Пользователь: weina

         
   
Информация о пользователе weina (не в сети )




   
   


Тема:Опера `Бульвар одиночества` (1952)
(24.11.2021 21:48)
Опера, интересная во всех отношениях. Начать с того, что героиня –
никто иная, как Манон Леско. Сюжет романа аббата Прево претерпел
значительные изменения, действие перенесено в современный композитору
Париж (50-е гг.). История Манон дана как бы пунктиром, в семи не
связанных между собой сценах. В конце Манон попадает в тюрьму за
убийство любовника, и тут невольно вспоминается Лулу. Да и по музыке
(серийная техника с тональными фрагментами и джазовыми вкраплениями)
опера гораздо ближе к Бергу, чем к Массне или Пуччини. Правда, Хенце
намекает, что помнит и ценит своих предшественников: в 5-й сцене,
сразу после чтения письма, в оркестре звучит явно пуччиниевская
аккордовая последовательность.
Запись очень хорошая, слушается на одном дыхании и позволяет в
очередной раз восхититься вокалом Елены Васильевой. Синопсис выложен в
описании.

`Додекафонию мы восприняли как освобождение, как надежду, нам
казалось, что она дает возможность изображать человеческие аффекты
по-новому и более углубленно; мы считали (и не без оснований), что
свободная тональность отвечает запросам сегодняшнего дня, как и другие
достижения нашего столетия – например, психоанализ, свободный
стихотворный размер в поэзии и ее овеществленное содержание. Поэтому
неудивительно, что любовные сцены в `Бульваре одиночества` написаны в
12-титоновой технике, т.к. моя додекафония стремилась тогда обозначить
свободный небуржуазный мир, в то время как старый развращенный мир
представлен старой тональной музыкой`. (Ханс Вернер Хенце)
    


Тема:Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов (1923-24)
(18.11.2021 22:25)
Из дневника С.С. Прокофьева:
`Был на концерте Стравинского, который сегодня играл с оркестром в
первый раз в жизни. Очень волновался, сбивался, забывал и рылся в
партитуре, которая стояла на пюпитре. Сам Концерт - скрещение двух
влияний, Баха и американских регтаймов. Первое мне не нравится, второе
- да! Музыка `под Баха` уже появилась у него год назад в финале
`Октета`, и мне сразу не понравилась как явная подделка. (Я ничего не
имею против Баха, но против самого факта подделки). Сделан Концерт
бодро, сурово, и в этом несомненно залог его жизненности. Суровость
его отчасти проистекает от оркестровки - без струнных. Такая
оркестровка мне отчасти нравится - своею аскетичностью; отчасти нет -
отсутствием полутонов и мягкости, которые исчезают вместе со
струнными. Кое-что в меди просто сделано грубо: кричит и заглушает
фортепиано`.
(Париж, 21 мая 1924 г.)
    


Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(17.11.2021 22:00)
steinberg писал(а):
Было ли это проблемой для
него? ...

`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не
удивляет.
Справедливое замечание ) В творчестве ИФС мелодии
действительно отводилась довольно скромная роль. Может быть, поэтому
он и не стеснялся признаваться: `Все, что меня интересует, все, что я
люблю, я хочу присвоить (возможно, я просто описываю редкую форму
клептомании)`. С другой стороны, благодаря его потрясающим ритмам,
тембрам, всей оркестровке у него любой мотив приобретал оригинальное,
неповторимое звучание.

Ну, это же друзья-соперники, тут отношения всегда непростые.
`Отсутствие настоящего тематического материала` было для Прокофьева
неприемлемым. Тем не менее он искренне восхищался `удивительной
красотой, ясностью и мастерством` `Весны`, не раз говорил о `живости и
изобретательности` музыки ИФС, о его `полнокровной и изумительной`
технике.
    


Тема:Струнный квартет №14 фа-диез мажор (1973)
(07.10.2021 23:05)
Музыка воспоминаний... Тема 1-й части - образ молодого Шостаковича,
внутренне раскрепощенного, не обремененного большими проблемами -
жизнь пока добра, всё удается, и кажется, что так будет всегда. Но под
конец, особенно после соло виолончели, эта тема звучит уже иначе, как
взгляд на себя прежнего через призму настоящего.
Линия настоящего продолжается и во 2-й части, наполненной
элегическими воспоминаниями и размышлениями о пережитом. В середине
(12:43) у дуэта скрипки и виолончели появляется удивительно сильная и
красивая тема, словно вобравшая в себя все светлые минуты жизни.
В 3-й части главное место отводится цитате из `Катерины Измайловой`
(`Сережа, хороший мой`). Нежная мелодия прерывается резкими, колючими
возгласами неприятия, поднимается возмущенный хор голосов, затем
голоса звучат по отдельности, но удивительно единодушно, продолжая и
дополняя друг друга. Интересно, что при этом всплывают отголоски
первой, гротесковой, части 15-й симфонии: мотив из трех нот у
виолончели (`удар бича`, 17:41) и намёк на `цирковой` ритм увертюры
Россини, которая там цитируется (18:34). Постепенно музыка вновь
обретает элегический характер. Виолончель еще раз пропевает
цитату-лейтмотив, чуть позже следует основная тема 2-й части (Адажио),
и завершается квартет повторением мелодии счастья и любви.

В википедии пишут, что цитату из `КИ` надо понимать как обращение к
Сергею Ширинскому, виолончелисту Квартета им. Бетховена, которому и
посвящено произведение, а чудесную тему из середины Адажио называют
`гимном виолончели`. Может, оно так и есть…
    


Тема:Симфония №4 до минор `Трагическая` (1816)
(24.09.2021 23:02)
Sir Gray писал(а):
Но почему эта симфония? Что,
других нет? что он в ней нашел?
По-моему, это лучшая среди ранних
шубертовских симфоний, я давно ее люблю. Там в финале есть одно место
- восходящее нарастание, которое полно такого подлинного драматизма,
что просто дух захватывает (здесь с 24:31, но лучше послушать у
Заваллиша). Название `Трагическая`, но я воспринимаю её скорее как
предчувствие грядущей трагедии. Особенно трогательно, что написал ее
19-летний мальчик...

Конечно, оценить Гульда-дирижера здесь довольно затруднительно. Можно
отметить лишь замедленный и подчеркнуто размеренный темп в 1-й части
и, пожалуй, в Менуэте. Но само наличие такой записи - факт, сам по
себе заслуживающий внимания. А уж водворение ее в Архив вызывает
просто прилив благодарных чувств. Спасибо, Schenia!
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(21.09.2021 21:39)
Zelenskiy писал(а):
Думаю, здесь не вопрос моего
предвзятого отношения к Плетневу, просто мне более дороги другие
исполнения.

weina, мы по-разному смотрим на это произведения.

Донохоу
Принимается )

Немножко продолжу Вашу мысль. Бывает, что исполнитель предлагает
совершенно новый взгляд на хорошо знакомое произведение. Такая
трактовка не столько ломает или отменяет сложившееся представление,
сколько дополняет и углубляет его - расширяет горизонты, так сказать.
Это для меня и есть самое интересное. И Плетнёва я люблю, в том числе,
за его `нестандартность`.

Донохоу - замечательный пианист, как раз на днях слушала у него 24
прелюдии и фуги ДДШ - всё на очень высоком уровне. Но хочу заметить,
что хороших и очень хороших исполнений всегда гораздо больше, чем
действительно выдающихся.
Спасибо Вам за беседу.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(20.09.2021 22:23)
Zelenskiy писал(а):
... у Николаевой ...
появляется какая-то нотка трагизма, боли во 2 части.
Николаева `внутри` этой музыки, а у Плетнева - какой-то отстраненный
взгляд на нее.
Не уверена, что 2-ю часть нужно так
драматизировать, зачем в элегии искать трагедию? Ведь там даже в
серединке с ее эмоциональным подъёмом - `всплеском чувств` - нет ни
капли горечи или отчаяния, скорее вдохновенные мысли, а чувства только
тёплые и благотворные. И красок у Плетнёва достаточно - прозрачных,
акварельных.
Непонятно, почему Вы не приемлете у Плетнёва 1-ю часть - он играет ее
с тем же азартом и виртуозным блеском, что и 3-ю, которая Вам
нравится. Каденция и все сольные фрагменты у него просто феноменальны.
Думаю, многие пианисты хотели бы сыграть, как он, просто не
получается.
`Отстранённый взгляд` Плетнёва на то, что он играет, стал уже общим
местом в рассуждениях всех его противников, просто скучно возражать.
    
   
         
Наши контакты