CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: abcz
Информация о пользователе abcz (
не в сети
)
Дата регистрации:
11.09.2011 17:25
Последний визит:
27.03.2022 17:31
Настоящее имя:
Вячеслав Лукашевичус
Страна:
Россия
Город:
Саяногорск
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.12.1963
Деятельность:
музыкант
Образование:
специальное
Интересы:
масса
Любимые композиторы:
Бах
Любимые исполнители:
Фишер-Дискау
Еще о себе:
Вячеслав Лукашевичусhttp://lukashevichus.info
Добавил аудио:
2
Добавил видео:
3
Комментарии:
21253
Плейлист:
1398
Друзья:
22
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(17.03.2022 16:55)
Volovikelena писал(а):
Соразмерное - в чем?
`Конгениальное` - не объяснение,
Например, не перепутали ли случайно музыковеда с
композитором.
во всём, разумеется.
Конечно, не объяснение, просто, слово, означающее, `гениальное в той
же мере`.
Нет, я говорю исключительно об аналитике по профессии.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(16.03.2022 07:17)
Volovikelena писал(а):
Так и не могу понять,
зачем с такой помпой говорить о само собой разумеющемся.
По поводу последнего - создания чего-то равноценного Бетховену на
основе полученных методом анализа знаний - Вы имеете в виду
искусственный интеллект или студенческое упражнение?
Если б это
само собой разумелось, любой музыковед мог бы написать Лунную сонату.
Я имею в виду музыковеда, проанализировавшего Лунную сонату, и
написавшего нечто соразмерное (конгениальное) ей.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(15.03.2022 16:56)
Volovikelena писал(а):
Не поняла, почему
определение формы 1 части Лунной сонаты есть `программа-максимум,
которая никогда не выполняется` со всех точек зрения. Я ее на уроке
выполняю с каждым первым курсом, и никаких сложностей для понимания
она не составляет - в ней всё прозрачно, и сонатная форма, несмотря на
темп и единство фактуры, никуда не исчезает.
я не об определении
формы сонатного аллегро (абстрактного скелета класса пьес), это
действительно элементарно, а о том, как гармония и прочие элементы и
музыкальные структуры взаимодействуют в создании 1-й части Лунной
сонаты. Удачным, завершённым анализом её было бы пересоздание 1-й
части Лунной сонаты (помните Борхеса?). Представьте себе теоретика,
который на основе своего анализа создал бы нечто соразмерное этой
музыке и (в силу характера аналитической работы) получил бы
возможность создавать таких музык как угодно много. Однако ж не
получается: миссия (программа-максимум) невыполнима. Да и хорошо.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(15.03.2022 04:24)
Volovikelena писал(а):
Формообразование,
говорите. В классической гармонии ещё вполне. А романтики с
`родственниками` расправляются круто, и форма им не помеха.
Взять Вагнера с его текучими гармониями - слезы прольешь, пока он
свои цветущие сады разрешит во что-то, напоминающее тоническое
трезвучие, чтобы тут же из него уйти. У него в родственниках все 30
тональностей скопом. А форма у Вагнера тоже весьма
текучая.
почему же? Вы под «формой» понимаете «трёхчастную», там,
«сонатное аллегро», я понимаю под «формой» форму (простите за
тавтологию) музыкального сочинения. И теоретик, анализирующий именно
форму, выраженную (в частности) гармонией понимает её так же. Грубо
говоря, форма 1-й части Лунной сонаты - это 1-я часть Лунной сонаты, и
узнать (понять) как она такой получается (с точки зрения гармонии
(тональности), мотивной работы, фактурного развития) —
программа-максимум (стало быть, никогда не выполняется, по большому
счёту, но тем грандиозней и интересней) теоретика-аналитика.
Вот видите. Гармония текучая — форма текучая. Конечно, это только
впечатление, но выяснить как оно сделано композитором, это
впечатление, как такая гармония предопределяет такую форму, — есть
задача аналитика.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(12.03.2022 19:11)
Volovikelena писал(а):
Так и не понимаю, зачем.
Людям-то нужны двоюродные-троюродные-четвероюродные родственники. Но
тональностям так далеко - зачем?
степени родства выявляются
аналитически. Они не зачем, они просто существуют, а теоретики это
существование фиксируют; им, видите ли, просто интересно, как
функционирует гармония в классико-романтической тональности, т.е., как
проявляется формообразование, как строится и поддерживается в
целостности, в слаженности музыкальное произведение посредством этой
тональности.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 20:43)
steinberg писал(а):
Мне Ваша точка зрения
нравится, поэтому спорить не буду. ...Впрочем, немножко не удержусь:
диктанты Ладухина - это не музыка!)
) бывает же техническая
литература, почему не быть технической музыке?
Педали из Сороковой — тоже, вроде бы, не музыка. Иногда важен
контекст.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 20:14)
steinberg писал(а):
для одних Равелем и Дебюсси,
для других Прокофьевым и Шостаковичем, для третьих в 50-м г. она
началась. Церковное и народное пение..., `массовая` и авторская
песня... это музыка? Неопределённость в отсутствии универсального
ответа.
Отнюдь не только в отвлечённо-философских целях, но и, например, в
связи с религиозными запретами на музыку, когда требуется выяснить,
что именно запрещено.
музыка. Всё, что Вы перечислили, это
музыка, так же как анекдот (от русского работяги до Чосера и обратно
от Рабле и до Боккаччо), это литература, и `на окошке два цветочка` и
`дыр бул щыл`, это литература, и даже Война и мир и учебник литературы
за 7-й класс, всё это литература. Никакой неопределённости.
И вот тут — определённость. Теология, это точно не эстетика или
искусствоведение, и мнение теолога о моём предмете меня интересует
даже меньше, чем мнение певца русского шансона. Последний хоть что-то
знает о существе музыки.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 16:32)
steinberg писал(а):
Да это понятно. ...В барочной
кр. форме, например, это куски, где на первом месте текст, а
следовательно ритм. ...А вообще неопределённость слова `музыка` место
имеет, отсюда и разная путаница.
честно, не понимаю, в чём
`неопределённость слова музыка`. Дело, которым я занимаюсь всю жизнь,
ну, как-то оно очень определённое всегда было, опредмеченное.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 15:35)
steinberg писал(а):
Я о том, что разными словами,
бывало, назывались пение и игра на инструментах, например. Не буду
углубляться, думаю, понятно. С этой точки зрения речитация
действительно не обязательно музыка.
`речитатив` (не `речитация`)
— это функциональное название. В отличие от `реч(ц)итации`
(произнесения нараспев текста), `инкантации` (полупропевания молитвы,
заклинания, мантры), `мелодекламации` (чтения стихов под музыку),
всякого рода `(про)возглашений, вознесений` каковые не являются ни в
малой мере музыкой (ни формально, ни фактически), хотя и могут
использовать приёмы музыкальной выразительности, речитатив — всегда
часть музыкального произведения, часть, более свободная формально,
более динамичная, призванная больше информировать зрителя, чем
впечатлить, но это элемент музыкального спектакля. Это музыка.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 07:21)
steinberg писал(а):
А Бах точно музыкой
занимался? Я имею ввиду, что сам термин вошёл в европейские яз. без
уточнений.
дело не в термине, дело в деле. То, чем занимался Бах
мы сейчас называем музыкой, стало быть, Бах занимался музыкой (в
качестве определителя).
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(18.02.2022 23:30)
недавно зацепился глазом за фразу, типа, `речитатив - не музыка`.
Даже если оставить решительную роль речитатива в гармоническом
прогрессе, изобретательности, во введении в музыку драматургических
принципов формообразования (т.е. и — на будущее — в способе новой
организации, в `симфонизме`, всей музыке XIX-XX вв.), достаточно
послушать речитативы Баха. Это же квинтэссенция барочной
интонационности. Как это может не быть музыкой?
Тема:Чакона фа минор
(16.02.2022 23:12)
Sir Gray писал(а):
Тут в конце очень похоже на
пассакалию Баха. Да и вся тема перекликается.
собственно, тема не
перекликается, тема — пассакалья. Это как `фолия` или `чакона`,—
инструмент многократного и многокомпозиторского употребления, а
поскольку здесь речь о варьируемом басу, то разнообразие вариантов ещё
большее и ещё более произвольное.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(15.02.2022 17:28)
oriani писал(а):
Согласна. Имела в виду первое
проведение темы у Рахманинова. Хотя, в общем-то, меня и тривиальность
не пугает, в ней подчас такое сермяжно-архетипическое
сквозит...)
Р. по-моему просто записал мелодию и выписал самый
простой генерал-бас, как это у Корелли.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(15.02.2022 02:09)
oriani писал(а):
А ведь и правда, изначальная
тема фолии кажется такой хрупкой и беззащитной... Держи меня, будь со
мной, храни меня, пока не начался джаз... как-то так...
просто,
Корелли совершенно замечательно её экспонировал. Обычно она звучит
довольно тривиально.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(14.02.2022 22:29)
cdtnkfyf писал(а):
кстати о вариациях, только
сегодня прочла ,что в основе композиционного принципа Пахельбеля, в
частности, как ни покажется некоторым странным, именно вариационный
принцип
строго говоря, в пределе, в основе любого
композиционного принципа лежит принцип вариационный.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(12.02.2022 10:51)
balaklava писал(а):
Да какая может быть
адекватность в вариациях на тему вариаций в которых два известных
композитора глумятся над великой темой расчленяя её на части? Разве
может быть адекватным откровенное хулиганство? Играя эти вариации
любой пианист становится частью компании `музыкальных потрошителей`.
Адекватным может быть разве только тот исполнитель который осознаёт
то, в какую игру он ввязался.
почему же `два`? Может быть двести
два или две тысячи два. Фолия (ну, пусть `великая тема`) существует
только как предлог для вариаций. Собственно, мы (современные люди) не
знаем исходника. Просто, тема в нескольких вариантах и миллион
вариаций на любой из них.
Представляете? сотни неадекватных композеров, на протяжении сотен лет
глумящихся над, расчленяющих эту великую тему... Ужас!
Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(08.02.2022 23:02)
creasot писал(а):
В нашей тундре существовали
непререкаемые авторитеты, на которых распространялась догма о
непогрешимости. Мне не нравился не столько Гульд, сколько этот
странный порядок.
О? Вы тоже жили в тундре? По-моему, в тундре
один непререкаемый авторитет — холод. И ему абсолютно пофиг все
гульды, рихтеры, пинки и прочие непогрешимые вместе с их догмами.
Собственно, холод морозит всех, и непогрешимых, и собак.
Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(07.02.2022 00:10)
creasot писал(а):
Ещё в стародавние,
советско-застойные времена были две вещи, которыми положено было
восхищаться. Это Гленн Гульд и русский рок. Даже к
Денисову-Шнитке-Губайдуллиной допускалось невосторженное отношение, но
к Гульду и русскому року - никогда!
я был дикий. Я был из тундры.
Я не знал, что Гульдом положено восхищаться. Но однажды (вполне
случайно) я послушал, как Гульд играет ХТК, и Рихтер, в те поры
тотально оккупировавший пьедестал, с него сошёл. Интересно, что с тех
пор и пьедестал куда-то испарился.
А рока в России нет и не было, тут я вполне солидарен с Градским.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 19:16)
Sir Gray писал(а):
Что Вам показалось
неожиданным.
да, вот ещё: а что может быть неожиданного в музыке,
которой 200 лет?
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 19:11)
Sir Gray писал(а):
Однако я ждал не описания (я
не совсем глухой), а указания на остроумные и ехидные места. Что Вам
показалось неожиданным.
Да, я понимаю, что такие же претензии можно предъявить и к Паганини,
и к Бетховену и к Генделю.
Тут не столько слух должен работать,
сколько голова, художественно-драматургическое мышление. Обычно я
категорический противник осюжетивания музыки, но здесь наличие сюжета
(причём иронического, ёрнического) довольно явственно.
С. использует массу существующих именно литературно-драматических,
сюжетных штампов в работе с темой для того, чтобы рассказать историю,
и эта история самого расхожего, затёртого, общеупотребительного сорта.
Всё, что работает на этот сюжет (а на него работает всё) - это
остроумно и ехидно, но делается не какими-то внешними средствами, а
ассоциациями со всем бывшим и настоящим в музыке и драме.
Вот, допустим, описанная мной добрая, чистая, падающая в обмороки по
любому чувствительному поводу кисейная барышня Арфа и героический
герой, благороднейший тореадор Струнная Группа (+Иногда Деревянные
Духовые (у этих испанцев такие длинные, неудобные имена...)),
отплясывающий вслед за ней (5 в.), бедствия и траблы, упадающие на них
(рок под именем Оркестровое Тутти фон Медяшки). Надо ли всё это так уж
подробно излагать? 80% всех пьес (и романов) написано про это. И
конечно же:
Ну, все умерли же.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 15:55)
Sir Gray писал(а):
Вы не можете еще раз послушать
и приблизительно указать минуты. Я слушал начало. Вспомнил стих:
`Оставь меня! Мне ложе стелет скука!`
Мне, на самом деле, нужна хорошая музыка Сальери для занятий, чтобы
показать, что он - `совсем не такая бездарность, какой он вам
покажется, когда вы узнаете его немного получше` (С)
[я полагаю,
если уж Сальери был непререкаемым авторитетом (в своём времени и
месте) в области вокальной музыки, то и лучшую его музыку надо бы
искать в его операх, а не здесь, но и эта пьеса вполне ничего себе:
блестящая (и по задаче — `вариации для оркестра`, концертное,
виртуозное сочинение `для всех`, — и по исполнению), остроумная
вещица. Другое дело, надо бы её чуть поживее играть. Это исполнение
самое живое из здешних, но дирижёр ограничен в возможностях: скрипка и
арфа таки играют на пределе (в соответствующих сольных вариациях).]
0. 0`1``/ тема, она и есть тема, уже ко времени С. изъезженная вдоль
и поперёк, хотя сочетание разных тростей даёт приятный органный тембр,
ничего нового и необычного здесь нет, просто цитата.
1. 0`50``/ тривиальная вариация на бассо остинато парадоксальным
образом вызывает ассоциации (у меня) с танцующей Бетховена Плисецкой
и, конечно, с Бизе (эти легкомысленные триоли у скрипок и это вот
избыточное уточнение: `испанская фолия`, будто бы фолия может быть
чьей-то ещё...). (Вообще, у меня на протяжении всей пьесы возникало
ощущение, что Бизе попасся здесь не слабо (может быть и
необоснованное, может он попасся там, где пасся Сальери).)
2. 1`40``/ прибавились сущие финтифлюшки у духовых, а какой
динамизирующий фактор!
3. 2`24``/ и вот куда всё шло. Первая туттийная кульминация.
(Маленький облом: хорал духовых бы чуть объёмнее, а у струнных
побольше бы низких. Больше театральности, открытости — Красавица и
Чудовище...)
4. 3`09``/ и ещё одна красавица, и ещё одно чудовище! (Добрый,
почтительный стёб ученика над учителем: орфические красоты нежной,
романтичной, полуобморочной, кисельной арфы под ужасающими ударами
судьбы, которая стучится в двери оркестровыми хитами.) (Арфа
недотягивает. Чуть-чуть, но...)
5. 4`00``/ тем не менее, добро победило и добродушно (же) отплясывает
на костях зла (рано радуется, зараза, ибо
6. 4`17``/ ледяные ветры судьбы (а может духи, фурьи) проносятся над)
7. 4`55``/ но нам не страшен серый волк, ибо тореадор придёт и спасёт
всех (Бизе, Бизе...)
8. 5`20``/ (какое tutti!) 2-я кульминационная зона. Очень крепко.
9. 6`16``/ виртуозная скрипка. Ну, чтоб было.
10. 7`08``/ (никто не вспомнил равелевых `С мёртыми на мёртвом
языке`?) Вот уж тут точно духи с фурьями. Ударные с духовыми, а флейта
какая?! Микрошедевр, а не вариация.
11. 8`06``/ Ритмическая отбивка, а заодно промежуточное вступление к
интегративному разделу вариаций.
12. 8`34``/ 13. 9`03``/ игра оркестровыми группами. Очень хороша.
12-я — индивидуализирована, 13-я — группа-краска, вместе — цимес.
14. 9`44``/ струнные (скрипочки) со-поставлены арфе. Как изящно! как
воздушно! и как печально, что арфа не справляется...
15. 10`25``/ сходное сопоставление соло и оркестра уже было в
несколько ироническом контексте (арфа-тутти, в. 4), здесь всё
серьёзно. Но скрипка тоже не дотягивает. Чуть-чуть экспрессивнее,
чуть-чуть ритмичнее, чуть-чуть точнее...
16. 11`14``/ 17. 11`47``/ тут реприза приёмов. Варьированная.
Вниманию можно немного отдохнуть. А можно, наоборот, поработать, хотя
интерес тут больше технический.
18. 12`26``/ две скрипки-эхо в отдалении очаровательны. По задаче.
19. 13`24``/ по идее, виртуозная скрипка должна себя показать.
20. 13`24``/ очень крепкие контрабасы в оркестре.
21. 14`39``/ вот ничего особенного, вроде бы, но фагот и флейта так
хороши друг с другом, такой у них ансамбль...
22. 15`12``/ а уж как хороши гобой с кларнетом. Совершенно
потрясающая сицилиана, лирическая кульминация пьесы (обламывают две
вещи: Шостакович, это, конечно случайная ассоциация, но `Вы жертвою
пали...` звучит здесь забавно, и то, что скрипки следующей вариации
влезли без очереди).
23. 16`15``/ имитационная вариация (хорошо, кстати, сделанная), тут
всё понятно — готовимся к финалу.
24. 16`46``/ жига. Ну он её даже повторил, как хороша. (Можно,
впрочем, вспомнить о `дикой сарабанде, кою Смерть отплясывала на
костях Европы`, того же ряда ассоциация).
25. 17`16``/ Все солисты собрались у камелька. Все они здесь очень
хороши, абсолютно индивидуализированное выражение, не без
театральности, но ведь Сальери — театрал, прежде всего. Эта пьеса —
пьеса, содержания которой мы не знаем, но оно есть, его не может не
быть ).
26. 18`48``/ грозовая, туттийная, грозная и пугающая вариация. Не
хуже, чем у Вивальди. Трагедия после счастья.
00. 19`35``/ Кода. Занавес закрывается.
В общем, все умерли.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(05.02.2022 19:54)
Sir Gray писал(а):
Ему не чуждо величие
преодоленной бездарности. Так кто-то сказал о Брюсове. У Сальери - не
преодоленная.
о как. А между тем, оркестр отличный, даже и по
нашим временам, и очень остроумные, ехидные даже вариации имеют место
быть.
Не Бомарше, но около того (если уж сравнивать с литераторами).
Тема:Соната для фортепиано №12 фа мажор (1783)
(04.02.2022 18:46)
как-то не верится, чтоб такие классные рояли делали в XVIII-м веке.
Даже если это новёхонькая копия.
Однако, Б-Ш соловьём разливается )
Тема:Hirn, для 29-ти духовых инструментов и перкуссии (2021)
(01.02.2022 17:23)
утешительная музыка.
Всякий может сказать: это блюдо из моих мозгов.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 20:19)
Sir Gray писал(а):
Я поддерживаю шарманку и
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
от:
https://classic-online.ru/archive/?file_id=115570
«...
1
2
...»
851
Наши контакты
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(17.03.2022 16:55)
`Конгениальное` - не объяснение,
Например, не перепутали ли случайно музыковеда с
композитором.
Конечно, не объяснение, просто, слово, означающее, `гениальное в той
же мере`.
Нет, я говорю исключительно об аналитике по профессии.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(16.03.2022 07:17)
зачем с такой помпой говорить о само собой разумеющемся.
По поводу последнего - создания чего-то равноценного Бетховену на
основе полученных методом анализа знаний - Вы имеете в виду
искусственный интеллект или студенческое упражнение?
само собой разумелось, любой музыковед мог бы написать Лунную сонату.
Я имею в виду музыковеда, проанализировавшего Лунную сонату, и
написавшего нечто соразмерное (конгениальное) ей.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(15.03.2022 16:56)
определение формы 1 части Лунной сонаты есть `программа-максимум,
которая никогда не выполняется` со всех точек зрения. Я ее на уроке
выполняю с каждым первым курсом, и никаких сложностей для понимания
она не составляет - в ней всё прозрачно, и сонатная форма, несмотря на
темп и единство фактуры, никуда не исчезает.
формы сонатного аллегро (абстрактного скелета класса пьес), это
действительно элементарно, а о том, как гармония и прочие элементы и
музыкальные структуры взаимодействуют в создании 1-й части Лунной
сонаты. Удачным, завершённым анализом её было бы пересоздание 1-й
части Лунной сонаты (помните Борхеса?). Представьте себе теоретика,
который на основе своего анализа создал бы нечто соразмерное этой
музыке и (в силу характера аналитической работы) получил бы
возможность создавать таких музык как угодно много. Однако ж не
получается: миссия (программа-максимум) невыполнима. Да и хорошо.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(15.03.2022 04:24)
говорите. В классической гармонии ещё вполне. А романтики с
`родственниками` расправляются круто, и форма им не помеха.
Взять Вагнера с его текучими гармониями - слезы прольешь, пока он
свои цветущие сады разрешит во что-то, напоминающее тоническое
трезвучие, чтобы тут же из него уйти. У него в родственниках все 30
тональностей скопом. А форма у Вагнера тоже весьма
текучая.
«сонатное аллегро», я понимаю под «формой» форму (простите за
тавтологию) музыкального сочинения. И теоретик, анализирующий именно
форму, выраженную (в частности) гармонией понимает её так же. Грубо
говоря, форма 1-й части Лунной сонаты - это 1-я часть Лунной сонаты, и
узнать (понять) как она такой получается (с точки зрения гармонии
(тональности), мотивной работы, фактурного развития) —
программа-максимум (стало быть, никогда не выполняется, по большому
счёту, но тем грандиозней и интересней) теоретика-аналитика.
Вот видите. Гармония текучая — форма текучая. Конечно, это только
впечатление, но выяснить как оно сделано композитором, это
впечатление, как такая гармония предопределяет такую форму, — есть
задача аналитика.
Тема:Соната для фортепиано № 3 фа минор `Концерт без оркестра` (1836/1853)
(12.03.2022 19:11)
Людям-то нужны двоюродные-троюродные-четвероюродные родственники. Но
тональностям так далеко - зачем?
аналитически. Они не зачем, они просто существуют, а теоретики это
существование фиксируют; им, видите ли, просто интересно, как
функционирует гармония в классико-романтической тональности, т.е., как
проявляется формообразование, как строится и поддерживается в
целостности, в слаженности музыкальное произведение посредством этой
тональности.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 20:43)
нравится, поэтому спорить не буду. ...Впрочем, немножко не удержусь:
диктанты Ладухина - это не музыка!)
литература, почему не быть технической музыке?
Педали из Сороковой — тоже, вроде бы, не музыка. Иногда важен
контекст.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 20:14)
для других Прокофьевым и Шостаковичем, для третьих в 50-м г. она
началась. Церковное и народное пение..., `массовая` и авторская
песня... это музыка? Неопределённость в отсутствии универсального
ответа.
Отнюдь не только в отвлечённо-философских целях, но и, например, в
связи с религиозными запретами на музыку, когда требуется выяснить,
что именно запрещено.
музыка, так же как анекдот (от русского работяги до Чосера и обратно
от Рабле и до Боккаччо), это литература, и `на окошке два цветочка` и
`дыр бул щыл`, это литература, и даже Война и мир и учебник литературы
за 7-й класс, всё это литература. Никакой неопределённости.
И вот тут — определённость. Теология, это точно не эстетика или
искусствоведение, и мнение теолога о моём предмете меня интересует
даже меньше, чем мнение певца русского шансона. Последний хоть что-то
знает о существе музыки.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 16:32)
кр. форме, например, это куски, где на первом месте текст, а
следовательно ритм. ...А вообще неопределённость слова `музыка` место
имеет, отсюда и разная путаница.
`неопределённость слова музыка`. Дело, которым я занимаюсь всю жизнь,
ну, как-то оно очень определённое всегда было, опредмеченное.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 15:35)
бывало, назывались пение и игра на инструментах, например. Не буду
углубляться, думаю, понятно. С этой точки зрения речитация
действительно не обязательно музыка.
— это функциональное название. В отличие от `реч(ц)итации`
(произнесения нараспев текста), `инкантации` (полупропевания молитвы,
заклинания, мантры), `мелодекламации` (чтения стихов под музыку),
всякого рода `(про)возглашений, вознесений` каковые не являются ни в
малой мере музыкой (ни формально, ни фактически), хотя и могут
использовать приёмы музыкальной выразительности, речитатив — всегда
часть музыкального произведения, часть, более свободная формально,
более динамичная, призванная больше информировать зрителя, чем
впечатлить, но это элемент музыкального спектакля. Это музыка.
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(19.02.2022 07:21)
занимался? Я имею ввиду, что сам термин вошёл в европейские яз. без
уточнений.
мы сейчас называем музыкой, стало быть, Бах занимался музыкой (в
качестве определителя).
Тема:Кантата `Lobet Gott in seinen Reichen` (Оратория на праздник Вознесения Христова)
(18.02.2022 23:30)
Даже если оставить решительную роль речитатива в гармоническом
прогрессе, изобретательности, во введении в музыку драматургических
принципов формообразования (т.е. и — на будущее — в способе новой
организации, в `симфонизме`, всей музыке XIX-XX вв.), достаточно
послушать речитативы Баха. Это же квинтэссенция барочной
интонационности. Как это может не быть музыкой?
Тема:Чакона фа минор
(16.02.2022 23:12)
пассакалию Баха. Да и вся тема перекликается.
перекликается, тема — пассакалья. Это как `фолия` или `чакона`,—
инструмент многократного и многокомпозиторского употребления, а
поскольку здесь речь о варьируемом басу, то разнообразие вариантов ещё
большее и ещё более произвольное.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(15.02.2022 17:28)
проведение темы у Рахманинова. Хотя, в общем-то, меня и тривиальность
не пугает, в ней подчас такое сермяжно-архетипическое
сквозит...)
простой генерал-бас, как это у Корелли.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(15.02.2022 02:09)
тема фолии кажется такой хрупкой и беззащитной... Держи меня, будь со
мной, храни меня, пока не начался джаз... как-то так...
Корелли совершенно замечательно её экспонировал. Обычно она звучит
довольно тривиально.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(14.02.2022 22:29)
сегодня прочла ,что в основе композиционного принципа Пахельбеля, в
частности, как ни покажется некоторым странным, именно вариационный
принцип
композиционного принципа лежит принцип вариационный.
Тема:Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931)
(12.02.2022 10:51)
адекватность в вариациях на тему вариаций в которых два известных
композитора глумятся над великой темой расчленяя её на части? Разве
может быть адекватным откровенное хулиганство? Играя эти вариации
любой пианист становится частью компании `музыкальных потрошителей`.
Адекватным может быть разве только тот исполнитель который осознаёт
то, в какую игру он ввязался.
два или две тысячи два. Фолия (ну, пусть `великая тема`) существует
только как предлог для вариаций. Собственно, мы (современные люди) не
знаем исходника. Просто, тема в нескольких вариантах и миллион
вариаций на любой из них.
Представляете? сотни неадекватных композеров, на протяжении сотен лет
глумящихся над, расчленяющих эту великую тему... Ужас!
Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(08.02.2022 23:02)
непререкаемые авторитеты, на которых распространялась догма о
непогрешимости. Мне не нравился не столько Гульд, сколько этот
странный порядок.
один непререкаемый авторитет — холод. И ему абсолютно пофиг все
гульды, рихтеры, пинки и прочие непогрешимые вместе с их догмами.
Собственно, холод морозит всех, и непогрешимых, и собак.
Тема:Соната для фортепиано № 1 фа минор (1794/95)
(07.02.2022 00:10)
советско-застойные времена были две вещи, которыми положено было
восхищаться. Это Гленн Гульд и русский рок. Даже к
Денисову-Шнитке-Губайдуллиной допускалось невосторженное отношение, но
к Гульду и русскому року - никогда!
Я не знал, что Гульдом положено восхищаться. Но однажды (вполне
случайно) я послушал, как Гульд играет ХТК, и Рихтер, в те поры
тотально оккупировавший пьедестал, с него сошёл. Интересно, что с тех
пор и пьедестал куда-то испарился.
А рока в России нет и не было, тут я вполне солидарен с Градским.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 19:16)
неожиданным.
которой 200 лет?
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 19:11)
не совсем глухой), а указания на остроумные и ехидные места. Что Вам
показалось неожиданным.
Да, я понимаю, что такие же претензии можно предъявить и к Паганини,
и к Бетховену и к Генделю.
сколько голова, художественно-драматургическое мышление. Обычно я
категорический противник осюжетивания музыки, но здесь наличие сюжета
(причём иронического, ёрнического) довольно явственно.
С. использует массу существующих именно литературно-драматических,
сюжетных штампов в работе с темой для того, чтобы рассказать историю,
и эта история самого расхожего, затёртого, общеупотребительного сорта.
Всё, что работает на этот сюжет (а на него работает всё) - это
остроумно и ехидно, но делается не какими-то внешними средствами, а
ассоциациями со всем бывшим и настоящим в музыке и драме.
Вот, допустим, описанная мной добрая, чистая, падающая в обмороки по
любому чувствительному поводу кисейная барышня Арфа и героический
герой, благороднейший тореадор Струнная Группа (+Иногда Деревянные
Духовые (у этих испанцев такие длинные, неудобные имена...)),
отплясывающий вслед за ней (5 в.), бедствия и траблы, упадающие на них
(рок под именем Оркестровое Тутти фон Медяшки). Надо ли всё это так уж
подробно излагать? 80% всех пьес (и романов) написано про это. И
конечно же:
Ну, все умерли же.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(06.02.2022 15:55)
и приблизительно указать минуты. Я слушал начало. Вспомнил стих:
`Оставь меня! Мне ложе стелет скука!`
Мне, на самом деле, нужна хорошая музыка Сальери для занятий, чтобы
показать, что он - `совсем не такая бездарность, какой он вам
покажется, когда вы узнаете его немного получше` (С)
если уж Сальери был непререкаемым авторитетом (в своём времени и
месте) в области вокальной музыки, то и лучшую его музыку надо бы
искать в его операх, а не здесь, но и эта пьеса вполне ничего себе:
блестящая (и по задаче — `вариации для оркестра`, концертное,
виртуозное сочинение `для всех`, — и по исполнению), остроумная
вещица. Другое дело, надо бы её чуть поживее играть. Это исполнение
самое живое из здешних, но дирижёр ограничен в возможностях: скрипка и
арфа таки играют на пределе (в соответствующих сольных вариациях).]
0. 0`1``/ тема, она и есть тема, уже ко времени С. изъезженная вдоль
и поперёк, хотя сочетание разных тростей даёт приятный органный тембр,
ничего нового и необычного здесь нет, просто цитата.
1. 0`50``/ тривиальная вариация на бассо остинато парадоксальным
образом вызывает ассоциации (у меня) с танцующей Бетховена Плисецкой
и, конечно, с Бизе (эти легкомысленные триоли у скрипок и это вот
избыточное уточнение: `испанская фолия`, будто бы фолия может быть
чьей-то ещё...). (Вообще, у меня на протяжении всей пьесы возникало
ощущение, что Бизе попасся здесь не слабо (может быть и
необоснованное, может он попасся там, где пасся Сальери).)
2. 1`40``/ прибавились сущие финтифлюшки у духовых, а какой
динамизирующий фактор!
3. 2`24``/ и вот куда всё шло. Первая туттийная кульминация.
(Маленький облом: хорал духовых бы чуть объёмнее, а у струнных
побольше бы низких. Больше театральности, открытости — Красавица и
Чудовище...)
4. 3`09``/ и ещё одна красавица, и ещё одно чудовище! (Добрый,
почтительный стёб ученика над учителем: орфические красоты нежной,
романтичной, полуобморочной, кисельной арфы под ужасающими ударами
судьбы, которая стучится в двери оркестровыми хитами.) (Арфа
недотягивает. Чуть-чуть, но...)
5. 4`00``/ тем не менее, добро победило и добродушно (же) отплясывает
на костях зла (рано радуется, зараза, ибо
6. 4`17``/ ледяные ветры судьбы (а может духи, фурьи) проносятся над)
7. 4`55``/ но нам не страшен серый волк, ибо тореадор придёт и спасёт
всех (Бизе, Бизе...)
8. 5`20``/ (какое tutti!) 2-я кульминационная зона. Очень крепко.
9. 6`16``/ виртуозная скрипка. Ну, чтоб было.
10. 7`08``/ (никто не вспомнил равелевых `С мёртыми на мёртвом
языке`?) Вот уж тут точно духи с фурьями. Ударные с духовыми, а флейта
какая?! Микрошедевр, а не вариация.
11. 8`06``/ Ритмическая отбивка, а заодно промежуточное вступление к
интегративному разделу вариаций.
12. 8`34``/ 13. 9`03``/ игра оркестровыми группами. Очень хороша.
12-я — индивидуализирована, 13-я — группа-краска, вместе — цимес.
14. 9`44``/ струнные (скрипочки) со-поставлены арфе. Как изящно! как
воздушно! и как печально, что арфа не справляется...
15. 10`25``/ сходное сопоставление соло и оркестра уже было в
несколько ироническом контексте (арфа-тутти, в. 4), здесь всё
серьёзно. Но скрипка тоже не дотягивает. Чуть-чуть экспрессивнее,
чуть-чуть ритмичнее, чуть-чуть точнее...
16. 11`14``/ 17. 11`47``/ тут реприза приёмов. Варьированная.
Вниманию можно немного отдохнуть. А можно, наоборот, поработать, хотя
интерес тут больше технический.
18. 12`26``/ две скрипки-эхо в отдалении очаровательны. По задаче.
19. 13`24``/ по идее, виртуозная скрипка должна себя показать.
20. 13`24``/ очень крепкие контрабасы в оркестре.
21. 14`39``/ вот ничего особенного, вроде бы, но фагот и флейта так
хороши друг с другом, такой у них ансамбль...
22. 15`12``/ а уж как хороши гобой с кларнетом. Совершенно
потрясающая сицилиана, лирическая кульминация пьесы (обламывают две
вещи: Шостакович, это, конечно случайная ассоциация, но `Вы жертвою
пали...` звучит здесь забавно, и то, что скрипки следующей вариации
влезли без очереди).
23. 16`15``/ имитационная вариация (хорошо, кстати, сделанная), тут
всё понятно — готовимся к финалу.
24. 16`46``/ жига. Ну он её даже повторил, как хороша. (Можно,
впрочем, вспомнить о `дикой сарабанде, кою Смерть отплясывала на
костях Европы`, того же ряда ассоциация).
25. 17`16``/ Все солисты собрались у камелька. Все они здесь очень
хороши, абсолютно индивидуализированное выражение, не без
театральности, но ведь Сальери — театрал, прежде всего. Эта пьеса —
пьеса, содержания которой мы не знаем, но оно есть, его не может не
быть ).
26. 18`48``/ грозовая, туттийная, грозная и пугающая вариация. Не
хуже, чем у Вивальди. Трагедия после счастья.
00. 19`35``/ Кода. Занавес закрывается.
В общем, все умерли.
Тема:26 вариаций на тему испанской `Фолии` (1815)
(05.02.2022 19:54)
преодоленной бездарности. Так кто-то сказал о Брюсове. У Сальери - не
преодоленная.
нашим временам, и очень остроумные, ехидные даже вариации имеют место
быть.
Не Бомарше, но около того (если уж сравнивать с литераторами).
Тема:Соната для фортепиано №12 фа мажор (1783)
(04.02.2022 18:46)
Даже если это новёхонькая копия.
Однако, Б-Ш соловьём разливается )
Тема:Hirn, для 29-ти духовых инструментов и перкуссии (2021)
(01.02.2022 17:23)
Всякий может сказать: это блюдо из моих мозгов.
Тема:Соната для фортепиано №25 соль мажор (1809)
(29.01.2022 20:19)
дурацкую тему. А поясните, пожалуйста, насчет гросфатера. Я посмотрел
в Википедии. Где здесь гросфатер?
https://classic-online.ru/archive/?file_id=115570