Пользователь: Andrew_Popoff

         
   
Информация о пользователе Andrew_Popoff (не в сети )




   
   


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 19:25)
MargarMast писал(а):
Alex, между нами есть и ещё
одно большое различие - Вы - творец нового, я - потребитель старого.
Вы выросли на волнах оранжевой революции,а мы - в глухую эпоху
мракобесия, когда единственным спасением и была та самая нетленная
культура. Поэтому для нас она всегда быльа защитным слоем - и,
по-видимому, даже сейчас в какой-то мере оказывается защитным слоем от
этих самых новых веяний, которые приносите вы, молодые. Мне, как тому
самому закосневшему потребителю, всё-таки хочется видеть в вас,
молодых, основу, пришедшую из глухих времён классики и романтики,
потому что это всё-таки - самое близкое природе человека, его
эмоциональному и чувственному восприятию, его ощущению многогранности
мира. Хочется, чтобы это в вас оставалось, а не замещалось сникерсами
и i-Podами - Вы понимаете, что я хочу сказать? И вот тогда, когда мы,
старое слушательское поколение, поймём, что в вас всё это поспудно
живо - мы с удовольствием начнём прислушиваться к вашим новым ритмам,
структурам, формам, музыкальному языку и т.д.

Эх, хорошо тут с вами, но надо идти работать :(.
Я понимаю Вас.
У Загния есть хорошее эссе про `историзм` в современной российской
музыке. Рекомендую. Суть его в том, что советская эпоха выработала в
нас такое железное сопротивление к любой попытке как-то оградить
личную свободу, что эта самая свобода стала важнее самых
`прогрессивных` веяний. Русский интеллигент нашего поколения на фразу:
так сейчас не пишут, отвечает: идите в Ж! Как хочу, так и пишу. :-)
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 18:55)
vmb1 писал(а):
Вот, в кои веки заглянул на сайт и
поразился произошедшим изменениям. Он радикально поменял свое лицо. И
это, конечно благодаря профессионалам, пришедшим в самое последнее
время. Хотелось бы выделить `каменты` г-на alexshmurak (музыку слушал
пока мало). Примите выражение восхищения, уважаемый Алексей. Тема, под
шапкой которой пишу, произвела очень большое впечатление. Позволю себе
сделать попытку сформулировать некое резюме.
Начало, положенное г-ном Музикусом своими `Рецептами`, остроумно,
но столь же остроумными могли бы быть и рецепты сочинения традиционной
музыки. Их нетрудно было бы составить, заглянув в энциклопедию и
отыскав, например, статью о классической сонатной форме. Отличный
рецепт подобного рода можно было бы извлечь из письма Леверкюна к
Кречмару в `Докторе Фаустусе`. На подобную возможность в первой же
реплике указал г. alexshmurak, и вопрос, по сути дела, был сразу же
исчерпан.
Весь интерес разговора сосредоточился в другом: что есть музыка?
Его продуктивнее всего было бы рассмотреть как частный случай более
общего и глобального `Что есть истина?` Американский философ Рорти
(постмодернист, кстати, что для нас тут немаловажно) сказал об истине
так: Истина, конечно, одна, но очень трудно сказать, в чем она
заключается. Великолепно. Очень трудно - если вообще возможно, добавим
от себя. В этих условиях возможны только две стратегии. Первая,
консервативная, сводится исключительно к признанию прерогатив единой и
неделимой истины и отметает все, что от нее отклоняется: бог есть!
Вторая, релятивистская, возникает, когда догадываются, что если истина
столь проблематична, то я имею право делать то, что мне
заблагорассудится, и это право не меньше прав соседа поступать так,
заблагорассудится ему. Истиной может оказаться все, что угодно.
Anything goes, как сказал Фейерабенд, правда, по другому поводу, (его
тоже проводят по ведомству постмодернизма).
По этому случаю можно вспомнить родимые осины, вспомнить
Достоевского и его героев. Он хоть жил и давно, но в некоторых
отношениях вполне `постмодерен`. Бог есть, говорит сам Достоевский со
многоми своими героями, и этот бог - Иисус, и по другому быть не
может. Бога нет, говорит Кириллов, поэтому я сам есмь бог. Бога нет,
говорит Иван Карамазов, поэтому все позволено - мне как и любому
другому.
Последняя позиция по сравнению с позицией Кириллова -
ослабленная, позиция с лазейкой, позиция оппортунистическая, и ее в
музыкальных делах занимает г. Шмурак. Музыка для меня - это то, что я
считаю музыкой. Я имею на это точно такое же право, как и любой
другой. Для каждого музыка есть то, что он таковым считает для себя. У
каждого своя музыка, своя `референтная группа`, неважно, сколько в ней
человек, миллионы или только один, и все сосуществуют тихо, мирно и
благостно.
Но какие тогда у вас основания вообще говорить о музыке, вобще
употреблять этот термин? - вопрошают возмущенные консерваторы, и
невозможно отказать им в резоне: если у каждого своя музыка, то мы
имеем `означающее без означаемого`, язык повисает в воздухе и
обрушивается.
А что для вас музыка? - переходит а атаку релятивист-оппортунист.
И тут выясняется, что консерваторы - такие же оппортунисты, как их
оппоненты. Они знают, что есть Истина, есть Бог, есть Музыка, но не
могут сказать, в чем заключается их Истина, как зовут их Бога, по
каким критериям опознается их музыка. Они отделены пропастью от
истины точно так же, как и их визави; оба противника держатся на
поверхности только взаимным отрицанием и немыслимы друг без друга.
Вот если бы спорящие обрели решимость отбросить оппортунизм, то г.
Шмурак должен был бы сказать, что музыка - это то, что делает он, а
все остальное фигня. Консерватор должен был бы на вопрос об
альтернативе сказать, что музыка - это то, что делает композитор N
(или делают композиторы N1, N2, ... Nn), а все остальное ерунда. Один
не видит, что если каждому дать право на музыку, то уж не будет
музыки, а второй не видит, что если не указать, ЧТО музыкой является,
нельзя говорить о том, что таковой НЕ является.
Истина лежит под ногами, но никто не хочет ее поднять. Никто не
хочет ни указать на Истину и пойти за ней без оглядки, ни самого себя
объявить Истиной и позвать пойти за собой без оглядки. Никто не хочет
играть в игры с абсолютом, и это понятно: тут пахнет кровью и костром
инквизиции. Абсолют, если перефразировать Спинозу, несет в себе себя
самого и условия своей возможности, он доказывает сам себя, он
самочевиден. Если кто-то не признаёт Абсолют, не видит Самоочевидного,
то это только потому, что он ущербен в самом главном, в способности
узреть бога! Паршивую овцу из стада вон - на костер.
Кто с эти свяжется? Очень нужно! Лучше сидеть в своей норке,
чесать левую пятку и ругать gauvno-м того, кто посмел чесать не левую
пятку, а правую...
Мне кажется, господа, что вот Брейвик в Норвегии посмел иметь
бога! Он сумасшедший? Ну разумеется. Ведь если он не сумасшедший, все
мы завтра захлебнемся в крови... Лучше тихо угаснуть в своих норках. Я
не герой и не `сумасшедший`, я тоже за то, чтобы угаснуть тихо и
безболезненно, только гарантий, что нашу норку не разроет другой
Брейвик с пистолетом в руке, нам никто никогда не даст, а менее всего
позиция абсолютного релятивизма.
Алексей! Вам не приходило в голову, что Брейвик решил сочинить СВОЮ
музыкальную композицию? А почему бы нет? Вдруг это выяснится на суде,
который начинается сегодня! А что! Ведь сказал же Штокхаузен в 2001-ом
году, что террористическая атака на башни-близнецы была `великолепным
произведением искусства`! И тут ведь тоже не хило! Эдакая композиция с
массой самых разных `звуков` и элементами инсталляции и перформанса...
Попробуйте лишить его его права! По крайней мере у Вас средств для
этого нет. Нет их и у Ваших оппонентов, и это тем более жутко:
кого-либо третьего вообще нет в поле видимости.
