Пользователь: lesovichenko

         
   
Информация о пользователе lesovichenko (не в сети )




   
   


Тема:`Ночь умирает с рассветом`, опера (1983)
(04.02.2018 19:43)
Опубликовано: Художественная культура России: вчера, сегодня, завтра:
региональный аспект. Красноярск. Красноярский государственный институт
искусств, 2017. С. 284-288.
А.М. Лесовиченко
О.Ю. Колпецкая
ОПЕРА «НОЧЬ УМИРАЕТ С РАССВЕТОМ» ВИКТОРА УСОВИЧА
КАК ОБРАЗЕЦ ВОПЛОЩЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
БУРЯТИИ.

Отечественная музыка накопила богатый опыт воплощения тем, связанных
с Октябрьской рево-
люцией и гражданской войной в России. Но чем дальше уходят от нас
события прошлого, тем ярче,
острее высвечиваются новые, еще не исследованные аспекты истории.
Открывшийся доступ к архив-
ным материалам побуждает задуматься над тем, что революция, обнажила
серьезные проблемы вза-
имоотношений между людьми. Документы свидетельствуют, что далеко не
всегда торжествует спра-
ведливость, далеко не всегда поступки борющихся сторон высоко
нравственны. Отсюда разрушенные
идеалы, поломанные судьбы, человеческие трагедии. «Начавшаяся
гражданская война в нашей стране
была самым великим горем и несчастьем для всех граждан России, самой
кровавой гражданской во-
йной в мире. В такой войне, как правило, нет ни победителей, ни
побежденных, нет ни виновных, ни
виноватых, и, наконец, нет правых и не правых» [4, с. 182].
Кстати, уже в 1920-е годы в искусстве были попытки критически
осмыслить происходившие в мо-
лодой Советской республике события. Вспомним, к примеру, Шестую
симфонию Н.Я. Мясковского…
В последующие же десятилетия образы революции и героев гражданской
войны стали для многих
музыкантов объектом воспевания. Естественно, что каждый опыт
преодоления сложившихся представ-
лений, попытка взглянуть на роль Октябрьской революции в истории
советского государства с совре-
менных позиций по-своему ценны и необходимы, ибо расширяют
возможности художественного во-
площения столь важной в искусстве темы.
В связи с вышесказанным хотелось бы привлечь внимание к опере Виктора
Усовича «Ночь умирает
с рассветом», поставленной в 1988 году на сцене Бурятского
государственного академического театра
оперы и балета.
Композитор работал над оперой, постепенно шлифуя материал, в течение
восьми лет – с 1980 по
1988 годы (в основных чертах она была закончена к 1983). В этом
произведении по существу сконцен-
трирован достаточно богатый творческий опыт автора, накопленный как в
музыкально-сценических
жанрах, так и в оркестровых, камерно-инструментальных, вокальных и
хоровых сочинениях.
О том, что В. Усович тяготеет к воплощению серьезных философских
проблем, свидетельствуют
симфоническая поэма «Бурятия» и Третья симфония. Важным
произведением, непосредственно пред-
шествовавшим «Ночи…», стала моноопера по рассказам М. Зощенко
«Скандал в прицепном вагоне»,
где композитор очень тонко, мастерски преломляет пластику речевой
интонации, свободно пользуясь
разнообразными современными выразительными средствами. В результате
такого музыкального во-
площения зощенковская сатира приобретает остроактуальное звучание.
Не была новой для Усовича и тема революции. Еще будучи студентом
Уральской консерватории
им. М.П. Мусоргского, работая над дипломной «Торжественной» симфонией
для баритона и оркестра,
он обратился к роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь», введя
во вторую часть знаменитый
монолог о смысле человеческой жизни. Позднее композитор вновь
использовал текст этого романа в
зонг-опере «Песнь о Корчагине». Революции посвящены и некоторые
другие работы Усовича. Напри-
мер, песня на собственные слова «Шестьдесят», написанная в 1977 году.
Неслучайным представляется
обращение композитора к теме революционных преобразований в Сибири в
таком масштабном сочи-
нении, как опера «Ночь умирает с рассветом». Закономерен, думается, и
нестандартный подход к ней.
В основе либретто лежит одноименный роман забайкальского писателя
Михаила Степанова (1914–
1984) – добропорядочное постфадеевское сочинение, где вполне
традиционно охарактеризованы все
силы, участвующие в революционном обновлении восточно-сибирской
деревни. События оперы, ка-
залось бы, последовательно связаны с сюжетной канвой романа. Те же
персонажи, те же взаимоотно-
шения между ними. Однако композитор и либреттист Е. Школьник трактуют
их по-своему. Выявляя
между отобранными эпизодами романа новые смысловые связи, они создают
весьма отличную от пер-
воисточника трагедийную идейно-художественную концепцию, где моменты
недосказанности, неод-
нозначности в трактовке того или иного персонажа, поступка, углубляют
психологический подтекст, а
самому тексту придают свежее философское обобщение.
«Важнейший структурообразующий фактор в хронотопе трагедии –
трагедийное состояние мира,
характерное для кризисных, переломных периодов мировой истории» [1,
c.27]. Осмысление историче-
ских событий, предпринятое в опере, вносит новые детали в систему
представлений о людях, которые
осуществляли революционные преобразования, и о противоборствующих им
силах. Отношения меж-
ду персонажами, мотивы их поведения как будто заданы извне. Кажется,
что они действуют нередко
против своего желания, подчиняясь неумолимой логике «настоящего
момента». Каждый – и богатый,
и бедный – «несет свой крест».
В центре событий оперы оказывается отъявленный злодей Василий
Коротких. По жестокости и ко-
варству его можно сравнить разве что с леди Макбет. Не часто такие
персонажи появляются на оперной
сцене. Имя главного героя первоначально М. Степанов «вынес даже в
заголовок литературного произ-
ведения, назвав роман «Житие Василия Коротких». Слово «житие»,
конечно, сужало смысл большого
повествования, и заголовок был заменён, но необычный персонаж
остался» [5]. Образ главного героя
не претерпевает эволюции в музыкально-сценическом произведении. Все
черты, ему свойственные, –
беспощадность, хитрость, лицемерие – даны с самого начала, в Прологе.
Он совершает преступления
безотносительно к конкретной ситуации и к конкретным людям. Василий
Коротких одинаково жесток
как по отношению к представителям ненавистной ему советской власти,
так и к ее врагам. Тем не ме-
286 \ Художественная культура России вчера, сегодня, завтра:
региональный аспект
нее, композитор стремится уйти от одноплановой трактовки образа,
психологически усложняет его.
Анализируя поступки героя, он пытается рассмотреть его и как жертву
обстоятельств. Об этом свиде-
тельствуют монологи Василия.
Не случись революция, может быть, был бы Василий, как прежде,
добропорядочным семьянином,
богобоязненным верующим, по-прежнему имел бы крепкое крестьянское
хозяйство и был обычным
заурядным человеком, не приносящим особого вреда людям. Но
обстоятельства оказались сильнее.
Человек стал хуже кровожадного зверя. Действительно, Василий Коротких
до конца, против воли, нес
свой крест, дойдя до логической точки – самоуничтожения. В принципе
он мог и не наложить на себя
руки, представив решать свою судьбу другим (неизвестно как могло бы
все обернуться в этом случае),
но непрерывный поиск своего утерянного места в жизни, на пути к
которому он причинил столько зла
окружающим людям, не мог не привести к такому исходу.
Другие образы также трактуются в опере как жертвы обстоятельств. Если
бы Спиридон не погиб от
руки своего свояка Василия Коротких (Пролог), то наверняка сам бы
покончил со своим родственни-
ком. Не соверши Егор Васин ошибку, помиловав Василия (в тех
обстоятельствах акт великодушия был
именно ошибкой), возможно, его семья выжила, но тогда пришлось бы
принять на себя грех убийства
(1 акт). Впрочем, совершенно очевидно, что для людей, которые
поддерживали советскую власть, как и
для Коротких, застрелить человека – обычное дело. Василий обещает век
молиться о своих спасителях,
но, оставшись один, – бывший семёновец клянется мстить большевикам.
Напомним, «в начале граж-
данской войны на востоке России возникли десятки
противобольшевистских партизанских отрядов.
В дальнейшем одни из них были разбиты или распались, некоторые были
расформированы, а большин-
ство – преобразованы в регулярные подразделения» [7, с. 37]. Так,
например, семёновцами называли
представителей русско-инородческого «Особого Маньчжурского отряда»
есаула Забайкальского войска
Г.М. Семёнова.
Согласно сюжету музыкально-сценического произведения, именно Василий
надоумил использовать
ребенка для поджога только что построенной школы в деревне Густые
Сосны (2 акт, первая картина).
Если бы не Василию, то такая мысль могла бы прийти в голову другому
человеку, врагу новой власти.
Не донеси Василий на попа-расстригу ревкому (2 акт, 2 картина), это
вполне мог сделать и кто-то дру-
гой, случайно увидевший, что в дом священника носят оружие.
Лишь одно деяние, совершенное Василием, можно рассматривать как
искупительную жертву: в
клубке убийств, предательств и подозрений искупление возможно лишь
благодаря рождению нового,
неповинного в преступлениях человека, которым становится сын Василия
и Антониды (дочери дере-
венского священника).
Кстати, жертвами оказываются и те, чьими руками осуществляется
возмездие. Так, на протяжении
оперы серьезные изменения претерпевает характер молодой женщины
Лукерьи. Став председателем
ревкома, она, не задумываясь, арестовывает отца лучшей подруги (2
акт, 2 картина).
Содержательную многоплановость либретто усиливает музыкальное
решение, выпукло очерчивая
образы героев, выявляя подтексты, расставляя психологические акценты.
Определяющее значение в
структуре оперы имеет сцена. Каждая сцена достаточно замкнута, со
своей внутренней драматургией,
но соотношение между отдельными сценами позволяет проследить процесс
становления в опере фор-
мы второго плана. Речь идет о сонатности. Согласно ее принципам,
Пролог оперы можно уподобить
главной партии, первую сцену – побочной. Следующие сцены первого и
второго актов – разработка;
третье действие – реприза: здесь явно замедляется развитие и также
как в начале, соединяются в блок
ряд драматических сцен (разоблачение и суд) и просветленный финал. В
репризе, как и в Прологе,
раскрывается истинная сущность Василия Коротких. Наконец, начало
первого акта и финал третьего
включают массовые сцены. Таким образом, содержащийся в подтексте
композиции сонатный принцип
позволяет В. Усовичу наиболее полно реализовать конфликт
противоборствующих сил, целенаправ-
ленно выстроить музыкальную драматургию.
Важную – централизующую – роль в опере выполняют шесть монологов
Василия Коротких, обра-
зующие некую сквозную линию. Главный персонаж высказывает сокровенные
мысли о себе самом, о
происходящих событиях, дает оценку окружающим. Здесь концентрируются
основные выразительные
средства, способствующие воплощению образа Коротких и обеспечивающие
его узнаваемость в дру-
гих сценах произведения.
Следует отметить, что интонационная палитра оперы достаточно
разнообразна: за каждым персона-
жем закреплен свой музыкальный комплекс. Наряду с этим в
музыкально-сценическом произведении
отчетливо выявлены два лейтмотива – один характеризует Василия,
второй – обобщенно связан с пра-
восудием, которое вершат представители Советской власти. Первый
лейтмотив складывается из двух
нисходящих «сплетенных» терций – вызывает в памяти фигуру креста
барочной музыкальной тради-
ции или средневековую секвенцию Dies Irae. Второй лейтмотив основан
на нисходящем поступенном
движении в объеме уменьшенной кварты (по колориту этот мотив
ассоциируется с темой жрецов из
«Аиды» Дж. Верди). Между лейтмотивами в сущности нет контраста, хотя
символизируют они проти-
воборствующие силы. Тем самым, усугубляется драматизм трактовки
образов и событий.
Как несомненное достоинство оперы В. Усовича необходимо отметить
пластику музыкальной речи
персонажей (думается, прежде всего, вокальное интонирование,
музыкальное озвучивание слова явля-
ется сильной стороной дарования композитора, что можно обнаружить как
в его опере, так и в камерных
вокальных циклах, созданных в разные годы). В результате активного
взаимодействия интонационных
линий, характеризующих тот или иной образ, возникает своего рода
гибкое вокально-речевое поле, где
каждая линия является частью целого, сохраняя определенную
интонационную автономность.
Важным средством характеристики героев является песенность. Причем
композитор обращается
к песне лишь в эпизодах сюжетно оправданных. Так, например, песня
Луши, открывающая первое
действие, выдержана в духе бурятских лирических напевов, что точно
характеризует и настроение
героини, и ее отношение к мужу Дамдину. Плясовая в сцене застолья
кулаков (2 акт, 1 картина) ха-
рактеризует безудержных в своей кабацкой удали мужиков, их
бунтарский, мятежный дух. Наконец,
особенно велико значение песенного материала в массовых сценах: хор
девушек в первом действии,
способствующий созданию лирической атмосферы, и заключительный хор
оперы «Солнце. Восходит
солнце», выражающий надежду людей на будущее.
От вступления до последних тактов партитуры существенная смысловая
нагрузка отведена оркестру.
Именно оркестр обеспечивает единство художественного контекста оперы,
интерпретирует сцениче-
ские ситуации, способствует раскрытию характеров, а иногда воплощает
то, что не в силах выразить
слово. Композитор тщательно прорабатывает гармоническую вертикаль,
мелодико-полифонические
построения, инструментовку. С помощью оркестровых средств он передает
то или иное эмоциональное
состояние героев или вносит существенное дополнение в портрет
персонажа (в частности, с помощью
такого приема, как введение искаженного мотива известной песни
«Соловей, соловей, пташечка», ха-
рактеризуется беспечный Лука), прибегает к красочным
звукоизобразительным эффектам (например,
сцена пурги в Прологе) и т. д. В контексте просветленного
заключительного хора a cappella как внезап-
ный резкий контраст воспринимается оркестровое tutti. Этот тревожный
сигнал словно символизирует
авторский взгляд на будущее героев – далеко не безоблачное…
Как всякая большая и серьезная работа, посвященная столь сложной
исторической теме, опера Вик-
тора Усовича не лишена определенных недочетов. Не все здесь
самостоятельно: в отдельных эпизодах
композитору не удалось избежать «вторичности», преодолеть
гипнотическое воздействие классиков –
Верди, Мусоргского и Шостаковича. Однако представляется важным
подчеркнуть, что создание такой
многозначной, содержательно насыщенной партитуры потребовало большого
напряжения сил, глубо-
кого осмысления избранной темы. Опера заслуживает серьезной оценки не
только в контексте твор-
чества композитора. Произведение Усовича внесло весомый вклад в
освоение музыкальным театром
сибирской темы.
Опера «Ночь умирает с рассветом» В. Усовича вызвала интерес зрителей
и прессы. В целом работа
и композитора и театра оценивалась как серьезная, значительная,
требующая пристального внимания и
доброжелательной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаврилова Л.В. Музыкально-драматическая поэтика С.М. Слонимского
(парадигмы метатекста).
Исследование. – Красноярск, 2003.
2. Культура России XX века в документах и фактах: учебное пособие:
Ч.1. / Красноярский государ-
ственный институт искусств; авт.-сост. О.Ю. Колпецкая, М.В. Холодова.
– Красноярск, 2016.
3. Куницын О.И. Виктор Усович // Композиторы Российской Федерации:
сборник статей / ред.-сост.
В.И. Казенин. Вып.5. – М., 1994. – С.69–94.
4. Мельситов В.В., Сергиенко Н.Л., Лакербай З.К. Гражданская война и
интервенция в России: не-
которые дискуссионные вопросы // Научные труды Кубанского
государственного технологического
университета. – 2016. – № 9. – С. 180–187.
5. Румянцев А. К 100-летию со дня рождения народного писателя Бурятии
М.Н. Степанова // Бу-
ряад унэн. – 2014. – 17 сентября.
6. Степанов М.Н. Ночь умирает с рассветом. – М., 1968.
7. Шулдяков В.А. Атаманщина как феномен гражданской войны на Востоке
России // Вестник
Новосибирского государственного университета. Серия: История,
филология. – 2006. Т. 5. – № 1. –
С. 37-41.
    


Тема:`Ночь умирает с рассветом`, опера (1983)
(04.02.2018 18:59)
Andreewa писал(а):
Опера написано в 83 году, а
книга, по которой написана опера, в 1938г. о гражданской войне, отсюда
и классовая борьба.
Сюжетная схема оперы: Белогвардеец Василий
Коротких скрывается в глухой тайге со своим дружком Спиридоном.
Приходит охотник Генка Васин, рассказывает им о потерянном золотом
месторождении. Спиридон закалывает Генку ножом, а Василий убивает
Спиридона, чтобы не иметь конкурента.
События в избе Васиных. Собирается молодёжь на комсомольскую
сходку. Внезапно появляется отец одной из девушек Антониды -
священник. Требует, а потом просит дочь вернуться домой.Приносят
больного Василия, который признаётся, что был семёновцем, но
утверждает, что не участвовал в зверствах. В следующей картине Василий
уже обогатился намытым золотом. Теперь он живёт в селе и ищет
возможность вредить советской власти. Подговаривает кулака Луку
вложить спички в руки своего полоумного сына, чтобы он сжёг новую
школу. Якобы такое было `видение`. Уходят гости, приходит Антонида,
которую Василий напоил и изнасиловал.
    


Тема:Концерт для четвертитоновой трубы, детского хора и камерного оркестра (2012)
(06.11.2017 18:12)
LAKE писал(а):
Чем, простите, профессор,
любопытен этот опыт?:)
Послушайте целиком парочку макамов. Думаю
будет достаточно, чтобы понять.
    


Тема:Концерт для четвертитоновой трубы, детского хора и камерного оркестра (2012)
(05.11.2017 19:11)
Любопытный опыт синтеза элементов европейского авангарда, арабского
макамата и свободного джаза.
    


Тема:THE GOLDEN VANITY (Золота Тщета) (1966г.)
(04.11.2017 19:46)
Каков стиль обсуждения! Сплошное законопослушание. Поздравляю.
    


Тема:THE GOLDEN VANITY (Золота Тщета) (1966г.)
(04.11.2017 18:00)
Очень странный сюжет для произведения для детей.
    
   
         
Наши контакты