ФОРУМ



musikus(03.04.2011 10:29)
Смертные колыбельные. «Пеллеас». Моя любимая сцена в подземелье: Пеллеас, точно спасаясь,
торопливо, но и бессильно стремится вверх, вверх по крутым каменным ступеням и, задыхаясь,
вырывается к свету, к жизни. (Вспоминается «Бочонок амонтильядо». Голо мог бы и замуровать
Пеллеаса! Не случайно Дебюсси хотел писать «Падение дома Эшеров»).
И вот финал «Пеллеаса». Смерть Мелизанды взывает к аналогиям.
…Уходит отравленная Любовью, растворяется в смертельной истоме Изольда…
…В утреннем тумане жертвенно разливается новой рекой печально-счастливая Волхова…
…Покидает людей, испаряется сожженная солнцем, но – еще более – горькой любовной
Правдой, бледно-вдохновенная Снегурочка…
… Под пение райских птиц совершает свое торжественное восхождение в иной мир Феврония –
чтобы встретить любимых и произнести слова прощения…
Но тут и колыбельная из «Песен и плясок смерти» Мусоргского, и зловещая песенка Царевны
из «Кащея Бессмертного» Р.-Корсакова: «Спи, усни, да не проснись, злая смерть тебе
приснись», колыбельная, которую поет умирающему Андрею безумная Мария в «Мазепе»
Чайковского, здесь и холодный бриттеновский цикл «Очарование колыбельных».
Ключевая форма во всех этих случаях – колыбельная. Смертная колыбельная.
…Уход Мелизанды, впрочем – не колыбельная. Но все же… Прекрасным фантомом она является и
исчезает - призрачная, непонятная и непонятая. Звонят далекие, истаивающие колокола,
точно капли росы, стекают и растворяются в тишине последние звуки арфы. Будто не женщина
прошла по жизни, а лишь прислышался таинственный звук оборвавшейся струны да пахнуло
холодноватым и неведомо откуда принесенным ароматом редкой ночной фиалки, да закрыло на
миг солнце странной тенью без контура…
А вот еще… Две заключительные песни «Мельничихи» завораживающе прекрасны, особенно -
«Колыбельная». Они пополняют эту мою коллекцию... колыбельных смертного преображения. От
этого Шуберта – через колыбельную из «Прекрасной Магелоны» Брамса – прямой путь к «Песням
и пляскам смерти» Мусоргского, а далее – к «Очарованию колыбельных» Бриттена и «Лорелее»
из Четырнадцатой Шостаковича.
Круг замыкается, ибо от декламации Мусоргского до Дебюсси «Пеллеаса» протянутая рука.


pleades(04.01.2012 05:31)
musikus писал(а):
...«Очарование колыбельных»...
Хочется уделить
внимание такому немаловажному факту, как жизнь нашего любимого Рахманинова. Он, ведь,
очень переживал, слушал радио, высказывался, посылал деньги на фронт, постоянно мучался
мыслями о том, что ждет в будущем нашу страну, сможет ли она выстоять в этой кровавой
второй мировой.. И, заметьте, ведь, ничего не сочиняет в последние несколько лет жизни..
И, что же он делает? Чем заняты его помыслы как музыканта? Это парадоксально, но последняя
вещь, до которой прикоснулись его гениальный талант, ум, руки - это `Колыбельная`
Чайковского! Он делает ее переложение для фортепиано, именно во время войны! К продолжению
размышления о сути колыбельных.


pleades(04.01.2012 05:35)
Вероятно, в то трудное время именно такая простая мелодия давала повод (а, может быть,
надежду?) продолжать жить, вероятно, играя ее - на бис ли, или просто в кругу родных и
близких, - он чувствовал, что Россия еще жива.






Наши контакты