Пользователь: M_I_

         
   
Информация о пользователе M_I_ (не в сети )




   
   


Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(06.12.2011 21:00)
К качеству этой записи претензий у меня нет. Всё ясно. Но я бы не
относился к этому уникальному исполнению как идеальному, абсолютному
или, как некоторые говорят, `закрывающему`. В чём особенность этого
исполнения? А в том, что яростный драматизм первой части весь пропитан
лирическим началом. Вторая и третья части - то же самое. Это
исполнение сильное, уникальное, но одно из возможных. Мне особенно
сильным представляется исполнение в зале им. Чайковского 12 мая 1970
года. Там главенствующей краской исполнения был элегантно-суровый
конструктивизм. Вся соната казалась собранной в один кулак. Силовое
начало превалировало над лирическим. Титаническое исполнение отлично
сочеталось с окружающей обстановкой, с интерьером зала, даже с
освещением клавиатуры рояля и пианиста светом, падающем сверху, из
прожекторов под потолком. Такой свет сверху бывает на боксёрском
ринге.

Запись исполнения 12 мая 1970 года, конечно же, где-то сохранилась,
но профессиональная. Любительская запись от 31.03.1970 г., выложенная
Юрием удачная, открытая, в ней абсолютно всё слышно. Я далеко не
убеждён, что так же обстоит дело с профессиональной записью от
12.05.1970 г. Тогда у рояля ставили несколько микрофонов, часть из них
фиксировала звук, идущий в зал. Но один микрофон стоял на полу под
роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно, это
всё были фокусы экспериментаторов.
    


Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(05.12.2011 20:22)
Yuriyauskiev писал(а):
Ничего не поделаешь -
запись любительская. PT=privately taped.
Да, кажется, это и есть
та самая запись, которую ранее Юрий выкладывал в интернете.Тогда меня
удивили следующие вещи.
Во-первых, звучание. Оно выглядит более угловатым, нарочито
фортепианным. Раньше звучание было более округлым и мягким. В
Бетховене у Рихтера было наоборот: в 50-х - 60-х годах звучание было
более фортепианное, а в 1980 г. - ближе к звучанию камерного оркестра.
Во-вторых, цельность и образный строй. Раньше третья часть для меня
как-бы выпадала из единой четырёхчастной обоймы. Теперь, при более
лапидарном звучании всего произведения, третья часть логично оказалась
на своём месте. Она у меня ассоциируется теперь с большим ночным
пустырём, заброшенным и захламлённым продуктами `индустриализации`. И
вот по этому пустырю ночью зачем-то перекатывают с места на место
большие пустые железные бочки.
Кстати, `индустриализация` - образная характеристика Рихтера в
отношении первой части этой сонаты. Затем он о ней говорил: там
рельсы, шпалы, всё время что-то падает... В прежних, более ранних
записях, мне представлялись на фоне `индустриализации` ещё и
человеческие голоса - стоны жертв этой самой индустриализации. В
записи 1985 года всё стало как-то более железным, бездушным.
Что касается биса (повтор четвёртой части сонаты), то это бис как
таковой, и более ничего. Если из записи убрать четвёртую часть, а на
её место поместить бис, то лучше не будет: бис сыгран несколько иначе,
индивидуальнее, чем вся соната.
    


Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 23:00)
Intermezzo писал(а):
Господа, кто-нибудь сегодня
смотрел концерт В. С. в Вене? Просто хочется узнать впечатления других
меломанов. :)
Не меломан, но могу сказать буквально несколько
слов по впечатлению от этой передачи. Для меня это было, по сути,
первичное знакомство с Горовицем.

Посмотрел эту передачу внимательно и с большим интересом, с
удовольствием. И - как будто побывал в благоустроенной,
высокообразованной и очаровательной Европе.
Сначала мне казалось, что Горовиц слабее Арт.Рубинштейна, но потом,
по мере хода концерта, стал считать, что Арт.Рубинштейн - профан по
сравнению с Горовицем.
Пришёл к заключению, что рояль для Горовица - его самый большой,
самый лучший друг, с которым они вместе создают музыку. Очень
понравилась серединка из второй части сонаты Моцарта № 13, прозвучало
очень задушевно, интимно, как будто есть только Горовиц, его рояль,
буквально дышащий звук рояля - и ничего больше. Горовиц -
высококлассный музыкант и инструменталист. И не зря его называют
романтиком. Музыка у него возникает здесь и сечас, и каждый следующий
звук непредсказуем. И звучание у него...
инструментально-очаровательное, в чём-то даже неповторимое. Притом
Горовиц играет очень как-то по своему, и никакие законы для него не
существуют.

Интересно сопоставить Рихтера с Горовицем.
Конечно, оба они яркие музыкаты. Но различия их весьма велики. Когда
играет Горовиц, то, в самом общем смысле, ощущение такое, что он
вежливо и ласково обращается к своей публике со словами: я хочу вам
сыграть. В этом же смысле, у Рихтера обращение к публике иное. Рихтер
несколько трепетно, горячо и нетерпеливо заявляет: я должен вам
сыграть.
Горовиц материалист, его целью и результатом игры является
обаятельная материя звука. Рихтер идеалист, его игра имеет целью
воплотить в звуке некую надматериальную идею, и когда ему это удаётся,
возникает ощущение внеземных масштабов его игры.
    


Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 21:44)
regards писал(а):
...что Вы имели в виду, написав
`...я понял, что ТАК нельзя сыграть наизусть`??
``Это пришло мне
в голову, сэр!`` (С).

То, что вот ТАК нельзя сыграть наизусть, чувствовалось во время
исполнения Жиги (или Джиги, как правильно?). Было огромное
эмоциональное напряжение, и при этом абсолютная ровность, правильность
движения в музыке. И я не могу себе представить, что бы кто-то мог так
это сделать без нот, как невозможно абсолютно ровно, по прямой пройти
по земле большое расстояние без географической карты. Держать такое
напряжение, создавать при этом образ неумолимой правильности
исполнения, да ещё при этом помнить дальнейший нотный текст - нет, мне
кажется это выше человеческих сил. И тут ноты - необходимый помощник.
Тогда возник именно художественный образ ровности исполнения, а не
механическая точность как таковая.
Для контраста приведу антипример. Вскоре после `Декабрьских вечеров`
1992 года по радио передали 18-ю сонату Бетховена, вероятно, с
концерта 3.12.1992 г. Исполнение в целом не очень-то удачное. Но хуже
всего для меня оказалась четвёртая часть. Рихтер взял в ней какой-то
неимоверно быстрый темп. Но всё оказалось впустую. Быстрота была чисто
механическая, ничем не интересная. Так мог бы сыграть робот.
Художественный образ быстроты не создался, всё пропало.
    


Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 13:19)
regards писал(а):
...исполнение (которое
известный персонаж метко назвал `закрывающим`)...
...Рихтер как раз за свою жизнь дал много закрывающих
исполнений...
Может быть, парадокс, но для моего восприятия
никогда не было `закрывающих` исполнений в буквально смысле этого
слова. Самые сильные, удачные исполнения Рихтера я воспринимаю как
открывающие. Например, Аппассионата 9.06.1960 г. Для меня она начала
жить с того момента, как была исполнена Рихтером в этом концерте.
Представление об этом феноменальном исполнении совсем не мешает
слушать другие записи этой сонаты вновь у Рихтера, либо игру других
музыкантов.
Когда не стало Рихтера, я сначала опасался ходить на концерты других
пианистов, полагая, что их игра может мне заслонить, испортить
впечатления от игры Рихтера. Ничуть не бывало! Мало того, когда я
слушал концерты, скажем, Мержанова, Керера, Слесарева мне казалось,
что Рихтер незримо присутствует тут же, и со мной вместе воспринимает
и оценивает их игру. Замечая слабые моменты в игре пианистов я и
сетовал на это, но и сочувствовал им одновременно.
    


Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 12:52)
Yuriyauskiev писал(а):
Бах, 6-я Английская сюита,
18/4/1991 - Минск (запись не издана).
Как по мне, его лучшее исполнение этого опуса (из
записанных).
Для меня впечатляющим оказалось исполнение этой
сюиты в концерте 8.05.1991 г. (правда, слышал тогда это произведение
впервые). Во-первых начало, первая часть Сюиты: очень весомо,
внушительно и прочувствованно. Несколько ошеломляющее впечатление.
Затем предпоследняя часть, особенно средний эпизод. Там рояль вдруг
зазвучал как духовой инструмент, как нежная волынка. Я обалдело
слушал, и не мог понять, как это происходит? Ни до, ни после этого я
ничего подобного не слышал. И, наконец, Жига, последняя часть сюиты. Я
пребывал в оцепенении. Что это такое, что происходит? Рихтер играл
очень ровно и с сильным выразительным напряжением. В движении музыки
слышалось что-то неотвратимое, неизбежное. Может быть, неумолимое
движение к катастрофе? Тогда впервые для меня выяснился плюс от игры
по нотам. Было абсолютно ясно: играть ТАК можно только по нотам.
На-память так сыграть невозможно, невозможно это выдержать.

P.S. Этот концерт (насколько помню) происходил в ЦМШ. Люди из
окружения Рихтера, сопровождавшие его на том концерте, жаловались, что
со стороны школы концерт был организован ужасно, отвратительно (в этом
было определённое основание), что они туда больше не придут. А сам
Рихтер был очень доволен этим концертом. Полагаю, это из-за удачи
второго отделения. В нём 4-я Английская сюита, как и 6-я, также была
сыграна на высочайшем уровне.
    


Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 02:59)
Yuriyauskiev писал(а):
Наконец выложил все
имеющиеся записи замечательного концерта Рихтера в Минске (18/4/91) -
Английские сюиты Баха №№ 3,4,6...
Большинству знакома старая пластинка Мелодии (14/10/48) с 3-ей
Английской сюитой. Выложенное позднее исполнение заметно отличается.
Хотелось бы услышать отзывы.
Исполнение 3-й Английской сюиты в
Минске 18.04.1991 г., очень искреннее и, вообще говоря, на высоком
градусе. Моментами появляется привкус, что как-будто пианист играет её
впервые для себя, делает для себя открытие. Исполнение 20.05.1991 г. в
зале им. Чайковского (издано на СД) было иным. Там характер отношения
исполнителя к исполняемому в течение всего концерта я бы назвал так:
космическое беспристрастие. Рихтер вообще если играл одну и ту же
программу несколько раз, то всякий раз концертное настроение было
несколько иным. Причём настроение на каждом отдельном концерте было
единым от начала до конца программы. Я даже думаю, что Рихтер наперёд
знал: вот в Минске я сыграю программу так-то, а в Москве вот так, а в
Германии ещё и вот так.
    
   
         
Наши контакты