CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: M_I_
Информация о пользователе M_I_ (
не в сети
)
Дата регистрации:
05.11.2011 12:17
Последний визит:
03.11.2012 22:47
Страна:
Россия
Город:
Москва
Пол:
Мужской
Дата рождения:
17.04.1950
Деятельность:
пенсионер
Образование:
высшее
Интересы:
музыка
Любимые композиторы:
Чайковский
Любимые исполнители:
Рихтер, Фуртвенглер
Еще о себе:
Лентяй
Комментарии:
307
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(24.11.2011 21:48)
Совсем недавно, благодаря добрым поклонникам Рихтера, имел возможность
прослушать переданные мне две записи (концертные, любительские) 1993
года исполнения Рихтером 8-ой сонаты Бетховена. Разница между записями
1958 и 1993 годов большая!
Вряд ли нужно описывать запись (студийную, на `Мелодии`) 1958 года,
её, вероятно, все знают. Кто-то из музыкальных писателей хвалил
исполнение третьей части за точность соответствия авторскому замыслу -
никакой излишней драматизации и некоторое оживление лишь в самом
финале.
Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но
удивился изменению 3-ей части. Конечно, вся соната стала как-то шире
(то же было и сонатой Гайдна до минор, декабрь 1991 года, концерт
памяти Д.Н.Журавлёва) и массивнее. Но 3-я часть `разрослась` на
удивление! И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было
сравнить с вольным бегом чистого лесного ручья (с возможными заводями
и водоворотами), то в 1993 году - это колыхание океанских волн у
скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 21:17)
Отличная запись. Безупречное, эталонное исполнение.
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 20:01)
Не знаю, от какого числа эта запись, но исполнение представляется мне
более сильным, чем: 6/2/65 - Прага. Концертный зал им.Сметаны,
выложенное тут рядом Юрием.
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 19:55)
Признаться, эту запись послушал несколько настороженно, имея в памяти
исполнения этой сонаты Рихтером в предыдущие десятилетия. Записи 1965
года исполнены ярче, привлекают внимание, а тут надо спокойно
вслушиваться. И результат разный. В 1992 году рояль, как инструмент,
заметнее, но звучание при этом более симфоничное. Это как-бы малая
симфония. пасторальная по содержанию. Начала первой части очень
застенчивое, а затем настроения дня рожденья, но утром, пока ещё не
пришли гости. И дальше всё раскрывается сдержанно и просто. И опять,
как и в случае с восьмой сонатой оказывается, что исполнение 92 года
содержательнее более ранних исполнений.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:05)
С сайта Святослава Рихтера.
С удовольствием прослушал несколько раз запись Патетической сонаты от
5.06.1947 года, выложенную Юрием:
http://classic-online.ru/ru/production/2893
Сравнил её с известной студийной записью 1959 года (была издана
`Мелодией`).
С учетом того, как мало есть столь ранних записей Рихтера, эта запись
уникальна, чрезвычайно интересна для поклонников Рихтера. В ней
представлен Рихтер действительно «раннего» периода, вернее – конца
этого периода. Типично рихтеровское в ней – размах концепции и
строгость исполнения. А звук несколько как бы колкий, что у Рихтера
вскоре совсем исчезло. Во второй части записи 1947 года слышно
отстукивание ритма, чего совсем нет в записи 1959 года. Исполнение
1947 года более горячее, но запись 1959 года совершеннее в звуковом
отношении, величественнее. Замечательно, что в записи 1947 года есть
характерное для рихтеровской игры свойство увлекательности, и вполне
проявилось то, что отметил Г.Г.Нейгауз: прослушав исполнение хочется
слушать ещё и ещё.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:00)
Приведу здесь несколько прежних моих высказываний об этой записи (с
сайта Святослава Рихтера).
Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993
года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё
главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только
изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это
новая сущность. От прежней интерпретации как будто не осталось и
следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната
исполняется медленнее, проще и значительнее. Появилась новая
образность, какой не было ранее. Судя по исполнению 8-й сонаты
Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не `поздний
период творчества`, это новая эпоха в его творчестве, новый восход
солнца.
Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально
подружила меня с сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно,
ценил за логичность, цельность, стройность формы, за идеальное
исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле уровня
художественного качества она у меня ассоциировалась с `Евгением
Онегиным` Пушкина. Не по протяжённости, конечно, но по тому, что
видно, что авторы того и другого произведений - чрезвычайно
талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение:
более масштабное, симфоничное, более увлекательное, образное. Но!
Молодой автор... исчез.
Да, это открытие. Новая трактовка. По сравнению с известной студийной
записью конца 50-х годов. В новом прочтении нет прежнего беглого
изящества, зато соната стала проще и мощнее. И, в сущности,
человечнее. До неё, как-будто, можно дотронуться рукой. Заранее это
новое прочтение невозможно было предвидеть. Не знаю, какую трактовку
предпочесть (принять `своей`), но готов склониться в пользу трактовки
1993 года.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 18:28)
samlev писал(а):
В этой последней записи иная
динамика - последовательно снят контраст между форте и пьяно, финал
звучит приглушенно и почти трагически. Интересно, эта разница идет от
каких-то внешних причин - акустики зала, настроения, усталости, может
быть, или это новый - более философский, отстраненный от суеты -
взгляд на произведение?
Очевидно, что снятие контраста между
форте и пиано обусловлен в этой записи свойствами записывающего
аппарата. Это диктофон, т.е. аппарат, предназначенный для записи
разговорной речи. Такие аппараты весьма сильно нивелируют реальную
динамику исполняемого произведения.
Сжатие динамического диапазона называется компрессией звука. В
советские годы в радиопередачах иногда компрессия была ужасной.
Доходило до того, что на короткое время форте оказывалось даже тише
пиано той же записи, менялся тембр звучания. В данной записи
компрессия хотя и весьма велика, но по качеству - мягкая, т.е. не
искажает тембр звучания.
Тема:12 прелюдий для фортепиано, 2-я тетрадь (1910-13)
(20.11.2011 19:52)
samlev писал(а):
Дебюсси... его указания
скрупулезны но настолько органичны, что чем больше им подчиняешься,
тем вольней себя чувствуешь.
Сказанное блестяще подтверждает
старинный тезис о том, что `свобода есть осознанная необходимость`. У
Рихтера есть высказывание в том же духе об исполнении Бетховена
(привожу по памяти): каждое динамическое указание у Бетховена - плод
гениального замысла, и следование ему его не сковывает инициативу
исполнителя, а наоборот, развязывает её.
Тема:`Серые облака` (`Nuages gris`) для фортепиано (1881)
(20.11.2011 15:28)
Yuriyauskiev писал(а):
Ну а что пишет Рихтер по
поводу этого замечательного концерта? – «Кёльнская запись
разочаровала.»
Ну, это ещё понять можно. А как истолковать
замечание Рихтера по поводу вновь прослушанной им своей студийной
записи `Симфонических этюдов` 1971 года: `Записи тоже меняются со
временем`??
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:48)
Своеобразная манера исполнения этой сонаты: угловато-пластичная,
сдержанная и при этом свободная. Застенчивая и одновременно открытая.
Не встречал такого раньше.
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:36)
Yuriyauskiev писал(а):
...27/12/81 в ГМИИ
им.Пушкина.
Об этом исполнении кое-что сообщает Рихтер (может
быть, в Дневниках?). Ирина Антонова всегда восхищалась игрой Рихтера,
считая всё игранное верхом совершенства. Рихтер отвечал: но этого не
может быть. Единственное, чем И.Антонова была не вполне довольна - вот
этой самой сонатой Метнера. И Рихтер добавляет: я её тогда,
действительно, не доучил.
О самой сонате Рихтер замечает (в телефильме об этом концерте):
настроение в ней как в картинах Борисрва-Мусатова.
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:25)
musikus писал(а):
Спасибо
Юрию!
Присоединяюсь к этому не только от себя лично, но и от
многочисленных слушателей записей Рихтера, с коими Юрий бескорыстно
делится сокровищами своей необозримой коллекции.
Тема:`Серые облака` (`Nuages gris`) для фортепиано (1881)
(19.11.2011 23:08)
Да, это исполнение превосходит то, что было записано на концерте
Рихтера в БЗК в 50-х годах. Здесь передаётся настроение человека,
созерцающего эти самые облака. Неотрывно и чутко созерцающего.
Настроение смотрящего резонирует с самим видом этих облаков, он их
слышит.
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(19.11.2011 22:52)
Yuriyauskiev писал(а):
По поводу представленной
здесь записи могу высказать сожаление, что она подверглась реставрации
разными фирмами. У меня появилась сделанная с радио во время
трансляции с гораздо лучшим звуком. Это великая музыка в поистине
всеохватывающем исполнении.
Действительно,если сравнить запись,
упомянутую Юрием (отнюдь не высочайшего качества) с той, что выложена
здесь. то получается вот что. Формально - разницы почти никакой. Но
интонационно-психологически всё слышится иначе. В радиотрансляционной
записи начало пьесы воспринимается как искренний рассказ в
скорбно-пессимистическом тоне. А в `фирменной` записи - как угрюмый
отчёт. И далее, там, где в трансляционной записи появляется подъём
настроения, просветление, в `фирменной` записи слышится лишь победная
реляция.
В трансляционной записи есть увлекательное зерно, в `фирменной` -
протокольная сухость.
Тема:`Образы` (Images): 1-я тетрадь, пьесы для фортепиано (1905)
(17.11.2011 21:41)
На этом исполнении 18 сентября 1983 года в БЗК присутствовала
И.Т.Бобровская, основательница детской Школы искусств им. Рихтера на
Каширском шоссе и комнаты- музея Рихтера в этой школе. Потом она
сказала, что ей очень понравились `Отражения в воде`. Она вообще
считала Рихтера музыкальным живописцем. В данном случае её восхитили
не только отражения (на мой взгляд - отражения на колеблющейся
поверхности воды). Он сказала, что Рихтер передаёт в звуках самую
толщу воды. Я полностью с нею согласен.
А `Движение` - это движение в самом себе. Это `Город мастеров` -
кто-то стучит молоточком, кто-то вертит колесо... Всё это живет
интенсивной жизнью, хотя поступательно никуда не движется. Самые
последние звуки пьесы здесь затихают. А на концерте в БЗК, благодаря
великолепной акустике зала, они буквально истаивали. Здесь, в записи
это в полной мере не передалось.
Тема:Скерцо и марш для фортепиано (1851)
(17.11.2011 21:15)
Буквально вчера слушал эту запись на звуконосителе из своей коллекции
- впечатление было лучше. Тут звук несколько утрированный, но всё же
узнаваемый. В целом же, присутствует ярко выраженная театральная
образность исполнения. Ну, буквально ярмарочная, балаганная картина. И
именно картина, а не событие.
Тут и ярмарочные флажки, и группки выпивох, ротозеи, клоуны, кто-то
катается через голову, кто-то щекочет другого, а он взвизгивает...
Широк диапазон образности у Листа: от `Размышления о смерти` и
`Кипарисов виллы д`Эсте` - до этого. Впечатляет!
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(17.11.2011 20:38)
AlexanderCheh писал(а):
По моему убеждению,
Бетховен и Шуберт минимизировали инструментальную (чисто рояльную -
как и чисто симфоническую) специфику музыки...
В чём тут дело? Шуберт сочинял за плохим пианино, Бетховен, даже имея
хороший рояль, не слышал многого чисто физически...
А правда ли,
что Шуман вообще сочинял без инструмента?
Тема:`Годы странствий` - II: Италия (отдельные пьесы)
(13.11.2011 22:19)
Жаль, что никто не выложил `Гондольеру, Канцону и Тарантеллу` в записи
с этого же концерта. Эта запись производит сильное впечатление. На
форуме сайта Рихтера об этом есть следующее.
На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 на
Каширском шоссе слушали запись отделения концерта Рихтера 2 марта 1956
года в БЗК, Лист - пьесы из цикла `Годы странствий`. Закончилось
прослушивание `Гондольерой, Канцоной и Тарантелой`. Один из
слушателей, побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул:
`Как? Он ещё не был в Италии, а так всё точно передал, как будто сам
бы был там!` (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960
году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту,
Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами
автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал
виденное звуками рояля.
Есть известное выражение, понятное любителям географии: `По карте
можно путешествовать так же интересно, как по земле` (от себя добавлю
- надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер
мог `путешествовать` через музыку, записанную нотами, по странам и
эпохам, `заходить в гости` к авторам произведений, в их внутренний
мир. А затем щедро делился `увиденным` со слушателем.
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(12.11.2011 23:42)
AlexanderCheh писал(а):
4) `Долина Обермана`
вообще поразительно насыщена звукописью и даже звукоподражаниями
горному ` акустическому ландшафту `. Она требует вслушивания. А
Рихтер, увы, «диктует»… И запись, на которую я натолкнулся сразу же
после июльского возвращения оттуда, глубоко разочаровала... Не
собираюсь ни с кем полемизировать, но сам-то я в юности вообще не
воспринимал этой пьесы - до первого горного похода…
Полагаю,
Рихтер не имеет в виду дать фотографию этого живописного (или не
очень) места, а передаёт настроение автора пьесы.
Тема:Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота (1925)
(11.11.2011 22:06)
Yuriyauskiev писал(а):
И еще замечу, что 22/5/78
Рихтер нигде не выступал. 20/5 он играл сборную программу - с разными
инструменталистами Брамса и Хиндемита, а сам - Сюиту №2
Генделя.
Эти даты хорошо бы проверить. На моей памяти были
концерты в БЗК с программой: Гендель, Брамс, Хиндемит - 21 и 22 мая.
Незадолго до 20-го был концерт с той же программой в ДК `Москворечье`.
Кто-то упомянул и 20 мая как дату концерта для учащихся и
преподавателей Московской консерватории. Что же точно было в те дни?
Тема:Соната для фортепиано №13 ля мажор (Op.120)
(11.11.2011 21:23)
Yuriyauskiev писал(а):
...хотел процитировать
пианиста Алексей Скавронского (статья в «Советской музыке», №9, 1978).
Он пишет о впечатлениях от концертов 2-го и 3-го мая 78-го года с
шубертовской программой – оба концерта были посвящены 90-летию
Г.Г.Нейгауза.
2 мая меня не покидало ощущение некоей заданности, искусственности
многого, что звучало тогда. Что же служило источником такого ощущения?
Постоянное противопоставление piano - fortissimo - без «середины».
Трогательное, «ранимое» piano, целомудренное, как сам Шуберт,— в
столкновении с суровым, жестоким forte. И так - во всех исполняемых
сочинениях.
И действительно, после шубертиады 3 м»я ощущение заданности куда-то
ушло. Более того, когда я посмотрел после концерта в ноты, то увидел,
что все эти нюансы там есть. Так написал Шуберт, и именно так его
истолковал Рихтер... Поиск обернулся открытием истинного Шуберта!
В трактовке шубертовских произведений было отчетливо заметно желание
Рихтера как бы замедлить вре¬мя. Он обращался с ним с колоссальной
свободой - и потому в каждом сочинении было свое время, то вдруг
остановленное безмерно длящимся piano, то вдруг - словно повернутое
вспять (при закономерном для Рихтера повторе экспозиции в сонатной
форме)...
Я не понял мыль А.Скавронского: то ли он имеет в виду,
что Рихтер по-разному играл Шуберта 2 и 3 мая (2-го плохо, а 3-го
хорошо), то ли что после концерта 3 мая он переосмыслил своё ошибочное
восприятие концерта 2 мая.
Мне показался сильнее концерт 2 мая. Во всяком случае, 18-я соната
Шуберта. Но 2 мая в первой части на самом пике кульминации вышла
досадная помарка. Из-за этого на `Бриллиант классик` фонограмму
составили так: 1-я часть от 3 мая, остальные - от 2-го.
Тема:Песня `Erlkönig` (`Лесной царь`), op. 1
(11.11.2011 21:08)
Прослушал пьесу.
Эта пьеса - как акробатический, эстрадный номер. Лист совсем вытеснил
Шуберта. Жёсткая грозность, имеющаяся в этой пьесе, свойственна Листу,
но совсем отсутствует у оригинального Шуберта. Так и хочется сказать:
`Бедняга Шуберт, что с ним сделали!`
Зачем это играют?
Тема:Скерцо для фортепиано № 3 до-диез минор (1839)
(11.11.2011 20:49)
MargarMast писал(а):
Но если бы там устанавливали
звукозаписывающую аппаратуру в зале - это был бы уже не
Рихтер.
`Что за фантазия?` (С).
Тема:Скерцо для фортепиано № 3 до-диез минор (1839)
(11.11.2011 20:47)
MargarMast писал(а):
А с другой стороны - ведь
Рихтер сам терпеть не мог записи в зале -именно потому их практически
нет, есть любительские.
Что это за басня такая? Что за пассаж?
Тема:Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884)
(11.11.2011 19:27)
musikus писал(а):
Среди поздних записей вообще
довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111
Бетховена).
А вот мне больше всего нравится исполнение Рихтером
111 опуса в 1991 году (27 апреля). Запись на диске с концерта осенью
того же года ценю также очень высоко.
От записи 2-го концерта Сен-Санса получил огромное удовольствие и
храню его в памяти как что-то душевно очень тёплое.
Полонез-фантазия Шопена: лучшая запись на СД именно 1992 года.
Пьесы Грига, записи с концертов 1993 года, - бесценные откровения.
90-е годы - совершенно особый этап в искусстве Рихтера.
1
«...
11
12
...»
13
Наши контакты
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(24.11.2011 21:48)
прослушать переданные мне две записи (концертные, любительские) 1993
года исполнения Рихтером 8-ой сонаты Бетховена. Разница между записями
1958 и 1993 годов большая!
Вряд ли нужно описывать запись (студийную, на `Мелодии`) 1958 года,
её, вероятно, все знают. Кто-то из музыкальных писателей хвалил
исполнение третьей части за точность соответствия авторскому замыслу -
никакой излишней драматизации и некоторое оживление лишь в самом
финале.
Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но
удивился изменению 3-ей части. Конечно, вся соната стала как-то шире
(то же было и сонатой Гайдна до минор, декабрь 1991 года, концерт
памяти Д.Н.Журавлёва) и массивнее. Но 3-я часть `разрослась` на
удивление! И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было
сравнить с вольным бегом чистого лесного ручья (с возможными заводями
и водоворотами), то в 1993 году - это колыхание океанских волн у
скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 21:17)
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 20:01)
более сильным, чем: 6/2/65 - Прага. Концертный зал им.Сметаны,
выложенное тут рядом Юрием.
Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 19:55)
исполнения этой сонаты Рихтером в предыдущие десятилетия. Записи 1965
года исполнены ярче, привлекают внимание, а тут надо спокойно
вслушиваться. И результат разный. В 1992 году рояль, как инструмент,
заметнее, но звучание при этом более симфоничное. Это как-бы малая
симфония. пасторальная по содержанию. Начала первой части очень
застенчивое, а затем настроения дня рожденья, но утром, пока ещё не
пришли гости. И дальше всё раскрывается сдержанно и просто. И опять,
как и в случае с восьмой сонатой оказывается, что исполнение 92 года
содержательнее более ранних исполнений.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:05)
С удовольствием прослушал несколько раз запись Патетической сонаты от
5.06.1947 года, выложенную Юрием:
http://classic-online.ru/ru/production/2893
Сравнил её с известной студийной записью 1959 года (была издана
`Мелодией`).
С учетом того, как мало есть столь ранних записей Рихтера, эта запись
уникальна, чрезвычайно интересна для поклонников Рихтера. В ней
представлен Рихтер действительно «раннего» периода, вернее – конца
этого периода. Типично рихтеровское в ней – размах концепции и
строгость исполнения. А звук несколько как бы колкий, что у Рихтера
вскоре совсем исчезло. Во второй части записи 1947 года слышно
отстукивание ритма, чего совсем нет в записи 1959 года. Исполнение
1947 года более горячее, но запись 1959 года совершеннее в звуковом
отношении, величественнее. Замечательно, что в записи 1947 года есть
характерное для рихтеровской игры свойство увлекательности, и вполне
проявилось то, что отметил Г.Г.Нейгауз: прослушав исполнение хочется
слушать ещё и ещё.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:00)
сайта Святослава Рихтера).
Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993
года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё
главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только
изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это
новая сущность. От прежней интерпретации как будто не осталось и
следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната
исполняется медленнее, проще и значительнее. Появилась новая
образность, какой не было ранее. Судя по исполнению 8-й сонаты
Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не `поздний
период творчества`, это новая эпоха в его творчестве, новый восход
солнца.
Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально
подружила меня с сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно,
ценил за логичность, цельность, стройность формы, за идеальное
исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле уровня
художественного качества она у меня ассоциировалась с `Евгением
Онегиным` Пушкина. Не по протяжённости, конечно, но по тому, что
видно, что авторы того и другого произведений - чрезвычайно
талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение:
более масштабное, симфоничное, более увлекательное, образное. Но!
Молодой автор... исчез.
Да, это открытие. Новая трактовка. По сравнению с известной студийной
записью конца 50-х годов. В новом прочтении нет прежнего беглого
изящества, зато соната стала проще и мощнее. И, в сущности,
человечнее. До неё, как-будто, можно дотронуться рукой. Заранее это
новое прочтение невозможно было предвидеть. Не знаю, какую трактовку
предпочесть (принять `своей`), но готов склониться в пользу трактовки
1993 года.
Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 18:28)
динамика - последовательно снят контраст между форте и пьяно, финал
звучит приглушенно и почти трагически. Интересно, эта разница идет от
каких-то внешних причин - акустики зала, настроения, усталости, может
быть, или это новый - более философский, отстраненный от суеты -
взгляд на произведение?
форте и пиано обусловлен в этой записи свойствами записывающего
аппарата. Это диктофон, т.е. аппарат, предназначенный для записи
разговорной речи. Такие аппараты весьма сильно нивелируют реальную
динамику исполняемого произведения.
Сжатие динамического диапазона называется компрессией звука. В
советские годы в радиопередачах иногда компрессия была ужасной.
Доходило до того, что на короткое время форте оказывалось даже тише
пиано той же записи, менялся тембр звучания. В данной записи
компрессия хотя и весьма велика, но по качеству - мягкая, т.е. не
искажает тембр звучания.
Тема:12 прелюдий для фортепиано, 2-я тетрадь (1910-13)
(20.11.2011 19:52)
скрупулезны но настолько органичны, что чем больше им подчиняешься,
тем вольней себя чувствуешь.
старинный тезис о том, что `свобода есть осознанная необходимость`. У
Рихтера есть высказывание в том же духе об исполнении Бетховена
(привожу по памяти): каждое динамическое указание у Бетховена - плод
гениального замысла, и следование ему его не сковывает инициативу
исполнителя, а наоборот, развязывает её.
Тема:`Серые облака` (`Nuages gris`) для фортепиано (1881)
(20.11.2011 15:28)
поводу этого замечательного концерта? – «Кёльнская запись
разочаровала.»
замечание Рихтера по поводу вновь прослушанной им своей студийной
записи `Симфонических этюдов` 1971 года: `Записи тоже меняются со
временем`??
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:48)
сдержанная и при этом свободная. Застенчивая и одновременно открытая.
Не встречал такого раньше.
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:36)
им.Пушкина.
быть, в Дневниках?). Ирина Антонова всегда восхищалась игрой Рихтера,
считая всё игранное верхом совершенства. Рихтер отвечал: но этого не
может быть. Единственное, чем И.Антонова была не вполне довольна - вот
этой самой сонатой Метнера. И Рихтер добавляет: я её тогда,
действительно, не доучил.
О самой сонате Рихтер замечает (в телефильме об этом концерте):
настроение в ней как в картинах Борисрва-Мусатова.
Тема:`Забытые мотивы`: 1.Соната-воспоминание (Sonata-reminiscenza)
(20.11.2011 11:25)
Юрию!
многочисленных слушателей записей Рихтера, с коими Юрий бескорыстно
делится сокровищами своей необозримой коллекции.
Тема:`Серые облака` (`Nuages gris`) для фортепиано (1881)
(19.11.2011 23:08)
Рихтера в БЗК в 50-х годах. Здесь передаётся настроение человека,
созерцающего эти самые облака. Неотрывно и чутко созерцающего.
Настроение смотрящего резонирует с самим видом этих облаков, он их
слышит.
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(19.11.2011 22:52)
здесь записи могу высказать сожаление, что она подверглась реставрации
разными фирмами. У меня появилась сделанная с радио во время
трансляции с гораздо лучшим звуком. Это великая музыка в поистине
всеохватывающем исполнении.
упомянутую Юрием (отнюдь не высочайшего качества) с той, что выложена
здесь. то получается вот что. Формально - разницы почти никакой. Но
интонационно-психологически всё слышится иначе. В радиотрансляционной
записи начало пьесы воспринимается как искренний рассказ в
скорбно-пессимистическом тоне. А в `фирменной` записи - как угрюмый
отчёт. И далее, там, где в трансляционной записи появляется подъём
настроения, просветление, в `фирменной` записи слышится лишь победная
реляция.
В трансляционной записи есть увлекательное зерно, в `фирменной` -
протокольная сухость.
Тема:`Образы` (Images): 1-я тетрадь, пьесы для фортепиано (1905)
(17.11.2011 21:41)
И.Т.Бобровская, основательница детской Школы искусств им. Рихтера на
Каширском шоссе и комнаты- музея Рихтера в этой школе. Потом она
сказала, что ей очень понравились `Отражения в воде`. Она вообще
считала Рихтера музыкальным живописцем. В данном случае её восхитили
не только отражения (на мой взгляд - отражения на колеблющейся
поверхности воды). Он сказала, что Рихтер передаёт в звуках самую
толщу воды. Я полностью с нею согласен.
А `Движение` - это движение в самом себе. Это `Город мастеров` -
кто-то стучит молоточком, кто-то вертит колесо... Всё это живет
интенсивной жизнью, хотя поступательно никуда не движется. Самые
последние звуки пьесы здесь затихают. А на концерте в БЗК, благодаря
великолепной акустике зала, они буквально истаивали. Здесь, в записи
это в полной мере не передалось.
Тема:Скерцо и марш для фортепиано (1851)
(17.11.2011 21:15)
- впечатление было лучше. Тут звук несколько утрированный, но всё же
узнаваемый. В целом же, присутствует ярко выраженная театральная
образность исполнения. Ну, буквально ярмарочная, балаганная картина. И
именно картина, а не событие.
Тут и ярмарочные флажки, и группки выпивох, ротозеи, клоуны, кто-то
катается через голову, кто-то щекочет другого, а он взвизгивает...
Широк диапазон образности у Листа: от `Размышления о смерти` и
`Кипарисов виллы д`Эсте` - до этого. Впечатляет!
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(17.11.2011 20:38)
Бетховен и Шуберт минимизировали инструментальную (чисто рояльную -
как и чисто симфоническую) специфику музыки...
В чём тут дело? Шуберт сочинял за плохим пианино, Бетховен, даже имея
хороший рояль, не слышал многого чисто физически...
что Шуман вообще сочинял без инструмента?
Тема:`Годы странствий` - II: Италия (отдельные пьесы)
(13.11.2011 22:19)
с этого же концерта. Эта запись производит сильное впечатление. На
форуме сайта Рихтера об этом есть следующее.
На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 на
Каширском шоссе слушали запись отделения концерта Рихтера 2 марта 1956
года в БЗК, Лист - пьесы из цикла `Годы странствий`. Закончилось
прослушивание `Гондольерой, Канцоной и Тарантелой`. Один из
слушателей, побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул:
`Как? Он ещё не был в Италии, а так всё точно передал, как будто сам
бы был там!` (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960
году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту,
Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами
автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал
виденное звуками рояля.
Есть известное выражение, понятное любителям географии: `По карте
можно путешествовать так же интересно, как по земле` (от себя добавлю
- надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер
мог `путешествовать` через музыку, записанную нотами, по странам и
эпохам, `заходить в гости` к авторам произведений, в их внутренний
мир. А затем щедро делился `увиденным` со слушателем.
Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(12.11.2011 23:42)
вообще поразительно насыщена звукописью и даже звукоподражаниями
горному ` акустическому ландшафту `. Она требует вслушивания. А
Рихтер, увы, «диктует»… И запись, на которую я натолкнулся сразу же
после июльского возвращения оттуда, глубоко разочаровала... Не
собираюсь ни с кем полемизировать, но сам-то я в юности вообще не
воспринимал этой пьесы - до первого горного похода…
Рихтер не имеет в виду дать фотографию этого живописного (или не
очень) места, а передаёт настроение автора пьесы.
Тема:Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота (1925)
(11.11.2011 22:06)
Рихтер нигде не выступал. 20/5 он играл сборную программу - с разными
инструменталистами Брамса и Хиндемита, а сам - Сюиту №2
Генделя.
концерты в БЗК с программой: Гендель, Брамс, Хиндемит - 21 и 22 мая.
Незадолго до 20-го был концерт с той же программой в ДК `Москворечье`.
Кто-то упомянул и 20 мая как дату концерта для учащихся и
преподавателей Московской консерватории. Что же точно было в те дни?
Тема:Соната для фортепиано №13 ля мажор (Op.120)
(11.11.2011 21:23)
пианиста Алексей Скавронского (статья в «Советской музыке», №9, 1978).
Он пишет о впечатлениях от концертов 2-го и 3-го мая 78-го года с
шубертовской программой – оба концерта были посвящены 90-летию
Г.Г.Нейгауза.
2 мая меня не покидало ощущение некоей заданности, искусственности
многого, что звучало тогда. Что же служило источником такого ощущения?
Постоянное противопоставление piano - fortissimo - без «середины».
Трогательное, «ранимое» piano, целомудренное, как сам Шуберт,— в
столкновении с суровым, жестоким forte. И так - во всех исполняемых
сочинениях.
И действительно, после шубертиады 3 м»я ощущение заданности куда-то
ушло. Более того, когда я посмотрел после концерта в ноты, то увидел,
что все эти нюансы там есть. Так написал Шуберт, и именно так его
истолковал Рихтер... Поиск обернулся открытием истинного Шуберта!
В трактовке шубертовских произведений было отчетливо заметно желание
Рихтера как бы замедлить вре¬мя. Он обращался с ним с колоссальной
свободой - и потому в каждом сочинении было свое время, то вдруг
остановленное безмерно длящимся piano, то вдруг - словно повернутое
вспять (при закономерном для Рихтера повторе экспозиции в сонатной
форме)...
что Рихтер по-разному играл Шуберта 2 и 3 мая (2-го плохо, а 3-го
хорошо), то ли что после концерта 3 мая он переосмыслил своё ошибочное
восприятие концерта 2 мая.
Мне показался сильнее концерт 2 мая. Во всяком случае, 18-я соната
Шуберта. Но 2 мая в первой части на самом пике кульминации вышла
досадная помарка. Из-за этого на `Бриллиант классик` фонограмму
составили так: 1-я часть от 3 мая, остальные - от 2-го.
Тема:Песня `Erlkönig` (`Лесной царь`), op. 1
(11.11.2011 21:08)
Эта пьеса - как акробатический, эстрадный номер. Лист совсем вытеснил
Шуберта. Жёсткая грозность, имеющаяся в этой пьесе, свойственна Листу,
но совсем отсутствует у оригинального Шуберта. Так и хочется сказать:
`Бедняга Шуберт, что с ним сделали!`
Зачем это играют?
Тема:Скерцо для фортепиано № 3 до-диез минор (1839)
(11.11.2011 20:49)
звукозаписывающую аппаратуру в зале - это был бы уже не
Рихтер.
Тема:Скерцо для фортепиано № 3 до-диез минор (1839)
(11.11.2011 20:47)
Рихтер сам терпеть не мог записи в зале -именно потому их практически
нет, есть любительские.
Тема:Прелюдия, хорал и фуга для фортепиано (1884)
(11.11.2011 19:27)
довольно много неудач (особенно разочаровывают оп. 110-111
Бетховена).
111 опуса в 1991 году (27 апреля). Запись на диске с концерта осенью
того же года ценю также очень высоко.
От записи 2-го концерта Сен-Санса получил огромное удовольствие и
храню его в памяти как что-то душевно очень тёплое.
Полонез-фантазия Шопена: лучшая запись на СД именно 1992 года.
Пьесы Грига, записи с концертов 1993 года, - бесценные откровения.
90-е годы - совершенно особый этап в искусстве Рихтера.