Валерий Грантович Арзуманов
ВАЛЕРИЙ ГРАНТОВИЧ АРЗУМАНОВ (Род. 1944)









Последние комментарии к произведениям композитора

evc (01.10.2012 19:34) не в сети не в сети
спасибо, Михаил!
имя Валерия Арзуманова мне было известно только по упоминаниям, очень интересно
познакомиться с творчеством этого композитора.
интересна и его судьба.
в свободном доступе не увидел записей его сочинений...
patlayenko (03.10.2012 23:24) не в сети не в сети
.... сын! Заставил меня выслушать все 27 легких (не всегда)пьес. Я скажу - это
ге-ни-аль-но! Эти слова относятся и к исполнителю.
Яркий пример того,как банальности можно облагородить и поднять до уровня высокого
художества.Конечно,хотя пьесы и легкие,но не каждому исполнителю они будут по плечу,и
главное - по душе.
MargarMast (29.10.2012 09:55) не в сети не в сети
Ваще! Просто класс!
MargarMast (29.10.2012 10:15) не в сети не в сети
Слушайте Михаила Коллонтая! Он просто потрясающий пианист - такой диапазон - от
замечательного лиризма до ярко выраженного драматического начала. И всё - с какой-то
удивительной лёгкостью и воздушностью игры. Просто прелесть, что такое.
Mikhail_Kollontay (02.07.2014 07:55) не в сети не в сети
Запись 2001 года, оказывается - нашел мастердиск.
Mikhail_Kollontay (02.07.2014 08:12) не в сети не в сети
Надо еще чуть пояснить, наверное. Несмотря на `узнаваемость`, цитат тут или почти нет (за
исключением только цитаты в `...провожала`), или какие-то случайные элементы и мотивы. Мы
специально обсуждали эту тему с автором. Еще одно. Валерий в свое время создал огромное
количество песен под гитару, авторское такое искусство, на свои слова. (Однажды он мне это
продемонстрировал, в 1992, что ли, году - сам играл, сам пел.) Говорил, что их штук за
300. Но всё это не записано, живет только в устной традиции и в голове автора, много раз я
пытался Арзуманова уговорить их записать аудио, бесполезно, а сейчас, наверное, половину
он и перезабыл. Так вот, а эти пьесы возникли как фортепианный вариант каких-то из них,
если только я верно понял слова автора. Еще. Сочинение издано в России, благодаря Саше
Вустину, в начале 90-х, я редактировал сам и, к сожалению, в издании есть ошибки. Но
Валера виноват сам: он не просмотрел рукопись, а там были авторские описки и недосмотры.
Таким образом, верить надо этой записи, а не нотам, в случае недоумений. Надеюсь когда-то
ноты эти добавить.

Понятно, что тут - детство и молодость автора, думаю, это всем и так понятно. Люди могли
слышать только ту музыку,которая неслась из черных тарелок репродукторов.

На мой взгляд, 25 русских песен Владимира Рябова - они тоже есть в архиве - возникли под
влиянием этого опуса Арзуманова. Но у Володи именно обработки известных мелодий, разница
большпя все-таки. - Я имел радость исполнять 27 пьес в Москве в середине - конце 1980х
(впервые - в Доме художников на Гоголевском бульваре). Пришлось запрашивать специальное
разрешение Хренникова, ибо эмигрантов играть не разрешалось - началась перестройка. По
слухам, Хренников ответил `а почему нет?` Это был как минимум один из первых таких
случаев. В те годы сочинение вызвало у некоторых неприятие, у некоторых культурный шок, у
некоторых бесконечное восхищение.

Хорошо бы знать контекст творчества Арзуманова, хотя бы раннее оркестровое сочинение,
которое представлено в архиве.
andreiKo (29.05.2016 19:11) не в сети не в сети
А как бы ноты достать? - интересно посмотреть, как некоторые моменты ритмически записаны.
Mikhail_Kollontay (29.05.2016 19:14) не в сети не в сети
andreiKo писал(а):
А как бы ноты достать? - интересно посмотреть, как
некоторые моменты ритмически записаны.
Вы знаете, как ни странно, издано в Сов.к-ре
примерно в 1990. Вероятно, в библ. СК должны быть. Если нет, надо думать. У меня есть, но
нет сканов. Ритм да. Это автор же у Мессиана учился.
Mikhail_Kollontay (29.05.2016 19:16) не в сети не в сети
Но есть ошибки, зёвнутые самим автором в рукописи. Я сам редактировал, так что отвечаю.
Подробности я забыл. Но в случае чего - надо скорее верить моей записи, а не нотам.
Mikhail_Kollontay (01.04.2019 18:12) не в сети не в сети
Как нарочно, в связи с 2022 годом, попался в руки текст для буклета диска, который так и
не вышел. Вероятно, и текст так и остался втуне. Он сейчас уже выглядит устаревшим и
убогим, но пусть будет, даже просто как документ. написал, вероятно, в 2000 году. По ходу
затрагивается биография Валерия, детство и часть юности прожившего в Воркуте с
послекаторжными родителями, затрагивается его жена француженка Катрин Арзуманова, их
трудная жизнь во Франции после женитьбы и переезда четы во Францию, где не было ни кола ни
двора довольно долгое время. Ближайшие и очень дорогие мне люди, оба.

***

...Продолжение “Одиссеи”. Сидел, сидел Улисс в своей греческой Итаке, и вот решил он с
Пенелопой посмотреть, не удастся ли пожить у троянцев. Потому что родная его Итака с
течением тысячелетий превратилась в груду камней, затянутых землей. Кто был, для примера,
в Микенах (в нашем, 20-м веке), тот вспомнит, каково там - не туристу, а обитателю. - А
вот история троянцев, с тех пор как они переехали в Западную Европу, развивалась
противоположно. Не руины, а новая, динамичная цивилизация, равнодушная к человеку,
цивилизация муравьёв, твёрдо знающих своё простое дело, вот Рим, он же и Новая Троя.

Впервые не было ни Калипсо, ни лагерей Воркуты - этой Сциллы и Харибды, ни даже
нестереоскопического Полифема, этого русского общественно-художественного сознания. Ничего
- только пустыня, в которой и предстояло уметь жить внутренней жизнью, веруя в то, что
это, самое страшное странствие, духовное странствие, приведет во Святый Град, на небесный
Остров Итаку.

Поэтому те песни, которые Одиссей слагал в своём уединении - песни для себя и Пенелопы.
Не нужны и не понятны они тому, чья цивилизация только и создаётся дисциплиной ходьбы в
затылок. Не нужны эти песни и сородичам: не рады они песням свободного человека, бывшего
их со-узника. Потому что может ли что быть хуже ревности безнадёжно порабощенного, но
свободно-рождённого - к освободившемуся рабу?

Искусству Валерия Арзуманова нет аналогий. Можно лишь попытаться предостеречь от ошибок.

Например, не стоит думать, что фортепианные пьесы Арзуманова ор. 74 - это обработки
советских песен. Набор клише - да, он сознательно используется, но цитат почти нет. Может
быть, только “Детский альбом” Петра Чайковского и приходит на память, вот, такой же набор
уличных околомузыкальных шумов, и такая же игла в сердце, такое же пророчество о новом
(театральном?) модерне, который ведь уже пришёл: ведь в отношении “Петрушки” Игоря
Стравинского Чайковский - только предтеча. Чей предтеча Арзуманов, мы узнаем очень скоро,
хватит немногих лет. Но именно Арзуманов есть первый композитор надвигающихся бурь 2022
года…

Не стоит также думать, что загадочные вокальные опусы Валерия - это продолжение романов
Достоевского сегодня. Спору нет, вновь мы удивлённо изучаем очередные близорукое пятое
Евангелие и подслеповатое новое Откровение, вновь, как и в “Преступлении и наказании”
наблюдаем пародирование Голгофы. Как Раскольников есть пародия Иисуса Христа, или Порфирий
Петрович - Понтий Пилат, Сонечка - Мария Магдалина, Разумихин - Иоанн Богослов, так и у
Арзуманова “как по воде” идёт некий лирический герой, а некий Он, как настоящий ребе,
слушает тяжбы. - Не стоит всё же обманываться, потому что подобные таковым потуги мысли -
только отходы, пусть и бедной, внутренней жизни, которая, однако же, несравненно богаче
тех ограниченных, односторонних “идей”, к помощи которых, как к костылям, обращается наш
композитор.

На диске представлены работы Арзуманова середины восьмидесятых - начала девяностых годов.
Кто хочет знать всего Арзуманова, должен утонуть в океане разных эпох и даже стилей,
которыми пользуется Валерий в разные периоды своей жизни.

Михаил Коллонтай
patlayenko (04.10.2012 18:10) не в сети не в сети
К сожалению - интересно, - не более.
victormain (04.10.2012 23:22) не в сети не в сети
В 25 лет в Петербурге 1969-го года?! Шикарно!
AWB222 (24.04.2016 12:44) не в сети не в сети
Согласен с Виктором. Для 1969 года в СССР это очень смело и свежо. Тем более, учитывая
возраст композитора!
А что с ним сейчас? В интернете информации мало.
Mikhail_Kollontay (24.04.2016 13:14) не в сети не в сети
AWB222 писал(а):
что с ним сейчас
Валера мой друг, если надо
связать, нет проблем. Он живет во Франции, в Нормандии, имеет огромнейшую семью и не менее
огромное количество сочинений написал. (Но совсем другого плана, чем это.) Я не одно
сочинение Арзуманова сыграл и записал, в том числе в самое нежное время - середина 80-х.
Чуть ли не первым он оказался эмигрантом, которого сыграли, причем для этого пришлось
запрашивать лично Хренникова (через Москонцерт). ТН ответил: а почему бы и нет? И поехало.
AWB222 (09.03.2018 01:55) не в сети не в сети
Второе прослушивание, второй комментарий. Это очень талантливо , смело, зрело, мощно.
Думаю, что на меня лично в живом исполнении это сочинение призвело бы еще более сильное
впечатление, Жаль, что сегодня аудитория слушателей такой музыки скукожилась до
неприличия, что заметно по очень скромной реакции публики, и где ? В Австрии!! Пусть не в
Вене, но именно в той стране, которая дала нам Альбана Берга.
Браво Валерий Грантович! И комплимент оркестру и дирижёру!
Mikhail_Kollontay (09.03.2018 04:19) не в сети не в сети
AWB222 писал(а):
Второе прослушивание, второй комментарий. Это очень
талантливо , смело, зрело, мощно. Думаю, что на меня лично в живом исполнении это
сочинение призвело бы еще более сильное впечатление, Жаль, что сегодня аудитория
слушателей такой музыки скукожилась до неприличия, что заметно по очень скромной реакции
публики, и где ? В Австрии!! Пусть не в Вене, но именно в той стране, которая дала нам
Альбана Берга.
Браво Валерий Грантович! И комплимент оркестру и дирижёру!
Может, Вы бы нашли
возможность поиграть Валерины сочинения? Он давно не пишет для оркестра, только в камерных
жанрах, но хоть бы вот эти пару сочинений. Контакты могу подсказать.
musikus (09.03.2018 11:19) не в сети не в сети
AWB222 писал(а):
Это очень талантливо, смело, зрело, мощно.
В
всяком случае стилистически очень цельно. Такое погружение в тьму подсознания...
Mikhail_Kollontay (02.07.2014 17:44) не в сети не в сети
Три вокальных цикла (Либерова-Коллонтай) были записаны в присутствии автора и как бы
авторизованы. Запись же ф-ных пьес ор.74 была проблематичной, всё было записано дважды при
авторе, и всё неудачно; только на третий раз - и уже без него - вышло то, что выложено в
архиве.
lesovichenko (05.10.2014 16:31) не в сети не в сети
Музыкальная идея очень интересная, а вот содержание текста вызывает вопросы. Исполнено
замечательно.
Opus88 (06.09.2015 02:31) не в сети не в сети
Создалось впечатление, что текст для иностранцев.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru