Пользователь: aleks91801

         
   
Информация о пользователе aleks91801 (не в сети )




   
   


Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 18:50)
oriani писал(а):
Моё восприятие Шостаковича очень
созвучно с тем, о чём писала Юдина.

``Шостакович истинно велик. Но вечно быть с ним в печали, тревоге,
муке, потрясении -- не есть единственный метод искусства и мышления.
Он очень устал... Но я его люблю, чту, и ничего нехвалебного о нём не
скажу... а лучше -- промолчу...``

Вот это вот ``очень устал`, да.

Гилельс гениальный здесь.
Он не устал. Он неизменно слышал то,
`чему названья нет`, то, что мы простодушно называем борьбой зла и
добра, от сосредоточенных мыслей о которой, мы довольно быстро устаем
и не желаем быть с этим `в печали, тревоге, муке, потрясении`. Устала
сама Юдина от мыслей Шостаковича, и устает от откровений Шостаковича
именно слушатель, но не композитор.
В той же реплике-рассуждении Юдина, если не ошибаюсь, говорит о том,
что Шостакович бывает и светел, и такие его проявления подобны
шумано-шубертовским интонациям.
    


Тема:Соната для фортепиано №2 cи минор (1943)
(26.01.2022 11:35)
Странно то, что соната повсюду датируется 1942 годом.
В письме Соллертинскому из Куйбышева от 19.02.1943 Шостакович пишет:
`За время болезни я сочинил первую часть сонаты для рояля. Приступаю
ко второй. Как видишь, работаю. Лёва /Оборин - вставка моя/ вчера
первую часть похвалил и предложил вымарать лишнюю страницу, что я и
сделал`. И уже 14 марта 1943 Шостакович пишет: `Я страдаю графоманией.
Написал почти всю фортепианную сонату...`.
Очевидно, что она закончена в 1943 году и в этом же году впервые
исполнена автором в Куйбышеве.

Насчет `смертельного ужаса` соглашусь с предыдущим постом Anonymous.
Никакого смертельного ужаса во время написания сонаты у ДДДШ не
наблюдалось. Разве только в переписке с Соллертинским он непрестанно
жалуется на тяжелую болезнь, но это и понятно - брюшной тиф, который
композитор перенес в эвакуации в Куйбышеве, заболевание из разряда `не
дай бог никому`. В остальном - обычная деловая переписка.
Кстати, где-точитал, что сам ДДШ относился к этой сонате с долей
скепсиса, называя её чем-то вроде импровизационной забавы, но точноне
вспомню.
    


Тема:Симфония № 3 ми-бемоль мажор `Героическая` (1803-04)
(20.01.2022 00:08)
Anonymous писал(а):
...
А по поводу симфонии не зря после премьеры писали, что произведение
слишком длинное и высидеть - мучение для почтенной публики. Я думаю,
если бы дирижёр хотя бы временами пританцовывал или ещё что делал
интересного, то было бы эффектнее.
...
Дело в том, что темы этой Симфонии нельзя изложить
конспективно.
Здесь довольно сложный процесс возникает, который трудно пояснить в
связи с тем, что далеко не каждому дано услышать такую музыку в себе,
которая, развиваясь, требует включения всё новых и новых музыкальных
же ремарок, уводящих, порой, в сторону от доминируещего мотива
настолько, что его приходится возвращать чуть ли не силой, силой
разума творца симфонии, который посмел в принципе взяться за изложение
столь многосмыслового и многопланового сюжета, внешне вызванного к
жизни сильнейшими впечатлениями от известнй исторической личности, но
вовсе, как оказалось, смысл изложения не ограничился только этим.
Аналогичные ситуации, уж поверьте, складываются, порой, в различных
отраслях науки, философии, искусства. Складываются тогда, когда автор,
начав творить, осознает, вдруг, что он не в состоянии справиться с
задачей из-за её саморазвивающейся разветвленности.
Бетховену удалось справиться с постигшим его озарением. Пусть кому-то
и не нравится выслушивание этой концептуальной композиции, но она
крайне содержательна и невероятно прекрасна. Да и не стоит, право,
всякий раз читать роман от корки до корки в один присест. Многие
главы, скажем, таких книг как `Война и мир` или `Будденброки`
проходят по шагам. Иногда перечитывая отдельные главы или даже сцены,
или просто фразы даже.
Эта Симфония из того же разряда. Кто-то желает, а кто-то может её
слушая неотрывно, а кому-то приходися довольствоваться `кусочкам`, но
утверждения о ней как о скуке во плоти?! - чепуха полная.
    


Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(10.01.2022 17:41)
oriani писал(а):
...
А у песни множество вариантов текста и его толкований. Версий о
происхождении тоже несколько. Информация об этом легко ищется в сети.
Я склоняюсь к версии о том, что песня очень-очень древняя, и Верёвкин
написал стихи, взяв за основу фольклорный материал. ...
Уважаемая
oriani, очень заинтересовало Ваше сообщение.
Из вариантов песни мне известно только три.
Несколько обескураживаент Ваше указание на то, что Веревкин Н.Ф.
опирался на некие древние источники. Дело в том, что этот человек был
по сути `простым` унтер-офицером и исследовать архивы или заниматься
фолклорнными изысканиями ему было некогда, да и не по чину. Его талант
основан на исключительно природных данных натуры.
Не могли бы Вы привести какие-то конкретные ссылки из сети, поскольку
мне не удалось найти указанную Вами информацию. Был бы очень
признателен, а также, думаю, не только один я, но и многие форумчане,
за какие-либо сведения или тексты, на которые опирался Веревкин
Николай Федорович, подтверждающие древнее происхождение этого шедевра.

Заранее благодарен Вам.
    


Тема:Русская казачья песня «Черный ворон, что ты вьешся»
(09.01.2022 00:32)
Малоизвестный факт.
Слова песни в основном принадлежат Веревкину Николаю Федоровичу.
Верёвкин Н.Ф. был унтер-офицером Невского пехотного полка. Воевал в
Персидскую войну, Турецкую войну, Польскую кампанию в период 1828-1831
гг. Он написал слова ко многим песням, среди которых `Любо, братцы,
любо...` и `Черный ворон`, которая изначально называлась `Под ракитою
зеленой`.
Впоследствие слова песен подверглись переделкам в соответствии с
`запросами` различных эпох.
Вот исходный текст `Под ракитою зеленой`, опубликованный впервые в
1837 году журналом `Библиотека для чтения`.

***
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.

Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.

«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!

Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.

Ты скажи: она свободна,
Я женился на другой.
Я нашел себе невесту
В чистом поле, под кустом;

Моя сваха – востра сабля,
И венчал граненый штык;
Взял невесту тиху, скромну
И приданно небольшо.

Взял приданно небольшое –
Много лесу и долин,
Много сосен, много елок,
Много, много вересин.`
    


Тема:«Ave Maria» (ок. 1968)
(07.01.2022 23:58)
balaklava писал(а):
Да, Вы правы, конечно же
Бартоли. А кто же ещё? Не Мендельсон же?
Уважаемый balaklava,
меня в свое время заинтересовало известие о том, что Бартоли ни разу в
жизни не исполняла произведение `Ave Maria`, написанное Вавиловым
Владимиром Федоровичем.
Ну, то есть мне есть что сказать о том факте, который не дает вам
покоя в связи с авторством Вавилова В.Ф. на данное сочинение, что вы
пытаетесь опровергнуть или поставить под сомнение наличием записей под
фамилией Каччини.
Владимир Федорович сам `виноват` в этой повсеместной каччинизации, но
что сделано, то сделано.
Так вот, возвращаясь к идеальному для вас исполнению `Аве Мария` от
Бартоли.
Бартоли никогда не исполняла это произведение Вавилова. Это
обосновывается полученными мной ответами от официального сайта Чечилии
Бартоли. Но не волнуйтесь так, прошу вас. Запись `Аве Мария`, якобы от
Бартоли, уже так распространилась по миру, что по масштабу введения
публики в заблуждение вполне себе равноценна приписыванию Каччини
данного замечательного произведения, приписавания композитору,
извлеченному из небытия самим Владимиром Федоровичем.
Так они и `живуют` вместе - Каччини и Бартоли, хотя никто из них не
имеет никакого отношения к шедевру тихого гения Вавилова Владимира
Федоровича.
    


Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(31.12.2021 13:51)
oriani писал(а):
Это да... Для создания иного
Собора материя требуется тончайшая... тоньше музыкальной
ткани.
Приятно, что вы не отказываете музыке хотя бы в наличии
`музыкальной ткани`, из которой она, на ваш, по-видимому, взгляд
состоит. Ну, а коли ткань есть, то и до визуальных образов из этой
ткани недалече.

Не по теме триптих-сюита - человек, воспринимая внешнее, включая
различные, в том числе и музыкальные, звуки неизменно создает образы в
себе, которые мы условно называем визуальными. Разумеется, воспринимая
музыку в различые моменты жизни, мы, сообразно существу этих моментов,
создаем различные образы, равно как и одни и те же слова из уст одного
человека дают вам возможность умиротворенно замереть, наслаждаясь
`истиной`, а будучи сказанными иным - вызовут безудержную жажду
возражать. Такова природа наша - любой звук вызывает образ и
соответствующую реакцию на него, а уж звуки, выстроенные в виде
определенной последовательности одним из обученных определенному
мастерству членов нашего вида, способны к тому же породить
ассоциативные визуальные образы задуманной автором направленности, как
вот и в этом случае - автору замечательно удалось нарисовать звуками
собор.
    


Тема:Ноктюрн №20 для фортепиано до-диез минор (1830)
(31.12.2021 00:36)
Вот здесь сон слетит https://classic-online.ru/archive/?file_id=296624
    


Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(30.12.2021 18:11)
oriani писал(а):
Никак не можем... поскольку в
иконописи нет такого термина -- `сюита`. Термин музыкальный,
обозначающий чередование частей в определённой последовательности.
Кроме того, в музыке нет конкретных визуальных образов, воспринимаем
мы её индивидуально... а собор -- понятие широкое. Так что, тут каждый
сам определяется с выбором -- триптих, сюита -- кому что...
Я вас
понял. Ничего нового. Уже писал, что всяк горазд свои `определения`
выименовывать: симфония, соната, сюита... музыка же лишена `конкретных
визуальных образов` (С). Жаль только, что академическому уму маэстро
Августина Барриоса уже не понять, что не стоило ему напрягать
слушателя даже намеком на некий визуальный образ, именуя своё
произведение `Собор`, пытаясь звуками вызвать в слушателе то, что
музыка не имеет и дать не может - конкретных визуальных образов, и
уяснить тот факт, что `собор -- понятие широкое` и следовало бы
конкретизировать, что имеется в виду: величественный храм, собрание
церковных иерархов или некий праздник.

Вот еще Перт Ильич написал однажды пьесу `Подснежник` - ну, это было
давно, а теперь глупо же, право, пытыться вызвать в современной
женщине соответствующий визуальный образ.

Или вот еще начнет орган хорал выводить `EIN FESTE BURG IST UNSER
GOTT`, а вы - в пляс.

На сём дискуссию с уважаемыми дамами завершаю. Мне, поверьте,
совершенно не важно, что здешним знатокам музыки важно утвердить свое
мнение о сочинении как о сюите, и уж тем паче не настаиваю на
восприятии оного в качестве триптиха.

Вы очень хорошо всё пояснили, практически исчерпали тему. Спасибо.

P.S. И вывод самый простой из всего - упорство знатоков-меломанов и
музыковедов всё же должно касаться более тонких материй, а не
стандартных ситуаций, где им просто не пришло в голову определить
форму пьесы простым и понятым термином, затеяв рассуждения о сюите,
кои сами по себе вполне себе уместны, конечно.
    


Тема:`Собор` (La catedral), сюита для гитары (1921/1938)
(29.12.2021 22:54)
Niksti писал(а):
Вы можете назвать Собор
триптихом, если Вам так нравится, но это не отменяет того, что это
сюитный цикл или, попросту, сюита.
Спасибо.

Дело не в том, что мне нравится или не нравится, а также я не слишком
стремился обрести свободу именовать триптих сюитой.

Сюита всё же, как правило, представляет собой череду контрастирующих
частей целого (!), объединяющего себя в некое единство на основе -
исходно, исторически - жанровой однородности, хотя в дальнейшем такая
трактовка утратила границы и нынче сюитами, сонатами, симфониями,
балладами называют всё, что душеньке угодно.

Триптих - по академическим словарям, во избежание полемики -
`Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов и т.п.,
объединенных общей идеей или темой` (С).

Обсуждаемое произведение имеет имя собственное `Собор`, состоит из
трех частей, объединенных, таким образом, не жанровыми особенностями,
а именно идеей, темой - специфическое соответствующее впечатление
автора, выраженное музыкой. При этом, представляется, что композитору
было важно, чтобы слушатель воспринял триптих непременно как целое,
как именно `Собор`, то есть представил себе образ величественного
сообружения (вы же собор видели когда-нибудь, допускаю).

Есть, скажем, иконы-триптихи. Вы можете называть их иконами-сюитами.
    


Тема:Соната для фортепиано ми минор
(27.12.2021 22:50)
Sir Gray писал(а):
...

По-моему, в первой части должна быть не острота, а тайна, что-то
заговорщическое. Сыграл фразу - затаился... повторил -
затаился.
Да, согласен. А после того, как исполнитель во второй
раз затаится, он непременно должен медленно окинуть взглядом публику,
а уж затем продолждить.

Здесь нет смысла затаиваться. Восходящую фразу поглощает резкий
смыслово, хотя и мягкий в исполнении, нисходящий `отлив`, решительно и
навсегда прекращающий всякое движение музыки тоникой, но(!) это ему не
удается - неизбежная смерть отрицается новой жизнью. Ещё дважды
начинается из той же исходной точки устремленый вверх поток - вновь
рождается жизнь-движение, и, наконец, преодолев третью попытку
умервщления, уходит из минора в до мажор, чтобы в дальнейшем кратком
примерении затихнуть, дать себе передохнуть в краткоживущем
си-мажорном трезвучии... Затем вновь, из уже ничего, возникает всё та
же восходящая фраза... А вы где-то на этом пути затаится решили?

Я не думаю, что Гайдн что-то в таком роде представлял. Черт его
знает, что он вообще представлял, но на то он и гений, что, просто
`сочиняя`, творит произведение, смысл которого больше, чем он себе
представлял. Поколениями не вычерпать.
    


Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(22.12.2021 00:23)
Volovikelena писал(а):
.... А тут - 8 лет. Цитата
есть очень известная: «Уехав из России, я потерял желание сочинять.
Лишившись родины, я потерял самого себя…»

Шопеновские сейчас не найду - долго искать. Да и по-другому у него
было. Там достаточно мазурки послушать Парижского периода - в них всё.

... Но от сердца отдельно жить не сможешь.
Но ведь сочинял и не
потерял. Не стоит много придавать значения свежим чувствам, доверенным
бумаге. Стоит выждать паузу... и музыка польётся.

Шопен, по воспоминаниям Жорж Санд, обладал натурой, которая всецело
тяготела к трагизму, выражавшемуся порой в нервных срывах по малейшим
и даже нелепым поводам - он, например, очень переживал, что потеет на
жаре и не жалал это терпеть, как все иные люди.

А никто отдельно и не живет. Просто не стоит его, ни своё и ни чужое,
перегружать лишним. Оно и так делает в среднем около 4000 ударов в
час, в относительном покое.
    


Тема:Баллада для фортепиано № 1 соль минор (1831-35)
(21.12.2021 23:46)
Volovikelena писал(а):
... В данном случае -
Шопен и Рахманинов. Потому что переживали они по сути одно: их мир, в
котором они были счастливы, развалился на куски. Ворота за спиной
захлопнулись - и всё, безвозвратно в ту страну, какую они знали и
любили. ...
Простите, я так и не понял - какой мир развалился у
Шопена, и ворота куда для него захлопнулись?
Да, собственно, бог бы с этим.
Я просто не вижу никаких развалившихся на куски миров. Вообще не
вижу. Ни у того, ни у другого. Оба прожили насыщенную событиями и
далеко не убогую жизнь. Оба были человеками, страдания которых не
превышали страдания иных, живших рядом с ними.
Более того, в отличие от `простых`, для кого и в самом деле малейшие
потрясения грозят отсечением от даже физического существования, оба
композитора получили великий дар, который позволил им переживать
невзгоды посредством той самой, простите, сублимационной составляющей.

Жаль, конечно, что болезнь убила Шопена в замечательном для
творчества возрасте.
Что касается Рахманинова, то он вполне адекватно своей натуре прожил
отмеренный ему срок и даже не сильно мучался болями, т.к. обладал
способностью терять болевые ощущения даже от малых доз морфия. Вечером
причастился вполне сознательно и тихо ушел в наступившую ночь.
Зачем искать столько поводов для приписывания этим людям гигантских
страданий? Не знаю. Воля Ваша.
    
   
         
Наши контакты