Венсан Дюместр

Венсан Дюместр (дирижер)
`Кадм и Гермиона` - опера в пяти действиях с прологом. Либретто Филиппа Кино (по `Метаморфозам` Овидия). Премьера состоялась 27 апреля 1673 г. в театре Пале-Рояль.

Сюжет:

Действие происходит... Читать дальше
`Кадм и Гермиона` - опера в пяти действиях с прологом. Либретто Филиппа Кино (по `Метаморфозам` Овидия). Премьера состоялась 27 апреля 1673 г. в театре Пале-Рояль.

Сюжет:

Действие происходит в Древней Греции.

Пролог.

Сельская местность.
Пастухи, окружая свою богиню Палес, встречают восход солнца. С ними Мелисса, богиня леса, и весёлый бог Пан. Внезапно наступает тьма; раздаётся подземный шум. Зависть, выползая из пещеры, зовёт к себе чудовище Пифона. С его помощью она надеется затмить солнечный свет и вселить в сердца людей ненависть и ужас. Но солнце рассеивает собравшиеся тучи; огненные лучи его, устремляясь на дракона, повергают его в бездну. Зависть исчезает, мучимая бессильной злобой. Солнце, появляясь на своей огненной колеснице, обещает радость и счастье возвратившимся пастухам.

Действие первое.

Сад при дворце Гермионы. Кадм, сын Тирского царя, посланный отцом на поиски похищенной сестры Прозерпины, остановившись здесь по приказанию оракула, встретил прекрасную Гермиону, дочь Марса, предназначенную отцом в жёны его любимому великану. Кадм полюбил Гермиону, которая его также любит; он клянётся освободить её от власти великана. Гермиону страшит предстоящий брак; она не хочет слушать уговоров кормилицы, которая советует ей покориться воле отца.
В саду начинается праздник, устроенный великаном в честь Гермионы. Африканцы из свиты Кадма и великаны развлекают её плясками. Тщетно влюблённый великан умоляет Гермиону согласиться на брак с ним; раздражённый её упорством, он клянётся отомстить ей. Кадм, возмущённый угрозами великана, намерен вызвать его на бой. Спутники Кадма пытаются удержать его. Один из них советует ему прежде убить Марсова дракона и посеять его зубы. Тогда он легко победит великана. Появляются богини Юнона и Паллада. Паллада обещает Кадму свою помощь. Юнона же требует, чтобы он отказался от дерзкого намерения. Богини ссорятся между собой. Не зная, которой из них он должен повиноваться, Кадм решает следовать лишь голосу любви.

Действие второе.

Дворец Гермионы. Арбас, слуга Кадма, пришёл проститься со своей возлюбленной Харитой, служанкой Гермионы; Арбас должен сопровождать своего господина на борьбу с драконом, но боится встречи с чудовищем. Харита смеётся над плачевным видом испуганного Арбаса. Старая кормилица Гермионы, влюблённая в Арбаса, ревнует его к Харите. Арбас уходит, осыпаемый бранью старухи.
Входит Кадм. Оставшись наедине с Гермионой, он прощается с ней, обещая освободить её из неволи или умереть. Тщетны попытки Гермионы удержать его. Кадм убегает.
К огорчённой Гермионе слетаются амуры и, желая развеселить её, осыпают её цветами. Оживлённые амурами статуи танцуют. Но Гермиона безутешна. Тогда амуры улетают, обещая помочь Кадму в его борьбе.

Действие третье.

Пустыня близ пещеры дракона. Арбас и князья Тирские не смеют приблизиться к пещере дракона. Князья уходят. На смену им появляются африканцы. Внезапно на них нападает дракон и уносит в своё ущелье. Входит Кадм. Услышав рассказ дрожащего от страха Арбаса о гибели африканцев, Кадм обещает убить дракона. Из ущелья вновь выползает чудовиде. Арбас прячется. Кадм сражается с драконом, любимым стражем бога Марса, и убивает его. Желая умилостивить Марса жертвами, Кадм идёт за жрецами.
Тем временем Арбас, выбравшись из засады, с изумлением видит мёртвого дракона. Заметив подошедших князей Тирских, он уверяет их, что сам убил дракона. Князья завидуют его подвигу.
Возвращается Кадм со жрецами. Начинается жертвоприношение; но гневный Марс, спустившись на колеснице, не желает принять жертвы Кадма, требуя от него новых подвигов. Марс созывает фурий; по его приказанию слетевшиеся фурии разбивают жертвенный факел.

Действие четвёртое.

Поле бога Марса. Кадм хочет посеять на этом поле зубы дракона; из каждого зуба должен вырасти вооружённый воин. К Кадму подлетает амур; он даёт ему гранату и велит бросить её в воинов. Кадм сеет зубы, – из земли выходят вооружённые воины и нападают на него. Бросив гранату, Кадм большинство из них убивает; оставшиеся в живых слагают оружие, выражая Кадму знаки покорности. Но испытания Кадма ещё не кончены, ему предстоит борьба с великанами. Афина-Паллада, опустившись на сове, спасает Кадма от нападающих на него великанов и убивает их. Она обещает Кадму соединить его с Гермионой. Кадм заключает в объятия счастливую Гермиону; они обмениваются клятвами любви. Внезапно густое облако закрывает Гермиону. По приказанию Юноны, спустившейся на павлине, Ирида похищает Гермиону, унося её на радуге.

