CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: Andrew_Popoff
Информация о пользователе Andrew_Popoff (
не в сети
)
Дата регистрации:
19.02.2010 17:05
Последний визит:
01.10.2024 02:07
Настоящее имя:
Андрей Попов
Страна:
Россия
Город:
Москва
Пол:
Мужской
Дата рождения:
29.09.1966
Деятельность:
Композитор
Образование:
Высшее. Московская консерватория, композиторский ф-т
Любимые композиторы:
Монтеверди, Райли, Гайдн, Хованесс, Д.Скарлатти
Страница в соц. сети:
https://www.facebook.com/andrewpopoff
Еще о себе:
Композитор Андрей Попов
Добавил аудио:
274
Добавил видео:
107
Комментарии:
19551
Плейлист:
135
Друзья:
49
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 20:16)
glebyakovlev писал(а):
Мы же сейчас ведем беседу
о профессиональной музыке - все-таки композиторы этим и должны
заниматься.
Насчет отсутствия цельности формы в фольклоре не согласен с Вами - а
как же песни - хоть славянские, хоть европейские? А как же танцы,
которые всегда имели четкую структуру и форму?
Структура есть в
любой музыке, а форма - это несколько другое понятие. Народная песня
или танец состоит из разделов, связанных между собой как паттерны в
минимализме. И число колен или куплетов неограниченное, теоретически
бесконечное - пока история в песне вся не раскажется, или ноги в танце
плясать не устанут.
Термин `профессиональная музыка` имеет сейчас не то что бы другой, но
более широкий смысл. И мои ссылки на фольклор связаны лишь с тем, что
на этом примере легче показать иную систему времени - время как
Космос, бесконечное и не имеющее ни начала, ни конца. Оно, кстати,
присутствовало и в европейской профессиональной музыке до 17 века, и
пробуждается сейчас - не только в минимализме, но практически во всех
направлениях и стилях, кроме ортодоксального традиционализма. И это
ведь неспроста, не так ли? Это не может не быть связано с тем, как
ощущается время любым современным человеком.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 18:48)
glebyakovlev писал(а):
Тут очень тонкая грань
между простотой и банальностью. Но она есть, думаю в этом Вы со мной
согласитесь.
Скажем, взять 1-ю часть 5-й симфонии Бетховена. Вроде бы все просто,
но на деле все гораздо сложнее. Здесь композитор, пользуясь простейшим
звуковым материалом (всего 2 (!) ноты g-es) и простой (но предельно
ёмкой) ритмо-фигурой строит произведение сложнейшей архитектоники, где
данная интонация обыгрывается по-своему согласно НУЖНОМУ контексту.
Тут ни одной ноты не прибавить не убавить. Каждая нота имеет свое
назначение и играет свою собственную роль в симфонии, как каждый
кирпичик в соборе стоит на своем месте. (Другое дело, что только гений
подобного уровня знает куда какой кирпичик поставить). Вот это уровень
настоящего минимализма!
В минимализме как направлении все куда проще - взял пару-тройку нот и
давай долбить пока уж совсем тошно не станет (извините за подобный тон
- я его применяю просто чтобы устранить напыщенность терминологии). И
самое главное, что устранение формы на макро и микроуровнях приводит к
отсутствию цельности музыки, к ее фрагментарности. А где нет цельности
формы - там нет внутренних связей. Можно сравнить 5-ю симфонию и
музыку минималистов как готический собор и поезд, нагруженный балками,
которые каждые в своем вагоне лежат очень ровно и организовано(причем
довольно примитивно), но вместе не являются чем-то
целостным.
Цельности формы нет ни в какой музыке, кроме
профессиональной европейской музыки 17-20 веков. В других даже понятия
такого нет. Там иное время и никакого отношения к классическим формам
оно не имеет. Ваш пример из бетховена красочен и убедителен, но к
минимализму не имеет никакого отношения.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 18:40)
oriani писал(а):
Насчет монастыря - это уж Вы
хватили. Кто же отрицает радости бытия? И футбол, и котенок - все
жизнь вмещает. А уж чаю попить - святое дело. Но мы-то не об этом
сейчас, а исключительно о произведениях искусства. Согласитесь, что
чай и Шостакович как-то не очень совмещаются.
Зато прекрасно
совмещается с `Чаем и кофе` из Щелкунчика. Следует ли из этого, что
Шостакович лучше? (Вы, думаю, не балетные сюиты и не Песню о встречном
в виду имеете?)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:55)
oriani писал(а):
Может быть, чтобы предложить нам
немного поразмышлять о себе, о жизни. Если после прослушивания
произведения не происходит никаких душевных и умственных подвижек, не
потерянное ли это время?
Нет. А просто удовольствие от прекрасной
вещи - разве потеряное время? А радость, легкость бытия? А игра с
котенком - потеряное время? А футбол во дворе? А просто вкусного чаю
попить?
Что ж нас всех в монастырь-то тянете? :)
Тема:`Возвращение домой` для фортепиано
(10.10.2011 15:51)
glebyakovlev писал(а):
Сочинение мне в общем и
целом кажется скучным, неинтересным и лишенным любой
оригинальности.
Спасибо за отзыв. :)
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 15:45)
glebyakovlev писал(а):
Здесь слово
,,примитивный,, применяется не в плохом смысле. Это просто означает,
что возможности человеческого слуха и восприятия ограничены, и он
ничего с этим не сможет поделать.
Да и не надо. Зачем? Все гениальное просто. Чем проще (но не
банальнее) тем убедительнее. Чем меньше элементов, тем сильнее каждый
из них действует на слушателя.
В этом есть своя логика. Но можно
подойти и с другого краю. Скажем, минималисты воспользовались этим
советом и вернулись не только к простым созвучиям, но и к отсутствию
замкнутых форм. То есть, максимально приблизились к изначальной
пифагоровской музыке сфер. Но, насколько я понимаю, этот ход кажется
Вам ошибочным. Почему?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:41)
oriani писал(а):
Издержки жанра. Сам Чайковский
говорил, что в опере практически невозможно достичь таких высот, как,
например, в симфонической музыке. Слишком много составляющих должно
совпасть. А куплеты Фрике действительно милая вещица - шутка
гения.
Да вовсе не издержки - замечательная музыка! Ну почему
обязательно нужна глубина?
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 15:29)
glebyakovlev писал(а):
Это совершенно тоже самое,
что я и говорил. Ничего противоестественного в этом не нахожу -
напротив. Все совершенно естественным образом складывалось.
Это было история освоения консонансов и соответствующих им
диссонансов. Другое дело, что у человеческого слуха есть определенный
предел (вообще человек - существо примитивное, говоря словами К.К.) И
в 20-м веке композиторы перешли этот слуховой барьер, отчего музыка
стала недоступной для слухового восприятия.
То есть, Вы считаете,
что примитивность человека есть серьезное основание для отказа от
познания мира?
Я думаю, если даже человечество и примитивно, то далеко не каждый
отдельный человек примитивен. И непримитивные не согласятся на то
чтобы всю жизнь жевать одну и ту же жвачку.
А кроме того, думаю, Вы отдаете себе отчет в том, что примитивные и
Вашу музыку никогда слушать не станут, если Вы, конечно, не станете
создателем шлягеров в духе `Ласкового мая`?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:24)
precipitato писал(а):
Да уж,Щелкунчик я бы из
этого списка убрал...
Отдельные номера.
Кстати, и в `Онегине` есть `Уж как по мосту-мосточку`,
`Девушки-красавицы`, `Болят мои` и т.п. И неизменной любовью публики
пользуются куплеты Трике. :)
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:37)
glebyakovlev писал(а):
Так вот к чему я веду.
Как связана природа с музыкой ? (можете не соглашаться, но думаю
определенная аргументированность здесь есть)
Возьмем пока что только европейскую музыку.
К примеру звуковысотность. Не случайно ведь изначально сложились
именно те лады, тональность которые мы имеем сейчас.
История музыки есть история освоения обертонового ряда, заложенного в
самом звуке.
Сначала был унисон и пели в унисон. Потом в октаву (если например
женщины подключались - в силу своего диапазона они воспроизводили
интонации на октаву выше) Затем пошло освоение квинты, большой терции
и т.д. именно потому классики да и барочные композиторы в основе своей
имели МАЖОРНОЕ трезвучие, чистые квинты, терции, а не скажем ноны
секунды тритоны.
Потом ритмика - европейская ритмика основана ведь в первую очередь на
танцах - и потому в основе имеет 2 размера - двудольных и трехдольный,
а не 12 9-х или 5 7-х. (славянская ритмика связана больше с пением,
т.е. текстом - в котором много 5-ти, 7-ми слоговых фраз. Отсюда и
,,причудливые,, размеры 5/8 или 7/8 и т.д.
Потом сама форма. Она вся вытекает из человеческой речи. Не случайно
даже (!) термины в муз. форме ,,предложения, фразы,,. Все языки мира
(даже китайский с японским) оперируют фразами, предложениями (не
слишком большими , чтобы можно было их порционально усваивать), со
своими ,,кадансами,, - точками, запятыми и т.д.
Можно
рассматривать развитие европейской гармонии и как постепенную
эмансипацию диссонанса, не находите? В григорианском хорале один
возможный консонанс - унисон. В параллельном органуме консонансами
стали квинта и кварта, а терция считалась страшным диссонансом. Затем
терцию уровняли на правах консонанса. Одновременно разрешили
подготовленные диссонансы (септимы, тритоны и секунды) но с
обязательным разрешением. Затем допустили отложенное разрешение и
скачки на широкие интервалы, потом, в 19 веке отпала необходимость
обязательного разрешения диссонанса, а Лист сочинил первое атональное
сочинение - `Этюд без тональности`. В 20 веке диссонанс полностью
эмансипировался и т.д. Что же Вы видите неестественного в этом
процессе? Динамическое развитие? Возможно. Вот и начните рассуждения с
анализа и сравнения форм. И Вы увидите, что вся европейская музыка от
Барокко до наших дней - явление антиприродное и противоестественное.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 14:23)
oriani писал(а):
Моцарт писал `не мудрствуя
лукаво`, как поет птица. Глубока ли ее песня? Она просто не может не
петь. В этом кристалльная чистота музыки Моцарта, а что касаемо до
философских глубин, то он `неудостаивал быть умным`. Его музыкой можно
дышать, как воздухом, но, согласитесь, к серъезным раздумьям она не
склоняет.
Тоже все относительно. Есть `Дон Жуан`, `Реквием`, до
минорная фантазия. Стендаль, которым усердно потчует нас Атилла,
вообще считал, что Моцарт очень сумрачный и печальный композитор. Ему
бы веселья побольше, был бы не хуже Чимарозы - примерно так рассуждал
Стендаль. :)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 14:18)
musikus писал(а):
Все относительно. Лирический
апофеоз ночной сцены, к примеру, глубже и сильнее иных знаменитых
симфоний, сколь `наивным` он бы ни казался.
Ну, Вы же понимаете,
я не об этой сцене, а о фее Драже, кофе и шоколаде и т.п.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:13)
glebyakovlev писал(а):
Не соглашусь с Вами по
поводу того, будто традиция связана с историей и идеологией - какая у
нас не была историй (я говорю про славян) музыкальные традиции все те
же - они сохранились и пережили все что угодно и реформы Петра и
социализм - как пели бабушки у себя в деревнях так и поют свои песни.
Вы почему-то полагаете что традиции определяются историей - я
правильно Вас понял? Я же считаю, что история не накладывает отпечаток
НА САМУ МУЗЫКАЛЬНУЮ ТКАНЬ. Она может накладывать отпечаток на выбор
жанров, тексты песен и много чего, но не на саму структуру музыки. Не
было такого, что все взяли и договорились, мол изберем в качестве
опоры миксолидийский лад или бесполутоновый тетрахорд. Эти вещи
складываются сами по себе, их ОТКРЫВАЕТ сам народ интуитивно.
Об этом можно потом поподробнее.
Насчет свободы воли. Композитор (гениальный ) пользуется всегда
интуицией и опорой на музыку предшественников (которая сложилась также
интуитивно). Скажем тот же Бетховен думал что сочиняет в старинных
барочных формах, а на деле сочинял сонаты, даже не подозревая об этом.
Он интуитивно развивал то, что было до него.
Интуиция - процесс
бессознательный?
А про форму Вы ничего не сказали - а это мне кажется главным. Форма,
а не материал. Про ладовые структуры я не говорил пока, доберемся и до
них.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 13:57)
glebyakovlev писал(а):
Боже мой.. Да если
покопаться - выяснится что и индусы и африканцы все они ничего не
выдумывали и все так же вытекает из треклятой природы. Ничего не
рождается на пустом месте.
не говоря уже о китайцах, коих четверть населения земли, и в основе у
которых всё та же европейско-славянская пентатоника.
Та, да не
та. Там много местных нюансов. Единственное, в чем я соглашусь с
Глебом - это статическая форма, имевшая место практически везде. Она
действительно некоторым образом связана с музыкой Космоса. Но как раз
европейская традиция и отринула этот единый всеобщий принцип. Барокко
дало начало неравновесной динамической закрытой форме, которая и стала
главной особенностью той музыки, которую мы называем классической
музыкой. Вот оно - главное противоречие с природой.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 13:50)
glebyakovlev писал(а):
Это было в ответ на мое
,,Я к тому, что традиция не создается на пустом
месте. Она складывается постепенно и естественно, и основывается на
тех самых законах
логики и природы. Вы со мной согласны?,,
Ну так что - традиция складывается постепенно и естественно и
основывается на законах природы - это всегда и везде. Разве не
так?
Традиция связана прежде всего с историей и идеологией и лишь
в последнюю очередь с природой. Я не столько спорю с Вами, сколько
пытаюсь предупредить о возможных логических противоречиях. Мой тезис
таков: вне свободы воли творчество невозможно. А если есть свобода
воли, значит она неизбежно вступает в протворечие с природой. Это
прямое следствие возможности выбора. Вы ведь не станете спорить, что
композитор сам избирает и компонует материал, а не природа ему диктует
на уровне инстинкта - что и как делать?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:39)
MargarMast писал(а):
Вы имеете в виду, Андрей,
что Соловьёв не предсказал революцию и её последствия? Да, это было
бы, конечно, славно. И чтобы его Богочеловек шёл `в белом венчике из
роз`, да? ;)
И это, и то, что русский интеллигент слишком
идеализировал русский народ, не зная о самом народе практически
ничего. Бердяев все-таки брал в молодости на себя смелость и
погружался в самое нутро народа. Не было никогда православного
единодушия, но всегда был поиск истины, окончательной и единственной
правды.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:32)
precipitato писал(а):
Не могу
согласиться,Андрей-есть очень хорошая музыка,лишенная всякой
глубины-Сен-Санс,например.Он иногда старается быть глубоким-и тут же
теряет в качестве,у него целый пласт такой-лжебетховенский,очень там
все противно.А когда ерунда снова начинается-выходит Карнавал животных
или Рондо каприччиозо.И таких авторов довольно много.Глубина не всем к
лицу.
Да, конечно. Я сказал это из противоречия заявлению, что
русская музыка глубока, а нерусская неглубока. Это вообще термин
расплывчатый. В русской музыке тоже есть музыка `неглубокая`, но очень
милая - `Щелкунчик`, например, или концертные вальсы Глазунова,
`Камаринская` Глинки, а также все испанские, итальянские и прочие
этнографические увертюры и каприччио. И эта музыка, мне кажется,
ничуть не хуже `глубокой`.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:31)
precipitato писал(а):
Не могу
согласиться,Андрей-есть очень хорошая музыка,лишенная всякой
глубины-Сен-Санс,например.Он иногда старается быть глубоким-и тут же
теряет в качестве,у него целый пласт такой-лжебетховенский,очень там
все противно.А когда ерунда снова начинается-выходит Карнавал животных
или Рондо каприччиозо.И таких авторов довольно много.Глубина не всем к
лицу.
Да, конечно. Я сказал это из противоречия заявлению, что
русская музыка глубока, а нерусская неглубока. Это вообще термин
расплывчатый. В русской музыке тоже есть музыка `неглубокая`, но очень
милая - `Щелкунчик`, например, или концертные вальсы Глазунова,
`Камаринская` Глинки, а также все испанские, итальянские и прочие
этнографические увертюры и каприччио. И эта музыка, мне кажется,
ничуть не хуже `глубокой`.
Тема:Опера `Танкред` (1813)
(10.10.2011 13:20)
ATTILA писал(а):
Смею заметить, что Стендаль
посвятил Моцарту не мало строк. Если хотите, могу выложить
Читали
уже, не надо, пожалуйста.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 05:19)
MargarMast писал(а):
Ну почему? По-моему, у
Владимира Соловьёва эта мысль о русском народе - спасителе духовности
всего мира, и идея Богочеловека - как раз очень близкa к мировым
масштабам. Правда, идея повторяется и повторяется, расширяясь и
углубляясь, и начинает слегка приедаться. Но, что интересно -
Соловьёва при этом ругали и западники, и народники. Впрочем, Вы
знаете, Андрей, философия, как таковая, мне по большому счёту чужда.
Я люблю жить, а не философствовать. А жить, философствуя - это,
знаете, очень много свободного времени надо иметь. А у меня его
нетути.
Как показала история, Соловьев круто ошибся. Так что,
можно его и не читать (за исключением, конечно, брошюрки `Три
разговора`).
Тема:Опера `Танкред` (1813)
(10.10.2011 04:05)
MargarMast писал(а):
Я обожаю Стендаля. Прочитала
его `Пармскую обитель`, `Красное и чёрное` и т.д. лет в 15. Но с
некоторой опаской ожидаю выкладывания одной статьи за другoй на
форуме. Если можно - пожалуйста, предупредите участников, когда Вы
соберётесь свершить это действо, хорошо? ;)
Чтобы все успели
разбежаться. ;)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:58)
MargarMast писал(а):
Как-то странно это звучит.
А что, разве немецкая музыка не столь глубока? Разве Бетховен не
глубок?
Глубок. Хорошая музыка вообще глубока.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:57)
kalchefoot писал(а):
Мне кажется Вас с SerjSud
занесло в рассуждениях в заоблачные дали, далекие от музыки и от
данной темы. Думаю чисто религиозные вопросы обсуждают где то на
других сайтах. Надо уважать чувства верующих, обсуждая где духовности
больше в католичестве или в православии.
Тогда разговоры о музыке
сведутся либо к фразам: мне нравится то-то и то-то и не нравится это и
это. Или к сугубо техническим проблемам, которые мало кому интересны,
кроме профессионалов. Или к обсуждению особенностей нюансировки того
или иного пианиста. Скучно.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:53)
MargarMast писал(а):
Вот это я бы с удовольствием
сделала, Андрей, но у меня накопился уже такой список литературы,
которую я должна прочитать, что я не знаю, с чего начать, и когда же я
дойду до Бердяева.
Но, с другой стороны, я не очень как-то врубилась - при чём тут
матрёшки и балалайки? Вроде Дебюсси не использовал аккордеон -
насколько я понимаю, довольно распространённый инструмент у
французских шансонье. Мы же говорили о национальном характере музыки,
и импрессионизм, конечно - французское явление. То, что Вы сказали
насчёт космизма - я не уверена, поскольку не прочитала Бердяева ;).
Хотя, если мне не ошибает память, вроде Хлебников объявлял себя
гражданином Вселенной - прошу прощения, если напутала. Вы знаете, верю
в то, что пространство страны, в которой человек живёт, как-то влияет
на его сознание.
Бердяева не все стоит читать. Но `Самопознание`
довольно увлекательное чтение. Мы, строго говоря, плохо представляем
себе Россию. Есть мифы - лень, пьянство, иван-дурак, православие,
самодержавие, народность, общинность, душевность и т.п. Но практически
ничего не знаем о духовных исканиях русского человека. Там, в
основном, об этом. Еще рекомендую Зеньковича `Русское
старообрядчество`. Там не только об истории этого явления, но и о
духовных исканиях русских людей 17 века. А еще можно Рыбакова
почитать, Лосева, Розанова. Тогда моя мысль о русском космизме станет
понятнее.
Тема:Концерт для смешанного хора `Чепуха`
(10.10.2011 03:43)
Очень хорошее исполнение.
1
«...
733
734
...»
783
Наши контакты
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 20:16)
о профессиональной музыке - все-таки композиторы этим и должны
заниматься.
Насчет отсутствия цельности формы в фольклоре не согласен с Вами - а
как же песни - хоть славянские, хоть европейские? А как же танцы,
которые всегда имели четкую структуру и форму?
любой музыке, а форма - это несколько другое понятие. Народная песня
или танец состоит из разделов, связанных между собой как паттерны в
минимализме. И число колен или куплетов неограниченное, теоретически
бесконечное - пока история в песне вся не раскажется, или ноги в танце
плясать не устанут.
Термин `профессиональная музыка` имеет сейчас не то что бы другой, но
более широкий смысл. И мои ссылки на фольклор связаны лишь с тем, что
на этом примере легче показать иную систему времени - время как
Космос, бесконечное и не имеющее ни начала, ни конца. Оно, кстати,
присутствовало и в европейской профессиональной музыке до 17 века, и
пробуждается сейчас - не только в минимализме, но практически во всех
направлениях и стилях, кроме ортодоксального традиционализма. И это
ведь неспроста, не так ли? Это не может не быть связано с тем, как
ощущается время любым современным человеком.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 18:48)
между простотой и банальностью. Но она есть, думаю в этом Вы со мной
согласитесь.
Скажем, взять 1-ю часть 5-й симфонии Бетховена. Вроде бы все просто,
но на деле все гораздо сложнее. Здесь композитор, пользуясь простейшим
звуковым материалом (всего 2 (!) ноты g-es) и простой (но предельно
ёмкой) ритмо-фигурой строит произведение сложнейшей архитектоники, где
данная интонация обыгрывается по-своему согласно НУЖНОМУ контексту.
Тут ни одной ноты не прибавить не убавить. Каждая нота имеет свое
назначение и играет свою собственную роль в симфонии, как каждый
кирпичик в соборе стоит на своем месте. (Другое дело, что только гений
подобного уровня знает куда какой кирпичик поставить). Вот это уровень
настоящего минимализма!
В минимализме как направлении все куда проще - взял пару-тройку нот и
давай долбить пока уж совсем тошно не станет (извините за подобный тон
- я его применяю просто чтобы устранить напыщенность терминологии). И
самое главное, что устранение формы на макро и микроуровнях приводит к
отсутствию цельности музыки, к ее фрагментарности. А где нет цельности
формы - там нет внутренних связей. Можно сравнить 5-ю симфонию и
музыку минималистов как готический собор и поезд, нагруженный балками,
которые каждые в своем вагоне лежат очень ровно и организовано(причем
довольно примитивно), но вместе не являются чем-то
целостным.
профессиональной европейской музыки 17-20 веков. В других даже понятия
такого нет. Там иное время и никакого отношения к классическим формам
оно не имеет. Ваш пример из бетховена красочен и убедителен, но к
минимализму не имеет никакого отношения.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 18:40)
хватили. Кто же отрицает радости бытия? И футбол, и котенок - все
жизнь вмещает. А уж чаю попить - святое дело. Но мы-то не об этом
сейчас, а исключительно о произведениях искусства. Согласитесь, что
чай и Шостакович как-то не очень совмещаются.
совмещается с `Чаем и кофе` из Щелкунчика. Следует ли из этого, что
Шостакович лучше? (Вы, думаю, не балетные сюиты и не Песню о встречном
в виду имеете?)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:55)
немного поразмышлять о себе, о жизни. Если после прослушивания
произведения не происходит никаких душевных и умственных подвижек, не
потерянное ли это время?
вещи - разве потеряное время? А радость, легкость бытия? А игра с
котенком - потеряное время? А футбол во дворе? А просто вкусного чаю
попить?
Что ж нас всех в монастырь-то тянете? :)
Тема:`Возвращение домой` для фортепиано
(10.10.2011 15:51)
целом кажется скучным, неинтересным и лишенным любой
оригинальности.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 15:45)
,,примитивный,, применяется не в плохом смысле. Это просто означает,
что возможности человеческого слуха и восприятия ограничены, и он
ничего с этим не сможет поделать.
Да и не надо. Зачем? Все гениальное просто. Чем проще (но не
банальнее) тем убедительнее. Чем меньше элементов, тем сильнее каждый
из них действует на слушателя.
подойти и с другого краю. Скажем, минималисты воспользовались этим
советом и вернулись не только к простым созвучиям, но и к отсутствию
замкнутых форм. То есть, максимально приблизились к изначальной
пифагоровской музыке сфер. Но, насколько я понимаю, этот ход кажется
Вам ошибочным. Почему?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:41)
говорил, что в опере практически невозможно достичь таких высот, как,
например, в симфонической музыке. Слишком много составляющих должно
совпасть. А куплеты Фрике действительно милая вещица - шутка
гения.
обязательно нужна глубина?
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 15:29)
что я и говорил. Ничего противоестественного в этом не нахожу -
напротив. Все совершенно естественным образом складывалось.
Это было история освоения консонансов и соответствующих им
диссонансов. Другое дело, что у человеческого слуха есть определенный
предел (вообще человек - существо примитивное, говоря словами К.К.) И
в 20-м веке композиторы перешли этот слуховой барьер, отчего музыка
стала недоступной для слухового восприятия.
что примитивность человека есть серьезное основание для отказа от
познания мира?
Я думаю, если даже человечество и примитивно, то далеко не каждый
отдельный человек примитивен. И непримитивные не согласятся на то
чтобы всю жизнь жевать одну и ту же жвачку.
А кроме того, думаю, Вы отдаете себе отчет в том, что примитивные и
Вашу музыку никогда слушать не станут, если Вы, конечно, не станете
создателем шлягеров в духе `Ласкового мая`?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 15:24)
этого списка убрал...
Кстати, и в `Онегине` есть `Уж как по мосту-мосточку`,
`Девушки-красавицы`, `Болят мои` и т.п. И неизменной любовью публики
пользуются куплеты Трике. :)
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:37)
Как связана природа с музыкой ? (можете не соглашаться, но думаю
определенная аргументированность здесь есть)
Возьмем пока что только европейскую музыку.
К примеру звуковысотность. Не случайно ведь изначально сложились
именно те лады, тональность которые мы имеем сейчас.
История музыки есть история освоения обертонового ряда, заложенного в
самом звуке.
Сначала был унисон и пели в унисон. Потом в октаву (если например
женщины подключались - в силу своего диапазона они воспроизводили
интонации на октаву выше) Затем пошло освоение квинты, большой терции
и т.д. именно потому классики да и барочные композиторы в основе своей
имели МАЖОРНОЕ трезвучие, чистые квинты, терции, а не скажем ноны
секунды тритоны.
Потом ритмика - европейская ритмика основана ведь в первую очередь на
танцах - и потому в основе имеет 2 размера - двудольных и трехдольный,
а не 12 9-х или 5 7-х. (славянская ритмика связана больше с пением,
т.е. текстом - в котором много 5-ти, 7-ми слоговых фраз. Отсюда и
,,причудливые,, размеры 5/8 или 7/8 и т.д.
Потом сама форма. Она вся вытекает из человеческой речи. Не случайно
даже (!) термины в муз. форме ,,предложения, фразы,,. Все языки мира
(даже китайский с японским) оперируют фразами, предложениями (не
слишком большими , чтобы можно было их порционально усваивать), со
своими ,,кадансами,, - точками, запятыми и т.д.
рассматривать развитие европейской гармонии и как постепенную
эмансипацию диссонанса, не находите? В григорианском хорале один
возможный консонанс - унисон. В параллельном органуме консонансами
стали квинта и кварта, а терция считалась страшным диссонансом. Затем
терцию уровняли на правах консонанса. Одновременно разрешили
подготовленные диссонансы (септимы, тритоны и секунды) но с
обязательным разрешением. Затем допустили отложенное разрешение и
скачки на широкие интервалы, потом, в 19 веке отпала необходимость
обязательного разрешения диссонанса, а Лист сочинил первое атональное
сочинение - `Этюд без тональности`. В 20 веке диссонанс полностью
эмансипировался и т.д. Что же Вы видите неестественного в этом
процессе? Динамическое развитие? Возможно. Вот и начните рассуждения с
анализа и сравнения форм. И Вы увидите, что вся европейская музыка от
Барокко до наших дней - явление антиприродное и противоестественное.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 14:23)
лукаво`, как поет птица. Глубока ли ее песня? Она просто не может не
петь. В этом кристалльная чистота музыки Моцарта, а что касаемо до
философских глубин, то он `неудостаивал быть умным`. Его музыкой можно
дышать, как воздухом, но, согласитесь, к серъезным раздумьям она не
склоняет.
минорная фантазия. Стендаль, которым усердно потчует нас Атилла,
вообще считал, что Моцарт очень сумрачный и печальный композитор. Ему
бы веселья побольше, был бы не хуже Чимарозы - примерно так рассуждал
Стендаль. :)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 14:18)
апофеоз ночной сцены, к примеру, глубже и сильнее иных знаменитых
симфоний, сколь `наивным` он бы ни казался.
я не об этой сцене, а о фее Драже, кофе и шоколаде и т.п.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 14:13)
поводу того, будто традиция связана с историей и идеологией - какая у
нас не была историй (я говорю про славян) музыкальные традиции все те
же - они сохранились и пережили все что угодно и реформы Петра и
социализм - как пели бабушки у себя в деревнях так и поют свои песни.
Вы почему-то полагаете что традиции определяются историей - я
правильно Вас понял? Я же считаю, что история не накладывает отпечаток
НА САМУ МУЗЫКАЛЬНУЮ ТКАНЬ. Она может накладывать отпечаток на выбор
жанров, тексты песен и много чего, но не на саму структуру музыки. Не
было такого, что все взяли и договорились, мол изберем в качестве
опоры миксолидийский лад или бесполутоновый тетрахорд. Эти вещи
складываются сами по себе, их ОТКРЫВАЕТ сам народ интуитивно.
Об этом можно потом поподробнее.
Насчет свободы воли. Композитор (гениальный ) пользуется всегда
интуицией и опорой на музыку предшественников (которая сложилась также
интуитивно). Скажем тот же Бетховен думал что сочиняет в старинных
барочных формах, а на деле сочинял сонаты, даже не подозревая об этом.
Он интуитивно развивал то, что было до него.
бессознательный?
А про форму Вы ничего не сказали - а это мне кажется главным. Форма,
а не материал. Про ладовые структуры я не говорил пока, доберемся и до
них.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 13:57)
покопаться - выяснится что и индусы и африканцы все они ничего не
выдумывали и все так же вытекает из треклятой природы. Ничего не
рождается на пустом месте.
не говоря уже о китайцах, коих четверть населения земли, и в основе у
которых всё та же европейско-славянская пентатоника.
та. Там много местных нюансов. Единственное, в чем я соглашусь с
Глебом - это статическая форма, имевшая место практически везде. Она
действительно некоторым образом связана с музыкой Космоса. Но как раз
европейская традиция и отринула этот единый всеобщий принцип. Барокко
дало начало неравновесной динамической закрытой форме, которая и стала
главной особенностью той музыки, которую мы называем классической
музыкой. Вот оно - главное противоречие с природой.
Тема:`Песни Юродивых`
(10.10.2011 13:50)
,,Я к тому, что традиция не создается на пустом
месте. Она складывается постепенно и естественно, и основывается на
тех самых законах
логики и природы. Вы со мной согласны?,,
Ну так что - традиция складывается постепенно и естественно и
основывается на законах природы - это всегда и везде. Разве не
так?
в последнюю очередь с природой. Я не столько спорю с Вами, сколько
пытаюсь предупредить о возможных логических противоречиях. Мой тезис
таков: вне свободы воли творчество невозможно. А если есть свобода
воли, значит она неизбежно вступает в протворечие с природой. Это
прямое следствие возможности выбора. Вы ведь не станете спорить, что
композитор сам избирает и компонует материал, а не природа ему диктует
на уровне инстинкта - что и как делать?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:39)
что Соловьёв не предсказал революцию и её последствия? Да, это было
бы, конечно, славно. И чтобы его Богочеловек шёл `в белом венчике из
роз`, да? ;)
идеализировал русский народ, не зная о самом народе практически
ничего. Бердяев все-таки брал в молодости на себя смелость и
погружался в самое нутро народа. Не было никогда православного
единодушия, но всегда был поиск истины, окончательной и единственной
правды.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:32)
согласиться,Андрей-есть очень хорошая музыка,лишенная всякой
глубины-Сен-Санс,например.Он иногда старается быть глубоким-и тут же
теряет в качестве,у него целый пласт такой-лжебетховенский,очень там
все противно.А когда ерунда снова начинается-выходит Карнавал животных
или Рондо каприччиозо.И таких авторов довольно много.Глубина не всем к
лицу.
русская музыка глубока, а нерусская неглубока. Это вообще термин
расплывчатый. В русской музыке тоже есть музыка `неглубокая`, но очень
милая - `Щелкунчик`, например, или концертные вальсы Глазунова,
`Камаринская` Глинки, а также все испанские, итальянские и прочие
этнографические увертюры и каприччио. И эта музыка, мне кажется,
ничуть не хуже `глубокой`.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 13:31)
согласиться,Андрей-есть очень хорошая музыка,лишенная всякой
глубины-Сен-Санс,например.Он иногда старается быть глубоким-и тут же
теряет в качестве,у него целый пласт такой-лжебетховенский,очень там
все противно.А когда ерунда снова начинается-выходит Карнавал животных
или Рондо каприччиозо.И таких авторов довольно много.Глубина не всем к
лицу.
русская музыка глубока, а нерусская неглубока. Это вообще термин
расплывчатый. В русской музыке тоже есть музыка `неглубокая`, но очень
милая - `Щелкунчик`, например, или концертные вальсы Глазунова,
`Камаринская` Глинки, а также все испанские, итальянские и прочие
этнографические увертюры и каприччио. И эта музыка, мне кажется,
ничуть не хуже `глубокой`.
Тема:Опера `Танкред` (1813)
(10.10.2011 13:20)
посвятил Моцарту не мало строк. Если хотите, могу выложить
уже, не надо, пожалуйста.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 05:19)
Владимира Соловьёва эта мысль о русском народе - спасителе духовности
всего мира, и идея Богочеловека - как раз очень близкa к мировым
масштабам. Правда, идея повторяется и повторяется, расширяясь и
углубляясь, и начинает слегка приедаться. Но, что интересно -
Соловьёва при этом ругали и западники, и народники. Впрочем, Вы
знаете, Андрей, философия, как таковая, мне по большому счёту чужда.
Я люблю жить, а не философствовать. А жить, философствуя - это,
знаете, очень много свободного времени надо иметь. А у меня его
нетути.
можно его и не читать (за исключением, конечно, брошюрки `Три
разговора`).
Тема:Опера `Танкред` (1813)
(10.10.2011 04:05)
его `Пармскую обитель`, `Красное и чёрное` и т.д. лет в 15. Но с
некоторой опаской ожидаю выкладывания одной статьи за другoй на
форуме. Если можно - пожалуйста, предупредите участников, когда Вы
соберётесь свершить это действо, хорошо? ;)
разбежаться. ;)
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:58)
А что, разве немецкая музыка не столь глубока? Разве Бетховен не
глубок?
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:57)
занесло в рассуждениях в заоблачные дали, далекие от музыки и от
данной темы. Думаю чисто религиозные вопросы обсуждают где то на
других сайтах. Надо уважать чувства верующих, обсуждая где духовности
больше в католичестве или в православии.
сведутся либо к фразам: мне нравится то-то и то-то и не нравится это и
это. Или к сугубо техническим проблемам, которые мало кому интересны,
кроме профессионалов. Или к обсуждению особенностей нюансировки того
или иного пианиста. Скучно.
Тема:Русская музыка эндогенна
(10.10.2011 03:53)
сделала, Андрей, но у меня накопился уже такой список литературы,
которую я должна прочитать, что я не знаю, с чего начать, и когда же я
дойду до Бердяева.
Но, с другой стороны, я не очень как-то врубилась - при чём тут
матрёшки и балалайки? Вроде Дебюсси не использовал аккордеон -
насколько я понимаю, довольно распространённый инструмент у
французских шансонье. Мы же говорили о национальном характере музыки,
и импрессионизм, конечно - французское явление. То, что Вы сказали
насчёт космизма - я не уверена, поскольку не прочитала Бердяева ;).
Хотя, если мне не ошибает память, вроде Хлебников объявлял себя
гражданином Вселенной - прошу прощения, если напутала. Вы знаете, верю
в то, что пространство страны, в которой человек живёт, как-то влияет
на его сознание.
довольно увлекательное чтение. Мы, строго говоря, плохо представляем
себе Россию. Есть мифы - лень, пьянство, иван-дурак, православие,
самодержавие, народность, общинность, душевность и т.п. Но практически
ничего не знаем о духовных исканиях русского человека. Там, в
основном, об этом. Еще рекомендую Зеньковича `Русское
старообрядчество`. Там не только об истории этого явления, но и о
духовных исканиях русских людей 17 века. А еще можно Рыбакова
почитать, Лосева, Розанова. Тогда моя мысль о русском космизме станет
понятнее.
Тема:Концерт для смешанного хора `Чепуха`
(10.10.2011 03:43)