2020 13:21)
Если кому-то интересен музыкальный восток. Сегодня в 16-30 по зуму будет любопытное
сообщение Ирины Стариковой, музыковеда, основная специальность к-рой древнерусская и
византийская палеография и нотация. Она нашла 3 греческих источника 18-19 вв., где
совершается попытка объяснить и систематизировать теорию макамов, а также нотировать их
византийскими невмами.
http://sias.ru/upload/iblock/eb6/2020_SIAS_Seminar_6-_35_shamilli.pdf


steinberg(10.07.2020 13:40)
Есть ли у кого-то сведения о композиторе А.И. Юрасовском и его опере `Трильби`? Есть ли
издание этих нот?


steinberg(05.08.2020 16:25)
Сегодня хоровому дирижёру Елене Растворовой исполнилось бы 65 лет.


Mikhail_Kollontay(05.08.2020 16:53)
steinberg писал(а):
Сегодня хоровому дирижёру Елене Растворовой
исполнилось бы 65 лет.
Я думал, ЕЛ чуть постарше.


LAKE(07.08.2020 15:33)
steinberg писал(а):
Есть ли у кого-то сведения о композиторе А.И.
Юрасовском и его опере `Трильби`? Есть ли издание этих нот?
Юрасовский, Александр
Иванович.

Заглавие `Трильби` : Опера в 5 д.
Дата поступления в ЭК 15.05.2003
Каталоги Ноты
Выходные данные б.г.
Физическое описание 77 с. разд. паг.
Язык Русский
Места хранения MZ Д T-3/153

Местонахождения РГБ.


Mikhail_Kollontay(07.08.2020 15:36)
LAKE писал(а):
Юрасовский, Александр Иванович.

Заглавие `Трильби` : Опера в 5 д.
Дата поступления в ЭК 15.05.2003
Каталоги Ноты
Выходные данные б.г.
Физическое описание 77 с. разд. паг.
Язык Русский
Места хранения MZ Д T-3/153

Местонахождения РГБ.
Я тоже Юрасовским когда-то немножко занимался, что-то такое
даже исполнял. Но это очень очень бесцветно. Прав Прокофьев, который ему в лицо прямо
писал, что у него музыка как у дрянненького Чайковского, что-то в таком роде, виноват, не
дословно - не помню. Он очень рано умер, от тифа, что ли, в самые страшные годы.


steinberg(10.08.2020 00:00)
LAKE писал(а):
Юрасовский, Александр Иванович.

Заглавие `Трильби` : Опера в 5 д.
Дата поступления в ЭК 15.05.2003
Каталоги Ноты
Выходные данные б.г.
Физическое описание 77 с. разд. паг.
Язык Русский
Места хранения MZ Д T-3/153

Местонахождения РГБ.
Благодарю.


steinberg(19.10.2020 19:31)
22 октября в Зверевском центре в Москве открывается выставка Валерия Котова, композитора и
художника.
https://clck.ru/RUGuR


steinberg(20.10.2020 00:09)
Дублирую:

22 октября в Зверевском центре в Москве открывается выставка Валерия Котова, композитора
и художника.
https://clck.ru/RUGuR

Услышать Котова можно здесь: https://classic-online.ru/ru/composer/Kotov/13313


steinberg(30.10.2020 21:56)
Уважаемый Фома Фомич. Объясните, пожалуйста, неравнодушным пользователям форума в числе
к-рых и я, по какой причине забанен пользователь mkaplya? Заранее спасибо.


Foma-Fomitch(30.10.2020 23:06)
steinberg писал(а):
Уважаемый Фома Фомич. Объясните, пожалуйста,
неравнодушным пользователям форума в числе к-рых и я, по какой причине забанен
пользователь mkaplya? Заранее спасибо.
Пользователь Капля забанен за флуд. Раньше он
хоть как-то старался разнообразиться, но после отказался и от этого, засыпав форум
однотипными сообщениями. А ведь каждый его пост создает новую тему на форуме, 99% которых
не имеют никакого отклика. Я попросил подойти к этому вопросу более творчески, на что
получил категорический отказ и предложение его забанить.


steinberg(30.10.2020 23:21)
Foma-Fomitch писал(а):
Пользователь Капля забанен за флуд. Раньше он
хоть как-то старался разнообразиться, но после отказался и от этого, засыпав форум
однотипными сообщениями. А ведь каждый его пост создает новую тему на форуме, 99% которых
не имеют никакого отклика. Я попросил подойти к этому вопросу более творчески, на что
получил категорический отказ и предложение его забанить.
Спасибо. Многие, если не
большинство его `памятных` сообщений отклик в виде ответов или лайков, кажется все же
имели. Т.е. Вы забанили его в ответ на его просьбу. Ясно, благодарю.


Maxilena(30.10.2020 23:41)
Foma-Fomitch писал(а):
Пользователь Капля забанен за флуд. Раньше он
хоть как-то старался разнообразиться, но после отказался и от этого, засыпав форум
однотипными сообщениями. А ведь каждый его пост создает новую тему на форуме, 99% которых
не имеют никакого отклика. Я попросил подойти к этому вопросу более творчески, на что
получил категорический отказ и предложение его забанить.
Спасибо Вам большое, что
объяснили. Полегчало)))
Но я все равно переживаю. Потому что чувствую, что для Саши форум очень важен. И он мне
нравится (в смысле ,Саша)), он светлый человек.


steinberg(09.11.2020 02:30)
Кажется я нашёл записи Константинопольского хора Комитаса. Надо их сюда?
Вот, например. Есть ещё несколько.
https://www.russian-records.com/details.php?image_id=52708


oriani(09.11.2020 11:14)
steinberg писал(а):
Кажется я нашёл записи Константинопольского хора
Комитаса. Надо их сюда?
Если это не очень сложно... Запись потёртая, но живая. От
архива Комитаса осталось всего ничего...


Niksti(14.11.2020 23:22)
Узнала только что, что на сайте МГК висела лекция Ирины Степановой. Точное название не
знаю, но что-то о бале, как о явлении быта и культуры в России. Сказали, что очень
интересно. Сейчас уже не висит.Кто-нибудь знает, может, подобные лекции где-то
сохраняются?


balaklava(14.11.2020 23:53)
Niksti писал(а):
Узнала только что, что на сайте МГК висела лекция
Ирины Степановой. Точное название не знаю, но что-то о бале, как о явлении быта и культуры
в России.....
На Ютубе есть онлайн-лекция.


Niksti(14.11.2020 23:58)
balaklava писал(а):
На Ютубе есть онлайн-лекция.
Спасибо, уже
нашла.


Mikhail_Kollontay(15.11.2020 04:54)
Niksti писал(а):
Узнала только что, что на сайте МГК висела лекция
Ирины Степановой. Точное название не знаю, но что-то о бале, как о явлении быта и культуры
в России. Сказали, что очень интересно. Сейчас уже не висит.Кто-нибудь знает, может,
подобные лекции где-то сохраняются?
Со Стёпой вообще-то связаться можно. Хоть она и
занята ужасно.


Niksti(15.11.2020 05:25)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Со Стёпой вообще-то связаться можно. Хоть
она и занята ужасно.
Я знаю, у меня есть её электронный адрес. Она даже ждёт от меня
письмецо, а я не соберусь никак.


Mikhail_Kollontay(15.11.2020 06:01)
Niksti писал(а):
Я знаю, у меня есть её электронный адрес. Она даже
ждёт от меня письмецо, а я не соберусь никак.
При случае мои приветы и поцелуи, я
стараюсь ее не трогать без дела, хотя было тут не так давно, понадобилось. Мне кажется,
Ира все больше стала заниматься сознательно такими вот несколько периферийными темами,
значит, ощущает и их актуальность, и то, к чему сама расположена. Темы всякие важны.


Niksti(15.11.2020 06:25)
Mikhail_Kollontay писал(а):
При случае мои приветы и
поцелуи,
Обязательно.


balaklava(15.11.2020 13:47)
Niksti писал(а):
Спасибо, уже нашла.
А я слушаю лекции
профессора МГК Ивана Соколова. Подробно и душевно разбирает историю музыки `иллюстрируя`
сказанное собственноручной игрой на ф-но.


Niksti(15.11.2020 16:32)
balaklava писал(а):
А я слушаю лекции профессора МГК Ивана Соколова.
Подробно и душевно разбирает историю музыки `иллюстрируя` сказанное собственноручной игрой
на ф-но.
На сайте консерватории написано, что он старший преподаватель. Там 200
серий, терпения Вам!


Mikhail_Kollontay(15.11.2020 17:22)
Niksti писал(а):
На сайте консерватории написано, что он старший
преподаватель. Там 200 серий, терпения Вам!
А Ваня что же преподает? он вроде был на
кафедре оркестровки? хотя это было давно, опять-таки история: я уж дал согласие там
работать (Раков-то умер), но меня все-таки сманили в Гнесинку, и вот тогда Ваня туда
пошел. Это 1990 год. Но, наверное, он потом удрал, потому что, конечно, уже тогда
профессор был.


Mikhail_Kollontay(15.11.2020 18:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
уже тогда профессор был.
тогда БЫ


Niksti(15.11.2020 18:38)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Ваня что же преподает? он вроде был на
кафедре оркестровки? хотя это было давно, опять-таки история: я уж дал согласие там
работать (Раков-то умер), но меня все-таки сманили в Гнесинку, и вот тогда Ваня туда
пошел. Это 1990 год. Но, наверное, он потом удрал, потому что, конечно, уже тогда
профессор был.
Соколов
Иван Глебович
Старший преподаватель
В 1988–1994 годах и с 2005 года преподаёт в Московской консерватории. В 1988–1994 годах
на кафедре инструментовки и чтения партитур, с 2005 года — на кафедре междисциплинарных
специализаций музыковедов. Ведёт курс «Теория музыкального содержания» (пианисты,
струнники, аспиранты-иностранцы, теоретики), обеспечивая высокую эффективность и научную
оснащенность педагогического процесса, развивая самостоятельность и инициативу мышления
студентов.

Ведёт факультатив по фортепианной музыке XX–XXI вков, с 2007 года — на факультете
исторического и современного исполнительского искусства (камерный ансамбль). С 2006 года
преподаёт также в Российской академии музыки имени Гнесиных (класс специального
фортепиано, ассистент В. М. Троппа). В 1986–1994 годах преподавал также в Академическом
музыкальном училище при Московской консерватории и в ДМШ при Музыкальном училище
(композиция, импровизация).


Это я скопировала на сайте. Но что мне там ещё подвернулась: список преподавателей,
работавших в консерватории до настоящего времени. Так вот, в этом списке нет ни
Б.И.Куликова, ни Олега Семёнова (отчества не помню).
И вот там что ещё есть:
Коллонтай (Ермолаев)
Михаил Георгиевич
Годы работы: 1979 - 2009


Mikhail_Kollontay(15.11.2020 18:47)
Niksti писал(а):
нет ни Б.И.Куликова, ни Олега Семёнова (отчества не
помню)
Я от Ирины еще знаю, что там проблемный компьютерный центр, что вроде толку не
добьешься и неизвестно что, ну и подтверждается. Можно, конечно, для очистки совести
написать, что нет БИ, но я думаю, что там в принципе и вообще неизвестно что... -- А
Соколов, как я и думал, смылся в 90-х. Читать лекции не тему `Взгляд и нечто`, это
пожалуйста.

Олег Сергеевич


Niksti(15.11.2020 19:11)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Соколов, как я и думал, смылся в 90-х.
Читать лекции не тему `Взгляд и нечто`, это пожалуйста.
Да, у него в обоих вузах
пробел с 1994 до 2005-2006. Лекции его не берусь оценивать, здесь пишут, что `подробно и
душевно`. Я с трудом одолела первую вступительную: уж очень клонило в сон от его манеры
говорить. И `нечто` там тоже есть.


steinberg(17.11.2020 03:48)
Хотел бы залить в архив записи Константинопольского армянского хора Комитаса. Нашёл их на
Рашн рекордс.
Что это за хор? Доступные мне сведения таковы: Комитас организовал в Константинополе
армянский хор из 300 чел. Может кто-то знает об этом что-то ещё? И главное. На пластинках
указан дирижёр З.Сариан. Чтобы залить сюда запись, мне нужно указать имя исполнителя. А я
об этом Сариане не знаю ровно ничего, кроме того что он `З`. Может быть кто-то знает о нём
больше?


oriani(18.11.2020 11:09)
steinberg писал(а):
Хотел бы залить в архив записи
Константинопольского армянского хора Комитаса... На пластинках указан дирижёр З.Сариан.
Чтобы залить сюда запись, мне нужно указать имя исполнителя. А я об этом Сариане не знаю
ровно ничего, кроме того что он `З`. Может быть кто-то знает о нём больше?
Мне
кажется, если фамилия дирижёра известна -- уже хорошо... В архиве много и совсем
безымянных исполнителей. Может, залить без доп. сведений, а под записью оставить
комментарий в виде вопроса?.. Когда-нибудь появится тот, кто сможет на него ответить. )


steinberg(10.12.2020 14:51)
Уважаемые модераторы, я добавил 2 записи Ицхака Альгази, можно узнать по какой причине их
удалили?


evc(10.12.2020 15:13)
steinberg писал(а):
Уважаемые модераторы, я добавил 2 записи Ицхака
Альгази, можно узнать по какой причине их удалили?
Я не в курсе, возможно посчитано,
что дубль, либо оформлено не так. Либо кто-то пожаловался по какой-то причине (жалобы я не
могу видеть, преимущественные права у администрации).


steinberg(10.12.2020 15:17)
evc писал(а):
Я не в курсе, возможно посчитано, что дубль, либо
оформлено не так. Либо кто-то пожаловался по какой-то причине (жалобы я не могу видеть,
преимущественные права у администрации).
Точно не дубль. Спасибо.


steinberg(10.12.2020 15:19)
Foma-Fomitch писал(а):
Уважаемый Фома Фомич, можно узнать,
почему удалены добавленные мной 2 записи Ицхака Альгази?


Foma-Fomitch(10.12.2020 15:48)
steinberg писал(а):
Уважаемый Фома Фомич, можно узнать, почему
удалены добавленные мной 2 записи Ицхака Альгази?
Плохое оформление и неформат.


Foma-Fomitch(10.12.2020 17:15)
steinberg писал(а):
Чем плохое оформление? Не формат в каком смысле,
не понимаю. Можно растолковать?
в соответствии с правилами сайта, неизвестного
композитора можно добавлять только с разрешения админа. У Вас его не было


steinberg(10.12.2020 21:20)
Сегодня умер режиссёр Александр Рехвиашвили. `Грузинская хроника 19 в.`, Супень`, `Путь
домой` - из лучшего, что есть (и останется, думаю) в кино вообще.


steinberg(15.12.2020 03:50)
Вдруг кому-то интересно. Сегодня стартовал фестиваль `Сибирь знаменная`. Здесь расписание
онлайн трансляций. https://clck.ru/STCH6

Завтра (из того что интересно мне, например) в 15-00 сообщение Ирины Стариковой о
древнерусском крюковом письме.

Сегодня был концерт-лекция ансамбля Асматикон. Запись доступна здесь:
https://clck.ru/STCPY

Есть мнение, что телевизионщики сильно покромсали всё что можно и нельзя, но на мой
взгляд, и слушать, и смотреть это вполне можно.


abcz(15.12.2020 04:24)
evc писал(а):
С некоторой ностальгией припоминаю курс музыкальной
палеографии применительно к знаменному / крюковому пению, вела Ирина Ефимова, выпускница
Ленинградской консерватории... Ирина Викторовна была очень убедительна, но от лени, мне не
удалось в полной мере обучиться расшифровке примеров той нотации. Но остался все равно
след / зарубка...
первый и важнейший для меня пример научной школы и
добросовестности. Только самые тёплые воспоминания.


Niksti(31.12.2020 18:04)
Сегодня в возрасте 93 лет ушёл из жизни Робер Оссейн. Ковид.
https://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Hossein


steinberg(07.01.2021 19:12)
Об Окраине Луцика, раз уж я его здесь представил. Хорошо б понять, на мой взгляд, что
самое главное там происходит не тогда когда персонажи говорят или действуют, а когда они
молчат.


steinberg(12.01.2021 20:08)
Радищев `Путешествие из Петербурга в Москву`, София.
`Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь
душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого (т.е. минорного, -
Б.Ш.). На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления`.
(В терминологии просветителей 18 в. `мягким` правлением называлась республиканская
форма).


steinberg(23.02.2021 18:22)
Поздравляю всех с днём рождения К.С. Малевича!


abcz(23.02.2021 18:24)
steinberg писал(а):
Поздравляю всех с днём рождения К.С.
Малевича!
Счастье-то какое!


steinberg(23.02.2021 18:46)
abcz писал(а):
Счастье-то какое!
...добрым людЯм, на здоровьЕ.


steinberg(22.06.2021 20:43)
Нет ли у кого-нибудь в каком-то виде трактата Диего Ортиса о глосах? Это источник по
орнаментике. В итальянском переводе: Glose sopra le cadenze et altre sorte de punti in la
musica del violone. В инете я не нашёл, но может не там искал.


steinberg(23.10.2021 17:07)
Вот здесь можно скачать СС Комитаса.
Я в своё время искал его этнографические тт.
Вдруг кому-то ещё это нужно.
https://clck.ru/YQRt7


steinberg(23.11.2022 17:20)
Извините за идиотский вопрос. Убийство императора Александра 2 (1881 г.) имело
какие-нибудь проявления в сочинениях русских композиторов? Необязательно явно программное.






classic-online@bk.ru