Карл Бём

Карл Бём (дирижер)
Опера в трех действиях на либретто самого композитора, основанное на одноименной драме Георга Бюхнера.

Действующие лица:

ВОЦЦЕК, солдат (баритон)
МАРИ, его возлюбленная (сопрано)
МАЛЬЧИК,... Читать дальше
Опера в трех действиях на либретто самого композитора, основанное на одноименной драме Георга Бюхнера.

Действующие лица:

ВОЦЦЕК, солдат (баритон)
МАРИ, его возлюбленная (сопрано)
МАЛЬЧИК, их ребенок (сопрано (мальчиковое))
АНДРЕС, друг Воццека (тенор)
МАРГРЕТ, соседка (контральто)
КАПИТАН (тенор)
ДОКТОР (бас)
ТАМБУРМАЖОР (тенор)
ПЕРВЫЙ и ВТОРОЙ ПОДМАСТЕРЬЯ (баритон и бас)
ДУРАЧОК (тенор)

Действие оперы происходит в Германии в 1836 году.
Первое исполнение: Берлин, 14 декабря 1925 года.


ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Воццек бреет своего капитана, денщиком которого он является. Капитан тем временем сурово выговаривает ему за его безнравственное, как он считает, поведение: он знает о связи Воццека с Мари и об их незаконном ребенке. (Партия капитана написана для очень высокого тенора). Поначалу Воццек отвечает бестолково и рассеянно: `Jawohl, Herr Hauptmann` (`Конечно, господин капитан`), а под конец очень сбивчиво и бессвязно жалуется на свою бедность (`Wir arme Leut`!` - `Мы, бедный люд`).

Сцена 2. Широкое поле на окраине города. Воццек вдвоем со своим армейским приятелем Андресом; на опушке леса они рубят дерево. Неожиданно на Воццека нападает суеверный страх: разбегающиеся в траве ежи в лучах заходящего солнца кажутся ему катящимися по полю человеческими головами, а лучи солнца зловещим огнем, взметающимся от земли к небу. Охваченный ужасом, он бежит к своей Мари.

Сцена 3. У себя в комнате Мари, возлюбленная Воццека, играет с малышом, их сынишкой. Она видит, как по улице торжественным маршем проходит рота солдат, и восхищается тамбурмажором; она мечтает о встрече с ним. Соседка Маргрет язвительно намекает на ее увлечение красавцем тамбурмажором. Мари резко захлопывает окно и укладывает спать ребенка. При этом она поет своему малышу колыбельную песенку. Неожиданно появляется Воццек; он все еще охвачен суеверным страхом. Мари с испугом слушает его рассказ о загадочных видениях, которые, как он думает, он видел. Он предчувствует что-то страшное.

Сцена 4. На следующий день Воццека в своем кабинете обследует полковой доктор. (Чтобы заработать немного денег, Воццек соглашается стать подопытным объектом в экспериментах доктора). Этот доктор - психиатр-дилетант, если не сказать садист. Он внушает Воццеку мысль, что тот на грани помешательства и что он должен употреблять только определенную пищу (одни бобы). К концу сцены доктор тешит себя надеждой, что прославится, благодаря тем экспериментам, которые он проделывает с бедным Воццеком.

Сцена 5. Мари на улице встречает тамбурмажора, уверенного в себе и хвастливого. Она очень увлечена этим импозантным малым. Мари приглашает его к себе. Он соглашается. И вот они уже направляются в ее комнату.

ДЕЙСТВИЕ II

Сцена 1. Мари с восторгом рассматривает серьги, которые подарил ей тамбурмажор. Входит Воццек. Он замечает новые серьги, и его охватывает подозрение. Однако Воццек все еще расстроен по поводу других вещей. Он огорчен, что у малыша, который сейчас заснул, легкая лихорадка. Воццек рассеянно отдает Мари заработанные им на медицинских экспериментах деньги и уходит из дома. Оставшись одна, Мари корит себя за то, что ведет себя аморально - поддалась соблазну и флиртует с тамбурмажором.

Сцена 2. На улице капитан встречает доктора, который пугает его, говоря ему, что он плохо выглядит. `В один прекрасный день вас может парализовать`, - черство говорит доктор капитану. Но вот доктор замечает более подходящую мишень для своих садистских издевательств. Это бедный Воццек. Пользуясь случаем, доктор и капитан с издевкой говорят ему об измене Мари. И доктор сообщает Воццеку, что тот тоже болен.

Сцена 3. Улица перед домом Мари. Пасмурный день. Встретив Мари, Воццек обращается с нею очень грубо. Он пытается добиться у нее признания в измене; он даже замахивается на нее кулаком, но она останавливает его возгласом: `Лучше нож в моем теле, чем чья-либо рука на мне`. И когда она убегает, Воццек продолжает бормотать ее слова: `Лучше нож...`

Сцена 4. Двор возле пивного трактира. Поздний вечер. Посетители горланят песни, все уже изрядно подвыпили. Танцуют солдаты, парни, служанки, девушки. Пришедший сюда Воццек замечает Мари, она танцует с тамбурмажором. Воццек готов напасть на него. Но музыка прекращается, вместе с ней и танец. Какой-то солдат затягивает пьяным голосом песню. Городской дурачок заводит разговор с Воццеком: `Я чую кровь...` - произносит он. Снова звучит музыка, снова все начинают танцевать. Воццек видит танцующих Мари и тамбурмажора, слышит их полные страсти возгласы. Его взор словно застилает кровавый туман.

Сцена 5. Ночь в казарме. Воццек стонет во сне; его мучают кошмарные сны. Андрес просыпается и слышит, как тот говорит о кровавом ноже. В казарму с шумом вваливается пьяный тамбурмажор; он хвалится своими победами. Воццек, совершенно лишившийся рассудка из-за ревности, нападает на него. Но Тамбурмажор - здоровенный детина, и ему удается поколотить Воццека. Избив его, тамбурмажор удаляется. Другие солдаты бессердечно реагируют на то, что произошло, и продолжают спать, повернувшись на другую сторону.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Эта сцена целиком посвящена Мари. Она одна со своим малышом; ее мучает раскаяние. Она читает Библию - сначала историю о женщине, уличенной в прелюбодеянии, а затем историю Марии Магдалины. Она молит Бога о прощении.

Сцена 2 переносит нас к пруду в лесу за городом, где Воццек идет с Мари. Он просит ее сесть рядом с ним, целует ее; они откровенно говорят о любви. Затем он что-то таинственно шепчет про себя. Наступает долгое молчание. Вдруг Мари замечает, что луна красная. `Как окровавленная сталь`, - произносит Воццек, и выхватывает свой нож. Мари пытается убежать. Но он вонзает нож ей прямо в грудь и, когда она умирает, сам скрывается.

Сцена 3. Он прибегает в трактир. Здесь он пытается забыться. Полупьяный, он поет как помешанный, танцует с Маргрет, соседкой Мари. Неожиданно она замечает кровь на его руке и в испуге кричит. Вся толпа собирается вокруг Воццека и видит кровь. Но Воццек стремительно убегает.

Сцена 4. Он возвращается на место убийства. Он должен замести следы убийства - подальше упрятать нож. Он ищет его, так как бросил его где-то здесь, и когда его находит, то выбрасывает в пруд. Но потом он пугается, что там, куда тот упал, его смогут найти. Он лезет в воду, чтобы достать его, заходит все глубже и внезапно тонет. Доктор и капитан, проходящие неподалеку, слышат шум. Капитан порывается броситься на помощь, но доктор удерживает его, и они покидают это злосчастное ночное место.

Сцена 5. Яркое солнечное утро следующего дня. У дома Мари играют дети, верхом на палочках, как на лошадках. Среди них малыш Мари. Появляется другая группа детей. У них новость. Один из них кричит малышу: `Эй, твоя мать померла!` Но малыш не слышит - он увлечен игрой. Все спешат посмотреть на труп, а малыш продолжает скакать на `лошадке`. `Хоп-хоп! Хоп-хоп!` - весело кричит он.

Х Свернуть

Opera `Wozzeck` (1914-1922), Op. 7 (Berg)
Wozzeck - Dietrich Fischer-Dieskau, Tambourmajor - Helmut Melchert, Andres - Fritz Wunderlich, Hauptmann - Gerhard Stolze, Doktor - Karl Christian Kohn, 1.Handwerksbursch- Kurt Böhme, 2. Handwerksbursch - Robert Koffmane, Der Narr - Martin Vantin, Marie - Evelyn Lear, Margret - Alice Oelke, Soldat - Walter Muggelberg. Запись - 1965 г., Берлин.
      (122)  

Opera `Wozzeck` (1914-1922), Op. 7 (Berg)
In English - Live - 10 March 1961 - Metropolitan Opera, New York - with Hermann Uhde, Paul Franke, Ralph Herbert, Ezio Flagello, Calvin Marsh - Metropolitan Opera Chorus
       

Opera `Wozzeck` (1914-1922), Op. 7 (Berg)
Live - 25 November 1955 - with Murray Dickie, Peter Klein, Karl Donch
       
Либретто Альбана Берга (по Франку Ведекинду)
Премьера состоялась 2 июня 1937 г. в Цюрихе (Stadttheater)

Действующие лица:
Лулу (сопрано)
Графиня Гешвиц (альт)
Художник (тенор)
Д-р Шён,... Читать дальше
Либретто Альбана Берга (по Франку Ведекинду)
Премьера состоялась 2 июня 1937 г. в Цюрихе (Stadttheater)

Действующие лица:
Лулу (сопрано)
Графиня Гешвиц (альт)
Художник (тенор)
Д-р Шён, шеф-редактор (баритон)
Альва, его сын, писатель (тенор)
Гимназист (меццо-сопрано)
Родриго, спортсмен (баритон)
Шигольх, старик (бас)
Принц (баритон)
Директор театра (бас)
Медицинальрат (разговорная роль)
Камердинер (бас)
Театральная костюмерша (альт)
Комиссар полиции (бас)
Маркиз (тенор)
Джек Потрошитель (бас)

Действие происходит в конце 19-го века.

Пролог
На цирковом манеже укротитель среди прочих животных представляет публике Лулу - «прекрасного дикого зверя, самку».

Первое действие
Доктор Шён и Альва влюбленно смотрят на портрет Лулу, над которым сейчас работает художник. После их ухода Лулу соблазняет художника. Старый медицинальрат, супруг Лулу, застает их в постели и тут же умирает от сердечного приступа. На Лулу его смерть не производит большого впечатления. Она выходит замуж за обожающего ее художника. Но после того как д-р Шён рассказывает счастливому мужу, какую жизнь вела Лулу в прошлом, он кончает жизнь самоубийством. Это также очень мало волнует Лулу. Д-р Шён обручен с молодой девушкой из хорошей семьи. Когда он со своей невестой приходит в театр, где Лулу ангажирована в качестве танцовщицы, она добивается разрыва помолвки.

Второе действие
Лулу вышла замуж за доктора Шёна. Её салон постоянно посещают самые разные мужчины: гимназист, атлет Родриго, старый Шигольх и, наконец, Альва. Среди них и влюбленная в Лулу графиня Гешвиц. Д-ра Шёна это доводит до бешенства. Обнаружив в очередной раз Лулу в окружении поклонников, он требует, чтобы она застрелилась, и вкладывает в ее руку револьвер. Лулу, однако, стреляет не в себя, а в мужа – д-р Шён убит пятью выстрелами. Альва вызывает полицию. Лулу судят и приговаривают к тюремному заключению. С помощью графини Гешвиц ей удается бежать. Вместе с Родриго, Шигольхом, Альвой и Гешвиц она уезжает из города. Лулу соблазняет Альву и выходит за него замуж.

Третье действие
Тридцатилетняя Лулу блистает в полусвете. Но она окружена людьми, знающими о ее преступлении и шантажирующими ее. Маркиз и Родриго требуют денег и угрожают полицией. Лулу впервые в жизни теряет веру в себя. Она опять бежит, поменявшись одеждой с молодым служащим отеля. Альва, Гешвиц и Шигольх следуют за ней, и вскоре все они, вконец обнищавшие, оказываются в Лондоне. Чтобы заработать на жизнь, Лулу идет на панель. Альва погибает от руки одного из ее клиентов. Следующий клиент - Джек Потрошитель -убивает и Лулу, и Гешвиц.

Х Свернуть

Opera `Lulu` (1928-1935),  (Berg)
Dr.Schön-Dietrich Fischer-Dieskau, Alwa-Donald Grobe, Athlet-Gerd Feldhoff, Der Maler-Loren Driscoll, , Ein Tierbändiger-Gerd Feldhoff, Garderobiere-Alice Oelke, Gräfin Geschwitz-Patricia Johnson, Gymnasiast-Barbara Scherler, Kammerdiener-Leopold Clam, Lulu-Evelyn Lear, Medizinalrat-Walter Dicks, Prinz-Karl-Ernst Mercker, Schigolch-Josef Greindl, Theaterdirektor-Ernst Krukowski.

Berlin Deutsche Oper Orchestra. Karl Böhm
       
 
     
Наши контакты