ФОРУМ



Mick_M(28.05.2012 22:43)
Zera писал(а):
Петр Ильич и прямо вставил в уста героини старинную
галантную арию Люлли
Гретри!!!


OlgaKz(28.05.2012 22:43)
steinberg писал(а):
...сегодня-завтра постараюсь отыскать, а пока
рекомендую Вам книжку Волконского, вышедшую недавно, про старинную музыку там много и
содержательно. Кстати про сравнение с 20-м веком там тоже найдёте.
Будьте добры,
поясните о книге какого Волконского идет речь? Не того ли, что руководил в свое время
ансамблем `Мадригал`?


Cypros(28.05.2012 22:45)
Zera писал(а):
етр Ильич и прямо вставил в уста героини старинную
галантную арию Люлли,которую по сюжету она пела в молодости при дворе Людовика и даже
иногда сама-сама маркиза Помпадур...
Могу ошибаться, но там не Люлли, а ария из оперы
Андре Гретри `Ричард львиное сердце`


op132(28.05.2012 22:45)
Zera писал(а):
Кстати,почему современные композитолры не спешат
использовать прямое и косвенное цитирование-как диалог эпох? Классический пример:опера
Чайковского Пиковая дама
уважаемая Zera, цитата (от коллажа до едва уловимой стилевой
аллюзии) - один из самых фундаментальных принципов музыки ХХ-ХХI веков.
Мой знакомый музыковед начал писать диссер по цитированию и задался целью собрать все
цитаты во в музыке последнего столетия.
Но остановился, дойдя, кажется, до 1529-й - за невозможностью охватить все.


op132(28.05.2012 22:46)
Mick_M писал(а):
Гретри!!!
разумеется.


op132(28.05.2012 22:52)
Zera писал(а):
Кстати,почему современные композитолры не спешат
использовать прямое и косвенное цитирование-как диалог эпох?
извините за автопример,
но даже в моей музыке, представленной на сайте, цитируются Лист, Верди, Моцарт, Мусоргский
и Крам.
Думаю, каждый присутствующий здесь композитор может представить свой внушительный
список.


Zera(28.05.2012 22:54)
op132 писал(а):
Мой знакомый музыковед начал писать диссер по
цитированию
Остроумно.
Аж три поправки хором :не Люлли-а Гретри-принимаются мной,четвертой.Большинсво,как почти
всегда право(к счастью,все же не всегда!)


rdvl(28.05.2012 22:55)
Zera писал(а):
Рэп в высших образцах-гражданская лирика и вариант
вроде джаза:вольная импровизация,не на слабо,уметь надо,короче,искусство,достойное
уважения.
Гражданка Сара добралась уже до РЭПа. То ли еще будет. Думаю, скоро будет
тут цыганская пляска с выходом. А может и не будет. Поглядим. Послушаем.


Zera(28.05.2012 22:55)
op132 писал(а):
Думаю, каждый присутствующий здесь композитор может
представить свой внушительный список.
Я рада,что всколыхнула авторские самолюбия на
сей счет-своим невежеством! Так устройте типа соревнование на эту тему:кто интереснее
цитировал.Пока на 1 месте для меня все же Чайковский.


Zera(28.05.2012 22:57)
rdvl писал(а):
Гражданка Сара добралась уже до РЭПа. То ли еще будет.
Думаю, скоро будет тут цыганская пляска с выходом. А может и не будет. Поглядим.
Послушаем.
Гражданка Сара?!
Это насмешка иили ваша ошибка?Если род юмора-я слишком прямолинейна в понимании
юмора,столь тонких острот не воспринимаю.


op132(28.05.2012 22:58)
Zera писал(а):
Так устройте типа соревнование на эту тему:кто
интереснее цитировал.Пока на 1 месте для меня все же Чайковский.
предлагаю Симфонию
Берио, оперу `Ваш Фауст` Пуссера, барочные цитаты Крама.
И Стравинского!


op132(28.05.2012 23:00)
op132 писал(а):
предлагаю Симфонию Берио, оперу `Ваш Фауст` Пуссера,
барочные цитаты Крама.
И Стравинского!
Лирические отступления Екимовского, Amadeus Красавина.


Zera(28.05.2012 23:04)
op132 писал(а):
Лирические отступления Екимовского, Amadeus
Красавина.
Ой! Вы думаете я смогу на слух определить кто что цитировал?Лучше
назовите несколько сочинений ,включая свои-с точным указанием того кто что цитировал-с
указанием на источники цитат.


rdvl(28.05.2012 23:06)
Zera писал(а):
Гражданка Сара?!
Это насмешка иили ваша ошибка?Если род юмора-я слишком прямолинейна в понимании
юмора,столь тонких острот не воспринимаю.
Виноват,конечно .Не те кнопочки. Но по
большому счету тут ведь достаточно равно, Сара или Зера. Это очень ведь близко по
звучанию и смыслу. Ошибиться легко.


Zera(28.05.2012 23:07)
rdvl писал(а):
Гражданка Сара добралась уже до РЭПа. То ли еще будет.
Думаю, скоро будет тут цыганская пляска с выходом. А может и не будет. Поглядим.
Послушаем.
Рэп-это реалии нашего времени,надо же как-то художникам и исследователям
реагировать.
А цыганская пляска...Отчего нет?! Кто из нас не мечтает о партии Кармен-как драм.актеры
о Гамлете?...


Zera(28.05.2012 23:08)
Zera писал(а):
Рэп-это реалии нашего времени,надо же как-то
художникам и исследователям реагировать.
А цыганская пляска...Отчего нет?! Кто из нас не мечтает о партии Кармен-как драм.актеры
о Гамлете?...
Почти не ошиблись.Я и Зара,и Зера.Зара похоже на Сара(возможно,и
происходит)
Но больше все же Зера.Это мое настоящее имя,а фамлию я пока предпочитаю не
называть.Зера на иврите означает`семя`.


op132(28.05.2012 23:08)
Zera писал(а):
Ой! Вы думаете я смогу на слух определить кто что
цитировал?Лучше назовите несколько сочинений ,включая свои-с точным указанием того кто что
цитировал-с указанием на источники цитат.
думаю, в Amadeus`е - запросто определите.

ОК, тогда посмотрите Десятникова - `Как старый шарманщик` и `В сторону лебедя` - и то, и
другое есть в архиве. Вы точно узнаете!


Zera(28.05.2012 23:13)
op132 писал(а):
думаю, в Amadeus`е - запросто определите.

ОК, тогда посмотрите Десятникова - `Как старый шарманщик` и `В сторону лебедя` - и то, и
другое есть в архиве. Вы точно узнаете!
Интригуете.Это хорошо,это по мне,проблемный
метод в обучении.


op132(28.05.2012 23:14)
Zera писал(а):
Интригуете.Это хорошо,это по мне,проблемный метод в
обучении.
и не собиралась интриговать! все эти названия - говорящие.


Zera(28.05.2012 23:14)
Zera писал(а):
Интригуете.Это хорошо,это по мне,проблемный метод в
обучении.
Amadeus-это чье произведение? А уж `точно определить самой
цитату`-попробую.


Zera(28.05.2012 23:15)
op132 писал(а):
и не собиралась интриговать! все эти названия -
говорящие.
Покак Амадеус `говорящ`для меня только в связи с Моцартом,но окаком
сочинении идет речь?


op132(28.05.2012 23:17)
Zera писал(а):
Покак Амадеус `говорящ`для меня только в связи с
Моцартом,но окаком сочинении идет речь?
начинается с увертюры к Свадьбе Фигаро - Вы,
как оперная певица, точно узнали бы!


Zera(28.05.2012 23:19)
op132 писал(а):
начинается с увертюры к Свадьбе Фигаро - Вы, как
оперная певица, точно узнали бы!
Разумеется.Свадьба Фигаро я заслушала до дыр.НО вы
все еще не назвали автора-Вы сами?


op132(28.05.2012 23:20)
Zera писал(а):
Разумеется.Свадьба Фигаро я заслушала до дыр.НО вы все
еще не назвали автора-Вы сами?
Нет, Zera, я же написала выше - Amadeus Красавина.


Intermezzo(28.05.2012 23:23)
Zera писал(а):
Это орган Швейцера Вы предлагаете послушать?А снова
какая книжка-Швейцер...(название)?
Да! Я думаю, не ошибусь, если назову его одним из
величайших органистов 19-го и 20-го столетия.

А книга назвается просто `Иоганн Себастьян Бах`.)


Zera(28.05.2012 23:24)
Ясно.А что означает`конфузливый угашатель энергий2?!


rdvl(28.05.2012 23:26)
Zera писал(а):
Почти не ошиблись.Я и Зара,и Зера.Зара похоже на
Сара(возможно,и происходит)
Но больше все же Зера.Это мое настоящее имя,а фамлию я пока предпочитаю не
называть.
Два кратких совета:- 1. Нажимайте кнопочку `ответить с цитатой`, а не
просто `ответить`. Безадресные высказывания напрягают законопослушных форумчан и уместны
лишь при формулировках ТЕМ и при изложении ОСОБО свежих,ни к каким комментариям не
относящихся своих новых мыслей и творческих идей. 2 Поскольку возможности править
написанное после отправки здесь нет, тщательнее перечитывайте свои посты и правьте сразу,
а то количество опечаток в Ваших посланиях зашкаливает. При всем при том примите
уверения...


op132(28.05.2012 23:28)
Zera писал(а):
А что означает`конфузливый угашатель энергий2?!
-
конфузливый угашатель энергий.
Так Эпштейн сказал о Веничке, а я на это ориентируюсь.


Zera(28.05.2012 23:30)
rdvl писал(а):
количество опечаток в Ваших посланиях
зашкаливает.
Зашкаливает,знаю.Меня отчасти оправдывает скорость мысли,не поспевающей
за беготней пальцев по клавишам(даже несмотря на то что самостоятельно машинописи на
компьютере).Ну и еще оправдывает или прощает количество опечаток-чрезмерное уважение(если
так уместно сказать) к собеседникам,нежелание заставлять их подолгу ожидать,томить.Вот
так.От избытка мыслей и чувств:))


Mick_M(28.05.2012 23:33)
Zera писал(а):
Вот так.От избытка мыслей и чувств:))
Так Вы по
ссылочкам-то прошлись, которые Вам op132 дала, или так просто избытком мыслей и чувств
делитесь?


Zera(28.05.2012 23:42)
Mick_M писал(а):
Так Вы по ссылочкам-то прошлись, которые Вам op132
дала, или так просто избытком мыслей и чувств делитесь?
Конкретных ссылочек пока не
было,только обобщенный список,я вот все пытаюсь уточнить список поизведений,даже
два:цитирующих и цитируемых.Сейчас я не могу даже пойти в архив что-то
послушать-скачать,на два фронта-то какимо бразом?


op132(28.05.2012 23:44)
Zera писал(а):
Конкретных ссылочек пока не
было
http://classic-online.ru/ru/production/20316
Десятников, `Как старый шарманщик`, цитируется последняя песня из Зимнего пути Шуберта

(не писала этого раньше, т.к. была уверена - и сейчас продолжаю быть..! - что Вы и так
узнаете).


Mick_M(28.05.2012 23:47)
Zera писал(а):
Сейчас я не могу даже пойти в архив что-то
послушать-скачать,на два фронта-то какимо бразом?
Так не надо на два фронта! Тут,
вообще-то, много музыки хорошей - может, имеет смысл послушать, а потом уже все
это...избыток...мысли...чувства...Люлли...Гретри...


Maxilena(28.05.2012 23:49)
Mick_M писал(а):
Так не надо на два фронта! Тут, вообще-то, много
музыки хорошей - может, имеет смысл послушать, а потом уже все
это...избыток...мысли...чувства...Люлли...Гретри...
Нееееет уж! Сначала мысли,
чувства, избыток, дебет, кредит, Люлли-Гретри... а потом уже что-то другое! Деньги
уплочены - получите удовольствие!


Zera(28.05.2012 23:49)
Mick_M писал(а):
Так не надо на два фронта! Тут, вообще-то, много
музыки хорошей - может, имеет смысл послушать, а потом уже все
это...избыток...мысли...чувства...Люлли...Гретри...
Ох,что же вы мне теперь будете
всякий раз про нечаянную ошибку пенять? Пиковая дама-моя любимая опера,я знаю ее наизусть
в массе интерпретаций(включая собственную).Ну а Люлли-про него намедни читала,был и
такой,ну и в избытке чувств промахнулась.А что,Вам в холодной Балтии не по нраву избытки
чувств?..


op132(28.05.2012 23:52)
Zera писал(а):
я знаю ее наизусть в массе интерпретаций(включая
собственную).
кстати, Zera, выкладывайте на сайт свои записи! нам же интересно.


Mick_M(28.05.2012 23:52)
Zera писал(а):
А что,Вам в холодной Балтии не по нраву избытки
чувств?..
Я-то, вообще, человек стеснительный... Коллеги не дадут соврать...


Zera(28.05.2012 23:56)
op132 писал(а):
кстати, Zera, выкладывайте на сайт свои записи! нам
же интересно.
Обязательно.Но только сегодня спросила как это делается.Так что скоро
рискну на ваш суд вынести.


Zera(29.05.2012 00:01)
Mick_M писал(а):
Я-то, вообще, человек стеснительный... Коллеги не
дадут соврать...
Ну это хорошо. Поэтому Вы прячетесь за толстыми тонированными
очками(шикарные очки-где достали?).
Стеснительность,застеничвость-это все то что и нашей братии свойственно.Я открою вам
жуткий секрет:9/10 обучения вокалу во всех случаях занимает-снятие напряжения,полный
релакс и раскрепощенность в каждой мышце и извилине.Это уж вок.педагоги и певцы не дадут
соврать.Через какие танталовы муки певцы и актеры проходят,избавляясь от `напряжения`и
стремясь к полной свободе -и никогда ее вполне не достигая.


Igor2(29.05.2012 00:08)
Zera писал(а):
Что Вы здесь подразумеваете под аутентичным
исполнением? `Сирень`,С.Рахманинова в авторском переложении для фортепиано и в исполнении
С.Рахманинова в исполнени -или ?
аутентичное исполнение - это например играть музыку
барокко именно на тех самых инструментах как тогда. ну например не заменять виолу да гамба
виолончелью.


Maxilena(29.05.2012 00:09)
Mick_M писал(а):
Я-то, вообще, человек стеснительный... Коллеги не
дадут соврать...
Ничо-ничо, Михаил, если дела так пойдут,то Вы еще у нас будете голым
на столе канкан бацать!


steinberg(29.05.2012 00:10)
OlgaKz писал(а):
Будьте добры, поясните о книге какого Волконского
идет речь? Не того ли, что руководил в свое время ансамблем `Мадригал`?
...имянно.


Andrew_Popoff(29.05.2012 00:16)
op132 писал(а):
кстати, Zera, выкладывайте на сайт свои записи! нам
же интересно.
Поддерживаю!


Zera(29.05.2012 00:48)
Maxilena писал(а):
Деньги уплочены - получите удовольствие!
Это
Вы в связи с чем?


alexshmurak(29.05.2012 00:52)
Zera писал(а):
Кстати,почему современные композитолры не спешат
использовать прямое и косвенное цитирование
спешат - это не то слово, просто
задыхаются от бега на этом пути


alexshmurak(29.05.2012 01:10)
Zera писал(а):
Я рада,что всколыхнула авторские самолюбия
Так и
представляю себе гроздь взорвавшихся от волнения самолюбивых авторов, от Вустина до
Сибилева, которые прочитали Ваш пост. Вы - настоящая Гроза Форума


Maxilena(29.05.2012 01:11)
alexshmurak писал(а):
Так и представляю себе гроздь взорвавшихся от
волнения самолюбивых авторов, от Вустина до Сибилева, которые прочитали Ваш пост. Вы -
настоящая Гроза Форума
Кластер самолюбивых авторов)))


op132(29.05.2012 01:12)
alexshmurak писал(а):
Так и представляю себе гроздь взорвавшихся от
волнения самолюбивых авторов, от Вустина до Сибилева, которые прочитали Ваш
пост.
`Большой Взрыв` для авторских самолюбий и фонограммы.


