Пользователь: Andrew_Popoff

         
   
Информация о пользователе Andrew_Popoff (не в сети )




   
   


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 20:16)
glebyakovlev писал(а):
Мы же сейчас ведем беседу
о профессиональной музыке - все-таки композиторы этим и должны
заниматься.
Насчет отсутствия цельности формы в фольклоре не согласен с Вами - а
как же песни - хоть славянские, хоть европейские? А как же танцы,
которые всегда имели четкую структуру и форму?
Структура есть в
любой музыке, а форма - это несколько другое понятие. Народная песня
или танец состоит из разделов, связанных между собой как паттерны в
минимализме. И число колен или куплетов неограниченное, теоретически
бесконечное - пока история в песне вся не раскажется, или ноги в танце
плясать не устанут.
Термин `профессиональная музыка` имеет сейчас не то что бы другой, но
более широкий смысл. И мои ссылки на фольклор связаны лишь с тем, что
на этом примере легче показать иную систему времени - время как
Космос, бесконечное и не имеющее ни начала, ни конца. Оно, кстати,
присутствовало и в европейской профессиональной музыке до 17 века, и
пробуждается сейчас - не только в минимализме, но практически во всех
направлениях и стилях, кроме ортодоксального традиционализма. И это
ведь неспроста, не так ли? Это не может не быть связано с тем, как
ощущается время любым современным человеком.
    


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 18:48)
glebyakovlev писал(а):
Тут очень тонкая грань
между простотой и банальностью. Но она есть, думаю в этом Вы со мной
согласитесь.
Скажем, взять 1-ю часть 5-й симфонии Бетховена. Вроде бы все просто,
но на деле все гораздо сложнее. Здесь композитор, пользуясь простейшим
звуковым материалом (всего 2 (!) ноты g-es) и простой (но предельно
ёмкой) ритмо-фигурой строит произведение сложнейшей архитектоники, где
данная интонация обыгрывается по-своему согласно НУЖНОМУ контексту.
Тут ни одной ноты не прибавить не убавить. Каждая нота имеет свое
назначение и играет свою собственную роль в симфонии, как каждый
кирпичик в соборе стоит на своем месте. (Другое дело, что только гений
подобного уровня знает куда какой кирпичик поставить). Вот это уровень
настоящего минимализма!

В минимализме как направлении все куда проще - взял пару-тройку нот и
давай долбить пока уж совсем тошно не станет (извините за подобный тон
- я его применяю просто чтобы устранить напыщенность терминологии). И
самое главное, что устранение формы на макро и микроуровнях приводит к
отсутствию цельности музыки, к ее фрагментарности. А где нет цельности
формы - там нет внутренних связей. Можно сравнить 5-ю симфонию и
музыку минималистов как готический собор и поезд, нагруженный балками,
которые каждые в своем вагоне лежат очень ровно и организовано(причем
довольно примитивно), но вместе не являются чем-то
целостным.
Цельности формы нет ни в какой музыке, кроме
профессиональной европейской музыки 17-20 веков. В других даже понятия
такого нет. Там иное время и никакого отношения к классическим формам
оно не имеет. Ваш пример из бетховена красочен и убедителен, но к
минимализму не имеет никакого отношения.
    


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 15:29)
glebyakovlev писал(а):
Это совершенно тоже самое,
что я и говорил. Ничего противоестественного в этом не нахожу -
напротив. Все совершенно естественным образом складывалось.
Это было история освоения консонансов и соответствующих им
диссонансов. Другое дело, что у человеческого слуха есть определенный
предел (вообще человек - существо примитивное, говоря словами К.К.) И
в 20-м веке композиторы перешли этот слуховой барьер, отчего музыка
стала недоступной для слухового восприятия.
То есть, Вы считаете,
что примитивность человека есть серьезное основание для отказа от
познания мира?
Я думаю, если даже человечество и примитивно, то далеко не каждый
отдельный человек примитивен. И непримитивные не согласятся на то
чтобы всю жизнь жевать одну и ту же жвачку.
А кроме того, думаю, Вы отдаете себе отчет в том, что примитивные и
Вашу музыку никогда слушать не станут, если Вы, конечно, не станете
создателем шлягеров в духе `Ласкового мая`?
    


