Эркки Мелартин
ЭРККИ МЕЛАРТИН (1875–1937)







4 пьесы для фортепиано op. 75
5 песен для вокала с фортепиано op. 69
5 пьес для фортепиано op. 11
6 пьес для фортепиано op. 7
7 пьес для фортепиано op. 98
9 пьес для фортепиано op. 76
Marionettes
Pastorale
`Certosa` для фортепиано op. 27/2
`Herbstgedanken` для фортепиано op. 11/3
`Iltakuva` для фортепиано op. 18/4
`Lastuja III`, пьесы для фортепиано op. 34
`Lastuja II`, пьесы для фортепиано op. 9
`Lastuja IV`, пьесы для фортепиано op. 48
`Lastuja I`, пьесы для фортепиано op. 7
`Robustamente` для фортепиано op. 85/18
`Sursum corda` для органа (1925) op.125
`Virran reunall`` для фортепиано op. 25/2
`Адель`, вальс для фортепиано op. 49/3
`Анетта-София`, вальс для фортепиано op. 49/1
`Бельгийские впечатления`, лирическая сюита № 3 (1914)
`Блуждающий огонёк` для фортепиано op.118/5
`В горах` для фортепиано op. 98/3
`В Сало, Финляндия` для фортепиано op. 27/3
`Ведьма` для фортепиано op.118/3
`Весеннее утро` для фортепиано op. 85/17
`Вечер в Венеции` для фортепиано op. 85/6
`Вечер перед бурей` для фортепиано op. 85/8
`Вечер` для фортепиано op. 23/4
`Вечерние звуки` для фортепиано op. 67/1
`Вечерний мир` для фортепиано op.123/1
`Вечерний отдых` для фортепиано op. 76/8
`Виолет`, вальс для фортепиано op. 49/4
`Волны` для фортепиано op. 48/3
`Воспоминание` для фортепиано op. 87a/5
`Восточная ночь` для фортепиано op.127/5
`Гобелен` для фортепиано op. 48/4
`Голоса из сумерок`, 5 пьес для фортепиано op.110
`Грустный сад`, 5 пьес для фортепиано (1906) op. 52
`Два лебедя` для фортепиано (1899) op. 5/1
`Две недели`, 7 пьес для фортепиано op.143
`Древнегреческая церемония` для фортепиано op. 85/1
`Жонглёр` для фортепиано op.129/6
`Заклинание` для фортепиано op.118/4
`Зимняя дорога` для фортепиано op. 85/10
`Игра теней` для фортепиано op.104
`Изгородь из роз` для фортепиано op. 76/1
`Легенда II` для фортепиано op. 12
`Легенда IV` для фортепиано op.174
`Легенда I` для фортепиано op. 6
`Летний вечер` для фортепиано op. 18/5
`Меч троллей: Балетная сцена` для фортепиано (1906) op. 39/19
`Меч троллей: Менуэт Хофдамерны` для фортепиано (1906) op. 39/18
`Меч троллей: Шествие` для фортепиано (1906) op. 39/17
`Мир` для фортепиано op. 11/1
`Музыкальная шкатулка` для фортепиано op. 85/7
`Мысли` для фортепиано (1915) op. 92/3
`На горе` для фортепиано op. 18/2
`На пляже` для фортепиано op. 18/3
`Ностальгия по дому` для фортепиано op.126/1
`Ночь` для фортепиано (1899) op. 8/3
`Обещание` для фортепиано op. 85/23
`Одинокие души` для фортепиано (1899) op. 5/2
`Осенний ветер` для фортепиано op. 87/3
`Осенняя ночь` для фортепиано op. 85/14
`Осенняя ночь` для фортепиано op. 85/14
`Осень` для фортепиано op.118/1
`Песня прялки` для фортепиано op. 35/8
`Праздничное утро` для фортепиано op. 87/2
`Предчувствие` для фортепиано op. 85/21
`Прощай` для фортепиано op. 34/3
`Прощание` для фортепиано op. 48/5
`Решение` для фортепиано op. 85/22
`Сакуры в цвету в Японии` для фортепиано op. 85/5
`Силуэтты`, пьесы для фортепиано op.120
`Синий час` для фортепиано op. 9/5
`Спящая красавица`, музыка к пьесе op. 22
`Спящая красавица`, сюита (1911)
`Сумерки в снегу` для фортепиано op. 87/1
`Сумерки у реки` для фортепиано op. 98/2
`Таинственный лес` для фортепиано op.118/2
`Танец невесты` для фортепиано op. 67/4
`Танец огня` для фортепиано EM 238
`Танец тролля` для фортепиано op.118/6
`Тереза`, вальс для фортепиано op. 49/2
`Тихий вечер` для фортепиано op. 85/9
`Шествие` для фортепиано op.123/4
Ариетта для фортепиано op. 25/4
Багателла для фортепиано op. 85/16
Багатель для фортепиано op. 83/3
Баллада для фортепиано op. 27/4
Баллада для фортепиано op.129/5
Баркарола для фортепиано (1909) op. 59/1
В темпе мазурки для фортепиано op. 85/20
