Скачать ноты
1. Kyrie
2. Gloria
3. Credo
4. Sanctus
5. Benedictus
6. Agnus Dei

Russian State Symphony Capella. Russian State Symphony Orchestra. 1999, Moscow Conservatoire
      (35)  


alexa_minsk (18.05.2014 18:37)
Удивительное явление!
Русский композитор писал католические мессы !!!

abyrvalg (18.05.2014 18:55)
alexa_minsk писал(а):
Удивительное явление!
Русский композитор писал католические мессы !!!
Но он же их писал уже за рубежом. А
послушайте, например, `Снежинки` - это уже наше, родненькое. Кстати, Вы же и заливали.
Хорошо, что Вы Гречанинова вспомнили, будет лишний повод еще раз многое из его опусов
переслушать, нравится его музыка, не могу объяснить чем, но нравится.

abcz (18.05.2014 18:59)
alexa_minsk писал(а):
Удивительное явление!
Русский композитор писал католические мессы !!!
экуменизм, это, как бы не совсем
католицизм, вроде бы? Ну, в той же мере, в какой и не совсем православие?

alexa_minsk (18.05.2014 21:52)
abcz писал(а):
экуменизм, это, как бы не совсем католицизм, вроде
бы?
Экуменизм (греч. обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства,
экуменическое движение — движение за сближение и объединение различных христианских
церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Экуменизм

Но месса все же католическая, как минимум по форме и тексту.

Andrew_Popoff (18.05.2014 22:06)
alexa_minsk писал(а):
Экуменизм (греч. обитаемый мир, вселенная) —
идеология всехристианского единства, экуменическое движение — движение за сближение и
объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских
отношений.
Неужто он под влияние В.Соловьева попал на какое-то время? Любопытно, не
знал о таком сочинении.

alexa_minsk (18.05.2014 22:08)
Andrew_Popoff писал(а):
Неужто он под влияние В.Соловьева попал на
какое-то время? Любопытно, не знал о таком сочинении.
`Особого упоминания заслуживает
тот факт, что в парижский период своей эмиграции Гречанинов, будучи уже очень пожилым
человеком, сочинил несколько католических месс и мотетов, а во время нью-йоркской жизни —
также и протестантские хоры с текстами на английском языке.`

http://ru.wikipedia.org/wiki/Гречанинов,_Александр_Тихонович

Andrew_Popoff (18.05.2014 22:13)
alexa_minsk писал(а):
будучи уже очень пожилым человеком, сочинил
несколько католических месс и мотетов
Это не обязательно связано с чем-то
исповедальным, или даже с простыми симпатиями к католицизму. Просто сами формы очень
притягательны и предоставляют композитору значительную свободу. Я сам обращался к
католическим текстам, не имея даже в мыслях намерения присоединиться к Римской церкви.

abcz (18.05.2014 22:17)
alexa_minsk писал(а):
Экуменизм (греч. обитаемый мир, вселенная)
это понятно.
Мне кажется, всё-таки именно экуменическая, всё же. Я, правда, мало наслышан в
православной музыке, но, кажется есть здесь отсылы и к православным традициям (и
хоральным, и монодийным), и к буквально григорианским, и протестантским (бахоподобия
проскакивают) ну и - поверх всего - умиляющий такой космополитический симфонизм.

Andrew_Popoff (18.05.2014 22:21)
abcz писал(а):
это понятно.
Мне кажется, всё-таки именно экуменическая, всё же. Я, правда, мало наслышан в
православной музыке, но, кажется есть здесь отсылы и к православным традициям (и
хоральным, и монодийным), и к буквально григорианским, и протестантским (бахоподобия
проскакивают) ну и - поверх всего - умиляющий такой космополитический симфонизм.
Да,
потому у меня и возникла мысль, что идеи В.Соловьева были Гречанинову, по меньшей мере,
интересны.

abcz (18.05.2014 22:22)
Andrew_Popoff писал(а):
Я сам обращался к католическим текстам, не
имея даже в мыслях намерения присоединиться к Римской церкви.
мне кажется, здесь
`католический` просто в качестве исходника. Переведи на русский - получишь обычную
литургию. И по тексту и по форме. На немецкий, опять же - Gottesdienst.
Предположительно.

evc (18.05.2014 22:31)
alexa_minsk писал(а):
Удивительное явление!
Русский композитор писал католические мессы !!!
некоторое время назад на форуме тема
поднималась по материалам заседания членов подотдела по церковному пению Поместного Собора
Православной Русской Церкви ... от 8 декабря 1917 г.

- О введении инструментов в православное богослужение / «Орган на клиросе»: за и против
http://classic-online.ru/forum/?t=1233

как раз приглашался А. Гречанинов, который -> `... вносит на обсуждение совещания вопрос
о необходимости ввести за богослужением в православном храме орган для придания церковной
службе большей музыкальной красоты, возвышенности и силы воздействия на молитвенное
настроение молящихся.`

alexa_minsk (18.05.2014 22:40)
evc писал(а):
некоторое время назад на форуме тема поднималась по
материалам заседания членов подотдела по церковному пению Поместного Собора Православной
Русской Церкви ... от 8 декабря 1917 г.
Удивительно!
Значит, до своей вынужденной эмиграции в 1925г. Гречанинов еще раньше `тяготел` к
европейской музыкальной культуре? И его мессы - итог этого тяготения, оформившийся в
эмиграции?

Mikhail_Kollontay (19.05.2014 08:26)
evc писал(а):
ввести за богослужением в православном храме
орган
У недавно умершего Джона Тавенера - он же был православный - есть музыка для
церкви с введением колокольчиков. Где-то у меня были старые кассеты, поискать бы надо.

hamerkop (19.05.2014 08:45)
Есть гипотеза, что в эмиграции Гречанинов, не особо афишируя сей факт, принял католичество
восточного обряда-так поступали тогда многие.

bubusir (19.05.2014 10:21)
hamerkop писал(а):
Есть гипотеза, что в эмиграции Гречанинов, не
особо афишируя сей факт, принял католичество восточного обряда-так поступали тогда
многие.
Можно уточнить, что такое `католичество восточного обряда`? Это случайно не
греко-католицизм, или, другими словами, униатство?

Если да, то это сильно любопытно ! )) (дело в том, что я тоже принадлежу к
греко-католической конфессии, но я думал, что она действует главном образом в Украине)

lesovichenko (19.05.2014 10:32)
bubusir писал(а):
Можно уточнить, что такое `католичество восточного
обряда`? Это случайно не греко-католицизм, или, другими словами, униатство?
Это не
обязательно. В разные века католики заключали унии и в Румынии и на Ближнем Востоке. Были
также какие-то русские эмигранты, принимавшие юрисдикцию папы. Если Гречанинов к кому-то
присоединялся, то скорее всего к последним (я ничего об этом не слышал).

lesovichenko (19.05.2014 10:34)
alexa_minsk писал(а):
Удивительное явление!
Русский композитор писал католические мессы !!!
Есть Месса на канонический латинский
текст у Стравинского. Он точно всегда был православным человеком.

lesovichenko (19.05.2014 10:56)
alexa_minsk писал(а):
Удивительно!
Значит, до своей вынужденной эмиграции в 1925г. Гречанинов еще раньше `тяготел` к
европейской музыкальной культуре? И его мессы - итог этого тяготения, оформившийся в
эмиграции?
Да, у него есть `Демественная литургия` на православные канонические
тексты с оркестром и органом.

hamerkop (19.05.2014 12:32)
bubusir писал(а):
Можно уточнить, что такое `католичество восточного
обряда`? Это случайно не греко-католицизм, или, другими словами, униатство?

Если да, то это сильно любопытно ! )) (дело в том, что я тоже принадлежу к
греко-католической конфессии, но я думал, что она действует главном образом в
Украине)
Католицизм восточного обряда многообразен. По внешней стороне Богослужения
он всегда встраивается в местную традицию. То, что мы привыкли называть униатством-это
строго украинские, белорусские и карпаторосские восточнокатолические общины (Брестская и
Ужгородская унии). Вроде как у Пендерецкого по материнской линии есть униатское
духовенство - поэтому он любит восточные литургические тексты. А еще есть мелхиты
(греческая и арабская традиции) с самобытной музыкальной культурой; есть болгарские,
румынские католики восточного обряда, арменокатолики-и так далее. Есть свой восточный
католицизм и у великороссов. Его фактический духовный центр-монастырь Шеветонь в Бельгии.
Восточным католиком, кстати, был Георгий Иванов.

paraklit (19.05.2014 17:36)
hamerkop писал(а):
Восточным католиком, кстати, был Георгий
Иванов...
Во-первых, который из Георгив Ивановых? А во-вторых, говоря о обрядовой
стороне, Вы ничего не сказали о ритуальной!.. Я сам не считаю себя большим знатоком, но
если Вы что-то знаете - расскажите...

evc (19.05.2014 17:39)
paraklit писал(а):
Во-первых, который из Георгив
Ивановых?
скорее всего наиболее на слуху, поэт-эмигрант... не думаю, что был упомянут
новосибирский композитор.

paraklit (19.05.2014 18:24)
evc писал(а):
не думаю, что был упомянут новосибирский
композитор.
Самое смешное, что был еще один... во всяком случае, я знаю...

paraklit (19.05.2014 18:38)
lesovichenko писал(а):
Да, у него есть `Демественная литургия` на
православные канонические тексты с оркестром и органом.
Да, очень интересное
сочинение. Интонационно - если бы без оркестра - можно было бы и в православном храме
петь...

hamerkop (19.05.2014 20:37)
evc писал(а):
скорее всего наиболее на слуху,
поэт-эмигрант...
Конечно, он. Его присоединял, кажется, о.Абрикосов.

hamerkop (19.05.2014 20:43)
paraklit писал(а):
говоря о обрядовой стороне, Вы ничего не сказали о
ритуальной!.. Я сам не считаю себя большим знатоком, но если Вы что-то знаете -
расскажите...
Тема для докторской диссертации, ИМХО. Да и суперзнатоком себя счесть
не могу. Если вернуться к любимой всеми нами музыке, то можно упомянуть ярких
исполнителей:хор Унивской лавры (Украина) и хор монастыря Шеветонь, а также двух
арабо-мелхитских исполнителей:протопсалта Максимоса Фахме (Париж) и монахиню Марию Кейруз
(Ливан). Впрочем, по-серьезному в эту тему не погружался.

lesovichenko (20.05.2014 13:45)
evc писал(а):
скорее всего наиболее на слуху, поэт-эмигрант... не
думаю, что был упомянут новосибирский композитор.
Новосибирский композитор был совсем
безрелигиозным. Советские идеологические опусы делал вполне искренне. Коммунистом быть не
переставал. Хотя, в Симфонии использовал знаменные распевы, для него это были сугубо
художественные артефакты.

lesovichenko (20.05.2014 16:02)
Странное сочинение. Яркое и эффектное, но абсолютно светское. В начале Глории вообще
`Половецкими плясками` пахнуло.

Mikhail_Kollontay (20.05.2014 16:13)
lesovichenko писал(а):
Странное сочинение. Яркое и эффектное, но
абсолютно светское. В начале Глории вообще `Половецкими плясками` пахнуло.
Мне и
нормально-православные церковные его сочинения кажутся странными. А секулярная музыка
кажется интереснее.

patlayenko (20.05.2014 16:39)
СПАСИБО за содержательную и образовательную дискуссию.

hamerkop (21.05.2014 10:05)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Мне и нормально-православные церковные
его сочинения кажутся странными. А секулярная музыка кажется
интереснее.
Литургические пьесы есть очень удачные, искренние и вполне в русле
тогдашней церковной традиции. Пример навскидку-К Богородице прилежно...

Mikhail_Kollontay (21.05.2014 10:11)
hamerkop писал(а):
Литургические пьесы есть очень удачные, искренние
и вполне в русле тогдашней церковной традиции. Пример навскидку-К Богородице
прилежно...
Тогдашней - да. Но я с трудом понимаю, параллельно выражаясь, как люди
молятся в храме с росписями Васнецова. Такое время, попытка переосмысления традиции,
закончившееся всякими обновленческими и другими расколами. Не будеи съезжать в сторону
религии лучше...

hamerkop (21.05.2014 10:23)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тогдашней - да. Но я с трудом понимаю,
параллельно выражаясь, как люди молятся в храме с росписями Васнецова. Такое время,
попытка переосмысления традиции, закончившееся всякими обновленческими и другими
расколами. Не будеи съезжать в сторону религии лучше...
Как ни странно это звучит, в
пении обновленцы не поменяли ничего. Единственный известный лично мне активный
обновленец-композитор - А.Ф.Шишкин, по совместительству секретарь пресловутого Николая
Платонова. Его музыка, кстати, попала даже в Лондонские сборники и активно исполняется на
клиросах до сих пор ( само собой разумеется, Шишкин присоединился вместе со всеми
обновленцами к Православию).
Я это к чему? И среди обновленцев, и среди представителей всех церковных течений того
времени были представители самых разных эстетических воззрений. Были старообрядные
обновленцы, а были святые, стяжавшие святость в окружении живописи Васнецова. Здесь
эстетика на духовный путь не влияла никак ( ну, возможно, кроме маргиналов типа
последователей Антонина Грановского).

Mikhail_Kollontay (21.05.2014 11:54)
hamerkop писал(а):
Шишкин
И сам я что-то пел даже. - Уклонюсь о
религиозных тем. простите, а конечно, Вы правы.

hamerkop (21.05.2014 18:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
И сам я что-то пел даже. - Уклонюсь о
религиозных тем. простите, а конечно, Вы правы.
Евхаристический Канон на Литургии св.
Василия Великого, я думаю-`дежурное блюдо` Великим Постом.
О религии-ни слова; только Ея Величество Музыка!

illarion89 (18.07.2016 22:25)
Музыка Гречанинова привлекает добротой, спокойностью, отсутствием выдуманной, надуманной
трагичности, идущей традицией от Байрона через Чайковского к Рахманинову и Скрябину (уже
изживающей себя у Скрябина), укладом, определенностью. Она, хотя и проста, но
привлекательна, он вообще забыт, его предстоит еще открыть...

...Будучи одним из крупнейших русских композиторов, Гречанинов является едва ли не
величайшим в области церковной музыки. Уже одно это обстоятельство (если б не было иных)
могло бы послужить признаком его глубокой религиозности и пламенной любви к родному
православию. Но вместе с тем, Гречанинов всю свою жизнь упорно сторонился «изоляционизма»
в вопросах веры. Он никогда не был религиозным провинциалом. Не остался он потому и узким
религиозным композитором. (...) Ощущение Гречаниновым некоторой ограничивающей связанности
в пределах однотипного религиозного ритуала, зародившееся, очевидно, еще в ранние годы
композитора, и стимулировало его постоянно к расширению методов и областей
музыкально-религиозного выявления... Напомним вкратце, что указанное расширение выразилось
сначала во введении Гречаниновым инструментального сопровождения в некоторые его
православные сочинения; затем - в создании целого ряда произведений для латинской церкви;
наконец - в использовании им оригинального древнееврейского текста для двух библейских
псалмов применительно к современному синагогальному богослужению.
За счет того же влечения Гречанинова к расширению форм религиозной экспрессии - и
притом уже вне пределов чисто церковного обихода - следует бесспорно отнести и создание им
оперы-легенды «Сестра Беатриса» на текст одноименной мистерии Метерлинка. Помимо своего
содержательного сценического замысла последняя привлекала композитора, по его словам,
«проникающей всю легенду идеей всепрощения». Как типично это для человека, внутренне
тяготеющего к духовному интернационализму. Как идеально гармонирует оно с перечисленными
выше творческими деяниями Гречанинова, с его готовностью писать музыку для «взыскующего»
ее в храме своем! Не свидетельствуют ли все эти черты композитора об искреннем искании им
ценностей неувядающих, общечеловеческих, тех, что еще издревле зрел в своих видениях
ветхозаветный Исайя, когда пророчествовал о едином «доме молитвы для всех народов»?

Иосиф Яссер. «Вселенская месса» Гречанинова.
«Новое русское слово», Нью-Йорк, 1942, 25 февраля



 
     
Наши контакты