Форум » Исполнители » Русские не умеют исполнять Шуберта
Serpentina(20.05.2011 10:18)
musikus писал(а):
И Рихтер, и Софроницкий, конечно, `не умели` играть Шуберта. Почему?
Serpentina(20.05.2011 17:52)
Я и так понимаю, что это кавычки, но мне интересно знать, какие есть основания у немецких
критиков так считать? Действительно ли Шуберта лучше слушать только в исполнении немцев или австрийцев?
nikandrev(20.05.2011 18:51)
Да больше слушайте Вы этих немцев. Два лучших известных мне исполнения `Неоконченной`
симфонии Шуберта - это записи Евгения Мравинского и Александра Мелик-Пашаева.
MargarMast(20.05.2011 19:31)
Уважаемая Serpentina, а где первоисточник такого утверждения? Это что -все немецкие
критики так говорят? Впрочем, напоминает высказывание русских критиков о том, что иностранцы не умеют по-настоящему играть русскую музыку - так что, большого различия тут нет. Может быть, немцы слышать в Шуберте то, что нам просто не дано. А потому утверждения, что русские могут замечательно играть Шуберта основаны на нашем собственном восприятии музыки Шуберта, которое, опять же, отлично от немецкого. В общем-то, мне кажется, что если мы можем говорить, что иностранцы не могут исполнять русскую музыку - почему бы не признать и противного?
Serpentina(20.05.2011 19:52)
MargarMast писал(а):
Уважаемая Serpentina, а где первоисточник такого утверждения? Это что -все немецкие критики так говорят? Впрочем, напоминает высказывание русских критиков о том, что иностранцы не умеют по-настоящему играть русскую музыку - так что, большого различия тут нет. Может быть, немцы слышать в Шуберте то, что нам просто не дано. А потому утверждения, что русские могут замечательно играть Шуберта основаны на нашем собственном восприятии музыки Шуберта, которое, опять же, отлично от немецкого. В общем-то, мне кажется, что если мы можем говорить, что иностранцы не могут исполнять русскую музыку - почему бы не признать и противного? Почему? Мне, например, нравится как некоторые итальянцы исполняют Мусоргского.
MargarMast(20.05.2011 20:02)
Serpentina писал(а):
Почему? Мне, например, нравится как некоторые итальянцы исполняют Мусоргского. Да нет, кто же спорит? Мне нравится, как Бернстайн исполняет Малера. Ведь речь же здесь идёт не о вкусе - не о том, кто кому нравится, а о принципиальных вещах - может ли исполнитель иной национальности, нежели комюпозитор, настолько проникнуться его речью - которая, хоть и музыкальная, всегда будет иметь национальный оттенок, - чтобы исполнить его так, как его слышат слушатели той ж национальности, что и композитор. Мы же не можем ответить на этот вопрос. Мы же не можем приделать себе немецкие уши.
nikandrev(20.05.2011 20:27)
MargarMast писал(а):
Ведь речь же здесь идёт не о вкусе - не о том, кто кому нравится, а о принципиальных вещах - может ли исполнитель иной национальности, нежели комюпозитор, настолько проникнуться его речью - которая, хоть и музыкальная, всегда будет иметь национальный оттенок, - чтобы исполнить его так, как его слышат слушатели той ж национальности, что и композитор. Мы же не можем ответить на этот вопрос. Мы же не можем приделать себе немецкие уши. Елена, позволю себе не совсем согласиться с Вами. Да, мы не можем знать, что слышат немцы и австрияки в Шуберте, но вот касательно `исполнить его так, как его слышат слушатели той ж национальности, что и композитор` - извините. Вспомните, как Пласидо Доминго пел арию Ленского. Это было именно по-русски! Не язык я имею в виду, и не акцент, а ДУШУ музыки. Лично я считаю, что любой исполнитель любой национальности может исполнять музыку любого композитора, однако, когда национальность композитора и исполнителя совпадают, последнему будет в определённой степени проще прочувствовать то, что написал композитор. А уж насколько он этой возможностью воспользуется - зависит от глубины дарования самого исполнителя. Извините, если нескладно выразился)
MargarMast(20.05.2011 20:46)
Дорогой Николай - оперы - это нечто иное. Вот в последних вагнеровских `Валькириях` был
только один немец. Конечно, оперы - тоже очень национальный вид искусства, и всё-таки текст передаёт общечеловеческие эмоции непосредственно, в этом отношении певцам, может быть, проще, чем музыкантам-исполнителям. Впрочем, рассуждения мои в любом случае дилетантские, так что - бегу исполнять профессиональьные обязанности. До скорых встреч, которые всегда с Вами приятны, Николай. Ждём Ваших новых пополнений!
