Пользователь: M_I_

         
   
Информация о пользователе M_I_ (не в сети )




   
   


Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(24.11.2011 21:48)
Совсем недавно, благодаря добрым поклонникам Рихтера, имел возможность
прослушать переданные мне две записи (концертные, любительские) 1993
года исполнения Рихтером 8-ой сонаты Бетховена. Разница между записями
1958 и 1993 годов большая!
Вряд ли нужно описывать запись (студийную, на `Мелодии`) 1958 года,
её, вероятно, все знают. Кто-то из музыкальных писателей хвалил
исполнение третьей части за точность соответствия авторскому замыслу -
никакой излишней драматизации и некоторое оживление лишь в самом
финале.
Я ещё не вник достаточно в интерпретацию 1993 г. сонаты вцелом, но
удивился изменению 3-ей части. Конечно, вся соната стала как-то шире
(то же было и сонатой Гайдна до минор, декабрь 1991 года, концерт
памяти Д.Н.Журавлёва) и массивнее. Но 3-я часть `разрослась` на
удивление! И если лёгкий бег финала в записи 1958 года можно было
сравнить с вольным бегом чистого лесного ручья (с возможными заводями
и водоворотами), то в 1993 году - это колыхание океанских волн у
скалистого берега. И это - бесспорная находка Рихтера!
    


Тема:Соната для фортепиано №18 ми-бемоль мажор (1801-02)
(24.11.2011 21:17)
Отличная запись. Безупречное, эталонное исполнение.
    


Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:05)
С сайта Святослава Рихтера.
С удовольствием прослушал несколько раз запись Патетической сонаты от
5.06.1947 года, выложенную Юрием:
http://classic-online.ru/ru/production/2893
Сравнил её с известной студийной записью 1959 года (была издана
`Мелодией`).
С учетом того, как мало есть столь ранних записей Рихтера, эта запись
уникальна, чрезвычайно интересна для поклонников Рихтера. В ней
представлен Рихтер действительно «раннего» периода, вернее – конца
этого периода. Типично рихтеровское в ней – размах концепции и
строгость исполнения. А звук несколько как бы колкий, что у Рихтера
вскоре совсем исчезло. Во второй части записи 1947 года слышно
отстукивание ритма, чего совсем нет в записи 1959 года. Исполнение
1947 года более горячее, но запись 1959 года совершеннее в звуковом
отношении, величественнее. Замечательно, что в записи 1947 года есть
характерное для рихтеровской игры свойство увлекательности, и вполне
проявилось то, что отметил Г.Г.Нейгауз: прослушав исполнение хочется
слушать ещё и ещё.
    


Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 19:00)
Приведу здесь несколько прежних моих высказываний об этой записи (с
сайта Святослава Рихтера).

Наконец-то смог спокойно дважды прослушать лондонскую запись 1993
года целиком.
Слушание несколько осложняется любительским качеством записи, но всё
главное доходит. Разница с исполнением 1958 года такая, что только
изумляешься. Это не развитие или видоизменение прежней концепции, это
новая сущность. От прежней интерпретации как будто не осталось и
следа, соната родилась заново. Исполнение симфонично. Соната
исполняется медленнее, проще и значительнее. Появилась новая
образность, какой не было ранее. Судя по исполнению 8-й сонаты
Бетховена можно сказать, что 90-е годы для Рихтера, это не `поздний
период творчества`, это новая эпоха в его творчестве, новый восход
солнца.

Ещё несколько слов об этой записи. Должен сказать, что она буквально
подружила меня с сонатой. Студийную запись1959 года я, безусловно,
ценил за логичность, цельность, стройность формы, за идеальное
исполнение этого произведения - клавирной сонаты. В смысле уровня
художественного качества она у меня ассоциировалась с `Евгением
Онегиным` Пушкина. Не по протяжённости, конечно, но по тому, что
видно, что авторы того и другого произведений - чрезвычайно
талантливые люди, и при этом люди ещё достаточно молодые.
В записи 1993 года передо мной явилось как-бы новое произведение:
более масштабное, симфоничное, более увлекательное, образное. Но!
Молодой автор... исчез.

Да, это открытие. Новая трактовка. По сравнению с известной студийной
записью конца 50-х годов. В новом прочтении нет прежнего беглого
изящества, зато соната стала проще и мощнее. И, в сущности,
человечнее. До неё, как-будто, можно дотронуться рукой. Заранее это
новое прочтение невозможно было предвидеть. Не знаю, какую трактовку
предпочесть (принять `своей`), но готов склониться в пользу трактовки
1993 года.
    


Тема:Соната для фортепиано № 8 до минор `Патетическая` (1798-99)
(23.11.2011 18:28)
samlev писал(а):
В этой последней записи иная
динамика - последовательно снят контраст между форте и пьяно, финал
звучит приглушенно и почти трагически. Интересно, эта разница идет от
каких-то внешних причин - акустики зала, настроения, усталости, может
быть, или это новый - более философский, отстраненный от суеты -
взгляд на произведение?
Очевидно, что снятие контраста между
форте и пиано обусловлен в этой записи свойствами записывающего
аппарата. Это диктофон, т.е. аппарат, предназначенный для записи
разговорной речи. Такие аппараты весьма сильно нивелируют реальную
динамику исполняемого произведения.
Сжатие динамического диапазона называется компрессией звука. В
советские годы в радиопередачах иногда компрессия была ужасной.
Доходило до того, что на короткое время форте оказывалось даже тише
пиано той же записи, менялся тембр звучания. В данной записи
компрессия хотя и весьма велика, но по качеству - мягкая, т.е. не
искажает тембр звучания.
    


Тема:`Годы странствий` - I: Швейцария (отдельные пьесы)
(19.11.2011 22:52)
Yuriyauskiev писал(а):
По поводу представленной
здесь записи могу высказать сожаление, что она подверглась реставрации
разными фирмами. У меня появилась сделанная с радио во время
трансляции с гораздо лучшим звуком. Это великая музыка в поистине
всеохватывающем исполнении.
Действительно,если сравнить запись,
упомянутую Юрием (отнюдь не высочайшего качества) с той, что выложена
здесь. то получается вот что. Формально - разницы почти никакой. Но
интонационно-психологически всё слышится иначе. В радиотрансляционной
записи начало пьесы воспринимается как искренний рассказ в
скорбно-пессимистическом тоне. А в `фирменной` записи - как угрюмый
отчёт. И далее, там, где в трансляционной записи появляется подъём
настроения, просветление, в `фирменной` записи слышится лишь победная
реляция.
В трансляционной записи есть увлекательное зерно, в `фирменной` -
протокольная сухость.
    


Тема:`Образы` (Images): 1-я тетрадь, пьесы для фортепиано (1905)
(17.11.2011 21:41)
На этом исполнении 18 сентября 1983 года в БЗК присутствовала
И.Т.Бобровская, основательница детской Школы искусств им. Рихтера на
Каширском шоссе и комнаты- музея Рихтера в этой школе. Потом она
сказала, что ей очень понравились `Отражения в воде`. Она вообще
считала Рихтера музыкальным живописцем. В данном случае её восхитили
не только отражения (на мой взгляд - отражения на колеблющейся
поверхности воды). Он сказала, что Рихтер передаёт в звуках самую
толщу воды. Я полностью с нею согласен.
А `Движение` - это движение в самом себе. Это `Город мастеров` -
кто-то стучит молоточком, кто-то вертит колесо... Всё это живет
интенсивной жизнью, хотя поступательно никуда не движется. Самые
последние звуки пьесы здесь затихают. А на концерте в БЗК, благодаря
великолепной акустике зала, они буквально истаивали. Здесь, в записи
это в полной мере не передалось.
    


Тема:`Годы странствий` - II: Италия (отдельные пьесы)
(13.11.2011 22:19)
Жаль, что никто не выложил `Гондольеру, Канцону и Тарантеллу` в записи
с этого же концерта. Эта запись производит сильное впечатление. На
форуме сайта Рихтера об этом есть следующее.
На рубеже 80 - 90-х годов в Артистической комнате Рихтера в ДШИ №3 на
Каширском шоссе слушали запись отделения концерта Рихтера 2 марта 1956
года в БЗК, Лист - пьесы из цикла `Годы странствий`. Закончилось
прослушивание `Гондольерой, Канцоной и Тарантелой`. Один из
слушателей, побывавший к этому времени в Италии, изумлённо воскликнул:
`Как? Он ещё не был в Италии, а так всё точно передал, как будто сам
бы был там!` (Рихтер впервые выехал на Запад - с гастролями - в 1960
году). По-моему, тут объяснение простое. Благодаря своему таланту,
Рихтер, глядя в ноты, всё видел в них. Он смотрел в них как бы глазами
автора, и через музыку видел Италию глазами Листа. И передавал
виденное звуками рояля.
Есть известное выражение, понятное любителям географии: `По карте
можно путешествовать так же интересно, как по земле` (от себя добавлю
- надо лишь иметь воображение). Благодаря своей одарённости, Рихтер
мог `путешествовать` через музыку, записанную нотами, по странам и
эпохам, `заходить в гости` к авторам произведений, в их внутренний
мир. А затем щедро делился `увиденным` со слушателем.
    


Тема:Соната для фортепиано №13 ля мажор (Op.120)
(11.11.2011 21:23)
Yuriyauskiev писал(а):
...хотел процитировать
пианиста Алексей Скавронского (статья в «Советской музыке», №9, 1978).
Он пишет о впечатлениях от концертов 2-го и 3-го мая 78-го года с
шубертовской программой – оба концерта были посвящены 90-летию
Г.Г.Нейгауза.

2 мая меня не покидало ощущение некоей заданности, искусственности
многого, что звучало тогда. Что же служило источником такого ощущения?
Постоянное противопоставление piano - fortissimo - без «середины».
Трогательное, «ранимое» piano, целомудренное, как сам Шуберт,— в
столкновении с суровым, жестоким forte. И так - во всех исполняемых
сочинениях.

И действительно, после шубертиады 3 м»я ощущение заданности куда-то
ушло. Более того, когда я посмотрел после концерта в ноты, то увидел,
что все эти нюансы там есть. Так написал Шуберт, и именно так его
истолковал Рихтер... Поиск обернулся открытием истинного Шуберта!
В трактовке шубертовских произведений было отчетливо заметно желание
Рихтера как бы замедлить вре¬мя. Он обращался с ним с колоссальной
свободой - и потому в каждом сочинении было свое время, то вдруг
остановленное безмерно длящимся piano, то вдруг - словно повернутое
вспять (при закономерном для Рихтера повторе экспозиции в сонатной
форме)...
Я не понял мыль А.Скавронского: то ли он имеет в виду,
что Рихтер по-разному играл Шуберта 2 и 3 мая (2-го плохо, а 3-го
хорошо), то ли что после концерта 3 мая он переосмыслил своё ошибочное
восприятие концерта 2 мая.
Мне показался сильнее концерт 2 мая. Во всяком случае, 18-я соната
Шуберта. Но 2 мая в первой части на самом пике кульминации вышла
досадная помарка. Из-за этого на `Бриллиант классик` фонограмму
составили так: 1-я часть от 3 мая, остальные - от 2-го.
    
   
         
Наши контакты