Пользователь: MargarMast

         
   
Информация о пользователе MargarMast (не в сети )




   
   


Тема:Д. Д. Шостакович
(20.11.2010 00:09)
Вы знаете, hamerkop, вот слушаю сейчас Шостаковича подряд - из того,
что есть на Классике - т.е., хватит до кпонца жизни - и понимаю, что
он был чрезвычайно непростой и скрытный человек. Можно ли сказать,
что он действительно был советским человеком? Да и что такое само
понятие "советский человек" - верящий в идеалы социализма? По-моему,
как мне кажется, Шостакович был человеком аполитичным - пока его не
прижали и не поставили в каком-то смысле на службу власти. Он хотел
писать музыку. Он не хотел иметь ничего общего ни с какой властью. Он
был слишком талантлив для этого и слишком творческой личностью. Но
время заставило его откликаться на то, что происходило вокруг и
наложило несомненно трагическую печать на многие его произведения.
Мне кажется, что человек, просто лично "обиженный" властью, не
поднимется до высочайшего драматизма 8-ого квартета. Да и вообще, он
слишком крупномасштабная личность, чтобы в его музыке отражались
личные обиды. Так мне, во всяком случае, кажется. Собираю музыкальный
материал для подкрепления своей позиции :).
    


Тема:Д. Д. Шостакович
(19.11.2010 02:55)
Вы знаете, hamerkop, я не увидела здесь никакой иронии. Не думаю, что
Дм.Дм. хоть как-то руководствовался словами Долматовского о Сталине.
Он действительно любил Россию и народ. В светлой части, как мне
кажется, он искренно хотел радоваться своей мечте о той Родине,
которой у него не было - это была как бы мечта о несуществующей
Родине, где всё должно было бы быть хорошо, светло и празднично. А
вот насчёт суховея и одинокой берёзки - не знаю, можно, конечно,
усмотреть и в словах Долматовского, и в музыке Шостаковича некую
подоплёку - о живительном дожде. Уж больно страстно это всё звучит, с
некоторым даже отчаяньем. "Хлеба просили ребята, влаги просили поля"
- это не о Голодоморе? "Дети мои, не плачьте, вырастите большими,
землю переиначьте" - можно, конечно, считать, что это надежда на
будущее поколение, которое что-то изменит в обществе. Долматовский
ведь тоже был не дурак. Вообще, это многослойное такое сочинение.
Действительно гениальное. Последний кусок - да, я согласна, это -
гремящая ирония по поводу "простых советских людей", о которых не
забудет Сталин. Собственно, всё обрамляется этими бравурными частями
- начало и конец, а суть-то - в середине. Так мне кажется.
    


Тема:Д. Д. Шостакович
(18.11.2010 14:47)
Дорогой и замечательный Николай! Я даже не знаю, радоваться мне или
печалиться, что новое думающее поколение России проникнуто таким
патриотизмом. Всегда замечательно, когда граждане страны - патриоты.
Но беда-то в том, что всё-таки они должны хорошо знать и понимать
историю своей страны, и исходя уже из этого отделять то, чем можно
гордиться, от того, что не должно ни в коем случае повториться. Ваше
очень образное восприятие скрипичного концерта Шостаковича в чём-то
утешительно для россиянина. То, что творили немцы в России, не
поддаётся никакому описанию. Я услышала только кусочек показаний
свидетелей на Нюрнбергском процессе в рекламе фильма о нём на канале
Культура и поняла, что я этот фильм просто не смогу смотреть. Но для
Шостаковича, как и для всех людей, война закончилась - вероятно, даже
не в 45-м, а в 44-ом году. Она была потрясением для всех. Но для
большого художника важно не столько прошлое, сколько настоящее. А
настоящим был 47-48 год. Ждановщина. Гонение на интеллигенцию.
Ощущение тюрьмы для творческого духа, да и просто для любого
интеллигентного человека. Первая часть - это мечущаяся фигурка на
фоне бесконечной серой стены, за пределы которой невозможно попасть.
Концерт, в отличие от Вас, у меня не на слуху. Мне надо было бы
послушать его ещё раз, чтобы вспомнить все мои ассоциации. Но они
были очень тяжёлыми. И моим общим впечатлением было то, что
композитор рассказал о гнетущем времени, в котором он жил в тот
момент. Может быть, он и начал писать концерт в 45-м - но ведь никто
же не знает, каким был первоначальный замысел, правда? Но вообще,
Николай, пожалуйста - почитайте "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург,
"Колымские рассказы" Шаламова, 2-х томник Надежды Мандельштам,
воспоминания о жизни и гибели гениального Николая Вавилова - Вам
вполне хватит этого чтения, чтобы понять, что ужас войны - это, к
сожалению, не единственный ужас, который может случиться с целым
народом. Это очень многое для Вас прояснит. Хотя читать будет очень
тяжело - это я Вам точно могу сказать.
    


Тема:Д. Д. Шостакович
(18.11.2010 08:48)
Я просто хочу сказать, что, как мне кажется, в отличие от русских
композиторов 19 века, которые либо действительно выражали весьма
патриотичные чувства, как Глинка, либо обращались к историческим
драмам, как Мусоргский (выявляя таким образом мощь своего характера),
или были глубоко личностными творцами, как Чайковский, - в отличие от
них русские композиторы 20 века либо вынуждены были писать "по заказу
партии", скрывая свои истинные настроения и замыслы, либо писать в
стол, либо, как Шостакович, завуалированно или открыто протестовать
против режима - никакого "приятия объективной исторической реальности
строя" я, честно говоря, тут не вижу. Очень жаль, что у меня нет
времени перевести эту замечательную статью о фильме Лэрри Вайнстайна -
там действительно много говорится и о книге Волкова, и о мотивах
провала "Леди Макбет Мценского уезда" на премьере 36-ого года
(например, что "Сталин покинул театр перед началом 3-ого акта, быть
может, потому, что в опере чувствовался пульс независимой жизни,
спонтанная витальность, отчаянная преданность любви поверх всех
обязанностей и долга [перевожу сейчас дословно], и её Политически
Некорректная эмоциональная аутентичность"), ну и т.д. Много
интересного и по поводу 4-й, и по поводу 7-й симфоний.
    


Тема:Д. Д. Шостакович
(18.11.2010 07:17)
Дорогой hamerkop, разрешите вернуться ка Вашему замечанию: "Наши
великие композиторы были патриотами своего Отечества, а царивший
в нём строй принимали как объективную историческую реальность." Мне
кажется, что здесь всё очень неоднозначно. Конечно, они были
патриотами Отечества - но какого Отечества? Имеете ли Вы в виду
Россию или чудовищный сталинский репрессивный режим? Да и раньше было
не лучше. Несомненно влияние времени на творения композитора - вряд
ли Шостакович написал бы свой глубоко драматичный скрипичный концерт
No.1, в котором явно показана полная загнанность интеллигента в рамках
режима, если бы это не были сталинские времена. Вообще, драматизм
музыки Шостаковича наполнен именно тем временем, в котором он творил -
и, как мне кажется, он был в чём-то сломленным и глубоко несчастным
человеком, которому приходилось идти на сделку со своей творческой
совестью, чтобы выжить.
    


Тема:Д. Д. Шостакович
(17.11.2010 18:55)
ksena, не знаю надсчёт г-на muzikusa, но я лично ни в чём Вас не
пытаюсь убедить. Вы вообще мне, извините за откровенность,
малоинтересны. И всё-таки, поработайте над своим словарём хотя бы
немного. Ну нельзя же, в самом деле, чтобы он приближался к таковому
у Эллочки Людоедки (а Вы хоть знаете, о ком я говорю?).

Уважаемый Игорь, на этот раз я Вас полностью поддерживаю -
(относительно Шостаковича). Нашла очень интересный линк - это по
поводу фильма Лэрри Вэйнстайна (как раз того, который сделал "Тридцать
два коротких фильма о Гленне Гульде") - "Военные симфонии" Шостакович
против Сталина" http://www.siue.edu/~aho/musov/warsym.html

Чрезвычайно интересный документ, рассказывающий о фильме (я ещё не
успела прочитать целиком сама), о книге Волкова, со ссылкой на книгу
Дмитрия Феофанова "Пересмотренный Шостакович" - Вы о ней что-нибудь
слышали?

Г-н vbm1 = BMW 00-00, я, пожалуй, за каждое неумное замечание буду
давать Вам знак минус, тем более, что у Вас с вербализацией Ваших
мыслей есть некоторая проблема за отсутствием последних.
    


Тема:Концерт для органа, литавр и струнных соль минор (1938)
(16.11.2010 04:05)
Daniil, а Вам завидую, что Вы слушали этот концерт вживую. Это должно
было произвести неизгладимое впечатление. Он же поднимает все вопросы
бытия. Это как многомерное пространство, в котором есть пересечение
внутреннего мира человека, всех вечных вопросов человеческого бытия, и
Вселенной вне этого мира. Удивительны переходы из одного мира в
другой. Знаете, это соло органа - просто как связующие светящиеся
переходы между двумя мирами. Несомненно, здесь есть ярко выраженная
библейская тематика - я-то человек нерелигиозный в традиционном смысле
этого слова, но звук органа, как звук "гласа Божия", призывающего,
вопрощающего, требующего ответа - слышен на протяжении всего концерта.
Насколько, однако, отличается внутренне сосредоточенное исполнение
Саймона Престона - временами просто разговор человека с самим собой,
уединение (пока его не настигает "голос свыше"), от исполнения
Мари-Клер Ален - такого энергичного, протестующего. Но мне показалось,
что энергетика как-то смазывает часто красоту нюансов, тонких
переходов - совершенно как в жизни. Энергичные люди (мы знаем
некоторых таких на этом сайте) - несутся вперёд, не замечая некоторых
тонкостей по пути. А ведь в них-то, в тонкостях, и есть вся соль
жизни.

А вообще, это просто фантастическая красота.
    


Тема:Симфония №6 си минор `Патетическая` (1893)
(12.11.2010 00:31)
Дорогой hamerkop, мне всегда очень интересно Ваше мнение. Неужели
наши мнения сейчас настолько разошлись? Я никак не могу поверить в то,
что Вы считаете такую интерпретацию 6-й гениальной. Я не знаю, может
быть для каждого человека какая-то определённая интерпретация
оказывается настолько близкой его душе, что он как бы отметает все
остальные, но вот эта была просто режущая. Ведь сквозь всю 6-ую,
несмотря на все эти перепады от грусти ухода до глубочайшего трагизма
-идёт светлая мелодия преображения. Не хочется употреблять избитые
выражения, но, действительно, это - мелодия очищения души. Этого у
Аббадо нет совсем. Ведь на неё как-то всё вяжется. Не знаю. Может
быть, он что-то другое гениально инерпретировал, но, по-моему, 6-ая -
это как репер для дирижёра в отношении Чайковского. Мне кажется,
Аббадо больше подошёл бы "Манфред".
    
   
         
Наши контакты