Скачать ноты
Николай Андреевич Римский-Корсаков - Опера `Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии` (1903-04), op.deest 51
В глухой чаще заволжских лесов стоит избушка Февронии. Дни ее полны покоя, тихих радостных дум. На ее голос сбегаются звери, слетаются птицы. Однажды появился незнакомый молодец в одежде княжьего...Читать дальше
В глухой чаще заволжских лесов стоит избушка Февронии. Дни ее полны покоя, тихих радостных дум. На ее голос сбегаются звери, слетаются птицы. Однажды появился незнакомый молодец в одежде княжьего ловчего. Юношу поразили восторженные речи девушки о красоте природы, о счастье жить под величавыми сводами лесов, радуясь сиянию солнца, аромату цветов, блеску голубого неба. Пришлись они друг другу по сердцу и порешили обменяться кольцами. Только успел молодец отправиться в обратный путь, как появились стрельцы-охотники во главе с Федором Поярком, разыскивающие своего товарища. От них Феврония узнала, что незнакомый юноша, с которым она обручилась, - княжич Всеволод, сын старого князя Юрия, правящего в Великом Китеже.
На торговой площади Малого Китежа толпится народ, ожидающий в нетерпении приезда жениха и невесты. Поводырь с медведем смешит толпу; седой как лунь Гусляр поет былину. Ропщут китежские богатеи, недовольные тем, что княгиней станет простая крестьянка. Увидев пьяного Гришку Кутерьму, они дают ему денег, чтобы он напился допьяна и как следует «почествовал» невесту. Китежане радостно приветствуют свою госпожу. Но Гришка Кутерьма подступает к Февронии с наглыми речами, издеваясь над ее простым происхождением и бедностью. Народ его прогоняет, и по знаку дружки - Федора Поярка - девушки заводят свадебную песню. Неожиданно песня обрывается. Слышатся звуки военных рогов, и на площадь выбегают в смятении толпы народа, преследуемые татарами. Татары злы: цикто из жителей не соглашается выдать своего князя, показать дорогу к Великому Китежу. С угрозами они набрасываются на Кутерьму, и бражник не выдерживает: убоявшись страшных мук, он соглашается вести татарскую рать. У одной из церквей Великого Китежа в полночь собрался народ, чтобы выслушать вестника - Федора Поярка, ослепленного врагами. Присутствующих потрясает его скорбный рассказ о народном бедствии и о том, что, по слухам, ведет татар к Великому Китежу Феврония. По призыву старого князя Юрия народ возносит мольбы о спасении. Княжич Всеволод просит отца благословить его с дружиной на ратный подвиг и выступает из Великого Китежа навстречу врагам. Только их песня затихла вдали, как город окутался светлым, золотистым туманом, сами тихо загудели колокола, предвещая избавление. Темной, непроглядной ночью Гришка привел татар, а с ними пленную Февронию, к озеру Светлояру. Но татарские воины не верят предателю; накрепко они привязали его к дереву, чтобы дождаться утра, и принялись за дележ награбленной добычи. Татары похваляются своей победой над китежской дружиной, рассказывают о гибели княжича Всеволода. Между воинами разгорелся спор - кому владеть полонянкой Февронией. В пылу ссоры Бурундай ударом топора убивает соперника. Дележ закончен, охмелевшие татары засыпают. Феврония горько плачет о своем погибшем женихе. Гришка Кутерьма окликает ее; его, предавшего врагу родную землю, оклеветавшего Февронию, мучают угрызения совести. Он в отчаянии просит Февронию отпустить его на волю, чтобы он смог замолить тяжкий грех предательства. Февронии стало жаль несчастного бражника, и она освободила его от пут. Гришка хочет бежать и не может: колокольный звон наполняет его душу непреодолимым страхом. Кинулся он к озеру, чтобы утопиться, и остолбенел при виде небывалого зрелища: первые лучи восходящего солнца скользнули по водной глади, озарили пустой берег Светлояра, а под ним в озере - отражение стольного града Великого Китежа. В безумном удивлении, с диким воплем Кутерьма исчез в лесной чаще. Увидели отражение невидимого города и татары. Загадочное зрелище навело на них панический страх. Забыв обо всем, они в ужасе бежали от страшного места. В глухой чаще керженских лесов, через бурелом и цепкие кустарники пробираются бежавшие от татар Феврония и Кутерьма. Их мучит голод и усталость. Не выдержав мук совести и страшных видений, Кутерьма пропадает в дремучей чаще. Обессиленная Феврония опускается на траву, призывая избавительницу-смерть. Вокруг нее расцветают невиданные цветы, свечи загораются на ветвях деревьев, голоса райских птиц ей пророчат покой и счастье, а из глубины прогалины приближается призрак княжича Всеволода. Вновь полная сил, Феврония радостно бросается ему навстречу, и молодые медленно удаляются к Великому Китежу. На площади чудесно преображенного города их встречает народ в белых одеждах. Затейливые терема озарены ярким серебристым сиянием, лев и единорог с серебряной шерстью сторожат княжеские хоромы, райские птицы поют, сидя на высоких шпилях. Феврония с изумлением рассматривает волшебный град. Под звуки райских свирелей народ запевает свадебную песню, недопетую в Малом Китиже. Но Феврония вспоминает о несчастном, безумном Гришке Кутерьме, которому не суждено войти в волшебный Китеж, и решает послать ему весть. Наконец грамотка написана, и молодые под торжественное пение и колокольный звон медленно и величаво шествуют в собор к венцу. Премьера - 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Х Свернуть |
||
Условный бас тянет целую ноту: Бли----н, на втором такте вступают (условные) тенора с
половинными нотами: По-ол-бли-на, затем альты с четвертями: Четверть блина..., и наконец -
сопранки восьмушками: Блинчики, блинчики... Все по до-мажорному трезвучию.
Правда, непонятно, к чему относится слово `отвратительно`.
студентов
Японии?
`Тоски` вспоминается.
городах и весях, при храмах и монастырях. И звонить в России они начали попозже, чем в
условных Равенне или Вероне. Или чем в горных буддистских монастырях.
скорее исключение, разве нет?
него (у неё) и так всегда там.
сжато-символьная! уважаю.
имеют один и тот же основной тон. Ну почти, разница меньше полутона. Но ничего общего в
спектре, естественно!. Поэтому когда звонили в эти два колокола, так предполагаю, что если
кто доил коров в округе, молоко сразу скисало от звуков этих в простоквашу. Но
извращённому уху было - хорошо, откровенно уж надо признаться.
Это что, ужасно звучит для неизвращенного уха (как у меня). Т.е. на нашем, любительском,
языке - дикая фальшь?
Вопрос для Вас, конечно, глупый, да и для многих здесь. Я просто хочу спросить, в чем
фишка. Т.е. чуть-чуть, меньше, чем на полтона, сдвинут другой колокол. И от этого - дикое
ощущение. Я правильно понял?
характеризующее исконно русский саунд колоколов происходит от `Малин` - французского
варианта названия бельгийского, что ли, города (название которого я, конечно, забыл)
откуда эти колокола с малиновым звоном по началу и поставлялись.
Я тогда расскажу друзьям.
Или просто Ваши предположения?
религиозную тему, иначе я начну всерьёз отвечать, мне начнут всерьёз отвечать, и будет
плохо. Ваши высказывания для христианина оскорбительны.
Франции сказал жене: `Я бы запретил карикатуры вообще; запретил бы рисовать известное лицо
с длинным носом или большими ушами. Запретил бы, как порнографию`. А она говорит: `Ну как
так можно? Это ведь цензура получается`.
А ты, Катулл, терпи! Пребудь, Катулл, твердым!
Интересно, как по-латыне (Шмураку) это `пребудь`?
непонятно, к чему относится слово `отвратительно`.
`отвратительно` тоже не понял. Это что-то по ту сторону.
неизвращенного уха (как у меня). Т.е. на нашем, любительском, языке - дикая фальшь?
Вопрос для Вас, конечно, глупый, да и для многих здесь. Я просто хочу спросить, в чем
фишка. Т.е. чуть-чуть, меньше, чем на полтона, сдвинут другой колокол. И от этого - дикое
ощущение. Я правильно понял?
наши колокола имеют принципиальное отличие от западных - это диссонантность. Но эта
`расстроенность` звучания колокола, с точки зрения апологетов русской православной музыки,
является достоинством, придающим особое тембровое богатство звучанию. Звучание делается
более теплым, глубоким. А на западе колокола имеют подчас идеальный строй, совпадающий с
интервалами темперированного строя. И связано это, по большей части, с карильонами, когда
для исполнения определенной музыки требуется полной нивелировки индивидуального тембра у
колоколов, краткого времени затухания звука, идеального темперированного строя. А это все
принципиально противоречит эстетике православного колокольного звона.
Еще есть философско-эстетический аспект: наши литейщики видели в колоколах одухотворенное
начало и запрещали их настройку, т.к. предполагали, что любой колокол должен иметь свою
неповторимую индивидуальность и особую красоту тембра, и вмешиваться в его внутреннее
состояние путем механической подточки для настройки звука считалось недозволительно, т.к.
считали, что колокола - от Бога и нечего влезать в его духовную сущность. И такое
отношение к колоколам было у нас издревле.
в России они начали попозже, чем в условных Равенне или Вероне. Или чем в горных
буддистских монастырях.
Равенне не довелось, но как-то ходил по Риму целую неделю, с утра дотемна. Колоколов ни
разу не слышал). Насчет `раньше/позже` уже писал. Примерно то же ведь и с нашей иконой:
появилась гораздо позже византийской, но насколько же богаче.
литейщики видели в колоколах одухотворенное начало И такое отношение к колоколам было у
нас издревле.
Я тогда расскажу друзьям.
Или просто Ваши предположения?
бесплатно не бывает.
немалые, в том числе, собранные народные средства, затраченные для создания (в Германии)
колоколов, звучание которых воссоздает(!) колокольное звучание `андревского
первоисточника`, записанное вот этим человеком
http://bellschool.ru/nasledie/saradzhev
Правда, непонятно, к чему относится слово `отвратительно`.
5-ой ПИЧ.
гораздо позже византийской, но насколько же богаче.
этим мне никак невозможно согласиться. Я лично подозреваю, что и само кватроченто было
вчерне сработано в византийских иконописных мастерских и в бригадах по фресковым росписям.
Чтобы убедиться в этом, достаточно приехать на Афон и взглянуть на византийские иконы
начала второго тысячелетия?
начало и запрещали их настройку, т.к. предполагали, что любой колокол должен иметь свою
неповторимую индивидуальность и особую красоту тембра, и вмешиваться в его внутреннее
состояние путем механической подточки для настройки звука считалось недозволительно, т.к.
считали, что колокола - от Бога и нечего влезать в его духовную сущность. И такое
отношение к колоколам было у нас издревле.
подвержение сомнению духовной сущности и красоты)
Настроить оно много сложнее - надо иметь очень точную форму и с металлом работать
ювелирно. А так взял отлил - и сразу прям как оно нужно и должно - лепо и духовно.
(История с Царь-Колоколом в контексте созвучна...)
не понял. Это что-то по ту сторону.
того, что распевают на мотив `Сударыня-барыня`. И звон вприсядку, хотя он глас архангела.
звуковом. Они совершенно дико разные у двух колоколов, не то что унисон, а и ... не
получается даже, до поросячьего визга. То есть слово фальшь не подходит, лексика из
другого ряда.
Я тогда расскажу друзьям.
соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен,
расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется
Malines (Малин), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. Кроме
того, в Мехелене же в середине XVI века был изобретен рычаг с молоточком, ударявшим по
стенке колокола, с помощью которого значительно облегчалась и упрощалась игра на
колоколах, особенно в карильонах, где число колоколов доходило порой до полусотни.
Уже к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки,
каковым и остаётся до сих пор. Здесь и сейчас делают знаменитые карильоны. Первый карильон
России, заказанный во Южных Нидерландах Петром I, соответствовал мехеленскому (малиновому)
стандарту. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон
(сочетание «малиновый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
Есть довольно интересная книга `Повседневная жизнь России под звон колоколов` В.Горохова,
где все истории колокольного звона подробно излагаются.
византийских иконописных мастерских и в бригадах по фресковым росписям. Чтобы убедиться в
этом, достаточно приехать на Афон и взглянуть на византийские иконы начала второго
тысячелетия.
раскрыть. Просто полистать, картинки посмотреть, даже текст можно не читать. Но уж если и
прочитать...
Очень полезно для понимания, откуда все:)
должно - лепо и духовно.
сомнению духовной сущности и красоты)
Настроить оно много сложнее - надо иметь очень точную форму и с металлом работать
ювелирно. А так взял отлил - и сразу прям как оно нужно и должно - лепо и духовно.
(История с Царь-Колоколом в контексте созвучна...)
`взял и отлил`, чтоб было всего лишь `лепо и духовно`. У нас работает психологический тип
колокольного звука. Колокол `выращивается` не абы какой, а со своей музыкальной очень
индивидуальной речью, порождающие у слушателя (у чуткого, конечно, слушателя) четкий
ассоциативный ряд. И такие колокола несут в себе огромное число конкретных
музыкально-художественных свойств. Что имеется в виду.... Вот у меня путеводитель
Псково-Печерского монастыря, в котором каждый колокол описывается как имеющий
конкретные характеристики, вот читаем, например (держу в руках этот путеводитель):
`Полиелейный` (название колокола) - звучит вопрошая, с некоторым напряжением и
беспокойством; `Праздничный` - мягкий, бархатный звук; `Вседневный` - звук определяется
как мрачно-торжественный; `Сысой` - старый дед, уже осипший от возраста, но мощный,
могучий; `Козел` - тембр прямой, звучный, но мало красоты в тембре, орет, но не поет;
`Тиньков` - звук прозрачный, хрустальный, волшебный ......... и т.д.
То есть речь идет о выразительно-смысловой индивидуальности каждого звона, а каждая
индивидуальность она неповторима и неисчерпаема. А вот эту самую самоценность каждого
звона наши литейщики и звонари и ценили, видели в этом бесконечном разнообразии тембров,
звуковысотных сочетаний, так сказать, музыкальный абсолют.
истоки а античности и Византии? Не может быть!
классики, разлитая во всём античном мире вплоть до расхожих эллинистичеких надгробий,
открытых недавно в Керамике, - опосредовано (а может, и впрямую) унаследована итальянцами
от Джотто до фра Липпи и Ботичелли и обеспечила последнему вековой кассовый успех.
мире вплоть до расхожих эллинистичеких надгробий, открытых недавно в Керамике, -
опосредовано (а может, и впрямую) унаследована итальянцами от Джотто до фра Липпи и
Ботичелли и обеспечила последнему вековой кассовый успех.
Да и сам термин `Возрождение/Ренессанс` напрямую связан с античной культурой - указывал
на возрождение интереса к античности и ее наследию, ее антропоцентризму, гуманизму,
неаскетизму. Византийцы, хранители многих культурных традиций античности, в
распространении ее идей в средневековой Италии сыграли едва ли не ключевую роль.
индивидуальности каждого звона, а каждая индивидуальность она неповторима и
неисчерпаема.
характере звука....( Так и надо, очень правильный подход).
невозможно согласиться.
Ник. понял, заведомо ожидал даже - до смешного (кто, думаю - лайкнул-то, наверняка ж она.
И точно), а существо возражения не дошло. Вот стоит у меня громадный том ранней
византийской иконы - сухо, сплошная сепия, и стоЯт тома русской иконы любых времен, но
позже византийской, конечно и - большая разница. Вот и вся моя логика.
чтоб было всего лишь `лепо и духовно`. У нас работает психологический тип колокольного
звука. Колокол `выращивается` не абы какой, а со своей музыкальной очень индивидуальной
речью, порождающие у слушателя (у чуткого, конечно, слушателя) четкий ассоциативный ряд. И
такие колокола несут в себе огромное число конкретных музыкально-художественных свойств.
Что имеется в виду.... Вот у меня путеводитель Псково-Печерского монастыря, в котором
каждый колокол описывается как имеющий конкретные характеристики, вот читаем, например
(держу в руках этот путеводитель):
`Полиелейный` (название колокола) - звучит вопрошая, с некоторым напряжением и
беспокойством; `Праздничный` - мягкий, бархатный звук; `Вседневный` - звук определяется
как мрачно-торжественный; `Сысой` - старый дед, уже осипший от возраста, но мощный,
могучий; `Козел` - тембр прямой, звучный, но мало красоты в тембре, орет, но не поет;
`Тиньков` - звук прозрачный, хрустальный, волшебный ......... и т.д.
То есть речь идет о выразительно-смысловой индивидуальности каждого звона, а каждая
индивидуальность она неповторима и неисчерпаема. А вот эту самую самоценность каждого
звона наши литейщики и звонари и ценили, видели в этом бесконечном разнообразии тембров,
звуковысотных сочетаний, так сказать, музыкальный абсолют.
практический подход - отлить, характеризовать индивидуальность и использовать по мере
возможностей.
Ведь для того, чтобы была хорошо выражена тональность - нужна высокая симметрия. А
асимметричные колокола и звучат как раз очень богато и индивидуально, но в большинстве
случаев очень нелегко сочетаются, как писал МК.
P.S. Про `выращивание` немного непонятно - буду благодарен, если можно пояснить, как
работает такой процесс отливки, и зачем делают `козлов`.
вчерне сработано в византийских иконописных мастерских и в бригадах по фресковым росписям.
Чтобы убедиться в этом, достаточно приехать на Афон и взглянуть на византийские иконы
начала второго тысячелетия?
Церковное изобразительное искусство давно является предметом моего пристального интереса.
Залы музеев, где представлены иконописные шедевры, - первые, которые я посещаю, как у нас,
так и за рубежом, и многое видела в подлинниках. Не говоря уже о фресках Дионисия, Грека,
Рублева. Располагаю солидной коллекцией альбомов о византийской иконе, русской - всех школ
и направлений, болгарской, греческой, коптской и т.д. Мне очень понравилось высказанное в
Вашем посте - это очень точное и тонкое наблюдение. Целиком и полностью разделяю Ваше
мнение.
она тем, что я не понял, в чём именно состоит новизна лично(!) Ваших впечатлений,
описанных в Вашем посте, в контексте взаимосвязи византийских фресок и искусства раннего
возрождения? Не понял также сути Ваших впечатлений, как аргумента для возражения musikus,
о чём он сам и написал, кстати.
отлить, характеризовать индивидуальность и использовать по мере возможностей.
Ведь для того, чтобы была хорошо выражена тональность - нужна высокая симметрия. А
асимметричные колокола и звучат как раз очень богато и индивидуально, но в большинстве
случаев очень нелегко сочетаются, как писал МК.
P.S. Про `выращивание` немного непонятно - буду благодарен, если можно пояснить, как
работает такой процесс отливки, и зачем делают `козлов`.
отлить и использовать получившуюся индивидуальность. Традиции разные, подходы неодинаковы.
На западе, например, ценится качество колокола, заключающееся в короткой
продолжительностью его звучания. У нас же любят, когда колокол звучит как можно громче и
дольше. Поэтому, кстати, на Западе большие колокола в среднем считаются весом не больше
2-х тонн. Максимум до 20 тонн. У нас же зачастую отливали и 100 тонные махины (я не беру
рекордсменов в расчет - там все 150 тонн). Чтобы, как говорится, гудело на всю землю
русскую. Не зря ж иностранцы-современники писали, что колокольная симфония в 1000
колоколов в Москве - это событие незабываемое на вся жизнь. А потом само отлитие колоколов
считалось просто богоугодным делом; как-то слышал такую историю, что в одном городе не
удавалось качественно отлить большой колокол, причину неудач понять не могли. Неожиданно
выяснили, что один из рабочих-литейщиков был некрещеным. Его срочно окрестили и дело сразу
же пошло на лад.
Потом наши колокола иногда выполняют различные роли в православной жизни, например,
структуры колокольных голосов идентичны с церковным хором, подобны певческой традиции
(бас, тенор, альт, дискант) как бы выполняя роль благовеста. Прямая параллель шла с нашим
специфическим пением вообще, вплетены в наше церковно-певческое искусство. Так что наши
диссонантные колокола - они имели очень четкую, так сказать, концепцию в наших краях.
Кстати говоря, есть известная история, когда Петр Первый попытался установить в
Петропавловской крепости карильон, т.е. их колокола, но это ни к чему не привело, т.к. это
был совершенно другой инструмент, с иной музыкальной системой, в корне отличной от русской
православной колокольной музыки.
P.S Ну про `схемку аль чертеж` лития колоколов- это Вы можете в инете поискать. Зачем
`козлы`? - ну, в общем хоре, наверное, они хороши.
получившуюся индивидуальность. Традиции разные, подходы неодинаковы. На западе, например,
ценится качество колокола, заключающееся в короткой продолжительностью его звучания. У нас
же любят, когда колокол звучит как можно громче и дольше. Поэтому, кстати, на Западе
большие колокола в среднем считаются весом не больше 2-х тонн. Максимум до 20 тонн. У нас
же зачастую отливали и 100 тонные махины (я не беру рекордсменов в расчет - там все 150
тонн). Чтобы, как говорится, гудело на всю землю русскую. Не зря ж
иностранцы-современники писали, что колокольная симфония в 1000 колоколов в Москве - это
событие незабываемое на вся жизнь. А потом само отлитие колоколов считалось просто
богоугодным делом; как-то слышал такую историю, что в одном городе не удавалось
качественно отлить большой колокол, причину неудач понять не могли. Неожиданно выяснили,
что один из рабочих-литейщиков был некрещеным. Его срочно окрестили и дело сразу же пошло
на лад.
Потом наши колокола иногда выполняют различные роли в православной жизни, например,
структуры колокольных голосов идентичны с церковным хором, подобны певческой традиции
(бас, тенор, альт, дискант) как бы выполняя роль благовеста. Прямая параллель шла с нашим
специфическим пением вообще, вплетены в наше церковно-певческое искусство. Так что наши
диссонантные колокола - они имели очень четкую, так сказать, концепцию в наших краях.
Кстати говоря, есть известная история, когда Петр Первый попытался установить в
Петропавловской крепости карильон, т.е. их колокола, но это ни к чему не привело, т.к. это
был совершенно другой инструмент, с иной музыкальной системой, в корне отличной от русской
православной колокольной музыки.
P.S Ну про `схемку аль чертеж` лития колоколов- это Вы можете в инете поискать. Зачем
`козлы`? - ну, в общем хоре, наверное, они хороши.
(Я немного в курсе процесса отливки и требований к сплавам, поэтому и спросил про
`выращивание`).
Но если нужно `крестить`, и `как в фильме` - то и замечательно, лепо!
Красота и гармония - она одна на всех!
я для красна слова, так сказать, экспрессию добавить слову. А вообще масса классной
литературы есть по нашим колоколам. Читаешь и думаешь: не фига себе культура была у нас, и
еще кто-то говорит, что до Глинки у нас ничего не было. Да там все звенело и пело на все
лады.
экспрессию добавить слову. А вообще масса классной литературы есть по нашим колоколам.
Читаешь и думаешь: не фига себе культура была у нас, и еще кто-то говорит, что до Глинки
у нас ничего не было. Да там все звенело и пело на все лады.
донести до детей и преумножить!
`Воспоминания террориста` ч.1, гл.2 (VI)
http://fb2lib.net.ru/read_online/49131#TOC_idp202782640
`Воспоминания террориста` ч.1, гл.2 (VI)
http://fb2lib.net.ru/read_online/49131#TOC_idp202782640
византийской иконы - сухо, сплошная сепия, и стоЯт тома русской иконы любых времен, но
позже византийской, конечно и - большая разница. Вот и вся моя логика.
пересказать своё чувство: вот, пришел я в часовню иконы Иверской Божьей Матери, что в
Ивероне - бывшем грузинском монастыре на афонской части полуострова Халкидики и увидел
икону Портаитисса, написанную по преданию евангелистом Лукой. Никакая репродукция и список
даже отдалённо не могут воспроизвести переживание, которое в ней заложено. Но первое, что
приходит в ум после оторопи - это фаюмские портреты - а их ведь можно увидеть в Москве.
Другой пример: только цвет и свет - пусть это синонимы - но никакая печать, и никакой
видеоряд (пока?) не в состоянии передать мрачной зелени Ботичелли, ради которой одной
стоит пустить себя по миру, но доехать до Уфицци.
Собственно, и в музеи я хожу только для одного: чтобы попытаться раз и навсегда запомнить
цвет. Цвет, тени и линию.
евангелистом Лукой. Никакая репродукция и список даже отдалённо не могут воспроизвести
переживание, которое в ней заложено.
заменить даже одного взгляда, брошенного на них. Но репродукции помогают по прошествии
времени оживить впечатления, напомнить милые детали, сделать воспоминание более острым и
полным.
Думаю, кстати, что примерно то же самое можно смело сказать и об отношении записи к
живому исполнению, эмоциональный заряд которого ни одна, даже самая совершенная, запись
передать не в силах. Но может напомнить о пережитом.
заменить даже одного взгляда, брошенного на них...
месту. Но здесь важнее другое и личное: Портаитисса стала для меня наглядным и прямым
свидетельством пути антично-византийской традиции к высокому Возрождению.
важнее другое и личное: Портаитисса стала для меня наглядным и прямым свидетельством пути
антично-византийской традиции к высокому Возрождению.
нечего возразить. Но идти надо! Потому что пока САМ не пройдешь...
Валерий. Кто же спорит, подлинник всегда правдивее репродукции. У меня тоже есть какой-то
опыт посещения музеев Парижа, Берлина, Лондона, Рима, Мадрида, Афин и проч. Добавьте
Москву и Питер или, скажем, Ферапонтов монастырь. Благодаря этому была таки возможность
сравнивать впечатления от оригиналов и копий. Глупо утверждать, что репродукция точнее
исходника, но впечатление все же формируется. И поскольку репродукции шедевров часто
повторяются в разных изданиях, можно понять что к чему. А византийскую и русскую иконопись
я сравнивал при прочих равных условиях, `по-справедливости`.
прочих равных условиях, `по-справедливости`.
эффектность и красочность в иконописи, кажется, моменты весьма вторичные
красочность в иконописи, кажется, моменты весьма вторичные
учитывать то обстоятельство, что в иконописи попросту не существует случайных, просто
`красочных`, но не имеющих смысловой нагрузки цветов.
красочность в иконописи, кажется, моменты весьма вторичные
видели? А иконы Московской школы? А Рублевскую `Троицу`, наконец?
авторской живописи не осталось, как будто бы - около 10? Тогда уж надёжнее фрески во
Владимирском соборе? где, кстати, знание западных реалий (суда западного типа)?
Не согласитесь ли Вы с тем, что и в музыке - сочность тембров и эффектность как таковая -
не являются чем-то первоопределяющим?
живописи не осталось, как будто бы - около 10? Тогда уж надёжнее фрески во Владимирском
соборе? где, кстати, знание западных реалий (суда западного типа)?
живописи по прошествии более 500 лет практически нигде ничего не остаётся. Современные
методы анализа составов краски и цветов позволяют, тем не менее, достаточно достоверно
определять цветовую гамму, но, конечно, увы, не всегда. В качестве примеров: Мона Лиза в
ужасном состоянии, Тайная Вечеря - новодел. Однако, мы продолжаем считать их подлинными и
подлинными шедеврами. Что касается `Троицы`, то цветовая гамма самого первого слоя,
обнаруженного в начале 20в. при снятии, почти полностью, всех более поздних закрашиваний
(их было не 10, а вдвое меньше), наличествует.
согласитесь ли Вы с тем, что и в музыке - сочность тембров и эффектность как таковая - не
являются чем-то первоопределяющим?
церковный канон? Ну, с точки зрения догмы - наверное. А для меня (безбожника) главное,
признаться - то, что делает икону не предметом культа, а фактом искусства. Почему-то иконы
висят (стоЯт) не только в храмах, но и в музеях. Причем лучшие! Вспоминаю сцену из `Андрея
Рублева` Тарковского. Там Феофан Грек будто бы говорит о Рублевском письме: `Все же к р а
с и в о это!` (именно так, в разрядку). Красиво! Что живопись без красоты-то? - Фуфло! В
музыке то же самое! Здесь, однако, влезаем в старый разговор о содержании и форме,
разворачивать который нет смысла. Одно ясно, что в искусстве - как ни крамольно это для
товарищей партийного склада - важна, прежде всего, художественная форма (в том числе
`сочность тембров и эффектность как таковая`). Гениальная музыка Стравинского или живопись
Сутина не блещут философским смыслом. А самая `содержательная`, сурьезная музыка или
живопись, заключенные в бездарную форму - все то же, никому не нужное фуфло.
настаиваю, но я не к форме/содержанию клонил, а, думается, красота бывает и неброской, и в
чем-то даже тихой - без сочности и эффектности. И у Стравинского хватает
философски/религиозно нагруженных опусов.
церковный канон? Ну, с точки зрения догмы - наверное. А для меня (безбожника) главное,
признаться - то, что делает икону не предметом культа, а фактом искусства.
...
`канон` создает сильное художественное впечатление. Отсутствие в иконах теней, обратная
перспектива, строгое требование к цветовой палитре, продуманность, а даже и
выстраданность(!), смысла каждого цвета, не могут не оказывать на человека восприимчивого
к прекрасному именно того воздействия, которое иконы оказывают и на Вас тоже. Вы находите
их прекрасными. Ведь так? А тогда Вы находите прекрасным и Мир, который отражен в них. Он
очень отличен от нашего, т.н. `реального`. Вы же, ну, наверное, не восхищаетесь иконами,
как, скажем, люди `хохломой` восхищаются? Ну, а, если так, то Вы не такой уж `безбожник`,
уважаемый musikus, а в этом и заключается `Великая сила искусства`, дающая возможность
видеть красоту иного мира и восхищаться этим миром, в существование которого мы не можем
сколько угодно не верить.
первого слоя, обнаруженного в начале 20в. при снятии, почти полностью, всех более поздних
закрашиваний (их было не 10, а вдвое меньше), наличествует.
вопросов, а ориентировался на устные разговоры с серьезными специалистами, правда,
давненько они были. Однако лики ангелов почему-то не кажутся подлинно рублёвскими, хоть
плачь. Композиция - да. Вообще почему икона называется Троицей - мне непонятно. Насколько
мне известно, старообрядцы к этой иконе не прикладываются, ибо непонятно, кто на ней
изображён. Интересующиеся могут прочесть соответствующее место книги Бытия, я уж не буду.
Вообще же о филосовской части иконы можно бесконечно вещать.
тихой - без сочности и эффектности.
- И у Стравинского хватает философски/религиозно нагруженных опусов.
красота это тоже неплохо, но все же лучше ежели красота будет яркой, звонкой...
- дело вкуса, но `религиозно нагруженные` опусы ИФС, преимущественно поздние, это не
главный Стравинский. Да и они, эти нагруженные, ценны, прежде всего, не своим каноническим
смыслом, а все той же формой.
бесконечно вещать.
именно своеобразный иконописный `канон` создает сильное художественное
впечатление.
самим собой, сказать и свое, и новое.
уходя от канона, быть самим собой, сказать и свое, и новое.
конечно.
Вообще-то, наверное, так всегда получается и в жизни, и в искусстве, если их мыслить
раздельно. Вот он - Мир - весь перед нами. Нате, идите и смотрите. А ничегошеньки почти и
не видно, и подступают к большинству уныние и скепсис, и мешают они нам, пока не появится
кто-то, кто, `не уходя от канона...`, покажет, отринув множество страхов, `на себе`
покажет - Мир удивительно прекрасен.
за вашей беседой, однако, на всякий случай..
Может быть вам будет интересна книга Бориса Раушенбаха
``Пространственные построения в древнерусской живописи``.
http://scilib.narod.ru/Math/Rauschenbach4/contents.htm
Я тогда расскажу друзьям.
Или просто Ваши предположения?
http://frazbook.ru/2008/11/05/malinovyj-zvon/
сомнению духовной сущности и красоты)
Настроить оно много сложнее - надо иметь очень точную форму и с металлом работать
ювелирно. А так взял отлил - и сразу прям как оно нужно и должно - лепо и духовно.
(История с Царь-Колоколом в контексте созвучна...)
сложно. Просто надо знать соотношение массы звучащего тела с высотой, и взять для отливки
ровно столько цветных металлов в необходимой пропорции, сколько требуется. Не думаю, что
это большая проблема. Тонкая настройка делается напильничком. А что касается искусства
литья, то рекомендую посмотреть на оригинальные колокола. Это весьма технологичное и
высокое искусство по тем временам.
Интересно, как по-латыне (Шмураку) это `пребудь`?
назначаешься к твёрдости. :)
At tu, Catulle, destinatus obdura.
надо знать соотношение массы звучащего тела с высотой, и взять для отливки ровно столько
цветных металлов в необходимой пропорции, сколько требуется. Не думаю, что это большая
проблема. Тонкая настройка делается напильничком. А что касается искусства литья, то
рекомендую посмотреть на оригинальные колокола. Это весьма технологичное и высокое
искусство по тем временам.
отлить однородно по составу сплава, без дефектов (например, полостей), внутренних
напряжений. А потом без отличной центросимметричности трудно достичь высокой добротности
резонанса. И с одной стороны - конечно, напильничком. А с другой стороны, как-то четко
представляя себе, где нужно в многотонном колоколе `спилить` пару десятков килограммов...
Я могу представить себе только или кропотливейшую работу над формой отливки, или
изготовление колоколов с красивым индивидуальным звучанием и именами.
где медведи )))
осталось
храм в Подмосковье, верующие разнесли святыни по домам. Кроме многих богослужебных книг, в
том числе времен Павла Первого, у нас оказалось несколько икон. В их числе - Владимирская
Божия Матерь. Икона была старая, с ковчежцем, очень темная, ее считали чудотворной, хотя я
не знаю фактов. Икона у нас в доме чудесно обновилась - все больше сияла красками, о чем
поначалу и помина не было. В 1990 храм открыли, и мы с мамой торжественно повезли иконы
`домой`. И что же? прошел какой-то год, мы приехали поклониться святыням, и иконы НЕТ. Ее
радикально всю записали. Зная всю историю, видя прекрасное письмо ее. Уж что говорить о
старых временах, тогда тем более не чикались.
старости лет, часто думаю: с чем труднее всего будет расстаться (не считая, конечно,
близких)? - С красотой этого мира, да.
`Чёрные доски`.
В советские времена читался взахлёб и ценился выше любого детектива.:)
В советские времена читался взахлёб и ценился выше любого детектива.:)
сути и есть детектив.
Ну, это как анекдот: - Ты какие фильмы любишь?
- Исторические?
- Например?
- Ну, `Терминатор`.
всего будет расстаться (не считая, конечно, близких)? - С красотой этого мира,
да.
своим каноническим смыслом, а все той же формой.
не имею и иметь, кажется, не буду :) Просто трудно в таком случае их - нагруженные опусы -
отделить от прочих - раз всякие эйдосы в сознании маэстро бродили и в партитурах
воплощались, и, стало быть, в созданном Стравинским Универсуме все раскрытые грани в
некотором роде взаимосвязаны.
красоту и ценить ее.
сложно
всего будет расстаться (не считая, конечно, близких)? - С красотой этого мира,
да.
заткнулся, да?
`Чёрные доски`.
снобы фыркали при его имени (щас поутихли: нет человека - нет проблемы). Можно, конечно,
не принимать некоторые его взгляды, это понятно. Но вместе с мыльной водой выплескивают
ребенка. С. ведь был, прежде всего, блестящий прозаик. Он один из очень немногих ему
современников, взять даже шире, кто владел манкой литературной интонацией. Дорогого стоит.
в классе Веры Васильевны, Царствие ей Небесное, учился Миша Яшин - сын очень хорошего
писателя Александра Яшина. Поэтому не только Солоухин, но и Вампилов-Белов-ШУКШИН были в
ходу постоянно. И сам Яшин, которого по сей день чрезвычайно чту.
чту.
застал человека, знаю только по литературе. Знаю, что старался поддерживать молодежь,
Рубцова, в частности. Угощаю рябиной, классика такая, Довлатов наоборот.
по литературе. Знаю, что старался поддерживать молодежь, Рубцова, в частности. Угощаю
рябиной, классика такая, Довлатов наоборот.
о нем.
Солоухине. Пока был жив, снобы фыркали при его имени (щас поутихли: нет человека - нет
проблемы). Можно, конечно, не принимать некоторые его взгляды, это понятно. Но вместе с
мыльной водой выплескивают ребенка. С. ведь был, прежде всего, блестящий прозаик. Он один
из очень немногих ему современников, взять даже шире, кто владел манкой литературной
интонацией. Дорогого стоит.
незауряднейшая!!! Можно посадить здесь целые джунгли эпитетов и метафор, только тогда на
сайте, боюсь, можно будет влюбиться в орангутанга.
Значение Солоухина из ЕГО прозаической очевидности будет только расти во ВСЕОБЩУЮ
поэтическую невероятность. Немного по-другому: его проза - это `цветы Верояни`.
незауряднейшая!!! Можно посадить здесь целые джунгли эпитетов и метафор, только тогда на
сайте, боюсь, можно будет влюбиться в орангутанга.
Значение Солоухина из ЕГО прозаической очевидности будет только расти во ВСЕОБЩУЮ
поэтическую невероятность. Немного по-другому: его проза - это `цветы Верояни`.
верно. В стихах он такой же, что и в прозе. И есть очень хорошие строки. А отдельные стихи
просто сильные, например - `Волки`.
есть очень хорошие строки. А отдельные стихи просто сильные, например - `Волки`.
`натуралистическая` зоркость не уступала набоковской. Оформить в единое целое такие вот
наблюдения( с подчёркиванием антитез):` Можно найти розовые кошачьи лапки или белые
пирамидки заячьего уха, а рядом дремлют , сомкнув венчики , цветы собачьего мыла . Лиловые
кисти кукушкиных слёзок росли рядом с медвежьим луком, вороний глаз цвёл неподалёку от
куриной слепоты , а метёлки лисьего хвоста высоко поднимались над полянками петушиного
гребня`, - это что-то из области едва ли не `научных` открытий. Какие-то уникальные
загляды в Природу. Рассказы о Реках Цветов - захват в читательский плен. Совокупление
тракторно-колхозных тем со сказочно-таёжной глухоманью во `Владимирских посёлках` - изгиб
двоемирия, не приснившийся бы никогда Гофману с Чаяновым. И тд и тп... до бесконечности...
есть очень хорошие строки. А отдельные стихи просто сильные, например - `Волки`.
всё-таки в свою меру. Мне сегодня под руку попался том Батюшкова с его Скалы чувствительны
к свирели - и это в начале 19 века. Такая работа с языком, даже в грамматике уже на грани
фола.
справедливости ради - прочел у Паустовского.
руку попался том Батюшкова с его Скалы чувствительны к свирели - и это в начале 19 века.
Такая работа с языком, даже в грамматике уже на грани фола.
где люди, как КН, не выдерживают, победитовое сверло вдребезги вместе с головой, а есть
очень хорошие тыловики.
набоковской.
- Какие-то уникальные загляды в Природу. Рассказы о Реках Цветов - захват в читательский
плен.
насколько специфичны `главные герои` некоторых его повествований - грибы и травы. Ведь
открыв книгу, закрыть ее невозможно, пока до конца не прочтешь - немногие могут таким
эффектом похвастаться.
- Отлично как сказано!
романы!
вспоминаешь их за жизненной суетой. А потом всплывут неожиданно или на книжной полке
попадутся, и становится так легко на душе, что хочется жить. Спасибо всем, что напомнили
про Солоухина, давно его не перечитывала.
Паустовского.