Особенно впечатлили слова о Н. Голованове - дирижере, записи которого всегда слушаю с восхищением. `...Когда-то в Советском Союзе был очень высокий строй. Сразу после войны. Потому что в советских оркестрах в основном играли на духовых инструментах немецкой системы — кларнетах, гобоях, трубах. А немецкие инструменты, особенно деревянные духовые, склонны к завышению строя. Существует такая легенда, будто Антонина Нежданова сделала выговор своему мужу Николаю Семеновичу Голованову за то, что петь стало невозможно, слишком высоко. Если в Большом театре они еще как-то сдерживали строй, то на радио, где Голованов был главным дирижером, строй был в районе 448. Это слышно по старым записям. Опять же, по легенде Голованов написал письмо Жданову, и приказом сверху было велено строй понизить! Но это само по себе разрулилось в начале шестидесятых годов, когда в консерваториях повсеместно стали вводить французскую систему гобоев и кларнетов, — строй более-менее устоялся и стал таким как сейчас, 442—444. В нынешнем оркестре Большого театра — строй 442`
Вполне возможно, что 20% того магического эффекта, которое всегда оказывает исполнение Голованова, связано именно со строем самого оркестра! Разумеется, ни разу не пытаюсь даже принизить мастерство дирижера, которое всегда на высоте - интонационное богатство, глубина трактовок. Но, когда еще слова восхищения находят себе почву вот в таких простых законах физики - это приятно. Даже материалисту можно объяснить, что почем.
http://www.openspace.ru/music_classic/events/details/32481/page1/
Особенно впечатлили слова о Н. Голованове - дирижере, записи которого всегда слушаю с
восхищением. `...Когда-то в Советском Союзе был очень высокий строй. Сразу после войны.
Потому что в советских оркестрах в основном играли на духовых инструментах немецкой
системы — кларнетах, гобоях, трубах. А немецкие инструменты, особенно деревянные духовые,
склонны к завышению строя. Существует такая легенда, будто Антонина Нежданова сделала
выговор своему мужу Николаю Семеновичу Голованову за то, что петь стало невозможно,
слишком высоко. Если в Большом театре они еще как-то сдерживали строй, то на радио, где
Голованов был главным дирижером, строй был в районе 448. Это слышно по старым записям.
Опять же, по легенде Голованов написал письмо Жданову, и приказом сверху было велено строй
понизить! Но это само по себе разрулилось в начале шестидесятых годов, когда в
консерваториях повсеместно стали вводить французскую систему гобоев и кларнетов, — строй
более-менее устоялся и стал таким как сейчас, 442—444. В нынешнем оркестре Большого театра
— строй 442`
Вполне возможно, что 20% того магического эффекта, которое всегда оказывает исполнение
Голованова, связано именно со строем самого оркестра! Разумеется, ни разу не пытаюсь даже
принизить мастерство дирижера, которое всегда на высоте - интонационное богатство, глубина
трактовок. Но, когда еще слова восхищения находят себе почву вот в таких простых законах
физики - это приятно. Даже материалисту можно объяснить, что почем.