Maxilena(29.05.2012 01:14)
alexshmurak писал(а):
Вы - настоящая Гроза Форума
Что Вы,
Алексей, за что Вы так! Никакая Зера не Гроза Форума, а просто Ужас, Летящий на Крыльях
Ночи)))) (надеюсь, что сейчас она фильм о докторе Герсоне смотрит)


alexshmurak(29.05.2012 01:15)
Maxilena писал(а):
Кластер самолюбивых авторов)))
Сонор! Что там
- целые Атмосферы самолюбия! Симфония Тысячи Самолюбий!


alexshmurak(29.05.2012 01:15)
op132 писал(а):
`Большой Взрыв` для авторских самолюбий и
фонограммы.
Боюсь, разнесёт концертный зал к чёртовой матери


alexshmurak(29.05.2012 01:16)
Maxilena писал(а):
а просто Ужас, Летящий на Крыльях
Ночи))))
какие-то ужасы рассказываете...


Maxilena(29.05.2012 01:17)
alexshmurak писал(а):
какие-то ужасы рассказываете...
Я? Не, это
не я рассказываю!))


Maxilena(29.05.2012 01:18)
alexshmurak писал(а):
Боюсь, разнесёт концертный зал к чёртовой
матери
Зал не жалко, новый построят. Форум бы не разнесло...


Zera(29.05.2012 01:26)
alexshmurak писал(а):
Вы - настоящая Гроза Форума
Весьма
польщена услышать похвалу из уст-пера Оппонента(Вы же так открещиваетесь от
друг-товарищ-тем ценнее `похвалы врагов`:))


Zera(29.05.2012 01:27)
Maxilena писал(а):
Что Вы, Алексей, за что Вы так! Никакая Зера не
Гроза Форума, а просто Ужас, Летящий на Крыльях Ночи)))) (надеюсь, что сейчас она фильм о
докторе Герсоне смотрит)
Точно! На минутку вернулась,а меня уж и судят.
Это вы ,Максилена,подговорили МИкруса отвлечь меня фильмом?


op132(29.05.2012 01:28)
Zera писал(а):
Весьма польщена услышать похвалу из уст-пера
Оппонента(Вы же так открещиваетесь от друг-товарищ-тем ценнее `похвалы
врагов`:))
любопытно, Zera, слово `друг` Вы трактуете как `враг`, а `гроза` - как
однозначную похвалу.
Чувствую, скоро парадоксы тоже запишутся к Вам в друзья!


Maxilena(29.05.2012 01:28)
Zera писал(а):
Точно! На минутку вернулась,а меня уж и судят.
Это вы ,Максилена,подговорили МИкруса отвлечь меня фильмом?
Вы слишком хорошо обо
мне думаете. Микрус у нас самостоятельный.


alexshmurak(29.05.2012 01:29)
Zera писал(а):
Весьма польщена услышать похвалу из уст-пера
Оппонента
Слабо надеюсь, что когда-нибудь Вы откажитесь от этих дутых, с моей точки
зрения, характеристик (оппонент и т. д.), и начнёте относиться к форуму проще. Впрочем,
каждому своё :)


Zera(29.05.2012 01:33)
alexshmurak писал(а):
Слабо надеюсь, что когда-нибудь Вы откажитесь
от этих дутых, с моей точки зрения, характеристик (оппонент и т. д.), и начнёте относиться
к форуму проще. Впрочем, каждому своё :)
Старая песня:будь проще-и люди к тебе
потянутся!
Иная простота хуже воровства.
А форум,я уж говорила,как и весь интернет-это подмостки и столкновение чистых разумов,мы
еще не доспорили,но в другой раз.
И не путайте высшую Простоту Искуства-с простецкостью поспы какой-нибудь на три аккорда.


Zera(29.05.2012 01:35)
Zera писал(а):
И не путайте высшую Простоту Искуства-с простецкостью
поспы какой-нибудь на три аккорда.
попсы-все опечатки окаянные


Zera(29.05.2012 01:43)
op132 писал(а):
Чувствую, скоро парадоксы тоже запишутся к Вам в
друзья!
И гений,парадоксов друг...

Вспомнилось по вашему посту,прошу не понять превратно.Всем доброй ночи и до встреч.


op132(29.05.2012 01:46)
Zera писал(а):
И гений,парадоксов друг...

Вспомнилось по вашему посту,прошу не понять превратно.
исчо бы не вспомнилось -
пост на это кагбэ намекал.


op132(29.05.2012 01:48)
Zera писал(а):
А форум, как и весь интернет-это подмостки и
столкновение чистых разумов
Иммануил, ты где?..


gutta(29.05.2012 01:55)
op132 писал(а):
Иммануил, ты где?..
Пошёл за Георгом Фридрихом и
Людвигом...


alexshmurak(29.05.2012 02:28)
Zera писал(а):
И не путайте высшую Простоту Искуства-с простецкостью
поспы какой-нибудь на три аккорда.
Хорошо, постараюсь не путать


alexshmurak(29.05.2012 02:28)
Zera писал(а):
А форум,я уж говорила
Да, Вы уж говорили


alexshmurak(29.05.2012 02:36)
Zera писал(а):
Старая песня:будь проще-и люди к тебе
потянутся!
Вы хотите, чтоб к Вам тянулись люди? Или, напротив, не хотите? Не уловил


OlgaKz(29.05.2012 15:04)
steinberg писал(а):
...имянно.
Спасибо за ответ.


steinberg(01.06.2012 17:38)
Zera писал(а):
Угадали! Очень интересно средневековье(медиевистика по
научному-и именно в музыке более,чем в поэзии и живописи того времени.

http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-20903.html
Вот обещанная ссылка. Там речь идёт об одном мотете Захариуса и множестве прочих
интересных вещей. Сам мотет найдёте по одной из ссылок.


yarunskiy(14.10.2012 01:19)
Maxilena писал(а):
Кластер самолюбивых авторов)))
А кластер
`придумал` Дебюсси, или Коуэл, или Орнстайн?


victormain(14.10.2012 03:19)
yarunskiy писал(а):
А кластер `придумал` Дебюсси, или Коуэл, или
Орнстайн?
Если само слово, то всегда был Коуэлл. Если по сути - пещерное семейство:
папа, мама, бабушки-дедушки, дети-внуки. С извержением ближайшего вулкана в качестве
бурдона (хроматический кластер) или с бурдоном в виде мягкого гула океана (диатонический
кластер).


evc(04.10.2013 09:51)
не совсем та тема, но чтобы не открывать очередную, помещаю текст интервью композитора
Тарнопольского сюда: представляется, что имеется смысл в копипасте, вместо ссылки.

материал: Ян Смирницкий
газетная рубрика: ИЗНАНКА МУЗЫКИ
Московский Комсомолец № 26347 от 1 октября 2013 г. ->
http://www.mk.ru/culture/music/interview/2013/09/30/923092-zachem-russkie-horonyat-svoe-is
kusstvo.html

«Зачем русские хоронят свое искусство?

Композитор Владимир ТАРНОПОЛЬСКИЙ: «Да мы сами сделали Путина авторитарным!»

...Музыкантов-неконъюнктурщиков, упрямо идущих за своей звездой, — откровенно мало.
Авангардистов из них — еще меньше. Обычно у нас как? Одни уж и не знают, как поближе
притереться к власти, какие еще национальные центры искусств под себя подмять. Другие
ловко паразитируют на авангарде, выдавая за новость откровенный трэш. Третьи, напротив,
авангарда в упор не замечают, боясь потерять кассу. Так вот чем прекрасен композитор
Тарнопольский — он молча, без позы и рисовки много лет делает одно дело, не подстраиваясь.
Его свежие опусы почти не играются в столице (хотя он профессор Московской консерватории):
и вот впервые за восемь лет в БЗК дают российскую премьеру Eastanbul для оркестра в честь
20-летия ансамбля «Студия новой музыки» — главного детища Тарнопольского.

© Orlova

«Мы сидим на нефтяной трубе музыки»

— Владимир Григорьевич, в России у авангардной музыки всегда были проблемы с публикой...

— Ну в Москве современному искусству в целом живется куда комфортнее, чем по стране —
даже так скажу: запрос публики здесь выше предложения.

— Это за счет молодежи, нарождающегося поколения?

— Ну конечно. Причем удивительную вещь подметил — люди куда охотнее приходят на что-то
совсем новое и экспериментальное, чем на устоявшуюся классику авангарда в виде
Стравинского или Шёнберга. Но наши оперные театры и оркестры в большинстве своем не то что
недооценивают этот запрос, а принципиально не понимают ситуации! И не хотят понимать...

— Ну да, при составлении репертуара — расчет на стопроцентную популярность, рисковать все
боятся.

— Ну так в длинной перспективе они потеряют публику! Через 10 лет в филармонию никто не
пойдет. Я бы такое отношение к новой музыке отнес к разряду преступлений: они (концертные
залы и оперные театры — почти все по России) просто отлучают молодежь от искусства,
закрывают двери перед следующим поколением. И страшно то, что это невосстановимо. Упустил
поколение — и нет его...

— Я знаю разные провинциальные оркестры: многим из них — глупо звучит — не до современной
музыки. Штат разукомплектован, инструментарий плох, общественный транспорт в городе после
семи вечера не ходит...

— Тем не менее если во главе стоит заинтересованный, горячий руководитель, он скорее
привлек бы публику именно современностью, нежели превращением своего оркестра или театра в
музей. И экстремальные условия (не ходят, как вы говорите, автобусы) будут тому только
подспорьем: люди сильнее потянутся к правде. К честному искусству. Да, плохие инструменты,
да, все у нас плохо. Но было бы желание... в сытом обществе гораздо труднее работать с
публикой, чем в обществе проблемном.

— Ну вы как-то жестче высказались — жду не дождусь, когда кризис взорвет к черту этот
капитализм, эти сытые устои, тормозящие развитие искусства...

— По-моему, тогда разговор шел не о России; но даже в Москве общество очень многослойное.
И, разумеется, сверхсытая, пресыщенная часть — это не публика для современной музыки,
пустое место. А даже если они и придут, то только для того, чтоб показать свои наряды. И
вот их животную мораль, их первобытное мировоззрение может разрушить только сильный
кризис. Не экономический, так экологический. И все нынешние годы психология пожирания
будет проникать во все сферы, в искусство? Тут прямая зависимость: у общества, которое
ничего не производит, а живет только за счет своих недр, и искусство будет точно таким же.
Вон оркестры наши постоянно играют классику, а классика — это такой же природный ресурс,
как нефть. От постоянного употребления она амортизируется, теряет смыслы...

— Такую точку зрения на классику слышу впервые...

— А вы как думали? Прослушайте ваше самое любимое произведение много раз в течение сезона
— да оно станет противным! Надо ж бережно к классике относиться. Каждое прикосновение
болезненно. Нельзя, коммерчески разъезжая по стране, играть по сто раз соль-минорную
симфонию Моцарта. Есть оркестры, которые только на этом и сидят, у них и десяти программ
не наберется, одни шлягеры.

— Этакое сидение на нефтяной трубе музыки...

— Ну конечно. А важно слушать то, что художник рождает сейчас, ведь хочет он того или
нет, но современные актуальные вопросы бытия все равно проникают в ткань его музыки — и
слушатель этим насыщается... Именно это важно, а не проблема коммерческой раскрутки новой
музыки — мы, кстати, делаем всегда бесплатным вход на наши концерты в Рахманиновском зале.
Еще раз повторюсь: столичная молодежь тянется к экспериментальному искусству, но находит
его только на альтернативных площадках. Уходя при этом с площадок официальных, из больших
и малых театров. То есть через 10–20 лет зрителя там не будет, филармонии вымрут (став
бранным словом), а здания можно будет выгодно сдавать... А молодежь должна узнавать обо
всем новом в подворотне.

— Ну я и от солистов постоянно слышу: нам Моцарта—Баха—Бетховена еще на 200 лет хватит...

— Солисты вообще не разучивают новую музыку! Это ж замкнутый круг. Причем хуже стало, чем
в советские времена: тогда хоть разнарядка была — обязательно сыграть хоть одно
современное сочинение. И так сейчас везде в мире, вот сравните: приезжают к нам немецкие,
американские оркестры — обязательно в программу входит новый опус (другое дело, есть
проблемы со вкусом, голливудский привкус). А посмотрите на гастроли наших оркестров —
кроме Гергиева, который хоть какие-то современные вещи возит, никто ничего не делает.
Взять даже прежних советских звезд: что играл Кремер в 80-е годы, когда авангард был как
бы под запретом? Шнитке, Ноно... что играет Кремер сейчас, в эпоху свободы? Абсолютный
кафе-шантан. То есть рынок оказался сильнее любого КГБ.

«У нас вся культура инерционная — что было, то и будет»

— А если пофантазировать: чем государство могло бы помочь современной музыке?

— Во-первых, в обязательном порядке нужно рассказывать на концертах, ЧТО есть вообще
современная музыка. Подавать ее грамотно — чтоб человек понимал ту историческую ауру,
когда это все писалось. И тогда «Весна Священная» или Симфония псалмов Стравинского
вызовет гигантский интерес даже в тех городах, где транспорт не ходит после семи. Театры
должны ставить непродолжительные камерные оперы XX века (их множество) и не бояться, что
они «коммерчески невыгодны»: да, шесть-семь раз показал — и до свидания. Это нормально.

— Ну и система образования...

— Ее надо вообще кардинально менять. Ну что это такое — еще пару лет назад, это в эпоху
Интернета, ко мне из Питера приезжали ученики за нотами Булеза 60-х годов XX века? А это
уж классика-переклассика! В вузах этого не дают. То же самое, кстати, и у художников, у
артистов. Сплошной консерватизм, новые течения не проникают. А в музыке нужно прежде всего
учить работать с ритмом, а то наши просто не умеют играть нашего же Стравинского с его
ритмическими сложностями и перебивками. Да о чем я вообще! Солист выпускается из
консерватории и не знает имен «современных композиторов» моложе Малера! XX век в учебных
программах (за исключением МГК) не ночевал.

— Что потом отражается на репертуаре.

— Естественно. Особенно в плачевном состоянии находится русский музыкальный авангард.
Попробуйте найти ноты или тем более записи, скажем, Мосолова, Попова или Николая Рославца
(нашего Шёнберга, как его называли). Этого нет. Шутка ли: через 70 лет после написания мы
сыграли премьеру камерной симфонии Рославца — знаковый для истории музыки опус! Когда-то я
совершил один грех (или, напротив, дело благородное): привез сюда директора нотного
издательства Шотт. И он заключил договор с наследниками Рославца — и слава богу: теперь
весь Рославец издан. Но не у нас, а в Германии. А вы знаете, что наше государство, давая
оркестрам гранты, заставляет их непременно играть какой-то процент современной музыки в
сезон? Увы, оркестры подходят к делу формально: вставляют легкую «музыку настроения», а не
настоящую, contemporary. Так что надо с ними пожестче: раз организм полумертвый, вводите
инъекции! Не получается — освобождайте с постов худруков.

— Вы не представляете, как чудно пропагандирует современную музыку Оркестр де Пари п/р
Пааво Ярви: композитор, улыбаясь, сидит в зале среди школьников, оркестр играет фрагменты
по две-три минуты, затем красивая дикторша объясняет, что композитор в этих тактах имел в
виду. Тут же художница отображает на огромном экране «настроение»...

— Да ни один европейский оркестр не сможет существовать без детских программ новой
музыки! На это главная ставка. Воспитывать смолоду вкус и понимание. А сколько там
произведений с участием детей... нам и изобретать ничего не надо — просто осваивай
зарубежный опыт. Я, кстати, писал для Англии большое произведение, затем исполненное в
Барбикан-холле двумя сотнями детишек — как музыкантами, так и нет. Здорово! Они кидаются
на современную музыку, как на живую пеструю игрушку. Им не до симфоний Бетховена,
понимаете? Ну что вы, в Германии учителей учат, как просто и остроумно объяснять детям до
10 лет смысл авангардной зубодробительной пьесы. А у нас культура инерционная — что было,
то и будет... и политика такая же.

— У молодых композиторов, выходящих из консерватории, есть будущее?

— Начнем с того, что Россия относится к тем немногим европейским странам, где нет системы
госзаказов. А зря. Мы в большом долгу перед потрясающими композиторами старшего поколения,
например Александром Вустиным, которому недавно исполнилось 70 лет. Вот спросите: кто для
меня самый главный авторитет музыкальной жизни 80-х годов XX века? Я отвечу: не Шнитке, не
Денисов, не Губайдуллина, но Вустин. Он написал вещи, наиболее полно отражающие эпоху. И
его часто исполняют... в Голландии, Швейцарии, Германии. А у нас? Что? Где? Ничего! У
Вустина лежит опера, которая создавалась лет 15–20 и нигде не ставилась. Какое счастье для
режиссера оперного театра! Но — нет! Или вспомнить Романа Леденева... Все эти люди прожили
труднейшую жизнь, но на родине они никому не нужны. Их просто не существует в музыкальной
практике.

— Так с молодыми еще сложнее...

— С молодыми ситуация странная. На альтернативные музыкальные формы, перформансы да
инсталляции (заказываемые центрами современного искусства) деньги есть. И деньги
приличные. Если же ты занимаешься «чистой музыкой» — тут без шансов. Нет, я искренне рад
за тех композиторов, кто уходит в перформансы, но не могу пройти мимо их часто страдающего
качества. Ведь мне, увы, немало лет, и историю музыки я знаю неплохо. Так что имею
представление о целой волне советских шумовых оркестров 20-х годов, затем скратч-оркестров
(протестные «царапающие» оркестры) в Англии 60-х... получается, нынешние перформансисты —
это уже третья волна всего того, что делалось почти 100 лет назад.

— И шлака они играют много...

— Я бы сказал, много дилетантского. Дело в том, что альтернативным центрам не нужна
музыка. Им нужны жесты. Это происходит во всем мире и во всех искусствах. Просто в России
это нынче чувствуется острее: да, в музыке всегда есть место для провокации. Допустим. Но
нельзя целиком подсаживаться на жест и провокацию, когда собственно музыкальная основа
перестает иметь значение. Это, кстати, волнует меня куда сильнее, чем все, о чем мы выше
говорили. Художник должен мыслить посредством своего материала. И в этом, кстати, критерий
— художник он или нет.

— А когда кругом одни яркие жесты...

— Ну тогда приходит смерть искусству. Хотя для СМИ, для телевидения это самая выигрышная
тема — приехать на фестиваль и заснять, как гвоздями возят по роялю. Да, радикализм в
моде. Но, говоря серьезно, тенденция очень опасная. Тем более у нас современной музыки как
единого процесса не было, и теперь за нее могут воспринимать что угодно... вымирают
нервные окончания, отвечающие за хороший вкус. Жест заполняет собой все и в театре, и в
арте, и в музыке. По сути, он пытается подменить собой искусство. И это пугает. Ведь
искусство — очень трепетная субстанция, без брони, без кожи... недаром, в наших концертах
мы играем много современной французской и итальянской музыки — у латинян сохраняется
чувственное ощущение красоты самого материала, он им больше интересен, чем пустой жест
(потому же, кстати, мы до сих пор восторгаемся дизайном итальянской обуви или дамских
сумочек).

«Я оптимист, но не благодаря, а вопреки»

— Как-то вы обмолвились о нравственном падении, продажности деятелей культуры,
вынужденных бегать за подачками властей...

— Вот нашему ансамблю исполняется 20 лет. Первые 15 лет мы существовали вообще непонятно
на чем; сейчас получаем поддержку от Минкульта. Так что мы тоже зависим. Конечно же. Но
пикантность заключается в том, что мы зависим не от ситуации (то есть хорошо или плохо мы
работаем, есть публика или нет — это бы я понял), а ПЕРСОНАЛЬНО — от тех людей, которых
назначают на пост министра. И получается, что сейчас министр заинтересован в одном,
прошлый — в другом, а позапрошлый — в третьем. Ну нельзя же отождествлять государство с
конкретными министрами и их интересами!

— Ну да, вектор меняется каждый день. То еще десять лет назад каждому с широкого плеча
дарилось по театру, то вдруг взят курс на оптимизацию, театры сливаются, закрываются...

— Вот и получается, что все зависят от подачек. Посмотрите, какая очередь выстраивалась к
вновь назначенному Суркову... у тех, кто к нему поближе, — всё в порядке. И каждый из
народных артистов, находящихся у руля, старается все решить, минуя Минкульт, через
Администрацию Президента... Ну что это такое? Что это за бонапартизм? «Авторитарный Путин»
— это продукт в первую очередь нас самих. Я хорошо помню время, когда Путин был еще и.о.
президента, и в «Александр Хаус» устраивалась встреча — пришли все крупнейшие актеры и
режиссеры, которых мы все обожаем. Так что вы думаете? Очередь стояла коленопреклониться!
Очередь! Так кто создает авторитаризм?

— И к чему это ведет?

— Выигрывает не программа, не идея, а степень твоей приближенности к власти. И на это
противно смотреть. Я не уверен, было ли такое даже при царях. Меня на Западе спрашивают —
а почему Россия такая озлобленная? Вот я и отвечаю, что, с одной стороны, это ваше
западное высокомерие по отношению к России, но с другой — непреодоленный феодализм,
верноподданнический инстинкт, живущий в головах россиян...

— И традиционно последний вопрос: у музыки есть будущее или все музыкальные практики себя
исчерпали?

— Теории о конце искусства очень модные. Но я с ними сталкиваюсь почему-то только в одной
стране — России. Это удивительно. Опять же, все это из-за состояния нашего общества —
очень хочется побыстрее на всем поставить точку. Потому что внутренне мы понимаем, что
нефть скоро кончится, страна находится в полураспаде, и автоматически приписываем всему
смертельные диагнозы... Нет, музыка не заканчивается, все развивается, столь упаднических
идей нигде в мире нет. У нас просто неправильно прочитали знаменитое эссе Ролана Барта
1967 года «Смерть автора», положившее начало модным суицидальным теориям... такое из нее
накуролесили! Вы, кстати, знаете, откуда пошло русское слово «куролесить»? Это начальные
слова молитвы «Господи, помилуй» — Kyrie eleison. Вот когда «кири элейсон» попадает в
Россию, оно превращается в «куролесить». И так во всем — с капитализмом, с концом
искусства, с началом новой эры. Мы не внедряемся в сущность, а потом напарываемся на
собственные грабли. Искусство будет жить столько, сколько общество.

— Являясь его портретом...

— Верно. И если общество абсолютно бесчувственное, безыдейное — как сейчас, будет ровно
такое же и искусство. Цирк жестов и провокаций... Наше общество не просто холодное (и
Франция холодная, и Германия тефлоновая), общество агрессивно-хапужническое и лицемерное.
Сверху с экранов льется елей о патриотизме и единстве, а реальность-то прямо
противоположная.

— Но хоть немного радужные перспективы у нас есть?

— Есть. Есть необъяснимый для меня феномен, который очень радует. Я ж преподавал или был
с мастер-классами во всех странах Европы, в Америке... Так вот, таких мотивированных
молодых людей, как в России, не встречал нигде. Здесь потрясающая молодежь. Студент в
консерватории в Германии и наш студент — абсолютно разные вещи, разные мотивации. И это
объясняется просто. На Западе ты родился — и (если не будет войн и революций) ты уже
автоматически личность. А здесь родишься — ты ноль, никто, тебя — если поплывешь по
инерции — сотрут жерновами дикого общества. Но если пробьешься сквозь все это — станешь
сильным, большим, матерым. То есть на Западе функционирует система: пришел руководитель,
ушел руководитель — ничего не меняется. У нас же не работает ничего, вся страна — на
ручном управлении. Но те, кто в этом хаосе выживает, — они настоящие люди... поэтому я
оптимист. Но не благодаря, а вопреки.»


abyrvalg(04.10.2013 10:16)
evc1 писал(а):
не совсем та тема, но чтобы не открывать очередную,
помещаю текст интервью композитора Тарнопольского сюда: представляется, что имеется смысл
в копипасте, вместо ссылки.
Великолепная статья, многое из того, что он написал -
истинная правда. Все это как-то вертелось в голове, но он точно и емко сформулировал в
небольшой статье.
Вообще, после этой статьи еще раз убеждаешься в неискоренимом феодализме в головах наших
деятелей, да и музыка по-прежнему в большом долгу.


maksimBulatov(04.10.2013 11:06)
Статья хорошая,но русофобская. Мол, на Западе все ок,а у нас все тяжело-поэтому у нас
такие личности. не правильно это! Ну,если у них идет вырождение общества,то не надо писать
плохо о России. У меня есть ощущение подъема молодежи. Наконец-то диктат коммунистов и
стариков-нигилистов заканчивается-начинается новая Великая эпоха Страны Россия! И музыка
будет в 21 веке другая. Не будет такого тотального диктата моды,а будет свободная
композиция. Слава Богу,мы живем в наше время-время абсолютной свободы.


abyrvalg(04.10.2013 11:28)
maksimBulatov писал(а):
Статья хорошая,но русофобская. Мол, на Западе
все ок,а у нас все тяжело-поэтому у нас такие личности. не правильно это! Ну,если у них
идет вырождение общества,то не надо писать плохо о России.
Ну так напишите свою
статью, типа `жить стало лучше, жить стало веселее`.


Andrew_Popoff(04.10.2013 13:27)
maksimBulatov писал(а):
Статья хорошая,но русофобская.
Максим,
не стоит все явления мира делить на русофобские и русофильские. На Западе живут нормальные
люди, такие же как и мы, только, в основном, более спокойные и вежливые. До русофобии им,
в общем, никакого дела нет, как и до России. И нам тоже нет никакого дела до франкофобии
или англофобии, или италофобии. И тоже не особенно интересуют будущие судьбы этих стран. У
всех свои проблемы. А статья о музыке, и сравнения, к которым прибегает Тарнопольский,
неизбежны. Такова уж наша (исконно русская) традиция - сравнивать себя с ними.


patlayenko(04.10.2013 16:53)
maksimBulatov писал(а):
Статья хорошая,но русофобская.
Вот,
режьте меня на части,но РУСОФОБИИ я не обнаружил...

Наверное для этого требуется более острый слух,коим я не обладаю.


patlayenko(04.10.2013 17:00)
А интервью Тарнопольского очень точное,а ГЛАВНОЕ - не коньюктурное и духовно
заинтересованное. СПАСИБО !!!


evc(04.10.2013 17:48)
Владимир Тарнопольский говорит:
... Так вот, таких мотивированных
молодых людей, как в России, не встречал нигде. Здесь потрясающая молодежь ... на Западе
функционирует система: пришел руководитель, ушел руководитель — ничего не меняется. У нас
же не работает ничего, вся страна — на ручном управлении. Но те, кто в этом хаосе
выживает, — они настоящие люди... поэтому я оптимист.
разве это русофобство!?

наоборот, Тарнопольский ратует за российский менталитет и верит в будущее...


alexshmurak(04.10.2013 18:02)
maksimBulatov писал(а):
Статья хорошая,но русофобская.
Человек
хороший, но Максим Булатов


victormain(04.10.2013 18:11)
yarunskiy писал(а):
А кластер `придумал` Дебюсси, или Коуэл, или
Орнстайн?
Апподжиатуры у клавесинистов давали порой полноценный кластер. В народном
пении их также было полно. Так что всё гораздо раньше. Ну, 9-я Бетховена - само собой,
Деревенские музыканты Моцарта (?) тоже. Но там кластеры специфические, складывающиеся из
полифункциональности. Вертикль, тем не менее, кластерная в итоге. Кстати, знаменитый мотет
Таллиса тоже звучит в накоплении кластером, и автор это явно имел в виду, превосходно
понимая храмовую акустику.






Наши контакты