Бо Сковхус

Бо Сковхус (баритон)
Либретто Эрнста Кшенека
Премьера состоялась 22 июня 1938 г. в Праге (Neues Deutsches Theater)

Действующие лица:
Карл V (баритон)
Хуана, его мать (альт)
Элеонора, его сестра (сопрано)... Читать дальше
Либретто Эрнста Кшенека
Премьера состоялась 22 июня 1938 г. в Праге (Neues Deutsches Theater)

Действующие лица:
Карл V (баритон)
Хуана, его мать (альт)
Элеонора, его сестра (сопрано)
Фердинанд, его брат (тенор)
Изабелла, его жена (сопрано)
Хуан де Регла, его духовник (разговорная роль)
Анри Матис, его врач (разговорная роль)
Франческо Борджиа, иезуит, бывший гофмейстер императрицы (тенор)
Канцлер (разговорная роль)
Писарро (тенор)
Франциск I (тенор)
Франжипани (тенор)
Папа Климент VII (разговорная роль)
Кардинал (разговорная роль)
Лютер (баритон)
Мориц Саксонский (разговорная роль)
Приверженец Лютера (тенор)
Капитан протестантского войска (разговорная роль)
Султан Солиман (баритон)
Его придворный звездочет (тенор)
Четыре духа (два сопрано, меццо-сопрано, альт)
Часы (два сопрано, два альта)
Хор: Глас Божий (тенора); клирики, испанские еретики, немецкие ландскнехты (мужские голоса); знатные испанские дамы, монахини (женские голоса); немецкие и испанские крестьяне, голоса умерших (смешанный хор)

Действие происходит в испанском монастыре Сан-Иеронимо де Юсте в 1558 г. Сцены из прошлого разворачиваются в Тордесильясе, Вормсе, Павии, Севилье, Мадриде, Риме, Шмалькальдене, Виттенберге, Инсбруке и Вене.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
Карл V отрекся от престола и надеется спокойно провести остаток жизни в монастыре Св. Иеронима. Из картины Тициана, висящей на задней стене, раздается голос Господа, напоминающий Карлу, что он должен был объединить весь мир во славу Божию. Ему придется оправдываться за свои дела перед Небесным судом. Карла мучают сомнения, всегда ли был он прав в своих поступках. Он зовет духовника, молодого монаха Хуана де Реглу – пусть он как представитель Бога на земле оценит деяния императора. Карл рассказывает монаху о важнейших событиях своей жизни, и они вновь предстают пред ним в видениях.
Его первое воспомиание – о матери. Хуана считала, что ее умерший муж жив, поэтому все принимали ее за сумасшедшую. Она дает Карлу источенное червем яблоко - это подобие жизни, в сердцевине которой всегда сидит смерть.
Следующее видение – Мартин Лютер перед Вормсским рейхстагом 1521 г. Лютер обрушивается с обличениями на папу, клирики объявляют его еретиком и бунтовщиком и требуют его смерти. Но Карл отпускает Лютера, хотя и запрещает ему проповедовать свое учение.
Хуан упрекает Карла в том, что, помиловав Лютера, он поставил под угрозу единство христиан.
В третьем эпизоде предстает французский король Франциск I, взятый Карлом в плен во время сражения при Павии. Через посредничество Франжипани пленник ищет помощи у турецкого султана Солимана.
Хуан де Регла прерывает Карла и критикует его за разорительные для государства военные расходы. Это заставляет бывшего императора вспомнить о конкистадоре Франсиско Писарро и привезенных им из Америки в Севилью несметных сокровищах. За это золото были пролиты реки крови, но то была кровь язычников, и поэтому, по мнению Карла, жестокость Писарро можно оправдать. Народу ничего не досталось от богатой добычи, все деньги ушли на войну.
Мысли Карла вновь возвращаются к Франциску – мадридскому пленнику. Заключить мир с королем Франции было невозможно, уверяет он Хуана, тот отвергал все его предложения и ставил благо своего народа выше единства христианского мира, к которому стремился Карл. Испанские дамы были в восторге от Франциска, сочувствовали ему. Сестра Карла Элеонора влюбилась в коронованного пленника, и Карл дал согласие на их брак в надежде на прочный мир с Францией. В качестве приданого Элеонора вернула Франциску господство над Бургундией. Однако Франциск злоупотребил доверием Карла и после свадьбы нарушил все договоренности.
Перед мысленным взором Карла предстают папа Климент VII и один из его кардиналов, планы Карла объединить всех христиан в одной неделимой империи вызывают у них большие опасения - это может привести к ослаблению власти святого престола. Их рассуждения прерывают немецкие ландскнехты, врывающиеся в Рим и подвергающие город опустошительному разграблению. Действия ландскнехтов были спровоцированы тем, что Карл не выплачивал солдатам положенное содержание.
Карлу являются духи, обвиняющие его в человеческой несправедливости. Он возражает, что служил Богу, который превыше всего.
Далее Карл видит свое возвращение в Мадрид после победы над турками при Тунисе, когда он застал свою жену Изабеллу на смертном одре. Воспоминание о ее смерти вызывает у него обморок, он теряет сознание. Хуан де Регла зовет придворного врача и просит принести Святые Дары.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ
В глубоком сне Карлу вновь является Лютер, он говорит о Реформации и ее последствиях. Одновременно иезуит Франческо Борджиа, Хуан де Регла и Элеонора обмениваются мнениями о состоянии больного. Элеонора рассказывает о том, как невыносимо для нее пребывание при французском дворе.
Пробудившись, Карл вспоминает о событиях, связанных с битвой при Мюльберге. В этой битве армия императора разбила протестантские войска Шмалькальденского ордена, и Карл провозгласил, что отныне в его империи все христиане будут жить в мире, он вовсе не собирался преследовать протестантов. Когда папа предложил ознаменовать победу вскрытием могилы Лютера и сожжением его праха, Карл ответил: «Я воюю с живыми, а не с мертвыми».
Надежды Карла на мир оказались напрасными: немецкие лютеране относились к католической вере по-прежнему нетерпимо и стали готовиться к реваншу. На миролюбивый призыв императора они ответили: «Мы хотим быть немцами, а не гражданами мира», - и обратились с просьбой о помощи к Морицу Саксонскому. В Инсбруке возбужденный народ едва не взял Карла в плен.
Хор возвещает конец империи Карла V.
Папа считает императора мечтателем, пройдут века, прежде чем идеи Карла смогут воплотиться в реальность.
Придворный астролог сообщает султану Солиману о том, что опасная звезда, грозившая им бедами, погружается во мрак. Солиман рад, что планы Карла по объединению Европы в одно государство потерпели крах, ему на руку раздоры и войны между европейскими народами.
В своем последнем воспоминании Карл переносится из Инсбрука в Вену. Брат Карла Фердинанд извещает его о начале переговоров с протестантами, готовыми пойти на компромисс. Карл отрекается от престола в пользу брата: «Этот мир, который Бог создал единым..., все глубже раскалывается на враждующие части и разрушается в беспорядке».
Борджиа упрекает Карла в том, что он слишком быстро отказался от своего предназначения, однако Карл отвергает обвинение. Он хотел держать в руках глобус, чтобы увенчать его крестом. Но тот оказался гнилым внутри, подобно источенному червем яблоку. Борджиа остается при своем мнении: Карл один виноват, что высокая миссия так и не была выполнена.
Карл при смерти, у его ложа стоят Борджиа, Элеонора и Хуан. Появляются часы, символизирующие истекающее время жизни бывшего императора. Хуан спрашивает себя, мог ли Карл поступать иначе в конкретных обстоятельствах, но Борджиа настойчиво требует, чтобы умирающий покаялся в своих греховных деяниях. Последние слова Карла: «Всё дальше и дальше! К Богу! Момент настал! Господи Иисусе!». Хуан замечает: «Его дело не окончено».

Х Свернуть

Opera Karl V, op. 73 (Krenek)
Karl V - Bo Skovhus, Juana, his mother - Okka von der Damerau, Eleonore, his sister - Gun-Brit Barkmin, Ferdinand, his brother - Dean Power, Isabella, his wife - Anne Schwanewilms, Francisco Borgia, a jesuit - Scott MacAllister, Franz I. - Wolfgang Ablinger-Sperrhacke, Luther - Michael Kraus, Pizarro - Kevin Conners. 10.02.2019, Мюнхен
       
`Orpheus und Eurydike`
Опера в 3-х актах, 11 картинах по драме Оскара Кокошки
Премьера состоялась в Касселе 27 ноября 1926 г. (Kasseler Staatstheater). Дирижер Эрнст Цулауф, режиссер Пауль Беккер... Читать дальше
`Orpheus und Eurydike`
Опера в 3-х актах, 11 картинах по драме Оскара Кокошки
Премьера состоялась в Касселе 27 ноября 1926 г. (Kasseler Staatstheater). Дирижер Эрнст Цулауф, режиссер Пауль Беккер (известный музыкальный критик, интендант театра).
Действующие лица:
Орфей (тенор)
Эвридика (сопрано)
Амур (немая роль)
Психея (сопрано)
3 фурии (3 меццо-сопрано)
Дурачок (баритон)
Матрос (тенор)
Солдат (баритон)

