может, лучше написать `В первом тоне`? Как-то странно читать о тональности пьесы тех времён, когда тональности ещё как бы и не существует.
Volovikelena
(24.08.2020 20:29)
abcz писал(а):
может, лучше написать `В первом тоне`? Как-то странно читать о тональности пьесы тех времён, когда тональности ещё как бы и не существует.
Странно, насколько разные два исполнения у Пиркля и Гродберга. У Пиркля очень резкий звук органа, даже немного металлический. У Гродберега - мягкая глубина и совсем другой темп.
abcz
(25.08.2020 04:46)
Volovikelena писал(а):
Странно, насколько разные два исполнения у Пиркля и Гродберга. У Пиркля очень резкий звук органа, даже немного металлический. У Гродберега - мягкая глубина и совсем другой темп.
Гродберг играл в ре миноре, в традициях классико-романтического исполнительства. Как тогда принято было играть Баха. Пиркль играет аутентично, в первом тоне и, похоже, на органе исторической постройки (копия или восстановленный).
Volovikelena
(25.08.2020 12:19)
abcz писал(а):
Гродберг играл в ре миноре, в традициях классико-романтического исполнительства. Как тогда принято было играть Баха. Пиркль играет аутентично, в первом тоне и, похоже, на органе исторической постройки (копия или восстановленный).
Тоны считали от ре? Не от ля?
abcz
(25.08.2020 12:39)
Volovikelena писал(а):
Тоны считали от ре? Не от ля?
тоны считали не по звуковысотностям, а по последовательности ладов: дорийский, гиподорийский, фригийский etc.
Volovikelena
(25.08.2020 15:39)
abcz писал(а):
тоны считали не по звуковысотностям, а по последовательности ладов: дорийский, гиподорийский, фригийский etc.
Спасибо. Только ведь tonoi и есть тональности, то есть перенесение гаммы определенного лада на другую высоту.
abcz
(25.08.2020 16:09)
Volovikelena писал(а):
Спасибо. Только ведь tonoi и есть тональности, то есть перенесение гаммы определенного лада на другую высоту.
пьесы, пишомые в системе церковных (средневековых) ладов вплоть до почти барокко не имеют тональности в современном значении. Это сугубо модальные технологии. И, соответственно, изменение тона текста не обязательно изменяет её высоту. Подразумевая стандартное строение звукоряда (1-1-1/2...), но не имея закреплённой высоты (`ля` может быть 440, или 400, или 500 - без разницы, но сохраняя название и тон-полутоновое окружение (стр. звукоряда)). Изменение тоники не приводит к изменению гармонии, просто транспозиция, изменение номера тона приводит к изменению всех связей в горизонтали и вертикали. Пьеса звучит совершенно иначе. Но не меняя тона (номера) можно петь пьесу на любой доступной высоте (по частотам) и это всё равно будет пьеса в первом (допустим) тоне.
Кстати, лад первого тона по звукоряду совпадает с ладом восьмого тона, только в 1-м финалис - ре, а реперкусса - ля, в восьмом же финалис - соль, а реперкуссу забыл. (Это не моя тема, в строгом стиле я писал на первом, что ли, курсе, не помню.)
Volovikelena
(25.08.2020 17:23)
abcz писал(а):
Но не меняя тона (номера) можно петь пьесу на любой доступной высоте (по частотам) и это всё равно будет пьеса в первом (допустим) тоне.
Кстати, лад первого тона по звукоряду совпадает с ладом восьмого тона, только в 1-м финалис - ре, а реперкусса - ля, в восьмом же финалис - соль, а реперкуссу забыл. (Это не моя тема, в строгом стиле я писал на первом, что ли, курсе, не помню.)
времён, когда тональности ещё как бы и не существует.
читать о тональности пьесы тех времён, когда тональности ещё как бы и не
существует.
очень резкий звук органа, даже немного металлический. У Гродберега - мягкая глубина и
совсем другой темп.
Пиркля и Гродберга. У Пиркля очень резкий звук органа, даже немного металлический. У
Гродберега - мягкая глубина и совсем другой темп.
традициях классико-романтического исполнительства. Как тогда принято было играть Баха.
Пиркль играет аутентично, в первом тоне и, похоже, на органе исторической постройки (копия
или восстановленный).
классико-романтического исполнительства. Как тогда принято было играть Баха. Пиркль играет
аутентично, в первом тоне и, похоже, на органе исторической постройки (копия или
восстановленный).
считали не по звуковысотностям, а по последовательности ладов: дорийский, гиподорийский,
фригийский etc.
последовательности ладов: дорийский, гиподорийский, фригийский etc.
ведь tonoi и есть тональности, то есть перенесение гаммы определенного лада на другую
высоту.
то есть перенесение гаммы определенного лада на другую высоту.
системе церковных (средневековых) ладов вплоть до почти барокко не имеют тональности в
современном значении. Это сугубо модальные технологии. И, соответственно, изменение тона
текста не обязательно изменяет её высоту. Подразумевая стандартное строение звукоряда
(1-1-1/2...), но не имея закреплённой высоты (`ля` может быть 440, или 400, или 500 - без
разницы, но сохраняя название и тон-полутоновое окружение (стр. звукоряда)). Изменение
тоники не приводит к изменению гармонии, просто транспозиция, изменение номера тона
приводит к изменению всех связей в горизонтали и вертикали. Пьеса звучит совершенно иначе.
Но не меняя тона (номера) можно петь пьесу на любой доступной высоте (по частотам) и это
всё равно будет пьеса в первом (допустим) тоне.
Кстати, лад первого тона по звукоряду совпадает с ладом восьмого тона, только в 1-м
финалис - ре, а реперкусса - ля, в восьмом же финалис - соль, а реперкуссу забыл. (Это не
моя тема, в строгом стиле я писал на первом, что ли, курсе, не помню.)
доступной высоте (по частотам) и это всё равно будет пьеса в первом (допустим) тоне.
Кстати, лад первого тона по звукоряду совпадает с ладом восьмого тона, только в 1-м
финалис - ре, а реперкусса - ля, в восьмом же финалис - соль, а реперкуссу забыл. (Это не
моя тема, в строгом стиле я писал на первом, что ли, курсе, не помню.)
реперкусса - до.