Французское либретто Мориса Лена написано по мотивам одноименной новеллы Анатоля Франса (1892), которая в свою очередь восходит к средневековой легенде 12 века.
Акт... Читать дальше
Французское либретто Мориса Лена написано по мотивам одноименной новеллы Анатоля Франса (1892), которая в свою очередь восходит к средневековой легенде 12 века.
Акт первый. Площадь перед аббатством Клюни
У самых ворот аббатства собралась праздная толпа. Все собрались, чтобы повеселиться. У некоторых с собой бутылки с вином. Толпа шумит и горланит непристойные песни. Монах-стражник пытается утихомирить гуляк, но они его не слушают. Кульминации веселье достигает, когда на помост поднимается жонглер Жан. Он демонстрирует различные фокусы, сопровождая их непристойными и вульгарными песенками. Толпа хохочет. Из ворот аббатства в окружении монахов появляется приор. Толпа разбегается. Остается один Жан. Приор отчитывает жонглера, говоря, что своими непристойностями тот оскорбляет Иисуса и Богоматерь. Жан полон раскаяния. Он не думал об этом. Ведь он благоговеет перед Богоматерью, считает ее своей заступницей. Чтобы заслужить милость Богоматери приор предлагает Жану расстаться с недостойным ремеслом и поступить в монастырь, тогда возможно он удостоится блаженства – ему явится сама Богоматерь. В подтверждение этих слов монастырский повар Бонифаций рассказывает, как ему явился младенец Иисус. Жан согласен поступить в монастырь, и монахи уводят его с собой.

Акт второй. Общий зал в аббатстве Клюни
Монахи занимаются различными делами в угоду Богородице. Поэт слагает стихи, музыкант пишет религиозные гимны, живописец пишет образ Богоматери, а скульптор высекает ее изображение. С восторгом наблюдает за всем этим Жан – ведь все это делается во славу Богородицы. Но его смущает то, что сам он неграмотный неуч и не может ничего подобного сделать для своей покровительницы. Заносчивые монахи подтверждают это. Приор утешает Жана. Все расходятся. Жан спрашивает у повара Бонифация, как тому удалось удостоиться видения. Бонифаций говорит, что он добросовестно выполнял свою работу и молился. Жан остается в раздумье.

Акт третий. Капелла аббатства Клюни
Монахи устанавливают в капелле новый образ Богоматери. В капеллу приходят Жан и Бонифаций. Они молятся. После долгих раздумий Жан решается порадовать Богородицу единственным, что он умеет: он начинает жонглировать и показывать различные фокусы перед образом Богоматери. Неожиданно образ оживает – Богородица улыбается и аплодирует Жану. Появляется приор и монахи – они обвиняют Жана в кощунстве. Его защищает только Бонифаций. Неожиданно в луче света появляются ангелы: они поют славу Жану-простодушному, который порадовал Святую Деву своим искусством. Жан вскакивает – он начинает понимать латынь и все науки, видит небеса и Богоматерь во всей ее Славе. Затем он падает и умирает. Приор и монахи склоняют головы – они понимают, что присутствовали при чуде и видели святого.

Х Свернуть

Опера `Жонглёр Богоматери`,  (Массне)
Jean – Alain Vanzo; Frère Boniface – Robert Massard; Le Prieur – Jules Bastin; Le Moine poète – Jean Dupouy; Le Moine peintre – Claude Meloni; Le Moine musicien – Yves Bisson; Le Moine sculpteur – Pierre Thau; Deux Anges – Christiane Issartel, Jeanine Collard.
Запись Париж, 15 декабря 1973 года
       
 
     
Наши контакты