Правая створка триптиха Иеронимуса Босха `Сад земных наслаждений` носит название `Музыкальный ад`. Центральное место композиции, первое, что бросается в глаза - огромный дымящийся розовый пузырь, вызывающий физиологическое отвращение из-за подчеркнутого родства с животными внутренностями. Вокруг пузыря хоровод монструозных типов, ведущих за ручки безвольно-пассивных голеньких грешников. Показан момент зомбирования их звуками, выходящими из мешка, и движение оных по кругу, т.е. никуда(отсюда хоровод - как символ пустой, бесцельной растраты энергии). У автора нет сомнений, что волынка(а именно ее изобразил художник)- дьявольское изобретение, с помощью которого Сатана опускает человека в бездну греха, в конкретном случае побуждает к пьянству. Об этом свидетельствует тухлояйцеобразная таверна, рекламный флажок которой изображает ту же `желудкообразную` волынку.
С волынкой понятно. Ее присутствие в аду закономерно. Но что здесь делают `благородные` инструменты лютня и арфа? О, как красиво, `эстетично` распяты на них жертвы! Жабообразный монстр испускает с длинного языка ноты на задницу какого-то бедолаги, а толпа грешников поет по этим нотам песню. Глядя на эти безобразия, приходишь к выводу: МУЗЫКА-ЗЛО.
Конечно, музыкальные инструменты (кроме волынки) не являются злом как таковым. Ангелы ведь тоже играют на этих инструментах. Но в человеческих, несовершенных руках - это орудие Сатаны, ведущее к единой цели - удовлетворению животной плоти. Стало быть и музыка, сочиненная грешными людьми, греховна, в отличии от ангельской , так называемой `божественной музыки`, звучащей в сердце каждого молящегося...
Пройдет немало лет, прежде чем появится гений Баха, который переведет божественную музыку с ангельского языка на общедоступный человеческий и, то, что звучало на небесах, опустится на землю, сея в людях добро и благодать...
Пройдет немало лет, прежде чем появится гений Баха, который переведет божественную музыку с ангельского языка на общедоступный человеческий и, то, что звучало на небесах, опустится на землю
Кое-что довелось прочитать про Босха (хоть и совсем немного). И, судя по всему, как раз против такой музыки, как у Баха, и выступал Босх. Против полифонии, которая в его времена считалась `музыкой от дьявола`.
судя по всему, как раз против такой музыки, как у Баха, и выступал Босх. Против полифонии, которая в его времена считалась `музыкой от дьявола`.
`Братство Богородицы`, членом которой был Босх(впрочем, это тоже ставится под сомнение), действительно так и считало. По другим данным считается, что из всех музыкальных инструментов Босх признавал только орган. Единственным неопровержимым доказательством остаются его картины. Там и нужно искать истину. Честно говоря, к творчеству Босха я отношусь так же, как он к окружающему миру, т.е. с иронией. В своих фантасмогориях он передает свое личное, субъективное отношение, подчас довольно наивное. Судите сами. Представьте, что Вы всю жизнь живете в захолустье, где нет радио, телевидения и даже интернета. Культура-ниже плинтуса. Из всех немногочисленных музыкантов один более или менее приличный, и тот Киркоров. Как вы будите относится к музыке? Уверен - возненавидите. Так же как и Босх.
Друзья, появилась уникальная возможность детально рассмотреть картину Босха `Сад земных наслаждений`. Масштаб 1:1 !!! На сайте:
ШЕДЕВРЫ МУЗЕЯ ПРАДО НА GOOGLE
Исследуя `музыкальную тему` в творчестве Босха, не могу пройти мимо центральной створки триптиха `Воз сена`. Стог сена - олицетворение материальных благ, из-за которых идет борьба не нажизнь, а на смерть. На вершине стога, парящая над мирской суетой, восседает не обремененная борьбой за выживание любовная пара. За души этих праздных `олигархов` ведется борьба между Богом и дьяволом. Бог через ангела пытается донести свое `слово божье`. А чем соблазняет сатана? Он как всегда оригинален. Посылает какого-то бледноголубоватого бесенка с длинной дудкой вместо носа. Играя на этом странном инструменте, он выплясывает лихой танец. Понятно, что чудаковатый дудконос вне конкуренции. А чтобы не было никаких сомнений, молодой человек подыгрывает (вторит) ему на лютне. К какому выводу подталкивает нас художник? Если Бог пытается достучатся до людских сердец через слово, то универсальный язык дьявола, с помощью которого он пропускает свой яд в сознание человека - это музыка.
Если Бог пытается достучатся до людских сердец через слово, то универсальный язык дьявола, с помощью которого он пропускает свой яд в сознание человека - это музыка.
А что же это Вы, дьяволу музыку то отдали??? А Богу только слово!
Я бы отдал Богу безмолвие! Он не любитель поболтать! Вроде!:))
А что же это Вы, дьяволу музыку то отдали??? А Богу только слово!
Я бы отдал Богу безмолвие! Он не любитель поболтать! Вроде!:))
Но г-н balaklava все совершенно правильно написал. Картина Босха именно об этом. Единственное, с чем не соглашусь с ним - это то, что `перевод божественной музыки на человеческий язык` появился только с появлением Баха. Я не очень хорошо разбираюсь в музыке, но совершенно уверен в другом композиторе, появившемся за почти 200 лет до Баха. Это, конечно же, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.
На картине Брейгеля `Деревенский танец` в правом нижнем углу изображен волынщик с красным носом и оттопыренным гульфиком. Вульгарнопримитивная музыка, пьянство и разврат - три кита массовой народной гулянки.
На Руси эквивалент волынки - балалайка. Шариков, играющий на оном инструменте в `Собачьем сердце` - зрелище преотвратное. К `плохим инструментам`(т.е. действующие исключительно на животные инстинкты) можно еще отнести всевозможные дудки и барабаны. Но всех их затмевает электрогитара. Вот настоящее исчадие ада. Венец творения дьявола.
...сначала только строительные (свить гнездо, вырыть нору) а потом и так называемые животные (завести потомство).
Что-то я не видел ни разу, чтобы слушатели после прослушивания музыки пил и молотков, бежали вить гнезда, рыть норы и заводить потомства. Зато безвкусица и тупость после этого у них наблюдается с достаточной регулярностью.
У Брейгеля волынщик с оттопыренным гульфиком. Вульгарнопримитивная музыка, пьянство и разврат На Руси... электрогитара... Венец творения дьявола.
Правда, волынщик с преступно-красным носом сидит у Брейгеля не справа, а слева. Ну да это мелочи. Главное - другое.
Экой Вы, однако ж, ригорист да моралист...
И где уж там такой-то уж разврат Вы усмотрели? И как, главное, Вы поняли, что музыка была вульгарно-примитивной?
Единственным неопровержимым доказательством остаются его картины.Там и нужно искать истину/субъективное отношение,подчас довольно наивное.
В целом анализ триптиха Босха ,сделанный г-ном Балаклава ,мне был весьма любопытен ,и я бы готова была согласиться со многим.Однако мне совсем не понятным осталось то, почему уважаемый Балаклава считает, что Босх ` подчас довольно НАИВЕН `.
Далее.Многие годы мне тоже доводилось в своё время считать, что именно ТВОРЧЕСТВО писателя/художника/ композитора/поэта (и так далее)наилучшим образом выражают его(художника) ПОДЛИННУЮ ЛИЧНУЮ ПОЗИЦИЮ и что всегда можно найти по поводу таковой позиции ИСТИНУ именно там, в творчестве.Но последующие годы ` странствий` и анализа меня заставили в корне пересмотреть это моё прежнее воззрение,ибо я заметила и поняла, что таковая истина далеко не всегда бесспорна и что не всегда то или иное творчество художника или какого-либо философа НА САМОМ ДЕЛЕ правдиво отображает СОБСТВЕННУЮ позицию автора(гражданскую либо научную).Вот почему я не склонна спешить думать,что Босх ДЕЙСТВИТЕЛЬНО имел что-то по-настоящему серьёзное ПРОТИВ МУЗЫКИ.И , уважаемые , не будем всё же забывать, что Иероним был адептом(хоть это и ставится почему-то под сомнение), а следовательно он, подобно и Леонардо,и Бёме, и Микеланджело, и многим другим гениям культурного социума , выполнял в своих работах( а в данном случае это картины)прежде всего некие задания Ордена/Организации, а вовсе не СВОЮ ЛИЧНУЮ ПОЗИЦИЮ.
а следовательно он выполнял в своих работах прежде всего некие задания Ордена/Организации
Однако при жизни, как я слышал, `благодаря` его работам его чуть от церкви не отлучили.
А то, что он считал полифонию `музыкой от дьявола`, думаю, правда. Тогда позиция церкви была такова.
то универсальный язык дьявола, с помощью которого он пропускает свой яд в сознание человека - это музыка.
Да, согласна, музыка-- универсальный язык. А по поводу дудконосого чертёнка мне пришло на ум воспоминание о том, что именно с носом и,сообветственно, обонянием в восточных учениях йогов связывалась первая, т.н. `коренная ` чакра --муладхара, которую (помимо её прочих аспектов ) принято связывать с сексуальностью в низших её аспектах и так называемыми `плотскими вожделениями `. Поэтому -то выбор Босха,павший на атрибут ` нос ` ,мне лично кажется весьма тонким, удачным и-- для понимающего-- очень показательным.Кроме того, дудкообразная форма оного намекает на волновую природу--ну хотя бы через аллюзию на ` музыку `, а значит и на ` звук ` .
Официальная позиция церкви, дорогой Интермеццо, не выражает сути происходящего почти никогда.Напротив, церковь чаще всего склонна создавать некую видимость своей позиции, идущую вразрез с научно-техническим и культурологическим процессом.Я лично не встречала никаких данных о том, что Босха ПЫТАЛИСЬ отлучить от церкви.Но я Вам верю: Вы могли,конечно, такое встечать(могли бы указать источники? ).Наоборот, я знаю, что Босх в своё время был очень уважаемым автором не только для своего Братства Богоматери,в чьих архивах сохранились документы , подтверждающие связь Иеронима с этой организацией, но и для весьма богатых и влиятельных особ своего времени, в том числе и коронованных(Филипп Красивый, Филипп 2-й Испанский и так далее).
Так вот, как преданный `сын ` своего Ордена Босх не мог бы выражать свою ЛИЧНУЮ позицию впереди воли вышестоящего Братства.Поэтому я нисколько не верю в то, что он САМ реально выступал против Музыки.И кроме того, ведь его творчество наверняка было тесно связано со средневековой алхимией и предшествующими традициями, вот почему символика его картин ни в коем случае не несёт БУКВАЛЬНОГО И ПРЯМОЛИНЕЙНОГО смысла, который порою некоторые пытаются усматривать в этих полотнах.Вот именно, как раз принижение картин Босха до чего-то простого и НАИВНОГО мне кажется совершенно недопустимым и неосторожным.
Интересно. Насколько крепко в России закрепилось за этим художником имя Босх, хотя он для всего мира Бош (Bosch)!
Я, кстати говоря, видела в каком-то альбоме картину Боша с его подписью - ничего похожего на имя `Бош` там не было! Во всяком случае, на сочетание sch, написанное готическими буквами.
Правда, волынщик с преступно-красным носом сидит у Брейгеля не справа, а слева.
Дело в том , что у Питера Брейгеля Старшего две картины под названием `Крестьянский танец`. Та,которую я описывал, имеет еще другое название - `Танец невесты`. Там и народу побольше и еще кое-чего. Эту картину в советское время игнорировали, т.е. не печатали. Думаю из-за того,что автор дал `неверную` трактовку образа фламандского крестьянина, выпячивая недостатки оного(а на деле `достоинства`). Волынщик там настолько красноречиво изображен, что других звуков, кроме вульгарных, я представить себе не могу. Увы...
И, конечно, моралист из меня никакой, и уж тем более ригорист. Моя цель - исследовать тему, не более.
...выполнял в своих работах( а в данном случае это картины)прежде всего некие задания Ордена/Организации, а вовсе не СВОЮ ЛИЧНУЮ ПОЗИЦИЮ.
Я думаю, что и то и другое. Хотя мне все равно: личная это позиция художника, или плод коллективного разума. Одно могу сказать уверенно-это не заказуха. Посмотрите в google с какой любовью выписаны детали, цвет! А с каким вдохновением написаны горящие мельницы! О чем рассказывает своей спутнице юноша с синей ягодой вместо головы? Ведь она(спутница разумеется) его так внимательно слушает... Если бы я был музыкантом, то написал бы на этот триптих сюиту в трех частях(`Рай`,`Сад` и`Ад`)...
не верю в то, что он САМ реально выступал против Музыки.
Вы знаете, а я вот верю. Во всяком случае в период написания данной картины. В `Раю` и в `Саде` нет ни одного(!) музыкального инструмента - все они в `Аду`. В дальнейшем его позиция несколько смягчилась и уже в последующих своих работах Босх щедро раздавал трубы ангелам...
Дело в том , что у Питера Брейгеля Старшего две картины под названием `Крестьянский танец`.
Темна вода... У меня масса альбомов и, тем более, отдельных репродукций Брейгеля, все - в иностранных изданиях и - ничего подобного. И зачем в советское время нужно было замалчивать какую-то отдельную картину художника 16-го века?Что за притча?
Дело в том , что у Питера Брейгеля Старшего две картины под названием `Крестьянский танец`.
Это какая-то загадка... Имею целый ряд альбомов Брейгеля. Нигде ничего подобного. И отчего это надо было в советское время замалчивать художника 16-го века?
Темна вода...И зачем в советское время нужно было замалчивать какую-то отдельную картину художника 16-го века?Что за притча?
Обнаружил интересный факт. Оказывается картина `Крестьянский танец`(Танец невесты) подлежала цензуре и нигде-нибудь, а на Западе. В целях соблюдения нравственности ее умело подретушировали(к счастью только на репродукциях)- укоротили гульфики у волынщика и двух танцующих. Вот такая вот притча. Спасибо за наводку.
Уважаемый dushah,всё собиралась спросить: а почему ` брОйгель ` ? Вы подразумеваете прочтение его фамилии на голландском? Голландский весьма близок к немецкому, даже является его родственником, поэтому у них много общего и в грамматике, и в произношении.
Фамилия ` Брейгель ` пишется как `Bruegel`--типично, кстати, тоже для немецкого в мужском роде.Но в ней мы видим сочетание ` ue ` ,а вовсе не `eu ` (каковое по правилам немецкого как раз и читается как единая фонема ` о ` ). Вот почему и спрашиваю, от какого источника/причины Вы отталкивались в этом своём посте.
воспоминание о том, что именно с носом в восточных учениях йогов связывалась чакра --муладхара, которую принято связывать с называемыми `плотскими вожделениями `
...правильно, Нос Гоголя тоже ведь не только нос... Барков часто писал про эту чакру.
чёрт, не хочет...
смотрите транскрипцию: http://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель_Старший,_Питер
Да, верно,это звук, приближённый к одному из немецких умляутов(изобразить его тут не могу).Но в голландском вроде как раз тоже этот звук будет в транскрипции для сочетания ` eu ` .А там, кстати, совсем наоборот в фамилии. Впрочем, голландского я так не знаю.Поймите верно, я не к Вам придираюсь,наоборот,Вам я склонна доверять, но я люблю точность,поэтому и спросила сегодня, хотя ещё давеча споткнулась о Ваш пост. Ну, попытаюсь потом выяснить для себя произношение.
Спасибо ещё раз за ссылку.С уважением, ф.К.
Обнаружил интересный факт. Оказывается картина `Крестьянский танец`(Танец невесты) подлежала цензуре и нигде-нибудь, а на Западе.
Уважаемый Балаклава! Не могли бы Вы указать источник,где конкретно написано о двух картинах ` Танец невесты ` ? Я такого не припомню.У меня впечатление, что Вы ошиблись нечаянно.Поскольку точное совпадение размеров ,единство стиля и сродственная тематика заставляет многих искусствоведов рассматривать ` Крестьянский танец ` и ` Крестьянскую свадьбу ` как ` пару ` . А именно о паре Вы и писали поначалу. Однако теперь резко своё мнение переменили почему-то и говорите, что где-то на Западе ` исправляли ` ` Крестьянский танец ` . И г-ну Музикусу, и мне было бы интересно прочесть эти материалы, потому что мы(независимо друг от друга) любим живопись того периода. Заранее признательна за ответ.
...где конкретно написано о двух картинах ` Танец невесты ` ? Я такого не припомню.У меня впечатление, что Вы ошиблись нечаянно...
Нет, я не ошибся, уважаемая Фраканио. Давайте разберемся попорядку. Существует всем известная картина Брейгеля `Крестьянский танец` - слева сидящий волынщик, справа танцующая пара. У этой картины есть парная под названием `Крестьянская свадьба`(за длинным столом сидят пирующие). Так вот - забудьте про эти картины . Речь не о них, а о совсем другой картине под двойным названием `Крестьянский танец` или `Танец невесты`. Многофигурная композиция с волынщиком, стоящим в правом нижнем углу... Пока все. Продолжение следует...
Речь не о них, а о совсем другой картине под двойным названием `Крестьянский танец` или `Танец невесты`. Многофигурная композиция с волынщиком, стоящим в правом нижнем углу...
Извините. Может мне не солило вмешиваться.
А Вы не путаете Старшего Брейгеля с Младшим, у которого, действительно, есть картина с деревенской свадьбой и волынщиком в правом углу?
А Вы не путаете Старшего Брейгеля с Младшим, у которого, действительно, есть картина с деревенской свадьбой...
Вы как в воду смотрите, уважаемый Таганцев. Об этом я и хотел поведать. Оригинальная картина Питера Брейгеля СТАРШЕГО `Крестьянский танец`, она же `Танец невесты`(изображена девушка с рыжими распущенными волосами) находится в Дейтройте. Питер Брейгель МЛАДШИЙ, известный миру, как копиист произведений своего отца, справил вольную копию и этой картины, изрядно `отредактировав` ее. Убрал блудодея валторниста(нет человека-нет проблем), остальных обрызгал `духами изящества` и обсыпал `пудрой целомудрия`. В результате реальность превратилась в миф. Этакая гламурная крестьянская тусовка в стиле СмЕтаны. Компост для будущих сладеньких пасторалей Буше...
Жабообразный монстр испускает с длинного языка ноты на задницу какого-то бедолаги, а толпа грешников поет по этим нотам песню.
Эти ноты полтысячелетия оставались только изображением на полотне, а потом шведский ансамбль старинной музыки «Vox vulgaris» исполнил композицию на основе этой нотной записи. Она вошла в их альбом «The shape of medieval music to come». Вот что они писали в сопроводительной заметке к альбому:
Иероним Босх (1450–1516) до сих пор был известен только как художник, а «Vox Vulgaris» впервые рассматривает его как композитора. Пятьсот лет спустя после смерти автора впервые исполняется «Рай радостей земных», музыкальная пьеса, основанная на нотном фрагменте, который этот необычайнейший средневековый художник разместил на мужской заднице, изображённой на триптихе под тем же самым названием.
Несмотря на то что музыка на пластинке «The shape of medieval music to come» — средневековая, а инструменты — аутентичные, шанс того, что здесь достигается хотя бы приближение к тому, как музыка могла проявляться в Средние века, исчезающе мал. Мы не ищем никаких исторических истин, а некоторые из них и невозможно отыскать, если даже они вообще существуют. Скорее в попытке найти место на замусоленной воображаемой шкале между скованным «аутентичным» и напряжённым «рокообразным» мы ставим целью отыскать третий путь, создать музыку, которая одновременно была бы совершенно современной и совершенно средневековой. Мы полагаем, что это единственный способ играть живую средневековую музыку в наше время, даже если мы видим лишь немногие сохранившиеся нотные фрагменты и инструменты, которые считаем неисчерпаемым родником музыкального творчества.
`Музыкальный ад`. Центральное место композиции, первое, что бросается в глаза - огромный
дымящийся розовый пузырь, вызывающий физиологическое отвращение из-за подчеркнутого
родства с животными внутренностями. Вокруг пузыря хоровод монструозных типов, ведущих за
ручки безвольно-пассивных голеньких грешников. Показан момент зомбирования их звуками,
выходящими из мешка, и движение оных по кругу, т.е. никуда(отсюда хоровод - как символ
пустой, бесцельной растраты энергии). У автора нет сомнений, что волынка(а именно ее
изобразил художник)- дьявольское изобретение, с помощью которого Сатана опускает человека
в бездну греха, в конкретном случае побуждает к пьянству. Об этом свидетельствует
тухлояйцеобразная таверна, рекламный флажок которой изображает ту же `желудкообразную`
волынку.
С волынкой понятно. Ее присутствие в аду закономерно. Но что здесь делают `благородные`
инструменты лютня и арфа? О, как красиво, `эстетично` распяты на них жертвы! Жабообразный
монстр испускает с длинного языка ноты на задницу какого-то бедолаги, а толпа грешников
поет по этим нотам песню. Глядя на эти безобразия, приходишь к выводу: МУЗЫКА-ЗЛО.
Конечно, музыкальные инструменты (кроме волынки) не являются злом как таковым. Ангелы
ведь тоже играют на этих инструментах. Но в человеческих, несовершенных руках - это орудие
Сатаны, ведущее к единой цели - удовлетворению животной плоти. Стало быть и музыка,
сочиненная грешными людьми, греховна, в отличии от ангельской , так называемой
`божественной музыки`, звучащей в сердце каждого молящегося...
Пройдет немало лет, прежде чем появится гений Баха, который переведет божественную
музыку с ангельского языка на общедоступный человеческий и, то, что звучало на небесах,
опустится на землю, сея в людях добро и благодать...