Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908)

           
Римский-Корсаков

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. В 1856г. отец отвёз Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862. В 1862—1865 гг. Римский-Корсаков был назначен на клипер «Алмаз». Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые он запечатлел в своих оркестровых произведениях.
Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков попадает в общество членов «Могучей кучки». По настоянию Балакирева он заканчивает свою Первую симфонию, которая была исполнена в 1865г. под управлением самого Балакирева.
В конце 1860-х гг. Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».
С 1870-х расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Санкт-Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—1884), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—1881), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—1894), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 1870-х работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает увлечённо изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка» по драме Л.Мея).
В 1880-х годах большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шахерезада».
В начале 1890-х годов наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 1890-х творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898).
Во время Революции 1905—1907 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории (был уволен из Консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

http://ru.wikipedia.org/wiki/Римский-Корсаков,_Николай_Андреевич


 


 

2 песни op. 56
2 романса op. 25
2 хора op. 18
4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885)
4 песни op. 40
4 песни op. 42
4 романса op. 4
4 романса op. 50
4 романса op. 2
4 романса op. 3
4 романса op. 7
4 романса op. 26
4 романса op. 27
4 романса op. 55
6 романса op. 8
Аллегро B-dur (из коллективного струнного квартета Пятницы, без op., 1899)
Арии из опер
Вариации для гобоя и духового оркестра
Вокальный цикл `Поэту` (5 романсов) op. 45
Испанское каприччио op. 34
Кантата `Свитезянка` на стихи Адама Мицкевича ор.44 (1897)
Квинтет для фортепиано и духовых
Концерт для кларнета и духового оркестра
Концерт для тромбона и духового оркестра си-бемоль мажор (1877)
Концерт для фортепиано с оркестром op. 30
Музыкальные картинки к `Сказке о царе Салтане`, сюита op. 57
Неаполитанская песня op. 63
Опера `Боярыня Вера Шелога` op. 54
Опера `Золотой петушок`
Опера `Кащей бессмертный`
Опера `Майская ночь`
Опера `Млада`
Опера `Моцарт и Сальери` op. 48
Опера `Ночь перед Рождеством`
Опера `Пан Воевода`
Опера `Псковитянка`
Опера `Садко`
Опера `Сервилия`
Опера `Сказание о невидимом граде Китеже`
Опера `Сказка о царе Салтане`
Опера `Снегурочка`
Опера `Царская невеста`
Песни op. 43
Песни op. 49
Пленившись розой, соловей...
Романс `У моря` op. 46
Романсы, песни
Симфониетта на русские темы op. 31
Симфония №1 ми минор op. 1
Симфония №2 фа-диез минор `Антар` op. 9
Симфония №3 до мажор op. 32
Увертюра на русские темы op. 28
Фантазия на русские темы для скрипки с оркестром op. 33
Фантазия на сербские темы op. 6
Фортепианное трио до минор
Фортепианные пьесы op. 11
Фуга "В монастыре" (1876)
Шесть хоров без сопровождения, op. 16
`Взыде Бог`, причастный стих на Вознесение
`Дубинушка` op. 62
`Золотой петушок`, сюита по одноименной опере
`Из Гомера`, прелюдия-кантата
`Из Гомера`, прелюдия-кантата op. 60
`Над могилой`, прелюдия памяти М. Беляева op. 61
`Ночь на горе Триглаве` (концертное переложение для оркестра 3-го действия оперы-балета `Млада`)
`Ночь перед Рождеством`, сюита по одноименной опере
`Пан Воевода`, сюита по одноименной опере op. 59
`Полёт шмеля`
`Садко`, музыкальная картина op. 5
`Светлый праздник`, увертюра op. 36
`Сказание о невидимом граде Китеже`, симфоническая сюита по одноимённой опере
`Сказка` для симфонического оркестра op. 29
`Снегурочка`, сюита по одноименной опере
`Стих об Алексее, Божьем человеке` op. 20
`Шехеразада`, симфоническая сюита op. 35
«Песнь о вещем Олеге» (1899), кантата для тенора, баритона, мужского хора и симфонического оркестра op. 58
 
           

Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru