Пользователь: MargarMast

         
   
Информация о пользователе MargarMast (не в сети )




   
   


Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(07.04.2011 03:46)
GeorgeX писал(а):
Плохо знаю Бартока, но мне
кажется, что для его понимания неплохо бы расширить кругозор в области
архаичной музыки, исторического и культурного контекста, венгерской
национальной музыки.

Спасибо, GeorgeХ, за Ваш комментарий. Но всё-таки возникает вопрос -
а почему так привлекательны `Венгерские танцы` Брамса, и танцы Кодали,
и те же `Венгерские напевы` Эшпая - для нас, хотя они все носят очень
национальный характер? К тому же они все написаны в разных стилях, но
во всех чувствуется исконно народная душа и мелодия. Оттуда идёт
энергия, а `Венгерские песни` Бартока у меня никак не пошли.
Вероятно, всё-таки прав г-н musikus - в данном случае язык композитора
настолько своеобычен (во всяком случае, для меня), что нужно начинать
в той последовательности, о которой он сказал. Я пробовала - пока не
очень пошло. Но я не оставлю этого так, потому что я хочу понять и
принять Бартока. Всё-таки, он был явлением. Значит, нужно пока
отложить, а потом вернуться. Знаете, мне кажется, что такой путь -
это открытие для себя не одного композитора, а сразу нескольких.
Потому что, если начнёшь понимать язык Бартока, может быть, ближе
станет ещё кто-нибудь.
    


Тема:Святослав Рихтер
(07.04.2011 03:19)
almorgo1 писал(а):
Музыка зазвучала как-то
внезапно. Это был первый этюд Шопена.
И вдруг я начинаю смущённо понимать, что мне...не нравится!
Очень много силы, очень быстро.Как буд-то насилие над роялем. И он,
рояль, отвечал каким-то истошным звуком.
Странно всё это было.
В фильме, кстати , есть запись Этюда cis Шопена. Помните, снято
сверху, сбоку. Рихтер играет его фантастически быстро. Но, на мой
взгляд, рояль просто не в состоянии полноценно озвучить такой посыл
исполнителя. Особенно тяжёлые звуки левой руки.
Это лишь два эпизода, два размышления
Я прошу прощения, если кого-то задел, но моё субъективное мнение,
никак не отражается на непреходящей ценности творчества Святослава
Рихтера.

Да-да, almorgo 1, Вы знаете - у меня вот сложилось точно такое же
ощущение. Что с экрана дышит такое мощное явление, что ожидаешь чуда
в каждом появлении, при каждом прикосновении к клавишам. И то же
несоответствие ожиданию у меня произошло со 2-м скерцо Шопена. И
именно та же причина - слишком быстрая игра. Скерцо требует времени
для разворота крыльев для полёта. А Святослав Теофилович как будто не
даёт ему времени вздохнуть полной грудью, оглядеться и
продемонстрирвать себя во всём великолепии. А ведь там многое, что
можо сказать. Всё-таки Шопен - не его. Кстати, насчёт названия
фильма - а я бы не стала его переводить, как `Загадка`, я бы так и
оставила название `Энигма` - пусть такого слова нет на русском, пусть
это транскрипция, но оно означает `загадка`, и оно соответствует и
духу фильма, и духу Рихтера. Загадка. Вещь в себе. А почему -
`Рихтер непокорённый` - я не поняла. Ведь он не был в борьбе ни с
кем. Он был в постоянной борьбе только с самим собой. И перед нами
сидел человек, у которого, конечно, всё было позади, это так. Который
по большей части растерял свой колоссальный дар. Но когда он сказал -
`Я себе не нравлюсь. Всё` - а потом уронил голову на руки - и это был
самый щемящий момент фильма - говорил ли он о себе в настоящем? Или
он говорил о себе вообще? О том, что он так редко бывал доволен
собой? Ведь было ясно из фильма, что внешний успех никогда не имел
для него никакоо значения, и самый строгий ценитель своего искусства
был он сам. И, похоже, по большей части он был собой недоволен.
    


Тема:Святослав Рихтер
(06.04.2011 09:38)
Наконец-то удосужилась посмотреть `Энигму` Менсенжона. Не хочется
говорить трафаретные слова, но всё-таки - какое поразительное
сочетание величия и простоты! Какой свет идёт от этого человека, хотя
слова его действительно очень просты. Игра кажется просто
неправдоподобной. Как так получилось - что я жила в одно время с этим
гигантом и никогда не слышала его вживе? Есть вещи в жизни, которые
можно считать безвозвратными потерями. Вот моё неслушанье Рихтера
вживе на концерте можно считать такой безвозвратной потерей. А каким
он был обаятельным человеком, как он любил всё вокруг себя. И эта
любовь возвращалась ему. И при этом - такая требовательность к себе.
Кстати говоря, то, что сказал Гленн Гульд о Рихтере, даже как-то
примиряет меня с его, скажем мягко, пианистической экстравагантностью.
Он сказал, что существуют две категории исполнителей - те, которые
демонстрируют своё взаимотношение с инструментом - такие, как Паганини
и Лист, и ряд других виртуозов, и те, которые минуют всю
инструментальную техническую подоплёку игры и дают возможность
слушателям непосредственно соприкоснуться с музыкой, как её замыслил
композитор, и в первую очередь к таким исполнителям относится
Святослав Рихтер. Гульд чрезвычайно интересно проявил себя в этом
фильме - как мне кажется, именно как истинный аналитик в музыке - то,
что Рихтер совершенно отрицал. Но при этом он поставил Рихтера выше
кого-либо - как коммуникатора, который заставил даже его, Гульда (!)
примириться с Шубертом, который для Гульда органически противопоказан
(его мнение моими словами). А Рихтер сказал, что он первым начал
играть Шуберта в России. И какое противоположное отношение Гульда и
Рихтера к выбору инструмента! Гульд проводил недели, месяцы в поисках
нужного инструмента, забраковывал все подряд, а Рихтер говорил, что он
никогда не выбирает рояль - он играет на том, что у него под рукой. Он
сказал, это - как судьба. Удивительно показательная черта. Фильм
чудный, просто чудный. Спасибо, Юрий, что Вы меня подтолкнули наконец
его посмотреть.
    


Тема:`Понимание основ музыки` и `Как слушать и понимать великую музыку`
(05.04.2011 18:30)
Не знаю, мне лично очень любопытен такой экскурс - он ведь ни в коем
случае не препятствует другому подходу, о котором Вы говорите, г-н
musikus. Я с Вами согласна, что понимание собственно музыки, а не
того, какими средствами она творится - важнее и, может быть,
эмоционально более насыщенно. Но, с другой стороны - разве не
интересно узнать, что стоит за фасадом прекрасного Храма Музыки, какая
работа музыканта, что именно каждый из них туда вкладывает, и через
какие муки проходят музыканты? Да-да, проф. Гринберг рассказывал о
гобоистах именно как о мучениках, рождающих свои мелодии через
собственную глухоту - напряжение барабанных перепонок - и потерю
зрения - поскольку звук извлекается с большим трудом и требует
колоссального напряжение музыканта. Он даже выделил их в отдельную
группу и назвал как-то интересно - я даже не поняла, мне надо ещё раз
послушать - но как людей с определённым психическим складом, которые
идут `черз тернии - к звёздам`, как никакая другая группа духовиков.
Вы знаете, мне повествование проф. Гринберга чем-то напомнило
зюскинский `Контрабас` - конечно, без его литературных ответвлений и
изысков, но, в общем-то, что-то в этом есть. Разве `Контрабас`
Зюскинда - не литературное чудо, с его необыкновенно глубоким
проникновением и в душу контрабасиста, и в душу контрабаса? А без
знания инструмента это невозможно. Ну и потом, любые профессиональные
лекции о музыке, а не впечатления слушателей - у каждого свои, с
крайностью у Казиника, как Вы уже заметили - будут основаны на знании,
а не только на художественном образе. А что касается формы
преподнесения этого знания, у профессора Гринберга она очень
привлекательна. Но мне интересны и другие точки зрения. Пожалуйста,
скажите ещё кто-нибудь - имеет ли смысл продолжать, или большинство
форумчан придерживается точки зрения г-на musikus`a? В таком случае я
буду их слушать в гордом одиночестве и переваривать сама ;).
    


Тема:Классическая и `народная` музыка - непрерывный спектр?
(04.04.2011 03:55)
Vasily_ru писал(а):
Теперь о деле. Однажды по
радио я поймал информацию, что В. Пономарёва, уйдя их Ромэн, нашла в
джазовом пении совершенно новые голосовые краски. Дикие. Превосходящие
Имму Сумак. Услышал образцы, восхитился. А дальше – тишина. Я не
пойму, что происходит в «Ямщик, не гони лошадей». Это вопль В. П.,
сдобренный электроникой? Или чистая электроника? Но это что-то про
это. Помогите разобраться. Василий.


Ну что Вы, Василий, какие могут быть извинения за какую-либо
высказанную мысль. Просто мне показалось, что Ваши замечания могут
быть интересны другим - вот я их и помещаю на форуме, со своими
собственными комментариями. Насчёт новых открытий Пономарёвой в
области джаза ничего не знаю - я и не слежу так за ней. Вообще,
большинство моих впечатлений о российской эстраде - с давних времён.
Я только поняла, что сейчас есть тенденция всё `осовременивать` и
переозвучивать - не знаю, связано ли это действительно с отсутствием
ярких идей и новых течений в `смутные времена`, но меня удивляет это
поголовное опошление мировой классики новыми постановками. Я не
слышала этого клипа Пономарёвой - может быть, она подпала под влияние
современных веяний? Вообще, я думаю, что всё это - признаки
нестабильности обществ как в России, так и на Западе - и, если не
разразится какой-нибудь настоящий катаклизм, всё это должно
устаканится, и классика вернётся в классику, а наряду с этим появится
что-то новое и неожиданное. Я очень на это надеюсь. И тогда `Ямщик,
не гони лошадей` будет петься под гитару без всяких джазовых
прибамбасов, а в `Аиде` Верди Радамес не будет исполнять арию, сидя на
унитазе (эта постановка, по словам Галины Вишневской, была сотворена в
Барселоне).
    


Тема:Классическая и `народная` музыка - непрерывный спектр?
(02.04.2011 23:52)
MargarMast писал(а):
маленькая девочка и
взрослый мужчина могут и должны слышать разные интонации. Девочке
грустно до слёз. А мужчина слышит мужчину – мужественную, даже
героическую личность. Это же ямщик, герой по трудной и опасной
должности. Недаром в ушедшем русском языке был специальный термин для
обозначения «мужества преодолевать опасные дали» - удаль. Удаль
молодецкая – для купцов. А ямщик это еще более серьезная должность.
Государева почта. И если в пути доводится помирать, то думать надо не
о себе, а о продолжении исполнения своих обязанностей через
товарищество. Недаром песня написана в трагическом и героическом
мажоре. Василий.`


Дорогой Василий, всё очень интересно, очень люблю Пономарёву, вообще
неравнодушна к `русским цыганам`. Hо никак не могу согласиться с тем,
что ямщик в `Степи` думает о своей государственной службе. Всё-таки
человек перед смертью вспоминает самое своё дорогое - и уж служба тут
как бы сбоку припёка. Конечно же, думает он о своей горячо любимой
жене, причём думает о её счастье. И потому слёзы-то песня эта может
вызвать не у маленькой девочки, а у вполне взрослой женщины (в том
числе, у меня), потому что эта последняя забота о любимом человеке в
смертный час - удивительный гимн истинной любви, которая, увы, умирает
вместе с ямщиком.
    


Тема:Классическая и `народная` музыка - непрерывный спектр?
(02.04.2011 23:42)
Вот очередное письмо Василия, который почему-то пользуется моей
не-цензурирующей (но вполне цензурной) личной почтой для помещения
своих постов. Ну, ладно, эта форма присутствия на форуме, хоть и
своеобразная, но вполне приемлемая.

`Уважаемая MargarMast, у меня «скучно» и «веселее» не по поводу этой
песни, а про именно то исполнение, которое воспроизводится в указанном
файле. Исполнение компьютерное, только мелодия без намеков на
человеческую интонацию. Поэтому скучно. Конечно, слушая, Вы можете
вспоминать девочку с ее понятной реакцией на эту песню. Но это не
имеет отношения к файлу, в котором не музыка, а схема музыки. Что
такое голая тема, что такое ее обработка средствами полифонии. Я
внимательно слежу, как решается вопрос – непрерывный спектр или нет.
Вопрос сложный. Опять лабиринт терминов и отсутствие таковых. 1962 дал
прекрасную иллюстрацию этих сложностей и неизвестные широкой публике
факты. Я предлагаю добавить в разбор этого вопроса такую трудно
уловимую материю, как интонация. Многое прояснится. Уже в посте 1962
указано на различие интонации деревенских девушек и бабушек. Ощущение
интонации можно получить на материале от Пономаревой Валентины в этом
архиве. «Однозвучно гремит колокольчик». Не совсем интонация русского
романса. Капелька цыганской интонации. Но в интонацию входит довольно
заметная вокализация текста (когда певица захдчет, она выдаст ещё ту
вокализацию). Очень спокойный русский оркестр с долей солирующей
балалайки. При этом и певица, и балалайка делают одинаковые подъемы
мелодии в коде. Это важно, это живописные средства. «Ямщик, не гони
лошадей». Другой голос той же певицы. Другая сценическая речь с
резкими акцентами. Почти не вокализовано, почти мелодекламация. И по
контрасту – скрипка. Не классическая, с большим количеством цыганский
импровизаций (от improve with small details). И вдруг еще контрастней
– резкое завывание голосом. После такой интонации мелодекламация в
финале приобретает совсем иную окраску, интонацию же. Я вижу разрыв
даже в таком узеньком спектральном пространстве двух романсов. Что же
до «Степь, да степь кругом», как ее нормально исполняют, то маленькая
девочка и взрослый мужчина могут и должны слышать разные интонации.
Девочке грустно до слёз. А мужчина слышит мужчину – мужественную, даже
героическую личность. Это же ямщик, герой по трудной и опасной
должности. Недаром в ушедшем русском языке был специальный термин для
обозначения «мужества преодолевать опасные дали» - удаль. Удаль
молодецкая – для купцов. А ямщик это еще более серьезная должность.
Государева почта. И если в пути доводится помирать, то думать надо не
о себе, а о продолжении исполнения своих обязанностей через
товарищество. Недаром песня написана в трагическом и героическом
мажоре. Василий.`
    


Тема:Святослав Рихтер
(02.04.2011 02:11)
Yuriyauskiev писал(а):
Ни Вы, ни я формально не
читали эту книгу, хотя у меня косвенных фактов больше. Но меня
удивляет Ваша настойчивость быть их адвокатом. Вам обязательно нужны
определенные подробности, чтобы лучше понять `феномен Рихтера`?
хотелось бы ошибиться.

Юрий, Вы знаете, меня, честно говоря, несколько удивляет Ваша
позиция. Похоже, что Вы концетрируете своё внимание именно на том, что
хотели бы обойти молчанием. Речь, несомненно идёт о том, что Рихтер
упоминается в книге, как гомосексуал. Даже если и есть это упоминание
- как это умаляет значение Рихтера, как музыканта и личности, я никак
не понимаю? И, главное - опять же, даже если есть упоминание - почему
это превращает сразу книгу в `жёлтую прессу`? Похоже, у Вас какие-то
устаревшие представления о разных наклонностях людей. Мало ли, кто
был гомосексуалом. Среди творческих людей это весьма распространённое
явление - ну и что в этом такого, я никак не могу понять? Это личное
дело каждого. И я абсолютно никого не защищаю - зачем мне кого-то
защищать? Я просто говорю, что не надо нападать на книгу, которую Вы
сами не прочитали. Вы постоянно говорите о том, что она обсуждается
известными людьми, но пока что не привели ни одного сколько-нибудь
весомого примера. Я прочитала большинство отзывов о книге - и её
хвалят. Бот и всё, что я хотела сказать.
    
   
         
Наши контакты