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:37)
glebyakovlev писал(а):
Так вот к чему я веду.
Как связана природа с музыкой ? (можете не соглашаться, но думаю
определенная аргументированность здесь есть)
Возьмем пока что только европейскую музыку.
К примеру звуковысотность. Не случайно ведь изначально сложились
именно те лады, тональность которые мы имеем сейчас.
История музыки есть история освоения обертонового ряда, заложенного в
самом звуке.
Сначала был унисон и пели в унисон. Потом в октаву (если например
женщины подключались - в силу своего диапазона они воспроизводили
интонации на октаву выше) Затем пошло освоение квинты, большой терции
и т.д. именно потому классики да и барочные композиторы в основе своей
имели МАЖОРНОЕ трезвучие, чистые квинты, терции, а не скажем ноны
секунды тритоны.
Потом ритмика - европейская ритмика основана ведь в первую очередь на
танцах - и потому в основе имеет 2 размера - двудольных и трехдольный,
а не 12 9-х или 5 7-х. (славянская ритмика связана больше с пением,
т.е. текстом - в котором много 5-ти, 7-ми слоговых фраз. Отсюда и
,,причудливые,, размеры 5/8 или 7/8 и т.д.
Потом сама форма. Она вся вытекает из человеческой речи. Не случайно
даже (!) термины в муз. форме ,,предложения, фразы,,. Все языки мира
(даже китайский с японским) оперируют фразами, предложениями (не
слишком большими , чтобы можно было их порционально усваивать), со
своими ,,кадансами,, - точками, запятыми и т.д.
Можно
рассматривать развитие европейской гармонии и как постепенную
эмансипацию диссонанса, не находите? В григорианском хорале один
возможный консонанс - унисон. В параллельном органуме консонансами
стали квинта и кварта, а терция считалась страшным диссонансом. Затем
терцию уровняли на правах консонанса. Одновременно разрешили
подготовленные диссонансы (септимы, тритоны и секунды) но с
обязательным разрешением. Затем допустили отложенное разрешение и
скачки на широкие интервалы, потом, в 19 веке отпала необходимость
обязательного разрешения диссонанса, а Лист сочинил первое атональное
сочинение - `Этюд без тональности`. В 20 веке диссонанс полностью
эмансипировался и т.д. Что же Вы видите неестественного в этом
процессе? Динамическое развитие? Возможно. Вот и начните рассуждения с
анализа и сравнения форм. И Вы увидите, что вся европейская музыка от
Барокко до наших дней - явление антиприродное и противоестественное.
    


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:13)
glebyakovlev писал(а):
Не соглашусь с Вами по
поводу того, будто традиция связана с историей и идеологией - какая у
нас не была историй (я говорю про славян) музыкальные традиции все те
же - они сохранились и пережили все что угодно и реформы Петра и
социализм - как пели бабушки у себя в деревнях так и поют свои песни.
Вы почему-то полагаете что традиции определяются историей - я
правильно Вас понял? Я же считаю, что история не накладывает отпечаток
НА САМУ МУЗЫКАЛЬНУЮ ТКАНЬ. Она может накладывать отпечаток на выбор
жанров, тексты песен и много чего, но не на саму структуру музыки. Не
было такого, что все взяли и договорились, мол изберем в качестве
опоры миксолидийский лад или бесполутоновый тетрахорд. Эти вещи
складываются сами по себе, их ОТКРЫВАЕТ сам народ интуитивно.
Об этом можно потом поподробнее.

Насчет свободы воли. Композитор (гениальный ) пользуется всегда
интуицией и опорой на музыку предшественников (которая сложилась также
интуитивно). Скажем тот же Бетховен думал что сочиняет в старинных
барочных формах, а на деле сочинял сонаты, даже не подозревая об этом.
Он интуитивно развивал то, что было до него.
Интуиция - процесс
бессознательный?
А про форму Вы ничего не сказали - а это мне кажется главным. Форма,
а не материал. Про ладовые структуры я не говорил пока, доберемся и до
них.
    


Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 13:50)
glebyakovlev писал(а):
Это было в ответ на мое
,,Я к тому, что традиция не создается на пустом
месте. Она складывается постепенно и естественно, и основывается на
тех самых законах
логики и природы. Вы со мной согласны?,,

Ну так что - традиция складывается постепенно и естественно и
основывается на законах природы - это всегда и везде. Разве не
так?
Традиция связана прежде всего с историей и идеологией и лишь
в последнюю очередь с природой. Я не столько спорю с Вами, сколько
пытаюсь предупредить о возможных логических противоречиях. Мой тезис
таков: вне свободы воли творчество невозможно. А если есть свобода
воли, значит она неизбежно вступает в протворечие с природой. Это
прямое следствие возможности выбора. Вы ведь не станете спорить, что
композитор сам избирает и компонует материал, а не природа ему диктует
на уровне инстинкта - что и как делать?
    


Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:53)
MargarMast писал(а):
Вот это я бы с удовольствием
сделала, Андрей, но у меня накопился уже такой список литературы,
которую я должна прочитать, что я не знаю, с чего начать, и когда же я
дойду до Бердяева.

Но, с другой стороны, я не очень как-то врубилась - при чём тут
матрёшки и балалайки? Вроде Дебюсси не использовал аккордеон -
насколько я понимаю, довольно распространённый инструмент у
французских шансонье. Мы же говорили о национальном характере музыки,
и импрессионизм, конечно - французское явление. То, что Вы сказали
насчёт космизма - я не уверена, поскольку не прочитала Бердяева ;).
Хотя, если мне не ошибает память, вроде Хлебников объявлял себя
гражданином Вселенной - прошу прощения, если напутала. Вы знаете, верю
в то, что пространство страны, в которой человек живёт, как-то влияет
на его сознание.
Бердяева не все стоит читать. Но `Самопознание`
довольно увлекательное чтение. Мы, строго говоря, плохо представляем
себе Россию. Есть мифы - лень, пьянство, иван-дурак, православие,
самодержавие, народность, общинность, душевность и т.п. Но практически
ничего не знаем о духовных исканиях русского человека. Там, в
основном, об этом. Еще рекомендую Зеньковича `Русское
старообрядчество`. Там не только об истории этого явления, но и о
духовных исканиях русских людей 17 века. А еще можно Рыбакова
почитать, Лосева, Розанова. Тогда моя мысль о русском космизме станет
понятнее.
    


Тема:Концерт для смешанного хора `Чепуха`
(10.10.2011 03:43)
Очень хорошее исполнение.
    
   
         
Наши контакты