Марек Яновски
Марек Яновски (дирижер)




`Die Harmonie der Welt` (1956-1957)
Опера в пяти действиях на либретто П. Хиндемита
Действующие лица:
Император Рудольф II/ император Фердинанд II – Солнце (бас)
Иоганнес Кеплер, придворный...Читать дальше
`Die Harmonie der Welt` (1956-1957)
Опера в пяти действиях на либретто П. Хиндемита
Действующие лица:
Император Рудольф II/ император Фердинанд II – Солнце (бас)
Иоганнес Кеплер, придворный математик – Земля (баритон)
Валленштейн, полководец – Юпитер (тенор)
Ульрих Грюссер, ученик Кеплера, позже солдат – Марс (тенор)
Даниэль Хицлер, священник в Линце / регенсбургский священник – Меркурий (бас)
Танзур – Сатурн (бас)
Барон Штархемберг (баритон)
Кристоф, брат Кеплера (тенор)
Сюзанна, воспитанница Штархемберга, позже жена Кеплера – Венера (сопрано)
Катарина, мать Кеплера – Луна (альт)
Маленькая Сюзанна, дочь Кеплера от первого брака (сопрано)
Судья, адвокат, народ, солдаты, созвездия

1-е действие, 1608-1611 гг.
Улица в Праге. Танзур объясняет толпе, что комета 1607 г. предвещает невиданные бедствия и войну, здесь же его помощники бойко торгуют предсказаниями и рисунками кометы. Валленштейн отсылает спорящего с Танзуром Ульриха к его учителю Кеплеру с просьбой составить для него гороскоп, а ловкому мошеннику предлагает стать его слугой и помощником.
Вюртемберг. Ночью Катарина приходит на кладбище, чтобы выкопать череп своего отца и сделать из него чашу. Эта чаша должна избавить ее старшего сына Иоганнеса от своевольной тяги к познанию непознаваемого. Тайно последовавший за нею Кристоф пытается увести ее домой. Внутренним зрением Катарина видит императора Рудольфа, наблюдающего звезды, а рядом с ним – Иоганнеса. В припадке помешательства император проклинает свое греховное желание проникнуть в недоступные людям тайны мира и своего советчика, но постепенно успокаивается – сама судьба связала его с Кеплером.
В своем пражском доме Кеплер вместе с дочерью вспоминает недавно умершую жену. Ульрих приносит свой самостоятельно составленный гороскоп – его ждет величие и слава, но Кеплер сразу находит ошибку – Ульриху суждено стать солдатом. Кеплер сожалеет о душевной слабости императора и надеется, что его трактат о гармонии мира поможет Рудольфу исполнить свою высокую миссию. С улицы доносятся голоса, обсуждающие новость: братья вынудили больного императора отречься от престола. Кеплер понимает, что Рудольф не переживет этого и ночью умрет, а он даже не сможет облегчить ему последние часы. Он решает вернуться в родной, уютный Линц, Ульрих этому безмерно рад.
2-е действие, 1613 г.
Пражский район, разрушенный войной. Здесь Валленштейн, женившийся на старой, но богатой вдове, построит свой роскошный дворец. Он благодарит Танзура, который нашел для
него это место и к тому же удачно посоветовал ему принять католичество, и поручает своему помощнику набрать отряд кирасиров и мушкетеров, т.к. он намеревается вместе с эрцгерцогом Фердинандом свергнуть нынешнего слабого императора Матиаса. Танзур предупреждает своего патрона, что его супруга подмешала ему в пищу зелье, постепенно отнимающее у него силы. Валленштейн мрачно отвечает, что ее смерть не за горами. Он готов любыми путями добиться самого высокого положения.
Линц. Примыкающий к церкви двор протестантской школы заполнен школярами, горожанами и приехавшими на воскресную службу владельцами окрестных поместий. Ульрих влюблен в Сюзанну, воспитанницу барона Штархемберга, и намерен просить ее руки. В опустевшем на время службы дворе появляется Танзур, Ульрих отвергает его предложение стать солдатом. По окончании службы прихожане выходят из церкви в смущении и растерянности: священник лишил Кеплера, профессора протестантской школы, святого причастия. На недоуменные вопросы священник Хицлер отвечает, что сделал это по указанию консистории, т.к. Кеплер считает, что тело и кровь Христа присутствуют в обряде лишь духовно. Сюзанна горячо заступается за Кеплера. Ученый потрясен ее смелостью. Барон Штархемберг, оставшись с Кеплером наедине, возмущается тем, что давление на верующих и нетерпимость к неканоническим толкованиям перешли из католической церкви в протестантизм. Он приглашает Кеплера посетить свой замок в Эфердинге и поближе познакомиться с его воспитанницей. Ульрих напрасно пытается убедить барона, что его учитель слишком стар (ему 42 года), а его учение сомнительно.
Эфердинг. Сюзанна и Кеплер встречаются в саду, примыкающем к замку Штархемберга.
Кеплер только что попросил у барона руки его воспитанницы, и Сюзанна без колебаний соглашается стать его женой.
В саду при постоялом дворе Танзур с помощниками вербуют молодых мужчин в отряд Валленштейна, обещая им хорошее жалованье, вдоволь еды, выпивки и т.д. Мрачный Ульрих решительно подписывает контракт, многие следуют его примеру. Мимо проходит счастливая Сюзанна-невеста, она, как и ее будущий муж, мечтает об установлении небесной гармонии в земной жизни.
3-е действие, 1616-1621
