Пользователь: AFlmnv

         
   
Информация о пользователе AFlmnv (не в сети )




   
   


Тема:Баркарола (2011)
(06.01.2013 20:12)
Maxilena писал(а):
А если это так, то получается,
что вся (вся!) истинно (по словам Саши) современная музыка - это труп,
который периодически подключают к источнику переменного тока, чтоб
дергался...
Вы знаете, удивительно, я тоже современную
академическую музыку сравниваю с трупом, подключенным к аппаратам
искусственного поддержания жизни.)
Но это совсем не вся современная музыка - а мейнстримная, что ли,
продолжающая академическую инерцию. Причем это очень часто неплохая
музыка - до сих пор создаются роскошные партитуры.
Но был же ведь Фелдман, есть же Сильвестров, Кнайфель, Загний, Нетти
и ещё немало композиторов, вышедших на другой уровень музыки, причем
каждый по-своему.
А волноваться не надо.
Умирает лишь композиторская музыка - а она жила-то от силы 800 лет,
да и то, авторство стало важнейшим атрибутом только начиная с
Бетховена.
Т.е. музыка опять уходит в анонимность. Но это если со здравым
оптимизмом смотреть.
У меня более трагичные и пессимистичные взгляды на музыку и мир.))
    


Тема:Баркарола (2011)
(06.01.2013 14:42)
На форуме довольно много внимания уделяется Сергею Анатольевичу
Загнию, в большинстве случаев внимание это - довольно однобокое, не
сказать, чтобы отрицательное, - скорее, пренебрежительное.
В связи с этим мне хотелось бы написать несколько слов о нём - мои
размышления. (думаю, что вполне имею право на это, учитывая, что под
его сочинениями развернулись многостраничные обсуждения, не очень
относящиеся зачастую к сути дела).
Для меня Загний - самый актуальный и современный композитор. Это
вовсе не значит, что многие другие композиторы - ничтожества. Совсем
нет. Сейчас очень много замечательных, даже очень талантливых
композиторов.
Но именно Загний является по-настоящему, подлинно современным
композитором.
С.А. довольно рано (наверное, первый) осознал конец музыкальной
истории, крах музыкального языка, различных композиторских техник. Он
осознал конец композиторства. Об этом ни одну книгу написал Мартынов,
но творчество Загния - лучше, глубже и ценнее всех его книг вместе
взятых. Творчество Загния - в зоне Opusposth. И это - не просто
стройная и удобная концепция. Совсем нет. Это сущность его творчества.
Поэтому Загнию вовсе не нужно подробно излагать свою концепцию - она в
музыке, она в его мышлении.
Что же произошло в истории музыки? Вернее, как это произошедшее
уловил (один из немногих) Загний? Где-то в 70-х годах произошёл кризис
языка, кризис композиторской технологии, расцветшей в 50-60-е.
Немногие в то время осознали и пережили этот кризис, большЕе число
композиторов продолжали, что называется, в том же духе. И продолжают.
Для меня же одним из первых осознавших является Валентин Сильвестров.
Его поворотное, очень болезненное и неровное сочинение - Драма-трио
(это 70-71 гг.). Я не зря пишу о Сильвестрове, поскольку считаю его
мышление и эстетику родственными САЗ.
Но вернёмся с Загнию. Он прошёл блестящую школу ремесла -
полифонического ремесла, в особенности. Погруженность в полифонию Баха
дала потрясающие плоды. Загний услышал внутри себя его музыку. Его
назаписанную музыку. Т.е. отрешившись от индивидуального, погрузившись
в ремесло - Загний стал слышать баховскую музыку.
И вот в этом отрешении от языковой индивидуальности, от
композиторства, уже формировался новый тип композитора - композитора
эпохи Opusposth.
В 1985 году Загний пишет Брассквинтет и Фугу для струнного квартета.
Это поворотные сочинения. Сам автор назвал Брассквинтет последней
сонатой в истории музыки, а Фугу - последней фугой в истории музыки.
В 90-ом году появляется подлинный шедевр - Соната для фортепиано. Это
уже довольно экстремальный концептуальный минимализм. Что самое
главное - музыкальный язык в этом сочинении (и последующих) уже не
играет никакой роли. Т.е. Загний может использовать всё, что угодно -
какие-то классицистские, романтические формулы, может - конкретную
музыку (в `Воде`, например), а может - и электронику. Язык уже
неважен. Более того - авторство неважно.
Это не означает, что Загний не является яркой индивидуальностью и
т.д. История музыки пришла к тому, что композитор сейчас не может
кичиться открытыми им музыкальными технологиями, ярким индивидуальным
стилем. Просто открывать уже нечего. А ресурсы композиторских техник
50-70-х годов давно исчерпаны. Это никак не могут осознать не только
многие мэтры современной музыки, но и молодые композиторы, нещадно
эксплуатирующие обветшалые технологии.
А Загний просто создаёт музыку - он не идёт в ногу со временем,
потому что оно просто остановилось. Уже нет традиционного,
авангардного и т.д. Всё стало историей. В данном случае остается
только в каждом сочинении делать что-то своё, новое и неожиданное для
себя, зачастую даже используя языки ушедших эпох.
Показательный пример - сентябрьский концерт в РЗК. Сергей Анатольевич
играл целое отделение без перерыва совершенно разную свою музыку -
чередовались его новейшие сочинения и какие-то детские пьески. И вот
это очень важно. Уже нет разницы между детской пьеской a la Гайдн и
`Магическими звёздами`. Вся музыка - один поток, без какой-либо
иерархии. Нет норм, традиций, стилей. Остаётся - только музыка.
Поэтому неважно, как писать. Главное - собственно художественная
ценность музыки.
Баркарола и Военные церемониальные марши - это одна музыкальная
Вселенная, независимо от техники и языка.
Т.е. традиции, нормы были до тех пор, пока музыка технологически
развивалась. Но технологии исчерпали себя. История остановилась.
Наверно, даже не закончилась - а именно остановилась. И чуткий
композитор может лишь только создавать какие-то свои музыкальные миры,
уже не оглыдываясь на стиль и музыкальные техники.
В этом отношении Загний - подлинный композитор нашего времени. А
можно даже сказать - нормальный. Новый тип композитора.
Понятно, что понять и осознать это дано немногим. Вернее даже так -
это никому не нужно. Потому что десятки успешных композиторов
по-прежнему успешно пишут в устоявшемся русле по нескольку партитур в
год, копируя в каждом сочинении одну и ту же технологию, эти партитуры
исполняются на фестивалях современной музыки. Это всё очень хорошо.
Только вот какую музыкальную ценность имеют эти партитуры?
Время, конечно, расставит всё на свои места.
Но, что самое главное, уже есть творческая личность, чьё
существование естественно и логически продолжает музыкальную историю,
пусть это и не дано понять многим современникам, - это Сергей Загний.
    
   
         
Наши контакты