На неделе заново переслушивал квартеты Д.Д.Шостаковича. И вновь поражен богатством, красотой, но и внутренней сложностью этого сугубо интимного мира Художника. То глубинно Человеческое, что заложено в этом беспримерном цикле, не только сопоставимо с симфониями Д.Д., но и - в известном смысле - превосходит их деликатностью, н е о б о б щ е н н о с т ь ю личностного переживания, в противовес симфониям (и концертам!), которые гораздо больше `социализированны`. И если симфонии Д.Д.Ш. это гражданский дневник художника (по крайней мере, начиная с 4-й), то квартеты - тем более, только это дневник как бы `тайный`, хотя и опубликованный... Впрочем, очень характерна эволюция от 1-го и 2-го квартетов, в которых Д.Д. еще `вживался в форму` (хотя оба квартета замечательны, а адажио из 2-го, `Речитатив и романс` - просто изумительно) к череде, так сказать, лирических квартетов (от 3-го до 6-го), и уж дальше все больше и больше то, что принято называть гражданской лирикой, но с завершением в последних опусах на ноте чисто экзистенциальной и, подчас, трагической.
Слушал в записи `бородинцев`, которая была давно издана на виниле и вновь восхищен. Не могу не отметить, что уход Дубинского и Александрова нисколько не ослабил состав, более того - М.Копельман влил новую свежесть в игру коллектива. Не знаю, что теперь будет после В.Берлинского... Особенно изумительна первая скрипка Михаила Копельмана в Квинтете Д.Д.Ш. (с Рихтером), этом абсолютном шедевре. Из исполнений квартетов Д.Д.Ш. я `обидел` бы `бородинцев` только в одном случае: 9-й кв. более цельно и убедительно, особенно в финале, когда-то играли `бетховенцы`.
Отличный анализ, г-н Musikus. Краткий, но ёмкий, а главное - точный. Чувствуется рука эксперта. Никаких этих фальшивых охов и ахов. Высокая степень трезвости. Все квартеты Ш. - это вершина его композиторской работы, а из них Восьмой и Пятнадцатый - шедевры из шедевров. Не все, конечно, с этим согласятся, но тут уж ничего не поделаешь.
красотой, но и внутренней сложностью этого сугубо интимного мира Художника. То глубинно
Человеческое, что заложено в этом беспримерном цикле, не только сопоставимо с симфониями
Д.Д., но и - в известном смысле - превосходит их деликатностью, н е о б о б щ е н н о с т
ь ю личностного переживания, в противовес симфониям (и концертам!), которые гораздо больше
`социализированны`. И если симфонии Д.Д.Ш. это гражданский дневник художника (по крайней
мере, начиная с 4-й), то квартеты - тем более, только это дневник как бы `тайный`, хотя и
опубликованный... Впрочем, очень характерна эволюция от 1-го и 2-го квартетов, в которых
Д.Д. еще `вживался в форму` (хотя оба квартета замечательны, а адажио из 2-го, `Речитатив
и романс` - просто изумительно) к череде, так сказать, лирических квартетов (от 3-го до
6-го), и уж дальше все больше и больше то, что принято называть гражданской лирикой, но с
завершением в последних опусах на ноте чисто экзистенциальной и, подчас, трагической.
Слушал в записи `бородинцев`, которая была давно издана на виниле и вновь восхищен.
Не могу не отметить, что уход Дубинского и Александрова нисколько не ослабил состав, более
того - М.Копельман влил новую свежесть в игру коллектива. Не знаю, что теперь будет после
В.Берлинского... Особенно изумительна первая скрипка Михаила Копельмана в Квинтете Д.Д.Ш.
(с Рихтером), этом абсолютном шедевре. Из исполнений квартетов Д.Д.Ш. я `обидел` бы
`бородинцев` только в одном случае: 9-й кв. более цельно и убедительно, особенно в финале,
когда-то играли `бетховенцы`.