Вальс для фортепиано op. 23/2
Вариации и фуга на оригинальную тему для фортепиано op. 2
Весенняя песня для фортепиано op. 9/4
Вечерняя песня для фортепиано op. 9/1
Восточная пьеса для фортепиано op. 34/5
Деревенский танец для фортепиано op. 76/3
Идиллия для фортепиано op. 27/1
Идиллия для фортепиано op.123/3
Интермеццо для фортепиано op. 83/2
Интермеццо для фортепиано op. 85/19
Интермеццо для фортепиано (1909) op. 59/4
Канон для фортепиано op. 85/11
Каприччио для фортепиано op. 85/2
Колыбельная для виолончели (альта) и фортепиано (трио) op.121/3
Колыбельная для скрипки и фортепиано op. 44/4
Колыбельная для фортепиано op. 83/7
Колыбельная для фортепиано op. 75/3
Колыбельная для фортепиано op. 23/3
Колыбельная для фортепиано op. 9/2
Колыбельная для фортепиано op. 34/2
Колыбельная для фортепиано op. 48/1
Колыбельная для фортепиано (1909) op. 59/3
Колыбельная для фортепиано (1915) op. 92/4
Концерт для скрипки с оркестром (1913)
Ламент для скрипки и фортепиано EM 247
Лирические пьесы I для фортепиано (1909) op. 59
Лирические пьесы для фортепиано op. 18
Листок из альбома для фортепиано op. 76/6
Маленькие вариации для фортепиано op. 48/2
Маленький гавот для фортепиано op. 25/5
Маленький марш для фортепиано op.123/6
Маленький танец для фортепиано op. 76/9
Медитация для фортепиано op. 85/4
Медленный вальс для фортепиано op. 53/3
Мелодия для фортепиано op. 76/4
Мелодия для фортепиано op. 9/3
Менуэт для виолончели (альта) и фортепиано (трио) op.121/2
Менуэт для виолончели и фортепиано (1899)
Менуэт для фортепиано op. 83/5
Менуэт для фортепиано op. 23/1
Миниатюрный вальс для фортепиано op.129/1
Миниатюры II для фортепиано op. 35
Миниатюры для фортепиано op. 23
Народная песня для фортепиано op. 76/7
Народная песня для фортепиано op. 18/1
Народная песня для фортепиано op. 85/12
Ноктюрн для виолончели (альта) и фортепиано (трио) op.121/4
Пастораль для фортепиано op.123/5
Пастораль для фортепиано op. 23/6
Похоронная песня для фортепиано op. 9/6
Похоронный марш для фортепиано op.123/2
Праздничная прелюдия для органа (1931) EM 46
Праздничная прелюдия для фортепиано (1920) op.112/5
Прелюдии № 9-11 для фортепиано op. 85/9-11
Прелюдии №22-24 для фортепиано op. 85/22-24
Прелюдии, Книга 1 для фортепиано op. 85/I
Прелюдии, Книга 2 для фортепиано op. 85/II
Прелюдии, Книга 3 для фортепиано op. 85/III
Прелюдия для камерного оркестра и фортепиано op.102/1
Прелюдия для фортепиано op. 25/1
Прелюдия для фортепиано op. 34/1
Романс для фортепиано op. 85/15
Романс для фортепиано (1899) op. 8/2
Романс для фортепиано (1909) op. 59/2
Ронделе для фортепиано op. 76/2
Симфония № 1 до минор (1902)
Симфония № 2 ми минор (1904)
Симфония № 3 фа мажор (1906-1907)
Симфония № 4 `Летняя` ми мажор (1912)
Симфония № 5 `Краткая` ля минор (1916)
Симфония № 6 (1925)
Скерцино для фортепиано op. 85/13
Скерцо для фортепиано op. 67/2
Сонатина для фортепиано op. 84
Старая история для фортепиано op. 76/5
Струнное трио op.133
Струнный квартет №1 (1896) op. 36
Танец пиратов для фортепиано op.160/10
Танец Саломеи для фортепиано (1905) op. 41/3
Тарантелла для фортепиано op. 23/8
Утренняя песня для фортепиано op. 83/1
Утренняя серенада для виолончели (альта) и фортепиано (трио) op.121/6
Фантазия для скрипки и фортепиано (1897)
Финская народная песня для фортепиано op. 23/7
Финский танец для фортепиано op. 34/4
Экспромт для фортепиано (1909) op. 59/5
Элегия для фортепиано op. 83/6
Элегия для фортепиано op. 67/3
Элегия для фортепиано (1899) op. 8/1
Энерджико для фортепиано op. 85/24
Эскиз для фортепиано op. 83/4
Этюд для фортепиано op. 33/2
Этюд для фортепиано op. 85/3
Юмореска для фортепиано op. 25/3
Юмореска для фортепиано op. 75/1
Японский танец для фортепиано op. 23/5


Последние комментарии к произведениям композитора

Cypros (13.04.2012 09:47) не в сети не в сети
Симфония №1 до минор op.30/1

Влияние Густава Малера очевидно в симфониях Мелартина, и неудивительно: композитор учился
в Вене на рубеже веков, в то самое время когда Малер был на пике дирижёрской карьеры.
Несколько лет спустя сам Мелартин дирижировал первым исполнением музыки Малера (Анданте
2-й симфонии) в Северной Европе. Симфонии Мелартина, как и Малеровские, содержат различные
звуковые эффекты, пафос позднего Романтизма и граничащие с банальностью народные
мотивчики. Как и Малеру, Мелартину удалось обратить банальность в преимущество благодаря
чистой искренности.
Первая Симфония была закончена в 1902, но премьера её состоялась лишь в следующем году:
Мелартин был осторожен - сознательно или подсознательно - ведь он шёл по стопам Сибелиуса,
дебютировавшего в роли симфонического композитора всего несколькими годами ранее. Хотя
симфония была очень хорошо принята, композитор в 1905 внёс в неё ряд изменений.
Первая часть в форме сонаты - драматическое развитие в направлении Малеровского звукового
идеала. Квинты и октавы главной темы отсылают к Брукнеру. В заключительной трети музыка
переходит в мажорную тональность, оркестр резко обрывается, и слышится удар гонга -
превосходный драматический момент. Главная тема возвращается как лейтмотив в последующих
частях. Адажио в тональности ми мажор начинается с развёрнутой темы струнных, которая
становится более страстной и повторяется рожками и трубами. Малый и большой барабаны
переводят музыку в лихорадочный ритм, но всё заканчивается в более медленном, лирическом
настроении.
Скерцо первой симфонии сразу стало популярным и самостоятельным элементом концертных
программ. Причиной этого стала, возможно, включённая в него народная песня, Ol` kaunis kes
Cypros (13.04.2012 09:48) не в сети не в сети
Cypros писал(а):
Ol` kaunis kes
(`Был ясный летний вечер`):
любая ссылка на финскую тему во времена, когда страна находилась под властью Российской
короны, являла собой политический жест и пробуждала национальные чувства.
Самая заметная тема финала позднее получила развитие в наиболее известной театральной
музыке Мелартина, Праздничном марше к спектаклю `Принцесса Руусунен` (Спящая красавица).
Финал симфонии - яркий пример приверженности композитора к контрапункту для связи воедино
нескольких мотивов.
Cypros (13.04.2012 09:50) не в сети не в сети
Cимфония №2 ми минор op.30/2

