CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: M_I_
Информация о пользователе M_I_ (
не в сети
)
Дата регистрации:
05.11.2011 12:17
Последний визит:
03.11.2012 22:47
Страна:
Россия
Город:
Москва
Пол:
Мужской
Дата рождения:
17.04.1950
Деятельность:
пенсионер
Образование:
высшее
Интересы:
музыка
Любимые композиторы:
Чайковский
Любимые исполнители:
Рихтер, Фуртвенглер
Еще о себе:
Лентяй
Комментарии:
307
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(08.12.2011 20:54)
Intermezzo писал(а):
Кстати, информацию о записи
я иногда нахожу в iTunes, когда открываю окно `Сведения`. А там
написано, что это 1940-й! 1940!!!
И вот что пишет Юрий:
`На сегодняшний день существуют такие записи:
PROKOFIEV. Piano Sonata No.6 in A, Op.82 (26/11/40 - дата первого
исполнения, записи нет)`
То есть, или это что-то такое, что даже от взгляда Юрия умудрилось
убежать)), или снова утка, тогда получается, двойная...
В любом
случае, в 1940 году ещё не было звукозаписи такого высокого качества,
как в этой записи 6-й сонаты.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(08.12.2011 20:52)
Yuriyauskiev писал(а):
Надо было бы провести
экспертизу и выяснить истинную дату этой записи, что я мог бы сделать,
но сейчас не могу этим заняться.
По крайней мере, видно, что это
не концертная запись.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(06.12.2011 21:00)
К качеству этой записи претензий у меня нет. Всё ясно. Но я бы не
относился к этому уникальному исполнению как идеальному, абсолютному
или, как некоторые говорят, `закрывающему`. В чём особенность этого
исполнения? А в том, что яростный драматизм первой части весь пропитан
лирическим началом. Вторая и третья части - то же самое. Это
исполнение сильное, уникальное, но одно из возможных. Мне особенно
сильным представляется исполнение в зале им. Чайковского 12 мая 1970
года. Там главенствующей краской исполнения был элегантно-суровый
конструктивизм. Вся соната казалась собранной в один кулак. Силовое
начало превалировало над лирическим. Титаническое исполнение отлично
сочеталось с окружающей обстановкой, с интерьером зала, даже с
освещением клавиатуры рояля и пианиста светом, падающем сверху, из
прожекторов под потолком. Такой свет сверху бывает на боксёрском
ринге.
Запись исполнения 12 мая 1970 года, конечно же, где-то сохранилась,
но профессиональная. Любительская запись от 31.03.1970 г., выложенная
Юрием удачная, открытая, в ней абсолютно всё слышно. Я далеко не
убеждён, что так же обстоит дело с профессиональной записью от
12.05.1970 г. Тогда у рояля ставили несколько микрофонов, часть из них
фиксировала звук, идущий в зал. Но один микрофон стоял на полу под
роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно, это
всё были фокусы экспериментаторов.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(05.12.2011 20:22)
Yuriyauskiev писал(а):
Ничего не поделаешь -
запись любительская. PT=privately taped.
Да, кажется, это и есть
та самая запись, которую ранее Юрий выкладывал в интернете.Тогда меня
удивили следующие вещи.
Во-первых, звучание. Оно выглядит более угловатым, нарочито
фортепианным. Раньше звучание было более округлым и мягким. В
Бетховене у Рихтера было наоборот: в 50-х - 60-х годах звучание было
более фортепианное, а в 1980 г. - ближе к звучанию камерного оркестра.
Во-вторых, цельность и образный строй. Раньше третья часть для меня
как-бы выпадала из единой четырёхчастной обоймы. Теперь, при более
лапидарном звучании всего произведения, третья часть логично оказалась
на своём месте. Она у меня ассоциируется теперь с большим ночным
пустырём, заброшенным и захламлённым продуктами `индустриализации`. И
вот по этому пустырю ночью зачем-то перекатывают с места на место
большие пустые железные бочки.
Кстати, `индустриализация` - образная характеристика Рихтера в
отношении первой части этой сонаты. Затем он о ней говорил: там
рельсы, шпалы, всё время что-то падает... В прежних, более ранних
записях, мне представлялись на фоне `индустриализации` ещё и
человеческие голоса - стоны жертв этой самой индустриализации. В
записи 1985 года всё стало как-то более железным, бездушным.
Что касается биса (повтор четвёртой части сонаты), то это бис как
таковой, и более ничего. Если из записи убрать четвёртую часть, а на
её место поместить бис, то лучше не будет: бис сыгран несколько иначе,
индивидуальнее, чем вся соната.
Тема:Святослав Рихтер
(04.12.2011 20:51)
M_I_ писал(а):
P.S. Этот концерт (насколько
помню) происходил в ЦМШ. Люди из окружения Рихтера, сопровождавшие его
на том концерте, жаловались, что со стороны школы концерт был
организован ужасно, отвратительно (в этом было определённое
основание), что они туда больше не придут. А сам Рихтер был очень
доволен этим концертом. Полагаю, это из-за удачи второго отделения. В
нём 4-я Английская сюита, как и 6-я, также была сыграна на высочайшем
уровне.
Уточняю.
Концерт 8 мая 1991 года состоялся в Музыкальном училище при
Московской консерватории, Мерзляковский переулок.
Тема:`Плетение венков`
(04.12.2011 15:38)
Yuriyauskiev писал(а):
P.S. Тут еще и инструмент
просили определить. Это просто - надо выбрать из двух роялей в его
квартире. Чаще всего в таких случаях использовался большой
Стейнвей.
И.Т.Бобровская, побывав в доме Рихтера потом
рассказала, что хозяин водил её по квартире и всё показывал. Показали
ей и второй рояль, не Стейнвей (кажется, марки Бехштейн), довольно
старый. Ираида Тимофеевна попробовала его - совсем раздолбанный
инструмент. Но оказалось, что хозяева его очень любят.
Тема:`Плетение венков`
(04.12.2011 15:23)
Исходя из образного содержания этой пьесы, из её настроения, полагаю,
что если это `Плетение венков`, то со слезами на глазах.
Тема:Святослав Рихтер
(04.12.2011 13:06)
Yuriyauskiev писал(а):
Ближе к концу он
действительно жестом попросил ассистента снять с него очки.
Ближе
к концу, или нет, это хорошо бы проверить по видео. Мне помнится, что
очки были сняты в начале, по крайней мере до среднего эпизода в этой
пьесе.
В те далёкие времена у меня родилась версия: а вдруг всё это заранее
подготовленный спектакль. Т.е. снятие очков было заранее согласовано с
ассистентом и преследовало цель показать, что можно сыграть и без них,
или добавить эффект импровизационности выступления в `музыкальном
салоне` эпохи романтизма, сооружённом в Белом зале музея?
Кстати, дней через двадцать, в самом начале 1986 года Рихтер играл
эту пьесу в Доме литераторов стандартно в очках, как и всю программу
(Шуман, Шопен).
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 23:28)
Был и ещё случай, запечатлённый, кстати, телевидением. Рихтер играл
Шумана на концерте 13 декабря 1985 года в ГМИИ им. Пушкина. В
программе был объявлен только композитор, какие именно будут
произведения, объявляли экспромтом. И вот в конце выступления Рихтер
стал играть Токкату. Ноты стояли перед ним, на лице его были очки.
Вскоре после начала Рихтер повернулся к ассистенту, который
переворачивал нотные листы, и ассистент двумя руками аккуратно снял с
Рихтера очки. Дальше игра шла, понятно, наизусть.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 23:20)
regards писал(а):
И вот, она - гнесинская
выпускница, чёрт возьми! - забыла одну из реприз, и не перевернула. СТ
повернулся к ней всем телом, продолжая играть, налево, и долго - не
секунды, убей меня Бог, а реально долго! - что-то ей говорил. Думаю,
успокаивал, а может, рассказывал, как Гульду, что думает по поводу
повторов :)))))))))
Это интереснейший эпизод.
Я видел случай по-проще. На концерте 2 мая 1985 года в БЗК Рихтер
играл Дебюсси. Ноты ему освещала, как обычно, стоящая справа
традиционная лампа у рояля (почти как настольная). В какой-то момент
эта лампа вдруг погасла. Я как-то внутри себя охнул (что же будет?).
Потом, немного погодя, вновь зажглась. На музыке это никак не
отразилось.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 23:00)
Intermezzo писал(а):
Господа, кто-нибудь сегодня
смотрел концерт В. С. в Вене? Просто хочется узнать впечатления других
меломанов. :)
Не меломан, но могу сказать буквально несколько
слов по впечатлению от этой передачи. Для меня это было, по сути,
первичное знакомство с Горовицем.
Посмотрел эту передачу внимательно и с большим интересом, с
удовольствием. И - как будто побывал в благоустроенной,
высокообразованной и очаровательной Европе.
Сначала мне казалось, что Горовиц слабее Арт.Рубинштейна, но потом,
по мере хода концерта, стал считать, что Арт.Рубинштейн - профан по
сравнению с Горовицем.
Пришёл к заключению, что рояль для Горовица - его самый большой,
самый лучший друг, с которым они вместе создают музыку. Очень
понравилась серединка из второй части сонаты Моцарта № 13, прозвучало
очень задушевно, интимно, как будто есть только Горовиц, его рояль,
буквально дышащий звук рояля - и ничего больше. Горовиц -
высококлассный музыкант и инструменталист. И не зря его называют
романтиком. Музыка у него возникает здесь и сечас, и каждый следующий
звук непредсказуем. И звучание у него...
инструментально-очаровательное, в чём-то даже неповторимое. Притом
Горовиц играет очень как-то по своему, и никакие законы для него не
существуют.
Интересно сопоставить Рихтера с Горовицем.
Конечно, оба они яркие музыкаты. Но различия их весьма велики. Когда
играет Горовиц, то, в самом общем смысле, ощущение такое, что он
вежливо и ласково обращается к своей публике со словами: я хочу вам
сыграть. В этом же смысле, у Рихтера обращение к публике иное. Рихтер
несколько трепетно, горячо и нетерпеливо заявляет: я должен вам
сыграть.
Горовиц материалист, его целью и результатом игры является
обаятельная материя звука. Рихтер идеалист, его игра имеет целью
воплотить в звуке некую надматериальную идею, и когда ему это удаётся,
возникает ощущение внеземных масштабов его игры.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 22:46)
mozamozart писал(а):
А это чего такое?
Это
когда в душе что-то остаётся.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:25)
regards писал(а):
...я Вас уверяю, что Рихтер
всегда играл по нотам наизусть :) (могу привести забавное
доказательство)...
Доказывать ничего не нужно.
Но, если Вы считаете, что Рихтер играл по нотам наизусть, то
позвольте услышать здесь Ваше мнение о том, зачем он на концертах
ставил перед собой ноты, да ещё и перелистывал их?
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:20)
regards писал(а):
Добавьте сюда тысячекратное
усиление по нервности, самолюбию, унижению и восторгу, которые
одновременно испытывает человек, слушающий Рихтера в зале `своими
ушами`, и Вы получите тот живой труп, который оставался от меня после
его концертов.
Ну, это уж Вы хватили: ``унижение``! Вот уж чего
представить себе не могу от игры Рихтера. И в других слушателях на
концертах Рихтера никогда этого не замечал. Вы меня прямо-таки
огорошили. Никак не ожидал.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:07)
regards писал(а):
Напрашивается пример -
несколько вечером подряд в БЗК зимой 1979, если не ошибаюсь, года,
которые все начинались 1 сонатой Бетховена.
Это было в октябре
1976 года: 10, 11, 15 и 16 числа.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:02)
regards писал(а):
А если я не понимаю, как, то не
понимаю и что, поскольку что ещё есть в исполнении кроме его
реализации? - Не настроение же, которое оно вызывает у случайного
слушателя, а подавляющее большинство слушателей - абсолютно случайные
люди в концертах?
Поставленный двойной вопрос имеет философское
значение и, неминуемо, ведёт к третьему вопросу, весьма глобальному:
зачем даются концерты?
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 21:44)
regards писал(а):
...что Вы имели в виду, написав
`...я понял, что ТАК нельзя сыграть наизусть`??
``Это пришло мне
в голову, сэр!`` (С).
То, что вот ТАК нельзя сыграть наизусть, чувствовалось во время
исполнения Жиги (или Джиги, как правильно?). Было огромное
эмоциональное напряжение, и при этом абсолютная ровность, правильность
движения в музыке. И я не могу себе представить, что бы кто-то мог так
это сделать без нот, как невозможно абсолютно ровно, по прямой пройти
по земле большое расстояние без географической карты. Держать такое
напряжение, создавать при этом образ неумолимой правильности
исполнения, да ещё при этом помнить дальнейший нотный текст - нет, мне
кажется это выше человеческих сил. И тут ноты - необходимый помощник.
Тогда возник именно художественный образ ровности исполнения, а не
механическая точность как таковая.
Для контраста приведу антипример. Вскоре после `Декабрьских вечеров`
1992 года по радио передали 18-ю сонату Бетховена, вероятно, с
концерта 3.12.1992 г. Исполнение в целом не очень-то удачное. Но хуже
всего для меня оказалась четвёртая часть. Рихтер взял в ней какой-то
неимоверно быстрый темп. Но всё оказалось впустую. Быстрота была чисто
механическая, ничем не интересная. Так мог бы сыграть робот.
Художественный образ быстроты не создался, всё пропало.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 21:06)
regards писал(а):
Я почти никогда не понимал в
концертах Рихтера, `как он это делает`, не понимаю и сейчас...
А если я не понимаю, как, то не понимаю и что...
Меня никогда не
занимает вопрос о том, как Рихтер что-то делает. Мне важен результат.
И если слушание игры Рихтера наполняет меня чем-то хорошим, то я
доволен, иногда даже счастлив.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 20:59)
regards писал(а):
...я лично всегда сравниваю (в
основном, подсознательно, конечно) то, что слышу, со своим
представлением, `как надо`...
Видите ли, когда я слушаю
рихтеровское исполнение, то ни с чем его не сравниваю. У меня внутри
нет никакого своего представления о том, `как надо`. Для меня важно:
понравилось это мне, или нет. И в случаях игры Рихтера довольно часто
бывает, что нравится.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 20:50)
regards писал(а):
..`закрывающее` исполнение...
..это определение не содержит - по крайней мере, как я его понимаю и
как это логически естественно понимать - ничего, кроме указания на
наличие некоего идеального варианта исполнения и его реализацию данным
пианистом.
Просто мне не нравится само это слово ``закрывающее``
применительно к какому-либо творчеству. В нём слышится что-то
бюрократически-казённое. Некий тупик. И уж если слово ``закрывающее``
идёт как синоним ``идеального варианта`, то я предпочёл бы последнее,
т.к. оно звучит приятнее.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 16:59)
Tarrega писал(а):
...говоря о взаимоотношениях
музыканта и публики в духе `заплатили - играй`, по-моему, перепутали
этот процесс с продажей колбасы: я вам, мол, заплатил, так будьде
добры выдать мне мои триста грамм))
Да, концерт, хотя и платный -
дело несколько иное. Независимо от того, хочет исполнитель или нет (а,
может быть, хочет?). публика - всегда соучаствует в исполнении, хотя
бы и косвенно. А настоящее слушание музыки есть процесс безусловно
творческий для слушателя.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 13:19)
regards писал(а):
...исполнение (которое
известный персонаж метко назвал `закрывающим`)...
...Рихтер как раз за свою жизнь дал много закрывающих
исполнений...
Может быть, парадокс, но для моего восприятия
никогда не было `закрывающих` исполнений в буквально смысле этого
слова. Самые сильные, удачные исполнения Рихтера я воспринимаю как
открывающие. Например, Аппассионата 9.06.1960 г. Для меня она начала
жить с того момента, как была исполнена Рихтером в этом концерте.
Представление об этом феноменальном исполнении совсем не мешает
слушать другие записи этой сонаты вновь у Рихтера, либо игру других
музыкантов.
Когда не стало Рихтера, я сначала опасался ходить на концерты других
пианистов, полагая, что их игра может мне заслонить, испортить
впечатления от игры Рихтера. Ничуть не бывало! Мало того, когда я
слушал концерты, скажем, Мержанова, Керера, Слесарева мне казалось,
что Рихтер незримо присутствует тут же, и со мной вместе воспринимает
и оценивает их игру. Замечая слабые моменты в игре пианистов я и
сетовал на это, но и сочувствовал им одновременно.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 12:52)
Yuriyauskiev писал(а):
Бах, 6-я Английская сюита,
18/4/1991 - Минск (запись не издана).
Как по мне, его лучшее исполнение этого опуса (из
записанных).
Для меня впечатляющим оказалось исполнение этой
сюиты в концерте 8.05.1991 г. (правда, слышал тогда это произведение
впервые). Во-первых начало, первая часть Сюиты: очень весомо,
внушительно и прочувствованно. Несколько ошеломляющее впечатление.
Затем предпоследняя часть, особенно средний эпизод. Там рояль вдруг
зазвучал как духовой инструмент, как нежная волынка. Я обалдело
слушал, и не мог понять, как это происходит? Ни до, ни после этого я
ничего подобного не слышал. И, наконец, Жига, последняя часть сюиты. Я
пребывал в оцепенении. Что это такое, что происходит? Рихтер играл
очень ровно и с сильным выразительным напряжением. В движении музыки
слышалось что-то неотвратимое, неизбежное. Может быть, неумолимое
движение к катастрофе? Тогда впервые для меня выяснился плюс от игры
по нотам. Было абсолютно ясно: играть ТАК можно только по нотам.
На-память так сыграть невозможно, невозможно это выдержать.
P.S. Этот концерт (насколько помню) происходил в ЦМШ. Люди из
окружения Рихтера, сопровождавшие его на том концерте, жаловались, что
со стороны школы концерт был организован ужасно, отвратительно (в этом
было определённое основание), что они туда больше не придут. А сам
Рихтер был очень доволен этим концертом. Полагаю, это из-за удачи
второго отделения. В нём 4-я Английская сюита, как и 6-я, также была
сыграна на высочайшем уровне.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 12:13)
musikus писал(а):
Полтона... Миф это ли
реальность - какое все это имеет значение? - Ровным счетом
ни-ка-ко-го.
Насчёт этих `полтона` И.Т.Бобровсакя рассказывала
следующее (это было или после концерта 31.12.1981 г., когда Рихтер
сказал: `Теперь я буду играть только по нотам`, или вскоре после
этого). Рихтер сказал ей: `Играю шестую сонату Прокофьева, и вдруг
слышу, что играю на малую секунду выше`. Кое-кто сказал: а мы ничего
такого не слышим, другие восхитились - вот это да! Так просто можно
взять, да и транспонировать сонату Прокофьева в другую тональность?!
По-моему, тут всё абсолютно ясно: Рихтер играл по верным клавишам, но
ему самому вдруг слышалось (из-за расстройства слуха), что рояль
звучит на полтона выше. И ему это страшно мешало.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 02:59)
Yuriyauskiev писал(а):
Наконец выложил все
имеющиеся записи замечательного концерта Рихтера в Минске (18/4/91) -
Английские сюиты Баха №№ 3,4,6...
Большинству знакома старая пластинка Мелодии (14/10/48) с 3-ей
Английской сюитой. Выложенное позднее исполнение заметно отличается.
Хотелось бы услышать отзывы.
Исполнение 3-й Английской сюиты в
Минске 18.04.1991 г., очень искреннее и, вообще говоря, на высоком
градусе. Моментами появляется привкус, что как-будто пианист играет её
впервые для себя, делает для себя открытие. Исполнение 20.05.1991 г. в
зале им. Чайковского (издано на СД) было иным. Там характер отношения
исполнителя к исполняемому в течение всего концерта я бы назвал так:
космическое беспристрастие. Рихтер вообще если играл одну и ту же
программу несколько раз, то всякий раз концертное настроение было
несколько иным. Причём настроение на каждом отдельном концерте было
единым от начала до конца программы. Я даже думаю, что Рихтер наперёд
знал: вот в Минске я сыграю программу так-то, а в Москве вот так, а в
Германии ещё и вот так.
1
«...
9
10
...»
13
Наши контакты
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(08.12.2011 20:54)
я иногда нахожу в iTunes, когда открываю окно `Сведения`. А там
написано, что это 1940-й! 1940!!!
И вот что пишет Юрий:
`На сегодняшний день существуют такие записи:
PROKOFIEV. Piano Sonata No.6 in A, Op.82 (26/11/40 - дата первого
исполнения, записи нет)`
То есть, или это что-то такое, что даже от взгляда Юрия умудрилось
убежать)), или снова утка, тогда получается, двойная...
случае, в 1940 году ещё не было звукозаписи такого высокого качества,
как в этой записи 6-й сонаты.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(08.12.2011 20:52)
экспертизу и выяснить истинную дату этой записи, что я мог бы сделать,
но сейчас не могу этим заняться.
не концертная запись.
Тема:Соната для фортепиано № 7 си-бемоль мажор (1939-42)
(06.12.2011 21:00)
относился к этому уникальному исполнению как идеальному, абсолютному
или, как некоторые говорят, `закрывающему`. В чём особенность этого
исполнения? А в том, что яростный драматизм первой части весь пропитан
лирическим началом. Вторая и третья части - то же самое. Это
исполнение сильное, уникальное, но одно из возможных. Мне особенно
сильным представляется исполнение в зале им. Чайковского 12 мая 1970
года. Там главенствующей краской исполнения был элегантно-суровый
конструктивизм. Вся соната казалась собранной в один кулак. Силовое
начало превалировало над лирическим. Титаническое исполнение отлично
сочеталось с окружающей обстановкой, с интерьером зала, даже с
освещением клавиатуры рояля и пианиста светом, падающем сверху, из
прожекторов под потолком. Такой свет сверху бывает на боксёрском
ринге.
Запись исполнения 12 мая 1970 года, конечно же, где-то сохранилась,
но профессиональная. Любительская запись от 31.03.1970 г., выложенная
Юрием удачная, открытая, в ней абсолютно всё слышно. Я далеко не
убеждён, что так же обстоит дело с профессиональной записью от
12.05.1970 г. Тогда у рояля ставили несколько микрофонов, часть из них
фиксировала звук, идущий в зал. Но один микрофон стоял на полу под
роялем, в буквальном смысле! Зачем, что там записывать? Очевидно, это
всё были фокусы экспериментаторов.
Тема:Соната для фортепиано № 6 ля мажор (1939-40)
(05.12.2011 20:22)
запись любительская. PT=privately taped.
та самая запись, которую ранее Юрий выкладывал в интернете.Тогда меня
удивили следующие вещи.
Во-первых, звучание. Оно выглядит более угловатым, нарочито
фортепианным. Раньше звучание было более округлым и мягким. В
Бетховене у Рихтера было наоборот: в 50-х - 60-х годах звучание было
более фортепианное, а в 1980 г. - ближе к звучанию камерного оркестра.
Во-вторых, цельность и образный строй. Раньше третья часть для меня
как-бы выпадала из единой четырёхчастной обоймы. Теперь, при более
лапидарном звучании всего произведения, третья часть логично оказалась
на своём месте. Она у меня ассоциируется теперь с большим ночным
пустырём, заброшенным и захламлённым продуктами `индустриализации`. И
вот по этому пустырю ночью зачем-то перекатывают с места на место
большие пустые железные бочки.
Кстати, `индустриализация` - образная характеристика Рихтера в
отношении первой части этой сонаты. Затем он о ней говорил: там
рельсы, шпалы, всё время что-то падает... В прежних, более ранних
записях, мне представлялись на фоне `индустриализации` ещё и
человеческие голоса - стоны жертв этой самой индустриализации. В
записи 1985 года всё стало как-то более железным, бездушным.
Что касается биса (повтор четвёртой части сонаты), то это бис как
таковой, и более ничего. Если из записи убрать четвёртую часть, а на
её место поместить бис, то лучше не будет: бис сыгран несколько иначе,
индивидуальнее, чем вся соната.
Тема:Святослав Рихтер
(04.12.2011 20:51)
помню) происходил в ЦМШ. Люди из окружения Рихтера, сопровождавшие его
на том концерте, жаловались, что со стороны школы концерт был
организован ужасно, отвратительно (в этом было определённое
основание), что они туда больше не придут. А сам Рихтер был очень
доволен этим концертом. Полагаю, это из-за удачи второго отделения. В
нём 4-я Английская сюита, как и 6-я, также была сыграна на высочайшем
уровне.
Концерт 8 мая 1991 года состоялся в Музыкальном училище при
Московской консерватории, Мерзляковский переулок.
Тема:`Плетение венков`
(04.12.2011 15:38)
просили определить. Это просто - надо выбрать из двух роялей в его
квартире. Чаще всего в таких случаях использовался большой
Стейнвей.
рассказала, что хозяин водил её по квартире и всё показывал. Показали
ей и второй рояль, не Стейнвей (кажется, марки Бехштейн), довольно
старый. Ираида Тимофеевна попробовала его - совсем раздолбанный
инструмент. Но оказалось, что хозяева его очень любят.
Тема:`Плетение венков`
(04.12.2011 15:23)
что если это `Плетение венков`, то со слезами на глазах.
Тема:Святослав Рихтер
(04.12.2011 13:06)
действительно жестом попросил ассистента снять с него очки.
к концу, или нет, это хорошо бы проверить по видео. Мне помнится, что
очки были сняты в начале, по крайней мере до среднего эпизода в этой
пьесе.
В те далёкие времена у меня родилась версия: а вдруг всё это заранее
подготовленный спектакль. Т.е. снятие очков было заранее согласовано с
ассистентом и преследовало цель показать, что можно сыграть и без них,
или добавить эффект импровизационности выступления в `музыкальном
салоне` эпохи романтизма, сооружённом в Белом зале музея?
Кстати, дней через двадцать, в самом начале 1986 года Рихтер играл
эту пьесу в Доме литераторов стандартно в очках, как и всю программу
(Шуман, Шопен).
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 23:28)
Шумана на концерте 13 декабря 1985 года в ГМИИ им. Пушкина. В
программе был объявлен только композитор, какие именно будут
произведения, объявляли экспромтом. И вот в конце выступления Рихтер
стал играть Токкату. Ноты стояли перед ним, на лице его были очки.
Вскоре после начала Рихтер повернулся к ассистенту, который
переворачивал нотные листы, и ассистент двумя руками аккуратно снял с
Рихтера очки. Дальше игра шла, понятно, наизусть.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 23:20)
выпускница, чёрт возьми! - забыла одну из реприз, и не перевернула. СТ
повернулся к ней всем телом, продолжая играть, налево, и долго - не
секунды, убей меня Бог, а реально долго! - что-то ей говорил. Думаю,
успокаивал, а может, рассказывал, как Гульду, что думает по поводу
повторов :)))))))))
Я видел случай по-проще. На концерте 2 мая 1985 года в БЗК Рихтер
играл Дебюсси. Ноты ему освещала, как обычно, стоящая справа
традиционная лампа у рояля (почти как настольная). В какой-то момент
эта лампа вдруг погасла. Я как-то внутри себя охнул (что же будет?).
Потом, немного погодя, вновь зажглась. На музыке это никак не
отразилось.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 23:00)
смотрел концерт В. С. в Вене? Просто хочется узнать впечатления других
меломанов. :)
слов по впечатлению от этой передачи. Для меня это было, по сути,
первичное знакомство с Горовицем.
Посмотрел эту передачу внимательно и с большим интересом, с
удовольствием. И - как будто побывал в благоустроенной,
высокообразованной и очаровательной Европе.
Сначала мне казалось, что Горовиц слабее Арт.Рубинштейна, но потом,
по мере хода концерта, стал считать, что Арт.Рубинштейн - профан по
сравнению с Горовицем.
Пришёл к заключению, что рояль для Горовица - его самый большой,
самый лучший друг, с которым они вместе создают музыку. Очень
понравилась серединка из второй части сонаты Моцарта № 13, прозвучало
очень задушевно, интимно, как будто есть только Горовиц, его рояль,
буквально дышащий звук рояля - и ничего больше. Горовиц -
высококлассный музыкант и инструменталист. И не зря его называют
романтиком. Музыка у него возникает здесь и сечас, и каждый следующий
звук непредсказуем. И звучание у него...
инструментально-очаровательное, в чём-то даже неповторимое. Притом
Горовиц играет очень как-то по своему, и никакие законы для него не
существуют.
Интересно сопоставить Рихтера с Горовицем.
Конечно, оба они яркие музыкаты. Но различия их весьма велики. Когда
играет Горовиц, то, в самом общем смысле, ощущение такое, что он
вежливо и ласково обращается к своей публике со словами: я хочу вам
сыграть. В этом же смысле, у Рихтера обращение к публике иное. Рихтер
несколько трепетно, горячо и нетерпеливо заявляет: я должен вам
сыграть.
Горовиц материалист, его целью и результатом игры является
обаятельная материя звука. Рихтер идеалист, его игра имеет целью
воплотить в звуке некую надматериальную идею, и когда ему это удаётся,
возникает ощущение внеземных масштабов его игры.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 22:46)
когда в душе что-то остаётся.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:25)
всегда играл по нотам наизусть :) (могу привести забавное
доказательство)...
Но, если Вы считаете, что Рихтер играл по нотам наизусть, то
позвольте услышать здесь Ваше мнение о том, зачем он на концертах
ставил перед собой ноты, да ещё и перелистывал их?
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:20)
усиление по нервности, самолюбию, унижению и восторгу, которые
одновременно испытывает человек, слушающий Рихтера в зале `своими
ушами`, и Вы получите тот живой труп, который оставался от меня после
его концертов.
представить себе не могу от игры Рихтера. И в других слушателях на
концертах Рихтера никогда этого не замечал. Вы меня прямо-таки
огорошили. Никак не ожидал.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:07)
несколько вечером подряд в БЗК зимой 1979, если не ошибаюсь, года,
которые все начинались 1 сонатой Бетховена.
1976 года: 10, 11, 15 и 16 числа.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 22:02)
понимаю и что, поскольку что ещё есть в исполнении кроме его
реализации? - Не настроение же, которое оно вызывает у случайного
слушателя, а подавляющее большинство слушателей - абсолютно случайные
люди в концертах?
значение и, неминуемо, ведёт к третьему вопросу, весьма глобальному:
зачем даются концерты?
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 21:44)
`...я понял, что ТАК нельзя сыграть наизусть`??
в голову, сэр!`` (С).
То, что вот ТАК нельзя сыграть наизусть, чувствовалось во время
исполнения Жиги (или Джиги, как правильно?). Было огромное
эмоциональное напряжение, и при этом абсолютная ровность, правильность
движения в музыке. И я не могу себе представить, что бы кто-то мог так
это сделать без нот, как невозможно абсолютно ровно, по прямой пройти
по земле большое расстояние без географической карты. Держать такое
напряжение, создавать при этом образ неумолимой правильности
исполнения, да ещё при этом помнить дальнейший нотный текст - нет, мне
кажется это выше человеческих сил. И тут ноты - необходимый помощник.
Тогда возник именно художественный образ ровности исполнения, а не
механическая точность как таковая.
Для контраста приведу антипример. Вскоре после `Декабрьских вечеров`
1992 года по радио передали 18-ю сонату Бетховена, вероятно, с
концерта 3.12.1992 г. Исполнение в целом не очень-то удачное. Но хуже
всего для меня оказалась четвёртая часть. Рихтер взял в ней какой-то
неимоверно быстрый темп. Но всё оказалось впустую. Быстрота была чисто
механическая, ничем не интересная. Так мог бы сыграть робот.
Художественный образ быстроты не создался, всё пропало.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 21:06)
концертах Рихтера, `как он это делает`, не понимаю и сейчас...
А если я не понимаю, как, то не понимаю и что...
занимает вопрос о том, как Рихтер что-то делает. Мне важен результат.
И если слушание игры Рихтера наполняет меня чем-то хорошим, то я
доволен, иногда даже счастлив.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 20:59)
основном, подсознательно, конечно) то, что слышу, со своим
представлением, `как надо`...
рихтеровское исполнение, то ни с чем его не сравниваю. У меня внутри
нет никакого своего представления о том, `как надо`. Для меня важно:
понравилось это мне, или нет. И в случаях игры Рихтера довольно часто
бывает, что нравится.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 20:50)
..это определение не содержит - по крайней мере, как я его понимаю и
как это логически естественно понимать - ничего, кроме указания на
наличие некоего идеального варианта исполнения и его реализацию данным
пианистом.
применительно к какому-либо творчеству. В нём слышится что-то
бюрократически-казённое. Некий тупик. И уж если слово ``закрывающее``
идёт как синоним ``идеального варианта`, то я предпочёл бы последнее,
т.к. оно звучит приятнее.
Тема:Владимир Горовиц
(03.12.2011 16:59)
музыканта и публики в духе `заплатили - играй`, по-моему, перепутали
этот процесс с продажей колбасы: я вам, мол, заплатил, так будьде
добры выдать мне мои триста грамм))
дело несколько иное. Независимо от того, хочет исполнитель или нет (а,
может быть, хочет?). публика - всегда соучаствует в исполнении, хотя
бы и косвенно. А настоящее слушание музыки есть процесс безусловно
творческий для слушателя.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 13:19)
известный персонаж метко назвал `закрывающим`)...
...Рихтер как раз за свою жизнь дал много закрывающих
исполнений...
никогда не было `закрывающих` исполнений в буквально смысле этого
слова. Самые сильные, удачные исполнения Рихтера я воспринимаю как
открывающие. Например, Аппассионата 9.06.1960 г. Для меня она начала
жить с того момента, как была исполнена Рихтером в этом концерте.
Представление об этом феноменальном исполнении совсем не мешает
слушать другие записи этой сонаты вновь у Рихтера, либо игру других
музыкантов.
Когда не стало Рихтера, я сначала опасался ходить на концерты других
пианистов, полагая, что их игра может мне заслонить, испортить
впечатления от игры Рихтера. Ничуть не бывало! Мало того, когда я
слушал концерты, скажем, Мержанова, Керера, Слесарева мне казалось,
что Рихтер незримо присутствует тут же, и со мной вместе воспринимает
и оценивает их игру. Замечая слабые моменты в игре пианистов я и
сетовал на это, но и сочувствовал им одновременно.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 12:52)
18/4/1991 - Минск (запись не издана).
Как по мне, его лучшее исполнение этого опуса (из
записанных).
сюиты в концерте 8.05.1991 г. (правда, слышал тогда это произведение
впервые). Во-первых начало, первая часть Сюиты: очень весомо,
внушительно и прочувствованно. Несколько ошеломляющее впечатление.
Затем предпоследняя часть, особенно средний эпизод. Там рояль вдруг
зазвучал как духовой инструмент, как нежная волынка. Я обалдело
слушал, и не мог понять, как это происходит? Ни до, ни после этого я
ничего подобного не слышал. И, наконец, Жига, последняя часть сюиты. Я
пребывал в оцепенении. Что это такое, что происходит? Рихтер играл
очень ровно и с сильным выразительным напряжением. В движении музыки
слышалось что-то неотвратимое, неизбежное. Может быть, неумолимое
движение к катастрофе? Тогда впервые для меня выяснился плюс от игры
по нотам. Было абсолютно ясно: играть ТАК можно только по нотам.
На-память так сыграть невозможно, невозможно это выдержать.
P.S. Этот концерт (насколько помню) происходил в ЦМШ. Люди из
окружения Рихтера, сопровождавшие его на том концерте, жаловались, что
со стороны школы концерт был организован ужасно, отвратительно (в этом
было определённое основание), что они туда больше не придут. А сам
Рихтер был очень доволен этим концертом. Полагаю, это из-за удачи
второго отделения. В нём 4-я Английская сюита, как и 6-я, также была
сыграна на высочайшем уровне.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 12:13)
реальность - какое все это имеет значение? - Ровным счетом
ни-ка-ко-го.
следующее (это было или после концерта 31.12.1981 г., когда Рихтер
сказал: `Теперь я буду играть только по нотам`, или вскоре после
этого). Рихтер сказал ей: `Играю шестую сонату Прокофьева, и вдруг
слышу, что играю на малую секунду выше`. Кое-кто сказал: а мы ничего
такого не слышим, другие восхитились - вот это да! Так просто можно
взять, да и транспонировать сонату Прокофьева в другую тональность?!
По-моему, тут всё абсолютно ясно: Рихтер играл по верным клавишам, но
ему самому вдруг слышалось (из-за расстройства слуха), что рояль
звучит на полтона выше. И ему это страшно мешало.
Тема:Святослав Рихтер
(03.12.2011 02:59)
имеющиеся записи замечательного концерта Рихтера в Минске (18/4/91) -
Английские сюиты Баха №№ 3,4,6...
Большинству знакома старая пластинка Мелодии (14/10/48) с 3-ей
Английской сюитой. Выложенное позднее исполнение заметно отличается.
Хотелось бы услышать отзывы.
Минске 18.04.1991 г., очень искреннее и, вообще говоря, на высоком
градусе. Моментами появляется привкус, что как-будто пианист играет её
впервые для себя, делает для себя открытие. Исполнение 20.05.1991 г. в
зале им. Чайковского (издано на СД) было иным. Там характер отношения
исполнителя к исполняемому в течение всего концерта я бы назвал так:
космическое беспристрастие. Рихтер вообще если играл одну и ту же
программу несколько раз, то всякий раз концертное настроение было
несколько иным. Причём настроение на каждом отдельном концерте было
единым от начала до конца программы. Я даже думаю, что Рихтер наперёд
знал: вот в Минске я сыграю программу так-то, а в Москве вот так, а в
Германии ещё и вот так.