Линц. В доме Кеплера неожиданно появляется Катарина, в Вюртемберге ей грозит судебный процесс по обвинению в колдовстве, пытки и позор, она ищет убежища и помощи. Сюзанна сердечно принимает ее, хотя чувствует, что свекровь относится к ней враждебно. Обе читают Библию (Пророков). На протяжении этой сцены маленькая Сюзанна несколько раз запевает песенку о луне, на которую отзываются таинственные голоса, она задает отцу вопросы о ночном светиле, в ответ Кеплер с восторгом описывает божественную гармонию Вселенной. В разговоре с матерью он убеждает ее немедленно вернуться в Вюртемберг, т.к. ее бегство только укрепит подозрения церковников и бросит тень на ее близких.
Суд над Катариной в Гюглингене (Вюртемберг). Все идет к тому, чтобы признать ее ведьмой. Даже Кристоф свидетельствует, что его мать занималась осквернением могил. В отчаянии Катарина падает на колени и начинает молиться, чем приводит публику в смущение. В решающий момент появляется Кеплер и передает судье письмо из Верховного суда в Тюбингене, заверенное самим государем, с предписанием снять с Катарины все обвинения. Судья нехотя подчиняется.
После освобождения Катарина рассказывает сыну, что знает траву, которая может навсегда избавить людей от болезней, и драгоценный волшебный камень, способный покончить с нищетой, но не понимает, каким способом их надлежит обрабатывать, чтобы получить эссенцию. Кеплер решительно отказывает ей в содействии. Катарина чувствует себя опустошенной: если ее план неосуществим, ей остается только умереть.
4-е действие, 1628
Бал в новом пражском дворце Валленштейна. Танзур (дворецкий) неожиданно сталкивается с Ульрихом (в чине лейтенанта), который из любопытства проник сюда, оставив свой пост охраны. Ульрих в восхищении от роскошной обстановки, он с завистью наблюдает, как хозяина дворца, генерала и главнокомандующего, приветствует богемская знать. Валленштейн излагает офицерам план предстоящей битвы со шведами за Штральзунд. Наедине с собой он скептически оценивает свои достижения – сея смерть и разрушения, он лишен любви и здоровья. Присутствие во дворце лейтенанта из охраны вызывает у него приступ гнева, но на тот раз Ульрих прощен. Валленштейн напоминает Кеплеру о составленном когда-то для него гороскопе, в нем он черпал мужество в трудную минуту. Кеплер считает гороскопы безделицей, главное – жить по совести. Валленштейн под большим впечатлением от книги Кеплера «Гармония мира», если этой гармонией должным образом управлять, она может привести к установлению рая на земле. Он излагает Кеплеру свой план объединить весь мир под своей властью, просит ученого помочь ему расчетами, касающимися погоды, благоприятных моментов, людей, денег и т.д., и приглашает его переселиться с семьей в свое новое герцогство Заган. Кеплер, подумав, соглашается. Униженный на глазах своего бывшего учителя Ульрих клянется отомстить, он прощается с Танзуром, т.к. завтра должен отправиться с войсками в Штральзунд.
5-е действие, 1630 г.
В Загане Сюзанна чувствует себя неуютно и одиноко, особенно после замужества падчерицы. Ульрих с остатками разбитой армии Валленштейна возвращается из Штральзунда домой. В разговоре с Сюзанной выясняется, что ее муж уехал в Регенсбург. Ульрих иронично замечает, что глупо верить в «небесную бухгалтерию» – миром правит случай. А случаю при желании можно помочь, и он, Ульрих, намерен это сделать. Сюзанна с грустью отмечает, что Ульрих, как и все местные жители, настроен к их семье враждебно.
В ратуше Регенсбурга император Фердинанд II совещается с курфюрстами. Общее мнение сводится к тому, что война разорила страну и Валленштейна необходимо отстранить от командования. Больному Кеплеру собрание курфюрстов является в видении. В бреду он просит знать предоставить Валленштейну свободу действий – несчастья преходящи, надо жертвовать малым ради великого. Но судьба Валленштейна решена. Кеплер понимает, что великая гармония достижима только в смерти. Регенбургский священник напрасно уговаривает умирающего отказаться от еретических убеждений.
Финал: гармония мира. На верхнем уровне сцены Солнце (император) приглашает умершего Кеплера, присоединиться к планетам, чтобы до конца познать великую божественную идею. Свои места в небесной иерархии занимают сначала Меркурий (Хицлер) и Венера (Сюзанна). Одновременно внизу 4 убийцы, один из которых Ульрих, нападают на Валленштейна, обвиняя его в неисчислимых народных бедствиях. Тот возражает, что его целью было счастье человечества. Его закалывают. К планетам присоединяется Земля в сопровождении Луны (Кеплер и Катарина), за ними следуют Марс (Ульрих), Юпитер (Валленштейн), Сатурн (Танзур), созвездия Зодиака и множество других звезд. Их голоса сливаются в заключительном хоре: мечта, молитва, предчувствие и созерцание приближают время познания великой гармонии мира.

Х Свернуть
Скачать ноты
Опера `Гармония мира`,  (Хиндемит)
Опера в пяти действиях, либретто П.Хиндемита (1956-57)
Добавил: abyrvalg , 04.09.2013 17:27             

 
     
Правообладателям
По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru