Владимир Стопичев
ВЛАДИМИР СТОПИЧЕВ (АЛЬТ)





Выводить по: популярности | алфавиту



Последние комментарии к записям

1dfcbkbq9 (28.12.2013 23:33) не в сети не в сети
В этом квартете С.И.Танеев превзошёл самого себя. Так мне лично кажется
abyrvalg (28.12.2013 23:57) не в сети не в сети
1dfcbkbq9 писал(а):
В этом квартете С.И.Танеев превзошёл самого себя.
Так мне лично кажется
Этот форт. квартет по красоте и монументальности, пожалуй, не
уступает его же форт. квинтету. Мелодическая красота, страстность, напряженность и
одновременно такая основательность 2-й части, а также богатейший финал, насыщенный
драматизмом, сложнейшим контрапунктом, изобилующий эмоциональными и динамическими
контрастами придает форт. квартету качества, которые скорее присущи симфоническому жанру,
нежели камерному. А эта неожиданная фуга в середине финала - потрясающе звучит. Но вся
эта финальная грохочущая махина, в отличие от квинтета, заканчивается умиротворяюще, я бы
сказал, просветленно, как бы затихая.
Mikhail_Kollontay (29.12.2013 08:51) не в сети не в сети
abyrvalg писал(а):
форт. квартет
Мне вообще-то кажется, что этот
Ми мажор поудачнее соль минора даже. (А может, я просто давно не смотрел и соскучился.)
Sovet (13.11.2015 21:52) не в сети не в сети
Скажите, пожалуйста - а в этой записи разве не Иосиф Левинзон партию виолончели играет?
Дело в том, что у меня эта пластинка есть...
Sovet (17.01.2016 00:09) не в сети не в сети
... В разные периоды творческой деятельности Танеев выдвигал на первый план тот или иной
жанр инструментальной музыки. Завершив в 1896-1898 гг. Симфонию до минор, композитор более
к симфонии не возвращался. До 1905 года его исключительное внимание в области
инструментальной музыки было отдано струнным ансамблям. В последнее десятилетие жизни
ведущее значение приобретают ансамбли с участием фортепиано. Первый же из них -
Фортепианный квартет ми мажор, соч. 20, по наблюдению В. В. Протопопова, явился опытом
создания в камерном жанре `некоей этико-философской концепции, подобной той, которая лежит
в основе `Орестеи` и симфонии до минор`.
Квартет, сочинявшийся композитором около пяти лет (1902-1906), был закончен в начале
декабря 1906 г. Лишь год спустя квартет был публично исполнен при участии автора в Москве
и Петербурге и имел большой успех у публики и музыкантов. Начиная с первых откликов
неизменно подчеркивалось, что как в квартете op. 20, так и в последовавших за ним
ансамблях (в особенности, в Фортепианном квитете соль минор, op. 30), Танеев тяготеет к
симфонизированию камерного стиля. Это проявляеется, в частности, в первую очередь, не в
монументализации камерных жанров, а в особой содержательности танеевского тематизма,
обладающего потенцией к симфоническому развитию. Б. Асафьев заметил, что темы Танеева -
`искусство интонируемого смысла`. Композитор - процитируем еще раз любимого его поэта Я.
Полонского - умел в музыке `уловленную мысль передать`.
(Продолжение следует)
Sovet (17.01.2016 00:17) не в сети не в сети
(Продолжение)
Первая часть, Allegro brillante, открывается энергичным фортепианным вступлением,
подобным некоему изначальному импульсу, первотолчку к развитию. Низвергающаяся, словно с
вершины, с самой высокой точки мелодического рельефа главная тема сочетает широту дыхания
и мощный наступательный порыв, колоссальную взрывчатую силу. Поначалу ей контрастирующая,
мечтательная побочная тема постепенно динамизируется, особенно в разработке. Здесь
невероятно велика роль фортепиано, что позволило одному из первых рецензентов (`Русская
музыкальная газета`, 1907, № 47) заметить, что Квартет `...носит характер фортепианного
концерта`. Это симптоматично: спустя несколько лет танеевский Фортепианный квинтет соль
минор назовут камерной симфонией.
Вторую часть, Adagio piu tosto largo, нередко сближают с Adagio из Симфонии до минор.
Напряженный мелодический ток пронизывает крайние разделы трехчастной формы: основной
мелодический образ Adagio звучит то глубоко затаенно, со сдержанной страстностью, то вдруг
волшебно, на фоне журчащих фигураций фортепиано, то ликующе, гимнически. В среднем
разделе, Allegro agitato, оживает бурный, взволнованный натиск первой части.
(Продолжение следует)
Sovet (17.01.2016 00:30) не в сети не в сети
(Окончание)
Буквально пронизывающая финал, Allegro molto, главная тема, с ее остро ритмованным
рисунком, претерпевает поразительные контрапунктические и колористические преобразования,
порою до неузнаваемости меняя свой первоначальный характер. Побочная тема - один из
упоительнейших лирических шедевров композитора, которого, случалось, несправедливо
упрекали в излишней учености и сухости. Между тем проницательный В. Г. Каратыгин довольно
рано почувствовал, что у Танеева `сложный расчет все время идет об руку с самым ярким
творческим озарением`. `Кладезью премудрости и пламенного чувства` называл творчество
Танеева родоначальник советской камерной музыки Н. Я. Мясковский. Но, быть может, лучше
всего сказал о своей искусной тематической работе сам Сергей Иванович Танеев в одном из
шутливых стихотворных посланий-экспромтов:

`...Вновь обработав, оковав
Контрапунктическою броней
Украсив роскошью гармоний
И форму строгую придав...`

Именно такова построенная на главной теме финальная фуга, мощно и горделиво венчающая
квартет. В коде финала (Moderato serafico) объединяются темы предыдущих частей Квартета,
затухая и растворяясь в просветленном звучании.

И. РАЙСКИН
Aelina (04.02.2018 23:23) не в сети не в сети
Вторая часть гениальна!!!!!!
LAKE (04.02.2018 23:29) не в сети не в сети
Aelina писал(а):
Вторая часть гениальна!!!!!!
:)) Всё, щас
послушаю.. Где там Прокофьева ждать?:)
Aelina (04.02.2018 23:41) не в сети не в сети
LAKE писал(а):
:)) Всё, щас послушаю.. Где там Прокофьева
ждать?:)
Тут Прокофьева можно не ждать, но на 18-19 минуте есть такие сладострастные
паузы, с ума сойти:)
LAKE (05.02.2018 00:13) не в сети не в сети
Aelina писал(а):
Тут Прокофьева можно не ждать, но на 18-19 минуте
есть такие сладострастные паузы, с ума сойти:)
Да. Начиная с того, что ми мажорный
квартет начинается с удара в ре-диез мажор, музыка награждает слушателя красотами, порой,
неслыханного свойства. Удивительным образом во многих местах развитию способствуют паузы,
но не в тех местах, на которые Вы указали. Во второй части квартета, в первой трети 19-й
минуты, Танеев оставил навеки несколько бриллиантов-пауз безупречной
огранки-длительности. Совершенство, совершенство красоты.
Финал прекрасен. И легок, и драматичен, и выверен благородным стилем, и заканчивается,
как восход солнца. Ррраз... и остался светлый день!
Twist7 (05.02.2018 00:38) не в сети не в сети
LAKE писал(а):
Да. Начиная с того, что ми мажорный квартет начинается
с удара в ре-диез мажор, музыка награждает слушателя красотами, порой, неслыханного
свойства. Удивительным образом во многих местах развитию способствуют паузы, но не в тех
местах, на которые Вы указали. Во второй части квартета, в первой трети 19-й минуты,
Танеев оставил навеки несколько бриллиантов-пауз безупречной огранки-длительности.
Совершенство, совершенство красоты.
Финал прекрасен. И легок, и драматичен, и выверен благородным стилем, и заканчивается,
как восход солнца. Ррраз... и остался светлый день!
А Элисо Вирсаладзе вообще умница
!!!
Sovet (25.03.2019 14:45) не в сети не в сети
«Без преувеличения можно сказать, что в нравственном отношении эта личность есть
безусловное совершенство. И превосходнейшие качества его тем более трудно оценить
большинству людей, что он их не старался выказать, и только близкие ему люди знают,
сколько бесконечной доброты, какой идеальной честности и, можно сказать, душевной красоты
в этом невзрачном на вид, скромном человеке. Я не знаю ни одного случая за многие годы
моего знакомства с ним, который указал на что-нибудь вроде эгоизма, тщеславия, желания
выставить себя на показ с выгодной стороны, словом, на один из тех маленьких недостатков,
которые свойственны огромному большинству людей, хотя бы и очень хороших.» (П. Чайковский)
Sovet (25.03.2019 14:46) не в сети не в сети
Модест Чайковский: «Я увидел юношу некрасивого, но с милым русско-татарским лицом… Ни в
выражении глаз, ни в чертах лица, ни в мягком, по-московски нараспев голосе не отражалось
ничего не только гениального, но даже просто даровитого. Передо мной был только хорошо
выкормленный симпатичный барчук. Таким предстал передо мной впервые мудрейший и лучший из
смертных, каких мне привелось видеть за 65 лет моей жизни.»
Sovet (28.03.2019 12:06) не в сети не в сети
`Знал я людей более гениальных, имев счастье нередко видать Достоевского, провести
незабвенный вечер в обществе Льва Толстого и, будучи интимно знаком с братьями
Рубинштейнами, был близок с несравненно более блестящими, как Апухтин, Ларош, соприкасался
с более добрыми, интересными, гораздо более мне лично симпатичными, уже не говоря о более
изящных и внутренне и внешне, - но никогда за мою долгую жизнь не соприкасался с душой
более безупречно чистой, чем Сергея Ивановича, никогда не чтил никого так глубоко, так до
конца сознательно за гармоническое сочетание качеств, победно царящее надо всем
принижающим человеческую природу. В Сергее Ивановиче большой художник, великий учитель и
будничный человек слились в цельный, строго уравновешенный облик - продолжая сравнение -
прозрачности безупречного алмаза` (М. Чайковский)
Sovet (29.03.2019 12:17) не в сети не в сети
Книги о Танееве:

https://cloud.mail.ru/public/6KtD/HtgCdZQMj

Бажанов Н. Танеев (серия ЖЗЛ) (1971)
Бернандт Г. С. И. Танеев (1983)
Ганенко Н. С. Вокальные ансамбли С. И. Танеева из журнала `Захолустье` в классе ф-но для
студентов вок. фак-та (2017)
Евсеев С. В. Народные и национальные корни музыкального языка С. И. Танеева (1963)
Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева (1986)
Корабельникова. С. И. Танеев в Московской консерватории (1974)
Новое о Танееве (К 150-летию со дня рождения)
Ольхов К. Хоры a cappella С. Танеева
Памяти С. И. Танеева. Сборник (1947)
Сабанеев Л. Воспоминания о Танееве
Савенко С.И. Сергей Иванович Танеев (1984)

=============
Очень рекомендую сборники 1947-го года и `Новое о Танееве`.

В последнем, кстати, полная родословная Танеевых - можно узнать, кем же Сергею Ивановичу
приходился Александр Сергеевич Танеев, главноуправляющий - в 3-ем поколении! - собственной
Е. И. В. канцелярией, член Государственного совета, а также его дочь, фрейлина Вырубова
:-)
Sovet (30.08.2019 15:22) не в сети не в сети
Данная версия лучше по качеству, чем выложенная выше. Можно ли ту заменить на эту,
сохранив все комментарии?
 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru