Пользователь: brenessel

         
   
Информация о пользователе brenessel (не в сети )




   
   


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 17:03)
abcz писал(а):
интерпретировать - и значит
вносить в них смыслы, и, часто, именно те, которых автор не
подразумевал (на самом деле мы и не знаем, что он подразумевал почти
никогда, мы можем исходить только из текста, человеческой природы и
разумного представления о человеке и тексте)

Это не смысл (и уж конечно, не главный) пьесы. Это цель
представления, шоу. Смысл - это другое.

Идея воплощения абсурда (как такового) - очень поздняя идея и ко
времени Шекспира может быть приложена только в качестве современного
метатекста )
Ну концептуализация и провозглашение самоценности
абсурда, конечно, произошли позже, но как художественный метод абсурд
использовался издавна, начиная от эпосов, сказок, былин.

Да, не смысл, конечно, а замысел. Авторский замысел вполне себе
поддается реконструкции (конечно, до определенной степени) на основе
целевого текста и вспомогательных источников. Без этой реконструкции
очень высок риск модернизировать произведение и исказить его
перцептивными шаблонами, что и сделала критика XIX и XX века с
Шекспиром. Психологизм Шекспира, попытки психологически обосновать
действия его героев - это, как мне представляется, вздорная выдумка
эпохи романтизма.

Мне кажется, аутентизм (попытка очистить произведение от более
поздних наслоений и модернизаций) - перспективное направление не
только в музыке, но и в литературе.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 12:30)
abcz писал(а):
Смысл пьесы не фабула (фабул
конечное число и очень небольшое, несколько десятков), смысл пьесы -
взаимодействие характеров (персонажей) внутри заданной ситуации
(фабулы).
Шекспировские пьесы однако имеют преимущественно
прикладной характер. Они предназначены для театра 16-17 века. И
интерпретировать их вне театрального контекста - означает вносить в
них смыслы, в которые автор, скорее всего, в них не вкладывал.
Главный смысл шекспировской пьесы - оказать мощное воздействие на
зрителя. Важно, чтобы зрителям было интересно, чтобы держать их в
напряжении (как они того любят), мучать и дразнить их, а в конце
устроить им `катарсис`. Всё в пьесе и подчинено этой задаче: резкие
контрасты, непредсказуемость (достигаемая в том числе путем
алогичности и иррациональности), противоречия (и прежде всего,
противоречие характеров и событий).
Мы исходим из того, что в основе художественного произведения должна
лежать психологическая убедительность и мотивированность, но основа
шекспировской пьесы - невозможность и абсурдность происходящего, с
помощью чего он и достигает максимального воздействия на зрителя.
Поэтому психологический анализ шекспировских героев теми средствами,
которые нас учили в школе (выведение личности из действий) совершенно
несостоятелен (имхо).
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 11:49)
sir Grey писал(а):
А где это? В Психологии
искусства?
Да, и про Гамлета там много интересного.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 02:32)
abcz писал(а):
человек - не крыса в лабиринте под
шоковыми разрядами тока (кстати, это может удивить, но крысы в
ситуациях стресса тоже проявляют индивидуальные, почти как бы
личностные реакции). Человек даже во время катастрофы никогда
(исключая моменты паники) не бегает и не суетится на одних
невротических реакциях, особенно, если катастрофа занимает больше
нескольких часов. Шок проходит и человек начинать действовать как
таковой, как определённая личность (ну, если шок не блокирует
личность, тогда просто атараксия, стазис).

интересный подход

он и не любил, и не понимал (отторгал понимание), и бравировал этим
непониманием (врал, тоись). Толку в его мнении...
Так-то да, но
Гамлет - это не человек и даже не крыса, а персонаж театральной пьесы
начала 17 века, который подчиняется ее законам, а не паттернам
поведения реальных людей в реальном, привычном нам мире. Мы постоянно
исходим из того, что Шекспир сознательно конструировал образ Гамлета
на основе психологических законов (а не приспосабливал поведение героя
к придуманной им фабуле). А есть ли у нас хоть какие-то основания для
такого предположения?
Не то же ли это самое, что изучать поведение Минотавра или Годзиллы с
точки зрения современной этологии и предполагать, что оно обязательно
должно подчиняться известным законам поведения животных?
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 01:44)
abcz писал(а):
(я сейчас выстраиваю возможную
личность Гамлета.
Возможно, его личность вообще не конструируема,
а его характер никак не связан с фабулой. Это всё же Шекспир, а не
психологический роман XIX в. Да и вообще действия человека в
пограничном состоянии часто никак не связаны с его устойчивыми
личностными характеристиками - часто алогичны, импульсивны,
немотивированы. И в этом отношении Шекспир, возможно, более
реалистичен чем какой-нибудь Золя или Флобер.
`Гамлет во все продолжение драмы делает не то, что ему может
хотеться, а то что нужно автору: то ужасается перед тенью отца, то
начинает подтрунивать над ней, называя ее кротом, то любит Офелию, то
дразнит ее. Нет никакой возможности найти какое-либо объяснение
поступкам и речам Гамлета и потому никакой возможности приписать ему
какой бы то ни было характер`. (Лев Толстой)
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 01:15)
abcz писал(а):
это явный признак полного
отморозка. Призрак в то время у абсолютного большинства людей (в том
числе и типа рыцарей) вызвал бы панику, а не желание дерзить. Небось
ещё и безбожник.

толстый и нелепый фехтовальщик боевой шпагой - это нонсенс (в конце
ведь он фехтует - и достойно фехтует - с настоящим воином). Но есть
довольно типичные `толстяки`, которые могут быть очень хорошими
фехтовальщиками несмотря на полноту. Холерики. Взрывной темперамент,
отличная реакция, мощная адреналиновая поддержка, физическая сила.
(и нередко, кстати, отвратительный характер, вздорный,
склочный)
Ну про толстого это же не я выдумал. Так у Шекспира:
«Однако здесь очень душно и жарко для моей комплекции»
«Ты, мой Гамлет, тучный, поэтому задыхаешься и потеешь».
Для холерика Гамлет как-то слишком склонен к рефлексии и сомнениям.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(25.09.2015 00:57)
abcz писал(а):
ну да, говорящий с призраком
собственного отца не только без должного почтения и трепета, но с
иронией и полупрезрительной дерзостью (хотя и не без опаски: чёрт их
знает, этих мёртвых...), а потом размахивающего шпагой (надо
напомнить, тогдашние шпажонки не чета нынешним были, лишь чуть легче
бастарда) по всему дворцу, и не просто так, а протыкая граждан разной
степени невинности.
Ну принц же всё-таки - обязан был уметь
фехтовать.
Отец-призрак - скорее символ. В любом случае почтения и пиетета
следовало бы скорее ждать от благородного и психически здорового
рыцаря, чем от невротика. Фамильярничать с призраком отца - явный
признак душевного неблагополучия.
А потом вся эта бесконечная, мучительная рефлексия, жуткая расправа с
Офелией.
Рыжий, толстый, нелепый `вечный студент` меньше всего годился на роль
мстителя, но был вынужден сыграть эту роль. Такой же контраст, как и в
других пьесах.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(24.09.2015 20:58)
abcz писал(а):
) мои хорошие люди (некоторое
число их) проводили вне зоны комфорта немало времени, а
экзистенциальные ситуации прямо-таки подставлялись под них на каждом
шагу - и ничего.

Ни дон, ни князь не могли этого по характеру своих девиаций, а мистер
- тип большого ребёнка (как и Безухов), они шестилетки всегда и во
всём до самой смерти.
Но я полагаю, мой взгляд на это всё нельзя назвать хорошо
обоснованным. Так, по реке проплывает...
Ну так-то да. Но,
вопреки девиации и нестабильной психики - сохранение благородства и
душевной чуткости (что редко и ценно, поскольку люди с психическими
отклонениями, как правило, эгоцентричны и не склонны к стабильной
эмпатии.). И Пиквик с Безуховым - не просто дети, но добрые дети (что
важно!). Сохранение в себе ребенка - редкое и ценное качество и явный
признак того, что человек не прогнулся под изменчивый мир.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(24.09.2015 20:32)
abcz писал(а):
возможно, это только мой личный
жизненный опыт, но так вышло, что встречавшиеся мне по жизни
убедительно хорошие люди все были сильные, нежалкие, и мне трудно
ассоциировать этих трёх героев с `убедительно хорошими людьми` лишь
потому, что мне вот таких, какие они в этих (убедительно хороших!)
книгах есть, просто не попадалось. Не есть `правда жизни`.
А,
тогда понятно.
Но не будем забывать, что все три героя были выведены своими
создателями из зоны комфорта, проведены через ряд острых
экзистенциальных ситуаций. При этом никто из них себе не изменил - не
озлобился, не скурвился, не опошлился. И это вполне говорит в пользу
их силы и нежалкости. На мой взгляд, их поведение вне зоны комфорта
кажется психологически убедительным и вызывает сочувствие/уважение.
Но это мой субъективный взгляд.
    


Тема:Месса `Krönungsmesse` (`Коронационная`) до мажор (1779)
(24.09.2015 20:08)
abcz писал(а):
по-моему, в их восприятии нет
ничего особенно оригинального и интересного, довольно типичные
клинические картины, и `реакция реальности` здесь не битьё, конечно, а
наша реакция, наше беспомощное и бесплодное понимание ситуации
взаимодействия описываемой реальной реальности и описываемой
реальности героев, наше внутреннее отражение конфликта описываемого.
Это и цепляет, ничто иное.
Ну так-то да.
Но я бы не стал деконструировать эти цельные образы и сложные
психические процессы до `типичных клинических картин`. В конце концов,
клиническое это уже по определению нетипичное (`клинический случай`),
если рассматривать это в широком жизненном контексте, а не в контексте
узкоспециализированной практики.
Но в любом случае вся магия заключается в том, что эти персонажи -
`хорошие` (убедительно хорошие!), что и является спусковым крючком для
всех конфликтов. При этом (даже на самом высоком уровне читательской
рефлексии) невозможно, на мой взгляд, разделить восприятие/отражение
художественного образа и восприятие/отражение конфликта и локализовать
то самое, что тебя цепляет.
    
   
         
Наши контакты