Вот такие (постмодернистские) пироги, господа...
Браво! Вот
речь не мальчика, но мужа!
В самом деле, разговоры: это музыка, это не музыка - бессмыслены a
priori. Можно сказать: 5-я симфония Бетховена - это не музыка. И
попробуйте доказать обратное! Так же, как невозможно доказать, что 911
и норвежский мясник - это не музыка.
Предлагаю просто слушать разную музыку и самостоятельно решать - моё
или не моё. Больше проку будет, право.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 18:29)
MargarMast писал(а):
Ну конечно же, духовность -
это не предмет в школе, кто же об этом спорит? Это, собственно,
содержание личности. Но моё утверждение - можете считать его
аксиоматичным - таково, что нет бездуховных талантов. Все истинно
талантливые люду духовны, и чем выше талант, тем выше их духовность.
Поэтому отрицание духовности, которая, несомненно, передаётся в
творениях этих талантов, для меня звучит по крайней мере странно. И
Вы-то меня хорошо понимаете, уважаемый Andrew, потому что мы с Вами в
общем-то говорим на одном языке, хотя и имеем разный, как говорится,
background. И знаете, какую разницу я вижу между Вами и Alexoм
(извините за переходы на личности)? Вы - `продукт` переходного
периода, Вы - то самое промежуточное поколение, которое как бы
насыщено до краёв старыми ценностями, хотя Вы и понимаете, что этот
груз Вас тянет, что путь вперёд неизбежен, что на него надо ступить и
по нему надо идти - но вот только путь этот - весь в тумане, и Вы на
нём - как тот самый Ёжик. А для Аlexa таких проблем не существует.
Он принял эти старые ценности, они у него, конечно, лежат в его
багаже, но он благополучно его закопал, присыпал его сверху новым
грунтом - и идёт своей дорогой, слегка, я бы сказала, придавливая эти
самые ценности своим бренным телом и небренным творчеством. Для Вас-то
слово `духовность` не пустой звук, именно поэтому Вы от него так
откровенно открещиваетесь и слегка при этом ёрничаете.
Со всем я
соглашусь. Добавлю лишь одно. Как и многие слова, слово `духовность`
подверглась в наше время значительной инфляции. Любой графоман
претендует сейчас на духовность, куда ни плюнь, обязательно угодишь в
`духовное`. Ни одна гламурная тусовка без попов и окропления святой
водой не обходится. А уж такие светочи духовности, как Никита
Михалков, и вовсе вызывают сильную тошноту. Потому я предпочитаю этого
термина в своей деятельности избегать, хотя и понимаю, то, о чем Вы
говорите, очень важно.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 18:24)
MargarMast писал(а):
Уважаемый Andrew - вопрос-то
в том - а есть ли такие революционные идеи? Ведь если бы появились
такие идеи - наверняка для них тут же нашлась бы и форма. Но, как мне
кажется, Вы совершенно справедливо заметили, что сейчас нет каких-то
глобальных направлений в развитии современной музыки. Происходит с
одной стороны, глобализация, а с другой - демократизация общества и
искусства, и обе эти тенденции работают на размывание оценочных
критериев современного искусства. Я тут уже приводила пример одного
богатого шарлатана, который искусственно создаёт имена неизвестным
современным художникам, а потом продаёт их картины по бешеным ценам в
престижные музеи - с полного одобрямса профессиональных кураторов.
Поэтому - о каких формах может идти речь, если непонятны идеи? Идеи
барочных композиторов были привязаны к религии и к услаждению верхних
слоёв аристократического общества, несомненно обладающих хорошим
музыкальным вкусом. Идеи классиков и романтиков были привязаны к
человеческой личности, к её соотношению с природой, т.е., по большому
счёту - к её внутреннему миру. А к чему привязаны идеи современного
искусства - к супермаркету и i-Podу, как говорит Alex?
