Александр Орлов

Александр Орлов (дирижер)
«Опричник» — опера в 4 действия на либретто композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова. Премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Первое... Читать дальше
«Опричник» — опера в 4 действия на либретто композитора по одноимённой трагедии И. И. Лажечникова. Премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре (дирижёр Эдуард Направник).

Первое действие

Москва XVI века — время беспощадной борьбы дворянской опричнины во главе с царём Иваном Грозным и старого феодального боярства, земщины. Между этими непримиримо враждебными силами колеблется молодой Андрей, сын боярина Морозова. Семейные традиции и влияние властной, суровой матери крепко связывают Андрея с земщиной. Но есть сила, толкающая его к опричникам. Это — жажда мести князю Жемчужному, разорившему и обездолившему Морозовых. Андрей страстно любит дочь князя — Наталью, с которой он был обручен ещё тогда, когда обе семьи жили в мире и дружбе.

Сад при доме Жемчужного. Князь сватает дочь за старого боярина Митькова, благо влюблённый боярин не требует приданого. Но не такова Наталья, чтобы её участь решали без неё. С детства обрученная с Андреем Морозовым и всей душой полюбившая его, она рвётся из душного отцовского терема к своему желанному другу. Её отец жестоко обидел Морозовых, но по-прежнему верна своему милому Наталья. В песнях сенных девушек звучит для неё всё та же грызущая сердце тоска-кручина, в шуме шагов слышит она спешащего к ней суженого. Чтобы найти управу на Жемчужного, отомстить за обесчещенного отца и выручить Наталью, Андрей решает послушаться уговоров своего верного друга, удалого опричника Басманова и вступить в опричнину.

Второе действие

Первая картина. Полутёмная изба, в которую перебрались после разорения Андрей и его мать. Тревожная любовь к сыну, оскорбленная гордость, чёрная злоба кипят в душе боярыни Морозовой под покровом смирения и покорности божьей воле. А пуще всего ненавидит старуха-боярыня опричнину. Возвращается Андрей с деньгами, полученными от Басманова. Морозова не хочет принять помощь от опричника. Стараясь успокоить мать, Андрей вынужден утаить от неё своё решение: он собирается ехать к царю, чтобы самому стать опричником.

Вторая картина. Александровская слобода, царские палаты. Андрей Морозов, мучительно колеблясь, принимает посвящение в опричники. Через силу дает он страшную клятву верности — отрекается от земщины, дружбы и родни, от любимой матери. С радостью ловит признаки его колебания приближенный царя — князь Вязьминский, ненавидящий весь род Морозовых и мысленно уже готовящий Андрею ловушку.

Третье действие

Московская площадь. Наталья, бежавшая из отцовского дома, от ненавистного жениха, просит у Морозовой пристанища и защиты. Старуха отказывает ей в помощи. Беглянку настигает отец, взбешённый её самовольством. Князь Жемчужный велит своим челядинцам вязать дочь. Boвремя подоспевшие опричники во главе с Морозовым и Басмановым освобождают девушку. Тут только узнает Морозова, что её сын стал опричником, и вне себя проклинает его. Потрясённый Андрей решает просить царя позволить ему уйти из опричнины.

Четвёртое действие

Александровская слобода. Опричники шумно справляют свадьбу Андрея с Натальей. Тревожно на сердце у Наташи. Хоть царь разрешил Андрею покинуть опричнину, но, по обычаю, юноша до полуночи ещё связан своею страшной клятвой. Скорей бы уж пришла полночь! Но прежде чем она настаёт, свершается судьба Андрея. Князь Вязьминский приносит ему приказ царя: государь вызывает к себе красавицу-Наталью. Напрасно Басманов уверяет Андрея, что это только испытание его верности. Андрей отказывается исполнить царский приказ и тем нарушает свою клятву. Перед окнами, на площади палачи ставят плаху. Палата пустеет. Торжествующий князь Вязьминский вводит Морозову и зовет её к окну, взглянуть на сына. Увидев казнь Андрея, Морозова падает мёртвая. Мрачно-торжественный хор опричников славит грозного царя.

Х Свернуть

Opera `Oprichnik` (1870-72), TH   3 (Tchaikovsky)
Князь Жемчужный - А. Королёв, Наталья - Н. Рождественская, Боярыня Морозова - Л. Легостаева, Андрей - Д. Тархов, Молчан Митьков - В. Тютюнник, Басманов - З. Долуханова, Князь Вязьминский - К. Поляев, Захарьевна - А. Клещёва, запись 1948 г
      (7)  

Opera `Eugene Onegin` (arias, fragments), Op. 24 (Tchaikovsky)
Ария Онегина («Вы мне писали») (П.Чайковский – текст композитора и К.Шиловского, ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, опера).
       

Opera `Eugene Onegin` (arias, fragments), Op. 24 (Tchaikovsky)
Ариозо Онегина(«Уже ль та самая Татьяна») (П.Чайковский – текст композитора и К.Шиловского, ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН, опера).
       

Opera `Eugene Onegin` (arias, fragments), Op. 24 (Tchaikovsky)
Ария Ленского (П.Чайковский, ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН) / Иван Козловский и оркестр Большого Театра под управлением А.Орлова. 1948 год.
      (1)  

Opera `Eugene Onegin` (arias, fragments), Op. 24 (Tchaikovsky)
Ария Ленского. 1926-45.
       
Andante sostenuto - F major

7 romances (1880): № 5 `I Bless You, Forests`, Op. 47/5 (Tchaikovsky)
Исполняет А. Пирогов в сопровождении оркестра Большого театра СССР. 1954 год.
       

Opera `Mazepa` (arias, fragments), TH   7 (Tchaikovsky)
П. Чайковский Ариозо Кочубея («Мазепа», 2-е действие) Оркестр Всесоюзного радио дирижер А. Орлов
       
 
     
Наши контакты