Действие пятое.

Дворец, приготовленный Палладой для свадьбы Кадма и Гермионы. Кадм, грустящий о похищенной Гермионе, видит перед собой Палладу. Она утешает его, говоря, что Юнона, ревновавшая Юпитера к Гермионе, помирилась со своим супругом, и боги решили возвратить Кадму его возлюбленную.
С неба спускаются боги с Гермионой; Гименей соединяет её с Кадмом. Боги приветствуют новобрачных. Амуры подносят им подарки.

Х Свернуть

`Cadmus and Hermione`, opera (1673), LWV 49, LWV 49 (Lully)
Андре Морш (баритон) - Кадм; Клер Лефийатре (сопрано) - Гермиона; Изабелла Дрюэ (меццо-сопрано) - Харита, Мелисса; Камилла Пул - Амур, Палес; Арно Марзорати (бас) - Арбас, Пан; Жан-Франсуа Ломбар (контратенор) - Нянька, Эхион; Арно Ришар (бас) - Дракон, Марс. Ансамбль `Le Poeme Harmonique`, дирижёр Венсан Дюместр. 2008 год, `Опера-Комик`, Париж.
      (16)  

Grand motet `Te Deum` (1677), LWV 55, LWV 55 (Lully)
Amel Brahim-Djelloul (soprano) / Claire Lefilliatre (soprano) / Jean-François Lombard (countertenor) / Mathias Vidal (tenor) / Geoffroy Buffière (bass) / Le Poème Harmonique & Les Cris de Paris / Vincent Dumestre (cond.) / Abbaye de Saint-Denis, 2011
       
«Фаэтон» (Phaëton) — музыкальная (лирическая) трагедия Жана-Батиста Люлли с прологом и пяти действиях. В основе либретто Филиппа Кино лежат эпизоды «Метаморфоз» Овидия. «Фаэтон» стал первой... Читать дальше
«Фаэтон» (Phaëton) — музыкальная (лирическая) трагедия Жана-Батиста Люлли с прологом и пяти действиях. В основе либретто Филиппа Кино лежат эпизоды «Метаморфоз» Овидия. «Фаэтон» стал первой лирический трагедией Люлли и Кино, премьера которой прошла в Версальском дворце (в представлении не использовались театральные машины) около 6 января 1683 года.

Содержание:

Пролог
Богиня Астрея, сохранившая свою привязанность к миру людей, хотя их неблагодарность и вынудила её покинуть Землю, желает возвращения «Золотого века». Сатурн предлагает ей вернуться на Землю, где провозглашает новую эру мира и удовольствий.

Акт 1
Место действия: сад, грот
Либия, дочь египетского царя Меропа, и Теона, дочь морского бога Протея, жалуются на свою несчастную судьбу. Либия любит Эпафа, а Теона — Фаэтона, сына Климены, жены Меропа. Фаэтон пренебрегает Теоной. Либия с беспокойством ждёт решения отца: сегодня Мероп назовёт имя своего преемника. Стало известно, что это будет Фаэтон. Климена уговаривает своего брата, морского бога Тритона, узнать у подчинённого ему Протея судьбу Фаэтона. Протей предсказывает, что Фаэтона ждёт страшный конец.

Акт 2
Место действия: Зал во дворце царя Меропа
Климена сообщает Фаэтону о пророчестве Протея, но не верит матери. Теона и Либия печалятся: одна, узнав о страшном предсказании, другая — о намечающемся браке её с Фаэтоном.

Акт 3
Место действия: Храм Исиды
Фаэтон и его свита направляются в храм Изиды, чтобы принести богине жертвы. Эпаф, разъярённый решением Меропа выдать Либию за Фаэтона, высказывает сомнения, что последний на самом деле сын Гелиоса. Он также просит свою мать, Изиду, закрыть ворота храма перед теми, кто пришёл к нему. Ворота закрываются и открываются вновь, за ними появляются адские фурии. Фаэтон заставляет мать поклясться, что его отец — Гелиос. С ветрами Фаэтон переносится во дворец Гелиоса.

Акт 4
Место действия: Дворец Солнца
Четыре сезона и Часы дня возносят хвалы Гелиосу. Последний в разговоре с Фаэтоном подтверждает, что он — его сын. В доказательство этого Фаэтон просит доверить ему управление солнечной колесницей. Отец пытается отговорить Фаэтона: передать колесницу в неопытные руки очень опасно, однако тот настаивает, и Гелиос вынужден дать обещание.

Акт 5
На горизонте появляется колесница Солнца, ею управляет Фаэтон. Климена ликует, жители Земли с энтузиазмом наблюдают прекрасную картину, открывающуюся им, и славят нового бога, начинающего день, — Фаэтона. Эпаф в гневе просит Юпитера и Изиду покарать Фаэтона. Появляется Теона, она предупреждает радующихся людей, что Фаэтон обречён на гибель. Фаэтон направляет колесницу неверной рукой на Землю, ещё немного — и она сгорит. Земля молит Юпитера о спасении. Юпитер поражает Фаэтона молнией.

Х Свернуть

Phaeton , opera (1683), LWV 61 (Lully)
записано в театре Версальского дворца, 2018
       
 
     
Наши контакты