Yuriyauskiev(20.05.2011 22:54)
nikandrev писал(а):
Вспомните, как Пласидо Доминго пел арию Ленского. Это было именно по-русски! Не язык я имею в виду, и не акцент, а ДУШУ музыки. Позволю себе свободный пересказ одной журнальной статьи, опубликованной еще в советские времена. Великая певица Элизабет Шварцкопф решила спеть Татьяну. С вокалом у нее все было в порядке. Но ведь это русская Татьяна с ее загадочной русской душой, разобраться в которой, живя где-нибудь в Зальцбурге или в Вене, весьма нелегко! Она приехала в Москву, чтобы здесь завершить создание образа, позанимавшись с русским музыкантом, который охотно согласился помочь. Певцы для консультаций ей не были нужны, ей нужен был человек, глубоко чувствующий эту музыку и образ, непростой для западного европейца. И выбрала она для занятий Маэстро Рихтера! В результате образ получился, дебют прошел успешно. Вот и разбирайтесь, кто здесь русский и что может немец в русской музыке. Хотя, совершенно понятно, что ощущать «загадочную русскую душу» любящему свою культуру и традиции русскому человеку – это естественное состояние. А как ответил Рихтеру Караян на признание, что он, Рихтер, немец? - “Also Ich bin Chinese”. Допускать после этого Маэстро с неподтвержденной таким авторитетом национальностью к исполнению Шуберта? Кстати, не раз приходилось ощущать в искусстве Рихтера абсолютное слияние мира образов, навеянных немецкой культурой, со взглядом с позиций русской духовности. Вслушайтесь хотя бы в «Черный ворон вслед за мной в путь пустился дальний». Что вокал, что аккомпанемент – совершенство.
MargarMast(20.05.2011 23:15)
Yuriyauskiev писал(а):
А как ответил Рихтеру Караян на признание, что он, Рихтер, немец? - “Also Ich bin Chinese”. Юрий, очень много интересного - сейчас нет времени на всё отреагировать - обязательно сделаю это попозже. Но хотелось бы отметить несколько очень интересных моментов. Потом. А к этому вопросу - ведь в Рихтере-то действительно текла немецкая кровь - какое имеет значение, что сказал Караян? Караян только ещё раз проявил своё высокомерие, вот и всё.
Yuriyauskiev(21.05.2011 00:16)
MargarMast писал(а):
Yuriyauskiev писал(а): А как ответил Рихтеру Караян на признание, что он, Рихтер, немец? - “Also Ich bin Chinese”. А к этому вопросу - ведь в Рихтере-то действительно текла немецкая кровь - какое имеет значение, что сказал Караян? Караян только ещё раз проявил своё высокомерие, вот и всё. Еще раз могу выразить сожаление, что здесь нет возможности использовать смайлики. Вот и не понимают меня люди.
musikus(21.05.2011 00:21)
Лично я ответ Караяна `Ну тогда я китаец` готов понять только в том смысле, что Рихтер для
Караяна - чистокровный русский.
MargarMast(21.05.2011 01:19)
musikus писал(а):
Лично я ответ Караяна `Ну тогда я китаец` готов понять только в том смысле, что Рихтер для Караяна - чистокровный русский. Ну это было бы интересно, а всё-таки, может, Шуберта Рихтер исполнял больше своей немецкой половиной, а Караян не захотел этого признавать? То есть, Вы считаете, г-н musikus, что сам Караян настолько хорошо чувствовал тот самый `русский дух`, что мог сказать о Рихтере, что он - насквозь русский пианист? Нет, действительно, это ведь интересно - т.е., чувствовать-то он, может, и чувствовал, но сыграть, тем не менее, 6-ую (или 5-ую) симфонию Чайковского `по-русски` так и не смог, верно?
Wolferlia(24.05.2011 17:32)
Абсолютно с Вами, MargarMast, согласна насчёт Караяна. Я согласна с Вами, что Караян 5-ю и
6-ю симфонии исполнить `по-русски` не смог. По-моему, из слышанных мною самое лучшее - у Е.Светланова! Больше всего у Караяна мне понравился Скрипичный концерт Чайковского (солист Кристиан Феррас). А вот симфонии Бетховена или Брамса у Караяна - это класс!
1938(24.05.2011 17:59)
Wolferlia писал(а): А вот симфонии Бетховена или Брамса у Караяна - это
класс!
1938(24.05.2011 18:07)
Wolferlia писал(а): А вот симфонии Бетховена или Брамса у Караяна - это класс! Уважаемая Wolferlia! Рекомендую послушать записи симфоний Бетховена в исполнении Лондонского оркестра под управлением Отто Клемперера, осуществленные в 1970 г. Одна из них (запись 8-ой) выложена в You Tube. Лучшей интерпретации я не слышал!
musikus(24.05.2011 21:25)
На мой вкус, пардон, симфонии Бетховена у Клемперера (а я хорошо знаю эти его
записи)слишком тяжеловесны и академичны. Впрочем, это касается не только Бетховена.Единственно. что у Клемперера великолепно (из того, что мне известно), это Месса си минор Баха. Что касается Восьмой симфонии, то послушайте как ее играл Игорь Маркевич.
Wolferlia(26.05.2011 19:36)
Уважаемый 1938! Спасибо за Вашу рекомендацию! По-моему, Клемперер, как и Караян, в рекламе
не нуждаются! А подробной ссылочкой не поделитесь?
Dissonance(30.05.2011 20:15)
Serpentina писал(а):
Все ли немцы так думают? Почему? Неужели все русские такие одинаковые? Чем вообще школа исполнения в одной стране отличается от школы исполнения в другой стране? Как то обсуждение в этой теме не пошло дальше вопроса: `Правы ли эти немцы?`... А ведь Serpentin`у интересновало не `правы ли они`, а почему они так думают. Не все, конечно, но некоторые, раз уж Serpentina такое мнение где-то слышала... Можно предположить, что это идет от стереотипов восприятия музыки в разных школах; когда слышишь постоянно исполнения одной школы, а потом какой то другой, то я думаю, действительно может показаться, что исполнение не правильное... Почему то на последний вопрос (Чем вообще школа исполнения в одной стране отличается от школы исполнения в другой стране?) никто не захотел отвечать, хотя на сайте много музыкантов и слушателей с большим опытом. Я уверен, многим пользователям было бы интересно услышать различные мнения на этот счет.
kollontay_(05.07.2011 08:25)
Тогда так: Шуберт тоже скорее китаец, чем немец или австриец. Если почитать его письма (а
их мизерное количество и существует), то это скорее дзэн, чем европейская культура, по моему ощущению. И вот этот самый дзен европейские исполнители не видят чаще всего напрочь. достаточно послушать Фишера-Дискау. чтоб убедиться. Русские тут на полпути. А как вот китайцы-то это понимают самым своим существом. Сужу опять-таки по опыту своих учеников. Тут одна тайванька 18-ти лет отроду у меня сыграла сонату ор.142 так, что никому ни из немцев, ни из русских так не сыграть. Даже не по совершенству исполнения (тут она еще `в пути`), а по той самой неуловимой правде познания духа Шуберта. И у других что-то подобное в Шуберте у меня тут было. Эдакий у него ренессанс доисторическго - дохристианского и доэллинского - миросозерцания.
MargarMast(05.07.2011 08:29)
kollontay писал(а):
Тогда так: Шуберт тоже скорее китаец, чем немец Вот это да! Такого я ещёили австриец. Если почитать его письма (а их мизерное количество и существует), то это скорее дзэн, чем европейская культура, по моему ощущению. не слышала! А откуда он это приобрёл?
kollontay_(05.07.2011 18:31)
Ну вряд ли от китайцев... Я думаю, это был какой-то особый момент, когда вдруг люди начали
в себе открывать древнего зверя. Оказалось, что он дремлет в любой груди. В России это ужасающе рельефно отразилось в творчестве Даргомыжского (конечно, в собственно музыке которого мало что общего есть с Шубертом), есть много из сказанного у Шопена, скажем, во 2-й балладе - если пояснять мысль, надо очень много писать. включая аналитические узко музыкальные вещи. Но если главной темой Даргомыжского видится грех и трагически переживаемая неотвратимость его последствий, то для Шуберта тут что-то глубже и неуловимеее. Понятнее всего это в финале `Мельничихи`, скажем. Счастье небытия. Нирвана. Не соображу, кто бы тут, кроме вот отчасти Шопена, был параллелью к Шуберту. Кстати, у всех троих - славянские корни, вот интересно (у Шуберта есть чешские предки вроде бы). Письма его удивительно обезличены, вот что я хотел сказать. А западные исполнители изображают зюсс. Конечно, я ужасно упрощаю.
Bauer(02.12.2011 13:32)
MargarMast писал(а):
Ну это было бы интересно, а всё-таки, может, Ну почему же не смог? Лет двадцать назад я приобрёл CD с записью 6-ойШуберта Рихтер исполнял больше своей немецкой половиной, а Караян не захотел этого признавать? То есть, Вы считаете, г-н musikus, что сам Караян настолько хорошо чувствовал тот самый `русский дух`, что мог сказать о Рихтере, что он - насквозь русский пианист? Нет, действительно, это ведь интересно - т.е., чувствовать-то он, может, и чувствовал, но сыграть, тем не менее, 6-ую (или 5-ую) симфонию Чайковского `по-русски` так и не смог, верно? Чайковского в исполнении Венской филармонии под управлением Караяна. На диске были ещё увертюра `1812` и `Славянский марш` с тем же Караяном. На мой ИМХО - само совершенство, и `русский дух` в этих записях ощущался ничуть не меньше, чем у Светланова или Федосеева. Вообще эта тема, на мой взгляд, некорректна. Дело не в национальной принадлежности, а в профессионализме и таланте. Все мы люди, все мы человеки, а уж русский с немцем - вообще родные братья по душевному складу, каким бы странным это утверждение ни показалось, und ich wei
Bauer(02.12.2011 13:34)
Опля! короткая немецкая фраза почему-то не прошла. А было мною сказано: `...и я знаю, о
чём говорю`.
Phalaenopsis(23.12.2012 22:13)
Serpentina писал(а):
Все ли немцы так думают? Почему? Неужели все Вот тот уникальный случай, когда мы должны радоваться,русские такие одинаковые? Чем вообще школа исполнения в одной стране отличается от школы исполнения в другой стране? потому что не умеем, но можем. Во всех остальных жизненных сферах у нас наоборот - можем, но не умеем.
Gladiator(25.12.2012 19:44)
мы не можем исполнять как немцы и на есть одна самая веская причина для этого - Мы
РУССКИЕ. При исполнение любого произведения нами превозносится особая русская душевность и лиризм, такова наша внутренняя перманентная составляющая. обусловленная многими факторами: географическими, природными и так далее.Поэтому не стоит говорить об этом серьезно. Колорит народной души делает свое дело и это кому-то не нравится,это их проблема. Не знаю играет ли тут роль европейский шовинизм или романо-германский космополитизм, с их стандартами как к жизни так оказывается к музыке, пусть попыхтят, может успокоятся, как у нас говорят перебесятся.
Phalaenopsis(25.12.2012 21:56)
А по-моему, это всё-таки надуманно.
Умеем, не умеем, пусть немцы судят как хотят. Пусть у них голова болит.
Romy_Van_Geyten(25.12.2012 22:13)
Gladiator писал(а):
играет ли тут роль европейский шовинизм или Немцы призадумалисьромано-германский космополитизм, с их стандартами как к жизни так оказывается к музыке, пусть попыхтят, может успокоятся, как у нас говорят перебесятся. и запыхтели, почесывая европейский шовинизм и романо-германский космополитизм...
Andrew_Popoff(25.12.2012 22:17)
Gladiator писал(а):
мы не можем исполнять как немцы и на есть одна И что? По-моему, это бредятина, а несамая веская причина для этого - Мы РУССКИЕ. причина. Нет причин кроме языковой фонетики. С песнями всегда проблема. В остальном нет никаких проблем. То же и с исполнением иностранцами русской музыки. Превосходно исполняют.
Gladiator(26.12.2012 08:59)
MargarMast писал(а):
Вот это да! Такого я ещё не слышала! А откуда Шуберт Великий пласт Европейской культур,а кто его предки никого неон это приобрёл? волнует
MargarMast(26.12.2012 09:06)
Gladiator писал(а):
Шуберт Великий пласт Европейской культур,а кто При чём тут это? Это как-то совершенно не вяжется сего предки никого не волнует тем, о чём был мой пост. Всё-таки хорошо было бы придерживаться какой-то логики. ;)
Gladiator(26.12.2012 09:11)
логика, строить дебри и истошно теряться в них, пытаясь уцепить истину. Можно вам
преклонится, как блюстителю порядка Всемирной гармонии.
MargarMast(26.12.2012 09:14)
Gladiator писал(а):
логика, строить дебри и истошно теряться в них, А Вами всё ясно. Пардон, я ошиблась адресом.
пытаясь уцепить истину. Можно вам преклонится, как блюстителю порядка Всемирной гармонии.
Gladiator(26.12.2012 09:16)
Пардон! О как высоко м заговорили. а можно мне не пардон, можно хорошую трепку от
деятельной тети) |
||
исполнения в одной стране отличается от школы исполнения в другой стране?