Ну вот как тут не согласиться с мнением, что в возрасте (когда была написана эта симфония для струнного оркестра и др.) Мендельсон превзошёл Моцарта ранней зрелостью таланта?
Слушаешь - и мысленно восхваляешь его гений! И находишь богатую эстетическую пищу: и для души, и для ума.
А какая великолепная полифония! Кайф!!!
Volovikelena
(01.08.2021 20:22)
Aelina писал(а):
Ну вот как тут не согласиться с мнением, что в возрасте (когда была написана эта симфония для струнного оркестра и др.) Мендельсон превзошёл Моцарта ранней зрелостью таланта?
Слушаешь - и мысленно восхваляешь его гений! И находишь богатую эстетическую пищу: и для души, и для ума.
А какая великолепная полифония! Кайф!!!
Мне кажется, что их сравнивать в этом возрасте странно. Время было разное - 1769 и 1823. Казалось бы - полвека всего. Но у Мендельсона был багаж за плечами, включавший Шуберта, Бетховена, Вебера. Это много, учитывая и стилистику Романтизма, которая уже стала поворотным моментом в отрочество Мендельсона, а Моцарт лишь делал к нему первые шаги в своей до минорной фортепианной сонате и Фантазии 1784 и 1785 года, квинтетах, ре минорном 20-м концерте, наконец, в 40-ой симфонии, которая Мендельсоном тут `слизана` тонально, интонационно и даже в некоторых моментах процитирована. + и инструментарий Моцартовский, фактически. Мендельсон не сильно экспериментировал с оркестровыми средствами - чай не Вагнер, и слава Богу, что так.
Я люблю музыку Мендельсона очень. Из любимых моих композиторов. Конечно, чуть более позднюю, начиная с его 17-летнего возраста и `Сна в летнюю ночь` с моих 16 лет и на всю жизнь.
Но ведь в его жизни уже был Моцарт полностью, вот с этой 40-й симфонией, которая стала для него ориентиром №1 в этом отроческом сочинении для струнного оркестра. И у Гуммеля был Моцарт, и у Бетховена и Шуберта был Моцарт. А у Моцарта в его 13 лет кто был? Папа Леопольд, который писал хорошо, но скучновато. Были австро-немецкие и итальянские классики и барочники, Иоганн Кристиан Бах (ещё не Иоганн Себастьян), Вагензайль. Немало, соглашусь. Это всё здорово и прекрасно. Но не было вот этой самой романтической добавки в виде Бетховена, Шуберта, Вебера, Россини, кстати, и себя самого позднего периода. Моцарт в 13 лет учился на том, что было в его багаже, а Мендельсон - на своем багаже с полным Моцартом.
Если бы Мендельсон в этом сочинении выдал нечто настолько индивидуальное, как в `Сне в летнюю ночь`, я бы согласилась с Вами. Но в этом произведении всё сугубо классично: и полифония, которую Вы хвалите (ничего особо нового в приемах нет. Оно и понятно - ребенок пишет), и тематизм, и интонационность, и тонально-гармоническая работа. Это великолепный опыт ребенка, очень профессионально написанное произведение, учитывая оркестровку (Сережа Прокофьев, насколько помню, ещё так не умел до поступления в консерваторию в свои 13 лет). Но он во многом подражательский, и как раз - Моцарту, у которого в его 13 лет были свои кумиры для подражания. Это - лестница вековая. И Моцарт стоит ниже, но в фундаменте Мендельсона. Выдернуть его из цепи - и кто знает, созрел ли бы Мендельсон настолько, чтобы стать одним из гениев романтизма. А ведь стал.)
Простите, если я не тактично выразила свои мысли. И благодарю Вас за рекомендацию.
для струнного оркестра и др.) Мендельсон превзошёл Моцарта ранней зрелостью таланта?
Слушаешь - и мысленно восхваляешь его гений! И находишь богатую эстетическую пищу: и для
души, и для ума.
А какая великолепная полифония! Кайф!!!
возрасте (когда была написана эта симфония для струнного оркестра и др.) Мендельсон
превзошёл Моцарта ранней зрелостью таланта?
Слушаешь - и мысленно восхваляешь его гений! И находишь богатую эстетическую пищу: и для
души, и для ума.
А какая великолепная полифония! Кайф!!!
возрасте странно. Время было разное - 1769 и 1823. Казалось бы - полвека всего. Но у
Мендельсона был багаж за плечами, включавший Шуберта, Бетховена, Вебера. Это много,
учитывая и стилистику Романтизма, которая уже стала поворотным моментом в отрочество
Мендельсона, а Моцарт лишь делал к нему первые шаги в своей до минорной фортепианной
сонате и Фантазии 1784 и 1785 года, квинтетах, ре минорном 20-м концерте, наконец, в 40-ой
симфонии, которая Мендельсоном тут `слизана` тонально, интонационно и даже в некоторых
моментах процитирована. + и инструментарий Моцартовский, фактически. Мендельсон не сильно
экспериментировал с оркестровыми средствами - чай не Вагнер, и слава Богу, что так.
Я люблю музыку Мендельсона очень. Из любимых моих композиторов. Конечно, чуть более
позднюю, начиная с его 17-летнего возраста и `Сна в летнюю ночь` с моих 16 лет и на всю
жизнь.
Но ведь в его жизни уже был Моцарт полностью, вот с этой 40-й симфонией, которая стала
для него ориентиром №1 в этом отроческом сочинении для струнного оркестра. И у Гуммеля был
Моцарт, и у Бетховена и Шуберта был Моцарт. А у Моцарта в его 13 лет кто был? Папа
Леопольд, который писал хорошо, но скучновато. Были австро-немецкие и итальянские классики
и барочники, Иоганн Кристиан Бах (ещё не Иоганн Себастьян), Вагензайль. Немало, соглашусь.
Это всё здорово и прекрасно. Но не было вот этой самой романтической добавки в виде
Бетховена, Шуберта, Вебера, Россини, кстати, и себя самого позднего периода. Моцарт в 13
лет учился на том, что было в его багаже, а Мендельсон - на своем багаже с полным
Моцартом.
Если бы Мендельсон в этом сочинении выдал нечто настолько индивидуальное, как в `Сне в
летнюю ночь`, я бы согласилась с Вами. Но в этом произведении всё сугубо классично: и
полифония, которую Вы хвалите (ничего особо нового в приемах нет. Оно и понятно - ребенок
пишет), и тематизм, и интонационность, и тонально-гармоническая работа. Это великолепный
опыт ребенка, очень профессионально написанное произведение, учитывая оркестровку (Сережа
Прокофьев, насколько помню, ещё так не умел до поступления в консерваторию в свои 13 лет).
Но он во многом подражательский, и как раз - Моцарту, у которого в его 13 лет были свои
кумиры для подражания. Это - лестница вековая. И Моцарт стоит ниже, но в фундаменте
Мендельсона. Выдернуть его из цепи - и кто знает, созрел ли бы Мендельсон настолько, чтобы
стать одним из гениев романтизма. А ведь стал.)
Простите, если я не тактично выразила свои мысли. И благодарю Вас за рекомендацию.