Пользователь: pleades

         
   
Информация о пользователе pleades (не в сети )




   
   


Тема:Мысли вслух
(08.01.2012 00:18)
antidote писал(а):
Были разработаны солипсические
системы музыкальной грамматики, вне всякой связи с lingua franca (язык
общения) - языком музыкальным и эмоциональным.
Думаю, не стоит
делить музыку на `более` попсовую и `менее` попсовую. Изначально
ценным (и самым неоспоримым) качеством, достоинством искусства была и
будет искренность! Пресловутая, которую уже страшно упоминать здесь,
но всё же, без нее никуда.

Все чувствуют посыл, все чувствуют, когда их душа затронута. Да,
есть разные `уровни`. Одни поют [поп-музыка] на тему `спасть или не
спать` (цитирую Ю. Шевчука), другие [рок] `быть или не быть`, классика
как правило, занята тем же вопросом, что и рок, только на более
глубоких уровнях. А чем занята современная академическая? Если убрать
концепцию как способ выражения чувства? Это не вопрос - скорее
диагноз.

Мне кажется, что композиторы, оценивающие свое творчество как бы со
стороны, немного лукавят. Тогда они музыковеды, критики, кто угодно,
только не композиторы. Человек, имеющий как насущную необходимость
желание высказаться, выразиться в музыке - НИКОГДА не будет думать,
как на это кто-то посмотрит, каким направлением это будет названо,
иначе он не искренен.
    


Тема:Мысли вслух
(07.01.2012 23:57)
antidote писал(а):
Народной музыки как таковой
больше нет. Религия девальвирована. Ну а Шмурак пишет вещи вроде
`телевизор` - соотносится с остальным миром.
Если религию
понимать более широко, так, как она подразумевается - осознание
человеком своего места в мире и соотнесение себя со
сверхъестесственным, с первопричиной, - то, в этом смысле, Храм - в
каждом из тех, кто себя соотносит с Первопричиной.

Народной музыки нет потому, что люди оторваны от природы. Потому
много `телевизоров` и подобных причуд. Крестьянство пропало как класс.
Но, ведь, и к нему всё вернется. А, значит, вернется и народная
музыка. Она не мертва, нет, она просто переживает не лучшие времена.
Композиторы первой величины так или иначе проносят мотив своего
народа, свое осмысление себя как части народа, выраженное через
мелодию и понимание музыки, - переносят в будущее. Музыка - это
колодец, где вода всегда будет свежей.
    


Тема:Мысли вслух
(07.01.2012 22:11)
Отрывок из книги Ванды Ландовской `О музыке`:

Пианофорте одержало победу над
клавесином отнюдь не благодаря способности заполнить `пространство
обширного зала`, как
теперь считается.
В своей первоначальной форме пианофорте (или форте­пиано) было
прелестным инструментом;
его хрустальное, проз­рачное звучание имело больше сходства с
клавесином, чем с
современным фортепиано. Пианофорте обладало к тому же более
разнообразными ресурсами — у
некоторых инструментов присутствовал лютневый регистр или
специальные приспособле­ния,
имитировавшие звучания колоколов, барабанов и литавр, но все это
светилось более слабым и
тонким сиянием Вплоть до первой половины XIX столетия фортепиано
звучало слабее, чем
клавесин. Кванц и Марпург в своих трактатах с похвалой отзы вались о
фортепиано, а Карл
Филипп Эмануэль Бах говорил о нем в своем `Опыте...` так: `На новом
фортепиано, если оно
Удачно сделано, можно с успехом играть соло или в не слишком сильном
по звучанию
музыкальном ансамбле`.
Дня тех, кто хорошо знает инструменты того времени, не может
возникнуть сомнения по
данному вопросу. В клавесине упрямо отказываются видеть что-то более
значительное, чем
`слабый дрожащий голос старика в жабо`, полностью отрицают глубину
его нижнего регистра, а
также богатую и массивную звучность, которой можно достичь с помощью
копулирования
регистров. Фортепиано нельзя считать усовершенствованием кла­весина.
Струны, которые
цепляют, и струны, по которым ударяют, — это две совершенно разные
вещи. Если фортепиано и
представляет собой усовершенствование ранее существовавшего
инструмента, то это может быть
усовершенствование клави- корда, имеющего тот же принцип действия.
Бальбатр, органист Людовика XVI, опробовав установлен­ное в Тюильри
фортепиано, сказал
Паскалю Таскину, знаменито­му изобретателю буйволового регистра:
`Как ни старайтесь, мой
друг, этот пришелец никогда не свергнет с трона величественный
клавесин`. `В сравнении с
клавесином фортепиано,— заявил Вольтер, — это изобретение
жестянщика`.
Гастон Карро в одной из своих интересных статей весьма тонко
заметил, что нет оснований
удивляться тому, что Бах от­верг первое фортепиано, которое он
увидел, ведь в его время
клавесин достиг совершенства, а первое фортепиано Зильбермана можно
считать эмбрионом. Но
почти тридцать лет спустя, в 1777 году, Моцарт, встретив в Аугсбурге
Штейна, уже с
востор­гом описывал фортепиано, сделанное тем же знаменитым
инстру­ментальным мастером. Он
отмечал точность этого инструмента, легкость, великолепное действие
его коленных рычажков,
а также прочность деки. Инструмент, который любил Моцарт и на
котором он играл, обладал
ясной, прозрачной звучностью; в кантилене его верхний и средний
регистры были округлыми и
полными, но они могли стать и блестящими, и кристальными; бас был
густым, но не становился
тяжеловесным. Этот инстру­мент не обладал той пышностью тона,
чувственностью и бурностью
басов, которые характерны для рояля. Идеальное пианофорте Моцарта
никогда не было
инструментом Шумана или Брамса.
При том что все клавесинисты, как мы видим, были очаро­ваны своими
инструментами, сын
фортепианного фабриканта Штейбельт, один из первых знаменитых
исполнителей на пиано­форте,
писал в 1806 году: `Чтобы завуалировать монотонность фортепиано, мне
хотелось бы все его
индивидуальные исключи­тельные особенности употребить на его
прославление`. Во времена
Штейбельта фортепиано, если подходить к нему с нашими мерками, уже
достигло большего
совершенства, но при этом все еще оставалось в сравнении с
клавесином инструмен- том
действительно монотонным, поскольку у неге не было ни двух
клавиатур, ни аналогичного
богатства регистров. Фортепиа­но, однако, обладало большими
практическими преимущест­вами:
его конструкция была проще, цена - доступнее, настрой­ка—легче и
надежнее. Все эти
обстоятельства способствовали увеличению популярности инструмента.
Однако, несмотря на все
эти качества, потребовалось почти пятьдесят лет, чтобы оно получило
повсеместное
признание. Во времена Баха роль форте­пиано оставалась
незначительной, когда же вступили в
силу его сыновья, предпочтение уже часто отдавалось этому
инструменту. Моцарт и Гайдн
поначалу пользовались ими обоими, не обна­руживая большей склонности
к тому или иному.
Истинный триумф фортепиано начался никак не раньше начала XIX
столе­тия.
Что за перекресток на путях истории клавишных инстру­ментов и что за
переход в эстетике!
Нет лучшей характеристики этого момента, чем письмо отца Моцарта,
датированное 13 ноября
1777 года, где он упоминает инструменты, виденные им у одного
музыканта во Франкфурте: `В
его доме ты найдешь коллекцию инструментов, которые сделали бы твой
выбор
затруднительным... Помимо большого клавесина с двумя клавиатурами
Фридеричи, похожего на
наш с тобой, у него есть совершенно новое и очень большое пианофорте
из красного дерева, о
котором он говорил очень пространно и с большим воодушевлением.
Далее, у него имеется
клавикорд, также из красного дерева, который он не продал бы и за
200 гульденов,
поскольку, как он говорит, равного этому инструменту нет и дискант
его звучит словно
скрипка, на которой играют очень нежно, а басовые ноты — как
тромбоны. Кроме того, у него
еще много пианофорте, все они сделаны Фридеричи`.
Итак, в то время как пианофорте встречали с любопытством, хотя
поначалу и без энтузиазма,
с клавесином прощались нежно и долго. Тем не менее настал тот день,
когда король
инстру­ментов, на протяжении трех столетий увеселявший владелиц
замков, оживлявший
безмолвие монастырей, который был пове­ренным сокровенных дум
Фрескобальди, Баха,
Куперенов и правил как абсолютный монарх и театре и в церкви,
оказался свергнутым, забытым
и презираемым. Жалким образом доживал он свои дни, превратясь в
бюро, комод, шкаф для
белья, или же, благодаря картинам Буше, Тенирса, Ван Лoo, украшавшим
крышки, отправлен был
собирать пыль в музеях — предмет пре­небрежения зевак, ничего не
смыслящих в его
изысканности, красоте, благородстве и блеске.
    


Тема:Мысли вслух
(07.01.2012 22:01)
pleades писал(а):
[на реплику `..а как Вы определяете,
написана музыка искренне или нет?`]

Ведь, каждый это понимает и
чувствует) Это не наука, чтобы объяснить. Все ведь чувствуют, когда
есть, когда `цепляет`, и цепляет не прием, не мастерство, а чувство
-
и когда оно с приемом и с мастерством - тогда и действует сильнее.
Но
во главе - Чувства. Тогда музыка искренняя. Когда человек ДЕЛИТСЯ,
когда он проводит то, что слышит, а не выдумывает. Когда музыка
течет,
а не выскакивает. Ручей, ключ, а не камень. Искренность,
действительно, не поддается научному определению, иначе все бы уже
делом занялись. Я не мерю музыку по композиторам. Мера одна - душа.
И
если у Стравинского есть `Жар-Птица`, и она входит в душу - то эта
музыка ОСТАНЕТСЯ В ДУШЕ, в том, что не умрет. Если он писал
атональное
- то это В ДУШЕ - НЕ ОСТАНЕТСЯ, в мозге, в книгах, на форумах, но не
в
душе. Не заплачет от нее ребенок, не станет добрее врач или шахтер.
Она тем самым сама себе нишу определила. Не я ведь. По-сути,
разговор
об искренности. это раговор о вере в бессмертие души. В современном
муз. искусстве, да и в искусстве вообще много сугубо материального.
Поэтому, наверное, так сладко бывает напиться родниковой воды. От
этого она только ценнее становится.
    


Тема:Мысли вслух
(07.01.2012 21:35)
pleades писал(а):

С. Ростоцкий - наш прекрасный советский режиссер,
как-то в интервью сказал гениальнейшую мысль: `Самое сложное (и
благодарное) в искусстве - это убедить человека, что жить СТОИТ!` -
сказал он. `Я, - говорит он, - за полминуты смогу ЛЮБОГО убедить,
что
жить не стоит! И к чему мне смотреть 2 часа плохого кино для того,
чтобы я понял ту же мысль?` - ведь, прав, по-сути.

Еще раз повторю
свой вопрос к Вам, [имя]: Вам, как человеку, стало хотеться жить,
жить с новой силой
после этого произведения? Стала ли жизнь казаться интереснее,
красивее или глубже после этого
произведения? Стала ли настолько Вам понятна душа автора, что Вы
захотели с ним познакомиться и сказать СПАСИБО? Искренне скажите
только. [ответа не получил, т.к., возможно, это бы показало
противоречие со словами того, к кому обращался вопрос]
    


Тема:Мысли вслух
(07.01.2012 21:25)
Татьяна Толстая о Черном квадрате Малевича:

`Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет.
Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться —
надо
их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под
нос
вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по
спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом
непременно взять за это деньги, иначе это не искусство; если же
человек возмущенно завопит, то надо объявить его идиотом и пояснить,
что искусство заключается в сообщении о том, что искусство умерло,
повторяйте за мной: умерло, умерло, умерло. [...]Искусство умерло,
вы
— тоже, ха-ха, платите деньги, вот вам за них кусок дерьма, это —
настоящее, это — темное, плотное, здешнее, держите крепче. Нет и
никогда не было «любовного и нежного», ни света, ни полета, ни
просвета в облаках, ни проблеска во тьме, ни снов, ни обещаний.
Жизнь
есть смерть, смерть здесь, смерть сразу`.
    
   
         
Наши контакты