1-е действие.
1-я сцена. Эвридика сидит в тенистой беседке сада, играет с кольцом, туда же входит и только что вернувшийся домой Орфей. Эвридика говорит, что обиделась на Орфея утром, когда он проезжал мимо в колеснице и ни жестом, ни улыбкой не поприветствовал её, но потом их глаза встретились, и обида мгновенно улетучилась. Она чувствует свою неразрывную связь с Орфеем, зависимость от него: `Ах, если б я могла тебя забыть!` Появляется Психея с маленькой змеёй в руках и задает вопрос, который она услышала во сне: что общего между дверью и загадкой? (Закрытая дверь и неразгаданная загадка могут скрывать нечто потенциально опасное для нас, поэтому не стоит проявлять излишнее любопытство). Во сне три женщины спрашивали Психею, кто ее отец. Этот вопрос проясняет Орфей: Психея была рождена из воздуха, чтобы служить Эвридике. Оставшись с Орфеем наедине, Эвридика рассказывает, как одна богиня буквально испарилась от жгучей страсти кентавра и превратилась в облачко, у которого кентавр, однако же, еще успел отвоевать последнее объятие. Оба уверяют друг друга в вечной любви.
2-я сцена. Психея чутко дремлет на пороге спальни Эвридики, охраняет вход. С минуты на минуту должен прилететь ее возлюбленный, Амур, это происходит каждую ночь в темноте, потому что видеть его ей запрещено. Появляются 3 фурии, бог царства мертвых Гадес послал их за Эвридикой. Чтобы преодолеть бдительность Психеи, фурии стараются возбудить ее любопытство, делая вид, что им страшно интересно узнать, как выглядит Амур. Одна из фурий предлагает при появлении Амура на миг осветить его факелом, и Психея поддается искушению. Но когда Амур прилетает в повозке, запряженной голубями, свет факела ослепляет его, и он теряет зрение. Психея бросается к возлюбленному, оставляет свой пост, и фурии могут беспрепятственно проникнуть в спальню Эвридики.
3-я сцена. 3 фурии объявляют Эвридике, что она должна спуститься в подземное царство, к Гадесу, и на 7 лет забыть Орфея. Эвридика сознает, что это неизбежно, единственное, о чем она просит, - позволить ей еще раз повидаться с Орфеем. Фурии одевают Эвридику в белый погребальный наряд и готовят прощальный ужин. Орфей не понимает готовности Эвридики подчиниться фуриям, в ответ она просит его сохранять силу духа и последовать за ней. Во время ужина с пальца Эвридики соскальзывает кольцо, на котором выгравированы портрет Орфея и некая надпись. Змея кусает Эвридику в пятку, и фурии, торжествуя, уносят ее.

2-е действие.
1-я сцена. Прошло пять лет. Психея, которая чувствует себя виноватой в случившемся, сообщает Эвридике, что Орфей придет за ней еще до истечения семилетнего срока. Но Эвридика давно забыла своего возлюбленного. Орфей с трудом пробирается сквозь толпы теней, старающихся ему помешать. Психея предупреждает Орфея, что он не должен расспрашивать Эвридику о времени, проведенном в царстве мертвых (запрет не оглядываться заменяется запретом на вопросы). Орфей прикасается к Эвридике, и к ней возвращается земная память, она узнает Орфея, и теперь ей хочется забыть о разлуке с ним, никогда не вспоминать о том, что произошло с ней у Гадеса. Они выбираются из подземного царства, тени тянут руки им вслед.
2-я сцена. Выход из подземного мира представляет собой кратер остывшего вулкана. Орфей и Эвридика спускаются с его вершины к морю среди застывшей лавы. Если на вершине их окружает пустынный, заснеженный, покрытый туманами горный ландшафт, то по мере спуска все вокруг преображается, расцветает и наполняется жизнью. Стая голубей взлетает в небо, Орфей видит в этом обнадеживающий знак, но, заметив, что на пальце Эвридики нет кольца, он мрачнеет. Эвридика обнимает его, пытаясь отвлечь от пропажи. Она дает понять, что ее готовность и способность начать новую жизнь полностью зависит от Орфея, он должен очень хотеть этого и отказаться от расспросов, иначе всё может плохо кончиться. У берега их поджидает корабль под черными парусами, в Орфея это вселяет новые надежды: скоро они уплывут из этого печального места к новым берегам. Но Эвридика понимает, что корабль послан Гадесом, а это не сулит ничего хорошего. Орфею приходится уговаривать ее подняться вместе с ним на корабль.
3-я сцена. На корабле матросы молят Амура о попутном ветре и засыпают, за штурвалом остается Дурачок. Фурии плетут сеть на погибель Эвридике и отвлекают Дурачка от штурвала, корабль садится на мель. По подсказке фурий Дурачок замечает на дне какой-то блестящий предмет. Проснувшиеся матросы находят сеть, забрасывают ее в море и вытаскивают череп, в зубах у которого зажато золотое кольцо (символика любви и смерти). Вид черепа наводит Дурачка на мысль убить Орфея и таким образом избежать наказания за халатное исполнение обязанностей рулевого, но 1-й матрос вразумляет его. В надежде на вознаграждение Дурачок несет кольцо Орфею.
4-я сцена. Орфей и Эвридика просыпаются в каюте и рассказывают друг другу о своих снах. Эвридике снилось, что Орфей хочет столкнуть ее в холодный мрак, в то время как она носит под сердцем его ребенка. Орфею - что Эвридика из мести вонзает иглу в сердце нерожденного ребенка. В этот момент в каюту вкатывается череп, и Дурачок протягивает Орфею кольцо. Большая часть надписи на кольце стёрта, осталось лишь окончание фразы, которое можно понять как `счастье другого` или `счастье другое`. Орфея одолевают сомнения в верности Эвридики, и он решительно требует от нее отчета (сразу вспоминаются Эльза и Лоэнгрин). Эвридика понимает, что терять ей больше нечего, и рассказывает Орфею всё как было. С Гадесом она встречалась трижды, два раза ей удавалось устоять против его ухаживаний с помощью Психеи, которая поддерживала в ней воспоминания об Орфее (1-й раз) и предостерегала от любопытства (2-й раз, когда эти воспоминания изгладились). На третий раз Гадес с грустью объявил, что не будет больше искушать ее добродетель и вернет ее Орфею. Почувствовав себя свободной от принуждения, Эвридика стала его любовницей. Выслушав рассказ, Орфей не видит другого выхода, как только снова бросить Эвридику в объятия Гадеса, он убивает ее.

3-е действие.
1-я сцена. После двухлетних скитаний помешавшийся в уме Орфей приходит к своему разрушенному войной дому, откапывает лиру и заводит песню, в которой проклинает свое бывшее жилище. Его безумная музыка не нравится окружающим, а своим высокомерием Орфей выводит из себя солдат и уличный сброд. Толпа в ярости набрасывается на Орфея и убивает его.
2-я сцена. Со дня первой смерти Эвридики и ослепления Амура (из-за преступного любопытства Психеи) прошло семь лет. За это время Психея наплакала целый кувшин слез. Этими слезами она промывает глаза Амуру и возвращает ему зрение.
3-я сцена. В царстве теней Орфею является Эвридика, она хочет услышать от него слово, которое, наконец, откроет путь от сердца к сердцу, но Орфей не находит такого слова. Любил ли он ее? Орфей пытается разобраться в себе и понимает, что за его любовью стояла ненависть. Значит, им предназначено убивать друг друга - делает вывод Эвридика. `Счастье всегда другое`. Правда в том, что деспотичная любовь Орфея, полная недоверия и ревности, не давала Эвридике умиротворения и покоя ни в жизни, ни в смерти. Осознав это, она душит Орфея.
Эпилог. Психея просыпается на берегу моря среди цветущей природы. Она счастлива, так как искупила свою вину и вновь обрела возлюбленного. Юноши и девушки поют хвалебную песнь солнцу, под эти звуки Психея поднимается на черный корабль с лирой Орфея в руках, чтобы вслед за Амуром плыть навстречу солнечному восходу.

Х Свернуть

Opera `Orpheus und Eurydike` (1923), op. 21 (Krenek)
Orpheus: Ronald Hamilton, Eurydike: Dunja Vejzovic, Psyche: Celina Lindsley, Erste Furie: Cornelia Kallisch, Zweite Furie: Gabriele Schreckenbach, Dritte Furie: Jutta Geister, Ein Betrunkener: Hans Franzen, Ein Matrose: Wilfried Gahmlich, Ein Krieger / Der Narr: Bo Skovhus
       
 
     
Наши контакты