CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: MargarMast
Информация о пользователе MargarMast (
не в сети
)
Дата регистрации:
17.10.2009 02:02
Последний визит:
28.08.2013 07:49
Страна:
США
Город:
Вашингтон
Пол:
Женский
Образование:
кандидат химических наук (физико-химик)
Интересы:
наука, музыка, литература, поэзия, живопись, путешествия, открытие нового и неожиданного
Любимые композиторы:
Шопен, Шуберт, Брамс, Григ, Сен-Санс, Бизе, Сметана (особенно
Любимые исполнители:
Рихтер, Соколов, Маурицио Поллини, Марта Аргерих, Максим Венгеров
Комментарии:
9999
Плейлист:
3
Друзья:
50
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:33)
всё-таки - `ищет какие-то образы`*
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:32)
Интересная мысль насчёт мистического, хотя, как мне кажется, всё-таки
даже и этот термин не отражает в полной мере того, что происходит с
душой, которая отправляется в полёт. Потому что хочется ей видеть
виды невиданные (вот такая тройная тавтология). Хочется ей уйти от
того, к чему привык глаз. Сознание ищет каких-то образов, пытаясь
оттолкнуть от себя картины реального мира. Хотя и говорят, что
Скрябин видел музыку в цвете, но ведь это были наверняка очень сложные
цветовые композиции, которые мы-то уж точно никак не сможем
воспроизвести. Помнится, Владимир Юровский сыграл здесь лигетивские
`Атмосферы` - и он сыграл их так, что там точно хотелось увидеть
огненный столб, уходящий ввысь - так всё было заверчено в вихре
струнных. Но, может, огненный столб - хорош для Лигети, но не подходящ
для Скрябина? И скрябинская мистика - вот его, индивидуальная -
действительно выше религиозного экстаза (`Поэма экстаза`) - но для
того, чтобы постигнуть эту мистику, надо быть самим Скрябиным? Я не
права? И может ли постичь толпа скрябинскую мистику -вопрос. Хотя
лигетивский огненный столб видели многие - это можно было узнать по
отблеску огня в глазах после концерта :). И вот это - замечательное
чувство - когда есть музыкальные со-мыслители. Не знаю, правда, можно
ли это назвать принадлежностью к толпе.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:18)
Интересное письмо получила от Василия:
`В истории были такие, кого называют великими мистиками. Их легко
найти в википедии. В какой-то мере это доступно и нам. Если это
ощущение от тихой церкви, то скажу точно – мистическое чувство выше
религиозного. Религиозное надо взращивать, а мистическое приходит
само. Оно может проявиться совершенно и не в церкви. Меня оно посетило
в мои голодные 12 лет, когда я попал в учебный слесарный цех. Там
вкусно пахло машинным маслом. И в любые годы потом, когда я попадал в
заводской станочный цех. На Вашем форуме я пытался добраться до
понимания музыкального чувства, отталкиваясь от ощущения и понимания
культуры. А можно добираться от мистического чувства причастности к
тому, что происходило веками в музыкальном цехе. Равель посетил завод,
где выплавляли и разливали алюминий. Эта технология его никак не
касалась. Родилось «Болеро». На мистическом чувстве замешано слушанье
музыки в одиночестве, когда пестуешь свою личность. А моя личность –
не только я. Во мне следы многих личностей, и замечательных, и подлых,
из далекого прошлого. На этом же чувстве замешаны мои неожиданные
реакции, когда я слушаю музыку в толпе, и вдруг хочу быть частью
толпы. Да вот, не получается. А порыв бывает.`
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(29.03.2011 00:04)
Спасибо большое, г-н musikus - вот это именно тот `урок слушанья`, о
котором я говорила. Очень важно знать, в какую воду и как вступать,
то бишь, надо брод знать. Я ведь именно так неправильно и начала - с
танцев, а действительно надо было начинать со 2-ого концерта. Теперь
пойду по списку. Между прочим, такой же эффект я заметила с поэзией.
Нужно `попасть в струю`, нужно `впасть` в поэтическое море - того же
Мандельштама, или Пастернака, или Цветаевой - и тогда непростые по
смыслу и форме стихи окажутся просто вливающимися в душу - как музыка.
А осознание смысла может придти позже. Причём, часто оно меняется -
так и с непростыми произведениями. Но сейчас я наслаждаюсь баховским
концертом для клавесина и струнных Nо 1 в ре минор в исполнении
Рихтера - и больше ничего в жизни не надо. Рихтеровский Бах - это
чудо, которое возносит душу куда-то туда. Далеко.
Тема:Скрябин
(28.03.2011 20:46)
musikus писал(а)
:
` Ведь если вы читаете
гениальный роман, а книга - обтрепанная - какая разница?
Согласна насчёт книги, но для непрофессионального уха вытащить
мелодию из шумов подчас нелегко - всё-таки недаром `любительские`
муз-любители гоняются за хорошим качеством звучания, хотя здесь
наблюдаются явные переборы.
Тема:Скрябин
(28.03.2011 17:15)
musikus писал(а)
:
Если бы он не кашлял, было ли
бы это лучше исполнения Рихтера?
Вы меня не поняли, г-н musikus - я имела в виду технически
несовершенные ЗАПИСИ, а не технически несовершенных исполнителей, т.е.
- всякие там шумы и скрипы. Кстати говоря, профессиональным
музыкантaм такие скрипы не мешают. Помнится, мы ставили одну из таких
записей преподавательнице Гнесинки и концертирующей пианистке Марии
Гамбарян, когда она у нас бывала в доме со своей мамой - совершенно
удивительная женщина, прекрасная и внешне и внутренне. Так вот, мы не
могли просто слушать эти записи (не помню уже, что это было), а для
неё не было шумов и тресканья - она слышала чистую мелодию сквозь весь
этот трескучий шум без проблем.
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 12:40)
Вот я уже сделала для себя определённый вывод - Бартока интереснее
слушать концерт - может быть, потому что вообще в концерте в
соответствии с его структурой присутствует `разная` музыка с разными
настроениями, и там легче зацепиться за что-то более близкое себе.
Вот, например, 2-ая часть 2-ого концерта для фортепьано с оркестром
уже задела. Интересно - почитала о концерте и оказалось, что
действительно, есть влияние Стравинского, в частности, `Петрушки` (в
1-ой части). Ну и потом, конечно, абсолютно дьявольски виртуозная
игра Рихтера не может не привлечь внимание. То есть, что я заметила -
когда что-то не ложится сразу на душу, может интересно восприниматься
разумом. Собственно, я, например, и удовольствие от Стравинского
получаю именно головой, а не душой - не знаю, как другие. Всё-таки,
он был великий аналитик, и компоновал всё с большим знанием дела и с
большим участием своего интеллекта - так мне кажется.
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 12:21)
Masherr писал(а): Интересный вопрос... мне кажется, не стоит себя
принуждать слушать музыку, которая не близка. Лучше слушать то, что
проникает в сердце, приносит радость, то что действительно интересно.
Дорогая Masherr, спасибо за отлик. Но ведь мы меняемся, развиваемся,
обогащаемся и т.д. К чему-то мы приходим сразу (например, с
романтиками ни у кого никаких проблем никогда не было), а что-то
требует довольно усиленной работы над собой. Но при этом результат
оказывается благодарнейшим, потому что открываются совершенно новые
горизонты - и в окружающем мире, и в собственной душе. Просто, может
быть, надо учиться слушать того же Бартока с каких-то определённых
вещей - в которых есть перемычка с чем-то уже знакомым. То есть,
должна существовать какая-то культура слушанья. Кто бы этому научил?
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 11:52)
Надо ли, и как, работать над собой для расширения своего музыкального
кругозора
Мне всегда было интересно, насколько надо растягивать и прилаживать
свою душу, чтобы в неё вошло то, что она по-первоначалу не принимает.
Вот в данном случае слушаю 15 венгерских песен Бартока в исполнении
Рихтера. Уверена, что это - гениальное исполнение. Но, похоже -
Барток совершенно не мой композитор. А, может быть, я просто
неправильно его слушаю? Ведь когда-то и Шостакович был не моим
композитором - а потом потряс своим 8-ым квартетом (ну, я не говорю о
его `классических` произведениях типа музыки к `Оводу` и `Гамлету` или
знаменитых 5 и 7 симфониях). Шостаковича хочется слушать бесконечно -
потому что в нём столько всего. Может быть, и в Бартоке много всего,
а я это не слышу? Уж если Рихтер его играет - значит, в нём много
всего, не так ли? Существует же какой-то репер в искусстве. Вот,
например, можно за репер принять вкус Рихтера. Он играет Бартока, а я
его не понимаю. Я не слышу `изюма`. Кто-нибудь, может быть,
объяснит, как нужно слушать Бартока? Вот Стравинского (почему-то
вспоминается Стравинский) слушать всегда интересно - даже если он не
кажется `своим`. А с Бартоком у меня явные проблемы. Скажите, у
кого-нибудь есть такие же вопросы?
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 17:41)
ladunov писал(а)
:
Скрябин не любил, когда его
называли `нерусским`! Отвечал он примерно так: `Неужели нужно писать
вариации на русские народные темы, чтобы быть русским композитором?`.
В 6 и 7 сонатах вы можете услышать колокольный звон. Еще, в 10 сонате
я не слышу никакого космоса. Соната леса. `Вот где настоящее
растворение в природе!`
Дорогой ladunov - разве же кто-нибудь говорит о том, чтобы называть
Скрябина `нерусским`? Вненациональный, мировой и `нерусский` - это же
совершенно разные вещи. Ну вот это-то и интересно - как в нём это
сочеталось, было ли это развитием его творчество, или эти две
совершенно разные линии его духовного начала всё время быкли
параллельными?
Тема:Скрябин
(27.03.2011 06:35)
Слушаю фантастическую игру Рихтера - скрябинские сонаты - запись с
живого концерта. Не знаю, как вам, а мне обычно хочется вставить кляп
в рот всем кашляющим на концерте. Предпочитаю несовершенные записи,
чем вот это безобразное кашлянье в зале, которое мешает просто ужасно.
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 01:30)
Хотя, наверное, я всё-таки недостаточно хорошо знаю Скрябина - слушаю
этюды в исполнении Рихтера - и да, русский, но всё-таки - русская
природа, Левитан, душевное настроение, которое определяется русской
природой. Кстати говоря, Чайковского тоже можно считать во всех его
произведениях `малых форм` тоже экзогенным композитором - вот уж кому
была близка природа. Просто природа `Октября` - это наше, это - то, с
чем мы выросли, это запахи - совсем другие, чем в Европе. Оттого они
нам так и близки.
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 01:19)
Мне кажется, что довольно странно сравнивать Дебюсси и Скрябина. Можно
считать, что Дебюсси был французом с ног до головы (хотя и маленьким,
но очень изящным), истинным импрессионистом, замечательным выразителем
музыкального пленэра. Но разве можно сказать, что Скрябин был истинно
русским композитором? По-моему, он был композитором вненациональным,
вселенским, с идеями внеземного характера, без границ, и уж тем более,
без национальных признаков. Вы меня извините, друзья, я абсолютный
дилетант и, вероятно, рассуждаю поверхностно, без настоящего знания
материала. И From, и г-н musikus могут легко меня устыдить, и уж, тем
более, не согласиться. Но мне всё-таки кажется, что именно в
отсутствии национальных черт и заключается основное отличие Скрябина
от Рахманинова. Такой человек, как Скрябин, с его неповторимым миром
музыкальных образов и идей, мог родиться где угодно. Он действительно
`вне-национальный`, и почему его так мало играют на Западе - это
большой вопрос. Опять же - если я не права, поправьте меня,
пожалуйста. Но уж Скрябин точно не укладывается в рамки русской
церкви, интимного общения с высшим. Он сам - этот Дух, он спорит с
космосом, принадлежа ему. Можно ли было представить Скрябина пишушим
литургию для русской церкви? Вот, только что прочитала: `Основная
творческая идея последнего года жизни Скрябина - создание грандиозной
Мистерии - литургии в формах искусства`:
http://www.marcos-art.ru/term1715.htm. Где же тут что национальное?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(26.03.2011 16:01)
Да, Василий, поняла, что Вы хотели сказать по поводу Елены Ваенги -
она искренна и она вкладывает всю свою душу в то, что делает. А это
всегда будет цениться - даже если жанр, в котором она работает, не
столь нам близок. И она весьма талантлива. Но вообще её записи
вытащили на какие-то молодёжные клипы из ночных клубов - боже, вот уж
действительно - убоже, которое негоже. Бедная, бедная молодёжь.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(26.03.2011 06:06)
Василий, что это за певица? И какая You-Tube`ная запись? Вы меня ею
заинтересовали. Но Вы знаете, я как-то подумала, что всё-таки
слушанье истинной, высшей музыки - это похоже на религиозное
отправление (слово-то какое-то неподходящее для этого дела :(). В
русских церквях (а у меня осталось особое ощущение от русских церквей,
потому что чудная бабушка Наталья, в семье которой я росла, когда была
совсем маленькая - в посёлке Нахабино - тайком от отца таскала меня в
русскую церковь и, как мне кажется, даже меня крестила), так вот, в
русских церквях (в бунинских русских церквях, я имею в виду) человек
остаётся один на один с высшей силой - зовёт ли он её Богом, или
Духом, или Высшим Началом - не имеет значения. Это - момент истины.
Это - когда человек заглядывает в самые глубины своей души и воспаряет
к самым высотам своего сознания. Это - когда он мысленно может
вырваться за пределы своего бренного `я` и ощутить себя частью
бесконечного. Это - удивительное ощущение, которое создаётся тёмным,
сумеречным воздухом небольших русских церквей с их таинственно
мерцающими ликами святых. Я вовсе не религиозный человек. Но в
русских церквях моего детства (а потом и юности) царил дух ушедшей
России, так же, как он царил в удивительном доме-музее Павла Корина -
замечательного русского художника и одного из выдающихся
коллекционеров икон. Я всё это веду к тому, что истинное
соприкосновение с высшим видом искусства - музыкой, с лучшей музыкой -
возможно, видимо, всё-таки только наедине - так же, как в церквях. Вы
знаете, Василий, всё-таки ничто так не показывает различия между
духовными началами русского человека (я опять обращаюсь к бунинской
России - увы, именно её мне и не хватает) и западного, как различие в
церковной атмосфере. Русские церкви предназначены для таких интимных
бесед - ну, может быть, со своей собственной душой, а западные - это
социальные собрания. Это - сообщества. Это - место, где люди
чувствуют плечо друг друга. И это - прекрасно и очень по-человечески,
это добро и хорошо. Только это - совсем другое. Вот так, видимо, и
восприятие музыки - человеком в уединении и на больших открытых
площадках. Вероятно, в каждом из таких способов слушанья есть что-то
своё. В одном вы осознаёте себя как личность, как нечто
индивидуальное, со своим собственным мироощущением, короче - иным,
отличным от других. А в другом вы - часть человечества, один из
собратьев по разуму, которые могут чувствовать так же, как и вы, когда
всё-таки происходит объединение людей на какой-то высокой основе - той
самой объединяющей всех музыке. По-моему, нужно и то, и другое. И
то, и другое является неотъемлемой частью нормальной духовной жизни
любого человека. Так мне кажется. А Вам? И очень интересно было бы
услышать мнение Карины, которая написала такой замечательный пост о
своём восприятии музыки. Как музыканта? Вы музыкант, Карина? Вы так
живо и интересно написали об ощущении собственной игры. Похоже, Ваша
собственная моторика и технические данные никогда не препятствовали
Вам воплотить слышимое в душе. Как я всегда завидовала людям, которые
могли воплотить свои ощущения, в частности - музыкантам, которые имели
возможностьл сыграть слышимое (а ведь некоторые могли слышать что-то
необыкновенное, но не имели возможности это воплотить)! А у меня
ощущение моей собственной музыкальной ограниченности появилось
довольно рано - когда я начала слушать, как играют ученики ЦМШ. Тогда
я поняла (в свои лет 11-12), что я не смогу сыграть так, как они -
никогда. Вообще, конечно, талант, данный человеку - это его крылья.
Чем больше талант, тем больше размах крыльев. Он может подниматься на
них на небывалую высоту. Ему подвластно небо, он смотрит на всё с
высоты птичьего полёта, он видит всё - знаете, как в сметановской `Ma
Vlast`. Талант - это когда музыкант и инструмент - единое целое, когда
они чувствуют друг друга. Когда я наблюдаю игру моей подруги
виолончелистки - а играет она чаще всего с закрытыми глазами, чувствуя
жизнь каждой струны - как это прекрасно. Как будто инструмент дарит
ей себя, он становится действительно совершенно живым существом.
Что-то я очень здорово съехала со своей собственной темы. Но
всё-таки, это всё о музыке. Карина, Вы, кстати, заметили здесь, что
Ваша дочь выбрала в проекте по русскому языку тему Рахманинова. Это
же замечательно - неважно, что уровень сейчас не совсем тот, который
Вы, может быть, хотели. Важен сам факт того, что она тянется к
Рахманинову. У неё всё впереди, да ещё с такой мамой. На меня
действительно очень большое впечатление произвёл Ваш пост о Вашей
игре. Он один из самых интересных на форуме. Расскажите, пожалуйста,
ещё что-нибудь.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(24.03.2011 22:37)
Vasily_ru писал(а): Хозяйке этого личного форума. Если моя заявка на
обсуждение Вашей темы окажется не ко двору, то я никому не смогу
навредить. Вы как модератор не пропустите этот текст на форум. И все
дела. Желаю успехов Вашей теме.
Уважаемый Василий - начну с конца. Во-первых, принципом данного
форума (и моим тоже) является предоставление слова всем желающим -
только если слова будут не широко употребляемые в литературном языке -
посты будут удаляться. Несмотря на обильные языковые поиски, я ничего
такого в Ваших постах не заметила ). Должна признаться сразу - в
отличие от втравленных мною в дискуссию форумчан, я посмотрела только
первый клип. Дело дальше не пошло - потому что у меня зародилась тема,
и я её захотела немедленно воплотить. Вот, в этом и сказалась
поспешность - потому что, наверное, я смогла бы ответить на вопрос о
попсовости `класс-культуры`, когда дело заходит о массах, сама. Кстати
говоря, `класс-культура` - от сокращения `классическая` - мне просто
хотелось создать словесный гибрид `массовой классической` культуры
(понимая под `классической культурой` всё, что когда-то входило в
более-менее классическое образование). Создать гибрид и узнать, может
ли он существовать - без попсовости. Вероятно, пример с этими (не
просмотренными мною) клипами, может быть, не самый удачный. Потому
что есть замечательные фестивали на открытом воздухе, собирающие
тысячные толпы народа - и никакой такой попсовости на них не
наблюдается. Или - наблюдается? Вот это был бы интересный вопрос.
Всё-таки - можно ли сохранить уровень исполнения при массовости
слушателя? Можно ли слушать концерты на открытом воздухе и при этом
всё-таки ощущать себя в том самом храме? Когда никто не посмеет
развернуть конфетную бумажку
по соседству? Или это - в принципе невозможная мечта? Когда люди `в
массовом порядке` станут интеллигентными и потянуться к прекрасному?
Утопия? Или всё-таки такие концерты - путь к воспитанию массового
слушателя? Или, по крайней мере, продвижение его по этому пути? Мне
интересны ваши точки зрения, уважаемые форумчане. Или же Достоевский
- идеалист, и красота не спасёт мир? Кстати говоря, вот только что в
память жертвам в Японии передали Адажио Сэмюила Барбэра по Sirius`y -
и как по-другому оно прозвучало! Оно всегда звучит так, что хочется
его слушать, но с таким предисловием оно прозвучало особенно. И я
уверена, что если бы его сыграли на таком массовом концерте - люди
встали бы. И помянули бы всех погибших, стоя молча под эту музыку.
Потому что в такие минуты даже самые злостные шуршатели конфетными
обёртками проникаются. И музыка им помогает возвыситься над конфетным
миром с его обёртками (ака - мишурой) - согласитесь, друзья? Так,
может быть, начать новую тему - Музыка, как объединяющая основа?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(22.03.2011 04:32)
А, вот между прочим, мы и прошли к тому, с чего начали - получается,
что без разбавления, или принижения, или опошления, или уродования
(это не синонимы, а определения, идущие по нисходящей) приблизить
классику к `народу` невозможно? Каково ваше мнение, уважаемые
музыкальные профессионалы (включая сюда профессиональных слушателей)?
Получается, что дирижёр либо идёт на поводу у толпы, либо это такой
дирижёр, который по уровню ей соответствует - так ли это? А
высокопрофессиональный дирижёр даже, может, до неё и не снизойдёт,
потому что, по его мнению - если слушатели могут быть тронуты таким
исполненим `Ave Maria` - зачем же выкладываться? Зачем какие-то
нюансы, когда публика к ним будет глуха? Ну, чисто теоретически
рассуждая - любой профессиональный исполнитель хочет, чтобы уровень
его игры оценили по достоинству. А если публика просто неспособна это
оценить - зачем же тогда для неё играть? Вот и получается, что лучшие
оркестры играют для `избранных`, а толпа получает совсем не то
качество исполнения - на том и воспитывается. Прямо в точности - как
`народ достоин своего правительства`, так и `слушатели достойны своих
музыкантов`. Так ли это, по-вашему?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(18.03.2011 05:40)
Вот - к вопросу о популярности произведения и привлечении публики
смесью известного и неизвестного. Побывала на концерте Эшенбаха,
который соединил 23-й концерт Моцарта и Лирическую симфонию Александра
Землинского (семь песен на стихи Рабиндраната Тагора). 23-й концерт
прозвучал просто как домашнее исполнение, несмотря на моё любимое
adagio - наверное, именно из-за заигранности и затасканности. Эшенбах
дирижировал, сидя за роялем - прямо, как Моцарт. Но это не помогло.
Но Землинский меня просто потряс! Как оркестр играл - с такой свежей
силой, с таким богатством красок! А какая музыка - просто чудо! Я не
знаю, может быть, я совершенно ничего не понимаю в музыке, но,
по-моему, это ничуть не хуже Малера - знатоки, скажите, так ли это?
Сколько тем, чувств, чувственности, какой дуэт виолончели и скрипки -
такое переплетение их гибких тел (ну, в конце концов, это Индия, могу
сказать), как нежно виолончель обвивает своим голосом скрипку - это же
чудо, что такое! Пожалуйста, скажите, знатоки - у меня неверное
мнение об этой вещи?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 20:31)
Прошу прощения, друзья, я попала в переплёт - и прошу прощения у
Incognito - я была совершенно права, заподозрив там мужскую руку. Но
вы знаете, меня смущает тот факт, что мы все прячемся под никами,
которые даже не дают возможность определить принадлежность к полу. Это
не означает, что мы должны вводить сюда какие-то особые отношения
между форумчанами, но не знать, как обращаться к коллеге по
`музыкособеседованию` - г-жа или г-н - это, согласитесь, странно.
Кстати, заметила за собой - мне было приятно признавать, что женщина
пишет мужским почерком, и неприятно признавать, что я приняла мужчину
за женщину. Как вы думаете - всё-таки живы в нас предрассудки, а? Я
сама, значит, не очень-то высокого мнения о своих сёстрах по разуму.
Печально это.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 04:02)
Дорогая Incognito - кстати, если Вы где-то не упомянули бы, никогда не
догадалась бы, что Вы - женщина. У вас замечательный мужской стиль
письма. Я вовсе не сексистка, но, что уж тут попишешь. Вы прекрасно
сказали насчёт заштампованности и заигранности многих прозведений.
Собственно говоря, в Вене даже поднимался вопрос о том, что венцы и
приезжие совершенно объелись Моцартом во время празднования его
250-летнего юбилея. Вообще говоря, у меня создалось впечатление, что
в Вене все оркестры исполняют ислючительно Моцарта, Бетховена и
Иоганна Штрауса. Всё. На этом их репертуар заканчивается. А
поскольку на каждом углу стоит Моцарт и продаёт билеты на свои
концерты, под конец пребывания в Вене начинаешь от моцартов
шарахаться. Так что, я с Вами совершенно согласна. И, главное, я
никак не могу понять эту тенденцию оркестров - играть один и тот же
репертуар. Неужели им самим это не надоедает, неужели им не хочется
вкусить чего-то новенького? Похоже, что эти шаблоны диктуются
экономическии соображениями, поскольку известно, что на 5-й концерт
Бетховена публика пойдёт, а на скрипичный концерт Берга может и не
пойти. Получается такой замкнутый круг - публика привыкает слушать
определённую музыку, а оркестры продолжают её играть. Где же выход?
Только разве сочетать известное и неизвестное. А уж что касается
классики, `льющейся` из сотовых телефонов - ну что тут можно поделать?
Когда мы только приехали в Штаты, и я услышала, как используется ария
Кармен в каких-то рекламных роликах женского белья, я просто была в
полном шоке. А потом ничего - привыкла, и арию Кармен слушаю не с
меньшим удовольствием. На эти плевела просто не надо обращать
внимания, поскольку пошлости в этом мире предостаточно. И, главное,
чтобы дети окунались в мир настоящего - тогда и для них тоже всё это
пиликанье в мире масс-культуры будет неслышным фоном. Так что, я
всё-таки оптимист. Многое зависит от родителей.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 00:19)
gross, а Вы подождите, это у них пройдёт. Они вернутся к классике -
вот увидите.
Тема:Уровень музыкального невежества
(15.03.2011 00:12)
Уважаемый г-н musikus, этот Ваш рассказ удивительно приникновенный.
Если бы все так любили музыку, как Вы! Неудивительно, что Вы являетсь
одним из самых знающих и понимающих меломанов на этом форуме.
Тема:Уровень музыкального невежества
(15.03.2011 00:09)
Ву знаете, Donnie, то, что Вы сказали, замечательно, но всё-таки (если
уж приводить гастрономические ассоциации) - при всей Вашей любви,
положим, к русской кухне, Вам не хочется попробовать какую-нибудь
другую? Причём, часто блюда можно не распробовать с первого раза, а
потом они войдут в Ваш рацион, и без них Вам чего-нибудь не будет
хватать. Так и с Шостаковичем. Или с любым другим композитором,
который поначалу Вам кажется `не своим`. Со временем Вы можете
полюбить его сильнее, чем, например, Ваши юношеские предпочтения. Тем
более, что, по мере того, как человек развивается, его духовный
рацион расширяется. Мне как раз кажется, что если я чего-то не
понимаю - это действительно мой недостаток, потому что я что-то
упускаю важное в жизни, и надо поработать над собой, чтобы это важное
вошло в мою жизнь. Я, конечно, сейчас говорю о настоящем, признанном
искусстве.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(14.03.2011 19:36)
А сколько сыновьям лет? Попробуйте найти для них фильм по рок-опере
`Иисус-Христос - суперстар`. Очень зависит от склонностей, но, мне
кажется, подросткам, и особенно мальчишкам, нужен зрительный ряд, тем
более, что именно эта музыка быть близка им сейчас. Хотя г-н musikus
против такой формы, но для того, чтобы заинтересовать юное поколение,
им действительно надо сначала давать нечто удобоваримое. Я скоро
выложу линки на YouTube`ные записи известного в Европе украинского
пианиста Алексея Ботвинова - просто мне надо будт создать отдельную
страницу для него. Вот он привлекает молодёжь именно выступлениями на
открытых площадках, сопровождая свои выступления зрительным рядом.
Очень интересно. Им может понравиться.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(14.03.2011 11:17)
Ну, насчёт расхолаживания я бы не сказала, а вот то, что народ
перестаёт понимать, что хорошо, а что плохо, где замечательное
исполнение, а где халтура - это точно.
1
«...
395
396
...»
400
Наши контакты
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:33)
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:32)
даже и этот термин не отражает в полной мере того, что происходит с
душой, которая отправляется в полёт. Потому что хочется ей видеть
виды невиданные (вот такая тройная тавтология). Хочется ей уйти от
того, к чему привык глаз. Сознание ищет каких-то образов, пытаясь
оттолкнуть от себя картины реального мира. Хотя и говорят, что
Скрябин видел музыку в цвете, но ведь это были наверняка очень сложные
цветовые композиции, которые мы-то уж точно никак не сможем
воспроизвести. Помнится, Владимир Юровский сыграл здесь лигетивские
`Атмосферы` - и он сыграл их так, что там точно хотелось увидеть
огненный столб, уходящий ввысь - так всё было заверчено в вихре
струнных. Но, может, огненный столб - хорош для Лигети, но не подходящ
для Скрябина? И скрябинская мистика - вот его, индивидуальная -
действительно выше религиозного экстаза (`Поэма экстаза`) - но для
того, чтобы постигнуть эту мистику, надо быть самим Скрябиным? Я не
права? И может ли постичь толпа скрябинскую мистику -вопрос. Хотя
лигетивский огненный столб видели многие - это можно было узнать по
отблеску огня в глазах после концерта :). И вот это - замечательное
чувство - когда есть музыкальные со-мыслители. Не знаю, правда, можно
ли это назвать принадлежностью к толпе.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(29.03.2011 04:18)
`В истории были такие, кого называют великими мистиками. Их легко
найти в википедии. В какой-то мере это доступно и нам. Если это
ощущение от тихой церкви, то скажу точно – мистическое чувство выше
религиозного. Религиозное надо взращивать, а мистическое приходит
само. Оно может проявиться совершенно и не в церкви. Меня оно посетило
в мои голодные 12 лет, когда я попал в учебный слесарный цех. Там
вкусно пахло машинным маслом. И в любые годы потом, когда я попадал в
заводской станочный цех. На Вашем форуме я пытался добраться до
понимания музыкального чувства, отталкиваясь от ощущения и понимания
культуры. А можно добираться от мистического чувства причастности к
тому, что происходило веками в музыкальном цехе. Равель посетил завод,
где выплавляли и разливали алюминий. Эта технология его никак не
касалась. Родилось «Болеро». На мистическом чувстве замешано слушанье
музыки в одиночестве, когда пестуешь свою личность. А моя личность –
не только я. Во мне следы многих личностей, и замечательных, и подлых,
из далекого прошлого. На этом же чувстве замешаны мои неожиданные
реакции, когда я слушаю музыку в толпе, и вдруг хочу быть частью
толпы. Да вот, не получается. А порыв бывает.`
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(29.03.2011 00:04)
котором я говорила. Очень важно знать, в какую воду и как вступать,
то бишь, надо брод знать. Я ведь именно так неправильно и начала - с
танцев, а действительно надо было начинать со 2-ого концерта. Теперь
пойду по списку. Между прочим, такой же эффект я заметила с поэзией.
Нужно `попасть в струю`, нужно `впасть` в поэтическое море - того же
Мандельштама, или Пастернака, или Цветаевой - и тогда непростые по
смыслу и форме стихи окажутся просто вливающимися в душу - как музыка.
А осознание смысла может придти позже. Причём, часто оно меняется -
так и с непростыми произведениями. Но сейчас я наслаждаюсь баховским
концертом для клавесина и струнных Nо 1 в ре минор в исполнении
Рихтера - и больше ничего в жизни не надо. Рихтеровский Бах - это
чудо, которое возносит душу куда-то туда. Далеко.
Тема:Скрябин
(28.03.2011 20:46)
гениальный роман, а книга - обтрепанная - какая разница?
Согласна насчёт книги, но для непрофессионального уха вытащить
мелодию из шумов подчас нелегко - всё-таки недаром `любительские`
муз-любители гоняются за хорошим качеством звучания, хотя здесь
наблюдаются явные переборы.
Тема:Скрябин
(28.03.2011 17:15)
бы это лучше исполнения Рихтера?
Вы меня не поняли, г-н musikus - я имела в виду технически
несовершенные ЗАПИСИ, а не технически несовершенных исполнителей, т.е.
- всякие там шумы и скрипы. Кстати говоря, профессиональным
музыкантaм такие скрипы не мешают. Помнится, мы ставили одну из таких
записей преподавательнице Гнесинки и концертирующей пианистке Марии
Гамбарян, когда она у нас бывала в доме со своей мамой - совершенно
удивительная женщина, прекрасная и внешне и внутренне. Так вот, мы не
могли просто слушать эти записи (не помню уже, что это было), а для
неё не было шумов и тресканья - она слышала чистую мелодию сквозь весь
этот трескучий шум без проблем.
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 12:40)
слушать концерт - может быть, потому что вообще в концерте в
соответствии с его структурой присутствует `разная` музыка с разными
настроениями, и там легче зацепиться за что-то более близкое себе.
Вот, например, 2-ая часть 2-ого концерта для фортепьано с оркестром
уже задела. Интересно - почитала о концерте и оказалось, что
действительно, есть влияние Стравинского, в частности, `Петрушки` (в
1-ой части). Ну и потом, конечно, абсолютно дьявольски виртуозная
игра Рихтера не может не привлечь внимание. То есть, что я заметила -
когда что-то не ложится сразу на душу, может интересно восприниматься
разумом. Собственно, я, например, и удовольствие от Стравинского
получаю именно головой, а не душой - не знаю, как другие. Всё-таки,
он был великий аналитик, и компоновал всё с большим знанием дела и с
большим участием своего интеллекта - так мне кажется.
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 12:21)
принуждать слушать музыку, которая не близка. Лучше слушать то, что
проникает в сердце, приносит радость, то что действительно интересно.
Дорогая Masherr, спасибо за отлик. Но ведь мы меняемся, развиваемся,
обогащаемся и т.д. К чему-то мы приходим сразу (например, с
романтиками ни у кого никаких проблем никогда не было), а что-то
требует довольно усиленной работы над собой. Но при этом результат
оказывается благодарнейшим, потому что открываются совершенно новые
горизонты - и в окружающем мире, и в собственной душе. Просто, может
быть, надо учиться слушать того же Бартока с каких-то определённых
вещей - в которых есть перемычка с чем-то уже знакомым. То есть,
должна существовать какая-то культура слушанья. Кто бы этому научил?
Тема:Границы души и музыкальные резонансы
(28.03.2011 11:52)
кругозора
Мне всегда было интересно, насколько надо растягивать и прилаживать
свою душу, чтобы в неё вошло то, что она по-первоначалу не принимает.
Вот в данном случае слушаю 15 венгерских песен Бартока в исполнении
Рихтера. Уверена, что это - гениальное исполнение. Но, похоже -
Барток совершенно не мой композитор. А, может быть, я просто
неправильно его слушаю? Ведь когда-то и Шостакович был не моим
композитором - а потом потряс своим 8-ым квартетом (ну, я не говорю о
его `классических` произведениях типа музыки к `Оводу` и `Гамлету` или
знаменитых 5 и 7 симфониях). Шостаковича хочется слушать бесконечно -
потому что в нём столько всего. Может быть, и в Бартоке много всего,
а я это не слышу? Уж если Рихтер его играет - значит, в нём много
всего, не так ли? Существует же какой-то репер в искусстве. Вот,
например, можно за репер принять вкус Рихтера. Он играет Бартока, а я
его не понимаю. Я не слышу `изюма`. Кто-нибудь, может быть,
объяснит, как нужно слушать Бартока? Вот Стравинского (почему-то
вспоминается Стравинский) слушать всегда интересно - даже если он не
кажется `своим`. А с Бартоком у меня явные проблемы. Скажите, у
кого-нибудь есть такие же вопросы?
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 17:41)
называли `нерусским`! Отвечал он примерно так: `Неужели нужно писать
вариации на русские народные темы, чтобы быть русским композитором?`.
В 6 и 7 сонатах вы можете услышать колокольный звон. Еще, в 10 сонате
я не слышу никакого космоса. Соната леса. `Вот где настоящее
растворение в природе!`
Дорогой ladunov - разве же кто-нибудь говорит о том, чтобы называть
Скрябина `нерусским`? Вненациональный, мировой и `нерусский` - это же
совершенно разные вещи. Ну вот это-то и интересно - как в нём это
сочеталось, было ли это развитием его творчество, или эти две
совершенно разные линии его духовного начала всё время быкли
параллельными?
Тема:Скрябин
(27.03.2011 06:35)
живого концерта. Не знаю, как вам, а мне обычно хочется вставить кляп
в рот всем кашляющим на концерте. Предпочитаю несовершенные записи,
чем вот это безобразное кашлянье в зале, которое мешает просто ужасно.
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 01:30)
этюды в исполнении Рихтера - и да, русский, но всё-таки - русская
природа, Левитан, душевное настроение, которое определяется русской
природой. Кстати говоря, Чайковского тоже можно считать во всех его
произведениях `малых форм` тоже экзогенным композитором - вот уж кому
была близка природа. Просто природа `Октября` - это наше, это - то, с
чем мы выросли, это запахи - совсем другие, чем в Европе. Оттого они
нам так и близки.
Тема:Русская музыка эндогенна
(27.03.2011 01:19)
считать, что Дебюсси был французом с ног до головы (хотя и маленьким,
но очень изящным), истинным импрессионистом, замечательным выразителем
музыкального пленэра. Но разве можно сказать, что Скрябин был истинно
русским композитором? По-моему, он был композитором вненациональным,
вселенским, с идеями внеземного характера, без границ, и уж тем более,
без национальных признаков. Вы меня извините, друзья, я абсолютный
дилетант и, вероятно, рассуждаю поверхностно, без настоящего знания
материала. И From, и г-н musikus могут легко меня устыдить, и уж, тем
более, не согласиться. Но мне всё-таки кажется, что именно в
отсутствии национальных черт и заключается основное отличие Скрябина
от Рахманинова. Такой человек, как Скрябин, с его неповторимым миром
музыкальных образов и идей, мог родиться где угодно. Он действительно
`вне-национальный`, и почему его так мало играют на Западе - это
большой вопрос. Опять же - если я не права, поправьте меня,
пожалуйста. Но уж Скрябин точно не укладывается в рамки русской
церкви, интимного общения с высшим. Он сам - этот Дух, он спорит с
космосом, принадлежа ему. Можно ли было представить Скрябина пишушим
литургию для русской церкви? Вот, только что прочитала: `Основная
творческая идея последнего года жизни Скрябина - создание грандиозной
Мистерии - литургии в формах искусства`:
http://www.marcos-art.ru/term1715.htm. Где же тут что национальное?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(26.03.2011 16:01)
она искренна и она вкладывает всю свою душу в то, что делает. А это
всегда будет цениться - даже если жанр, в котором она работает, не
столь нам близок. И она весьма талантлива. Но вообще её записи
вытащили на какие-то молодёжные клипы из ночных клубов - боже, вот уж
действительно - убоже, которое негоже. Бедная, бедная молодёжь.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(26.03.2011 06:06)
заинтересовали. Но Вы знаете, я как-то подумала, что всё-таки
слушанье истинной, высшей музыки - это похоже на религиозное
отправление (слово-то какое-то неподходящее для этого дела :(). В
русских церквях (а у меня осталось особое ощущение от русских церквей,
потому что чудная бабушка Наталья, в семье которой я росла, когда была
совсем маленькая - в посёлке Нахабино - тайком от отца таскала меня в
русскую церковь и, как мне кажется, даже меня крестила), так вот, в
русских церквях (в бунинских русских церквях, я имею в виду) человек
остаётся один на один с высшей силой - зовёт ли он её Богом, или
Духом, или Высшим Началом - не имеет значения. Это - момент истины.
Это - когда человек заглядывает в самые глубины своей души и воспаряет
к самым высотам своего сознания. Это - когда он мысленно может
вырваться за пределы своего бренного `я` и ощутить себя частью
бесконечного. Это - удивительное ощущение, которое создаётся тёмным,
сумеречным воздухом небольших русских церквей с их таинственно
мерцающими ликами святых. Я вовсе не религиозный человек. Но в
русских церквях моего детства (а потом и юности) царил дух ушедшей
России, так же, как он царил в удивительном доме-музее Павла Корина -
замечательного русского художника и одного из выдающихся
коллекционеров икон. Я всё это веду к тому, что истинное
соприкосновение с высшим видом искусства - музыкой, с лучшей музыкой -
возможно, видимо, всё-таки только наедине - так же, как в церквях. Вы
знаете, Василий, всё-таки ничто так не показывает различия между
духовными началами русского человека (я опять обращаюсь к бунинской
России - увы, именно её мне и не хватает) и западного, как различие в
церковной атмосфере. Русские церкви предназначены для таких интимных
бесед - ну, может быть, со своей собственной душой, а западные - это
социальные собрания. Это - сообщества. Это - место, где люди
чувствуют плечо друг друга. И это - прекрасно и очень по-человечески,
это добро и хорошо. Только это - совсем другое. Вот так, видимо, и
восприятие музыки - человеком в уединении и на больших открытых
площадках. Вероятно, в каждом из таких способов слушанья есть что-то
своё. В одном вы осознаёте себя как личность, как нечто
индивидуальное, со своим собственным мироощущением, короче - иным,
отличным от других. А в другом вы - часть человечества, один из
собратьев по разуму, которые могут чувствовать так же, как и вы, когда
всё-таки происходит объединение людей на какой-то высокой основе - той
самой объединяющей всех музыке. По-моему, нужно и то, и другое. И
то, и другое является неотъемлемой частью нормальной духовной жизни
любого человека. Так мне кажется. А Вам? И очень интересно было бы
услышать мнение Карины, которая написала такой замечательный пост о
своём восприятии музыки. Как музыканта? Вы музыкант, Карина? Вы так
живо и интересно написали об ощущении собственной игры. Похоже, Ваша
собственная моторика и технические данные никогда не препятствовали
Вам воплотить слышимое в душе. Как я всегда завидовала людям, которые
могли воплотить свои ощущения, в частности - музыкантам, которые имели
возможностьл сыграть слышимое (а ведь некоторые могли слышать что-то
необыкновенное, но не имели возможности это воплотить)! А у меня
ощущение моей собственной музыкальной ограниченности появилось
довольно рано - когда я начала слушать, как играют ученики ЦМШ. Тогда
я поняла (в свои лет 11-12), что я не смогу сыграть так, как они -
никогда. Вообще, конечно, талант, данный человеку - это его крылья.
Чем больше талант, тем больше размах крыльев. Он может подниматься на
них на небывалую высоту. Ему подвластно небо, он смотрит на всё с
высоты птичьего полёта, он видит всё - знаете, как в сметановской `Ma
Vlast`. Талант - это когда музыкант и инструмент - единое целое, когда
они чувствуют друг друга. Когда я наблюдаю игру моей подруги
виолончелистки - а играет она чаще всего с закрытыми глазами, чувствуя
жизнь каждой струны - как это прекрасно. Как будто инструмент дарит
ей себя, он становится действительно совершенно живым существом.
Что-то я очень здорово съехала со своей собственной темы. Но
всё-таки, это всё о музыке. Карина, Вы, кстати, заметили здесь, что
Ваша дочь выбрала в проекте по русскому языку тему Рахманинова. Это
же замечательно - неважно, что уровень сейчас не совсем тот, который
Вы, может быть, хотели. Важен сам факт того, что она тянется к
Рахманинову. У неё всё впереди, да ещё с такой мамой. На меня
действительно очень большое впечатление произвёл Ваш пост о Вашей
игре. Он один из самых интересных на форуме. Расскажите, пожалуйста,
ещё что-нибудь.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(24.03.2011 22:37)
обсуждение Вашей темы окажется не ко двору, то я никому не смогу
навредить. Вы как модератор не пропустите этот текст на форум. И все
дела. Желаю успехов Вашей теме.
Уважаемый Василий - начну с конца. Во-первых, принципом данного
форума (и моим тоже) является предоставление слова всем желающим -
только если слова будут не широко употребляемые в литературном языке -
посты будут удаляться. Несмотря на обильные языковые поиски, я ничего
такого в Ваших постах не заметила ). Должна признаться сразу - в
отличие от втравленных мною в дискуссию форумчан, я посмотрела только
первый клип. Дело дальше не пошло - потому что у меня зародилась тема,
и я её захотела немедленно воплотить. Вот, в этом и сказалась
поспешность - потому что, наверное, я смогла бы ответить на вопрос о
попсовости `класс-культуры`, когда дело заходит о массах, сама. Кстати
говоря, `класс-культура` - от сокращения `классическая` - мне просто
хотелось создать словесный гибрид `массовой классической` культуры
(понимая под `классической культурой` всё, что когда-то входило в
более-менее классическое образование). Создать гибрид и узнать, может
ли он существовать - без попсовости. Вероятно, пример с этими (не
просмотренными мною) клипами, может быть, не самый удачный. Потому
что есть замечательные фестивали на открытом воздухе, собирающие
тысячные толпы народа - и никакой такой попсовости на них не
наблюдается. Или - наблюдается? Вот это был бы интересный вопрос.
Всё-таки - можно ли сохранить уровень исполнения при массовости
слушателя? Можно ли слушать концерты на открытом воздухе и при этом
всё-таки ощущать себя в том самом храме? Когда никто не посмеет
развернуть конфетную бумажку
по соседству? Или это - в принципе невозможная мечта? Когда люди `в
массовом порядке` станут интеллигентными и потянуться к прекрасному?
Утопия? Или всё-таки такие концерты - путь к воспитанию массового
слушателя? Или, по крайней мере, продвижение его по этому пути? Мне
интересны ваши точки зрения, уважаемые форумчане. Или же Достоевский
- идеалист, и красота не спасёт мир? Кстати говоря, вот только что в
память жертвам в Японии передали Адажио Сэмюила Барбэра по Sirius`y -
и как по-другому оно прозвучало! Оно всегда звучит так, что хочется
его слушать, но с таким предисловием оно прозвучало особенно. И я
уверена, что если бы его сыграли на таком массовом концерте - люди
встали бы. И помянули бы всех погибших, стоя молча под эту музыку.
Потому что в такие минуты даже самые злостные шуршатели конфетными
обёртками проникаются. И музыка им помогает возвыситься над конфетным
миром с его обёртками (ака - мишурой) - согласитесь, друзья? Так,
может быть, начать новую тему - Музыка, как объединяющая основа?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(22.03.2011 04:32)
что без разбавления, или принижения, или опошления, или уродования
(это не синонимы, а определения, идущие по нисходящей) приблизить
классику к `народу` невозможно? Каково ваше мнение, уважаемые
музыкальные профессионалы (включая сюда профессиональных слушателей)?
Получается, что дирижёр либо идёт на поводу у толпы, либо это такой
дирижёр, который по уровню ей соответствует - так ли это? А
высокопрофессиональный дирижёр даже, может, до неё и не снизойдёт,
потому что, по его мнению - если слушатели могут быть тронуты таким
исполненим `Ave Maria` - зачем же выкладываться? Зачем какие-то
нюансы, когда публика к ним будет глуха? Ну, чисто теоретически
рассуждая - любой профессиональный исполнитель хочет, чтобы уровень
его игры оценили по достоинству. А если публика просто неспособна это
оценить - зачем же тогда для неё играть? Вот и получается, что лучшие
оркестры играют для `избранных`, а толпа получает совсем не то
качество исполнения - на том и воспитывается. Прямо в точности - как
`народ достоин своего правительства`, так и `слушатели достойны своих
музыкантов`. Так ли это, по-вашему?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(18.03.2011 05:40)
смесью известного и неизвестного. Побывала на концерте Эшенбаха,
который соединил 23-й концерт Моцарта и Лирическую симфонию Александра
Землинского (семь песен на стихи Рабиндраната Тагора). 23-й концерт
прозвучал просто как домашнее исполнение, несмотря на моё любимое
adagio - наверное, именно из-за заигранности и затасканности. Эшенбах
дирижировал, сидя за роялем - прямо, как Моцарт. Но это не помогло.
Но Землинский меня просто потряс! Как оркестр играл - с такой свежей
силой, с таким богатством красок! А какая музыка - просто чудо! Я не
знаю, может быть, я совершенно ничего не понимаю в музыке, но,
по-моему, это ничуть не хуже Малера - знатоки, скажите, так ли это?
Сколько тем, чувств, чувственности, какой дуэт виолончели и скрипки -
такое переплетение их гибких тел (ну, в конце концов, это Индия, могу
сказать), как нежно виолончель обвивает своим голосом скрипку - это же
чудо, что такое! Пожалуйста, скажите, знатоки - у меня неверное
мнение об этой вещи?
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 20:31)
Incognito - я была совершенно права, заподозрив там мужскую руку. Но
вы знаете, меня смущает тот факт, что мы все прячемся под никами,
которые даже не дают возможность определить принадлежность к полу. Это
не означает, что мы должны вводить сюда какие-то особые отношения
между форумчанами, но не знать, как обращаться к коллеге по
`музыкособеседованию` - г-жа или г-н - это, согласитесь, странно.
Кстати, заметила за собой - мне было приятно признавать, что женщина
пишет мужским почерком, и неприятно признавать, что я приняла мужчину
за женщину. Как вы думаете - всё-таки живы в нас предрассудки, а? Я
сама, значит, не очень-то высокого мнения о своих сёстрах по разуму.
Печально это.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 04:02)
догадалась бы, что Вы - женщина. У вас замечательный мужской стиль
письма. Я вовсе не сексистка, но, что уж тут попишешь. Вы прекрасно
сказали насчёт заштампованности и заигранности многих прозведений.
Собственно говоря, в Вене даже поднимался вопрос о том, что венцы и
приезжие совершенно объелись Моцартом во время празднования его
250-летнего юбилея. Вообще говоря, у меня создалось впечатление, что
в Вене все оркестры исполняют ислючительно Моцарта, Бетховена и
Иоганна Штрауса. Всё. На этом их репертуар заканчивается. А
поскольку на каждом углу стоит Моцарт и продаёт билеты на свои
концерты, под конец пребывания в Вене начинаешь от моцартов
шарахаться. Так что, я с Вами совершенно согласна. И, главное, я
никак не могу понять эту тенденцию оркестров - играть один и тот же
репертуар. Неужели им самим это не надоедает, неужели им не хочется
вкусить чего-то новенького? Похоже, что эти шаблоны диктуются
экономическии соображениями, поскольку известно, что на 5-й концерт
Бетховена публика пойдёт, а на скрипичный концерт Берга может и не
пойти. Получается такой замкнутый круг - публика привыкает слушать
определённую музыку, а оркестры продолжают её играть. Где же выход?
Только разве сочетать известное и неизвестное. А уж что касается
классики, `льющейся` из сотовых телефонов - ну что тут можно поделать?
Когда мы только приехали в Штаты, и я услышала, как используется ария
Кармен в каких-то рекламных роликах женского белья, я просто была в
полном шоке. А потом ничего - привыкла, и арию Кармен слушаю не с
меньшим удовольствием. На эти плевела просто не надо обращать
внимания, поскольку пошлости в этом мире предостаточно. И, главное,
чтобы дети окунались в мир настоящего - тогда и для них тоже всё это
пиликанье в мире масс-культуры будет неслышным фоном. Так что, я
всё-таки оптимист. Многое зависит от родителей.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(15.03.2011 00:19)
вот увидите.
Тема:Уровень музыкального невежества
(15.03.2011 00:12)
Если бы все так любили музыку, как Вы! Неудивительно, что Вы являетсь
одним из самых знающих и понимающих меломанов на этом форуме.
Тема:Уровень музыкального невежества
(15.03.2011 00:09)
уж приводить гастрономические ассоциации) - при всей Вашей любви,
положим, к русской кухне, Вам не хочется попробовать какую-нибудь
другую? Причём, часто блюда можно не распробовать с первого раза, а
потом они войдут в Ваш рацион, и без них Вам чего-нибудь не будет
хватать. Так и с Шостаковичем. Или с любым другим композитором,
который поначалу Вам кажется `не своим`. Со временем Вы можете
полюбить его сильнее, чем, например, Ваши юношеские предпочтения. Тем
более, что, по мере того, как человек развивается, его духовный
рацион расширяется. Мне как раз кажется, что если я чего-то не
понимаю - это действительно мой недостаток, потому что я что-то
упускаю важное в жизни, и надо поработать над собой, чтобы это важное
вошло в мою жизнь. Я, конечно, сейчас говорю о настоящем, признанном
искусстве.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(14.03.2011 19:36)
`Иисус-Христос - суперстар`. Очень зависит от склонностей, но, мне
кажется, подросткам, и особенно мальчишкам, нужен зрительный ряд, тем
более, что именно эта музыка быть близка им сейчас. Хотя г-н musikus
против такой формы, но для того, чтобы заинтересовать юное поколение,
им действительно надо сначала давать нечто удобоваримое. Я скоро
выложу линки на YouTube`ные записи известного в Европе украинского
пианиста Алексея Ботвинова - просто мне надо будт создать отдельную
страницу для него. Вот он привлекает молодёжь именно выступлениями на
открытых площадках, сопровождая свои выступления зрительным рядом.
Очень интересно. Им может понравиться.
Тема:К вопросу о массовой `класс-культуре`
(14.03.2011 11:17)
перестаёт понимать, что хорошо, а что плохо, где замечательное
исполнение, а где халтура - это точно.