1. Allegro
2. Adagio un poco mosso
3. Rondo: Allegro
Посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому
Скачать ноты
1. Allegro
2. Adagio un poco mosso 3. Rondo: Allegro Посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому КРИСТИАН ЗАКАРИАС В РОЛИ ПИАНИСТА И ДИРИЖЕРА. СМ. НИЖЕ |
||
В итоге Бетховен взял верх.
Далее по материалам сайта www.concertsociety.com
«Слава пришла к молодому Бетховену прежде всего как к концертирующему виртуозу, а более
всего - как к импровизатору. Его ученик Фердинанд Рис говорил, что бетховенские
импровизации «являлись самым замечательным из всего, что приходилось слышать». Композиторы
той эпохи чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар
сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты
оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не изданные произведения. Для академий
обычно снимались большие театральные залы. Такие концерты были редкими, длились не менее
четырёх часов, включали одну или две симфонии, вокальные и камерные сочинения и,
обязательно, излюбленный венцами жанр - фортепианный концерт.
Приближение глухоты сковывало Бетховена. Этим объясняется малое количество бетховенских
публичных выступлений. Достоверно известно, что Бетховен-пианист выступал в Вене в трех
своих больших академиях, и подобно своим предшественникам, в каждой академии исполнял свой
новый фортепианный концерт и импровизировал на предложенные публикой темы. Последнее
выступление Бетховена приходится на 1808 год. В 1814 году он участвовал в одном концерте
лишь как аккомпаниатор.
Венская традиция предписывала не издавать концерт до академии, солисты и оркестр играли
по рукописям. Солисту нужно было непременно, в знак уважения к слушателям, играть не по
памяти, а по рукописным нотам, доказывая тем самым, что произведение сочинено заранее.
Каденции же импровизировались, демонстрируя непосредственность творческого изобретения.
После премьеры сочинение издавалось, но не в виде партитуры, а в виде оркестровых голосов
и сольной партии, за исключением каденции.
Все свои пять фортепианных концертов Бетховен написал с 1794 по 1809 год. Пятый
фортепианный концерт ми-бемоль мажор, самый монументальный и известный как «Император»,
был назван при издании «Большим концертом» и посвящён покровителю и ученику композитора
эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в
Лейпциге. В 1812 году концерт был исполнен и в Вене учеником Бетховена Карлом Черни.
Созданная в годы наполеоновских войн, музыка концерта отразила героико-патриотическую
направленность бетховенского искусства центрального десятилетия творчества. Об этом
говорит героический облик I части - чеканность и энергия ее маршевых ритмов, призывных
интонаций. Эпическая широта драматургии концерта, характерные бетховенские контрасты -
мощь и нежность, сила и покой - позволяют сравнить его с Третьей симфонией. В отличие от
симфонии в концерте акцентировано не драматически-конфликтное, а триумфальное начало, дух
радостной действенности: это не сама битва, а победный её результат.»
В итоге Бетховен взял верх.
монументальный и известный как «Император», был назван при издании «Большим концертом» и
посвящён покровителю и ученику композитора эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
его концерт, в нотах которого Бетховен написал: Non si fa una Cadenza. Коллонтай, думаю,
про эту ремарку расскажет лучше.
знает, другой - не интеллектуал, третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы
всем остальным, в свою очередь, вставляет..... Форум-загляденье просто.
subito il seguente.
По-моему, Б. хотел этим указанием подчеркнуть категорический запрет свободной каденции
исполнителя. Дескать, не суйся, куда не просят, если хочешь уйти с целыми зубами.)
По-моему, Б. хотел этим указанием подчеркнуть категорический запрет свободной каденции
исполнителя. Дескать, не суйся, куда не просят, если хочешь уйти с целыми
зубами.)
каденции и переводится эта фраза типа как `Не делать каденции`. Собственно, Бетховен здесь
четко наложил запрет на исполнение чего-либо, не зафиксированного в нотном тексте.
Кстати говоря, вот еще пример кочующего еще с советских времен в музыкальной литературе
дурацкое утверждение о том, что Бетховен впервые в истории выписывает форт. каденцию. Ну,
во-первых он-то как раз ничего не выписывал, а дело в отсутствие каденции как таковой. А
во-вторых, до него было немало случаев ,когда выписывали каденции в нотах.
изданиях (здесь в фортепианном переложении с интересными ремарками редактора) и
присывается К. Черни. На сайте я выложил в 1-м концерте `запрещенную` Л.В.Б. каденцию,
которую сочинил Гульд)). Скорее всего `запрет`, если он имеется, связан не с трепетным
отношением к своему первому концертному детищу, а с посвящением концерта весьма
высокопоставленной особе - дабы не оскорбить её неудачными полуимпровизациями
исполнителей. Если этот `запрет` есть, то где он? В каком месте паритуры?
третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы всем остальным, в свою очередь,
вставляет..... Форум-загляденье просто.
И шепнул другому, третий - понял,
А четвертый, взяв дубовый посох,
В ночь ушел - на подвиг. Мир об этом
Песнь сложил, и с этой самой песней
На устах - о жизнь! - встречаю смерть.
паритуры?
Кстати, коли был упомянут 1-й концерт, к ней Бетховен сочинил последнюю из трех каденции
- ну совершенно чумовую, напрочь выпадающую из стилистики самого концерта. (у нас есть она
в Архиве в нотах под названием `три каденции`, она под номером три). Единственный пианист,
кто ее сыграл - это Цимерман. (Во всяком случае, в Архиве больше нет записей с этой
каденцией). Вообще, Бетховен иногда как будто жил в другом измерении, ну все не так как у
нормальных людей.
где он запретил каденцию.
///
еще запреты? А сам запрет, скорее всего, связан со статусом того, кому концерт посвящен.
- единственный, или есть еще запреты? А сам запрет, скорее всего, связан со статусом
того, кому концерт посвящен.
Думаю, что характер 1-й части 5-го концерта таков, что Бетховен просто не захотел нарушать
единство художественного замысла произвольными вставками пианистов. Вот, правда,
И.К.Кузнецов в своей книге пишет, что каденцию Людвиг Ваныч все-таки сохранил, но она
больше похожа на коду, некую вставку из 11 тактов.
каденцию, которую сочинил Гульд)).
далекое по музыкальному языку от первоисточника.
далекое по музыкальному языку от первоисточника.
понятно, что, во-первых, Гульд не дотягивает до первоисточника. Я, хоть и поклонник,
должен признать. Во-вторых, раз Гульду сказали не писать каденцию, то он напишет. Ну и так
далее.
Лично я - вообще против каденций исполнительских. Пусть автор сам напишет, что хочет. А
давайте в литературе будем писать каденции? Базаров не умер. Алену Ивановну вылечили. Кто
как хочет.
исполнительских.
разного рода вокальные фиоритуры, барочные каденции, аччьяккатуры разного рода. Да и всю
традицию импровизации по генералбасу. Так что, я - всячески за. Больше того, весьма б
желательно было, чтобы эти каденции не писались, а именно импровизировались. Как и было
задумано.
То есть, если это старинная музыка, то ради бога. Но уже Моцарт, мне кажется, сам должен
был все писать (иногда и писал же!). Так что Бетховен прав. Пора кончать с каденциями.
Сбросить их с парохода.
Пусть автор сам напишет, что хочет.
произвол, это один из ведущих аспектов музыкальной жизни 18 и начала 19 века, сами
композиторы не только разрешали `вмешиваться` в процесс импровизации разным исполнителям,
но и сами свои каденции почти никогда не выставляли в качестве единственных и
непогрешимых. Считалось, что чем круче и едренее каденция будет придумана и исполнена, тем
лучше, это ведь и гарантия успеха концертной деятельности исполнителя, и блеск, и изюминка
любого тогдашнего концерта, это и традиция, в конце концов. Считалось крутизной если
исполнитель сочиняет каденции на порядок интереснее и изобретательней самого композитора,
в этом усматривали некий шик, признак мастерства и таланта исполнителя.
Поэтому то, что этот `свод правил` в отношении к каденциям сохранился и многие нынешние
пианисты сами сочиняют свои варианты - это очень хорошо с точки зрения преемственности
давних традиции. Сами авторы при своей жизни только давали добро на исполнение различного
рода каденциозных заготовок, даже поощряли это. А их личные каденции рассматривались всего
лишь как один из возможных вариантов, и у хорошего пианиста таких каденции должны были
постоянно обновляться, или вовсе меняться. И, кстати, сочинить свою каденцию - это не
такая простая вещь, как на первый взгляд кажется, это требует огромного мастерства, сродни
композиторскому. Ведь за плохое качество могли ведь и тухлыми помидорами забросать.
это один из ведущих аспектов музыкальной жизни 18 и начала 19 века/.../
немного в курсе. Сиживал за столом.
Что я говорил - по моим каким-то субъективным ощущениям - в конце 18 в. с каденциями пора
было кончать, потому что появился автор. И мне показалось, что Бетховен в 5-ом это
проговорил. Озвучил. Дескать, импровизировать я буду сам, а вы играйте.
Вот о чем я писал.
потому что появился автор.
прошлое нужно подвергнуть инвентаризации на одном только простом основании - это не
вписывается в мировоззрение Сир Грея. Удивительный Вы человек. И даже не знаешь с какой
стороны подойти, чтоб не замочиться.
третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы всем остальным, в свою очередь,
вставляет..... Форум-загляденье просто.
анестезии. Гоша, не ворчите, клизьму вставлю)))))) Конечно, загляденье!!
музыкальное прошлое нужно подвергнуть инвентаризации на одном только простом основании -
это не вписывается в мировоззрение Сир Грея. Удивительный Вы человек. И даже не знаешь с
какой стороны подойти, чтоб не замочиться.
Любим прошлое, кто хочет, любим 21 век... Я только хотел сказать, что поздно пить боржом.
ЛИЧНО МНЕ КАЖЕТСЯ, что в конце 18 века время каденций прошло. И ничего больше. Нет же
каденций к Шопену? И к Моцарту и Бетховену уже не надо. Я ТАК ДУМАЮ... ТОЛЬКО ВЫ НЕ
ОБИЖАЙТЕСЬ.
Придворная корова
Сказала: `В чем же дело?`
Это я о себе (на всякий случай).
Все. Пью за здоровье тамады и расходимся.
То есть, если это старинная музыка, то ради бога. Но уже Моцарт, мне кажется, сам должен
был все писать (иногда и писал же!). Так что Бетховен прав. Пора кончать с каденциями.
Сбросить их с парохода.
Писал. Для особо тугих, кто сам ничего придумать не мог. Для любителей-музыкантов
(графьёв, там, всяких...). А импровизировать каденции надо, конечно. Весь смысл их именно
в том, чтобы показать отношение исполнителя к исполняемому.
ещё увидимся. Я так думаю.` `Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь.`
замысла произвольными вставками пианистов
Бетховена что-то не вышло уже с 4-м, при самых прекрасных намерениях, и он с перепугу
начал пытаться перестроить свои принципы для 5-го, в результате чего и 5-й не очень-то
вышел. Вообще-то, опять-таки по-моему только, проблема такая: концерт значит фактура, а
фактура для рояля тех лет, что там особенно можно придумать. Так что, может быть, Бетховен
слишком рано захотел того, чего. Чего еще в природе не было - если не Стейнвея, то хоть
как-то. А писать гаммы и арпеджио он уже не мог, а тогда что? полифонию, как в каденции
2-го? как-то оно не в жанре. Вот поэтому и решил обойтись без каденцирования в 5-м? И я
понятия не имел, что Игорь КОнстантинович книжки про Бетховена пишет.
похудения или от запоров?
2-го? как-то оно не в жанре.
- И я понятия не имел, что Игорь КОнстантинович книжки про Бетховена пишет.
фугато, кажись
- Есть у меня его книга, называется, кажется, `Фортепианный концерт`.
розовой водой)))))
Бетховена что-то не вышло уже с 4-м,/.../в результате чего и 5-й не очень-то вышел.
2) А писать гаммы и арпеджио он уже не мог
отвечаю. А не захотите - перестанете меня читать. Свобода.
1) Конечно, наедем. Я музыки лучше не знаю, с ума схожу от этих концертов, а Вы.... то не
вышло, это не вышло... Что вышло тогда? Первый и второй?
Видимо, где-то есть еще Земля, которую Бог создал со второй попытки. Там все нормально. И
с четвертым концертом все в порядке.
2)А вот это он мог, как никто. Ни до него, ни после. Я - любитель - но просто не понимаю,
как можно так расставить гаммы и аккорды, чтобы получалась такая музыка.
Дополнительно. Ведь Шуберт не написал ни одного концерта - так? Любопытно.
Соревновательность ему претила, что ли?
молодая гвардия рабочих и крестьян, самая наша музыка. Чарли Чаплин, не наша, но очень
горячо. Хотя в Женитьбе Бальзаминова уже и наша. А чем Третий плох, частушки в финале
ого-го. Насчет непонятности - почему хорошо получаются гаммы и арпеджио - совершенно с
Вами согласен. Шуберт не писал концертов потому, наверняка, что не был концертирующим
пианистом, зачем ему было их писать??
ого-го.
каденция чего стОит по сложности.
http://classic-online.ru/ru/production/3135
наверняка, что не был концертирующим пианистом, зачем ему было их писать??
бы у него не было симфоний, я бы не мог понять, как бы он писал симфонии. А сейчас -
вообще не могу вообразить, если бы ему заказали концерт, что бы получилось. Скрипичный
концерт? Абсолютно не могу представить.
Нет, думаю, он - не концертный человек.