Ваше
замечание в высшей степени справедливо. С формами, как и с идеями
сейчас большая проблема. У меня есть на этот счет свои соображения, но
декларировать я их не стану. Во-первых, хотя я сам в них верю, но не
могу знать наверняка, не ошибаюсь ли я. Во-вторых, не хочу поднимать
вокруг всего этого дискуссию и отвечать на глупости другими
глупостями. В-третьих, кое-что, на мой взгляд, мне более-менее
адекватно удалось передать в музыке (например, в `Крыльях`, или
`Гамельнском крысолове`). Как-то на фейсбуке я написал заметку,
которая вызвала среди моих друзей, на удивление, большое число
положительных откликов:

ВРЕМЕНА ГОДА

Великую историю великой европейской музыки я бы поделил на 4 времени
года: Весна - Барокко; Лето - эпоха Просвещения, венский классицизм;
Осень -Романтизм, богатый плодами, но и тяготеющий к упадку. И Зима -
20 век. А что сейчас? Сейчас?! Сейчас, господа, начало марта нового
года. Еще не совсем весна, но весенний ветер уже залетает иногда.
Хотя, морозит время от времени не слабо. Наверное, оттого и тянет нас
к старинной музыке, что в ней господствуют весенние мотивы, созвучные
нашим ожиданиям. Будьте оптимистами, господа!
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 15:11)
Rudra писал(а):
Простите за дилетантский вопрос -
лезу со своим профанным рылом в композиторский ряд, - чем все эти
`поставангардисты` отличаются от подражателей классике: неоакадемисты,
Иларион; или `пенных брызг` Третьей волны авангарда: новая сложность,
новая простота, постсериальность (например, `постсериалист` Магнус
Линдберг схож по типу своей техники с представителями `конкретной` и
`спектральной музыки`)?
Объясняю: все это в какой-то мере
существовало и в эпохи 1 и 2 авангардов, и в эпоху Просвещения,
Романтизма. Но это были маргинальные образования ретроградов,
стародумов или сумасшедших, не влияющие ни на общественный процесс, ни
на жизнь искусства.Существовало то, что называют Главным течением
(мэйнстримом). Сейчас же всё стало маргинальным на равных правах,
мэйнстрима нет. Мы в растерянности, и нас поучают все, кому не лень -
будьте классиками, или еще кем-то, поближе к народу. Но народа тоже
нет, есть много мелких замкнутых групп, вроде этой, нашей, на этом
форуме.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 15:02)
antidote писал(а):
Одна приторная очевидность
этого уже заставляет думать, что что-то здесь не так.
Вообще же материал, структура и содержание присутствуют повсюду и по
сути своей являются пустышками. Сапог: материал - кожа, форма - по
форме ноги, смысл - защита ноги. И что дальше? Сапог - это музыка?
Искусство? Это настолько формальные признаки, что сапога от музыки не
позволяют отличить!
Бред какой-то. Вы способны к логическому
мышлению? Сапог - это сапог, музыка - музыка. И то, и другое -
структуры, и вне структур невозможны. Между сапогом, музыкой,
табуретом, предвыборной речью кандидата, зданием, автомобилем,
пылесосом, романом, картиной и т.д. общее одно - все это структуры. И
невозможно ни один из названных объектов рассматривать вне структуры.
И совершенно неважно - пустышка структура или не пустышка, на суть это
не влияет - все объекты есть структуры, не структурен только хаос,
косная (мертвая) материя. Даже манная каша - структура, состоящая из
определенных пропорций манной крупы, молока, воды, соли и сахара.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(25.07.2011 00:39)
musikus писал(а):
Ну, с этим я абсолютно
согласен. Более того, это, так сказать, моя идея фикс: развиваясь,
искусство должно непрерывно вырабатывать новые выразительные средства,
соответствующие новым мыслеобразам. В этом, собственно, заключается
основной феномен прогресса в искусстве, по поводу которого сломано
столько копий. Было и есть ведь много яростных противников концепции
прогресса в искусстве. Ближайший пример для меня - Мандельштам. Но
сказанное нисколько не противоречит тому, что я прежде утверждал
относительно проблем формы. Убежден, что есть некие законы
структурирования произведений искусства. Можно пользоваться
классическими схемами, можно пытаться открывать новые, но это должны
быть реальные (ранее неоткрытые, но потенциаьно существующие)
закономерности, а не произвол левой пятки.
