Скачать ноты
1. Allegro
2. Adagio un poco mosso
3. Rondo: Allegro

Посвящен эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому

КРИСТИАН ЗАКАРИАС В РОЛИ ПИАНИСТА И ДИРИЖЕРА. СМ. НИЖЕ



Igor2 (12.06.2014 23:02)
В день открытия Мундиаля колебался между Бетховеном и Монтеверди.

В итоге Бетховен взял верх.

Далее по материалам сайта www.concertsociety.com

«Слава пришла к молодому Бетховену прежде всего как к концертирующему виртуозу, а более
всего - как к импровизатору. Его ученик Фердинанд Рис говорил, что бетховенские
импровизации «являлись самым замечательным из всего, что приходилось слышать». Композиторы
той эпохи чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар
сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты
оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не изданные произведения. Для академий
обычно снимались большие театральные залы. Такие концерты были редкими, длились не менее
четырёх часов, включали одну или две симфонии, вокальные и камерные сочинения и,
обязательно, излюбленный венцами жанр - фортепианный концерт.

Приближение глухоты сковывало Бетховена. Этим объясняется малое количество бетховенских
публичных выступлений. Достоверно известно, что Бетховен-пианист выступал в Вене в трех
своих больших академиях, и подобно своим предшественникам, в каждой академии исполнял свой
новый фортепианный концерт и импровизировал на предложенные публикой темы. Последнее
выступление Бетховена приходится на 1808 год. В 1814 году он участвовал в одном концерте
лишь как аккомпаниатор.
Венская традиция предписывала не издавать концерт до академии, солисты и оркестр играли
по рукописям. Солисту нужно было непременно, в знак уважения к слушателям, играть не по
памяти, а по рукописным нотам, доказывая тем самым, что произведение сочинено заранее.
Каденции же импровизировались, демонстрируя непосредственность творческого изобретения.
После премьеры сочинение издавалось, но не в виде партитуры, а в виде оркестровых голосов
и сольной партии, за исключением каденции.

Все свои пять фортепианных концертов Бетховен написал с 1794 по 1809 год. Пятый
фортепианный концерт ми-бемоль мажор, самый монументальный и известный как «Император»,
был назван при издании «Большим концертом» и посвящён покровителю и ученику композитора
эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в
Лейпциге. В 1812 году концерт был исполнен и в Вене учеником Бетховена Карлом Черни.
Созданная в годы наполеоновских войн, музыка концерта отразила героико-патриотическую
направленность бетховенского искусства центрального десятилетия творчества. Об этом
говорит героический облик I части - чеканность и энергия ее маршевых ритмов, призывных
интонаций. Эпическая широта драматургии концерта, характерные бетховенские контрасты -
мощь и нежность, сила и покой - позволяют сравнить его с Третьей симфонией. В отличие от
симфонии в концерте акцентировано не драматически-конфликтное, а триумфальное начало, дух
радостной действенности: это не сама битва, а победный её результат.»

Twist7 (12.06.2014 23:17)
Igor2 писал(а):
...

В итоге Бетховен взял верх.
Спасибо большое за пост !!!!!!!

abyrvalg (12.06.2014 23:29)
Igor2 писал(а):
Пятый фортепианный концерт ми-бемоль мажор, самый
монументальный и известный как «Император», был назван при издании «Большим концертом» и
посвящён покровителю и ученику композитора эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому.
И первый
его концерт, в нотах которого Бетховен написал: Non si fa una Cadenza. Коллонтай, думаю,
про эту ремарку расскажет лучше.

Mikhail_Kollontay (13.06.2014 06:52)
abyrvalg писал(а):
Коллонтай
Я ничего не знаю.

abyrvalg (13.06.2014 08:35)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я ничего не знаю.
Один - ничего не
знает, другой - не интеллектуал, третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы
всем остальным, в свою очередь, вставляет..... Форум-загляденье просто.

Romy_Van_Geyten (13.06.2014 09:02)
abyrvalg писал(а):
Non si fa una Cadenza...
...ma s`attacca
subito il seguente.

По-моему, Б. хотел этим указанием подчеркнуть категорический запрет свободной каденции
исполнителя. Дескать, не суйся, куда не просят, если хочешь уйти с целыми зубами.)

abyrvalg (13.06.2014 09:24)
Romy_Van_Geyten писал(а):
...ma s`attacca subito il seguente.

По-моему, Б. хотел этим указанием подчеркнуть категорический запрет свободной каденции
исполнителя. Дескать, не суйся, куда не просят, если хочешь уйти с целыми
зубами.)
Вот! Это же первый его концерт, в котором он запретил играть какие-либо
каденции и переводится эта фраза типа как `Не делать каденции`. Собственно, Бетховен здесь
четко наложил запрет на исполнение чего-либо, не зафиксированного в нотном тексте.
Кстати говоря, вот еще пример кочующего еще с советских времен в музыкальной литературе
дурацкое утверждение о том, что Бетховен впервые в истории выписывает форт. каденцию. Ну,
во-первых он-то как раз ничего не выписывал, а дело в отсутствие каденции как таковой. А
во-вторых, до него было немало случаев ,когда выписывали каденции в нотах.

LAKE (13.06.2014 10:08)
Одна из первых `запрещенных` каденций (короткая) в 1-м концерте имеется в некоторых
изданиях (здесь в фортепианном переложении с интересными ремарками редактора) и
присывается К. Черни. На сайте я выложил в 1-м концерте `запрещенную` Л.В.Б. каденцию,
которую сочинил Гульд)). Скорее всего `запрет`, если он имеется, связан не с трепетным
отношением к своему первому концертному детищу, а с посвящением концерта весьма
высокопоставленной особе - дабы не оскорбить её неудачными полуимпровизациями
исполнителей. Если этот `запрет` есть, то где он? В каком месте паритуры?

sir Grey (13.06.2014 10:19)
abyrvalg писал(а):
Один - ничего не знает, другой - не интеллектуал,
третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы всем остальным, в свою очередь,
вставляет..... Форум-загляденье просто.
Я сказала, а другой услышал
И шепнул другому, третий - понял,
А четвертый, взяв дубовый посох,
В ночь ушел - на подвиг. Мир об этом
Песнь сложил, и с этой самой песней
На устах - о жизнь! - встречаю смерть.

LAKE (13.06.2014 10:22)
Очень строгая и благородная манера исполнения, концерт в таких руках великолепен. Спасибо.

abyrvalg (13.06.2014 10:35)
LAKE писал(а):
Если этот `запрет` есть, то где он? В каком месте
паритуры?
В смысле, 5-й концерт - это первый его концерт, где он запретил каденцию.
Кстати, коли был упомянут 1-й концерт, к ней Бетховен сочинил последнюю из трех каденции
- ну совершенно чумовую, напрочь выпадающую из стилистики самого концерта. (у нас есть она
в Архиве в нотах под названием `три каденции`, она под номером три). Единственный пианист,
кто ее сыграл - это Цимерман. (Во всяком случае, в Архиве больше нет записей с этой
каденцией). Вообще, Бетховен иногда как будто жил в другом измерении, ну все не так как у
нормальных людей.

LAKE (13.06.2014 10:39)
abyrvalg писал(а):
В смысле, 5-й концерт - это первый его концерт,
где он запретил каденцию.
///
Так - понятно..., только еще точнее, наверное, все же - единственный, или есть
еще запреты? А сам запрет, скорее всего, связан со статусом того, кому концерт посвящен.

abyrvalg (13.06.2014 11:08)
LAKE писал(а):
Так - понятно..., только еще точнее, наверное, все же
- единственный, или есть еще запреты? А сам запрет, скорее всего, связан со статусом
того, кому концерт посвящен.
Единственный - да. А связан ли он со статусом - не знаю.
Думаю, что характер 1-й части 5-го концерта таков, что Бетховен просто не захотел нарушать
единство художественного замысла произвольными вставками пианистов. Вот, правда,
И.К.Кузнецов в своей книге пишет, что каденцию Людвиг Ваныч все-таки сохранил, но она
больше похожа на коду, некую вставку из 11 тактов.

abyrvalg (13.06.2014 11:45)
LAKE писал(а):
На сайте я выложил в 1-м концерте `запрещенную` Л.В.Б.
каденцию, которую сочинил Гульд)).
Глянул на его каденцию, ну это совсем что-то
далекое по музыкальному языку от первоисточника.

sir Grey (13.06.2014 11:49)
abyrvalg писал(а):
Глянул на его каденцию, ну это совсем что-то
далекое по музыкальному языку от первоисточника.
Я об этом никогда не думал. Но
понятно, что, во-первых, Гульд не дотягивает до первоисточника. Я, хоть и поклонник,
должен признать. Во-вторых, раз Гульду сказали не писать каденцию, то он напишет. Ну и так
далее.

Лично я - вообще против каденций исполнительских. Пусть автор сам напишет, что хочет. А
давайте в литературе будем писать каденции? Базаров не умер. Алену Ивановну вылечили. Кто
как хочет.

abcz (13.06.2014 12:04)
sir Grey писал(а):
Лично я - вообще против каденций
исполнительских.
вообще-то это традиция едва ли не многовековая (если учитывать
разного рода вокальные фиоритуры, барочные каденции, аччьяккатуры разного рода. Да и всю
традицию импровизации по генералбасу. Так что, я - всячески за. Больше того, весьма б
желательно было, чтобы эти каденции не писались, а именно импровизировались. Как и было
задумано.

sir Grey (13.06.2014 12:12)
abcz писал(а):
/.../Так что, я - всячески за./.../
А я - против.


То есть, если это старинная музыка, то ради бога. Но уже Моцарт, мне кажется, сам должен
был все писать (иногда и писал же!). Так что Бетховен прав. Пора кончать с каденциями.
Сбросить их с парохода.

abyrvalg (13.06.2014 12:14)
sir Grey писал(а):
Лично я - вообще против каденций исполнительских.
Пусть автор сам напишет, что хочет.
Каденция - это не просто исполнительский
произвол, это один из ведущих аспектов музыкальной жизни 18 и начала 19 века, сами
композиторы не только разрешали `вмешиваться` в процесс импровизации разным исполнителям,
но и сами свои каденции почти никогда не выставляли в качестве единственных и
непогрешимых. Считалось, что чем круче и едренее каденция будет придумана и исполнена, тем
лучше, это ведь и гарантия успеха концертной деятельности исполнителя, и блеск, и изюминка
любого тогдашнего концерта, это и традиция, в конце концов. Считалось крутизной если
исполнитель сочиняет каденции на порядок интереснее и изобретательней самого композитора,
в этом усматривали некий шик, признак мастерства и таланта исполнителя.
Поэтому то, что этот `свод правил` в отношении к каденциям сохранился и многие нынешние
пианисты сами сочиняют свои варианты - это очень хорошо с точки зрения преемственности
давних традиции. Сами авторы при своей жизни только давали добро на исполнение различного
рода каденциозных заготовок, даже поощряли это. А их личные каденции рассматривались всего
лишь как один из возможных вариантов, и у хорошего пианиста таких каденции должны были
постоянно обновляться, или вовсе меняться. И, кстати, сочинить свою каденцию - это не
такая простая вещь, как на первый взгляд кажется, это требует огромного мастерства, сродни
композиторскому. Ведь за плохое качество могли ведь и тухлыми помидорами забросать.

sir Grey (13.06.2014 12:39)
abyrvalg писал(а):
Каденция - это не просто исполнительский произвол,
это один из ведущих аспектов музыкальной жизни 18 и начала 19 века/.../
Я ведь
немного в курсе. Сиживал за столом.

Что я говорил - по моим каким-то субъективным ощущениям - в конце 18 в. с каденциями пора
было кончать, потому что появился автор. И мне показалось, что Бетховен в 5-ом это
проговорил. Озвучил. Дескать, импровизировать я буду сам, а вы играйте.

Вот о чем я писал.

abyrvalg (13.06.2014 12:52)
sir Grey писал(а):
Сиживал за столом.
Ишь!

abyrvalg (13.06.2014 13:01)
sir Grey писал(а):
в конце 18 в. с каденциями пора было кончать,
потому что появился автор.
Вот все у Вас подлежит пересмотру, ну все музыкальное
прошлое нужно подвергнуть инвентаризации на одном только простом основании - это не
вписывается в мировоззрение Сир Грея. Удивительный Вы человек. И даже не знаешь с какой
стороны подойти, чтоб не замочиться.

Maxilena (13.06.2014 13:02)
abyrvalg писал(а):
Один - ничего не знает, другой - не интеллектуал,
третий - клизму четвертому вставляет, четвертый - клизмы всем остальным, в свою очередь,
вставляет..... Форум-загляденье просто.
Да еще систематические вскрытия без
анестезии. Гоша, не ворчите, клизьму вставлю)))))) Конечно, загляденье!!

sir Grey (13.06.2014 13:08)
abyrvalg писал(а):
Вот все у Вас подлежит пересмотру, ну все
музыкальное прошлое нужно подвергнуть инвентаризации на одном только простом основании -
это не вписывается в мировоззрение Сир Грея. Удивительный Вы человек. И даже не знаешь с
какой стороны подойти, чтоб не замочиться.
Да нет! (на английский это не переводится)
Любим прошлое, кто хочет, любим 21 век... Я только хотел сказать, что поздно пить боржом.
ЛИЧНО МНЕ КАЖЕТСЯ, что в конце 18 века время каденций прошло. И ничего больше. Нет же
каденций к Шопену? И к Моцарту и Бетховену уже не надо. Я ТАК ДУМАЮ... ТОЛЬКО ВЫ НЕ
ОБИЖАЙТЕСЬ.

Придворная корова
Сказала: `В чем же дело?`

Это я о себе (на всякий случай).

Все. Пью за здоровье тамады и расходимся.

abcz (13.06.2014 13:17)
sir Grey писал(а):
А я - против.

То есть, если это старинная музыка, то ради бога. Но уже Моцарт, мне кажется, сам должен
был все писать (иногда и писал же!). Так что Бетховен прав. Пора кончать с каденциями.
Сбросить их с парохода.
ну, не играйте.

Писал. Для особо тугих, кто сам ничего придумать не мог. Для любителей-музыкантов
(графьёв, там, всяких...). А импровизировать каденции надо, конечно. Весь смысл их именно
в том, чтобы показать отношение исполнителя к исполняемому.

abyrvalg (13.06.2014 13:22)
sir Grey писал(а):
Я ТАК ДУМАЮ... ТОЛЬКО ВЫ НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ.
`Мы
ещё увидимся. Я так думаю.` `Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь.`

Mikhail_Kollontay (13.06.2014 13:22)
abyrvalg писал(а):
не захотел нарушать единство художественного
замысла произвольными вставками пианистов
Меня сейчас опять наедут, думаю, что у
Бетховена что-то не вышло уже с 4-м, при самых прекрасных намерениях, и он с перепугу
начал пытаться перестроить свои принципы для 5-го, в результате чего и 5-й не очень-то
вышел. Вообще-то, опять-таки по-моему только, проблема такая: концерт значит фактура, а
фактура для рояля тех лет, что там особенно можно придумать. Так что, может быть, Бетховен
слишком рано захотел того, чего. Чего еще в природе не было - если не Стейнвея, то хоть
как-то. А писать гаммы и арпеджио он уже не мог, а тогда что? полифонию, как в каденции
2-го? как-то оно не в жанре. Вот поэтому и решил обойтись без каденцирования в 5-м? И я
понятия не имел, что Игорь КОнстантинович книжки про Бетховена пишет.

abyrvalg (13.06.2014 13:24)
Maxilena писал(а):
Гоша, не ворчите, клизьму вставлю))))))
От
похудения или от запоров?

abyrvalg (13.06.2014 13:30)
Mikhail_Kollontay писал(а):
- а тогда что? полифонию, как в каденции
2-го? как-то оно не в жанре.
- И я понятия не имел, что Игорь КОнстантинович книжки про Бетховена пишет.
-
фугато, кажись
- Есть у меня его книга, называется, кажется, `Фортепианный концерт`.

Maxilena (13.06.2014 13:34)
abyrvalg писал(а):
От похудения или от запоров?
От грусти, с
розовой водой)))))

sir Grey (13.06.2014 13:39)
Mikhail_Kollontay писал(а):
1) Меня сейчас опять наедут, думаю, что у
Бетховена что-то не вышло уже с 4-м,/.../в результате чего и 5-й не очень-то вышел.
2) А писать гаммы и арпеджио он уже не мог
Раз уж мы общаемся на одном Форуме, то
отвечаю. А не захотите - перестанете меня читать. Свобода.

1) Конечно, наедем. Я музыки лучше не знаю, с ума схожу от этих концертов, а Вы.... то не
вышло, это не вышло... Что вышло тогда? Первый и второй?

Видимо, где-то есть еще Земля, которую Бог создал со второй попытки. Там все нормально. И
с четвертым концертом все в порядке.

2)А вот это он мог, как никто. Ни до него, ни после. Я - любитель - но просто не понимаю,
как можно так расставить гаммы и аккорды, чтобы получалась такая музыка.


Дополнительно. Ведь Шуберт не написал ни одного концерта - так? Любопытно.
Соревновательность ему претила, что ли?

Mikhail_Kollontay (13.06.2014 13:49)
sir Grey писал(а):
перестанете
Первый лучше всех, по-моему. Мы
молодая гвардия рабочих и крестьян, самая наша музыка. Чарли Чаплин, не наша, но очень
горячо. Хотя в Женитьбе Бальзаминова уже и наша. А чем Третий плох, частушки в финале
ого-го. Насчет непонятности - почему хорошо получаются гаммы и арпеджио - совершенно с
Вами согласен. Шуберт не писал концертов потому, наверняка, что не был концертирующим
пианистом, зачем ему было их писать??

abyrvalg (13.06.2014 13:54)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А чем Третий плох, частушки в финале
ого-го.
Если кому-то плох 3-й концерт, то в таком наряде, думаю, самое оно. Одна
каденция чего стОит по сложности.
http://classic-online.ru/ru/production/3135

sir Grey (13.06.2014 16:14)
Mikhail_Kollontay писал(а):
/.../Шуберт не писал концертов потому,
наверняка, что не был концертирующим пианистом, зачем ему было их писать??
Да. Если
бы у него не было симфоний, я бы не мог понять, как бы он писал симфонии. А сейчас -
вообще не могу вообразить, если бы ему заказали концерт, что бы получилось. Скрипичный
концерт? Абсолютно не могу представить.

Нет, думаю, он - не концертный человек.



 
     
Наши контакты