Вторая Симфония формально одночастная. И, хотя её легко условно разделить на традиционные
четыре части, Мелартин не сделал этого. Фактическая форма воспроизводит одночастную
структуру лучше, позволяя композитору развивать музыкальные темы сквозь границы условных
частей.
Премьера симфонии состоялась в Хельсинки 1 февраля 1905; (симфония была фактически
закончена в предыдущем году). Автор утверждался как симфонический композитор.
Сам Мелартин представил исчерпывающий тематический анализ своей новой симфонии в
периодическом издании Finsk Musikrevy. Темы, хотя и не программные, ясно описаны
композитором как, например, `угрожающий мотив,` `мотив сражения,` `мотив крика о помощи,`
`одинокая осенняя мелодия` и `агрессивная тема.`
Агрессивная тема, основная в первой части, возникает позднее ещё несколько раз. Тема,
появляющаяся в Анданте, очень сходна - даже гармонически - с побочной темой первой части
Шестой Симфонии, написанной 20 лет спустя. Скерцо в ми миноре идёт в оживленном темпе,
замедляющемся в мажорном Трио. В конце Скерцо возвращается зловещая начальная тема.
Главную тему финала композитор сам отмечал как национальный Карельский напев.
Cypros (13.04.2012 09:49) не в сети не в сети
Cимфония №3 фа мажор op.40

Третья по структуре и выразительным средствам ближе к миру Первой Симфонии. Атмосфера её
двойственна: яркие фрагменты сочетаются с мрачными мотивами.
Премьера Симфонии состоялась в 1907. В следующем году композитор внёс в неё ряд
изменений. Мелартин избежал прямых сравнений с Сибелиусом, придерживаясь
избранного способа выражения, в котором симфония должна была содержать, если не `целый
мир,` по крайней мере, `целую Финляндию`, хотя в симфонии и нет никаких фольклорных цитат.
`Брукнерианская` главная тема первой части возникает далее в каждой части симфонии.
Аллегро модерато многогранно: воздушным струнным тремоло и тихим моментам противостоят
драматические переходы, в которых главная тема появляется то в мажоре, то в миноре. В
первой части много медных духовых.
Мрачное Анданте открывается гармоническим континуумом для духовых. После главной
кульминации звучит траурный марш, вызывающий ассоциации со скорбными процессиями у Малера.
Над маршем великолепно парит главная тема.
Скерцо, вопреки обычной практике, не является беззаботной интермедией, но самой весомой
частью всего произведения с запоминающимися темами и Трио с
главенствующими тромбонами.
Финал симфонии, Ларго - также `Малеровский`, однако далёк от гигантских симфонических
финалов Малера во многих отношениях - хотя бы потому, что довольно короток. Несмотря на
его медленный темп, финал объединяет нити симфонии и показывает основные темы всех
предыдущих частей.
Cypros (13.04.2012 09:50) не в сети не в сети
Cимфония №4 ми мажор op.80 `Летняя`

Премьера четвёртой Симфонии состоялась в 1913, на два года позже 4-й Сибелиуса, вызвавшей
глубокое смущение в музыкальном мире. Произведение Мелартина было принято намного лучше,
будучи ясным по мысли и настроению, тем более что симфония содержала национальные мотивы и
прямую цитату из известного `Летнего Гимна`.
Четвертая Симфония вообще считается одной из самых мастерских работ Мелартина и является,
без сомнения, самой популярной. Она также и самая продолжительная.
Первая версия, вероятно, длилась около часа, но автор позднее несколько её сократил.
Аллегро модерато солнечное с воздушной и ритмичной главной темой. Однако, не всё так
радужно: побочная тема неожиданно развивается в страстный и драматический марш, который
прерывается в его высшей точке. После внушительной паузы первая часть завершается тихими
аккордами струнных.
Вторая часть, Скерцо, оживленна. Трио приносит традиционное спокойствие в эту игривость,
увеличенную сольными литаврами и ксилофоном.
Особенность Анданте - трио певиц, исполняющих народную песню. Солирующая скрипка играет
пылкую романтическую тему. Задумчивый мотив сопрано основан на `Арии березы` из оперы
`Айно`, законченной композитором тремя годами ранее. Вторая песня, исполняемая трио,
является красиво стилизованной народной песней.
Финал - крепкое рондо. Литавры и струнные по-новому развивают мотив главной темы
симфонии. Сквозь ясный финал проходят несколько тем, после чего торжественным хором звучит
`Летний Гимн`. Хотя его мелодия имеет шведское происхождение, она хорошо известна всем
финнам и несет национальный романтический подтекст.
Cypros (13.04.2012 09:51) не в сети не в сети
Симфония №5 ля минор op.90 `Sinfonia brevis`

