10 июля 2012 года в Гамбурге скончался Виктор Евсеевич СУСЛИН - уникальный русский композитор, живший последние тридцать лет в Германии, сплавивший в себе традицию высоко ценимой им немецкой музыки и русской ментальности.
Символ своей творческой веры Виктор Суслин сам определил как `сохранение великолепного конструктивного `пифагорейства`, ...ведущего к абсолютно неожиданному и неакадемическому результату. ...О том, что музыка математична, известно уже 2500 лет, но о том, что она имеет кристаллическую структуру, стало известно гораздо позже.
...Никакая `возвышенная` мотивировка, никакая `выразительность` на спасёт музыку, не обладающую красотой конструктивной идеи` (цитируется по статье Валентины Холоповой `Виктор Суслин: открытие шансов, пропущенных прогрессом` в сб. `Музыка из бывшего СССР`, вып 2, М.,1996).
Суслин относится к поколению тех московских музыкантов, которые 60-е-70-е годы испытали искус нововенской школы и прошли уроки незабвенного Филиппа Гершковича, ученика Веберна, оказавшегося волей судеб на территории СССР. Но для него это был опыт освоения великой традиции русским музыкантом - т.е. глубоко индивидуальным и переосмысленным.
Суслин `выращивал` музыкальные кристаллы - его создания предельно весомы, смысловая их наполненность на единицу времени и пространства чрезвычайно велика. Он был искателем `платоновской идеи` в музыке, он был Мастером в древнем, неремесленном, значении этого слова. Я никогда не забуду впечатления от первого исполнения его `Полунощной музыки` (1977). Там было незабываемо всё - акустическое пространство и гармоническая красота, исходящая от красоты и совершенства исходного звукового ряда, по-веберновски разделённого на две зеркальные шестизвучные половинки, движущиеся навстречу друг другу.
Гораздо позже я узнал, что именно этот, глубоко выношенный им, ряд лёг также в основу его великой оркестровой пьесы `Leb` wohl...` (`Прощай...`), в которой сплетены немецкие и русские музыкальные символы, неукоснительно выведенные из одного конструктивного ядра. Ныне Виктор прощается с нами своей музыкой, становящейся нашим общим достоянием.
Александр Вустин, 12.7.12
Atonal
(12.07.2012 23:20)
Скорбное известие. Вечная память композитору.
hamerkop
(12.07.2012 23:24)
Atonal писал(а):
Скорбное известие. Вечная память композитору.
Это был даровитый музыкант. RIP+
Fidelio
(18.03.2020 22:39)
Потрясающее сочинение. Гораздо больше похоже на Ночь на лысой горе, чем одноименная пьеса Мусоргского
Sasha Nick
(05.07.2021 06:09)
Еще раз переслушал, совершенно уникальная по силе воздействия вещь (разумеется имею ввиду силу воздействия на меня, кто-то возможно останется равнодушен). У меня вопрос. Суслин действительно так мало написал или это на форуме так мало выложено?
VladGrig
(05.07.2021 13:37)
`Прошай`- отражение состояния времени 1982 года... интересно было бы сделать выборку серьёзных, некоммерческих сочинений по году написания.
gross
(05.07.2021 21:47)
VladGrig писал(а):
`Прошай`- отражение состояния времени 1982 года...
Интересно, что тогда было за состояние. Прощай, дорогой Леонид Ильич? Или что-то другое?
evc
(06.07.2021 18:39)
gross писал(а):
Интересно, что тогда было за состояние. Прощай, дорогой Леонид Ильич? Или что-то другое?
Может всё проще, Суслин в это время как раз уехал из СССР, вот и прощался...
faustus
(19.12.2023 14:03)
victormain писал(а):
Гораздо позже я узнал, что именно этот, глубоко выношенный им, ряд лёг также в основу его великой оркестровой пьесы `Leb` wohl...` (`Прощай...`)
Я бы даже хотел сказать, что не великой, а прямо таки величайшей. Чем больше слушаю...
10 июля 2012 года в Гамбурге скончался Виктор Евсеевич СУСЛИН - уникальный русский
композитор, живший последние тридцать лет в Германии, сплавивший в себе традицию высоко
ценимой им немецкой музыки и русской ментальности.
Символ своей творческой веры Виктор Суслин сам определил как `сохранение великолепного
конструктивного `пифагорейства`, ...ведущего к абсолютно неожиданному и неакадемическому
результату. ...О том, что музыка математична, известно уже 2500 лет, но о том, что она
имеет кристаллическую структуру, стало известно гораздо позже.
...Никакая `возвышенная` мотивировка, никакая `выразительность` на спасёт музыку, не
обладающую красотой конструктивной идеи` (цитируется по статье Валентины Холоповой `Виктор
Суслин: открытие шансов, пропущенных прогрессом` в сб. `Музыка из бывшего СССР`, вып 2,
М.,1996).
Суслин относится к поколению тех московских музыкантов, которые 60-е-70-е годы испытали
искус нововенской школы и прошли уроки незабвенного Филиппа Гершковича, ученика Веберна,
оказавшегося волей судеб на территории СССР. Но для него это был опыт освоения великой
традиции русским музыкантом - т.е. глубоко индивидуальным и переосмысленным.
Суслин `выращивал` музыкальные кристаллы - его создания предельно весомы, смысловая их
наполненность на единицу времени и пространства чрезвычайно велика. Он был искателем
`платоновской идеи` в музыке, он был Мастером в древнем, неремесленном, значении этого
слова. Я никогда не забуду впечатления от первого исполнения его `Полунощной музыки`
(1977). Там было незабываемо всё - акустическое пространство и гармоническая красота,
исходящая от красоты и совершенства исходного звукового ряда, по-веберновски разделённого
на две зеркальные шестизвучные половинки, движущиеся навстречу друг другу.
Гораздо позже я узнал, что именно этот, глубоко выношенный им, ряд лёг также в основу
его великой оркестровой пьесы `Leb` wohl...` (`Прощай...`), в которой сплетены немецкие и
русские музыкальные символы, неукоснительно выведенные из одного конструктивного ядра.
Ныне Виктор прощается с нами своей музыкой, становящейся нашим общим достоянием.
Александр Вустин, 12.7.12
композитору.
Мусоргского
силу воздействия на меня, кто-то возможно останется равнодушен). У меня вопрос. Суслин
действительно так мало написал или это на форуме так мало выложено?
серьёзных, некоммерческих сочинений по году написания.
года...
что-то другое?
дорогой Леонид Ильич? Или что-то другое?
уехал из СССР, вот и прощался...
выношенный им, ряд лёг также в основу его великой оркестровой пьесы `Leb` wohl...`
(`Прощай...`)
больше слушаю...