Музыкальная драма в 3-х актах Эжена д`Альбера. Либретто Фердинанда Лиона по пьесе Артура Холичера. Премьера состоялась 14 декабря 1926 г. во Франкфурте-на-Майне.

Действующие лица:

Голем... Читать дальше
Музыкальная драма в 3-х актах Эжена д`Альбера. Либретто Фердинанда Лиона по пьесе Артура Холичера. Премьера состоялась 14 декабря 1926 г. во Франкфурте-на-Майне.

Действующие лица:

Голем (баритон);
Равви Лёв (бас);
Лея, его приемная дочь (сопрано);
Его ученик (тенор);
Император Рудольф II (баритон);
1-й еврей (тенор);
2-й еврей (бас);
Тихо Браге (немая роль);
Члены иудейской общины – мужчины и женщины разного возраста;
Царь Соломон, царица Савская, карлики, чернокожие великаны, юноши и девушки с обезьянами и павлинами, погонщики верблюдов (артисты пантомимы).

Первый акт
Равви Лёв нашел «голем» – каменное изваяние, которое древние иудеи закопали при исходе из Египта. Прибегнув к магии, его можно оживить. Вместе с учеником Лёв переправляет камень в свое жилище. Отослав из дома Лею, свою приемную дочь, он начинает процедуру оживления Голема.
Неожиданный визит императора Рудольфа II прерывает его занятия. В свите путешествующего монарха находится знаменитый астроном Тихо Браге. Рудольф пришел в надежде найти у равви ответы на загадки этого мира. По его желанию Лёв с помощью волшебного фонаря (Laterna magica) вызывает видение – встречу царя Соломона и царицы Савской. Однако император не может понять скрытый смысл видения и уходит, так и не избавившись от своей меланхолии.
Лёв спешит закончить начатое дело, и Голем пробуждается к жизни. Однако равви далек от мысли видеть в нем носителя некоего духовного послания и собирается использовать Голема лишь в качестве своего покорного и безотказного слуги.
В награду за помощь ученик просит у Лёва руки его дочери, которую, впрочем, он никогда раньше не видел. Равви соглашается, но предупреждает юношу: Лея – найденыш и, возможно, не еврейского происхождения. Она – женщина-ребенок и вместе с тем больше чем женщина, она тесно срослась со своим окружением и в то же время далека от мира людей. Равви Лёв знакомит ученика со своей дочерью. Лея посмеивается над молодым человеком. Её внимание приковывает к себе странное существо, которое отец выдает за своего немого слугу.
Лёв с учеником уходят. Лея чувствует магическое притяжение, исходящее от Голема, и не в силах противиться ему. Она старается научить его говорить, и это ей действительно удается. Однако Голем страдает от навязанного ему человеческого облика и предпочитает вернуться к своей монотонной работе.

Второй акт
Праздник кущей. Равви Лёв жалуется, что община переживает тяжелые времена, но Господь безмолвствует. Он направляется в синагогу и оставляет Лею с Големом, который, как кажется, опять забыл человеческий язык. Ученик старается завоевать сердце Леи, в заманчивых красках описывая прелести спокойной и благочестивой семейной жизни. Но Лею по-прежнему интересует только Голем. В обмен на поцелуй она выпытывает у ученика тайну появления этого существа, а узнав её, старается как можно скорее избавиться от юноши.
Голем наблюдает эту сцену, и в нем просыпается животное вожделение. Он – воплощенная телесность – испытывает непреодолимое влечение к Лее – воплощенной духовности, – и это влечение взаимно. Однако его неумелые попытки сближения грозят превратиться в насилие, даже в убийство. Лея охвачена ужасом, с ней происходит эпилептический припадок. Неподвижность Леи заставляет Голема вспомнить о столетиях, проведенных в земле, о своем собственном безжизненном состоянии. Он испытывает к Лее огромное сострадание, и благодаря этому состраданию в нем появляется душа. Машина превращается в животное, животное – в человека. Он преображается – так же, как и пришедшая в сознание Лея. Теперь эти двое – единое существо: Лея, символически связанная с судьбой немецкого народа, и Голем, на которого проецируется судьба народа еврейского, как бы образуют неразрывный симбиоз.
Группа изгнанных из Испании евреев желает видеть равви. Лея велит Голему переодеться в платье ее отца и принять странников. Мнимый глава общины повелевает им поселиться в этих местах, обещает свое покровительство и спокойную жизнь.
Вернувшись домой, равви Лёв сразу замечает изменения, произошедшие с Леей и Големом. Он уводит Лею с собой и приказывает Голему возвратиться в прежнее, бессловесное и тупое, состояние. У Голема это вызывает сильнейший протест, он угрожает Праге разрушениями.

Третий акт
Равви Лёв увез Лею из города и нашел пристанище в обсерватории Тихо Браге. Сюда же стекаются члены общины, напуганные впавшим в ярость Големом. На горизонте пылает пожар – это горит разоренное пражское гетто. Женщины и старики пребывают в страхе, мужчины намерены вступить в борьбу с чудовищем.
Чтобы спасти тех выходцев из Испании, которым они обещали защиту и покровительство, Лея своим пением призывает Голема к себе и тем самым предопределяет трагическую развязку. Соединившись вновь, они забывают обо всем на свете. Равви Лёв прозревает сакральную сущность их союза, но этот союз смертелен для обоих. Лея умирает на руках у Голема. Народ хочет побить Голема камнями, но равви решительно препятствует этому – Голем, посланец древних времен, напомнил людям о тяжких испытаниях, выпавших на долю их предков, и эта память должна быть священна. Равви отдает распоряжения о погребении Леи, возвращает Голема в состояние бездушной материи и воздает хвалу Богу.

Х Свернуть

Опера `Голем` (1926),  (д`Альбер)
Боннский Бетховенский оркестр. Хор Боннского театра. Дирижер Штефан Блунир. / Марк Мороус – Голем, искусственный человек (баритон), Альфред Райтер – рабби Лёв, создатель Голема (бас), Танзель Акцейбек – ученик рабби (тенор), Ингеборг Грайнер – Леа, приемная дочь раввина (сопрано), Георгос Канарис – император Рудольф II (баритон), Марк Розенталь – 1-й еврей (тенор), Свен Бакин – 2-й еврей (бас). 2010
       
 
     
Наши контакты