С большинством
сказанного я совершенно согласен, особенно с тем, что новые формы
должны соотносится с законами Натуры, а не быть произвольными
образованиями по прихоти автора. Ну, так и суть в том, чтобы найти
новые мехи для нового вина.
Не соглашусь лишь, что в отношении искусства подходит слово
`прогресс`. Скорее, речь идет об эволюции. Думаю, Вы не станете
возражать.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 23:55)
musikus писал(а):
Глупо утверждать, что
пресловутая сонатная форма - единственный способ структурировать
музыкальную ткань. И я этого вовсе не утверждаю. С.а. - частность. Но
если, `разбирая по винтикам`, удается построить новую форму,
позволяющую передать новый смысл то это - открытие, это то, к чему
должен стремиться каждый автор. Но это если в закромах есть таки
НОВЫЙ смысл, который нужно вложить в соответственно НОВУЮ форму... Что
касается Корнеля и Чехова, то, думаю, вы ошибаетесь. Композиционный
принцип там вполне общий: завязка, развитие, кульминация,
развязка...
Вы поймите, от формы отказываются не потому, что она
вышла из моды, а потому, что не может адекватно вместить новую идею и
адекватно передать ее слушателю, потому что она совсем про другое. То
другое, что уже было выражено много раз в этой формой другими, которые
жили тогда, когда форма была адекватна времени.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 22:27)
musikus писал(а):
Нет, здесь есть принципиальный
причинно-следственный аспект. Все, что связано с акустикой (это не
только звукоизвлечение, резонансные трансформации звука, его
прохождение через чисто механический этап восприятия - внутренне ухо и
проч.) это чисто внешняя, экзогенная фаза. А то, как уже воспринятый
звук рефлексируется в сознании человека, его психике, его личностном
восприятии - совсем другое дело. Это эндогенный этап восприятия, чисто
психический. Экзогенный, физический этап одинаков для всех, тогда как
психический у каждого свой. И законы восприятия это - именно второе, и
никак не первое. Разница здесь - принципиальная. При том, что
закономерности физической фазы восприятия вполне формализуются, тогда
как вторые формализовать еще никому не удавалось.
Мне кажется,
оппоненты недооценивают значение понятия `структура`. Я сейчас живу на
даче. Вчера вечером кто-то `врубил` на соседнем участке `Бухгалтер,
милый мой бухгалтер`. Я этот опус ненавижу. Но что меня раздражает?
Звуки электрогитар, ударной установки, голос Алены Апиной? Вовсе нет!
Только то, как все эти интересные звуки структурированы.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 21:36)
musikus писал(а):
Это для авторов известного
толка, разумеется. Но не для всех, слава богу. И не существует его
ровно настолько, насколько не существует произведений с развитой
драматургией изложения. Не вижу в этом никакой доблести. Если ранее
помянутая мною `Стена` Мартынова подобна бесконечному взбалтыванию
гоголя-моголя, то это еще не значит, что сонатное аллегро, как
композиционная форма, никому не нужно.
Успокойтесь, musikus.
Сонатные формы пишутся аж в очень больших количествах. Заявление, что
эта форма умерла, имеют символический смысл того, что умерла сама идея
произведения, как законченного, самодостаточного и замкнутого объекта.
В практическом смысле, сонатных форм создается более, чем когда-либо.
Их, правда, мало кто слушает.
Думаю, объяснить, отчего сонатная форма умерла, на словах невозможно.
Мне понадобилось написать примерно полсотни сонатных форм, чтобы
прийти окончательно и бесповоротно к такому выводу. Рекомендую сделать
то же самое и, уверяю, Вы поймете, что я имею в виду.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 21:30)
Rudra писал(а):
В дискуссионном разделе
`Музыкальные страсти...` я второй день уже не могу получить ответа на
свой вопрос, какая в наше время существует адекватная альтернатива
авангардной музыке?
Я слышал краем уха о так называемой `поставангардной` музыке.
Кто-нибудь может объяснить, в чём её особенности?
Дорогой Rudra,
вся музыка, написанная после 1991 года может быть названа
поставангардной (я, конечно не включаю сюда коммерческую музыку,
которая вообще к делу отношения не имеет). Вы хотите знать, какая она?
Разная. Очень. Есть те, которые продолжают искать какие-то новые
техники, есть те, кто экспериментируют с электроникой, есть большие
симфонии в 4 частях и в до-миноре, епископ Илларион написал
благовонные дубликаты `Рождественской оратории` и `Страстей по Матфею`
- и это тоже поставангард, есть куча разных направлений -
неоакадемизм, новая сложность, новая простота, постсериальность и
прочее всякое разное. Как в супермаркете, каждый найдет себе товар по
вкусу. Нет только общих идей и общего языка. Никто и не скрывает
катастрофичности этого состояния. Наши оппоненты критикуют, но сами не
знают, что именно.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 21:18)
MargarMast писал(а):
Вы знаете, разрешите Вам не
поверить. Это полностью противоречит тому, что я успела о Вас здесь
узнать. Это не Ваше отношение к духовнoсти, это - типичный эпатаж, и я
начинаю подумывать о том, что Вы, как композитор, находитесь сами в
значительной степени растерянности, в отличие от Alexa. Поскольку
старая-то школа, да и культура, держат цепко.
Я лишь хотел
сказать, что намеренно нельзя достичь того, что случается как чудо,
как нежданный дар. Невозможно взять и решить - буду духовным. Не
выйдет из этой затеи ничего путного. Сотворение чего-либо вообще
процесс загадочный, здесь не столько расчет, сколько интуиция. (Это,
кстати, говорил Веберн - самый аналитически безупречный композитор). Я
требую от себя не духовности, а свободы. Это, кстати, весьма трудно.
Как Вы правильно заметили, `старая-то школа, да и культура, держат
цепко`. Любой выпускник консерватории знает, какое количество
комплексов вины ему успевают навязать за время обучения. Крайне
немногие могут из этого психоневрологического клубка выпутаться.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 15:25)
alexshmurak писал(а):
Эмоции выключить нельзя,
они сами прилезут. А головная работа - на животном уровне - вполне
может быть отключена. Так что `эмоции в выигрыше`
Раз уж разговор
зашел о `духовности` и эмоциях, надо кое-что прояснить. Alex
совершенно прав, что эмоции бывают весьма разными. И композиторы часто
программируют те или иные эмоции. Тот же П.И.Чайковский в 6-й
симфонии, к примеру. Когда в начале разработки звучит у валторн `Со
святыми упокой` - это прямой мэссидж публике - бойся смерти, публика,
как я боюсь. Обычно, публика хочет получать от музыки определенный
набор эмоций - взволнованность, умиление, возвышенное томление, иногда
грусть и печаль. Как вы понимаете, господа, тропы эти исхожены
романтиками вдоль и поперек. На подобные эмоции нет желания тратить
силы, поскольку Шуман, Чайковский, Брамс и Шопен достигли здесь такого
совершенства, что переплюнуть их крайне сложно. Но интересно бывает
расширить традиционную палитру эмоций. Не скажу, что это публике
сильно нравится, и не скажу, что это так уж необходимо, но соблазн
бывает. Например, довести степень страха до смертельного ужаса и т.д.
Этим как раз баловались авангардисты, особенно 2-й послевоенной волны.
Хотя и у них интереснее всего не это.
О чем это я? Ах, да! О духовности! Духовность - это что? У меня это
слово ассоциируется с хоровыми посиделками Швондера и компании из
известного фильма Бортко. Помните, они все время пели: `Суровые годы
проходят борьбы за свободу страны. За ними другие приходят, они будут
также трудны`.
    


Тема:Рецепт авангардной музыки
(24.07.2011 05:04)
Buenos noches, amigos!
    
   
         
Наши контакты