Пятая Симфония, премьера которой состоялась в январе 1916, имеет подзаголовок Симфония
бревис, хотя это полноценная четырёхчастная симфония, длящаяся более получаса.
Пятая - наиболее ясная по характеру симфония Мелартина: тихие, низкие, тёмные звучания
настолько преобладают в первых трех частях, что светлый финал лишь
частично снимает мрачное настроение. Музыка, однако, не меланхолична; даже в самые тихие
моменты она медитативна. В ней также есть страстные всплески. Первые две и последние две
части играются без разрыва. Воздушная главная тема и и отрывочные побочные вновь возникают
в заключительных частях. В первой части имеется намёк на тему гимна, который затем
главентсвует в финале. Модерато заканчивается тихой кодой пиццикато для виолончели и
контрабаса, переходя в
Анданте, где Мелартин умело размывает тональность фигурациями деревянных духовых. Третья
часть - задумчивая интермедия вместо обычного Скерцо. Его
особенность - тема народной песни, играемая засурдиненными скрипками.
Финал - сражение между фугой с четырьмя темами и гимном, намёк на который появлялся в
первой части. Начинаясь в медленном темпе, музыка подходит к большой кульминации, после
которой тема гимна и фуга чередуются, и победа гимна величественно завершает симфонию.
Финал ярко демонстрирует мастерство Мелартина в области контрапункта.
Cypros (13.04.2012 09:51) не в сети не в сети
Симфония №6 op.100

Последняя из завершённых симфоний Эркки Мелартина была закончена в 1924 и представлена
публике в следующем году на концерте в честь 50-летия композитора. Новые тенденции начала
1920-х не прошли мимо Мелартина и нашли своё отражение в этой самой модернистской его
Симфонии: у неё нет единой тональности (тональный центр 1-й части - до, 2-й - до-диез, 3-й
- ре, 4-й - ми-бемоль), присутствуют большие гармонические группы (особенно в первой
части), нет народных мотивов. Тем не менее, мелодизм присутствует в значительной степени.
Первоначально, работа имела подзаголовок `Симфония Элементов`, проводя сравнение с
четырьмя элементами: землёй, водой, воздухом и огнём. Композитор в итоге сам отклонил эту
интерпретацию, подчёркивая, что музыка в природе абсолютна.
Первая часть появляется из первобытной темноты в тихом остинато контрабаса, которое
превращается в целотонный шестизвучный аккорд. Главная тема, исполняемая валторнами, и
пересекающая её побочная - явные Малеровские реминисценции. Хроматическая вторая побочная
тема страстна и не поддаётся тональной идентификации. Важным гармоническим компонентом
первой части является тритон.
Тематически небогатая вторая часть отделяет слушателя от экспансивной первой. Дважды
повторяется главная тема. Возникает неясный японский мотив в параллельных квартах, но
остается без дальнейшего развития. Пентатонная тема Скерцо (Аллегро) также не повторяется.
В Скерцо появляется тритонный мотив первой части, но не главная тема Симфонии.
В финале оригинальная центральное положение занимает главная тема. Финал мелодически
богат, прежде всего в изящном кантабиле побочной темы, исполняемой в высоком регистре
виолончели. Симфония заканчивается торжественно.
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru