Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

           
Римский-Корсаков

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. В 1856г. отец отвёз Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862. В 1862—1865 гг. Римский-Корсаков был назначен на клипер «Алмаз». Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые он запечатлел в своих оркестровых произведениях.
Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков попадает в общество членов «Могучей кучки». По настоянию Балакирева он заканчивает свою Первую симфонию, которая была исполнена в 1865г. под управлением самого Балакирева.
В конце 1860-х гг. Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».
С 1870-х расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка» по драме Л.Мея).
В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада».
В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).
Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич


 


 

2 песни op. 56
2 романса op. 25
2 хора op. 18
4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885)
4 песни op. 40
4 песни op. 42
4 романса op. 4
4 романса op. 50
4 романса op. 2
4 романса op. 3
4 романса op. 7
4 романса op. 26
4 романса op. 27
4 романса op. 55
6 романса op. 8
6 хоров без сопровождения op. 16
Аллегро B-dur (из коллективного струнного квартета Пятницы, без op., 1899)
Арии из опер
Вариации на тему Глинки для гобоя и духового оркестра
Вокальный цикл `Поэту` (5 романсов) op. 45
Испанское каприччио op. 34
Кантата `Свитезянка` на стихи Адама Мицкевича ор.44 (1897)
Квинтет для фортепиано и духовых
Концерт для тромбона и духового оркестра си-бемоль мажор (1877)
Концерт для фортепиано с оркестром (1883) op. 30
Концертштюк для кларнета и духового оркестра (1877)
Музыкальные картинки из оперы `Сказке о царе Салтане` op. 57
Неаполитанская песня op. 63
Опера `Боярыня Вера Шелога` (1898) op. 54
Опера `Золотой петушок` (1908)
Опера `Кащей бессмертный` (1901-1902)
Опера `Майская ночь`
Опера `Млада`
Опера `Моцарт и Сальери` op. 48
Опера `Ночь перед Рождеством`
Опера `Пан Воевода`
Опера `Псковитянка`
Опера `Садко`
Опера `Сервилия`
Опера `Сказание о невидимом граде Китеже`
Опера `Сказка о царе Салтане`
Опера `Снегурочка`
Опера `Царская невеста`
Песни op. 43
Песни op. 49
Пленившись розой, соловей...
Романс `У моря` op. 46
Романсы, песни
Серенада для виолончели с оркестром op. 37
Симфониетта на русские темы op. 31
Симфония №1 ми минор op. 1
Симфония №3 до мажор op. 32
Трио до минор для фортепиано, скрипки и виолончели (1897)
Увертюра на русские темы op. 28
Фантазия на русские темы для скрипки с оркестром op. 33
Фантазия на сербские темы op. 6
Фортепианные пьесы op. 11
Фуга "В монастыре" (1876)
`Золотой петушок`, сюита по одноименной опере
`Ночь перед Рождеством`, сюита по одноименной опере
`Пан Воевода`, сюита по одноименной опере op. 59
`Полёт шмеля`, фрагмент из оперы `Сказка о царе Салтане`
`Сказание о невидимом граде Китеже`, симфоническая сюита по одноимённой опере
`Снегурочка`, сюита по одноименной опере
``Ай, во поле липенька``, обработка русской народной песни
``Заплетися плетень``, обработка русской народной песни
«Антар», симфоническая сюита (1868, 1891) op. 9
«Взыде Бог», причастный стих на Вознесение
«Дубинушка» op. 62
«Из Гомера», прелюдия-кантата op. 60
«Над могилой», прелюдия памяти М. Беляева op. 61
«Ночь на горе Триглав», симфоническая сюита по 3-му действию оперы-балета `Млада`
«Песнь о вещем Олеге», кантата для тенора, баритона, мужского хора и симфонического оркестра (1899) op. 58
«Садко», музыкальная картина для симфонического оркестра op. 5
«Светлый праздник», увертюра для оркестра op. 36
«Сказка» для симфонического оркестра op. 29
«Стих об Алексее, Божьем человеке» (1878) op. 20
«Шехеразада», симфоническая сюита (1888) op. 35
 
 
 


Последние комментарии к произведениям композитора

Niksti (07.06.2014 13:31) не в сети не в сети
Удовольствие - слушать этот голос!
mikrus72 (24.10.2011 17:14) не в сети не в сети
Пение холодное. Слишком профессиональное. Выучка видна. А вот форму закончить не знает
как. Живое не выходит. Мертвое пение. По нотам прошел и все. Так правильно, что даже
слушать не хочется. Некрасивая правда. А чтобы форма живая была ее растрепать надо.
Придать элемент небрежности. А Ланский все в форму заковал, а вот субъективную сторону не
подал. Не понимает, не дано, не научили. Так как растрепав собьет рисунок пения четкость и
все такое. Как же удержать субъективное и объективное? Школа нужна! А ее нет. Только одна
сторона дела выучена. Однобокое пение. Это плохо- хотя и «хорошо!»
Allaya (20.10.2013 20:41) не в сети не в сети
Спасибо.
Maxilena (20.10.2013 22:22) не в сети не в сети
Вот - Любава! Вот - голос, интонирование, культура подачи звука! Восторг! А то какая-то
там.....
Allaya (20.10.2013 22:43) не в сети не в сети
Да, очень красивый голос. Но и там... тоже очень красивый. Люблю свои несовершенные уши.
evc (14.04.2013 20:20) не в сети не в сети
это что за ария и тд, какой оркестр, театр? следует подробнее обозначить, а так, сразу
есть основание удалять.
Allaya (20.10.2013 20:34) не в сети не в сети
Спасибо. О Лемешеве все слова лишние.
Manrico12 (10.08.2013 22:19) не в сети не в сети
Боже мой, как она великолепна! Это одна из немногих, но пленительных `молодых` записей.
Сколько свежести и упоения в её исполнении! И как она умела быть увлечённой, органичной,
`нутряной` и при этом изысканной, музыкантски `воспитанной`, точной!...
Allaya (20.10.2013 21:33) не в сети не в сети
Одна из совершенных женщин планеты. Один из совершенных голосов.
sir Grey (20.10.2013 22:09) не в сети не в сети
Мне всегда больше нравилась Синявская, хотя - сейчас послушал - голосок то - ого-ого.

И есть вещи, в которые Образцова реально `попала`, например - эта ария. Круто, нет слов.

Я не знаю, как оценивают знатоки, это же контральто? Или тут нет четкой границы? Графиню
поют и те, и те?

Но голос, конечно, это да. Нравится она нам или нет, но когда слушаешь - мороз по коже.
Maxilena (20.10.2013 22:12) не в сети не в сети
sir Grey писал(а):
Но голос, конечно, это да. Нравится она нам или
нет, но когда слушаешь - мороз по коже.
Уй, у меня тоже. И дыбом мохер на ногах. От
противности. Жуткий голос, ревущие низы. Апоморфин((( Любители, не обижайтесь.
sir Grey (20.10.2013 22:25) не в сети не в сети
Maxilena писал(а):
/.../Любители, не обижайтесь.
Переживем! Но я
Вас понимаю. Можно и так - и так. `У меня есть свое мнение, но я его не разделяю`
Allaya (20.10.2013 22:39) не в сети не в сети
Maxilena писал(а):
((( Любители, не обижайтесь.
Ни за что.
Очень красивый голос.
GAUA (09.02.2013 17:37) не в сети не в сети
Боже, какое наслаждение слышать совершенную Любашу! Думаю, и Стасов, и сам Николай
Андреевич были бы в восторге от этого пения. Надо же, даже зрительно возникает образ.
Слышна слеза, тоска, страдание - ВСЕ! Браво, царица Тамара!!!
sir Grey (09.02.2013 21:34) не в сети не в сети
GAUA писал(а):
Боже, какое наслаждение слышать совершенную Любашу!
/.../
Лично я - каюсь - не могу отделить обожания голоса от обожания самого образа
певицы!

А вот что мне интересно. Но это надо делать голосование, а на нашем сайте такой
возможности нет. Мне кажется, что кто любит Синявскую - тот любит Козловского, а кто
Лемешева - тот Образцову. Но как проверить???

Эх, как приятно слышать этот грудной голос, хотя, может быть, с точки зрения артемов
париных, тут не все на своем месте.

Дай бог здоровья певице, и мужа ее, товарища... , мы отлично помним и любим.
Allaya (09.02.2013 22:48) не в сети не в сети
Вот это сила и голоса и образа!
Allaya (20.10.2013 21:26) не в сети не в сети
Очень тёплое и светлое из детства. Спасибо.
VittorioCrivelli (02.02.2014 13:46) не в сети не в сети
Принято Михайловский театр не замечать, Михаила Татарникова игнорировать, а оперные
постановки Андрея Могучего ругать. Вместе с тем, на премьере `Царской невесты` оркестр
звучал отлично, солисты демонстрировали очень приличный уровень, а в режиссуре Андрея
Могучего, наряду с явными нелепостями (которые отрицать нельзя, они есть и их даже много),
чувствовалось и явное мастерство, - в данном случае интересна именно работа режиссера с
оперными артистами. Они соответствуют по искренности чувств и исполнения своих ролей очень
приличному европейскому уровню. Сомневаюсь, что подобную сцену поставил бы лучше Грэм Вик
или Питер Селлерс...
victormain (03.02.2014 05:18) не в сети не в сети
VittorioCrivelli писал(а):
... Сомневаюсь, что подобную сцену
поставил бы лучше Грэм Вик или Питер Селлерс...
В подобной сцене у Селлерса на
заднике морские коровы плавали бы. Не понимаю, что особого тут по делам Могучего: ну сидит
и сидит, лежит и лежит. Всё правильно. Поёт дева отлично.
 
           

Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru